ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Б.В. Гавкалюк, кандидат технических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. В.И. Гуменюк, доктор технических наук, профессор. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Рассмотрена роль железнодорожного транспорта, его преимущества. Проведен анализ пожаров, происходящих при обращении с опасными грузами на железнодорожном транспорте. Определены основные направления совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, опасные грузы, легковоспламеняющиеся жидкости, горючие жидкости, сжиженные газы, пожарная безопасность
PROBLEMS OF FIRE SAFETY WHEN HANDLING DANGEROUS GOODS ON RAILWAY TRANSPORT
B.V. Gavkaluk. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. V.I. Gumenyuk. Peter the Great Saint-Petersburg polytechnic university
The role of railway transport and its advantages are considered. The analysis of the fires occurring at the handling of dangerous goods on railway transport is carried out. The main directions of improvement of the fire safety system are defined.
Keywords: railway transport, dangerous goods, flammable liquids, combustible liquids, liquefied gas, fire safety
Одним из основных видов транспорта в Российской Федерации является железнодорожный. Железные дороги обеспечивают создание единого экономического пространства страны, связывают регионы в единое целое. Железнодорожный транспорт активно влияет на развитие внутренних и внешних связей России, обеспечивает ее экономическую и социальную безопасность, удовлетворяет потребности населения в перевозках и обеспечивает необходимый грузооборот. Железнодорожным транспортом перевозится большое количество грузов, в том числе опасных, например, легковоспламеняющихся, самовозгорающихся, радиоактивных, взрывчатых веществ.
Преимущества железнодорожного транспорта определяются возможностью доставки больших количеств грузов, высоким пассажирооборотом, возможностью функционирования вне зависимости от времени года, относительно невысокой себестоимостью перевозок, высокой скоростью доставки, надежностью и безопасностью. Однако, несмотря на все положительные факторы, существуют нерешенные проблемы, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности.
Пожары, возникающие при обращении с опасными грузами (ОГ) на железнодорожном транспорте, наносят значительный ущерб жизни и здоровью людей, приводят к значительным материальным потерям, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, что влияет на состояние экономики страны. В работе [1] отмечается, что число аварий на железных дорогах России в два-три раза больше аналогичного
показателя в развитых странах. Пожары рассматриваются как наиболее частые происшествия, возникающие при обращении с ОГ.
Анализ статистических данных показывает, что примерно 2/3 от общего количества пожаров происходит на подвижном составе и 1/3 - на стационарных объектах железнодорожного транспорта. Процентное распределение пожаров, произошедших в 2018 г., по видам подвижного состава представлено на рис. 1. В статистику включены пожары на подвижном составе Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), дочерних зависимых обществ ОАО «РЖД» и сторонних организаций [2].
■ Тяговый подвижной состав
■ Электропоезда
■ Специальные машины и специальные вагоны
■ Грузовые вагоны
Рис. 1. Процентное распределение пожаров по видам подвижного состава
Пожары, происходящие на грузовом подвижном составе, отличаются сложностью. Так, например, в мае 2013 г. на станции Белая Калитва произошел сход тепловоза и 29 вагонов в составе грузового поезда, которые получили значительные механические повреждения. В результате из восьми железнодорожных цистерн разлилось и воспламенилось подсолнечное масло, две цистерны с пропаном взорвались. Конструкции вагонов и цистерн были разбросаны в радиусе 80 м от железнодорожных путей. В тушении пожара задействованы 12 боевых расчетов Ростовского гарнизона пожарной охраны и три пожарных поезда.
В феврале 2014 г. в Донецкой области во время прохождения грузового поезда с 62 цистернами с пропан-бутаном 21 цистерна сошла с рельсов, пять из которых загорелись и две взорвались. Погибших и пострадавших не было, однако 250 местных жителей были эвакуированы. В ликвидации пожара принимало участие 59 единиц техники, три пожарных и два восстановительных поезда.
