Научная статья на тему 'Механизм формирования управления системой социальной защиты на региональном уровне'

Механизм формирования управления системой социальной защиты на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
576
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / SOCIAL PROTECTION / EXECUTIVE POWER / LEGISLATIVE POWER / FEDERAL LEVEL / REGIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисов Александр Федосеевич, Домашова Елена Викторовна

В статье рассматриваются уровни реализации управления системой социальной защиты населения, а также механизм формирования управления системой социальной защиты на региональном уровне. Отмечается недооценка важности управления системой социальной защиты населения, что связано со слабой разработкой многих организационных, финансовых, правовых механизмов как на законодательном уровне, так и на уровне исполнительной власти. В ходе проведенного социологического исследования на региональном уровне выявлены ряд проблемных направлений, способствующих недостаточно эффективному управлению системой социальной защиты населения. Раскрываются пути совершенствования управления системой социальной защиты населения на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF FORMATION OF MANAGEMENT SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION AT THE REGIONAL LEVEL

The article deals with the levels of implementation of management of social protection system, as well as the mechanism offormation of management of social protection system at the regional level. There is an underestimation of the importance of management of the social protection system due to the weak development of many organizational, financial, legal mechanisms, both at the legislative level and at the level of the Executive. In the course of sociological research at the regional level, identified a number of problem areas that contribute to the lack of effective management of the social protection system. The ways of improving the management of the system of social protection of the population at the regional level are revealed.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования управления системой социальной защиты на региональном уровне»

Борисов А.Ф., Домашова Е.В.

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация. В статье рассматриваются уровни реализации управления системой социальной защиты населения, а также механизм формирования управления системой социальной защиты на региональном уровне. Отмечается недооценка важности управления системой социальной защиты населения, что связано со слабой разработкой многих организационных, финансовых, правовых механизмов как на законодательном уровне, так и на уровне исполнительной власти. В ходе проведенного социологического исследования на региональном уровне выявлены ряд проблемных направлений, способствующих недостаточно эффективному управлению системой социальной защиты населения. Раскрываются пути совершенствования управления системой социальной защиты населения на уровне региона.

Ключевые слова. Социальная защита, исполнительная власть, законодательная власть, федеральный уровень, региональный уровень.

Borisov A.F, Domashova E.V.

THE MECHANISM OF FORMATION OF MANAGEMENT SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION AT THE REGIONAL LEVEL

Abstract. The article deals with the levels of implementation of management of social protection system, as well as the mechanism offormation of management of social protection system at the regional level. There is an underestimation of the importance of management of the social protection system due to the weak development of many organizational, financial, legal mechanisms, both at the legislative level and at the level of the Executive. In the course of sociological research at the regional level, identified a number of problem areas that contribute to the lack of effective management of the social protection system. The ways of improving the management of the system of social protection of the population at the regional level are revealed.

Keywords. Social protection, executive power, legislative power, federal level, regional level.

За постсоветский промежуток времени система управления социальной защитой трансформировалась от системы социального обеспечения к системе социальной защиты населения в требующихся в этот период формах. Основными направлениями трансформации управления системой социальной защиты населения являются создание системы социальной поддержки, либерализация принципов ее функци-

ГРНТИ 04.71.31

© Борисов А.Ф., Домашова Е.В., 2019

Александр Федосеевич Борисов - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

Елена Викторовна Домашова - старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы Горно-Алтайского государственного университета.

Контактные данные для связи с авторами (Домашова Е.В.): 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, Чорос-Гуркина ул., 33 (Russia, Republic of Altai, Gorno-Altaysk, Choros-Gurkina str., 33). Тел.: +7 913 994 8598. Е-mail: lenus9habarova@mail.ru. Статья поступила в редакцию 07.09.2019.

онирования, внедрение в практику отрасли информационных технологий, институционализация социального обслуживания граждан, направленность на «стабилизацию» уровня жизни населения через самореализацию, повышение роли региональных управленческих систем социальной защиты в решении социальных проблем [5, с. 82].

На современном этапе управление системой социальной защиты на региональном уровне сталкивается с рядом проблем. Как отмечает А.О. Романовская [4], для того, чтобы определить проблемную сторону управления системой социальной защиты населения, важно оценить ее эффективность. В рамках измерения эффективности функционирования социальной защитой не существует единой системы ее оценки. В связи с этим значительно снижается возможность управления системой социальной защиты населения, поскольку контроль осуществляется формально. Такое положение вызвано рядом причин: социальная защита выражена сложно сопоставимыми типами помощи (социально-психологическая, материальная и т.п.); субъекты социальной защиты разнообразны, как и помощь, оказываемая им (многодетные семьи, молодежь, инвалиды, дети-инвалиды, престарелые и пожилые и т.д.); привлечение различных специалистов, деятельность которых отлична друг от друга (социально-юридический, социально-педагогический консультант, организатор массового общественного мероприятия и пр.); отсутствие точного срока для измерения уровня результативности управления системой социальной защиты.

