Научная статья на тему 'Система управления привлеченными ресурсами коммерческих банков'

Система управления привлеченными ресурсами коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2313
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Продолятченко П. А.

В статье изложен теоретический базис управления формированием привлеченных ресурсов коммерческих банков, сформированы сущность и функции данного управления, рассмотрены методологические основы формирования его систем и основные методы управления. Излагаются основные цели и задачи управления привлеченными ресурсами. Особое внимание уделено системе страхования основных привлеченных ресурсов – депозитов. Актуальность темы статьи вытекает из значения привлеченных финансовых ресурсов в деятельности кредитных организаций и значимости данных ресурсов для экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления привлеченными ресурсами коммерческих банков»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫМИ РЕСУРСАМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

© Продолятченко П.А.*

Саратовский государственный социально-экономический университет,

г. Саратов

В статье изложен теоретический базис управления формированием привлеченных ресурсов коммерческих банков, сформированы сущность и функции данного управления, рассмотрены методологические основы формирования его систем и основные методы управления. Излагаются основные цели и задачи управления привлеченными ресурсами. Особое внимание уделено системе страхования основных привлеченных ресурсов - депозитов. Актуальность темы статьи вытекает из значения привлеченных финансовых ресурсов в деятельности кредитных организаций и значимости данных ресурсов для экономики страны.

В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансовыми ресурсами. Банковская деятельность, с ее четко выраженной финансовой направленностью, не составляет и не может составлять в этом отношении исключения. Проблема формирования финансовых ресурсов для коммерческих банков имеет несравнимо большее значение, чем для любых иных хозяйствующих субъектов. Задачи модернизации российской банковской системы, достижения ее соответствия потребностям развития отечественной экономики обусловливают решения проблемы привлечения финансовых ресурсов из различных источников, формирования приемлемой структуры капитала и эффективной ресурсной базы коммерческих банков, что требует интенсификации исследований в данной области.

Раскрытие существа привлеченных финансовых ресурсов коммерческого банка следует искать в системе финансовых отношений общества по формированию и использованию экономических ресурсов. Считаем, что раскрытие экономического содержания и функциональной роли привлеченных ресурсов коммерческого банка должно осуществляться через проведение теоретического анализа следующих ключевых понятий: «ресурсы» - «экономические ресурсы» - «финансовые ресурсы» - «финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и населения» - «финансовые ресурсы коммерческого банка» - «привлеченные финансовые ресурсы коммерческого банка». Избранная методология исследования от общего к более частному основывается на концепции целостности рассматривае-

* Соискатель кафедры Денег и кредита, доцент кафедры Экономики и управления Туапсинского филиала Российского государственного гидрометеорологического университета, кандидат экономических наук

мой экономической категории, взаимосвязи ее составляющих. Система экономических отношений общества в вопросах формирования и использования ресурсов, по нашему мнению, базируется на основополагающем подходе: не состав ресурсов определяет состояние системы, а целое характеризует частное. Ресурсы общества определяют качественные характеристики его финансовых ресурсов, а в финансовом хозяйстве общества формируются ресурсы коммерческих банков. Существует и обратная зависимость: состояние финансового хозяйства банковской системы оказывает существенное влияние на финансовое положение хозяйствующих субъектов, населения и государства, т.е. финансовые ресурсы общества. Следовательно, экономические категории, входящие в состав ресурсов следует рассматривать в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Характеристика привлеченных финансовых ресурсов коммерческого банка складывается из иерархического построения системы ресурсов общества, в которой предыдущая категория входит в последующую (рис.1.).

\ Ресурсы /

кономические ресурсы

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов ж населения

Финансовые ресурсы коммерческого ч банка /

Привлеченные финансовые ресурсы \ коммер- / \ ческого / \банка /

Рис. 1. Иерархия ресурсов общества

Исходя из данной иерархической системы складываются и особенности управления финансовыми ресурсами общества. Раскрытие сущности управления привлеченными ресурсами коммерческого банка должно осуществляться через проведение теоретического анализа следующих ключевых понятий: «Управление» - «управление финансовыми ресурсами» - «управление финансовыми ресурсами банка» - «управление пасси-

вами банка» (собственными и привлеченными ресурсами) - «управление формированием привлеченных ресурсов коммерческими банками» (управление депозитами, управление недепозитными ресурсами). Соответственно выстраивается иерархия методов управления. Формы, методы, принципы, способы управления ресурсами являются основой для финансового менеджмента, служащего базой для управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов и населения. Система и механизмы управления финансовыми ресурсами предприятий служат основой для банковского финансового менеджмента с учетом специфики данной отрасли экономики. Управление привлеченными ресурсами коммерческих банков происходит с учетом финансовой политики банка, принципов, методического инструментария используемых в деятельности кредитных организаций. Через изучение иерархии финансовых ресурсов общества и взаимосвязь элементов управления ресурсами, по нашему мнению, определяются основные принципы управления формированием привлеченных ресурсов коммерческих банков. Таким образом, управление формированием привлеченных ресурсов коммерческого банка является составной частью управления финансовыми ресурсами, в свою очередь входящего в систему общего процесса управления, организованного в банке в целях эффективного использования его подразделений по решению стоящих перед банком задач. Обычно под управлением понимается специфический вид деятельности, направленный на формулировку и достижение целей для управляемого объекта [14, с. 24-25]. Вместе с тем при управлении финансовой деятельностью банка обычно ориентируются на другие (нестрогие с точки зрения математики и математической теории управления) методы управления, например на основе «общих ценностей» [13]. Такие методы обычно применяются при управлении самоорганизующимися (например, общественными) системами, для которых бывает чрезвычайно трудно определить количественно требуемые целевые показатели развития.

Эффективная деятельность современных коммерческих банков, обеспечение высоких темпов их развития, отвечающих потребностям экономики и населения страны, повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости в значительной степени определяется уровнем финансового потенциала кредитных организаций и качеством банковского управления финансовыми ресурсами. Значение процесса управления формированием привлеченных ресурсов коммерческих банков подчеркивается важностью привлеченных финансовых ресурсов для деятельности кредитных организаций. Привлечение финансовых ресурсов является жизненно важной задачей, без решения которой коммерческие банки не могут существовать. Способность банка привлекать депозиты и межбанковские кредиты, осуществлять размещение собственных ценных бумаг является основным критерием признания банка со стороны различных субъектов финансового рынка. Состояние ресурсной базы коммерческого банка является основным критерием оценки стабильности и надежности банка, индикатором качества обслу-

живания банком клиентов, характеризует уровень банковского менеджмента и маркетинга. Управление формированием ресурсной базы коммерческих банков призвано обеспечить оптимальный объем привлеченных ресурсов на длительные сроки с наименьшими затратами. При этом процесс управления привлеченными финансовыми ресурсами должен учитывать существующие требования Банка России и обеспечивать реализацию принципов, целей и планов коммерческого банка.

Базовые (фундаментальные) принципы (концепции) определяют логику управления финансовыми ресурсами, применения в процессе данного управления прикладных методов и механизмов (приемов) на практике. Необходимость их идентификации, обособления, интерпретации определяются схоластичностью и вариабельностью любого управленческого решения, особенно решения, связанного с финансовыми ресурсами, тем более, если эти ресурсы являются привлеченными. Значение привлеченных ресурсов в деятельности коммерческих банков, современная структура ресурсной базы, массовость проведения финансовых операций и оказания банковских финансовых услуг предопределяют важность изучения фундаментальных принципов управления формированием привлеченных ресурсов кредитных организаций. Как правило, финансовые решения не являются единственно возможными и жестко предопределенными в том смысле, что условия, детали и последствия их принятия и осуществления соответствующих финансовых операций могут просчитываться и оговариваться. Поэтому принятие любого финансового решения всегда предполагает наличие некоторого компромисса между вполне естественным желанием сторон финансовых отношений достичь большего эффекта от финансовой операции и возможности получения наименее желаемого результата. Осознание существования подобного компромисса и необходимость его обоснования с помощью количественных оценок или неформа-лизированных критериев возможно, когда стороны финансовых отношений отчетливо представляют логику закономерностей, предпосылок и допущений, сопровождающих любые операции, связанные с финансовыми ресурсами. Базовые принципы управления финансовыми ресурсами учитываются в процессе принятия решений финансового характера и являются краеугольным элементом системы управления финансовыми ресурсами любого хозяйствующего субъекта. Исключительная важность принципов управления финансовыми ресурсами для коммерческих банков вытекает из того, что большинство финансовых процессов по мобилизации средств и их инвестирования происходит через банковское посредничество.

