Научная статья на тему 'Применение комплексного технологического аудирования на объектах железнодорожного транспорта для снижения риска каскадного развития чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами'

Применение комплексного технологического аудирования на объектах железнодорожного транспорта для снижения риска каскадного развития чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / КАСКАДНОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / АУДИРОВАНИЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / EMERGENCY SITUATION / CASCADING DEVELOPMENT / FIRE SAFETY MANAGEMENT SYSTEM / AUDITION / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Л. А., Ивахнюк Г. К., Нефедьев С. А.

Обоснована возможность каскадного развития чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. Проведен анализ нарушений пожарной безопасности, предложена методика комплексного технологического аудирования объектов железнодорожного транспорта. Представлена процедура и протокол проведения аудирования системы управления пожарной безопасностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королева Л. А., Ивахнюк Г. К., Нефедьев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF COMPLEX TECHNOLOGICAL AUDITION ON OBJECTS OF RAILWAY TRANSPORT TO REDUCE THE RISK OF CASCADING DEVELOPMENT OF EMERGENCIES ASSOCIATED WITH FIRES

The possibility of cascade development of emergency situations in railway transport is substantiated. The analysis of fire safety violations is carried out, the technique of complex technological audition of objects of railway transport is offered. The procedure and protocol of fire safety management system audition are presented.

Текст научной работы на тему «Применение комплексного технологического аудирования на объектах железнодорожного транспорта для снижения риска каскадного развития чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами»

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АУДИРОВАНИЯ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА КАСКАДНОГО РАЗВИТИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ

Л.А. Королева, кандидат технических наук, доцент; Г.К. Ивахнюк, доктор химическмих наук, профессор; С.А. Нефедьев, доктор военных наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Обоснована возможность каскадного развития чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. Проведен анализ нарушений пожарной безопасности, предложена методика комплексного технологического аудирования объектов железнодорожного транспорта. Представлена процедура и протокол проведения аудирования системы управления пожарной безопасностью.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, каскадное развитие, система управления пожарной безопасностью, аудирование, железнодорожный транспорт

THE USE OF COMPLEX TECHNOLOGICAL AUDITION ON OBJECTS OF RAILWAY TRANSPORT TO REDUCE THE RISK OF CASCADING DEVELOPMENT OF EMERGENCIES ASSOCIATED WITH FIRES

L.A. Koroleva; G.K. Ivakhnyuk; S.A. Nefedev.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The possibility of cascade development of emergency situations in railway transport is substantiated. The analysis of fire safety violations is carried out, the technique of complex technological audition of objects of railway transport is offered. The procedure and protocol of fire safety management system audition are presented.

Keywords: emergency situation, cascading development, fire safety management system, audition, railway transport

Под каскадным развитием аварии понимается неблагоприятный сценарий ее развития, при котором (в связи с несовершенством систем защиты и (или) ошибочных действий персонала) возможно распространение поражающих факторов за пределы аварийного объекта и вовлечение новых опасностей в дальнейшее развитие аварии. На железнодорожном транспорте аварии могут развиваться по сложному сценарию, включающему различные типы развития событий.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) на железнодорожном транспорте, как правило, имеют катастрофические последствия с большими человеческими жертвами. Например, 6 июля 2013 г. произошло крушение поезда в г. Ляк-Мегантик (Канада). Причиной стала неисправность ручного тормоза, в результате чего состав, сформированный из 70 цистерн с сырой нефтью, скатился с холма. Цистерны оторвались от локомотива и, набрав скорость, сошли с рельсов в центральной части города с населением около 6 000 чел. Произошло возгорание, за которым последовала серия из шести мощных взрывов, в результате центральная часть города была разрушена. Эвакуировано более 1,5 тыс. чел., 47 чел. погибли. Вылилось более 600 т нефти, около года занял процесс обеззараживания

территории. Техногенная ЧС в этом случае стала причиной биосоциальной, связанной с нарушением условий жизнедеятельности, угрозой животным и растениям.

Дерево событий возникновения и развития ЧС при перевозке пожаро-взрывоопасных грузов на железнодорожном транспорте представлено на рис. 1.