При пожарах цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими жидкостями (ГЖ) возможно:
- взрыв цистерны под воздействием на нее открытого пламени и теплового излучения, при этом высота факела может составить 50 м. При взрыве одной железнодорожной цистерны возможно увеличение площади пожара до 1 500 м ;
- взрыв паровоздушной смеси при утечке;
- разлив ЛВЖ и ГЖ и возможность быстрого распространения пожара по поверхности разлива, при этом площадь пожара может составить 10-35 тыс. м , скорость распространения пламени - до 40 м/мин [3];
- воспламенение промасленного слоя на поверхности цистерн под воздействием открытого пламени и теплового излучения;
- горение паров жидкости над горловиной цистерны и предохранительными клапанами;
- возникновение огненного шара;
- распространение горения на значительные расстояния, например, при попадании ЛВЖ и ГЖ в ливневую канализацию.
Объекты транспорта являются одними из наиболее опасных объектов сжиженных газов [4]. На сегодняшний день не решены в полном объеме проблемы обеспечения пожаровзрывобезопасности при обращении с сжиженными газами [5].
Анализ статистических данных свидетельствует, что причинами аварий с сжиженными газами являются недостаточные знания их опасных свойств и процессов, происходящих при обращении с ними, недостаточная точность прогнозирования поведения сжиженных газов в условиях аварии, а также случайные факторы, например железнодорожные аварии, стихийные бедствия и т.д. Большинство крупных аварий обусловлены воспламенением образующейся при утечке сжиженных углеводородных газов (СУГ) газовоздушной смеси [4].
Образованием огненного шара радиусом до 120-150 м может сопровождаться горение железнодорожных цистерн с СУГ с последующим факелом пламени длиной до 60 м и возникновением новых очагов пожара. При этом разлет осколков возможен в радиусе 450 м.
При повреждении цистерн и оборудования возможен выход вредных веществ в окружающую среду, что приводит к загрязнению территории и воздушного пространства, затрудняет борьбу с пожарами, а также вызывает необходимость эвакуации населения из прилегающих к месту происшествия районов.
Основными проблемами транспортировки жидких грузов являются: использование подвижного состава, не соответствующего предъявляемым требованиям; устаревшая нормативно-правовая база; человеческий фактор [1].
Одним из основных резервов повышения пожарной безопасности железнодорожного транспорта, улучшения организации грузовых перевозок является устранение причин крушений, аварий, среди которых можно выделить брак в проездной и маневровой работе, низкий уровень трудовой и технологической дисциплины, нарушения при обращении грузов, износ, отказы оборудования, несоблюдение требований безопасности. Безопасность движения поездов рассматривается как состояние защищенности перевозочного процесса от аварийных ситуаций в работе, обеспечивающее сохранность грузов, безопасность пассажиров и персонала, сохранение окружающей природной среды и бесперебойное функционирование железных дорог.
Можно выделить причины пожаров, связанные с действиями персонала:
- нарушение должностных инструкций и инструкций по выполнению технологических операций;
- ошибки при проведении ремонтных работ;
- необоснованные действия при осуществлении погрузо-разгрузочных операций с ОГ;
- несвоевременное и (или) необоснованное принятие решений при необходимости использования систем защиты различного уровня;
- неправильные действия в нештатной ситуации;
- несоблюдение требований безопасности при проведении огневых работ;
- несанкционированное возобновление приостановленных сотрудниками пожарной охраны работ и объектов;
- несоблюдение требований пожарной безопасности;
- эксплуатация неисправного оборудования.
На объектах защиты ОАО «РЖД» осуществляют свою деятельность Государственная противопожарная служба (ГПС) МЧС России, Федеральное государственное предприятие
«Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России), имеющее на вооружении пожарные поезда. В 2018 г. на сети железных дорог в режиме постоянной готовности функционировали 310 пожарных поездов.
В 2018 г. издано новое Положение об эксплуатации и содержании пожарных поездов в ОАО «РЖД» от 30 марта 2018 г. № 284, в котором изменено понятие их функционального предназначения. Пожарные поезда применяются для тушения пожаров и участия в обеспечении пожарной безопасности в местах проведения работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами на объектах структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», на всех видах железнодорожного подвижного состава, а также в полосе отвода железных дорог в пределах их тактико-технических возможностей. В новом положении вместо градации пожарных поездов по категориям введено единое понятие - пожарные поезда. Распределение выездов пожарных поездов на тушение пожаров приведено на рис. 2, 3.