Несмотря на повышенное внимание ученых и специалистов-менедже-ров к вопросам развития финансового менеджмента в теории и практике управления до настоящего времени не существует единого, исчерпывающего, всеобъемлющего подхода к определению основных принципов управления финансовыми ресурсами.

Так, например, И.А. Бланк считает, что управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализаций ряда принципов, основными из которых являются:

1. Интегрированность с общей системой управления предприятием.

2. Комплексный характер формирования управленческих решений.

3. Высокий динамизм управления.

4. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений.

5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятий [5, с. 70-72].

Бобылева А. З. относит к основополагающим принципам управления финансовыми ресурсами:

- Принцип инвестирования: вложения производятся только в случае, если ожидается доход не менее среднерыночного.

- Принцип финансирования: выбранные источники финансирования и их соотношение должны обеспечивать максимальную стоимость фирмы.

- Принцип распределения дивидендов: если фирма не находит проекты, отдача от которых не ниже среднерыночной, вся чистая прибыль может распределяться на дивиденды для самостоятельного поиска прибыльных вложений.

- Принцип изменения стоимости денег во времени: неравноценность разновременных затрат и результатов.

- Принцип соотношения риска и доходности: высокий риск компенсируется высокой доходностью вложений, менее рисковые решения приносят меньшую доходность [6, с. 13-14].

Акодис И. А. относя принципы управления финансовыми ресурсами к основным привентивным понятиям и закономерностям финансового менеджмента условно выделяет семь данных принципов:

1. Принцип «время - деньги».

2. Принцип соотношения доходности и риска.

3. Принцип финансового рычага

4. Принцип действия производственного, или операционного рычага.

5. Принцип страхования рисков путем резервирования.

6. Принцип цены капитала.

7. Принцип переменного балансирования доходов и расходов [19, с. 39-41].

Ковалев В.В. исходя из базового значения принципов управления финансовыми ресурсами, «служащих методологической основой для понимания сути тенденций, имеющихся на финансовых рынках, логики принятия решений финансового характера, особенности принятия тех или иных методов количественного анализа» [10, с. 101-102] вводит термин «фундаментальные концепции».

К фундаментальным концепциям (принципам) управления финансовыми ресурсами В.В. Ковалев относит: 1) концепцию денежного потока; 2) временной ценности денежных ресурсов; 3) компромисса между риском и доходностью; 4) операционного и финансового рисков; 5) стоимости капитала; 6) эффективности рынка капитала; 7) ассиметричности информации; 8) агентских отношений; 9) альтернативных затрат; 10) временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта; 11) имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования [10, с. 102-109].

Мы считаем, что в настоящее время не представляется возможным выделить принципы управления формированием привлеченных финансовых ресурсов коммерческих банков в отдельный блок, так как все существующие принципы управления финансовыми ресурсами в той или иной мере используются в банковском деле при мобилизации финансовых ресурсов общества.

Следует отметить, что все предлагаемые в современной литературе подходы к управлению финансовыми ресурсами - пассивами и активами

- банка можно условно разделить на две группы: 1) управление балансом и 2) управление финансовыми потоками.

Применительно к управлению привлеченными ресурсами банков можно выделить следующие направления:

- управление краткосрочными обязательствами (до востребования);

- управление долгосрочными обязательствами (срочные депозиты);

- управление обязательствами, связанными с расчетами (квазидепозиты);

- управление обязательствами по ценным бумагам;

- управление кредитами, предоставленными иными кредитными организациями;

- управление кредитами, предоставленными Центральным банком России;

- управление финансовыми ресурсами, предоставленными вышестоящими структурами коммерческого банка.

Важно подчеркнуть, что управление привлеченными ресурсами коммерческих банков затрагивает как балансовое отражение операций с пассивами, так и потоки денежных средств, влияющие на состояние ресурсной базы кредитных организаций.

Процесс управления привлечением внешних финансовых ресурсов представляет собой деятельность по формированию ресурсной базы коммерческих банков и оптимизации структуры источников привлекаемых ресурсов. Лаврушин О.И. характеризует управление привлеченными ресурсами как «деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов коммерческих банков за счет привлечения денежных средств физических и юридических лиц, в том числе других банков, направленную на поддержание ликвидности как отдельных банков, так и банковской системы в целом»

[3, с. 293]. Однако практическая деятельность коммерческих банков осуществляется с целью получения максимальной прибыли при обеспечении достаточного (с точки зрения банков) уровня ликвидности. В банковской системе России существуют значительные диспропорции между активами и пассивами по срокам размещения и привлечения. Отсутствие долгосрочных и одновременно дешевых финансовых ресурсов является одной из насущных проблем отечественной банковской системы. Реальность такова, что из всех привлеченных банками средств активно и с относительно небольшими рисками потери ликвидности могут быть использованы только срочные ресурсы. Вклады «до востребования» и «квазидепозиты» (средства клиентов кредитной организации, размещенные на расчетных, текущих и корреспондентских счетах) могут использоваться только для краткосрочных вложений и, как правило, должны размещаться «в ограниченном объеме (не приводящем к уменьшению заранее определенной и установленной величины неснижае-мого остатка) на короткие сроки и под низкие процентные ставки в «абсолютно» надежные активы, например, это могут быть депозиты в Банке России или однодневные расчетные кредиты «overnight» на рынке межбанковских кредитов» [2, с. 51]. На практике со стороны российских коммерческих банков имеет место чрезмерное увлечение использованием краткосрочных ресурсов и ресурсов ограниченного использования для осуществления среднесрочных и долгосрочных активных операций, а их использование хотя и очень соблазнительно, но чрезвычайно рискованно как для отдельно взятого банка, так и для банковской системы в целом. Поэтому, на наш взгляд, довольно преждевременно, при постоянном «латентном» или ярко проявляющемся банковском кризисе ликвидности характеризовать управление привлеченными ресурсами как деятельность, направленную на поддержание ликвидности. Термин ликвидности в банковском деле означает легкость реализации, превращения активов в денежные средства. Под ликвидностью баланса коммерческого банка понимают «такое состояние, когда текущие обязательства по пассиву без значительных финансовых потерь покрывается за счет быстрой реализации средств по активу» [29, с. 45]. Банковская ликвидность предопределяется рядом факторов, среди которых решающими являются: сбалансированность активов и пассивов по срокам размещения и привлечения; структура активов банка; степень риска, присущая отдельным активным операциям; структура пассивов. На состояние ликвидности российских кредитных организаций, по нашему мнению, определяющее влияние оказывает состояние активов банка. Управление привлеченными ресурсами, безусловно, связано с потребностью банков в управлении ликвидностью, но не сводится к обеспечению способности банков «своевременно, в полном объеме и с минимальными издержками отвечать по обязательствам перед кредиторами и быть готовыми удовлетворить потребности заемщиков в денежных средствах» [12, с. 22]. Взаимосвязь между управлением формированием привлеченных финансовых ресурсов и управлением ликвидностью коммерческих банков проявляется, прежде всего, в том, что управление

формированием ресурсной базы должно обеспечивать функционирование механизма быстрой мобилизации дополнительных денежных средств необходимого качества. В свою очередь обеспечение ликвидности банка оказывает существенное влияние на бесперебойное финансирование коммерческих банков со стороны различных субъектов финансового рынка.

Следует различать внешнее и внутреннее управление формированием привлеченных ресурсов коммерческих банков. Управление процессом привлечения финансовых ресурсов коммерческими банками на макроуровне осуществляется Центральным банком страны, а на микроуровне -самими кредитными организациями в соответствии с разработанной финансовой политикой мобилизации и использования привлеченных денежных ресурсов. Со стороны Центрального банка целью управления, денежно-кредитного регулирования является не получение прибыли, а обеспечение создания и функционирования современного банковского сектора экономики, удовлетворяющего потребности отечественной экономики и обеспечивающего рост благосостояния населения страны. Управление формированием привлеченных финансовых ресурсов, осуществляемое коммерческими банками, подчинено главной цели их хозяйствования. Именно она становится первостепенной задачей организации процесса управления привлеченными ресурсами, «решающим лейтмотивом всех управленческих действий» [25, с. 20]. У коммерческих банков могут быть разнообразные главные цели хозяйствования. К наиболее распространенным можно отнести следующие:

- максимизация прибыли;

- максимизация доходов и поступлений;

- максимизация стоимости банка;

- достижение положительных финансовых результатов;

- сохранение банка, восстановление его ликвидности, стабилизация финансового состояния.