Следовательно, весьма трудно разработать критерии, а также адекватные методы оценки эффективности управления системой социальной защиты. Весьма затруднительно определить субъекты оценки эффективности и разграничить их полномочия. При этом важно отметить, что структура реализации механизмов управления системой социальной защиты на региональном уровне состоит из двух уровней: законодательного и исполнительного, компетенция которых определяется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне [6, с. 57].

Исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Алтай, нормативно-правовому регулированию, функции по контролю и надзору и иные функции в сфере регулирования оплаты труда и трудовых отношений, охраны труда, содействия занятости населения Республики Алтай, государственной гражданской службы Республики Алтай, социального развития и социальной защиты, опеки и попечительства, организации отдыха и оздоровления детей и в иных сферах деятельности является Министерство труда и социального развития и занятости населения Республики Алтай [2]. Структурными подразделениями этого министерства являются: отдел занятости населения; отдел опеки и попечительства; отдел социального развития; отдел трудовых отношений [там же]. «Социальная защита населения Республики Алтай сегодня сформировалась в самостоятельную отрасль со своей сложившейся структурой республиканских и муниципальных органов и учреждений социальной защиты населения» [2], системой предоставляемых социальных услуг. В целях обеспечения удовлетворения потребностей граждан в социальном обслуживании в республике функционирует 22 казенных учреждений, 2 бюджетных учреждения, 5 автономных учреждений (см. рис.) [там же].

В «Докладе о реализации государственной программы «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» за 2017 год» в Республике Алтай отмечается, что проведены мероприятия по обеспечению мерами социальной защиты отдельных категорий граждан, обеспечению условий для улучшения положения и качества жизни пожилых людей, повышения качества жизни детей и семей с детьми, по созданию условий для эффективной деятельности и развитию социально ориентированных некоммерческих организаций, по обеспечению инвалидам, в том числе детям-инвалидам, равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, политических, экономических и других прав и свобод, а также мероприятия по содействию занятости населения Республики Алтай и обеспечению защиты конституционных прав работников на безопасные условия труда [3].

Для проведения исследования был выбран качественный метод социологического исследования, ориентированный на выявление детальной информации о состоянии управления системой социальной защиты населения, условий, определяющих стабильность и эффективность управления этой системой в Республике Алтай. Глубинные интервью являются логическим продолжением исследования, потому что они позволяют получить детализированную информацию по управлению социальной защитой в Республике Алтай. Предварительный список респондентов для участия в опросе методом глубинного интервью составлялся на основе данных, полученных на первом этапе эмпирического исследования,

где был проведен сбор первичной информации об учреждениях Республики Алтай и представителях различных сфер деятельности в рамках исследуемой предметной области.

Для выбора экспертов были разработаны следующие критерии отбора: степень компетентности эксперта в исследуемой области, показателями которой являются профиль работы, опыт работы по профилю; занимаемая должность, показатель - уровень решаемых проблем; личные качества эксперта -доброжелательность, коммуникабельность; степень объективности эксперта при оценке и анализе явлений в исследуемой области.

Рис. Уровни реализации социальной защиты населения

Важным фактором, определившим количества экспертов, является их качественный состав. С целью отхождения от одностороннего оценивания результатов в границах исследуемой области была составлена генеральная совокупность, в которую вошли следующие представители: руководители уполномоченных комитетов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай; руководители среднего и высшего звена, специалисты уполномоченных министерств Республики Алтай в области социальной защиты; руководителей социально-ориентированных коммерческих организаций, осуществляющих активное участие в реализации мероприятий социальной защиты в регионе; сотрудники научно-исследовательских институтов Республики Алтай; ученые Горно-Алтайского государственного университета; руководителей общественных организаций, занимающих активные позиции в реализации мер социальной защиты в регионе.

Социологическое исследование и обработка всех материалов по результатам социологического исследования «Оценка управления системой социальной защиты населения в Республике Алтай» проводились весной 2019 г. В исследовании были обозначены 4 основных задачи:

1. Выявление основных проблем управления социальной защитой в регионе;

2. Оценка существующих возможностей управления социальной защитой в регионе;

3. Оценка эффективности управления системой социальной защиты в регионе;

4. Выявление перспектив по основным направлениям оптимизации управления системой социальной защиты в регионе.

При анализе глубинного интервью все параметры разделены на семь блоков: экономические; кадровые; управление системой социальной работы, взаимодействие систем; доступ к информационном ресурсам, информирование; нормативно-правовое обеспечение; технологические; внедрение инноваций. Результаты анализа интервью позволяют нам обозначить основные проблемы управления социальной защитой в регионе:

1. Одной из значимых проблем в управлении системой социальной защиты является ограниченность финансовых ресурсов, это связано, прежде всего, с увеличением нагрузки на бюджеты всех уровней, поскольку увеличивается количество категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.

