Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
218
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СИСТЕМА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Домашова Е. В.

В статье актуализирован вопрос изучения опыта формирования эффективной системы управления социальной защитой населения региона. Рассмотрены основные социально-географические, природно-климатические особенности региона, этнокультурные особенности, обусловливающие формирование эффективной системы управления социальной защитой республики. Отмечено что, недооценка этих особенностей формирования системы управления социальной защитой населения в Республике Алтай в значительной степени снижает ее эффективность. Рассмотрены структурные подразделения Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и подведомственные учреждения. В результате проведенного анализа интернет-ресурсов, а также теоретического анализа отчетов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай были выявлены проблемные направления функционирования системы управления социальной защитой республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROTECTION MANAGEMENT SYSTEM IN THE ALTAI REPUBLIC

The article actualizes the issue of studying the experience of forming an effective management system of social protection of the population of the region. The paper considers the main socio-geographical, natural and climatic features of the region, ethno-cultural features that determine the formation of an effective social protection management system of the republic. The author notes that the underestimation of these features of the formation of the social protection management system in the Altai Republic significantly reduces its effectiveness. The study considers the structural divisions of the Ministry of Labor, Social Development and Employment of the Population of the Altai Republic and subordinate institutions. As a result of the analysis of Internet resources as well as theoretical analysis of the reports of the Ministry of Labor, Social Development and Employment of the Altai Republic, problematic areas of the functioning of the social protection management system of the republic were identified.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ»

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ

УДК 364

Домашова Елена Викторовна

ст. преп., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1402-9272 е-mail: lenus9habarova@mail.ru

Elena V. Domashova

Senior Lecturer, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia

ORCID: 0000-0002-1402-9272 е-mail: lenus9habarova@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2021-4-174-180

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Аннотация. В статье актуализирован вопрос изучения опыта формирования эффективной системы управления социальной защитой населения региона. Рассмотрены основные социально-географические, природно-климатические особенности региона, этнокультурные особенности, обусловливающие формирование эффективной системы управления социальной защитой республики. Отмечено что, недооценка этих особенностей формирования системы управления социальной защитой населения в Республике Алтай в значительной степени снижает ее эффективность. Рассмотрены структурные подразделения Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и подведомственные учреждения. В результате проведенного анализа интернет-ресурсов, а также теоретического анализа отчетов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай были выявлены проблемные направления функционирования системы управления социальной защитой республики.

Ключевые слова: стратегия, система, межведомственное взаимодействие, уровень жизни населения, эффективность, система, управление социальной защитой, ресурсное обеспечение

Для цитирования: Домашова Е.В. Система управления социальной защитой населения в Республике Алтай// Вестник университета. 2021. № 4. С. 174-180.

SOCIAL PROTECTION MANAGEMENT SYSTEM IN THE ALTAI REPUBLIC

Abstract. The article actualizes the issue of studying the experience of forming an effective management system of social protection of the population of the region. The paper considers the main socio-geograph-ical, natural and climatic features of the region, ethno-cultural features that determine the formation of an effective social protection management system of the republic. The author notes that the underestimation of these features of the formation of the social protection management system in the Altai Republic significantly reduces its effectiveness. The study considers the structural divisions of the Ministry of Labor, Social Development and Employment of the Population of the Altai Republic and subordinate institutions. As a result of the analysis of Internet resources as well as theoretical analysis of the reports of the Ministry of Labor, Social Development and Employment of the Altai Republic, problematic areas of the functioning of the social protection management system of the republic were identified.

Keywords: strategy, system, interdepartmental interaction, standard of living of the population, efficiency, system, management of social protection, resource provision.

For citation: Domashova E.V. (2021) Social protection management system in the Altai Republic. Vestnik universiteta, no. 4, pp. 174-180. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-4-174-180

Введение

«Система управления социальной защитой населения является одним из основных элементов стабильного и прогрессивного развития общества. В то же время очевидно, что в системе социальной защиты Российской Федерации в настоящее время существует ряд серьезных проблем, которые отрицательно отражаются на уровне социальной защищенности населения» [7]. Об этом можно судить не только по социологическим исследованиям и статистическим данным, но также и по сообщениям средств массовой информации. Это обстоятельство обусловлено несколькими факторами.