В зависимости от различных обстоятельств может быть обоснована целесообразность и предпочтительность ориентации на тот или иной критерий, качественный или количественный показатель. Однако, «скорее всего единственного, на все случаи пригодного ориентира попросту не существует» [10, с. 48]. В зависимости от конкретной ситуации в качестве основного целевого ориентира могут выступать различные критерии. Так, например, влияние общемирового финансового кризиса потребовало от собственников банков корректировки планов развития, а от менеджеров -принятия оперативных управленческих решений, связанных с обострением внутрибанковских проблем и «существенным повышением рискового потенциала» [22, с. 10]. Для многих российских банков, лишенных государственной поддержки, доступа к ликвидности и практически «брошенных на произвол судьбы», в период кризиса главной целью хозяйствования становится проблема выживания.

Целевую функцию коммерческого банка, на наш взгляд, следует рассматривать в рамках поведенческой теории фирмы, которая исследует реальное поведение отдельных хозяйствующих субъектов. С развитием макроэкономической теории, а затем и теории фирмы менялись и подходы экономистов к определению главной цели функционирования коммерческих банков и, соответственно его основных функциональных управляющих систем. В генезисе этой проблемы можно выделить следующие основные подходы:

- Модель максимизации прибыли.

- Модель максимизации рыночной стоимости банка.

- Модель максимизации объема оказания банковских услуг.

- Модель минимизации трансакционных издержек.

- Модель максимизации темпов роста банка (его активов и пассивов).

- Модель максимизации маржи в привлечении и размещении ресурсов.

- Модель обеспечения конкурентных преимуществ.

- Модель повышения деловой репутации (гудвила).

В деятельности коммерческих банков в наиболее общем виде существует два основных подхода к идентификации главной цели, ориентирующихся на рост капитализации и устойчивое генерирование прибыли. Причем приоритет целевой установки, предусматривающей максимизацию рыночной стоимости банка, а следовательно, и богатства его владельца, является наиболее распространенным в мировой банковской практике. При этом следует учитывать определенную специфику, обусловленную характером деятельности коммерческих банков. В современных условиях банк становится распорядителем и хранителем денежных средств различных собственников, «общественного капитала и выступает выразителем не только своих, частных интересов, но и общественных» [23, с. 67]. Это сочетание интересов является необходимым условием деятельности коммерческих банков, без него невозможно обеспечить ликвидность и устойчивость кредитных организаций, а, следовательно, и достижение приоритетных целей. Таким образом, модель максимизации рыночной стоимости коммерческого банка отражает одну из важнейших концептуальных идей современной парадигмы теории фирмы, выражающейся в том, что основной целью функционирования кредитной организации является максимизация благосостояния ее владельцев. Модель максимизации рыночной стоимости банка как главной целевой функции его развития предполагает, что все управленческие решения в любой сфере деятельности кредитной организации должны быть направлены в первую очередь на максимально возможный прирост реальной рыночной ее цены. Модель, определяющая главной целью функционирование и развития кредитной организации ее рыночной стоимости характеризуется следующими основными особенностями, отличающими ее от других целевых моделей:

1. Определяет собственников как главных субъектов в системе экономических интересов, связанных с деятельностью банка.

2. Гармонизирует экономические интересы основных субъектов, связанных с деятельностью банка.

3. Интегрирует основные цели и задачи эффективного функционирования различных служб банка.

4. Обладает более широким и более глубоким потенциалом роста в сравнении с другими целевыми ориентирами.

5. Гармонизирует текущие и перспективные цели развития банка.

6. Обеспечивает возможность оценки, более отдаленной перспективы в сравнении с другими целевыми ориентирами.

7. Реализует наиболее полную информацию о функционировании банка в сравнении с другими оценочными показателями.

8. Полностью отражает весь спектр финансовых отношений и основных финансовых решений банка.

9. Является наиболее всеобъемлющим критерием эффективности мобилизации финансовых ресурсов и использования капитала банка (размещенных собственных и привлеченных ресурсов).

10. Служит одним из наиболее эффективных средств контроля собственников и инвесторов за действиями менеджеров банка.

Вышеуказанная модель, по нашему мнению, может быть принята в качестве главной цели управления деятельности банка, особенно финансовой его деятельности и сформулирована следующим образом: главной целью управления финансовыми ресурсами банка является максимизация благосостояния собственников кредитной организации в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации ее рыночной стоимости. В процессе реализации своей главной цели управление финансовыми ресурсами направлено на реализацию следующих основных задач:

1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития банка в предстоящем периоде.

2. Обеспечение наиболее эффективного распределения и использования сформированной ресурсной базы банка в разрезе основных направлений кредитования и инвестирования.

3. Оптимизация денежного оборота.

4. Обеспечение максимизации прибыли от банковских услуг при приемлемом уровне финансовых рисков.

5. Обеспечение постоянного финансового равновесия и необходимого уровня ликвидности банка в процессе его развития.

Все рассмотренные задачи управления финансовыми ресурсами банка теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов и постоянного финансового равновесия банка в процессе его развития; обеспечение максимизации суммы

прибыли при минимизации уровня финансовых рисков и т.д.). Поэтому в процессе управления финансовыми ресурсами отдельные задачи должны быть конкретизированы и оптимизированы между собой для наиболее эффективной реализации его главной цели.

Главная цель коммерческих банков всегда тесно связана с двумя важнейшими категориями: прибылью и риском, которые в свою очередь непосредственно зависят от множества других финансовых показателей, в том числе, связанных с вопросами обеспечения кредитных организаций необходимыми финансовыми ресурсами. Поэтому, на наш взгляд, рассматривая основные целевые установки, следует говорить о совокупности основных экономических целей, достижение которых служит признаком успешного функционирования системы управления банковским бизнесом. Эффективное управление формированием привлеченных ресурсов коммерческих банков призвано способствовать решению комплекса задач связанных с формированием устойчивой ресурсной базы кредитных организаций.

Комплекс целей деятельности коммерческих банков определяет основные концепции и модели управления привлеченными ресурсами. Теоретическими концепциями и моделями, определяющими цель и основные параметры финансовой деятельности банка, по нашему мнению, могут быть:

- Концепция приоритета экономических интересов собственника.

- Современная портфельная теория.

- Концепция стоимости ресурсов и капитала.

- Концепция структуры привлеченных ресурсов.

- Модели финансового обеспечения ликвидности и устойчивого роста банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упомянутые теоретические концепции и модели лежат в основе современной парадигмы системы управления финансовыми ресурсами банка, функционирование которой обеспечивается реализацией существующих в финансовом управлении принципов, через выполнение функций управления финансовой деятельностью кредитной организации.

Формирование привлеченных ресурсов коммерческих банков осуществляется как процесс, выполняющий несколько взаимосвязанных общих функций: планирование, анализ, организация и регулирование, контроль, направленных на то, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Данные функции являются инвариантными по отношению к сфере деятельности банков, масштабам привлечения финансовых ресурсов, качеству управления и др. Ковалев В.В. отмечает, что общие функции «реализуются в любой системе управления» [10, с. 79]. Виды управленческой деятельности можно выделить также в категории: прогнозирование, координация, стимулирование (мотивация), распорядительство, учет. На практике функции управления тесным образом переплетаются, создавая единый механизм, хотя содержательное наполнение каждой из выделенных функций в части мобилизации финансовых ресурсов довольно очевидно.

Планирование - охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь. Планирование пассивных операций по привлечению финансовых ресурсов представляет собой процесс разработки конкретного плана мероприятий по формированию привлеченной составляющей ресурсной базы коммерческих банков. Обычно процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов, содержащих в своей основе разработанную депозитную политику банка и другие внутрибанковские документы, регламентирующие порядок оказания депозитных, расчетных услуг, работу по эмиссии собственных ценных бумаг, межбанковские отношения по кредитованию и проведение пассивных операций. Назначение планов состоит в том, чтобы обеспечить понимание задач по формированию и оптимизации ресурсной базы, стратегии и тактики их выполнения, а также «представления о конечных результатах деятельности и конкретных параметрах риска, которые может взять на себя банк по пассивным операциям» [28, с. 350]. Планирование также подразумевает составление плана действий по достижению следующих локальных целей: максимизация мобилизации привлеченных ресурсов, минимизация их стоимости и затрат по формированию ресурсной базы, обеспечение стабильности депозитного финансирования и притока ресурсов, создание условий для долгосрочного партнерства с поставщиками финансовых ресурсов, формирование имиджа солидности, надежности и др. При этом должны приниматься во внимание воздействие экономического пространства и институционального поля, внутренние проблемы банка, его потенциальные возможности по мобилизации и размещению финансовых ресурсов, уровень менеджмента.

