Научная статья на тему 'Система управления пожарной безопасностью на железнодорожном транспорте'

Система управления пожарной безопасностью на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железнодорожный транспорт / система управления пожарной безопасностью на железнодорожном транспорте / пожар / чрезвычайная ситуация / причины возникновения пожара / railway transport / fire safety management system in railway transport / fire / emergency / causes of fire

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М Р. Магомедов, Д А. Чуйков, Г И. Сметанкина

В статье рассмотрены вопросы обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, причины пожаров, основные цели и задачи системы управления пожарной безопасностью на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М Р. Магомедов, Д А. Чуйков, Г И. Сметанкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE SAFETY MANAGEMENT SYSTEM BY RAILWAY TRANSPORT

The article discusses issues of ensuring fire safety in railway transport, the causes of fires, the main goals and objectives of the fire safety management system in railway transport.

Текст научной работы на тему «Система управления пожарной безопасностью на железнодорожном транспорте»

на 1% по сравнению с 2009 годом).

На территории Хабаровского края ежегодно возникает до 400 пожаров в тайге и в этой связи управление лесами обеспокоено увеличением количества возгораний, возникающих на землях министерства обороны - в 2016 году зарегистрировано 5 таких случаев, в 2017 году уже 8. В ходе мероприятий, проведённых совместно с военными лесничествами, проведено противопожарное обустройство полигонов, в результате чего не допущено перехода огня с земель Минобороны на территории иных категорий.

Доля крупных лесных пожаров в Хабаровском крае по сравнению со средними показателями за 10 лет уменьшилась в 2,6 раза, но в предстоящем сезоне 2019 года по прогнозу ожидается высокая горимость тайги. Расчёт сделан с учётом цикличности событий, лето-2019 должно быть сухое и жаркое, - рассказали ИА «Хабаровский край сегодня» в управлении лесами краевого правительства. В тёплый сезон регион накроют устойчивые антициклоны, которые не пропустят на территорию дожди.

Важно выделить такие особенности лесных пожаров: они подразделяются на низовые, верховые и торфяные. Низовые составляют примерно 90% от общего количества лесных пожаров. При этом горят нижние части деревьев, трава, валежник, подлесок, выступающие корни. Скорость распространения низового пожара составляет 2,5-3,0 м/мин.

Верховые пожары характеризуются быстрым продвижением огня по кронам деревьев при сильном ветре. Скорость верхового пожара иногда достигает 400-500 м/мин.

Почвенные пожары возникают в местах нахождения торфа. Скорость распространения такого пожара - несколько метров в сутки. При этом выделяется большое количество дыма.

Однако это не отражает специфики лесов Хабаровского края: высокой плотности древесной растительности, преобладание хвойных видов деревьев, значительной площади горной местности. Это увеличивает долю верховых, то есть самых опасных пожаров.

Проблема значительной горимости лесов Хабаровского края, как и во всей России, усугубляется негативными изменениями в Лесном кодексе 2007 года, когда леса из федеральной собственности могли передаваться на долгосрочную аренду частным лицам, что снизило уровень ответственности последних за их пожарную безопасность. Наряду с этим общее количество лесников по РФ было сокращено на 70тыс. человек, тоесть леса оказались бесконтрольны. Пострадало и авиалесоохрана, которая из федерального подчинения перешла в региональное. Последнее привело к тому, что пожары на границах субъектов РФ не гасились из-за споров региональных властей.

В связи с этим нами рекомендуется следующее мероприятие по снижению пожарной опасности в лесах:

1) Усовершенствовать Лесной кодекс, для чего привлечь к этому делу ведущих экспертов РФ;

2) Вернуть авиалесоохрану в федеральное подчинение;

3) Увеличить количества лесничих;

4) Ужесточить законодательство за нарушения пожарной безопасности в лесах и браконьерские рубки.

УДК 614.849

М.Р. Магомедов, Д.А. Чуйков, Г.И. Сметанкина

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России ФГБОУ ВО Воронежский государственный технический университет

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В статье рассмотрены вопросы обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, причины пожаров, основные цели и задачи системы управления пожарной безопасностью на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, система управления пожарной безопасностью на железнодорожном транспорте, пожар, чрезвычайная ситуация, причины возникновения пожара.

M.R. Magomedov, D.A. Chuykov, G.I. Smetankina

FIRE SAFETY MANAGEMENT SYSTEM BY RAILWAY TRANSPORT

The article discusses issues of ensuring fire safety in railway transport, the causes of fires, the main goals and objectives of the fire safety management system in railway transport.

Key words: railway transport, fire safety management system in railway transport, fire, emergency, causes of fire.

В условиях современной развитой промышленности особое внимание уделяется транспорту. Транспортные потоки обеспечивают массовую перевозку не только людей, но и большого количества грузов, в том числе пожароопасных. Большая нагрузка по этим работам ложится на железнодорожный транспорт, который является ведущим видом транспорта в Российской Федерации: на их долю приходится свыше 80% грузооборота и около 40% пассажирооборота.

