СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОФШОРНОЙ ЭКОНОМИКОЙ А.В. Мещерякова, магистрант
Научный руководитель: М.Ф. Ткаченко, д-р экон. наук Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10120
Аннотация. Для предотвращения бегства капитала за рубеж важное значение отдается разработке системы мер по управлению офшорной экономикой. Описаны несколько подходов к разработке мер по деофшоризации национальной экономки. Выявлены важнейшие факторы формирования офшорных зон для привлечения иностранного капитала. Разработаны методики для деофшоризации экономки. Проведен анализ принимаемых мер по деофшоризации экономики и притоку национального капитала.
Ключевые слова: офшор, офшорная экономика, налоговые платежи, налоговая льгота, прибыль.
На международном уровне основные усилия направлены на увеличение открытости деятельности офшорных юрисдик-ций.
Началом для данной работы послужило принятие международной Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) дополнительных требований к прозрачности к банковским операциям и усовершенствование технологий для повышения конфиденциальности информации по транзакции [1].
Наряду с FATF, ОЭСР разработала Многостороннюю конвенцию о взаимной административной помощи в налоговой сфере. Данная конвенция предлагает использовать широкий спектр инструментов Одновременно с этим ОЭСР разработала Многостороннюю конвенцию о взаимной административной помощи в налоговой сфере. Данная конвенция предлагает использовать широкий спектр инструментов для межгосударственного сотрудничества в данной области, включая автоматический обмен информацией, многосторонние одновременные налоговые проверки и международную помощь в сборе причитающихся налогов. С этого момента автоматический обмен данными вкупе с борьбой против сохранения анонимности выгодоприобретателей активов и средств, находящихся в офшорных юрисдикциях, становится приоритетом деятельности меж-
дународного сообщества и отдельных государств.
Выделяют три основных направления анти офшорной деятельности международных организаций [2]:
1. Деятельность Глобального форума по усилению информационной открытости участвующих государств и территорий,
2. Внедрение ОЭСР новых стандартов предоставления информации, включая создание глобальной системы автоматического обмена данными.
3. Введение ОЭСР налоговой практики, направленной на ограничение возможностей по выводу прибыли в "налоговые гавани" и офшоры. Особенности подходов США к регулированию движения капитала в офшорных зонах.
FATFA является неким механизмом предотвращения уклонения от уплаты налогов с доходов, получаемых американскими гражданами и резидентами США за пределами страны, согласно которому функции налоговых агентов передаются иностранным финансовым организациям, которые отвечают за раскрытие сведений о счетах индивидуальных американских налогоплательщиков и организаций.
Рассмотрим основные функции FATFA по больше с уклонением от налогообложения [3]:
- определение порядка взаимодействия с иностранными финансовыми института-
ми на уровне внутреннего законодательства (принцип экстерриториальности);
- передача полномочий по идентификации клиентов, сбору и предоставлению информации, а при необходимости и по взиманию налоговых сборов на уровень иностранных финансовых организаций, которые затем напрямую взаимодействуют с Налоговой службой США, причем при заключении соглашений на межгосударственном уровне в механизм включается фискальное ведомство страны местонахождения финансового института;
- введение принудительного налогообложения непрозрачных операций, в которых нельзя идентифицировать бенефициаров или платежи осуществляются неприсоединившимися к данной инициативе финансовым учреждениям;
- сбор информации осуществляется в отношении любых юрисдикций, не только офшорных;
- передача информации осуществляется автоматически без запросов и согласований между взаимодействующими субъектами;
- сотрудничающим в рамках FATCA государствам США предлагает предоставлять аналогичную информацию об их резидентах, полученную от американских банков в том же формате - путем автоматической передачи данных.
Предусматривается включение в национальное законодательство так называемого Генерального правила против злоупотребления (General Anti-Abuse Rule), которое заключается в том, что противодействие попыткам уклонения от уплаты налогов возможно даже в том случае, если подобные схемы формально соответствуют законодательству, однако их целью является уклонение от уплаты налогов и/или получение необоснованной налоговой выгоды. Фактически в законодательство вводится принцип превалирования экономической сути операций над их юридическим и налоговым оформлением, который предусматривает учет следующих характеристик осуществляемой налоговыми резидентами деятельности [4]:
- правовая характеристика отдельных операций не соответствует правовому содержанию деятельности в целом;
- операции осуществляются в необычной, не свойственной для деловой практики манере;
- операция включает в себя противоречащие друг другу элементы;
- реализуемые схемы являются "карусельными";
- реализация операций приносит значительный выигрыш на налогах, однако это не находит своего отражения в денежных потоках и принятых налогоплательщиком деловых рисках;
- ожидаемая прибыль до уплаты налогов является сравнительно небольшой по сравнению с суммой выигрыша от налогов.
Увеличение корпоративной прозрачности. Европейский союз планирует ввести требования к раскрытию транснациональными компаниями информации о том, какие суммы налогов они уплачивают и в каких государствах.
В настоящее время офшорные юрисдикции широко используются в российском бизнесе. Увеличивается применение офшорных схем при транснациональных операциях, когда офшорные организации встраиваются в систему филиалов российской организации.
Важнейшим инструментом регулирования офшорного бизнеса на международном уровне является деятельность Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), которая разрабатывает меры по формированию в каждой стране режима противодействия легализации незаконно полученных доходов. Рекомендации FATF направлены на: совершенствование правовой системы в стране, повышение роли финансовых и кредитных учреждений в борьбе с отмыванием денег, на активизацию международного сотрудничества в области предотвращения отмывания капиталов. FATF в соответствии с критерием риска были разработаны два списка государств - «черный» и «темно-серый». Эти государства отклоняются от применения контрмер для защиты миро-
вой финансовой системы от рисков отмывания денег [1].