2. Не менее значимой является кадровая проблема, заключающаяся прежде всего в низкой оплате труда при большом разнообразии и значительном количестве получателей социальных услуг, что, в свою очередь, влечет за собой дефицит кадрового состава, «текучку» кадров. В то же время, работник социальной сферы не способен оказать полномасштабный комплекс услуг, поскольку у каждого получателя социальных услуг свой, индивидуальный круг вопросов. Работник социальной сферы должен владеть определенными знаниями, умениями, навыками по очень широкому кругу вопросов (педагогики; психологии; медицины; права и т.д.) для оказания помощи различным категориями клиентов. Для этого необходимо предусмотреть различные виды обучения: курсовая подготовка в процессе повышении квалификации; проведение рабочих совещаний и семинаров по вопросам реализации федерального законодательства; оформление индивидуальных программ, знакомство с процедурами межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг; доведение результатов анализа реализации индивидуальных программ; развитие сети факультетов социального управления в высших и средних профессиональных учебных заведениях. Кроме того, необходима разработка системы материальной заинтересованности кадров системы социальной защиты, чтобы люди были ориентированы на результативность деятельности, используя при этом информационную систему государственного управления.

3. Механизм управления системой социальной защитой еще находится на стадии становления. Полномочия, осуществляющиеся разными уровнями власти, различаются друг от друга уровнем компетенции и возможностями, что приводит к непоследовательности поведения субъектов социальной защиты населения.

4. Механизм управления системой социальной работы, взаимодействие систем не отлажены в полном объеме - отсутствует межведомственное взаимодействие, в том числе с некоммерческими организациями, отсутствует механизм по привлечению финансов к решению актуальных проблем, отсутствует механизм государственно-частного партнерства, а его мобилизация позволила бы обеспечить более качественное социальное обслуживание.

5. Обращает внимание на себя тот факт, что эксперты не видят проблем с доступом к информационным ресурсам, в то же время, они отмечают, что процент информированности ниже желательного. Эксперты не видят связи этих двух проблем. Между тем, правильная организация процесса информатизации населения способна не только удовлетворить потребности граждан в информации о социальной защите, но и способствовать кардинальному снижению нагрузки на работников органов и учреждений социальной защиты населения всех уровней.

6. Нормативно-правовое обеспечение управления системой социальной защиты населения на региональном уровне приведено в соответствие с федеральным законодательством. Деятельность по социальной защите предполагает законодательно утвержденные социальные обязательства на государственном, региональном уровне по социальной защите, а также их точное нормативное регулирование. При этом выделяются незначительные проблемы, которые постепенно устраняются.

7. Материально-техническая база улучшилась, но все-таки имеются небольшие проблемы в этой области. При этом эффективность управления системой социальной защитой в регионе сильно зависит от материально-технического обеспечения.

8. Разброс мнений экспертов по проблемам внедрения инноваций довольно большой, но, несомненно, эксперты говорят о необходимости их внедрения.

Таким образом, несовершенная управленческая вертикаль ведет к недостаткам и нарушению целостности системы, снижает потенциал быстрого реагирования на появление проблем в группах социального риска. Управление системой социальной защиты населения Республики Алтай представляет собой составную часть государственной социальной политики. Механизм по формированию ее эф-

фективности на сегодняшний день нуждается в расширении социальной базы отрасли, в развитии конкурентной среды, привлечении негосударственного сектора, притоке предприимчивых людей. Достичь этого можно только объединив и скоординировав усилия государственных структур с устремлениями и инициативами различных общественных сил, занятых в сфере социальной защиты населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мамаева Д. С. Актуальные проблемы совершенствования организационно-управленческого механизма региональных систем социальной защиты населения // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы II Международной научно-практической конференции / ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления. Улан-Удэ, 2013. С. 228-230

2. Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintrud-altay.ru (дата обращения 28.07.2019).

3. О стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года (с изменениями на 29.03.2017 г.). Закон Республики Алтай от 25 сентября 2008 года № 83-РЗ.

4. Романовская А. О. Эффективность управления в социальной сфере, пути ее повышения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Электронный сборник статей по материалам ЬХ1 студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2018. № 1 (61).

5. Супрун Н.Г. Специфика управления социальной защитой населения в России // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. № 3. С. 82-86

6. Хабарова Е.В. Актуальные проблемы системы социальной поддержки населения Республики Алтай // Актуальные проблемы социально-экономических наук: II межрегиональная (с международным участием) научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых, посвященная 95-летию образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Барнаул: Барнаульский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2014. С. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.