Прогнозирование - представляет собой разработку на длительную перспективу параметров развития рынка банковских услуг в части привлечения внешних финансовых ресурсов в банковский бизнес. В отличие от планирования прогнозирование не ставит задачу непосредственно реализовать разработанные прогнозы, которые представляют собой предвидение изменений ситуации с привлечением ресурсов. Особенностью прогнозирования является альтернативность в построении финансовых показателей и параметров по пассивным операциям на основе наметившихся тенденций. Задача прогнозирования - определение реально возможного объема привлеченных финансовых ресурсов, источников их формирования, изменений в инструментарии привлечения ресурсов в прогнозируемом периоде. Прогнозирование может осуществляться как на «основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденций изменения, так и на основе прямого предвидения изменений» [21, с. 403].

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным подразделениям и направлениям на основе сравнения фактически сложившейся структуры привлеченных ресурсов с плановыми и прогнозными данными, с достигнутыми результатами прошлых периодов и с итогами деятельности конкурентов по привлечению ресурсов из различных источ-

ников общества. Практически принятию любого управленческого решения должно предшествовать определенное аналитическое его обоснование. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии коммерческого банка, потери, неиспользованные потенциальные возможности и резервы, недостатки в организации финансирования и в управлении банковским бизнесом. При формировании финансовых ресурсов важно чтобы разрыв в их преобразовании в капитал был минимален. Привлеченные ресурсы практически не должны накапливаться (аккумулироваться); они немедленно вкладываются в дело. Инвестиционные проекты и кредитные предложения, предназначенные к реализации, также должны быть своевременно обеспечены финансовыми ресурсами и не ждать их мобилизации. Ключевая задача анализа - правильно спрогнозировать сроки нахождения в банке привлеченных ресурсов. Обеспечение стабильных источников финансирования - основная проблема в управлении привлеченными ресурсами. В этом смысле роль планово-аналитической функции в отношении источников финансирования трудно переоценить.

Функция организации направлена на построение оптимальной структуры формирования привлеченных ресурсов банка, т.е. такой структуры, при которой достигается наилучшее соответствие объекта и субъекта управления, а также соответствие источников финансирования и направлений их вложения в активы банка. Организация привлечения внешних финансовых ресурсов осуществляется через создание органов управления, построение структур аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработку норм, нормативов, правил, методик, приемов и т.п. Эта функция «формирует тот уровень избыточности» [9, с. 30], который обеспечивает эффективное функционирование системы формирования привлеченных ресурсов банка при минимальных затратах на ее создание и функционирование.

Регулирование деятельности банка по привлечению ресурсов основано на регулирующих (управляющих) воздействиях на объект управления, посредством которых достигается состояние устойчивости системы формирования привлеченных ресурсов в случае возникновения отклонения от заданных параметров (снижения результативности функционирования системы). Особенностью регулирования процесса мобилизации ресурсов для деятельности коммерческих банков является наличие государственного надзора за деятельностью банков, а также осуществление Центральным банком денежно-кредитного регулирования. Поэтому внутрибанковское регулирование формирования ресурсной базы должно обеспечивать соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора и соответствие проводимой Центральным банком денежно-кредитной политики. Основная задача банковского регулирования в области мобилизации банками денежных средств государства, хозяйствующих субъектов и индивидов связана с обеспечением максимального удовлетворения потребностей общества в данных услугах. Последнее

предполагает оптимальное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, установок и ценностей. Регулирование подразумевает корректировку разработанных целей и способов их выполнения на основе выявленных отклонений, что достигается путем: реорганизации функциональной структуры банка; расширения (сужения) отдельных направлений деятельности; разработки новых и совершенствования действующих инструктивных и методических материалов; корректировки приоритетов и методов осуществления банковской политики в области привлечения ресурсов; принятия конкретных мер по ограничению рисков; инновационных преобразований системы привлечения финансовых средств.

Контроль обеспечивает определение, документирование фактических показателей (результатов реализации решений), сравнение их с плановыми данными для оценки полученных результатов, а также проверку «допустимости исходных предпосылок, анализ вероятных отклонений от запланированных показателей, методическую и содержательную согласованность планового процесса» [17, с. 19]. Контроль в деятельности банков по привлечению ресурсов подразделяется на внешний и внутренний. Органы банковского контроля и внешние аудиторы призваны осуществлять контроль за соблюдением правил осуществления банками пассивных операций по формированию ресурсной базы, адекватностью депозитной политики, принятой коммерческим банком, денежно-кредитной политике Центрального банка, соблюдением законодательства в области банковского дела. Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и предполагает организацию системы слежения за соответствием текущего состояния дел плановым ориентирам, призван предотвратить негативные ситуации, вскрыть нарушения финансовой дисциплины в функционировании системы мобилизации внешних финансовых ресурсов.

Эффективное функционирование системы формирования привлеченных ресурсов коммерческих банков и реализация указанных функций управления невозможны без соответствующего информационного обеспечения. Информационное обеспечение формируется за счет использования экономической, финансовой, коммерческой информации, циркулирующей в финансовой системе банка и в экономическом пространстве и связанной с вопросами привлечения финансовых ресурсов, возможностями и потребностями клиентов (в том числе потенциальных). Информация и коммуникации становятся важнейшими факторами развития коммерческого банка, обеспечения его конкурентоспособности, получения экономических преимуществ за счет синергетического эффекта.

Система управления формированием привлеченных ресурсов коммерческих банков призвана обеспечить решение следующих основополагающих задач:

- мобилизацию финансовых ресурсов для создания ресурсной базы требующейся банку для удовлетворения потребностей клиентов в банковских услугах связанных с проведением активных операций;

- обеспечение стабильности финансирования банковских инвестиционных проектов;

- получение банком намеченной планом прибыли;

- сокращение средств, не приносящих дохода и финансовых ресурсов ограниченного использования.

Реализация данных задач подразумевает разработку банком собственной финансовой политики связанной с привлечением денежных средств из внешних источников в банковский бизнес и эффективным управлением процессом данного привлечения. Это стратегия и тактика коммерческого банка по привлечению финансовых ресурсов. На практике такую банковскую политику именуют депозитной политикой коммерческого банка. Хотя, как правило, реализация такой политики - «это деятельность банка, связанная с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов» [3, с. 295], то есть это действия, направленные на удовлетворение потребностей банка в финансовых ресурсах из различных внешних источников (депозитных и недепозитных). Таким образом, термин «депозитная политика» следует рассматривать с двух позиций: в широком и узком смысле. В широком смысле - это деятельность банка по формированию привлеченной составляющей ресурсной базы коммерческого банка, в том числе заемной ее части. В узком смысле - это формирование депозитного раздела пассивов баланса коммерческого банка.

Тависиев А.М. характеризует финансовую политику банка связанную с привлечением денежных средств из внешних источников как клиентскую политику, отмечает, что «правильная клиентская политика - это не одна только политика привлечения средств клиента, а согласованная с нею политика предоставления кредитов и проведения других активных операций в интересах клиентов» [24, с. 221]. Следовательно, по утверждению Тавасие-ва кредитная политика согласуется с политикой привлечения средств клиентов. Панова Г.С., определяя кредитную политику «как стратегию и тактику банка по аккумуляции временно свободных средств и кредитованию заемщиков» [18, с. 140], обращает внимание, на то, что «в такой трактовке -депозитная политика - часть кредитной политики» [18, с. 140]. Отсюда вытекает, что задачи кредитной политики, обусловленные современным состоянием рынка банковских услуг, определяют и направления депозитной политики банка. Безусловно, депозитная политика банка связана с кредитной политикой, клиентской политикой и рядом других направлений банковской деятельности. Со всей определенностью можно утверждать, что финансовая политика банка связанная с привлечением денежных средств из внешних источников (как бы она не называлась) является частью банковской политики. Если рассматривать кредитную политику в широком смысле как стратегию и тактику, регулирующую финансовые отношения между кредиторами и заемщиками, кредитными организациями и вкладчиками, то депозитная политика банка структурно вписывается в его кредитную поли-

тику. Однако, не все финансовые отношения между банком и его клиентами по поводу размещения денежных средств на банковских счетах, имеют кредитную основу. Кроме того, денежные ресурсы привлеченные банками могут направляться ими не только на цели реализации кредитной политики, а также на реализацию инвестиционных проектов не связанных с кредитованием. Поэтому, по нашему мнению, депозитная и кредитная политика являются самостоятельными, хотя и взаимообусловленными составными частями банковской политики. Степень взаимообусловленности между рассматриваемыми категориями такова, что можно говорить и о том, что кредитная политика определяет направления депозитной политики, и о том, что депозитная политика характеризует условия формирования кредитной политики. Степень общности искомых категорий гораздо больше отличий. Тем не менее, в условиях глобализации современной экономики и изменения направлений банковской деятельности отличие в вопросах мобилизации и размещения банковских ресурсов проявляется в том, что ресурсы, которыми располагает банк, больше банковского капитала, а банковский капитал больше кредитного капитала банка.

