Научная статья на тему 'Оценка устойчивости функционирования железнодорожной станции при возникновении чрезвычайной ситуации'

Оценка устойчивости функционирования железнодорожной станции при возникновении чрезвычайной ситуации Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
358
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ГРУЗ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Спешилова Светлана Андреевна

Железнодорожный транспорт выполняет огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Спешилова Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE STABILITY OF THE FUNCTIONING OF THE RAILWAY STATION IN THE EMERGENCY SITUATION

Railway transport carries out a huge volume of passengers and cargo, including dangerous and extremely dangerous, belongs to the industries with increased risk of emergency situations.

Текст научной работы на тему «Оценка устойчивости функционирования железнодорожной станции при возникновении чрезвычайной ситуации»

ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Спешилова Светлана Андреевна

Магистрант ФГБОУ ВО ИрГУПС Иркутского государственного университета путей сообщения, Российская Федерация город Иркутск, улица Чернышевского, дом 15, индекс 664074, E-mail: irgups.ru

Аннотация:

Железнодорожный транспорт выполняет огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Railway transport carries out a huge volume of passengers and cargo, including dangerous and extremely dangerous, belongs to the industries with increased risk of emergency situations.

Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Перевозить грузы на большие расстояния наиболее выгодно с помощью железнодорожного транспорта. Он является основным звеном транспортной системы России. Особая роль железных дорог в нашей стране определяется: большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в сообщениях Восток - Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения производственных центров от морских путей. Одновременно с этим, железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий. В объеме грузов, перевозимых в России всеми видами транспорта, доля опасных грузов составляет порядка 20 %, или примерно 800 млн. тонн (рис.1).

4,90%\ х°>10%

со ^65%

1 - I □ Автомобильный транспорт ■ Железнодорожный транспорт □ Речной и морской транспорт □ Авиационный транспорт

Рис.1 - Доля опасных грузов, перевозимыми различными видами

транспорта.

В связи с этим, особое внимание уделяется обеспечению безопасной перевозки опасных грузов. Основными причинами происшествий и инцидентов с ними являются высокая степень износа специализированных вагонов-цистерн (более 25% парка цистерн находятся в эксплуатации сверх предельных сроков), а также недостатки в техническом обслуживании указанных цистерн. Проведенный анализ данных официального сайта Управления государственного железнодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта позволил установить, что основными причинами высокого количества инцидентов с опасными грузами являются: -течи цистерн (значительный вклад происшествий вносят течи из-за дефектов котла),

- течи опасного груза через верхний загрузочный люк из-за отсутствия должного контроля работниками грузового хозяйства за соблюдением грузоотправителя норм налива,

- течи через сливной прибор цистерны с дальнейшим возгоранием опасного груза,

- некачественная подготовка цистерн к перевозке.

Несмотря на ряд рассмотренных проблем железнодорожных перевозок, главной задачей железных дорог остается обеспечение надежной транспортной связи регионов страны с их отдаленными районами. Одним из объектов железнодорожной сети, позволяющим обеспечивать данную связь, является железнодорожный переезд. В связи с высоким уровнем аварийности на железнодорожном транспорте, актуальным является рассмотрение транспортных происшествий на железнодорожных переездах, связанные с несанкционированным движением по железнодорожным путям автотракторной техники. Главная причина данных аварий - это нарушение правил дорожного движения, другая причина - застрявший на переезде транспорт. Подобные случаи нередки и часто сопровождаются человеческими жертвами.

