Научная статья на тему 'Особенности формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры психолого-педагогического направления'

Особенности формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры психолого-педагогического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ / REFLEXIVE AND PHENOMENOLOGICAL COMPETENCE / EXISTENTIAL VALUES OF EDUCATION / MODEL OF SUBJECT-SUBJECT ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Ниязбаева Наталья Николаевна

В статье выявлены особенности формирования рефлексивно-феноменологической компетентности в процессе актуализации экзистенциальных ценностей образования, проведен анализ экзистенциальных ценностей как смыслообразующего основания образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Ниязбаева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of reflexive-and-phenomenological competence of graduates from psycho-pedagogical magistracy

The article reveals peculiarities of reflexive-and-phenomenological competence development in the process of actualization of existential values of education, provides results of the analysis of existential values as essence-developing basis of education

Текст научной работы на тему «Особенности формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры психолого-педагогического направления»

В. И. Долгова

(Челябинск, Россия) Н. Н. Ниязбаева

(Костанай, Казахстан)

Особенности формирования рефлексивнофеноменологической компетентности выпускников магистратуры психолого-педагогического направления

В статье выявлены особенности формирования рефлексивно-феноменологической компетентности в процессе актуализации экзистенциальных ценностей образования, проведен анализ экзистенциальных ценностей как смыслообразующего основания образования

Содержательные характеристики рефлексивно-феноменологической компетентности составляют смысловое наполнение профессии и жизни, переживание внутренней свободы и уверенности в будущей профессиональной деятельности, воплощение в практике преподавания глубинных смыслов, фундаментальных экзистенциальных ценностей образования, способность вербально выразить свои переживания как интенсивный опыт, чувствительность к проблемам профессиональной реальности [3, 6, 8, 11].

Рефлексивно-феноменологическая компетентность выпускника магистратуры - это профессиональное качество личности, позволяющее быть чувствительным к проблемам профессиональной реальности, отчетливо понимать последствия своих действий, описывать свои переживания как интенсивный опыт жизни, воплощать в практику преподавания глубинные смыслы образования, фундаментальные образовательные ценности [4, 5].

Согласно современной концепции экзистенциальной аксиологии [2] ценности есть доминанты сознания и экзистенции, направленные на достижение совершенного бытия, креативно влияющие на внутреннее развитие личности и окружающий мир через наполнение их значимостью и смыслами.

Психологи-экзистенциалисты подчеркивают: экзистенциальные феномены - не просто бытийные способы человеческого существования. Через них человек обретает смысл жизни, они есть и способы, с помощью которых человек понимает себя в каждой своей роли и через такие смысловые горизонты

стремится объяснить одновременно бытие всех вещей, и в этом заключен антропологический аспект экзистенциальных ценностей.

Для определения основных направлений воплощения в практике актуализации экзистенциальных ценностей образования как средства формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры в исследовании применен метод научного моделирования. Основными этапами моделирования актуализации экзистенциальных ценностей образования как средства формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры являются постановка цели, построение модели, проверка модели на достоверность и психологическую безопасность [1], применение и обновление модели (см. рис., с. 112].

Психолого-педагогическими условиями субъект-субъектной актуализации экзистенциальных ценностей образования магистрантов являются: субъектность учащихся, субъ-ектность преподавателя, образовательная событийность как субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучающихся.

Методы актуализации ценностей образования - это совокупность педагогических действий, направленных на организацию процесса перевода ценностей из латентного, неосознанного состояния в осознаваемое, процесс практического воплощения обнаруженных ценностей в непосредственный процесс образования.

Общей целью проведенного моделирования являлось исследование возможностей субъект-субъектной актуализации экзистен-

I

и

Т

X

ь

о

X

|_

03

з:

с*

Цель: формировать рефлексивно-феноменологическую компетентность выпускников магистратуры в процессе актуализации экзистенциальных ценностей образования

Задача 1: определить степень выраженности экзистенциальных ценностей в образовательной бытийности выпускников магистратуры Задача 2: определить уровень рефлексивности и характер рефлексивнофеноменологических суждений выпускников магистратуры

О)

3

Я

х а. х н

си

1. «Данности современного образования».

2. «Экзистенциальные дихотомии образования».

3. «Шкала экзистенциальной исполненности» (А. Лэнгле, К. Орглер).

о

I—

Ш

=Г ш 2 Ї ^ а» 2

§ Н <и

0

1

о

1. Диагностика уровня развития рефлексивности (А. В. Карпов).