Депозитная политика банка является составной частью банковской политики по формированию привлеченной составляющей ресурсной базы банка. Ресурсная база коммерческого банка формируется также за счет недепозитных источников, что также должно находить отражение в разработке соответствующей политики банка. Неоднородность депозитов, выделение «квазидепозитов» в их составе требуют учета особенностей данной категории в политике в области организации расчетно-кассового обслуживания. Поэтому, мы считаем, что исходя из концепции состава привлеченных ресурсов коммерческого банка, следует вести речь не о депозитной политике, а о политике банка по формированию привлеченных ресурсов.

Политика по формированию привлеченных ресурсов коммерческих банков представляет собой банковскую политику по привлечению финансовых средств из внешних источников с помощью банковских финансовых инструментов и их размещению в соответствии с договорными условиями на различных банковских счетах, отраженных в пассиве баланса банка.

Как и банковская политика в целом и ее составные элементы в отдельности, политика по формированию привлеченных ресурсов - это совокупность действий по достижению главных целей хозяйствования банка. Однако, во всех элементах банковской политики производится конкретизация действий, направленных на достижение этих целей, ставятся частные задачи и устанавливаются контрольные показатели. Политика по формированию привлеченных ресурсов банка должна соответствовать его стратегическим целям и иметь детально разработанную генеральную линию. Стратегическая цель политики по формированию привлеченных ресурсов - обеспечение создания привлеченной составляющей ресурсной базы коммерческого банка, имеющей надлежащие качественные характеристики и оптимальную структуру. Для реализации своих интересов по мобилизации внешних финансовых ресурсов

каждый банк разрабатывает индивидуальную политику по формированию привлеченных ресурсов, выбирает приоритетные источники ресурсов, инструменты их привлечения и формы финансирования. Банк может выбрать в качестве своих потенциальных клиентов частных клиентов или коммерческие фирмы и другие юридические лица, либо тех и других. Кредитная организация может специализироваться на выпуске собственных ценных бумаг или на привлечении срочных депозитов. Генеральной линией коммерческого банка может стать обслуживание корпоративных клиентов и (или) VIP персон. Осуществляя свою деятельность на рынке банковских услуг, коммерческие банки выделяют доминантные сферы (направления) стратегии по формированию финансовых ресурсов и стратегию поведения на рынке депозитных (долговых, кредитных) услуг.

Политика по формированию привлеченных ресурсов коммерческого банка неразрывно связана его финансовой политикой и представляет собой форму реализации финансовой философии и главной финансовой стратегии банка в разрезе одного из наиболее важных аспектов банковской деятельности - мобилизации привлеченных финансовых ресурсов. Политика по формированию привлеченных ресурсов может разрабатываться на весь стратегический период или на конкретный его этап, обеспечивающий решение отдельных стратегических задач (например, повышение ликвидности банка). Более того, на отдельных этапах стратегического периода политика банка по привлечению ресурсов может кардинально изменяться под воздействием непредсказуемых изменений внешней финансовой среды или институционального поля.

Формирование политики по привлечению ресурсов банка носит обычно многоуровневый характер. В первую очередь, политика по формированию привлеченных ресурсов разрабатывается по отдельным сегментам доминантных сфер (направлений) стратегии мобилизации финансовых ресурсов из внешних источников, а внутри них - по отдельным источникам ресурсов и финансовым инструментам. Политика привлечения ресурсов характеризуется двумя основными параметрами - ее функциональным видом и приоритетным типом реализации. Функциональный вид политики по формированию привлеченных ресурсов характеризуется использованием комбинированного (смешанного) метода финансирования, реализующегося через различное сочетание форм и способов финансирования. В основу политики банка по привлечению ресурсов может быть положена стратегия депозитного, долгового, кредитного финансирования, различные комбинации данных форм в сочетании с использованием внутренних источников финансирования. Стратегии финансирования динамичны, способны трансформироваться в различные комбинации. Для банковского бизнеса характерна диверсификация источников привлечения ресурсов, поэтому банк может реализовывать одновременно не одну, а несколько стратегий финансирования. Однако, исходя из специфики банковской деятельности, приоритет в привлечении ресурсов не может

принадлежать внутренним источникам финансирования, банк не может ориентироваться на стратегию самофинансирования.

Каждый из видов функциональной политики по формированию привлеченных ресурсов банка должен быть дифференцирован по типам ее реализации. В финансовой деятельности выделяют обычно три типа финансовой политики хозяйствующих субъектов - агрессивный, умеренный и консервативный. Лаврушин О.И. на рынке частных вкладов выделяет следующие типы стратегии банков: стратегию лидера (Сберегательный банк России); стратегию конкурента; стратегию специалиста; стратегию догоняющего [3, с. 295]. Иванов А.П. на рынке ценных бумаг отмечает наличие (кроме трех основных типов политики) стратегической и нерациональной (бессистемной) политики формирования ресурсов [8, с. 322]. Во многом в зависимости от выбранного банком поведенческого типа формируется вид портфеля привлеченных ресурсов, степень риска и направления использования привлеченных ресурсов.

Агрессивный тип банковской политики по формированию привлеченных ресурсов характеризует стиль и методы принятия управленческих финансовых решений, ориентированных на достижение наиболее высоких результатов мобилизации ресурсов любых качественных характеристик (стоимости, сроков, размеров, степени возможности использования, подверженности возможности утраты и проч.) вне зависимости от уровня сопровождающих ее финансовых рисков. Агрессивный тип политики генерирует наиболее высокий уровень финансовых рисков и спекулятивную, рисковую направленность вложений мобилизованных ресурсов с целью получения высоких доходов способных компенсировать потери по рискам.

Умеренный тип политики характеризует стиль и методы принятия управленческих решений, ориентированных на достижение среднеотраслевых результатов в финансовой деятельности по мобилизации привлеченных ресурсов при средних уровнях финансовых рисков. При данном типе политики по привлечению ресурсов коммерческие банки, не избегая финансовых рисков, отказываются проводить пассивные операции с чрезвычайно высоким уровнем рисков даже при ожидаемом высоком финансовом результате от размещения капитала. Как правило, в этом случае используется диверсифицированное финансирование, обеспечивается средний уровень банковской ликвидности и трансакционных издержек по привлечению финансовых средств.

Консервативный тип финансовой политики по формированию привлеченных ресурсов характеризует стиль и методы принятия управленческих решений, ориентированных на минимизацию финансовых рисков и использование привлеченных ресурсов по характеристикам близким к собственным ресурсам банков. Обеспечивая достаточный уровень финансовой безопасности банка, такой тип политики не может обеспечить достаточно высокую динамику увеличения объемов привлеченных ресурсов и должную доходность их использования. При такой политике вид порт-

феля привлеченных ресурсов можно характеризовать как высоконадежный, но низкодоходный, обеспечивающий высокую банковскую ликвидность и небольшие издержки по мобилизации и размещению ресурсов.

Однако, в практической деятельности банки обычно используют сочетание всех типов финансовой политики: в одних условиях проводят агрессивную политику, в иных направлениях привлечения ресурсов - консервативную, где-то применяется и умеренная политика. Помимо основных типов финансовой политики по привлечению ресурсов в зависимости от целей мобилизации средств, формы финансирования, типа управления, характера экономической ситуации и множества других факторов коммерческие банки используют большое число разнообразных стратегий. Например, по виду управления различают активную и пассивную стратегию. В банковской практике по отношению к различным источникам финансовых ресурсов, различным категориям поставщиков ресурсов могут использоваться многообразные «субстратегии, а также их комбинации» [32, с. 43]. Помимо типовых стратегий для отдельных вкладчиков или корпоративных клиентов могут разрабатываться индивидуальные стратегии. При мобилизации персональных финансовых ресурсов выбор стратегии банков во многом определяется характером поведения сберегателей, типом вкладчиков и их предпочтениями.

