Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
система управления / профессиональное развитие / человеческие ресурсы / образовательное учреждение / management / professional development / HR / educational institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агишева Е. С.

В статье рассматривается система управления персоналом в образовательных учреждениях. Автор выделяет ключевые аспекты эффективного управления персоналом. Особое внимание уделяется значимости комплексного подхода к управлению персоналом для обеспечения качества образования. Автор также обращает внимание на важность постоянного совершенствования системы управления персоналом, адаптации к изменяющимся условиям и активного внедрения современных технологий и методов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агишева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

The article discusses the personnel management system in educational institutions. The author highlights the key aspects of effective personnel management. Particular attention is paid to the importance of an integrated approach to personnel management to ensure the quality of education. The author also draws attention to the importance of constantly improving the personnel management system, adapting to changing conditions and actively introducing modern technologies and management methods.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

УДК 35

Агишева Е.С.

студент магистратуры «Государственное и муниципальное управление» Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация: в статье рассматривается система управления персоналом в образовательных учреждениях. Автор выделяет ключевые аспекты эффективного управления персоналом. Особое внимание уделяется значимости комплексного подхода к управлению персоналом для обеспечения качества образования. Автор также обращает внимание на важность постоянного совершенствования системы управления персоналом, адаптации к изменяющимся условиям и активного внедрения современных технологий и методов управления.

Ключевые слова: система управления, профессиональное развитие, человеческие ресурсы, образовательное учреждение.

В настоящее время система образования находится в условиях постоянных изменений и преобразований. Меняется содержание образования, методы и формы обучения, происходит внедрение новых технологий, изменения в правовых формах и формах собственности, а также преобразование схем финансирования. Такое состояние нестабильности, вызванное этими переменами, оказывает непосредственное влияние на организацию и стратегию по работе с персоналом и на формирование организационной структуры учреждения в целом [4, с. 78].

Управление персоналом в современных реалиях становится определяющим фактором, обеспечивающим высокое качество образования, эффективность работы образовательного учреждения и их

конкурентоспособность. Система управления персоналом в образовательном учреждении играет важную роль для обеспечения его эффективного функционирования и соответствования современным образовательным потребностям общества и государства. Система управления персоналом в образовательных учреждениях включает в себя комплекс мероприятий и процессов, направленных на привлечение, развитие и удержание квалифицированных сотрудников.

Система развития персонала в образовании представляет собой комплекс мероприятий и стратегий, направленных на профессиональное развитие педагогических работников и улучшение качества образовательного процесса.

Анализ научной литературы помог выявить, что система управления персоналом включает в себя широкий спектр вопросов: трудоустройство и адаптация новых сотрудников к условиям работы, профессиональное развитие, сохранение и поднятие мотивации, компетентностный рост и т.д. Разберем подробнее основные задачи управления персоналом.

Процесс трудоустройства персонала одной из основных задач. От того, насколько тщательно и грамотно будет проведен этот этап, зависит качество педагогического и административного состава образовательного учреждения. Данный процесс включают в себя несколько этапов: анализ потребностей, поиск кандидатов, отбор кандидатов, оценка и принятие решения. На этапе анализа потребностей определяется, какие именно специалисты требуются учреждению, какими компетенциями они должны обладать. Отбор кандидатов на должность проводится в зависимости от соответствия имеющихся компетенций соискателя свободной вакансии, а также посредством собеседования с руководителем организации, профильного тестирования. Обычно применяется компетентностный подход в отборе персонала, когда будущий сотрудник отбирается по критерию соответствия требованиям должности и корпоративной культуры образовательного учреждения [3, с. 39].

