Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 658.84
Н. А. Чанышева Научный руководитель - А. В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ:
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
Раскрывается сущность и функции системы управления сбытом, ее место в повышении эффективности функционирования предприятия.
Система управления сбытом продукции выстраивается и функционирует в соответствии с выбранной сбытовой политикой компании. Сбытовая политика направлена на решение вопросов, связанных с доработкой произведенных товаров, их хранением и транспортировкой, оформлением сделок и проведением расчетных операций. Также сбытовая политика обеспечивает информирование потребителей о фирме и товаре и получение данных о состоянии дел на рынке.
Система управления сбытом - это совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и служащих оптимизации управления товарными запасами компании. Элементы, из которых система управления сбытом состоит, это - субъекты, объекты, методы и функции, при помощи которых компания повышает результативность сбытовой деятельности. Эффективная система управления сбытом приносит компании увеличение объема продаж, рост прибыли и стабильность компании на рынке.
Система управления сбытом решает как стратегические, так и тактические задачи. К стратегическим задачам относится все, что связано с формированием, выбором и организацией каналов сбыта, выбором прямого или косвенного типа сбыта продукции, определением количества посреднических звеньев на пути от компании-производителя до конечного потребителя, логистикой и проведением маркетинговых мероприятий, сопровождающих товар на пути к потребителям.
Тактические задачи, которые решает система управления сбытом, связаны с привлечением новых покупателей, оптимизацией деятельности коммивояжеров (торговых представителей), поддержанием надлежащего уровня товарных запасов, презентациями и другими мероприятиями, стимулирующими сбыт, а также с учетом и контролем объемов продаж и уровня цен для получения возможности оперативного реагирования путем проведения необходимых маркетинговых мероприятий. С организационной точки зрения система управления сбытом имеет своим субъектом отделы, структурные подразделения компании и специалистов, выполняющих управленческие функции в сфере сбыта, способствующих как разработке, так и реализации сбытовой стратегии компании. Интересно отметить, что если раньше сбытовые стратегии выстраивались, имея в качестве ориентира интересы компании, то сегодня успех может принести только ориентация на потребности покупателей: слишком велика конкуренция на современных рынках
сбыта, чтобы невнимательно относиться к нуждам потребителей. Объектами системы управления сбытом являются каналы сбыта, ценообразование, потребительский спрос - все элементы комплекса маркетинга.
Функций системы управления сбытом очень много, рассмотрим основные из них, которые можно объединить в три группы:
1. Функции планирования (разработка перспективных и оперативных планов продаж, анализ и оценка конъюнктуры рынка, формирование ассортиментного плана производства по заказам покупателей и выбор каналов распределения и товародвижения);
2. Функции организации (организация складского и тарного хозяйства для готовой продукции, продаж и доставку продукции потребителям, каналов товародвижения и распределительных сетей, проведения рекламных кампаний и мероприятий по стимулированию сбыта);
3. Функции контроля и регулирования (оценка результатов сбытовой деятельности, контроль за выполнением планов сбыта, контроль за выполнением планов сбыта, оценка и стимулирование деятельности сбытового аппарата).
Так как система управления сбытом на предприятии представляет собой сложную структуру, то существуют различные каналы сбыта продукции, основными из которых являются два:
1) прямые (нулевые каналы сбыта) - когда производитель напрямую осуществляет комплекс задач по дистрибуции своего товара. Например, продажи с завода по почте или через сеть фирменных магазинов;
2) непрямые (косвенные), когда задействовано больше или меньше посредников, поэтому цепочки могут быть длинными или короткими. Короткими принято называть цепочки, где между производителем и конечными потребителями существует только один посредник. Длинная цепочка включает больше одного посредника.
К прямым каналам относятся такие, в которых перемещение товаров организовано на основе прямых договоров между производителями и потребителями, т. е. без привлечения посреднических организаций. Потребителями могут быть как отдельные лица, так и организации, закупающие товары для удовлетворения своих корпоративных потребностей.