Каскадное развитие может инициироваться не только техногенными ЧС (рис. 2). Так, например, в результате землетрясения в Индийском океане огромные волны дошли до юго-западного побережья Шри-Ланки и уничтожили пассажирский поезд. Число погибших составило от 1 700 до 2 000 чел. Это была крупнейшая в мировой истории техногенная железнодорожная катастрофа, инициированная природной ЧС [1].

Рис. 1. Дерево событий возникновения ЧС при перевозке пожаровзрывоопасных грузов

Рис. 2. Каскадный характер развития ЧС на железнодорожном транспорте (ТЧС - техногенные ЧС; БЧС - биосоциальные ЧС; ПЧС - природные ЧС)

Рассматривая статистику пожаров, можно констатировать, что основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте являются: неисправность оборудования, ошибки людей, неосторожное обращение с огнем.

Анализ осуществления профилактики пожаров на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» в 2018 г. [1] показывает, что на стационарных объектах наибольшее количество нарушений соответствует классам «Первичные меры пожарной безопасности, организационные вопросы и обеспечение деятельности пожарных подразделений» (41,72 %),

«Первичные средства пожаротушения» (16,03 %) и «Электрооборудование, электроустановки, электросети» (14,11 %) (табл. 1).

Таблица. 1. Сведения о количестве нарушений требований пожарной безопасности (ПБ)

по классам за 2018 г.

№ п/п Класс требований ПБ Количество нарушений

ед. %

1 Лестницы, выходы и пути эвакуации людей 2 367 5,14

2 Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций, ограничение распространения пожара за пределы очага 2 532 5,50

3 Первичные меры ПБ, организационные вопросы и обеспечение деятельности пожарных подразделений 19 202 41,72

4 Первичные средства пожаротушения 7 380 16,03

5 ПБ зданий и сооружений 789 1,71

6 Противопожарное водоснабжение 1 409 3,06

7 Противопожарное обучение, инструктажи, учения и тренировки 1 122 2,44

8 Системы автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей 4 545 9,87

9 Системы коллективной защиты и спасения, средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара и самоспасания 17 0,04

10 Системы противодымной защиты, вентиляции и кондиционирования 171 0,37

11 Электрооборудование, электроустановки, электросети 6 493 14,11

Итого 46 027 100,00

Количество неустраненных замечаний по предписаниям, выданным вневедомственной охраной (ФГП ВО ЖДТ РФ) за 2018 г., составило 48,38 % [2].

Одним из наиболее эффективных инструментов контроля в области ПБ является

аудит.

Рассмотрев различные подходы [3-6], под внутренним аудитом будем понимать независимую контрольную деятельность, обеспечивающую реальную оценку работы экономического субъекта, на основании которой формируются мнения о результатах его деятельности в целом и по отдельным структурным подразделениям. Согласно современному подходу внутренний аудит должен охватывать не отдельные аспекты, а оценивать всю систему внутреннего контроля в различных функциональных областях. При этом внутренний аудит фокусируется на рисках [7] .

Авторами проведено сопоставление эффективности и возможностей различных методик аудита, для чего использованы основные положения и методология системного анализа.

Рассмотрены принципы, цели, задачи, алгоритм проведения экологического аудирования (экологического аудита), заложенные в Приказе Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России», Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 29 июля 2018 г.) [8], а также в стандартах ГОСТ Р ИСО серии 14000.

Железнодорожный транспорт признан одним из экологически эффективных видов транспорта в мире (рис. 2) [9].

■ Автомобильный

■ воздушный

■ трубопроводный

■ водный

■ железнодорожный

Рис. 2. Негативное воздействие видов транспорта на окружающую среду [9]

Однако многие предприятия железнодорожного транспорта не отвечают современным экологическим требованиям. Что относится, например, к отведению сточных вод и проблеме отходов (особенно отходов III класса опасности).

Термин «наилучшие доступные технологии» - НДТ («Best available techniques») -впервые рассмотрен Директивой Европейского Совета 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. «О комплексном контроле и предотвращении загрязнения». Позднее он появился в российском законодательстве [8]. Целью применения НДТ является комплексное предотвращение или минимизация негативного воздействия на окружающую среду, увеличение эффективности использования сырья и энергоэффективности производства.