Немаловажное значение имеет в функциональном механизме управления привлечением ресурсов банка разработка тактических вопросов. Тактические (частные или текущие) цели или задачи формирования политики по привлечению внешних ресурсов банка происходят от распределения стратегических целей между субъектами управления (отделами, филиалами, дополнительными офисами, операционными кассами, представительствами). Тактика формирования привлеченных ресурсов коммерческих банков подразумевает разработку и реализацию целей кредитных организаций на конкретных банковских рынках, по каждому источнику ресурсов на заданный отрезок времени. Тактика формируется на основе стратегии и динамики реальной текущей рыночной ситуации соотношения спроса и предложения финансовых ресурсов. Тактика привлечения ресурсов для банковского бизнеса представляет собой реальные действия субъектов управления, линию их экономических действий, рассчитанную на относительно кратковременный период, исходя из текущей ситуации. Для успешных тактических действий необходимо создание имиджа надежного и устойчивого банка, гибкая процентная и ценовая политика, удобные условия обслуживания, разнообразие основных и дополнительных услуг.

Осуществляя политику по формированию привлеченных ресурсов коммерческим банкам при любой используемой стратегии финансирования и выбранной тактике реализации целей привлечения ресурсов необходимо ориентироваться на следующие принципы:

- при формировании привлеченной части ресурсной базы должны соблюдаться законодательные и нормативные требования, а так-

же выполняться установленные ограничения в использовании отдельных финансовых инструментов;

- работа по привлечению внешних финансовых ресурсов должна подвергаться всестороннему анализу с целью выработки и применения эффективных методов управления процессом привлечения ресурсов;

- создаваемая ресурсная база должна предельно легко и быстро максимально трансформироваться в банковский капитал способный приносить прибыль;

- для обеспечения устойчивой ресурсной базы и обеспечения стабильного внешнего финансирования банковской деятельности следует максимально дифференцировать привлеченные ресурсы по источникам, формам финансирования, инструментам привлечения ресурсов и категориям продавцов денежных средств;

- действия по привлечению ресурсов должны обеспечивать достаточный уровень ликвидности банка, поэтому особое внимание следует уделять привлечению срочных ресурсов на значительные периоды, а также взаимосвязи и взаимосогласованности пассивных и активных операций;

- следует принимать меры к поддержанию положительного имиджа банка, развитию банковских услуг, повышению качества и культуры обслуживания, создавать широкую, надежную клиентскую базу.

Политика по формированию привлеченных ресурсов коммерческого банка должна быть оформлена документально. Она может носить название «депозитная политика», быть зафиксирована в виде отдельного раздела банковской политики (или финансовой политики банка), либо служить разделом кредитной политики банка, либо в виде самостоятельного документа, либо представлена отдельными положениями: о порядке привлечения денежных средств во вклады; об открытии и ведении клиентских счетов; о порядке выпуска собственных ценных бумаг и прочее. В любом случае это должна быть структурно разработанная, конкурентоспособная программа, определяющая стратегию и тактику коммерческого банка по формированию привлеченной составляющей ресурсной базы кредитной организации.

Зависимость коммерческих банков от внешних источников финансирования, возрастающая конкуренция между различными финансовыми посредниками за средства индивидов и хозяйственных структур, периодически возникающие проблемы банковской ликвидности требуют от современных банков повышенного внимания к вопросам совершенствования методов управления привлеченными ресурсами. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка можно характеризовать как методы воздействия на источники привлечения финансовых ресурсов и отношения по поводу формирования привлеченной части ресурсной базы. Методы управления привлеченными ресурсами использу-

ются для реализации стратегических и тактических целей мобилизации финансовых ресурсов. Управление привлеченными ресурсами коммерческого банка производится с использованием различных методов, которые можно разделить на административные и экономические.

К административным методам управления привлеченными ресурсами банка, прежде всего, относится формирование регламентирующих документов внутреннего применения, которые отражают банковскую политику, правила и нормы, принятые в банке. Основополагающие регламентирующие документы разрабатываются по основным направлениям банковской политики: политика привлечения ресурсов (депозитная политика, политика в области расчетно-кассового обслуживания, политика эмиссии ценных бумаг, политика межбанковского кредитования и проч.); политика размещения ресурсов (кредитная политика, инвестиционная политика и проч.); процентная и тарифная политика; учетная политика; политика в отношении прибыльности и рентабельности банка; валютная политика; политика в области отдельных банковских продуктов и услуг; политика управления рисками и т.д. Все эти направления банковской политики тесно взаимосвязаны и в совокупности отражают цели и порядок привлечения финансовых ресурсов и направления их размещения. К регламентирующим документам внутреннего применения относятся также: положение об организационной структуре банка; положение о структурных единицах; должностные инструкции сотрудников банка; правила документооборота и технологии обработки информации; положение о внутреннем контроле; положение о служащих банка; порядок открытия и закрытия банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам); порядок доступа к юридическим делам и кредитным историям клиентов и др. В подобных документах отражаются те или иные правила осуществления операций, которых придерживается банк и которые обязательны для внутреннего применения. Банковские правила могут регламентировать самые различные вопросы деятельности банка и не должны содержать положения, противоречащие законодательству Российской Федерации. Хотя административные методы управления привлеченными ресурсами применяются для реализации интересов коммерческого банка, они не должны вступать в противоречие с интересами владельцев финансовых ресурсов и призваны обеспечить максимально возможные удобства в размещении денежных средств индивидами и хозяйственными структурами.

Экономические методы управления привлеченными ресурсами банка можно сгруппировать в следующие основные блоки: «аналитические методы; специфические методы; маркетинговые методы» [30, с. 28]. Аналитические методы используются для оценки ситуации, выявления текущих проблем и тенденций, определения необходимости внесения корректировок в политику банка в области управления формированием привлеченных ресурсов. К таким методам можно отнести: метод группировок; метод структурного анализа; коэффициентный метод; метод факторного

анализа. Широкое применение в банковской практике имеют такие методы управления привлеченными ресурсами банка, как: диверсификация ресурсов; фондирование; диверсификация процентов и прочих условий привлечения; тарификация; лимитирование; портфельный метод. Маркетинговые методы управления непосредственно связаны с клиентами банка (в том числе - потенциальными), их изучением, диагностикой, стимулированием. В данный блок входят: формирование картотеки клиентов; мониторинг рынка банковских услуг; рекламирование банковских продуктов и услуг; формирование имиджа банка; обеспечение доступности и высокого качества услуг; формирование комплексных услуг и прочее. Экономические методы подразумевают использование различных инструментов управления привлеченными ресурсами. К наиболее распространенным из них относятся: различного рода ограничения (на остаток средств на счете (размер неснижаемого остатка), на срок размещения депозита, на сумму взноса, размер первоначального и последующих взносов, на суммарные обороты по счету и т.п.); блокировки (остатков или на списание средств); комиссии; плата за обслуживание; процентные ставки; дисконты.

Помимо управления привлеченными ресурсами со стороны коммерческих банков на процессы вовлечения финансовых ресурсов общества в банковский бизнес существенное влияние оказывает внешнее управление формированием привлеченных средств. Внешнее управление привлеченными ресурсами коммерческих банков осуществляется государством главным образом через Центральный банк. Используемые государством и Центральным банком методы управления способствуют или препятствуют развитию экономики и росту благосостояния населения страны, влияют как на всю банковскую систему страны, так и на отдельные банки, обуславливая необходимость выполнения обязательных требований. Специфическое положение банковской системы в экономике страны, определяемое сочетанием таких функций как: аккумуляция значительных денежных средств, посредничество в кредитовании, реализация мер денежно-кредитной политики, обслуживание платежного механизма страны и др., объясняет насущную необходимость участия государства в регулировании банковской деятельности. Государственное управление процессами движения финансовых ресурсов осуществляется, прежде всего, через создание законодательной базы для деятельности различных субъектов общества на финансовом рынке, в том числе на рынке банковских услуг. Законодательная база закрепляет основы банковской деятельности по привлечению финансовых ресурсов. Помимо законодательных актов государства, деятельность коммерческих банков по мобилизации финансовых ресурсов регламентируется детализированными нормативными актами Банка России.