В нашей стране организацией пожарной защиты железных дорог занимается Федеральное Государственное предприятие «Ведомственная охрана» ЖДТ России (ФГП ВО ЖДТ России), использующие для тушения пожарные поезда, которые являются основной тактической единицей по ликвидации пожаров, проведению аварийно-спасательных работ при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся пожарами. В составе ФГП ВО ЖДТ России функционируют 324 пожарных поезда, которые включают более 1,3 тыс. единиц подвижного состава, в том числе 369 вагон-насосных станций, 776 цистерн-водохранилищ, а также 214 единиц дополнительного подвижного состава [2].

Около 25% пожарных поездов по своим тактико-техническим характеристикам отнесены к категории специализированных, с повышенным уровнем их оснащения, способных наряду с тушением пожаров выполнять широкий спектр работ по ликвидации аварийных ситуаций, производить перекачку опасных грузов из аварийных цистерн непосредственно на месте обнаружения аварии, без транспортировки в специально отведенные места, а также нейтрализации опасных грузов.

В течение 2017 года пожарные команды (поезда) привлекались на тушение пожаров 2,9 тыс. раз, а также 471 раз - для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Силами пожарных команд (поездов) ликвидированы 137 пожаров на стационарных объектах и в железнодорожном подвижном составе, а также 684 пожара в полосе отвода, распространение которых могло привести к сбоям в движении поездов или к полному уничтожению огнем объектов отрасли.

Железнодорожный транспорт в России — одна из крупнейших железнодорожных сетей в мире. Эксплуатационная протяжённость сети железных дорог общего пользования составляет 85,3 тыс. км, электрифицировано более 40 тыс. км. Развёрнутая протяжённость (в однопутном эквиваленте) магистральных железных дорог общего пользования составляет 124 тыс. км; Россия занимает 2-е место в мире, уступая только США (250 тыс. км), опережая Китай (развёрнутая протяжённость железных дорог в КНР превысила 121 тыс. км, причём из них более 19 тыс. км обслуживают высокоскоростные поезда). Крупнейшей отраслевой компанией России является ОАО «Российские железные дороги».

Железнодорожным транспортом в России в 2017 году перевозилось 27% пассажиров и 45% грузов (без учёта трубопроводного транспорта — 87% грузов). В 2017 году, согласно международному рейтингу глобальной конкурентоспособности, качество железнодорожной инфраструктуры России находится на 23 месте в мире, а в целом по транспортной инфраструктуре — на 74-м месте.

V?

Рис.1. Наиболее важные железнодорожные линии России

Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки, на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, неисправность приборов отопления, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины. Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте) [4].

Проблема обеспечения пожарной безопасности на подвижном составе железнодорожного транспорта довольно актуальна в настоящее время. Несмотря на то, что поезд занимает второе место в России по безопасности (на 1 млрд. км приходится 0,13 смерти) сразу после самолета - самого безопасного транспорта в мире (на 1 млрд км - 0,33 смерти), большое число пожаров приходится на железнодорожный транспорт.

Система управления пожарной безопасностью на железнодорожном транспорте создана с целью обеспечения условий для предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара, система является составной частью корпоративной системы управления в ОАО «РЖД» и направлена на обеспечение пожарной безопасности объектов железнодорожного транспорта.

Организационно-функциональная структура управления пожарной безопасностью в ОАО «РЖД» распределяется по трем уровням:

- первый уровень - аппарат управления ОАО «РЖД»;

- второй уровень - РЦКУ и региональные дирекции функциональных филиалов ОАО «РЖД»;

- третий уровень - структурные подразделения РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО «РЖД».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 14.08.2018).

2. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3. Положение о ведомственной пожарной охране на железнодорожном транспорте. Приказ ФАЖТ от 7 февраля 2008 г. № 46. Зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. Регистрационный № 11237.

3. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБ0-109-92) (утв. МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112) (с изменениями и дополнениями).

4. Vawilon. Статистика железнодорожных аварий. - URL: https://vawilon.ru/statistka-zheleznodorozhnyh-avarij/.

УДК 342.97

И.С. Малышева

ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России ВЕДОМСТВЕННАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА ФСИН РОССИИ

В статье рассматриваются задачи и функции ведомственной пожарной охраны ФСИН России.

Ключевые слова: пожарная безопасность, ведомственная пожарная охрана, задачи ведомственной пожарной охраны, функции ведомственной пожарной охраны.

I.S. Malysheva

DEPARTMENTAL FIRE BRIGADE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article discusses the tasks and functions of the departmental fire protection of the Russian Federal Penitentiary Service.

Key words: fire safety, departmental fire protection, tasks of departmental fire protection, functions of departmental fire protection.

Национальная безопасность Российской Федерации это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности осуществляется посредством реализации ряда стратегических национальных приоритетов, к которым относится, в том числе, и пожарная безопасность.

Пожарная безопасность в России обеспечивается посредством государственной противопожарной службы; муниципальной пожарной охраны; ведомственной пожарной охраны; частной пожарной охраны и добровольной пожарной охраны.

Ведомственная пожарная охрана уголовно-исполнительной системы создана в целях повышения уровня пожарной безопасности подведомственных объектов в соответствии с полномочиями предоставленными статьей 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Создание ведомственной пожарной охраны ФСИН России объясняется следующими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.