л
ценам продукции, повысить уровень жизни населения и степень обеспечения продовольственной безопасности региона и страны в целом.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Агропромышленный комплекс Ставрополья: Стат. сб. Ставрополь: Ставропольский краевой комитет государственной статистики, 2004.
2. Алтухов А. Межгосударственная торговля зерном в СНГ // Агро XXI. 2002. № 4.
3. Булатов Д.С. Государственное регулирование внешней торговли зерном // Аграрная Россия. 2000. № 1.
4. Виноградов К.И. 0 мерах государственной и общественной защиты отечественных сельхозпроизводителей при присоединении России к ВТ0 // Пищевая промышленность. 2002. № 3.
5. Власов В. Законодательство в сфере закупок сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд: проблемы совершенствования // Хозяйство и право. 2004. № 3.
6. Итоги финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних сельскохозяйственных предпри-
ятий за 2000-2005 годы. Ставрополь: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2006.
7. Малыш М.Н. Аграрная экономика. Спб.: Лань, 2002.
8. 0 ввозе и вывозе скота и птицы, молока и зерна сельскохозяйственными предприятиями края, ян-
ь варь-июнь: Стат. бюллетень. Ставрополь, 2006.
я 9. Ставропольский край в цифрах: Стат. сб. Ставрополь: Территориальный орган федеральной служ-
^ бы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2005.
□I
7. 1П
10. Усенко Л. Российскому продовольственному рынку — надежную защиту // Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 1.
11. Mohr N., Kogan P. Distribution for the Small Business. London, 1990.
о b
N
□ _
□
™ КУГОТОВА M.A.
* СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
2 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ
о а ф
о
X
CL
х Государственная стратегия устойчивого развития России определяет, что национальное исполь-
о зование природных ресурсов (в том числе и рекреационных) представляет собой важнейшую социальную, экономическую и экологическую задачу, решение которой прямо направлено на сохране-
ф ние биосферы в необходимых параметрах как основы жизни на Земле [4].
о Рекреационные ресурсы отдельных территориальных рекреационных комплексов (ТРК) Юга
о России в сочетании с трудовыми ресурсами, капиталом и предпринимательскими способностями
и составляют основу устойчивого и гармоничного развития этих регионов. В этих субъектах РФ могут
2 быть выделены особые территории, обладающие значительным рекреационным потенциалом, состав-
2 ляющим базу регионального развития. Вместе с тем на территориях рекреационных комплексов су-
о ществует множество экономических, политических и экологических проблем, имеющих как региона
нальное, так и федеральное значение, препятствующих их устойчивому развитию. о Поскольку естественным базисом развития ТРК являются экологические и природные факторы,
первостепенное значение из указанных проблем имеет проблема рационального использования при-^ родных ресурсов и охрана окружающей среды.
ф Идея согласованного развития рекреационных территорий в соответствии с экологической ус-
тойчивостью к техногенным воздействиям уже давно обоснована в глобальной концепции «коэволю-^ ции человека и биосферы»[1].
® Острые экономико-экологические ситуации, обострившиеся в последнее время в ТРК, свидетель-
5 ствуют о неадекватности структуры использования ресурсов рекреации. При этом экологические о проблемы рекреационных территорий, наряду с традиционными, связанными с различного рода заг-О рязнениями, имеют свою специфику:
- высокие антропогенные нагрузки на природную среду территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей;
- активизация разного рода несанкционированного строительства в пределах курортных территорий;
- изношенность инженерной инфраструктуры ТРК;
- рекреационная дигрессия, вызываемая периодическим присутствием и деятельностью больших масс отдыхающих на неблагоустроенных в рекреационном отношении территориях [2];
- отсутствие технологической базы для утилизации и переработке отходов;
- загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта и стационарных источников и др.
В центре указанных проблем находится проблема развития природно-ресурсного потенциала.