В случае распределения с непрямым каналом сбыта, он представляет собой одну или несколько независимых или входящих в организационную структуру производителя посреднических организаций, которые
Секция «СОВРЕМЕННЬШ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»
обеспечивают передачу права собственности на товар кому-либо другому на пути его движения от производителя к потребителю. Использование посреднических звеньев выгодно, прежде всего, самим производителям, поскольку происходит сокращение числа связей (коммуникационных, транспортных и др.) и контактов, которые опосредствуют реализацию продукции.
Таким образом, основная задача управления сбытом предприятия в общей системе управления - вы-
бор наиболее эффективных каналов и методов сбыта применительно к определенным условиям рынкам, использование которых позволяло бы достигать наибольшую эффективность процесса реализации товара, соблюдения интересов, как производителя, так и потребителя продукции на стадии ее реализации.
© Чанышева Н. А., 2013
УДК 330.101.542
Д. И. Шкляева Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА РЫНОК ТРУДА КАК ЭКОНОМИЧЕСКУЮ КАТЕГОРИЮ
Рассматривается проблема трактовки таких основополагающих понятий как «труд», «рабочая сила», «рынок труда». Особенно уделено внимание позиции современных ученых на проблему взаимоотношений субъектов рынке труда.
В экономической науке по сей день существуют противоречия в вопросе отношений, которые складываются на рынке труда: что является товаром, кто его покупатель и кто продавец, какова цена товара. Одно из существенных требований любой теории - определение понятий, которыми оперирует исследователь. Известно, что во многих случаях одинаковыми терминами называют разные вещи и понятия и, наоборот, одни и те же предметы и явления обозначаются разными словами. Это касается и сферы труда, где основные категории «труд» и «рабочая сила» часто трактуются по-разному, что имеет серьезные последствия для выводов и положений, обозначаемых этими словами. Подобное возникает при выяснении того, что же продается на рынке труда - труд или рабочая сила и что под ними понимается.
Так, трудовая теория стоимости К. Маркса исходила из того, что на рынке труда наемные рабочие продают лишь свою рабочую силу, то есть «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека». В процессе использования рабочей силы, только трудом создается добавленная стоимость, воплощаемая в товарах. Наемный же рабочий за свой труд получает лишь часть стоимости, созданной его трудом (зарплату), а оставшаяся часть присваивается предпринимателем, что является выражением эксплуатации наемного труда. Эта теория, отрицая участие в создании стоимости товаров таких факторов производства, как капитал, земля, предпринимательство, привела под руководством коммунистических партий огромные массы людей в тупик, именуемый строительством коммунизма - общества «свободного от эксплуатации наемного труда».
Помимо определения К. Маркса термин «рабочая сила» означает также разные категории людей, человеческие ресурсы для труда. Например, когда говорят
«численность рабочей силы на предприятии», «иностранная рабочая сила», «квалификация рабочей силы», «эмиграция рабочей силы», «рабочая сила с высшим образованием», то подразумевают людей, работников, персонал.
Понятие «труд» также является двойственным. Во-первых, труд - это процесс целесообразной деятельности людей. Ученые разных взглядов согласны в том, что продается не целесообразная деятельность, а способность и возможность ее осуществления. Во-вторых, труд - экономический ресурс общества, основной фактор производства, который может выступать в качестве товара на соответствующем рынке. Существует много обозначений труда как категории населения, которая осуществляет предложение на рынке труда: трудовые ресурсы, экономически активное население и др. [2].
Разнообразие смысловых вариантов понятия «рабочая сила» и «труд» рождает возможность подмены понятий, приводит к серьезной путанице и обязывает авторов каждый раз подчеркивать, что они имеют в виду.
Все же большинство современных экономистов оперируют категорией рынок труда, понимая под ним один из трех основных типов рынка наряду с рынком товаров и капитала, где сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей. Но мнения ученых относительно объекта торга на рынке труда расходятся. Так, экономист Иванова Т. Б. считает, что на рынке труда объектом купли-продажи является рабочая сила человека как потенциальная способность к труду, которая реализуется в процессе труда и при определенных условиях становится товаром [3]. А. И. Рофе утверждает, что на рынке труда рабочий продает предпринимателю свой будущий, предстоящий труд, в виде его планируемых или предполагаемых результатов, то есть обязуется выполнить опре-