В справочнике по НДТ [10] особое внимание уделяется эксергетическому анализу, перспективному методу повышения энергетической эффективности и прогностической достоверности.

Анализ существующих методик технологического аудита позволил выделить методику технологического аудита, предложенную Г.А. Пильновым и другими [11], где рекомендуется учет влияния профессиональной подготовки кадров. Обучение рассматривается как одно из средств передачи технологии.

Определение расчетных величин пожарного риска для объектов железнодорожного транспорта осуществляли по методике [12].

Полученные в ходе анализа имеющихся методик выводы позволили синтезировать методику комплексного технологического аудирования объектов железнодорожного транспорта, позволяющую выявлять «узкие» места их функционирования и предложить эффективные решения по снижению пожарного риска (рис. 3).

Авторами разработана методика проведения аудирования системы управления ПБ (СУПожБ). СУПожБ - составная часть корпоративной системы управления в ОАО «РЖД», направленная на обеспечение ПБ объектов защиты [13].

Ниже рассмотрена процедура и протокол проведения внутреннего технологического аудирования СУПожБ на объектах железнодорожного транспорта.

Группа внутренних аудиторов оценивает выполнение требований СУПожБ на объекте, подлежащем проверке, по определенным конкретным вопросам. Вопрос не оценивается (н/о) в случае, если предмет вопроса не применяется на данном объекте.

За каждый вопрос протокола выставляется оценка н/о, 2, 4, 6, 8, 10. В табл. 2 приведена оценочная шкала.

Рис. 3. Блок-схема комплексного технологического аудирования для управления ПБ объектов

железнодорожного транспорта

Таблица 2. Оценочная шкала

Баллы Оценка

0 Работа по данному вопросу не проводится

2 Определена процедура/задокументирована, не выполняются определенные требования нормативных документов

4 Разработанная документация не доведена до причастных работников, не изучена в установленном порядке. Руководители не в полной мере выполняют свои должностные обязанности по обеспечению ПБ

6 Работники обучены мерам ПБ, применяют инструкции, нормы и правила по ПБ, технологии производства работ соответствуют требованиям ПБ, допускаются нарушения противопожарного режима, в отражении требований пожарной безопасности в документах имеются недостатки, требования отражены не в полном объеме

8 Создана и действует СУПожБ, определены оценочные показатели, ведется работа по контролю и анализу работы руководством, присутствуют незначительные отступления

10 Работа по данному вопросу проводится в полном объеме и полностью соответствует нормативным документам и (или) установленным требованиям

н/о Не оценивается

Если оценка составляет менее 10 баллов, аудитор определяет и фиксирует признаки несоответствия требованиям. При выставлении общей оценки все вопросы протокола являются равнозначными.

Общая оценка рассчитывается следующим образом:

Общее количество баллов

Итоговая оценка = —--100 %

Количество вопросов, подлежащих оценке

Оценочная шкала соответствия СУПожБ установленным требованиям приведена в табл. 3.

Таблица 3. Оценка соответствия СУПожБ

Итоговая оценка, % Вывод о соответствии

95-100 Полностью соответствует

80-95 В основном соответствует

60-80 Частично соответствует

0-60 Не соответствует

Контрольные вопросы для внутренних аудиторов в разделе «Обучение руководителей и работников в области пожарной безопасности» приведены в табл. 4.