Борьба с загрязнением и деградацией окружающей среды в результате хозяйственной и бытовой деятельности для ТРК является вопросом первостепенной важности, связанным с возможностью на практике осуществить управление региональной экономикой на системной и комплексной основе и предполагает дальнейшее совершенствование теории и методологии управления рациональным природопользованием.
Основные элементы системы управления рациональным природопользованием в ТРК, на наш взгляд можно представить в виде рис. 1.
На основании представленной схемы можно определить, что управление природопользованием ТРК — это организованная целостная система методов и конкретных форм, мероприятий и практических действий, с помощью которых можно осуществить направляющее, координирующее и стимулирующее воздействие на эколого-экономические процессы внутри ТРК, ориентированное на снижение отрицательного воздействия на экологические системы и увеличение затратных и воспроизводственных функций рекреационных ресурсов.
Рисунок 1. Система управления рациональным природопользованием ТРК
Управление природопользованием рекреационных территорий направлено, прежде всего, на охрану окружающей среды, создание хозяйственного механизма, идентичного применяемому в управлении экономикой регионов путем обеспечения единых подходов к организации планирования производства и охраны окружающей среды, стимулирования экологизации производства и снижения антропогенного воздействия на рекреационные ресурсы.
Управление природопользованием может осуществляться через деятельность природопользова-телей и непосредственное управление объектами окружающей среды. Управление природопользованием направлено на удовлетворение потребностей общества в природных ресурсах и свойствах окружающей среды. Причем это должно быть сделано на основе использования эколого-эко-номических принципов и закономерностей с тем, чтобы в будущем обеспечить устойчивое развитие. При этом управление природопользованием подразумевает управление не экологией или природными процессами, а действиями людей, включенных в природные системы определенных территорий.
Необходимость совершенствования управления природопользованием рекреационных территорий обусловлена тем, что целевые установки по рациональному рекреационному природопользованию зависят от меняющихся рыночных, в том числе конъюнктурных условий, определяющих уровень организации управления. К таким условиям относятся уровень экономического потенциала региона, определяющего возможности в принятии мер по снижению негативного прессинга на рек-го реационные ресурсы. При этом изменение целевых установок по рациональному рекреационному
N
л ь
о
природопользованию и их реализации могут осуществляться за счет определения новых наиболее подвижных структурных элементов механизма управления — методов и инструментов, обеспечивающих связь звеньев системы «экономика — рекреация — среда».
На уровне планового экономико-экологического управления должны реализовываться наи-о более существенные ее функции: анализ влияния на окружающую среду современного состояния производства рекреационных услуг, а также факторов его определяющих; выбор оптимального ва-
о о о.
Наличие в экономическом механизме природопользования ТРК таких подсистем, как планирование, стимулирование и организация управления, состоящего из значительного массива блоков и
^ рианта плана с учетом принятых ограничений по антропогенному воздействию; разработка на его
□ основе проекта плана, обсуждение и доработка последнего; принятие плана по охране рекреаци-
^ онных ресурсов и его законодательное оформление; доведение заданий плана до рекреационных
^ объектов; организация выполнения плана по защите рекреационных ресурсов (оперативное пла-
0 нирование).
® Совершенствование механизма управления природопользованием ТРК должно основываться на
0 ряде принципов и, прежде всего, на принципе комплексности и научности. Важным представляется ® принцип функционирования экономического механизма управления рекреационным природополь-
1 зованием — единство государственной политики и региональной экономики.
0
1_
о
х
ф элементов, определяет использование принципа системности, который предусматривает рассмотре-
Ш
о ние развития рекреационных территорий как совокупности взаимосвязанных решений мероприятий,
о объединенных общей целью функционирования.
^ К характерным содержательным признакам экологически сбалансированного ТРК, можно отнести обеспечение саморегуляции и воспроизводства составных частей рекреационных территорий —
2 воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенно-растительного покрова, леса, животного мира, и ландшафта, — и благоприятных условий для проживания местного населения. Организация рекре-о ационной деятельности не должна входить в противоречия с функционированием и системной организацией природной среды. Таким образом, организация процесса управления развитием ТРК в полной мере должна соответствовать степени сложности и характерным закономерностям организации
х окружающей природной среды. Рациональный подход к окружающей природной среде, природосбе-
ф режение в процессе прогнозирования, планирования, проектирования и осуществления всех видов
со
рекреационной, экономической и общественной деятельности, недопущение необратимых изменений
| в экологической подсистеме и, в частности, возобновляемых рекреационных ресурсов, становится
^ ведущим принципом системы управления развитием ТРК.