© Домашова Е.В., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Domashova E. V., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Во-первых, в настоящее время увеличивается количество социальных услуг, предоставляемых гражданам, нуждающимся в социальной защите и поддержке, что обусловливает потребность оптимизации моделей и технологий управления социальной защитой населения.

Во-вторых, выделяются новые категории населения, нуждающиеся, в свою очередь, в новых формах социальной защиты и поддержки, например, семьи с недоношенными детьми, дети с редкими заболеваниями и др.

В связи с этим возникает необходимость исследования формирования системы управления социальной защитой населения, ее эффективности.

Литературный обзор

Анализируя отечественную и зарубежную литературу такие ученые, как В. А. Абчук, А. Ф. Борисов, А. В. Воронцов, под эффективностью управления понимают результаты деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в разных показателях собственно управленческой деятельности, - субъекта управления, как и объекта управления, то есть эффективность деятельности должна быть выражена, через показатели эффективности управляющей системы - объекта управления, ее конечный результат. Ученые отмечают что, эти показатели могут быть как качественными, так и количественными [2].

В. А. Костин, полагает, что эффективность - это единый (целостный) критерий оценки деятельности и ее количественный показатель также должен быть единым, а не множественным [8].

Анализируя эффективность системы социальной защиты населения, К. Н. Новикова представляет ее как совокупность оценочных категорий, согласно которым можно дать оценку продуктивности, результативности, эффективности деятельности соответствующих органов [10].

Большинство ученых предлагают использовать комплекс критериев, поскольку найти единый критерий или показатель эффективности формирования системы управления социальной защитой невозможно.

Теория и методы

Учитывая вышесказанное, актуализируется вопрос изучения регионального опыта формирования системы управления социальной защитой населения, изучения проблем эффективности управленческой деятельности в системе управления социальной защитой, механизмов ее формирования, функционирования, приоритетных направлений, системы целевых показателей, оценки ее ресурсных возможностей в рамках социологических исследований, позволяющий расширить представление не только об общих направлениях и местных характеристиках жизни российского общества, но и поможет глубже вникнуть в процесс формирования и реализации многих явлений на региональном уровне. Данные исследования способствуют разработке научно обоснованных основ формирования системы социальной защиты, разработке целевых мероприятий и программ, квалифицированной подготовке кадров, мониторинга изменений внешней и внутренней среды, проведению текущего и стратегического контроля.

Анализ результатов

Основным условием эффективного формирования системы управления социальной защитой населения Республики Алтай является объединение усилий деятельности органов государственной власти, предпринимательского сообщества региона, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Алтай, институтов гражданского общества.

Зависимость Республики Алтай, в частности финансовая, от федерального центра свидетельствует о низком уровне развития экономики и неспособности системы управления в решении жизненно важных социальных проблем региона. По итогам 2019 г. Министерство финансов Российской Федерации определило место Республики Алтай в пятерке наиболее дотационных регионов (45 % доходов консолидированного бюджета региона составляют федеральные трансферты), опережая лишь Республику Тыва (54 %), Республику Дагестан (52 %), Чеченскую Республику (50 %), Республику Ингушетия (49 %) [10].

Следует отметить, что на формирование эффективной системы управления социальной защитой оказывают влияние и характерные особенности Республики Алтай.

1. Высокая доля населения, проживающего в сельской местности. Численность населения на 1 января 2018 г. - 218 063 тыс. чел. Население единственного города в Республике Алтай - Горно-Алтайска на 1 ян-

варя 2017 г. составляет 63 214 тыс. чел., то есть высока доля населения, проживающего в сельской местности - 154 849 тыс. чел. [9].

2. В Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации включены пять народностей, проживающих в Республике Алтай - теленгиты, кумандинцы, челканцы, тубалары и шорцы [1].

3. Республика Алтай имеет внешнюю границу, а также внутренние границы с соседними регионами. Внешняя граница с Республикой Казахстан (505 км), на юге - с Китайской Народной Республикой (55 км), на юго-востоке - с Монголией (290 км), а также внутренние границы с соседними регионами - республиками Тыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью [2]. Площадь Республики Алтай составляет 92,9 тыс. км2 - 0,5 % от территории Российской Федерации [12].

4. Территории Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай приравнены к районам Крайнего Севера.

5. По критерию «гористость» территория Республики Алтай соответствует 100 %. Низкая плотность населения (2,2 чел./ км2) [12].