2. Методика определения уровня сформированное™ рефлексии (О. Калашникова).

3. Проективные методики.

С

ГО

1-

п

ЇХ

X

3

2

>>

о.

г

о.

о

е

Цель: формировать рефлексивно-феноменологическую компетентность выпускников магистратуры в процессе актуализации экзистенциальных ценностей образования

ПЗ

X

со

3

I

со-

программа субъект-субъектной актуализации экзистенциальных ценностей образования «Переживание ценности»

Цель: определить эффективность реализации программы

Рефлексивный круг. Рефлексивные суждения.

Рисование

Психологическая техника Хломова

Психологопедагогический анализ худож. фильмов и литературных произведений

Дневники. Феноменологические отчеты

Микрообучение и самоанализ

О і

I!

1. Проективные методики.

2. Диагностика уровня развития рефлексивности (А. В. Карпов).

3. Методика определения уровня сформированности рефлексии (О. Калашникова).

Результат: сформированная рефлексивно-феноменологическая компетентность выпускников магистратуры в процессе актуализации экзистенциальных ценностей образования

Рис. Модель формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры посредством субъект-субъектной актуализации экзистенциальных ценностей образования.

циальных ценностей образования как средства формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры.

Эмпирическое исследование проводилась на базе Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова в период с 2010 года по 2013 год. В эмпирическом исследовании на разных его этапах приняли участие 62 учащихся магистратуры первого и второго годов обучения разных специальностей. Также на этапе констатирующей части исследования приняли участие 87 педагогов разных специальностей, 79 государственных служащих, 80 студентов бакалавриата КГУ им. А. Байтурсынова.

В эмпирическом исследовании мы выдели три группы учащихся магистратуры, которые условно обозначили: «Преподаватели» (18 чел. / 29%], «Вчерашние студенты» (29 чел. / 47%], «Другие профессии» (15 чел. / 24%]. Всего - 62 учащихся магистратуры.

На формирующем этапе исследования поставлена задача: разработать, апробировать технологию субъект-субъектной актуализации экзистенциальных ценностей образования как средство формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры и обосновать ее эффективность. Полагаем, что содержание занятий в рамках этой технологии способствует формированию аргументированных, развернутых рефлексивно-феноменологических суждений, рефлексивному видению жизненной ситуации, способности использовать опыт переживания экзистенциальных ценностей в образовательный процесс, в процесс взаимодействия со студентами в будущей профессиональной деятельности.

Основными методами формирующего исследования являются рефлексивно-деятельностный и рефлексивно-феноменологический. Рефлексивно-деятельностный метод предполагает и постулирует взаимодействие, функциональное единство целостных процессов рефлексии и деятельности во всём многообразии их связей [7]. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет рассматривать рефлексию в качестве механизма развития и реализации деятельности, в свою очередь деятельность является предметом рефлексии [10]. Используя рефлексивно-феноменологические методы, мы делаем ставку на рефлексивное осознание информации, на размышле-

ние, наблюдение, чувствование. Первенство феноменологической точки зрения в той или иной педагогической ситуации означает способность отталкиваться от феномена как такового, а не от определенных установок, догм, правил, теорий [9].

Содержательная часть технологии актуализации экзистенциальных ценностей образования у выпускников магистратуры представлена в психолого-педагогической программе «Переживание ценности».

Цель программы - формирование рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры как будущих преподавателей вуза посредством актуализации экзистенциальных ценностей образования.

Результаты констатирующей части экспериментального исследования показали, что на степень экзистенциальной исполненности как субъективного осознания своей жизни значимое влияние оказывают дихотомии: «ограниченность-свобода», «принуждение-ответственность», «заданность-творчество», «типичность-уникальность». Результаты методики «Экзистенциальные дихотомии образования» показали самые низкие количественные выборы в перечисленных дихотомиях. Следовательно, программу «Переживание ценности» мы разрабатывали, делая акцент на актуализацию ценностей свободы, ответственности, творчества, уникальности.

Задачи программы: 1] актуализировать экзистенциальные образовательные ценности: свободу, ответственность, творчество, уникальность; 2] способствовать более глубокому пониманию значения и экзистенциального смысла актуализированных ценностей; 3] обнаружить способы преодоления стереотипов в деятельности преподавателя, ограничений своих возможностей в рефлексии и феноменологии значений, смыслов, переживаний; 4] развивать способности к рефлексивно-феноменологическому пониманию себя, своего бытия, своего бытия с другим человеком; 5] содействовать гуманистической направленности в будущей профессиональной деятельности выпускников магистратуры.