Неминуемым результатом высокой аварийности являются санитарные и безвозвратные потери среди населения, а также обслуживающего персонала, наносимый вред окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей. Следовательно, чрезвычайно остро стоит вопрос обеспечения безопасности транспортировки опасных грузов железнодорожным транспортом. К разряду таких грузов относится синильная кислота. Она является АХОВ, ПДК которого в воздухе рабочей зоны составляет 0,3 мг/м3. Это бесцветная, легкоподвижная жидкость, пахнущая горьким миндалем, ^ип 25,65 °С, смесь паров синильной кислоты с воздухом при поджигании взрывается. В свободном состоянии в природе синильная кислота не встречается, но содержится в семенах горького миндаля, косточках персиков, абрикосов, слив, вишен, в листьях лавровишни, может образовываться при горении целлулоида, следы этой кислоты содержатся в табачном дыме. Синильная кислота находит свое применение при синтезе ряда органических соединений, при добыче

золота, для дезинфекции и дезинсекции, для борьбы с вредителями растений. Она также является сырьем для получения акрилонитрила, метилме-такрилата, адипонитрила и других соединений. Её используют в производстве ароматических веществ, химических волокон, пластмасс, каучука, органического стекла. Синильная кислота хорошо сорбируется зерном и кормом и может сохранять поражающее действие до нескольких недель, а иногда и нескольких месяцев. Продолжительное время опасным может быть заражение пашни. Например, после дождя образовавшаяся корка, определенное время задерживает выпаривание опасных паров синильной кислоты, а далее после её разрыхления поражающее действие опасных химических паров может стать угрозой для людей и животных. Перевозка синильной кислоты осуществляется железнодорожным транспортом в вагонах-цистернах модели 15-1556 (рис.2).

Рис. 2 - Вагон-цистерна модели 15-1556.

Наиболее существенное влияние на безопасность перевозки оказывают опасные свойства груза. Так, бурная полимеризация синильной кислоты способна вызвать ее саморазогрев или взрыв. Поэтому она должна перевозиться с добавками стабилизаторов, без посторонних примесей, содержать не более 3 % воды. Вагоны должны содержаться в чистоте, продолжительность транспортирования не должна превышать время действия стабилизатора. Кроме того, причинами, которые могут привести к транспортным происшествиям и чрезвычайным ситуациям, при перевозке опасных грузов, в том числе синильной кислоты, являются:

- сходы, столкновения и уходы подвижного состава из-за отказов и неисправностей механизмов и оборудования;

- возможные террористические акты;

- стихийные бедствия;

- нарушение правил транспортировки опасных грузов, ошибки персонала при ведении технологического процесса;

- неправильные действия личного состава при локализации и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

- невыполнение обязательных мер по предупреждению аварийных и чрезвычайных ситуаций;

- внешние воздействия природного и техногенного характера. Тщательному анализу причин отказов и выработке мероприятий, наиболее эффективных для их устранения, способствует построение дерева отказов. Выброс опасного груза - синильной кислоты - возможен при сходе вагона-цистерны 15-1556 с железнодорожного полотна.

Для анализа возможных причин схода построено «дерево отказов», которое представлено на рисунке 3.

ю-' ю*

Рис. 3 - «Дерево отказов» причин схода вагона-цистерны с железнодорожного полотна.

Данный метод позволяет проанализировать возможные причины возникновения аварийной ситуации и рассчитать ее частоту (на основе значения частоты исходных событий). Проведение оценки рисков возникновения ЧС на железнодорожной станции, основываясь только на статистическом подходе, не представляется возможным, так как статистические данные малодоступны. Будет уместным использование методов анализа риска с применением анализа дерева событий на этапе идентификации опасностей.

Для определения уровня безопасности железнодорожной станции необходимо определить наихудшие и наиболее вероятные сценарии развития чрезвычайной ситуации, опасной для жизни и здоровья людей, и последовательность их развития. Проведенный анализ свидетельствует о том,

что наиболее вероятным сценарием будет: сход вагона-цистерны с синильной кислотой с железнодорожного полотна - полное разрушение цистерны - формирование вторичного облака - рассеяние облака - токсическое поражение населения. Ликвидация ЧС на железнодорожном транспорте осуществляется специально подготовленными формированиями ЖТС РСЧС, а именно восстановительным и пожарным поездом станции.

Восстановительный поезд — предназначен для ликвидации последствий сходов и столкновений подвижного состава, восстановления пути и контактной сети и контактного рельса железной дороги и метрополитена при стихийных бедствиях, авариях, а также для оказания первой помощи пострадавшим.