Недооценка этих особенностей формирования системы управления социальной защитой населения в Республике Алтай в значительной степени снижает ее эффективность.

Несмотря на трудности, в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 г. и подпрограмм программы «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» Министерству труда, социального развития и занятости населения (далее - Минтруд) Республики Алтай совместно с Правительством Республики Алтай удалось реализовать ряд мероприятий по реализации государственной социальной политики населения региона, где социальная защита представляет собой комплексную систему имеющую определенную структуру [2; 3]. Основными элементам системы социальной защиты являются: социальные гарантии, социальное обеспечение, социальная поддержка и социальное страхование.

За январь - сентябрь 2020 г. социально-экономическое развитие республики характеризовалось ростом объемов производства продукции сельского хозяйства, промышленного производства, увеличением среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной заработной платы. Вместе с тем отмечено снижение объемов строительных работ, жилищного строительства, розничной торговли, платных услуг населению, повышение уровня безработицы на фоне действия ограничительных мер, связанных с распространением ко-ронавирусной инфекции [11].

Минтруд Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай [9]. Структурными подразделениями Минтруда Республики Алтай являются: отдел занятости населения; отдел семейной политики, опеки и попечительства; административно-правовой отдел; отдел социального развития; отдел бюджетного планирования и отчетности; отдел трудовых отношений [9].

В настоящее время система управления социальной защитой населения Республики Алтай может быть охарактеризована как качественно новая, многопрофильная, самостоятельная и разветвленная отрасль. В целях обеспечения удовлетворения потребностей граждан в социальной защите в республике функционирует 12 казенных учреждений, 10 филиалов казенных учреждений Республики Алтай, 2 бюджетных учреждения, 5 автономных учреждений [9].

По состоянию на 1 января 2021 г. 152,5 тыс. жителей Республики Алтай получили социальную поддержку, то есть практически 69 % от общей численности населения (см. рис. 1) [9].

Согласно постановлению Правительства Республики Алтай от 17 августа 2018 г. № 268 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения», вступившей в силу с 1 января 2020 г., программа реализуется в рамках 6 подпрограмм.

1. Охрана семьи и детей.

2. Модернизация системы социальной поддержки населения.

3. Старшее поколение.

4. Доступная среда.

5. Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций.

6. Занятость населения. Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве. Охрана труда [3].

160 ООО -

ч

v 120 ООО -

& 80 ООО -о и н о

(D

V Я

о 40 ООО -

ьч

о —

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Год

Составлено автором по материалам источника [9]

Рис. 1. Количество граждан, воспользовавшихся мерами социальной защиты с 2011-2020 г.

Согласно постановлению Правительства Республики Алтай от 27 декабря 2019 г. № 392, в государственную программу Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» внесены изменения. В позиции «Подпрограммы» появляются следующие.

1. Оказание содействия добровольному переселению в Республику Алтай соотечественников, проживающих за рубежом.

2. Создание условий для реализации государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» [4].

Каждая из подпрограмм имеет свою цель, направленную на решение конкретной масштабной задачи.

Несмотря на весьма неплохие результаты в целом, региональная экономика еще не переведена на инновационный путь развития, наблюдается отставание от среднероссийского уровня.

В результате проведенного анализа интернет-ресурсов, теоретического анализа отчетов Минтруда Республики Алтай был выявлен ряд проблемных направлений функционирования системы управления социальной защиты республики, а именно: подготовка квалифицированных, кадров; доступ к информационным ресурсам, информирование; материально-техническая база для функционирования учреждений социальной защиты; межведомственное взаимодействие; социальное партнерство; нормативное и методическое обеспечение; применение инноваций. В совокупности проблемы по данным параметрам мешают инновационному развитию системы управления социальной защитой населения. Без развития инноваций нельзя перевести систему управления социальной защитой региона от инерционного сценария к инновационному пути развития и, как результат, формированию эффективной системы управления социальной защитой региона. Но тем не менее, работа по этим направлениям ведется.