На деятельность по привлечению финансовых ресурсов существенное влияние оказывает проводимая Банком России денежно-кредитная политика. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

- процентные ставки по операциям банка России и других банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

- операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);

- рефинансирование банков (кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе под учет векселей);

- валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, проведение валютных интервенций);

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения [4, с. 46].

Одни из указанных методов являются административными и предполагают прямое воздействие на деятельность коммерческих банков, другие -экономические действуют опосредственно, создавая определенный климат, стимулирующий или, напротив, делающий невыгодным осуществление тех или иных операций. К экономическим методам можно отнести, например, политику обязательных резервов и процентную политику Банка России.

Резервные требования исторически выполняли функцию обеспечения обязательств перед клиентами банков размещающих свои денежные средства на различных банковских счетах. Сегодня этот инструмент денежнокредитной политики государства преследует двоякую цель: регулирование общей ликвидности банковской системы и контроль количества денег в обращении. Политика резервных требований оказывает наибольшее воздействие на объемы, структуру и стоимость привлеченных ресурсов. Для коммерческих банков резервные требования означают необходимость отвлечения части привлеченных ресурсов на резервные счета, и следовательно, сокращение объема ресурсов, которые могут трансформироваться в банковский капитал и использованы для проведения доходных активных операций. В настоящее время Банк России проводит корректировку политики обязательных резервов в сторону смягчения резервных требований. Необходимо дальнейшее совершенствование данной политики, особенно в части депозитов и квазидепозитов. Поскольку уже сформирована система страхования вкладов, предусматривающая необходимость осуществления отчислений всеми банками, вступившими в эту систему, «было бы целесообразным, если не отменить, то, по крайней мере, уменьшить значение норматива обязательных резервов» [30, с. 29] по вкладам (депозитам) физических лиц. Существующая система обязательного резервирования и от-

числений в фонд обязательного страхования вкладов обуславливают удорожание привлеченных ресурсов. Уменьшение резервных отчислений в отношении средств населения размещенных на различных банковских счетах позволили бы, коммерческим банкам предлагать более высокие ставки по привлекаемым ресурсам, что, несомненно, способствовало бы увеличению ресурсной базы банков и росту благосостояния вкладчиков.

Особенностью современной процентной политики Банка России является опосредованное влияние устанавливаемой ставки рефинансирования на рыночные процентные ставки. Осуществляя процентную политику, Банк России стремится поддерживать реальные процентные ставки на уровне, стимулирующем экономический рост и снижение издержек предприятий реального сектора по банковскому кредитованию. В современных условиях для большинства коммерческих банков ставка рефинансирования Банка России является лишь ориентиром. Снижение ставки рефинансирования не всегда приводит к снижению процентных ставок коммерческих банков по привлекаемым ресурсам. Размеры ставки рефинансирования оказывают существенное влияние на налогообложение вкладчиков, поэтому при снижении ставки рефинансирования банки вынуждены компенсировать потери владельцев привлеченных средств. Коммерческие банки устанавливают свои процентные ставки исходя из реальной стоимости привлеченных ресурсов с учетом прогнозируемых рисков и планируемой норму прибыли. Процентные ставки по привлекаемым ресурсам, устанавливаемые монополистом российского рынка банковских вкладов - Сберегательным банком России, являются более существенным ориентиром для коммерческих банков, чем ставка рефинансирования.

Особое место среди методов управления привлеченными финансовыми ресурсами принадлежит системе страхования вкладов. Создание систем страхования вкладов во многих развитых и развивающихся странах свидетельствует о широком признании системы обеспечения защиты вкладов населения в качестве необходимого элемента стабильности банковской системы. В результате продолжительных дискуссий на различных уровнях государственной власти Российской Федерации в ноябре 2003 года Государственной Думой Федерального собрания был принят закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В сентябре 2005 года завершился последний «этап вхождения банков в систему страхования вкладов» [27, с. 3]. В основе действия российской системы страхования вкладов лежит задача защиты интересов исключительно мелких вкладчиков, «массового вкладчика, т. е. инвесторов, не имеющих необходимых специальных знаний и возможности для самостоятельной оценки рисков при размещении средств» [16, с. 10]. Нормативно-правовое регулирование гарантирования вкладов не охватывает вклады юридических лиц, предпринимателей, межбанковские депозиты. Не выплачивается страховое возмещение по депозитным сертификатам и вкладам, переданным физическими лицами банкам в доверитель-

ное управление. Застрахованными являются вклады, внесение которых удостоверяется именным сберегательным сертификатом. Объектом защиты являются не только вклады физических лиц, но и денежные средства населения размещенные на текущих банковских счетах и «средства на так называемых картсчетах - банковских счетах, открываемых при заключении с физическим лицом договора о выдаче и использовании банковской карты при проведении расчетов и составлении расчетных документов» [1, с. 43]. Таким образом, система страхования охватывает не только депозиты физических лиц, но и квазидепозиты населения и отдельные ценные бумаги, приобретаемые у банков (именные сберегательные сертификаты).

Значение системы защиты вкладов трудно переоценить. Помимо своей основной задачи - минимизации потерь банковских вкладов - она способствует решению ряда других задач как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. В частности, наличие системы гарантирования стимулирует население к размещению сбережений в банках, «поскольку позволяет убедить граждан в защищенности их вкладов» [7, с. 14]. В результате облегчается решение проблемы формирования ресурсной базы банков, создаются равные конкурентные возможности для мелких и крупных банков на рынке сбережений населения, повышается степень доверия в банковской системе, снижается вероятность системных угроз банковской стабильности и повышается стабильность финансовой системы. Так как значительная часть сбережений приходится на мелких вкладчиков, поэтому защита их вкладов имеет особое значение для обеспечения высокой общенациональной нормы накопления и поддержания социальной стабильности. Многочисленность мелких вкладчиков создает особо критическую обстановку банковских кризисов и паник при массовом изъятии вкладов и поднимает волну недовольства. Поэтому внедрение системы защиты интересов российских вкладчиков (страхованием, по нашему мнению, она называется чисто условно) стало долгожданной и, как показало дальнейшее развитие экономики, своевременной мерой государственного регулирования финансовых отношений в обществе.

Система страхования вкладов населения в масштабе всей банковской системы России фактически действует четыре года, довольно успешно прошла этапы становления и постоянно совершенствуется. С начала работы системы страхования максимальный размер страхового возмещения вырос в семь раз. Вначале он составлял 100 тыс. руб. (около 3,5 тыс. дол. США), с 9 августа 2006 г. был увеличен до 190 тыс. руб. (7 тыс. дол. США), с 26 марта 2007 г. - до 400 тыс. руб. (16 тыс. дол. США) [15, с. 24], а с 13 октября 2008 - до 700 тыс. руб. (около 26,7 тыс. дол. США, с настоящее время примерно 22,2 тыс. дол. США). По утверждению Генерального директора Государственной корпорации «Агенство по страхованию вкладов» А.В. Турбанова в нашей стране система страхования вкладов «в большинстве своих параметров соответствует самой передовой мировой практике» [26, с. 20]. Следовательно, в будущем нельзя исклю-

чать возможности распространения системы страхования и на депозиты юридических лиц, это представляется разумным и справедливым. С учетом опыта функционирования системы страхования вкладов и необходимости стимулирования развития долгосрочных вложений, на наш взгляд, уже в ближайшее время следует рассмотреть возможность охвата данной системой всех долгосрочных депозитов (вкладов) физических лиц, независимо от суммы. Следует отметить, что защита вкладчиков требует значительных финансовых ресурсов, часто затрат бюджетных средств, что заставляет наше государство пока ограничивать размеры и структуру гарантированных вкладов, кроме того более полный охват вкладов потребовал бы также увеличения взносов банков в фонд гарантирования, что в настоящее время весьма проблематично. Тем не менее, назрела необходимость и целесообразность создания так называемой дискреционной системы гарантирования, которая защищает мелких вкладчиков в обычные периоды, но во время кризиса объект и субъекты гарантирования расширяются. Причем при этом гарантийное возмещений может не распространяться на вклады руководства банков, совета директоров и связанных с ними интересами лиц, депозиты принадлежащие правительственным органам, финансовым учреждениям.