Таблица 4. Список вопросов для оценки соответствия СУПожБ объекта при проведении внутреннего аудирования в разделе «Обучение руководителей и работников в области

пожарной безопасности»

Пояснения Возможность на уровне Оценка

для внутреннего аудитора управления (при возможности Факты / Наблюдения в баллах (от 0

Вопрос использования «+») до 10)

Пункт Центра регио наль ном локаль ном (заполняется внутренним аудитором)

нормативного документа льном

1 2 3 4 5 6 7

Обучение руководителей и работников по ПБ

1. Осуществляется Подтверждается наличием

ли контроль и учет за сроками обучения графиков, данными о прохождении обучения

пожарно -техническому пожарно-техническому

минимуму и проверкой минимуму. Результаты

знаний пожарно - проверки знаний должны + + +

технического быть зарегистрированы

минимума руководителей и работников объекта? «Тест-вопрос» в журнале обучения и оформлены в виде протокола заседания квалификационной комиссии

2. Присутствуют ли случаи нарушения Осуществляется выборочная

сроков обучения проверка документов + + +

и проверки знаний руководителей и протоколов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пожарно-технического минимума? проверки знаний работников

3. Создана

и аттестована

ли установленным Устанавливается наличие

порядком квалификационная приказа о создании комиссии и документов, + + +

комиссия по проверке знаний работников, подтверждающих ее обучение и проверку знаний

прошедших обучение в установленном порядке

пожарно-техническому

минимуму?

4. Разработана

ли и соответствует Подтверждается наличием

установленным требованиям инструкции, ее соответствием установленным требованиям, + + +

программа проведения проведением своевременной

вводного инструктажа по ПБ с работниками? корректировки

1 2 3 4 5 6 7

5. Осуществляется ли учет и контроль проведения вводного инструктажа по ПБ? «Тест-вопрос» Подтверждается наличием графиков и журналов учета инструктажей, их своевременным заполнением + + +

6. Назначено ли лицо ответственное (или его замещающее) за проведение вводного инструктажа по ПБ? Подтверждается наличием приказа и документами об обучении + + +

7. Оборудованы ли помещения для проведения вводного инструктажа? «Тест-вопрос» Подтверждается наличием помещений и оборудование их необходимыми документами, макетами, оргтехникой и т.д. +

8. Соблюдены ли сроки проведения первичных, повторных, внеплановых и целевых инструктажей по ПБ с руководителями и работниками? Проверяется выборочно на основе журналов инструктажей и из опроса работников + + +

9. Оборудованы ли на рабочих местах уголки (стенды) ПБ? Подтверждается наличием уголков (стендов) по ПБ на рабочих местах + + +

10. Проводятся ли тренировки по отработке действий при эвакуации в случае пожара в зданиях с массовым пребыванием людей? Подтверждается наличием графиков и планов проведения тренировок, справок по итогам тренировок + + +

Возможность каскадного развития ЧС, связанных с пожарами, зависит от уровня управления ПБ. СУПожБ может эффективно функционировать, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, осуществляемое при постоянном анализе и оценке ее качества. Внутреннее аудирование является одним из прогрессивных инструментов системы управления ПБ.

Литература

1. Крушение в Пералии. URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Крушение_в_Пералии (дата обращения: 03.04.2019).

2. Анализ осуществления профилактики пожаров на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» в 2018 году. М.: ФГП «ВО ЖДТ РФ, 2019. 23 с.

3. Использование работы внутренних аудиторов: Междунар. стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.; введен в действие на территории Рос. Федерации Приказом Минфина России от 9 янв. 2019 г. № 2н). URL: www.consultant.ru/document/(дата обращения: 03.05.2019).

4. Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Стандарты). М.: НП «ИВА», 2017. 26 с.

5. Герасимова Ю.В. Внутренний аудит: понятие, задачи и необходимость постановки в современной компании // Академический вестник. 2008. № 4. С. 107-109.

6. ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. М.: Стандартинформ, 2018. 36 с.

7. Голубева А.Ю., Колесников В.В., Черевко Ю.Ю. Организация внутреннего аудита в Российской практике: проблемы и тенденции развития // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. № 8.

8. Об охране окружающей среды: Федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ (с изм. на 29 июля 2018 г.). URL: docs.cntd.ru/document/901808297 (дата обращения: 25.03.2019).

9. Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2017 года и перспективу до 2030 года. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=6415&layer_id=510 (дата обращения: 05.05.2019).

10. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. ИТС 48-2017. Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности. URL: http://docs.cntd.ru/document/456096365 (дата обращения: 06.06.2018).

