ф
Скрынченко Борис Леонидович
Профессор кафедры таможенного права и организации таможенного дела.
Юридический институт Российского университета транспорта (МИИТ), кандидат экономических наук, профессор E-mail: [email protected]
Мороз Владимир Дмитриевич
Доцент кафедры экономических теорий и военной экономики.
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего о бразования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ), кандидат исторических наук, доцент
E-mail: [email protected]
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, КАК МЕХАНИЗМ УСКОРЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Аннотация: Предмет исследования: система управления рисками.
Целью настоящей статьи является проведение анализа системы управления рисками и определение её роли в организации работы таможенных органах как механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход.
В работе, на основе обобщения системы управления рисками, проведен анализ системы управления рисками в организации работы таможенных органах, а также рассмотрены основные составные части системы управления рисками. Сделан вывод о том, что в целях обеспечения проведения качественной таможенной политики и принятия рациональных и своевременных управленческих решений следует выбирать более эффективные подходы к управлению таможенными рисками.
Выводы исследования могут быть использованы в организации работы таможенных органов, а также для совершенствования механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Ключевые слова: риск, таможенный риск, товары, таможенный контроль, система управления рисками, ущерб.
Skrynchenko Boris Leonidovich
Professor of customs law and customs Affairs. Law Institute of the Russian University of transport
(MIIT), Candidate of economic Sciences, Professor E-mail: [email protected]
Moroz Vladimir Dmitrievich
Docent of the Department of economic theories and military economy. Federal state military educational institution of higher professional education «Military University» of the Ministry
of defence of the Russian Federation (FGKVOU VO «Military University» Ministry of defense of the Russian Federation), Candidate of historical Sciences, associate Professor E-mail: [email protected]
THE RISK MANAGEMENT SYSTEM AND ITS ROLE IN ORGANIZING THE WORK OF THE CUSTOMS AUTHORITIES, AS A MECHANISM TO SPEED UP CUSTOMS CLEARANCE AND IMPROVE THE QUALITY OF CUSTOMS CONTROL
Abstract. Subject of research: risk management system.
The purpose of this article is to analyze the risk management system and determine its role in the organization of the customs authorities as a mechanism to accelerate customs clearance and improve the quality of customs control.
The methodology of the study was comparative, formal-legal, analytical methods, systematic approach.
In the work, on the basis of generalization of risk management system, the analysis of risk management system in the organization of work of customs authorities, and also considered the main components of the risk management system. It is concluded that in order to ensure the implementation of quality customs policy and rational and timely management decisions should choose more effective approaches to the management of customs risks.
The findings of the study can be used in the organization of the work of customs authorities, as well as to improve the mechanism of acceleration of customs clearance and improve the quality of customs control.
Keywords: risk, customs risk, goods, customs control, risk management system, damage.
В первую очередь следует отметить, что проблемы, которые касались управления рисков, подробно рассматривались как на территории постсоветского пространства, так и за рубежом. Данным вопросом занимались многие российские и зарубежные ученые и эксперты, которые много внимания уделяли отдельным аспектам управления риском. Исследования в области рисков заложили концептуальный фундамент общей теории оценки рисков. Развитие теории управления рисками шло по пути развития предметных областей. В России управление рисками применяется чаще всего в коммерческой сфере для минимизации возможного ущерба.
Внешнеэкономическая политика России направлена на интеграцию с мировой экономикой. Российская Федерация принимает усилия для включения в международную торговлю и международное разделение
труда, при этом соблюдая условия соблюдения юридических и правовых требований международного и национального законодательства. По этой причине в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью таможенной службе отводится ключевая роль в регулировании внешней торговли страны как наиболее динамично развивающейся структуре, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД.1
Эффективным механизмом таможенного контроля является система управления рисками — как приоритетное направление деятельности таможенных органов. В Концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ таможенным риском называется вероятность несоблюдения таможенного законодательства.
Таким образом, таможенный риск представляется сочетанием вероятности нару-
1 Бойко А. П. Совершенствование управления таможенным контролем с учетом факторов риска: Автореферат дис.к.э.н.— М., 2008.
шения таможенного законодательства и как следствие отрицательные последствия.
В первую очередь следует отметить, что проблемы, которые касались управления рисков, подробно рассматривались как на территории постсоветского пространства, так и за рубежом. Данным вопросом занимались многие российские и зарубежные ученые и эксперты, которые много внимания уделяли отдельным аспектам управления риском. В России управление рисками нашло применение прежде всего в коммерческой сфере для минимизации возможного ущерба.
Существует огромное количество рисков. Перемещение товаров через таможенную границу влечёт за собой огромное количество рисков.
Во-первых, это недостоверное декларирование с целью занижения суммы уплаченных пошлин. Например, импортер может неверно указать страну происхождения товара и получить определённые преференции.
Во-вторых, в товаре может быть спрятана контрабанда. Нарушители таможенных законов могут перевозить наркотические препараты, оружие и боеприпасы, запрещенную литературу и многое другое.