Организацию и координацию межведомственного взаимодействия в рамках реализации полномочий Республики Алтай в сфере социальной защиты осуществляет Минтруд Республики Алтай. При Минтруде Республики Алтай создан Общественный совет, выполняющий функции:

- отработки механизмов взаимодействия общественных организаций с министерством;

- повышения эффективности деятельности администраций муниципальных образований, ведомств и Минтруда Республики Алтай путем представления соответствующих предложений;

- участия в рассмотрении и обсуждении вопросов деятельности администраций муниципальных образований, ведомств и Минтруда Республики Алтай;

- обеспечения открытости информации о качестве работы государственных учреждений социальной защиты, оказывающих услуги, включая результаты мониторинга и рейтингов их деятельности, в том числе на официальных сайтах о государственных, муниципальных учреждений;

- проведения независимой оценки качества работы организаций и формирование публичных рейтингов их деятельности с участием общественных организаций;

- подготовки предложений для разработки методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества работы организаций [5].

Минтруд Республики Алтай ведет реестр поставщиков социальных услуг, размещенного на официальной интернет-странице министерства, где получатели социальных услуг могут ознакомиться с возможностями каждого поставщика, например опыт работы, наличие лицензий на отдельные виды услуг, сравнить перечень предоставляемых услуг, условия доступности для маломобильных граждан, условия предоставления социальных услуг, наличие свободных мест, кадровый состав и его подготовка и др. [9].

Проводятся тематические рабочие совещания и семинары для специалистов отрасли по вопросам реализации законодательства, в том числе по вопросам разграничения полномочий, составления и оценки реализации индивидуальных программ предоставления социальных услуг, оформления договоров и др.

На интернет-странице Минтруда Республики Алтай создан раздел «Нормативные правовые акты Республики Алтай», в котором размещены все нормативно-правовые акты принятые в целях реализации федерального законодательства [9].

Проводится информационная кампания в средствах массовой информации, в том числе с использованием сети «Интернет», выступления в средствах массовой информации по вопросам социального обслуживания граждан [9].

В учреждениях социальной защиты республики ведется работа по проведению информационно-разъяснительной работы по трем основным направлениям:

- проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами - получателями социальных услуг по вопросам перечня, порядка и условий предоставления социальных услуг, социального сопровождения и т. д. Разъяснительная работа осуществляется посредством личных приемов, встреч, дней открытых дверей, выступлений и публикаций в средствах массовой информации. Также проводится анкетирование получателей социальных услуг по вопросам доступности информации о федеральном законе, удовлетворенности предоставленными социальными услугами. Благодаря анкетированию делается анализ проблем при получении социальных услуг и разрабатываются «памятки» для их получателей;

- просветительская работа со специалистами отрасли через организацию курсов повышения квалификации, проведение рабочих совещаний и семинаров по вопросам реализации федерального закона, оформления индивидуальных программ, межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг, анализа реализации индивидуальных программ и др.;

- своевременное размещение информационных материалов на интернет-сайтах учреждений социальной защиты населения республики [6].

Как мы видим, работа по данным направлениям ведется, и по многим проблемам ситуация значительно улучшилась. По другим же проблемам работа ведется формально, неэффективно - по этим направлениям необходимо усилить работу и контроль за их исполнением.

Заключение

Таким образом, формирование эффективной системы управления социальной защитой населения в Республике Алтай в условиях дефицита бюджета не представляется возможным в полном объеме. В настоящее время необходимо использовать новые подходы к организации социальной защищенности отдельных категорий граждан на всех уровнях системы управления социальной защитой: федеральном, региональном и муниципальном. Особую актуальность приобретает объединение усилий государства, предпринимательских структур и некоммерческих организаций в реализации социально-значимых мероприятий. Значительным препятствием в разработке данной базы является отсутствие целостной системы управления социальной защитой. Разработка долгосрочной стратегии социального развития региона должна основываться на научно обоснованном подходе, учете неоднородности развития социально-экономического пространства региона, создании прочной законодательной базы, обеспечивающей условия для долгосрочного развития региона, способные оказать значительное влияние на функционирование, структуру и эффективность развития системы управления социальной защитой населения.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 (ред. от 26.05.2020) «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26631/ (дата обращения: 04.02.2021).

2. Постановление Правительства Республики Алтай от 13.03.2018 № 60 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW916&n=33457#03977154269665186 (дата обращения: 04.02.2021).

3. Постановление Правительства Республики Алтай от 17.08.2018 № 268 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» // Правительство Республики Алтай [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://altai-republic.ru/upload/iblock/411/268_2018.pdf (дата обращения: 04.02.2021).

