СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ЕЕ НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
© Игнатьева Н.Н.*
Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти
В статье дается анализ состояния условий и охраны труда на предприятиях энергетической отрасли, а также рассматривается правовая база системы управления профессиональными рисками.
Одним из ключевых направлений работы в сфере охраны труда в последние годы является решение задачи, определенной Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [5], утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2008 года № 1351, связанной с реализацией комплекса мер, направленных на сокращение уровня смертности народонаселения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В этой связи представляется целесообразным оценить как в энергетической отрасли решаются указанные задачи.
По данным Федеральной службы статистики [7] за 2012 год в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по производству, передаче и распределению электроэнергии, охваченных статистическим наблюдением, в результате несчастных случаев на производстве пострадало 626 работников, что меньше количества пострадавших в 2011 году на 5 %, в том числе в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по:
- производству электроэнергии - 206 работников (снижение на 12 %);
- передаче электроэнергии - 242 работника (увеличение на 12,6 %);
- распределению электроэнергии - 172 работника (снижение на 11 %);
По данным Росстата в 2012 году относительное количество пострадавших на производстве на 1000 работающих (Кч) в хозяйствующих субъектах, осуществляющих производство, передачу и распределение электроэнергии, составило 0,9 что меньше среднего значения показателя по Российской Федерации почти в 2,4 раза, в том числе в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по:
- производству электроэнергии - 0,8;
- передаче электроэнергии - 0,8;
- распределению электроэнергии - 1,2.
Проводимый Федеральной службой по труду и занятости анализ производственного травматизма с тяжелыми последствиями свидетельствует, что наиболее распространенными видами происшедших в 2012 году в отраслевых организациях несчастных случаев с тяжелыми последствиями являются:
* Магистрант кафедры «Управление промышленной и экологической безопасностью».
268 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
- падение пострадавших с высоты - 87 несчастных случаев или 23,6 % от общего числа таких случаев;
- воздействие электрического тока - 80 несчастных случаев или 21,7 % от общего числа таких случаев;
- воздействие движущихся и разлетающихся предметов и деталей машин - 50 несчастных случаев или 13,6 % от общего числа таких случаев;
- транспортные происшествия 41 несчастный случай или 11,1 % от общего числа таких случаев [6].
По данным Росстата к началу 2012 года в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность, связанную с производством, передачей и распределением электроэнергии, абсолютная численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличилась по сравнению с началом 2011 года и превысила 408 тыс. работников, при этом большая часть из них заняты на работах в условиях повышенного уровня шума, ультразвука и инфразвука (220 тыс. или 17,2 % от общей численности работающих). При этом и относительная численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, также увеличилась и составила к началу 2012 года 33,4 % (в 2010 году -32,9 %) от общей численности работников отраслевых хозяйствующих субъектов, охваченных статистическим наблюдением, что выше аналогичного показателя по Российской Федерации почти на 3 процентных пункта.
Анализ состояния условий и охраны труда в отраслевых организациях целесообразно дополнить сведениями о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, представляемыми работодателями в государственные инспекции труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В частности, в соответствии с указанными сведениями по данным госинспекций труда за период с 1 сентября 2008 года по 1 января 2013 года в федеральную инспекцию труда поступили сведения о проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда от 2659 организаций, осуществляющих деятельность по производству, передаче и распределению электроэнергии с общей численностью работающих на них более 481 тыс. человек, свидетельствующие о проведении аттестации на 245,8 тыс. рабочих мест, на которых занято 385 тыс. работников, из которых условия труда 214,7 тыс. работников были квалифицированы по итогам аттестации как вредные и (или) опасные либо не соответствующие по травмобезопасности или обеспеченности средствами индивидуальной защиты, что соответствует 55,8 % от численности работников, занятых на рабочих местах, прошедших аттестацию или 44,6 % от общей численности работающих в организациях, на которых была проведена аттестация [6].
Таким образом, представляется, что приведенные сведения о состоянии условий и охраны труда работников отраслевых организаций объективно
Социальные проблемы в рыночной экономике
269
требуют реализации целенаправленных, консолидированных действий как от работодателей, так и от работников и их полномочных представителей, а также от управляющих компаний, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда, включая усиление системного контроля за состоянием условий и охраны труда работников отраслевых организаций.
Для обеспечения повышения безопасности и сохранения здоровья работников на рабочих местах путем осуществления профилактических мер на основе принципов, установленных директивой 89/391/ЕЭС, необходимо управлять рисками в области безопасности труда и здоровья работников. Практикой подтверждается улучшение показателей деятельности предприятия в области безопасности труда и здоровья, достигаемое за счет внедрения системы управления рисками.
В руководстве по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 далее - руководство МОТ-СУОТ 2001) подчеркивается, что правительствами, работодателями и работниками в настоящее время признается положительное влияние внедрения предприятиями систем управления охраной труда, основанных на управлении рисками в области безопасности труда и здоровья работников, как на уровень опасностей и рисков (в сторону их уменьшения), так и на производительность.
Эффективному управлению профессиональными рисками в области безопасности труда и здоровья работников во многом способствует применение положенных в основу системы управления принципов превентивно-сти и постоянного улучшения (совершенствования).
В настоящее время на международном уровне и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья разработаны различные документы (стандарты, руководства и практические пособия), содержащие требования к системам управления профессиональными рисками и рекомендации по разработке систем менеджмента, а также оценке профессиональных рисков.
Эти документы применяются работодателями на добровольной основе. Превентивность означает, что оценка риска выполняется до начала планируемой деятельности. Меры принимаются с учетом результатов предварительной оценки рисков, что позволяет исключить или понизить степень возможного вреда и масштабы негативных последствий.