Г —е- ме сЛод* - г- -

Части циалер*& й/ Тактике кое

ОЛ яшч* 0.1

0.3 Ллг&ЗсииЯ .ту

! &а> шдодосг Г * П 1 э о.г ЫгдА/г *с гдтгй на ж/й псчти:

1.0 Гарвые лролАа 0.03

01 РЦГЩ Г

007

Гаукае рсз^цй&^/е АгбиЭсаи*

П_6 Рщсеяп* аЁпаю 0.1

ФорнфаОонм а* Тагси^оаж гсасхсъие

Ьг.-эри'+сгв аВ/веа --

ВяъВГВС ш

й* — ия5*>топазе доЬ/енсж

Рис. 4 - Анализ сценариев развития чрезвычайных ситуаций, связанных со сходом вагона-цистерны с железнодорожного полотна методом построения «Дерева событий».

Пожарный поезд — поезд, предназначенный для тушения пожаров на железной дороге, подвижном составе и на объектах, расположенных вблизи полосы отвода, а также для оказания помощи при авариях, крушениях, наводнениях и других стихийных бедствиях. В боевом расчете большинства пожарных поездов созданы звенья газодымозащитной службы, на вооружении которых есть аппараты сжатого воздуха, позволяющие тушить пожаров и проводить аварийно-спасательные работы в зоне, не пригодной для дыхания. Вагоны пожарного поезда окрашиваются в красный цвет с белыми полосами. Одним из методов повышения устойчивости функционирования железнодорожной станции является повышение уровня безопасности на железной дороге. Оно может быть обеспечено внедрением

системы для предотвращения аварий на железнодорожных путях. В районе потенциально опасного участка железнодорожного пути, например, опасной зоны железнодорожного переезда, размещена аппаратура наблюдения и оповещения с видеопроцессорной подсистемой обработки и регистрации изображений, блоком тревожной сигнализации и передающей частью подсистемы беспроводной связи. В поезде установлены аппаратура блокирования движения поезда, звуковой оповещатель, видеомонитор и приемная часть подсистемы беспроводной связи.

Важным условием снижения последствий аварийных разливов пожа-ро- и взрывоопасных, ядовитых и агрессивных жидких грузов при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте является оперативная организация аварийных работ, препятствующих развитию и распространению возникающей опасности.

Список литературы: 1. Печникова Н.М., Сувернев М.Н., Фомин А.Н. Охрана окружающей среды. Защита населения. / Обоснование возможности перевозки синильной кислоты железнодорожным транспортом. // Безопасность труда в промышленности. - 2010. - No12. - С. 32-35. 2. Дубровин А.А. Риск техногенный / Типизация деревьев событий при транспортировке железнодорожным транспортом опасных грузов // Проблемы анализа риска, 2008, Т.5, No3, С. 86-95. 3. Соболев С.А. Безопасность движения и экология / О безопасности движения на железнодорожных переездах // Вестник РГУПС. - 2005 г. - No2 - С. 100104.

СКЛАДОВ1 ЗАПАС1В ГАЗУ П1ДЗЕМНИХ СХОВИЩ

Чернова Оксана Тараавна

кандидат техмчних наук, доцент кафедри спорудження та ремонту газонафтопроводгв i газонафтосховищ 1ФНТУНГ вул. Карпатсъка,15, м. 1вано-Франювсък, Украгна 76019

Анотащя

Наведено характеристику складових газу тдземних сховищ. Охарактеризовано значення та призначення активного та буферного газiв, описано !х динамшу закачування та вщбирання. Також обгрунтовуються стввщношення мiж активним та буферним газами у рiзних сховищах свпу та Украши.

Аннотация

Приведена характеристика составляющих газа подземных хранилищ. Охарактеризованы значение и назначение активного и буферного газов, описано их динамику закачки и отбора. Также обосновываются соотношение между активным и буферным газами в различных хранилищах мира и Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.