160
120
80
40
Всего выездов Выезды на Выезды на
стационарные подвижной
объекты
□ 2017 год
□ 2018 год
Рис. 2. Выезды пожарных поездов на тушение пожаров на железнодорожном транспорте
160
120
80
40
Всего выездов Выезды на Выезды на
стационарные подвижной объекты состав
□ 2017 год
□ 2018 год
Рис. 3. Выезды пожарных поездов для оказания помощи пожарно-спасательным подразделениям МЧС России в тушении пожаров
0
0
Успешная локализация и ликвидация пожаров, происходящих с участием ОГ, зависит от согласованности действий органов управления, сил и средств различных видов пожарной охраны, принимающих участие в проведении боевых действий по тушению пожаров на железнодорожном транспорте. Необходима дальнейшая проработка вопросов, связанных с организацией межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, методическим обеспечением процесса.
Изменения, происходящие на железнодорожном транспорте, внедрение в деятельность ОАО «РЖД» научно-технических достижений, усложнение инфраструктуры железнодорожного транспорта опережают уровень противопожарной защиты, что приводит к увеличению ущерба от пожаров.
Как известно, любая техническая система потенциально опасна и вредна. Полностью избежать таких случайных событий, как пожары нельзя, однако решение вопросов, направленных на совершенствование и соблюдение правил перевозки грузов; разработку методов прогнозирования свойств ОГ, их поведения в условиях пожара и мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций и их последствий позволит повысить безопасность следования грузовых составов по железным дорогам.
Пожары на железнодорожном транспорте, связанные с транспортировкой опасных грузов, отличаются сложностью организации и проведения боевых действий подразделений пожарной охраны, необходимостью принятия незамедлительных решений, от которых может зависеть жизнь и здоровье людей. Необходимо совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. В качестве основных направлений должны быть рассмотрены вопросы прогнозирования поведения ОГ при возникновении и развитии пожара, совершенствования системы нормативного обеспечения пожарной безопасности и взаимодействия подразделений, участвующих в тушении пожаров.
Литература
1. Либерман Б.А., Хмелев А.С. Экологические проблемы транспортировки опасных грузов по железным дорогам России // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2016. № 1 (7). С. 51-54.
2. Анализ состояния пожарной безопасности на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» в 2018 году. М.: ОАО «РЖД», 2019. 14 с.
3. Рекомендации по тушению пожаров на железнодорожном транспорте. СПб.: ФГБУН Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН. 2018. 268 с.
4. Рачевский Б.С. Сжиженные углеводородные газы. М.: Нефть и газ, 2009. 640 с.
5. Абдурагимов И.М., Куприн Г.Н. Нерешенные проблемы пожаровзрывобезопасности энергоресурсов (СУГ и СНГ) как оборотная сторона успехов энергетической стратегии Российской Федерации // Пожаровзрывобезопасность. 2014. Т. 23. № 4. С. 42-50.
References
1. Liberman B.A., Hmelev A.S. Ekologicheskie problemy transportirovki opasnyh gruzov po zheleznym dorogam Rossii // Sovremennye problemy transportnogo kompleksa Rossii. 2016. № 1 (7). S. 51-54.
2. Analiz sostoyaniya pozharnoj bezopasnosti na ob"ektah i podvizhnom sostave OAO «RZHD» v 2018 godu. M.: OAO «RZHD», 2019. 14 s.
3. Rekomendacii po tusheniyu pozharov na zheleznodorozhnom transporte. SPb.: FGBUN Institut problem transporta im. N.S. Solomenko RAN. 2018. 268 s.
4. Rachevskij B.S. Szhizhennye uglevodorodnye gazy. M.: Neft' i gaz, 2009. 640 s.
5. Abduragimov I.M., Kuprin G.N. Nereshennye problemy pozharovzryvobezopasnosti energoresursov (SUG i SPG) kak oborotnaya storona uspekhov energeticheskoj strategii Rossijskoj Federacii // Pozharovzryvobezopasnost'. 2014. T. 23. № 4. S. 42-50.