Важной составляющей в системе управления персонала является адаптация вновь прибывших сотрудников к новым условиям работы. Зачастую многие выпускники педагогических ВУЗов, устроившихся в образовательное учреждение, сталкиваются со множеством трудностей из-за неготовности к нюансам работы в школах или институтах: нагрузка, участие в жизни образовательного учреждения, работы с документацией и т.д. В следствии этого происходит большая проходимость кадров в образовательных учреждениях. Молодые сотрудники долго не задерживаются и меняют место работы. Именно поэтому адаптация является еще одной важной задачей в системе управления персоналом. Эффективная адаптация новых сотрудников помогает им быстрее влиться в коллектив и начать продуктивную работу. Программы адаптации включают в себя ознакомление с внутренними регламентами, знакомство с рабочим местом, обучение работе с необходимыми информационными системами и ресурсами [3, с. 40]. Наставничество со стороны опытных коллег также играет важную роль в процессе адаптации. Сейчас во многих образовательных учреждениях реализуется программа наставничества. В рамках наставничества молодой специалист закрепляется за более опытным сотрудником, который помогает советами, делится опытом, наработанным материалом и т.д.

Сегодня получив образование, необходимо развиваться дальше. Непрерывное образование является условием, чтобы работник оставался конкурентным на рынке труда. Профессиональное развитие преподавательского состава является необходимым условием для обеспечения высокого уровня образования в стране. Регулярное повышение квалификации, участие в семинарах, тренингах и конференциях способствует обновлению знаний и навыков сотрудников. Поэтому система управления персоналом подразумевает и компетентностное развитие педагогического штата. Для учителей организуют семинары, собрания в рамках методических объединений, где коллеги обмениваются профессиональным опытом, онлайн-обучения на платформах Школа цифрового века, Инфоурок и т.д. Профессиональное

совершенствование персонала является важной задачей перед руководителем образовательного учреждения [5, с. 63].

Тем не менее, средства и ресурсы, вкладываемые в обучение и развитие персонала должны оправдывать себя. По этой причине в систему управления персоаналом образовательного учреждения входит еще одна задача - оценка профессиональной компетенции и эффективности сотрудника в лице учителя, преподавателя. Система оценки позволяет объективно проанализировать вклад каждого сотрудника в достижение целей образовательного учреждения. Оценка может проводиться на основе различных критериев, включая успеваемость и достижения обучающихся, результаты промежуточных аттестаций, олимпиад, а также участие в научно-методической работе. Регулярная оценка работы сотрудников позволяет выявлять сильные и слабые стороны их деятельности, что способствует дальнейшему планированию индивидуальных программ развития образовательного учреждения.

Мотивация персонала является еще одним важным фактором в обеспечении высокого уровня образовательного процесса. Система мотивации включает в себя как материальные, так и нематериальные стимулы. К материальным стимулам относятся заработная плата, премии, надбавки. Например, сегодня в Российской Федерации действует надбавка к зарплате молодого специалиста, программа земский учитель, в рамках которой учителю предоставляется материальная помощь в виде единовременной выплаты. Признание достижений учителя, профессиональное развитие, создание благоприятной атмосфере в коллективе, выдача благодарственных писем и грамот - все это нематериальные способы мотивации сотрудников [2, с. 253].

Эффективное управление персоналом в образовательных учреждениях включает в себя активное взаимодействие с другими организациями, такими как органы государственной власти, профессиональные ассоциации, и т.д. Это взаимодействие необходимо для обеспечения соответствия деятельности учреждения законодательным и нормативным требованиям, а также для обмена опытом.

При управлении персоналом необходимо учитывать некоторые особенности образовательных учреждений. В системе образования в Российской Федерации огромную роль играет государство. Программы воспитания, унификация содержания образования, утверждение перечня допустимых учебных материалов в образовательном учреждении и т.д. Также образовательная система носит социальных характер, образование ориентировано на всех граждан страны. Важно учитывать этот момент при управлении информированности об образовательном учреждении в СМИ, на сайте школы, ВУЗа, колледжа, при обучении преподавательского состава по работе с законными представителями обучающихся и с самими обучающимися, представляющие разные слои населения, национальность и культуру. Это момент важно учитывать при обучении сотрудников, их профессионального развития, поскольку учителю приходиться взаимодействовать с большим количеством разных людей, и задача руководителя организации в рамках обеспечения функциональной системы управления персоналом обеспечить это взаимодействие на высоком уровне [1, с. 9].