Указанных рекомендаций в противодействии офшоризации недостаточно. К эффективным механизмам также относят меры, разрабатываемые ОЭСР. В 2013 г. ею был подготовлен отчет «О размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения» (англ. аббревиатура - BEPS). В отчете предложена глобальная дорожная карта, позволяющая странам получать причитающиеся им доходы от налогообложения, способствовать большей транспарентности и улучшению обмена информацией, невозможности искусственного перевода прибыли в низконалоговые юрисдикции, большей предсказуемости и уверенности бизнеса [5].
В некоторых странах был накоплен определенный опыт деофшоризации экономики. В частности, можно выделить концепцию CFC (Controlled Foreign Companies - контроль над иностранными компаниями). Законодательство о контролируемых иностранных компаниях было направлено именно на предотвращение уклонения от уплаты налогов, при помощи офшорных компаний. Данные меры лишают всякого смысла учреждение офшорной компании. Суть концепции заключается в том, что доход зарубежной компании, которая контролируется резидентами данной страны, для целей налогообложения зачисляются в доход резидентов, поэтому прямое использование офшорных компаний для аккумулирования зарубежных доходов не дает владельцам этих компаний законной возможности избегания от налогообложения этих доходов по месту проживания. Наиболее успешно в отношении законодательства об иностранных компаниях продвинулись США, где в Налоговом кодексе с 1962 г. существует специальный подраздел [6].
Среди стран Европейского союза (ЕС) наиболее активно в борьбе с офшорами продвинулись Великобритания и Франция. На наднациональном уровне ЕС антиофшорное регулирование базируется на принятом в 2004 г. «Сообщении по противодействию и борьбе с финансовыми и корпоративными злоупотреблениями»
(Communication on preventing and combating financial and corporate malpractice), которое предполагает активизацию информационного обмена между странами о налогообложении компаний и проведение согласованной политики между членами ЕС в отношении офшорных зон.
Если рассматривать роль офшорных юрисдикций в привлечении иностранных инвестиций в РФ, то следует указать на то, что поступление капитала из офшоров (которое, по оценкам академика РАН С.Ю. Глазьева, составляет уже порядка 85% всех привлеченных в страну прямых иностранных капиталовложений), не является достоверным индикатором инвестиционной привлекательности экономики нашей страны, поскольку инвестиции приходят в страну не в результате улучшения ее инвестиционного климата, а, напротив, из-за того, что предприниматели не удовлетворены бизнес климатом в России и поэтому регистрируют организации в офшорной юрисдикции, и уже оттуда осуществляют инвестиции в национальную экономику.
Для выявления мер по деофшоризации российской экономики необходимо проанализировать и систематизировать причины по которым российские организации используют офшорные юрисдикции [6]:
- трудности ведения бизнеса связанные с отношениями собственности и несовершенством налоговой системы;
- конкурентные преимущества, которые предоставляет офшорная юрисдикция;
- неразвитость фондового рынка;
- несовершенная структура иностранных инвестиций в Россию.
Существует несколько предложений, которые предусматривают ограничения в правах организации, зарегистрированные в налоговых юрисдикциях и российские организации, которые ими частично владеют [6]:
- запрет на заключение договоров, связанных с экспортом товаров и технологий из России, включенные в перечень правительства;
- запрет на приватизацию государственного и муниципального имущества;
- запрет владения на праве собственности акциями акционерных обществ, осуществляющих производство стратегически значимой продукции;
- лишение права на получение субсидий и инвестиций из бюджетов всех уровней;
- запрет поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Однако осуществление данных мер практически невозможно из-за большого количества офшорных юрисдикций и кон-
Для того, чтобы прекратить «погоню за низшей границей» налоговой ставки необходимо принять комплексные меры, по следующим основаниям [7]:
- ужесточение контроля над операциями с офшорами с целью повышения их прозрачности и борьба с фиктивными сделками;
- борьба с коррупцией, улучшение инвестиционного и налогового климата;
- создание правовой базы для применения офшоров в качестве метода международного налогового планирования.
фиденциальности информации.
Библиографический список
1. Панова Г.С., Туруев И.Б., Ярыгина И.З. Деофшоризация как фактор развития национальной экономики // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - №2 (35).
2. Бескаровайный Е.Л. Антиофшорное регулирование // Налоговый учет для бухгалтера. - 2016. - №4.
3. Савин В.А. Мировые налоговые гавани сегодня // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №8.
4. Хейфец Б.А. Оффшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика».
5. Мысаченко В.И., Тимофеев М.И., Жеребцов В.И., Комаров В.Ю. и др. О причинах низкой предпринимательской активности // Экономика и предпринимательство. - 2018. -№2 (91).
6. Агафонова, Т.П. Правовое регулирование деятельности офшорных компаний в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. - 2017. - №8 (111).
7. Чашин А.Н. Офшорные зоны: правовое регулирование. - М.: Дело и сервис, 2015.
OFFSHORE ECONOMY MANAGEMENT SYSTEM A.V. Meshcheryakova, Graduate Student
Supervisor: M.F. Tkachenko, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. To prevent the flight of capital abroad, great importance is given to the development of a system of measures to manage the offshore economy. Several approaches to the development of measures for the deoffshorization of the national economy are described. The most important factors in the formation of offshore zones for attracting foreign capital have been identified. Techniques for deoffshorization of the housekeeper are developed. The analysis of measures taken to deoffshorization of the economy and the influx of national capital.
Keyword: offshore, offshore economy, tax payments, tax benefit, profit.