4. Постановление Правительства Республики Алтай от 27.12.2019 № 392 «О внесении изменений в государственную программу Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» // Правительство Республики Алтай [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://altai-republic.ru/upload/iblock/c5b/392-2019.pdf (дата обращения: 04.02.2021).

5. О реализации плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)» в Республике Алтай // Правительство Республики Алтай [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gov.altai-republic.com (дата обращения: 04.02.2021).

6. Абчук, В. А., Борисов А. Ф., Воронцов А. В. Система управления организацией: учебное пособие. - СПб: Перспектива, 2010. - 335 с.

7. Домашова, Е. В., Борисов, А. Ф. Эффективность управления системой социальной защитой на региональном уровне // Миссия Конфессий. - 2019. - Т. 8, № 5 (40). - С. 565-570.

8. Кох, И. А. Проблемы оценки эффективности социального управления // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2005. - № 12. - С. 6-15.

9. Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrud-altay.ru/ (дата обращения: 04.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мониторинг финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/monitoring_finance/ (дата обращения: 04.02.2021).

11. Основные показатели социально-экономического развития Республики Алтай за январь - сентябрь 2020 года // Правительство Республики Алтай [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://altai-republic.ru/economy_finances/social-economic-situation/social_economic_development_january_september_2020.pdf (дата обращения: 04.02.2021).

12. Официальное опубликование нормативных правовых актов Республики Алтай // Правительство Республики Алтай [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://altai-republic.ru/legal-acts/official-publication-of-npa/ (дата обращения: 04.02.2021).

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 255 dated on March 24, 2000 "On the Unified List of Indigenous Small-Numbered Peoples of the Russian Federation" (as amended on May 26, 2020), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26631/ (accessed 04.02.2021).

2. Resolution of the Government of the Altai Republic No. 60 dated on March 13, 2018 "On the Strategy of Social and Economic Development of the Altai Republik for the period up to 2035", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www. consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW916&n=33457#03977154269665186 (accessed 04.02.2021).

3. Resolution of the Government of the Altai Republic No. 268 dated on August 17, 2018 "Ensuring Social Security and Employment of the Population", Government of the Altai Republic. Available at: https://altai-republic.ru/upload/iblock/411/268_2018. pdf (accessed 04.02.2021).

4. Resolution of the Government of the Altai Republic No. 392 dated on December 27, 2019 "On Amendments to the State Program of the Altai Republic "Ensuring Social Security and Employment of the Population", Government of the Altai Republic. Available at: https://altai-republic.ru/upload/iblock/c5b/392-2019.pdf (accessed 04.02.2021).

5. On the Implementation of the Action Plan (Road Map) "Improving the Efficiency and Quality of Social Services (2013-2018)" in the Altai Republic, Government of the Altai Republic. Available at: gov.altai-republic.com (accessed 04.02.2021).

6. Abchuk V. A., Borisov A. F., Vorontsov A. V. Organization management system: tutorial, St. Petersburg, Perspektiva, 2010, pp. 264-266. (In Russian).

BecmuuK yuueepcumema № 4, 2021

7. Domashova E. V., Borisov A. F. Efficiency of social protection system management at the regional level, Mission Confessions, 2019, vol. 8, no. 5 (40), pp. 565-570. (In Russian).

8. Kokh I. A. Problems of assessing the effectiveness of social management, Journal of the Ural State University of Economics, 2005, no. 12, pp. 6-15. (In Russian).

9. Ministry of Labor, Social Development and Employment of the Altai Republic: official website. Available at: http://www.min-trud-altay.ru/ (accessed 04.02.2021). (In Russian).

10. Monitoring of the financial situation and the quality of financial management of the subjects of the Russian Federation and municipalities, Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/moni-toring_results/monitoring_finance/ (accessed 04.02.2020). (In Russian).

11. Main indicators of socio-economic development of the Altai Republic for January - September 2020, Government of the Altai Republic. Available at: https://altai-republic.ru/economy_finances/social-economic-situation/social_economic_development_jan-uary_september_2020.pdf (accessed 04.02.2021). (In Russian).

12. Official publication of regulatory legal acts of the Altai Republic, Government of the Altai Republic. Available at: https://altai-re-public.ru/legal-acts/official-publication-of-npa/ (accessed 04.02.2021). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.