11. Пильнов Г.А., Тарасова О., Яновский А. Как проводить экологический аудит // Практические руководства для центров коммерциализации технологий, 2006: Сер. метод. материалов. URL: http://rinno.ru/library/commercialization/technology-audit.pdf (дата обращения: 23.12.2018).

12. Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах: Приказ МЧС РФ от 10 июля 2009 г. № 404 (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/196118/ (дата обращения: 31.12.2018).

13. Об утверждении стандарта ОАО «РЖД» «Система управления пожарной безопасностью в ОАО «РЖД». Основные положения: Распоряжение ОАО «РЖД» от 10 янв. 2014 г. № 13р. URL: docs.cntd.ru/document/1200102122 (дата обращения: 01.05.2019).

References

1. Krushenie v Peralii. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Krushenie_v_Peralii (data obrashcheniya: 03.04.2019).

2. Analiz osushchestvleniya profilaktiki pozharov na ob"ektah i podvizhnom sostave OAO «RZHD» v 2018 godu. M.: FGP «VO ZHDT RF, 2019. 23 s.

3. Ispol'zovanie raboty vnutrennih auditorov: Mezhdunar. standart audita 610 (peresmotrennyj, 2013 g.; vveden v dejstvie na territorii Ros. Federacii Prikazom Minfina Rossii ot 9 yanv. 2019 g. № 2n). URL: www.consultant.ru/document/(data obrashcheniya: 03.05.2019).

4. Mezhdunarodnye osnovy professional'noj praktiki vnutrennego audita. Mezhdunarodnye professional'nye standarty vnutrennego audita (Standarty). M.: NP «IVA», 2017. 26 s.

5. Gerasimova Yu.V. Vnutrennij audit: ponyatie, zadachi i neobhodimost' postanovki v sovremennoj kompanii // Akademicheskij vestnik. 2008. № 4. S. 107-109.

6. GOST R ISO 19011-2012. Rukovodyashchie ukazaniya po auditu sistem menedzhmenta. M.: Standartinform, 2018. 36 s.

7. Golubeva A.Yu., Kolesnikov V.V., Cherevko Yu.Yu. Organizaciya vnutrennego audita v Rossijskoj praktike: problemy i tendencii razvitiya // Uchenye zapiski Tambovskogo otdeleniya RoSMU. 2017. № 8.

8. Ob ohrane okruzhayushchej sredy: Feder. zakon ot 10 yanv. 2002 g. № 7-FZ (s izm. na 29 iyulya 2018 g.). URL: docs.cntd.ru/document/901808297 (data obrashcheniya: 25.03.2019).

9. Ekologicheskaya strategiya OAO «RZHD» na period do 2017 goda i perspektivu do 2030 goda. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=6415&layer_id=510 (data obrashcheniya: 05.05.2019).

10. Informacionno-tekhnicheskij spravochnik po nailuchshim dostupnym tekhnologiyam. ITS 48-2017. Povyshenie energeticheskoj effektivnosti pri osushchestvlenii hozyajstvennoj i (ili) inoj deyatel'nosti. URL: http://docs.cntd.ru/document/456096365 (data obrashcheniya: 06.06.2018).

11. Pil'nov G.A., Tarasova O., Yanovskij A. Kak provodit' ekologicheskij audit // Prakticheskie rukovodstva dlya centrov kommercializacii tekhnologij, 2006: Ser. metod.

materialov. URL: http://rinno.ru/library/commercialization/technology-audit.pdf (data obrashcheniya: 23.12.2018).

12. Ob utverzhdenii metodiki opredeleniya raschetnyh velichin pozharnogo riska na proizvodstvennyh ob"ektah: Prikaz MCHS RF ot 10 iyulya 2009 g. № 404 (s izm. i dop.). URL: http://base.garant.ru/196118/ (data obrashcheniya: 31.12.2018).

13. Ob utverzhdenii standarta OAO «RZHD» «Sistema upravleniya pozharnoj bezopasnost'yu v OAO «RZHD». Osnovnye polozheniya: Rasporyazhenie OAO «RZHD» ot 10 yanv. 2014 g. № 13r. URL: docs.cntd.ru/document/1200102122 (data obrashcheniya: 01.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.