5 В единстве и взаимосвязи с экологическими проблемами, обуславливаемыми воздействием
^ производства рекреационных услуг на природную среду необходимо рассматривать и формы функ-
(Г) ционирования производственных отношений в сфере рекреации.
Необходимым условием создания эффективной системы управления развитием территориальных рекреационных комплексов (ТРК) служит разработка комплекса взаимосвязанных принципов управления, отвечающих системной природе объекта управления. Одна из основных причин прогрессирующего ухудшения экологической обстановки, снижения качества окружающей природной среды регионов, в том числе рекреационных территорий, заключается в несовершенстве системы и методов, управления и воздействия на хозяйствующие субъекты рекреационной направленности, результаты деятельности которых по изъятию природных ресурсов, их использованию, преобразованию природных ландшафтов приводят к нарушению связей между компонентами природной среды и интенсивному ее загрязнению.
В учебной и научной литературе отсутствуют развернутые классификации принципов управления развитием территориальных рекреационных комплексов, среди которых могут быть выделены общие и частные принципы. К основным эколого-экономическим принципам управления развитием ТРК предлагаем отнести следующие:
1. Принцип приоритетности управляющих воздействий, направленных на предотвращение деградации рекреационных ресурсов и отрицательных последствий антропогенной деятельности.
2. Принцип достижения сбалансированности, динамического равновесия между слагающими ТРК
приоритетным направлением государственного управления ТРК наряду с участием в разработке нормативно-правовой базы, обеспечением качественного функционирования ТРК и экологической безопасности.
N
1П
подсистемами: экономической, социальной и экологической. ^
3. Принцип недопущения необратимых изменений в окружающей природной среде, природо- ц сбережения, щадящего подхода к экосистеме, принцип природосбережения во время всех видов рек- ^ реационной деятельности. ^
4. Принцип оптимального использования рекреационных ресурсов и самоочищающей способ- ^ ности природной среды в процессе осуществления управляющих воздействий для общенаправленного достижения необходимого уровня развития ТРК.
5. Принцип эффективного использования рыночных отношений и четкое определение их места о и роли в управленческой деятельности, рационального сочетания рыночного и централизованного регулирования в сфере управления развитием ТРК. □
6. Выбор территориальных и административных структур управления с точки зрения макси- О мального учета специфики, пространственной ценности, иерархического строения природной среды
и регионального характера проявления проблем развития ТРК. ^
7. Принцип максимальной социальной ориентации системы управления развитием ТРК и каче- о ством окружающей природной среды, защита человека от негативных воздействий антропогенной деятельности, включая в число первоочередных последствий влияние производственной деятельно- о сти на население региона. 2
8. Принцип обеспечения экологической безопасности и управления риском возникновения не- х предвиденных экологических ситуаций, опасных для населения региона, природной среды, рекреа- о ционных объектов и ресурсов.
о
х
Далеко не все проблемы сохранения и рационального использования рекреационных ресурсов ф нашли свое решение, необходимо продолжить поиск эффективного и устойчивого развития экономи- о
ки, в том числе и ее экологический составляющей. Рациональное природопользование должно стать о
^
о о
0
1_
о о
ЛИТЕРАТУРА. о
1. Вернадский В.И. Биосфера: Избранные труды по биогеохимии. М.: Наука, 1967. о
2. Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса. М.: Финансы и статистика, 2003. ^
3. Еделев Д.А. Эколого-экономическая безопасность и устойчивое развитие Кавказских Минеральных ^
Вод. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. ф
4. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития: утв. Указом Президента РФ № 440 от 1.04.1996. £