УДК 33
Гайсина А.И.
студент заочной формы обучения 3 курс, управление персоналом в ОО, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
(г. Уфа, Россия)
Янгирова В.М.
зав.каф.ТиМНО, д.п.н., профессор,
почётный работник высшего образования Российской Федерации Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
(г. Уфа, Россия)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются понятия «совершенствование системы управления персоналом», «современные подходы в системе управления персоналом», «цифровые технологии в системе управления персоналом» в образовательной организации.
Ключевые слова: совершенствование системы управления персоналом, способы совершенствования системы управления персоналом в образовательной организации, цифровая компетентность педагогического коллектива в образовательной организации, облачное хранилище Яндекс.Диск, Гугл.Диск, Облако.Майл.ру.
В настоящее время происходят стремительные изменения в сфере образования и науки Российской Федерации. Человеческие ресурсы стоят на первом месте. И каждый руководитель образовательной организации стремится не отставать от новых реалий образовательной сферы и поддерживает педагогический коллектив в плане развития и совершенствования разных компетенций. Не зря в профессиональном стандарте педагога определена цель -определить необходимую квалификацию педагога; обеспечить подготовку
38
педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить осведомлённость педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решении задачи по повышению качества образования
[5].
В связи с этим последние годы вырос спрос на качественную и своевременную работу со стороны персонала образовательной организации, и в тоже время спрос на тактичного, высококвалифицированного руководителя образовательной организации, который смог совершенствовать систему управления персоналом в образовательной организации так, чтобы учителя не теряли время на заполнение бумажных отчётов, а имели возможность использовать своё освободившиеся время на другие планы по работе или на личное время.
Совершенствование управления - это прогрессивное изменение, улучшение системы и процессов управления путем целенаправленного воздействия на основные компоненты системы управления за счет использования достижений науки и практики управления [2]. Главное для чего совершенствовать систему управления - поддерживать уровень показателей большинства процессов, которые имеет тенденцию к снижению со временем.
Есть различные современные подходы по совершенствованию системы управления: процессный подход, системный и ситуативный подход. Это основные подходы.
1 .Процессный подход рассматривает управление как сложно устроенную последовательность действий, каждая из которых вкладывает свой вклад в общий процесс управления. Основная заслуга данного подхода для современного управления персоналом - это формулировка базовых функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы - коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления.
2.Системный подход представляет собой способ мышления по отношению к организации и управлению. Он проник во все научные процессы. Основа системного подхода — это «Теория систем» Людвига фон Берталанфи и «Тектология» А.А. Богданова. Именно в их работах впервые появилось упоминание о системах и их частях. Также раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.
3. Ситуативный подход представлен возможностями прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Основа ситуационного подхода - это ситуация. Ведь в деятельности организации случаются разные события. И не все эти события можно решить при помощи знаний управленческой науки. В книге «Основы менеджмента» Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации[3].
За основу исследовательской работы был взят системный подход управления персоналом.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин
24 ноября 2022 года поручил правительству и Государственному совету реализовать переход всей системы государственной власти к модели управления на основе данных с применением платформенного подхода. Президент подчеркнул, что новую модель управления важно внедрять как в бизнесе, так и в органах власти [1]. Следовательно, в образовательных организациях тоже возможно введение данного подхода. Надо быть готовыми ко всему. В связи с этим была предложены цифровые технологии по управлению персоналом в образовательной организации.
Термин цифровые - digital, произошел от слова Digitus, что на латыни означает «палец». Так как люди длительный период времени считали числа просто на пальцах, то благодаря этому десятичная система счисления стала основной. Однако, на пальцах возможно пересчитать только целые числа, по этой причине термин «цифровой» применяется, чтобы обозначить устройство, работающее в дискретной области значений.
Цифровые технологии - это технологии сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде [4].
Возможности цифровых технологий в управлении персоналом:
Ускорения принятия управленческих и кадровых решений, повышения качества аналитических данных;
Стратегическое прогнозирование;
Формирование новых технологических решений [6].
Такие преимущества может дать облачное хранилище. Например, Гугл.Диск, Яндекс.Диск, Облако Майл.ру.
Google Диск — это сервис хранения, редактирования и синхронизации файлов, разработанный компанией Google.
Яндекс Диск - облачный сервис, принадлежащий компании Яндекс, позволяющий пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в Интернете.
Облако Mail.ru — облачное хранилище данных российской компании
VK[].
В дальнейшем разработан опрос в системе Яндекс. Форма.
Базой исследования послужила - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №5 городского округа г. Уфы.