Государственное регулирование процессов формирования и трансформации сберегательных ресурсов населения и хозяйствующих субъектов представляет собой не одноразовый акт, а сложную систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, «регулярно осуществляемых соответствующими учреждениями и направленных на привлечение и использование финансовых ресурсов общества в интересах национальной экономики» [31, с. 15]. Тенденции развития российской системы гарантирования вкладов позволяют надеяться на создание эффективной системы страхования депозитов. Система страхования вкладов физических лиц лишь первое приоритетное звено в создании системы гарантий привлеченных ресурсов коммерческих банков, для создания которой еще предстоит принять меры разного уровня сложности. Значительная часть из них потребует принятия новых законодательных актов, другие могут быть реализованы в рамках уже существующих правовых механизмов. Важно чтобы они способствовали укреплению российской банковской системы, повышению ее международного авторитета и обеспечивали адекватную защиту клиентов банка, в первую очередь вкладчиков.

На процесс управления формированием привлеченных ресурсов коммерческих банков оказывает влияние множество внешних и внутренних факторов связанных с состоянием экономического пространства и характеристиками институционального поля деятельности кредитных организаций, прежде всего:

- экономическая ситуация в стране;

- состояние денежного хозяйства;

- уровень развития банковской системы и рынка банковских услуг;

- банковская конкуренция;

- уровень развития теории и практики банковского финансового менеджмента.

Весь комплекс внешних факторов, воздействующих на результирующие критерии управления формированием привлеченных ресурсов следует классифицировать в соответствии с «основными видами научных знаний о жизнедеятельности общества» [11, с. 53] в историческом, политическом, экономическом, социальном, технологическом аспектах. К историческим факторам следует относить традиции банковского дела, бизнес-культуру; к политическим - денежно-кредитную политику Центрального банка, различные катаклизмы и кризисы, деятельность надзорных органов; к экономическим - рыночную конъюнктуру, влияние конкурентной среды; к технологическим - появление новых технологий; к социальным -квалификацию банковских служащих, экономическую грамотность населения, поведенческие особенности индивидов.

Сложность, многоплановость и важность процесса управления привлеченными ресурсами, его многофакторная зависимость от различных элементов экономического пространства и институционального поля подчеркивают необходимость разработки научно обоснованной, предметно адаптированной к реалиям банковской деятельности методологии мобилизации внешних финансовых ресурсов. Следует констатировать, что в настоящее время в российской банковской теории и практике финансовый менеджмент в части управления формированием привлеченных ресурсов представляет зарождающееся, находящееся на стадии становления направление банковской деятельности. Существующие теории управления в банковской сфере, используемые отечественным банковским сообществом в основном связаны с управлением активами и ликвидностью банка. Возможность привлечения дополнительных ресурсов с денежного рынка для поддержания ликвидности банка составляет основу и так называемой теории управления пассивами [4, с. 554]. Согласно данной теории, большую часть ресурсов следует размещать на более длительные сроки, чем они были привлечены, обеспечив возвратность кредитов за счет учета залогов, а потребности в средствах для выплаты по неожиданно возникшим обязательствам покрывать за счет оперативного привлечения новых финансовых ресурсов, например, за счет межбанковского кредитования и т. п. В российской банковской практике применение теории управления пассивами находит широкое распространение, хотя и связано со значительными рисками. С одной стороны, возможность оперативного привлечения необходимых средств позволяет получать большую прибыль за счет увеличения доли доходных активов. Но, с другой стороны, не исключен вариант, что банк вышедший на денежный рынок в поисках необходимых финансовых ресурсов, может не найти их оперативно или же по низкой «цене» и будет вынужден воспол-

нять недостаток денежных средств путем повышения ставок привлечения. Поэтому при управлении пассивами менеджерам банков «необходимо внимательно сравнивать расходы по привлечению средств с доходами, получаемыми от их вложения, чтобы не получить противоположного эффекта -снижения прибыльности или даже возникновения убытков в случае неблагоприятного стечения обстоятельств» [4, с. 555]. Особенно негативно применение теории управления пассивами проявляется в период кризисных явлений. У многих российских банков существует серьезный дисбаланс активно-пассивных операций по срокам, и, следовательно, постоянно существует угроза того, что разместив привлеченные ресурсы в более долгосрочные активы, до момента их возврата банк фактически в любое время может лишиться всех инструментов, которые могли бы поддержать его платежеспособность, что в конечном итоге приведет его к банкротству. Наглядным негативным примером применения теории управления пассивами является практика ипотечного жилищного кредитования.

В мировой банковской практике при управлении ликвидностью с помощью пассивов распространено широкое использование разнообразных финансовых инструментов, включая международные депозиты и использование возможностей рынка ценных бумаг. Российские банки находятся в совершенно других условиях, поэтому буквальное использование зарубежного опыта может привести к неверной стратегии управления банком. Исходя из этого, требуют внимательного изучения и адаптации к российским условиям, современные зарубежные подходы к взаимодействию активов и пассивов: стратегии нулевой, положительной и отрицательной разницы между активами и пассивами [20, с. 217-221]. Тем более что применение данных подходов и «усиление контроля дает не только возможность получения большей прибыли, но и возможность несения больших убытков» [20, с. 219]. В настоящее время для российской действительности нет готовых рецептов совершенствования управления в банковском бизнесе, поэтому, прежде всего, необходима смена самой парадигмы развития российской финансовобанковской системы, ориентированной не только на использование мирового опыта развития банковской системы, но и на критическое переосмысление зарубежного и отечественного банковского дела в свете современного глобального кризиса с учетом национальных интересов и приоритетов.

Список литературы:

1. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Комментарий к Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ. - М.: ИД «Юриспруденция», 2005.

2. Аристов Д.В., Гузов К.О. Ликвидность банков: скрытая угроза // Деньги и кредит. - 2001. - № 7.

3. Банковский менеджмент: учебник / кол. авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2009.

4. Банковское дело: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. - М.: Юристъ, 2002.

5. Бланк И. А. Энциклопедия финансового менеджмента: в 4 томах. Том 1. Концептуальные основы финансового менеджмента. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008.

6. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и суждения: сборник мини-тем для обсуждения, тестов, задач, деловых ситуаций: учебное пособие. - М.: Дело, 2007.

7. Довнар Ю.П. Защита банковских вкладов физических лиц: сравнительно-правовой аспект. - Минск: Амалфея, 2007.

8. Иванов А.П. Финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

9. Иванов И.В., Баранов В.В. Финансовый менеджмент: Стоимостной подход: учебное пособие. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

10. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

11. Ковалев П.П. Банковский риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2009.

12. Котыхов М.П., Шевченко И.В. Построение ликвидной позиции коммерческого банка // Финансы и кредит. - 2002. - № 23.

13. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: ИКК «ДеКА», 1997.

14. Лаптырев Д. А. Система управления финансовыми ресурсами банка: Процессы - задачи - модели - методы. - М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2005.

15. Мельников А.Г., Венедиктов А.А. Влияние системы страхования вкладов на рынок депозитов и поведение населения // Деньги и кредит. -2008. - № 2.

16. Мельников А.Г. Российская система страхования вкладов: пути развития на среднесрочную перспективу // Деньги и кредит. - 2008. - № 3.

17. Ольхова Р. Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2008.

18. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка во взаимоотношениях с населением: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М., 1997.

19. Поляк Г. Д. Финансовый менеджмент: учебник / Г.Б. Поляк, И. А. Ако-дис, Л.Д. Андросова и др.; отв. ред. Г.Б. Поляк. - М.: Волтерс Клувер, 2009.

20. Роджер Лерой Миллер, Дэвид Д. Ван-Хуз. Современные деньги и банковское дело / Пер с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000.

21. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

22. Семенюта О.Г., Яковенко С.Н. Банковское корпоративное управление: региональный аспект // Финансы и кредит. - 2009. - № 19.

23. Справочник банкира / Под. ред. проф. Э.А. Уткина. - Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление кредитной организацией: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2007.

25. Ткачук М.И., Киреев Е.Ф. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. - Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.

26. Турбанов А.В., Евстратенко Н.Н. Ключевые принципы для эффективных систем страхования депозитов и российская система страхования вкладов // Деньги и кредит. - 2008. - № 10.

27. Турбанов А.В. Система страхования вкладов: текущее состояние и перспективы развития // Деньги и кредит. - 2005. - № 9.

28. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. д-ра. экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - М.: Юристъ, 2003.

29. Фетисов Г.Г. Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки. - М.: Финансы и статистика, 1999.

30. Хашиева Л.Х-М. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка: классификация, характеристика и основные тенденции развития // Финансы и кредит. - 2005. - № 28.

31. Шахназарян Г.Э., Столярова А.А. Формы и методы государственного регулирования сбережений // Финансы и кредит. - 2005. - № 9.

32. Шкодинский С. В. Инвестиционная стратегия. Курс лекций: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.