Постоянное улучшение - перманентный процесс совершенствования системы управления охраной труда в целях улучшения показателей деятельности предприятия в области охраны труда, согласующихся с его политикой в данной сфере. Наиболее известные рекомендации к системам управления, основанным на управлении профессиональными рисками, содержатся в стандартах OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности - Требования» далее - стандарт OHSAS 18001:2007) и ISO 31000:2009 «Менеджмент рисков - Принципы и руководящие указания», а также в руководстве МОТ-СУОТ 2001. Конечно, между указанными документами есть определенные отличия.
270 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Проводившаяся до 01 января 2014г. процедура аттестации рабочих мест по условиям труда, несмотря на отсутствие аналогов в зарубежном законодательстве, - являлась достаточно серьезным и эффективным инструментом оценки профессиональных рисков. В первую очередь, потому, что производились инструментальные измерения уровней производственных факторов с обязательным сопоставлением результатов их оценки с гигиеническими нормативами. Это давало возможность более адекватно оценивать вредность условий труда и устанавливать причинно-следственные связи возможности повреждения здоровья работников при различном характере воздействия условий труда.
В настоящее время в России действуют несколько нормативных актов, касающихся оценки профессиональных рисков, среди которых можно выделить следующее:
- Федеральный закон о специальной оценке условий труда (426-ФЗ от 28.12.2013 г.), который устанавливает общие принципы и порядок оценки условий труда в целях выявления вредных и опасных факторов, а также осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными требованиями охраны труда [2].
- Методики проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом Минтруда России № 33н от 24 января 2014 г.), которая содержит методику проведения специальной оценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, а также форму отчета о проведении специальной оценки условий труда [3];
- Р.2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003), которое определяет подходы по количественной оценке риска ущерба здоровью работника от действия вредных и опасных факторов рабочей среды и трудовой нагрузки с учетом вероятности нарушений здоровья и их тяжести.
Оценка профессионального риска в соответствии с руководством Р.2.2.1766-03 выполняется при осуществлении государственного санитарноэпидемиологического надзора, производственного контроля, социальногигиенического мониторинга, а также в ходе решения других задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья работников, а также их социальной защитой [4].
По данным Научно-исследовательского института охраны труда в г. Екатеринбурге система управления безопасностью труда (СУБТ) на многих предприятиях энергетики строятся по принципу реагирования на уже произошедшие инциденты, выплаты компенсаций и устранения последствий опас-
Социальные проблемы в рыночной экономике
271
ного производства, а не на основе анализа профессиональных рисков и принятия упреждающих мер.
В деятельности СУБТ энергосетевых компаний были выявлены следующие типичные недостатки:
- отсутствие в СУБТ процессного подхода и структуризации информационных потоков, необходимых для принятия своевременных эффективных решений;
- отсутствие механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- неполноценная реализация результатов мониторинга условий и охраны труда;
- избыточный документооборот.
В связи с этим при разработке и внедрении СУБТ в энергосетевых компаниях приоритетными представляются следующие направления решения вышеуказанных проблем:
1. проведение аудита существующей СУБТ с позиции оценки роли информации в принятии решений в рамках системы управления охраной труда и профессиональными рисками организации. При этом критериями указанного аудита являются: информационная характеристика основных элементов СУБТ (содержание и правовой статус информации о состоянии условий труда, а также формы ее представ-ления);соответствие получаемой информации потребностям в сведениях, необходимых для принятия решений в системе управления охраной труда и профессиональными рисками организации (основные управленческие решения по вопросам охраны труда в организации, источники информации для принятия управленческих решений);
2. выделение процессов СУБТ и определение информационных потоков между ними (схема информационных потоков, прямая и обратная связь между источниками и потребителями информации, точки (узлы) формирования, систематизации, а также анализа и оценки информации, возможности форматирования и распределения информации);
3. определение ответственных за процессы и ресурсы, необходимые для их функционирования;
4. разработка критериев оценки эффективности функционирования процессов СУБТ, а также механизмов мониторинга выполнения указанных критериев;
5. разработка документированных процедур, описывающих функционирование СУБТ;
6. представление, обсуждение, корректировка и согласование документированных процедур с ключевым персоналом предприятия;
7. опытное внедрение разработанных процедур (выбор объекта внедрения процедур (цех, участок), обучение ключевого персонала объекта, мониторинг выполнения критериев эффективности);
272 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
8. аудит эффективности функционирования процессов СУОТ на опытном объекте и при необходимости их доработка;
9. методическое сопровождение или совместное внедрение СУОТ на других объектах предприятия.
Проведение данной работы в энергосетевых компаниях позволит осуществлять независимую оценку применения требований национальных нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом эффективной процессной модели, предусмотренной стандартами серии OHSAS.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. №426-ФЗ
2. Приказ Минтруда России № 33н от 24 января 2014 г. «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
3. Р.2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003).
4. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
5. Сборник тезисов и докладов международной конференции по охране труда в электроэнергетике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sape-expo.ru/docs/Sbornik-tezisov-i-docladov-Mezhdunarodnoi-konferentcii-po-okh-rane-truda-v-elektroenergetike.pdf.
6. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИНДИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
© Яковлев А.Ю.*
Государственный университет управления, г. Москва
В статье говорится о международном сотрудничестве Индии в области антитеррора.
Ключевые слова: Индия, ООН, терроризм, антитеррор, сотрудничество.
* Заместитель заведующего кафедрой Г осударственного и муниципального управления, кандидат политических наук.