Десять учителей участвовали в данном опросе и получились следующие результаты:
10 человек (100%) опрошенных знакомы с облачными хранилищами;
Более одного года знают про облачные хранилища- 6 человек (80%);
Доверяют больше всего 6 человек (71%) - Яндекс. Диску.
Используют Яндекс. Диск 6 человек (60%) больше, чем остальные облачные хранилища.
В данном случае, фундамент исследовательской работы - создать технологию по совершенствованию системы управления персоналом в образовательной организации с помощью облачного хранилища Яндекс. Диск.
Далее проведено анкетирование педагогических работников МАОУ Лицей №5 г. Уфы с целью выявления знаний и владения цифровыми технологиями в педагогической деятельности. Участвовали те же самые учителя- 10 человек. Данное анкетирование показало такие результаты:
Цифровыми технологиями владеют 76% опрошенных;
У всех учителей высшее образование и стаж работы в большинстве составляет от 16-30 лет (74%);
Наибольший процент (77%) из предложенных вариантов определения «цифровые технологии» выбрали - это технология сбора, хранения, обработки, поиска и передачи представленных в электронном виде;
Элементы цифровых технологий участник опроса выбрали все. От электронного журнала до облачного хранилища.
Очень часто используют цифровые технологии в своей педагогической деятельности (84%);
Если совершенствовать систему управления цифровыми технологиями, то появится больше времени для других видов педагогической деятельности (100%);
Чтобы лично начали в первую очередь применять цифровые технологии нужно, чтобы была развита цифровая инфраструктура школы (78%);
Комфортно использовать в образовательной организации цифровые технологии (81%).
Таковы результаты анкетирования. Они послужили для разработки программы по повышению качества управления персоналом в образовательной
организации «УЭСУП Яндекс.Диск» (Универсальная электронная система управления персоналом с помощью сервиса Яндекс. Диск).
В Яндекс система включает разные сервисы: Яндекс. Диск, календарь, Телемост (видеовстречи), заметки, документы (совместная работа). Каждая из них была протестирована учителями и директором школы Зариповой Альмирой Идрисовной. С директором было проведено интервьюирование по цифровым технологиям. Выяснили, что необходимость в Яндекс. Диске будет высока.
Для начала зарегистрировались, потом создали папки для всех сотрудников ОО (образовательной организации). В тестовом режиме использовали все сервисы Яндекс и ощутили, как легко и просто справляются учителя с данным электронным способом передачи файлов. Эффективность показал итоговый опрос в конце экспериментальной части работы. Учителя посоветовали использовать его другим образовательным учреждениям и продолжали бы работать в Яндекс.Диск.
После были написаны методические рекомендации для руководителя ОО по совершенствованию системы управления персоналом.
Ещё учителям было рекомендовано пройти в Яндекс системе тест на тему «Цифровые компетенции» и найти свои проблемы в недостаточном овладении данной технологии.
Таким образом, данное исследование помогло совершенствовать систему управления персоналом через цифровые технологии как Яндекс. Диск. Повысить и улучшить саму систему управления персоналом, выявить трудности управления персоналом. Найти новый способ- как совершенствовать систему управления персоналом в образовательной организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / Майкл Армстронг, Стивен Тейлор. - 14-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, Прогресс книга, 2018. - 1038 с.
2. Архипова, Н.И. Современные проблемы управления персоналом : монография / С.В. Назайкинский, О.Л. Седова, Рос. гос. гуманитар. ун-т, Н.И. Архипова. - М. : Проспект, 2018 .- 161 с.
3. Горелов, Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход : учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Мельников ; под редакцией Н. А. Горелова. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 270 с.
4. Кибанов, А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, Е.Г. Коновалова, О.Л. Чуланова. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 156 с.
5. Семенова, В.В. Управление персоналом: основные технологии. Практикум : учеб. пособие для бакалавров / В.В. Семенова, И.С. Кошель, В.В. Мазур. - 2-е изд. — М. : Дашков и К, 2020. - 84 с.
6. Чуланова, О.Л. Современные технологии кадрового менеджмента: актуализация в российской практике, возможности, риски : монография / О.Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 364 с.
Gaisina A.I.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
Yangirova V.M.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
IMPROVEMENT OF MANAGEMENT SYSTEM PERSONNEL IN EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract: the article discusses the concepts of "improving the personnel management system", "modern approaches in the personnel management system", "digital technologies in the personnel management system" in an educational organization.
Keywords: improvement of personnel management system, ways to improve personnel management system in educational organization, digital competence of teaching staff in educational organization, cloud storage Yandex.Disk, Google.Disk.