Психологическая задача программы - инициировать потребность актуализации, создать настрой, в котором интенсифицируются внутренние переживания будущих преподавателей, направленные на осознание и осмысленность глубинной ценностной значимости своего образования и всей своей жиз-

ни, для воплощения этого переживания в перспективную профессиональную практику. Используемые в практике преподавания художественные фильмы, литературные произведения, пословицы и поговорки, афоризмы релевантны живому процессу переживания, опосредствуют его и именно поэтому оказываются настолько действенными в отличие от дидактических указаний и директивных методов обучения.

Основные формы и методы работы: рефлексивно-деятельностная и рефлексивно-феноменологическая практики: рефлексивный круг, обсуждение, рефлексивные тренинговые упражнения, ассоциативное рисование и рисуночные техники, экзистенциальная беседа, рефлексивный анализ событий (сочинения, эссе], психолого-педагогический анализ художественных фильмов и литературных произведений, ведение психологического дневника (феноменологические описания магистрантов].

Программа актуализации экзистенциальных ценностей образования состоит из 12 занятий продолжительностью 50 минут. Все практические занятия имеют единую структуру: 1. Приветствие. 2. Обратная связь (рефлексия прошлого занятия]. 3. Цель предстоящей работы. 4. Основная часть. 5. Заключительная часть. Групповая рефлексия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа актуализации экзистенциальных ценностей образования включает этапы:

1. Значимость. Задача: осознать и эмоционально соотнести свой образовательный опыт с экзистенциальными ценностями.

2. Смысл. Задача: обнаружить экзистенциальные смыслы своего образования.

3. Переживание. Задача: воплотить обнаруженные ценности в образовательный процесс.

На этапе «Значимость» происходило совместное обсуждение и осмысление развития современного образования, экзистенциальных смыслов и ценностей образовательного процесса в единстве философских, психологических и педагогических аспектов, представлений об образовании как феномене человеческой жизни.

Задачей этапа «Смысл» являлась ориентация преподавателей на выбор гуманистической, развивающей, свободоцентрированной стратегии в образовательной практике через преодоление авторитарной, догматической, технократической, адаптивно-дисциплинар-

ной, знаниевой стратегии. Занятия на этом этапе включают вопросы на смысловую ориентировку в темах, психолого-педагогиче-ский анализ специально подобранных документальных, художественных фильмов, литературных произведений, свидетельствующих о значимости и смысле экзистенциальных ценностей.

На этапе «Переживание» предлагались техники и упражнения в практических ситуациях, позволяющие «пережить» ценности в собственном опыте. Переживание способно совершить переворот в человеческих представлениях, взглядах, установках, вкусах, позициях, во всем том, что человек не может изменить с помощью напряжений сознания и усилий воли (Ф. Василюк].

С целью проверки модели актуализации экзистенциальных ценностей образования как средства формирования рефлексивно-феноменологической компетентности, эффективности технологии и программы «Переживание ценности», подтверждения гипотезы исследования была проведена повторная диагностика рефлексивности [6] и типа рефлексивно-феноменологических суждений выпускников магистратуры на основе качественного анализа эссе, творческих заданий, дневников магистрантов. В процессе реализации программы у выпускников магистратуры произошли изменения в уровне рефлексивности и типе рефлексивно-феноменологических суждений.

Анализ достижения уровней рефлексивности выпускниками магистратуры по методике А. В. Карпова показал, что изменилось количество учащихся с низким уровнем рефлексивности в группах «Другие профессии» и «Преподаватели», увеличилось количество учащихся магистратуры со средним и высоким уровнями во всех трех группах.

Статистические различия (для сравнения процентных величин до и после эксперимента] проверялись при помощи х2 (хи-квадрат критерий] при степени свободы т-1=2 с вероятностью допустимой ошибки р< 0,001].