Еще одной отличительной образовательной системы в России является то, что руководитель организации по своей сути является исполнительным лицом государства. Все образовательные организации регулируются государственными структурами на разных уровнях: муниципальном, областном, федеральном. Выстраивать политику по управлению персонала руководитель образовательного учреждения должен строго в соответствии с государственными запросами и требованиями к сотрудникам образовательных учреждений. Как отмечает Е.А. Ильичева, «следствием этого является ограниченность финансирования, поступление денег нерегулярно и сложно планируемо, бюджетные средства строго закреплены заранее за статьями расходов, а внебюджетные слабо юридически обоснованы» [4, с. 78].

Постепенно некоторые образовательные организации получают статус «автономные», что немного изменяет ситуацию. Тем не менее, школы сталкиваются с ограниченностью юридических ресурсов. У образовательных

учреждений весьма ограниченные возможности для издания локальных нормативных актов, что имеет сказывается на системе управления персоналом. Эта ограниченность ресурсов увеличивает значимость человеческих ресурсов, которые руководителю легче контролировать. Школа и другое образовательное учреждение несет огромную социальную ответственность за качество своей работы, поскольку образование играет важную роль в развитии общества и государства. Она выполняет не только образовательные функции, но и значимую социальную роль, формируя будущее гражданское общество страны. В этом контексте важно отметить, что образовательные учреждения должны стремиться к постоянному улучшению своих методов и подходов, несмотря на существующий консерватизм.

Несмотря на это, образовательные учреждения в России отличаются высоким уровнем консерватизма. Многие методики, стандарты и технологии остаются неизменными десятилетиями. Это обусловлено тем, что система образования часто медленно адаптируется к изменениям в социально-экономической среде. Однако в современных условиях такие изменения становятся необходимыми для соответствия новым вызовам и потребностям общества. Как отмечал К.М. Ушаков изменения организационной культуры школы практически невозможны, поскольку она не просто принадлежит отдельно взятой организации, а формировалась в образовательной среде на протяжении ряда лет [5, с. 54]. Внедрение инновационных технологий и методик обучения может способствовать преодолению застоя в образовании, улучшению качества образования.

Система управления персоналом в образовательном учреждении является сложным процессом, включающим в себя различные аспекты работы с кадрами. Эффективное управление персоналом способствует повышению качества образования. Внедрение современных технологий, активное взаимодействие с внешними структурами и поддержка со стороны руководства играют ключевую роль в успешной реализации системы управления персоналом. Только при условии грамотного и комплексного подхода к

управлению персоналом образовательное учреждение сможет обеспечить высокий уровень образования, удовлетворенность педагогического состава своим рабочим местом и осуществляемой деятельности. Грамотное и эффективное управление персоналом в образовательных учреждениях требует постоянного совершенствования и адаптации к изменяющимся условиям. Руководителям образовательных учреждений необходимо быть готовым к новым вызовам, активно способствовать внедрению и применению современных технологий и методов управления персоналом, а также уделять значительное внимание профессиональному росту сотрудников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бандурина, Д.А. Специфика управления персоналом в образовательном учреждении [Текст] / Д.А. Бандурина // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2019. - № 1. - С. 9-13;

2. Ворокова, И.П. Управление мотивацией персонала образовательного учреждения [Текст] / И.П. Ворокова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 16. - С. 251-255;

3. Гайсина, А.И. Совершенствование системы управления персоналом в образовательном учреждении [Текст] / А.И. Гайсина, В.М. Янгирова // Вестник науки. - 2022. - №12 (57). - С. 38-44;

4. Ильичева, Е.А. Управление персоналом в образовательном учреждении [Текст] / Е.А. Ильичева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2013. - №18. - С. 77-83;

5. Ушаков, К.М. Управление школой: кризис в период реформ [Текст] / М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2011. - 176 с

Agisheva E.S.

Orenburg State University (Orenburg, Russia)

PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract: the article discusses the personnel management system in educational institutions. The author highlights the key aspects of effective personnel management. Particular attention is paid to the importance of an integrated approach to personnel management to ensure the quality of education. The author also draws attention to the importance of constantly improving the personnel management system, adapting to changing conditions and actively introducing modern technologies and management methods.

Keywords: management, professional development, HR, educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.