В-третьих, участники внешнеэкономической деятельности могут вывозить предметы искусства и исторического наследия, выдавая их за копии. Это лишь немногие риски из всех возможных, но и они уже могут нанести значительный вред экономической безопасности государства.
Российская Федерация принимает усилия для включения в международную торговлю и международное разделение труда, при этом соблюдая условия международного и национального законодательств.
В 2014-2015 существенно сократился товарооборот, в связи с санкциями государств Европейского Союза, Северной Америки и многих других стран. Тем не менее,
в данное время темпы товарооборота практически восстановлены и к тому же увеличиваются за счет торговли со странами Азии. В связи с этим, одной из главных проблем в организации работы таможенных органов государства является получение таможенных платежей не в должном объёме, так как увеличивается возможность пересечения таможенной границы контрабандных или недостоверно декларированных товаров.
Принимая это во внимание, перед таможенной службой России появилась необходимость применения существующей системы управления рисками как механизма эффективной организации таможенного контроля.
Основу системы управления рисками составляют ряд базовых принципов призванных, обеспечить решение возложенных задач на таможенную службу:
— принцип целевой направленности,
— принцип целостности;
— принцип информационного единства;
— принцип законности;
— принцип единства управления рисками.
Руководство вышеизложенными принципами позволит таможенным органам:
— сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы;
— увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства РФ;
— оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность;
— ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
— сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками.2
2 Стратегия развития таможенных органов РФ до 2020 года» Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р.— [Электронный ресурс] — Официальный сайт ФТС России — URL: http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option=com_content&view=article (дата обращения 08.06.2016).
Одним из основных принципов данной системы является принцип выборочности при организации проведения таможенного контроля. При реализации данного принципа, сокращается количество таможенных досмотров. Проведение досмотров целесообразно только при срабатывании профилей риска, прямыми мерами, по минимизации которых определен таможенный досмотр, либо по заявлению декларанта, когда участникам внешней торговли нужно идентифицировать получаемые ими товары.
Основные составные части системы управления рисками представлены на рисунке 1.
Исходя из вышеизложенного, в РФ в настоящий момент времени в профилях риска числятся более 55% импортируемых товаров.
Следует заметить, что существуют значительные отличия между региональными таможенными управлениями, а именно между особенностями их деятельности благодаря масштабам территории России. Данная особенность системы ФТС доставляет определённые трудности при централизованном управлении и анализе внешней торговли.
Элементы системы управления рисками
Сбор и обработка информации и о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ
V
Выявление и анализ рисков.
Сбор и обработку всей существующей информацш [ из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ
>-
/^Определения: совокупности условий и факторов
- таможенных операций, при которых существует вероятность таможенного правонарушения;
- объектов анализа;
- критериев и параметров рисков
- индикаторов риска
- оценка возможной величины ущерба.
Разработка и реализация — мер по управлению рисками —j/
Обобщение результатов —К принятых мер и подготовка предложений.
Прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий
Контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам их корректировку
Рисунок 1. Основные составные части системы управления рисками.3
Анализируя данные по отечественному и зарубежному опыту, мы можем прийти к выводу, что уровень надежности проведения таможенного контроля в России не настолько высок, чем в Соединённых Штатах Америки и странах Европейского Союза. Поэтому увеличение количества
проверок не в состоянии обеспечить достаточный рост надежности проведения таможенного контроля.4
Следовательно, в целях обеспечения про -ведения качественной таможенной политики и принятия рациональных и своевременных управленческих решений следует
3 Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069. Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации [Электронный ресурс].— Режим доступа: // www.tks.ru /news/law/ 2003/10/06/0007, свободный. Яз.рус. (дата обращения 01.02.2012).
4 Некрасов В.А.Совершенствование управления таможенными процессами посредством использования системы анализа и управления рисками // Вестник КРСУ.— Бишкек: Кыргызско-Российский Славянский университет.— 2011.— Т. 11.— № 2.
выбирать более эффективные подходы к управлению таможенными рисками. Экспертам и научным деятелям следует разработать новые усовершенствованные моде-
ли системы управления рисками, которые позволят минимизировать риски и оптимизировать проведение таможенного контроля.
Библиографический список
1. Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069. Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации [Электронный ресурс].— Режим доступа: // www.tks.ru /news/law/ 2003/10/06/0007, свободный. Яз.рус. (дата обращения 01.02.2012).
2. Стратегия развития таможенных органов РФ до 2020 года» Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2575-р.— [Электронный ресурс] — Официальный сайт ФТС России — URL: http://www.customs.ru/in-dex.php?id=17220&Itemid=2375&option=com_content&view=article (дата обращения 08.06.2016).
3. Некрасов В. А. Совершенствование управления таможенными процессами посредством использования системы анализа и управления рисками // Вестник КРСУ.— Бишкек: Кыргызско-Российский Славянский университет.— 2011. — Т. 11.— № 2.— С. 165.
4. Бойко А. П. Совершенствование управления таможенным контролем с учетом факторов риска: Автореферат дис...к.э.н. — М., 2008.— 36 с.