Выявлены статистически значимые различия в группах «Вчерашние студенты» и «Другие профессии» с низким и средним уровнем рефлексивности; в группе «Преподаватели» -у респондентов со средним и высоким уровнем рефлексивности. Не выявлено различий в группах «Вчерашние студенты» и «Другие профессии» с высоким уровнем рефлексивно-

Таблица

Сравнительные значения уровня рефлексивности (до и после формирующей части эксперимента]

Группы учащихся магистратуры Уровень рефлексивности

Низкий (%] Средний (%] Высокий (%]

до после х2 до после Х2 до после х2

«Вчерашние студенты» (29 чел.] 17.3 10.3 21.7 72.4 79.4 21.8 10.3 10.3 0.0

«Другие профессии» (15 чел.] 13.3 6.7 20.4 60.0 66.6 21.4 26.7 26.7 0.0

«Преподаватели» (18 чел.] 5.5 5,5 0.0 72.3 61.2 24.6 22.2 33.3 24.5

сти и в группе «Преподаватели» с низким уровнем рефлексивности (таблица]. Однако анализ результатов методики диагностики уровня рефлексивности после формирующего эксперимента показал, что значения рефлексивности во всех группах респондентов имеют тенденцию к повышению, несмотря на то, что количество респондентов в группе «Преподаватели» - низкий уровень, в группе «Другие профессии» - высокий уровень, в группе «Вчерашние студенты» - высокий уровень не изменилось.

В группе «Вчерашние студенты» количество учащихся с низким уровнем рефлексивности уменьшилось с 5 до 3 человек (менее 114 баллов]; количество учащихся со средним уровнем рефлексивности увеличилось на 2 человека (с 72,4% до 79,4%] (114-140 баллов]. В группе «Другие профессии» количество человек с низким уровнем рефлексивности уменьшилось до 1 (с 13,3% до 6,6%], соответственно увеличилось количество респондентов со средним уровнем на 1 (с 60,0% до 66,6%]. В группе «Преподаватели» уменьшилось количество учащихся со средним уровнем рефлексивности на 2 человека (с 72,3% до 61,2%], соответственно увеличение показателей с высоким уровнем с 22,2% до 33,3% (140 баллов и выше].

Качественная оценка творческих заданий, эссе, сочинений-размышлений показала, что изменился количественный показатель выраженного, развернутого, аргументированного

типа рефлексивно-феноменологических суждений магистрантов (увеличение количественного показателя с 12,9% (8 уч-ся] до 16,2% (10 уч-ся], что характеризуется четким выражением субъективных переживаний, жизненных позиций, ценностных предпочтений, использованием местоимения «я»; философствованием о своем образовании и жизни; оцениванием себя, своего поведения; выражением последовательного субъективного мнения относительно своей жизни; ярко выраженной рефлексивной оценкой событий. Изменился количественный показатель выраженного, частично развернутого, неаргументированного типа рефлексивно-феноменологических суждений магистрантов (увеличение количественного показателя с 37,1%

- 23 уч-ся до 43,6% - 27 уч-ся]. Соответственно зафиксировано изменение количественного показателя невыраженного, неразвернутого, неаргументированного типа рефлексивнофеноменологического суждения (уменьшение с 50% - 31 уч-ся до 40,3% - 25 уч-ся].

Проведенное исследование позволило спроектировать модель актуализации экзистенциальных ценностей образования как средства рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры и доказать возможность применения модели актуализации экзистенциальных ценностей образования в процессе формирования рефлексивно-феноменологической компетентности магистрантов.

Литература

1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. - 2012. - №4. - С. 11-17.

2. Баева Л. В. Экзистенциальная аксиология // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2006.

- № 2. - С. 33-40.

3. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. - Псков : ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. - 216 с.

4. Браун М., Фрай Х., Маршалл С. Рефлексивная практика : реф. // Обучающиеся преподаватели в изменяющемся университете : материалы междунар. науч.-практ. конф. «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению», Минск, 29-30 апреля 2002 г. - Минск : БгУ, 2002. - С. 56. -То же : [Электронный ресурс]. - URL: http://charko.narod.ru/in-dex36.html/

5. Звенигородская Г. П. Теория и практика рефлексивного образования на основе феноменологического подхода : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Хабаровск, 2002. - 40 с.

6. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. -Т. 24. -№ 5. - С. 45-57.

7. Кузьмина Е. И. Психология свободы: теория и практика. -СПб.: Питер, 2007. - 336 с.

8. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. - СПб.: Тускарора, 1996.

9. Куренкова Р. А. Феноменология образования: современный диалог философии и педагогики // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - № 1. - С. 43-49. - То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.congress2008.dialog21.ru/Do-к^у/11010.Ыт/

10. Осипова Т. П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2. - № 1. - С. 163-166.

11. Семенов И. Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика // Психология. - 2005. -№ 4. - С. 65-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.