ОФШОРЫ И ДЕОФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ А.В. Мещерякова, магистрант
Научный руководитель: М.Ф. Ткаченко, д-р экон. наук Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11490
Аннотация. Одним из важнейших факторов привлечения иностранного капитала является эффективная политика деофшоризации. Описана классификация офшорных зон по способу оптимизации налоговых издержек и географическому критерию. Выявлены причины и факторы формирования офшорных зон для привлечения иностранного капитала. Рассмотрены методики по деофшоризации экономики. Проведен анализ принимаемых мер по деофшоризации экономики и притоку национального капитала. Проведено исследование влияния офшорных зон на национальную экономику стран.
Ключевые слова. Офшор, офшорная экономика, налоговые платежи, налоговая льгота, прибыль.
Под офшорной компанией понимается организация, которая зарегистрирована в офшорном центре, который предоставляет особые налоговые льготы, упрощенный режим регистрации, освобождение от валютного контроля [5].
Под офшорингом понимают вывод производства за рубеж для максимизации прибыли из-за экономии на налогах, привлечения более дешевой силы рабочей силы, увеличения потребления, преодоления высоких импортных пошлин на готовую продукцию.
В офшорной зоне упрощен порядок регистрации организации и при регистрации уплачивается небольшая сумма. Налоговые ставки в такой зоне низкие, на некоторых территориях гарантируется финансово-хозяйственная конфиденциальность компаний, а также освобождение от валютного контроля. Облегчен доступ к рынкам стран Европы, США, Канады, доступны услуги ведущих транснациональных банков, отсутствуют международные торговые тарифы [2].
Офшорные зоны можно классифицировать по двум критериям: по способу оптимизации налоговых издержек и по географическому признаку.
Определяющим свойством офшорной зоны является либеральность налогообложения при экономической и политической стабильности.
Экономические кризисы и политическая нестабильность негативно отражаются на офшорной юрисдикции. К дополнительным факторам, определяющим популярность офшорной зоны относятся: уровень развития транспортной системы на международном уровне, наличие международного языка общения, конфиденциальность коммерческой информации, телекоммуникации, валютные ограничения.
Классификацией офшорных зон занимаются Международный валютный фонд и Центральные банки различных стран [3].
Классическими офшорными зонами считают юрисдикции или части государств, которые предлагают льготный налоговый режим для нерезидентов при регистрации на их территории. Основным отличием классических офшорных зон является наличие конфиденциальности корпоративных и личных данных. Однако, за последние несколько лет классические офшоры уменьшились на мировом рынке, так как США и ЕС начали борьбу с утечкой капитала из страны и неплательщиками налогов.
Таблица 1. Классификация офшорных зон в современной мировой экономике
Критерий Вид Характеристики
Способ оптимизации налоговых издержек Классические офшоры Ведение бизнеса в такой зоне обычно стоит недорого, налогообложение и требования к ведению бухгалтерского и финансового учета полностью отсутствуют, но существует обязанность генерального директора офшорной компании уплачивать в бюджет офшорного государства ежегодный сбор. Небольшие государства с низким уровнем экономического развития, но с достаточно высоким уровнем политической стабильности, нулевые налоговые ставки- Сейшельские, Вануату, Британские Виргинские, Багамские острова и т.д.
Низконалоговые зоны Доходы облагаются налогами, но по низкой ставке, требования к бухгалтерскому и финансовому учету официально регламентируются.
Офшоры с льготным налогообложением Офшорные компании в данных зонах выгодны при грамотном использовании особенностей местного коммерческого и финансового законодательства.
Офшорные зоны в некоторых штатах США В штатах Арканзас, Делавэр, Кентукки, Колорадо и Орегон бизнесмены обязаны уплачивать фиксированный федеральный налог, но они освобождены от уплаты налогов с доходов, полученных за пределами штата.
Географиче-скии критерий Островные офшоры Острова или архипелаги в Тихом, Индийском океане, а также в Карибском море. Как правило, это небольшие государства с плохо развитой экономикой, но с высокой политической стабильностью. Отличаются высокой степенью конфиденциальности, зачастую полным отсутствием налогов, а также требований к ведению отчетности. Единственным условием является умеренный, ежегодный, фиксированный платеж в бюджет государства. Чаще всего их используют компании для хранения капитала и совершения финансовых трансакций. Примерами являются Сейшельские, Багамские Британские Виргинские, Маршалловы острова и т. п.
Некоторые страны Европы Льготный безналоговый статус компаний подтверждается отчетами и ежегодными аудиторскими проверками. Чтобы осуществлять контроль над деятельностью предприятий, законодательством государства предусмотрено ведение реестра учредителей, директоров и акционеров. Поэтому конфиденциальность в этом случае не гарантирована, а обусловлена правовыми нормами юрисдикции, но престиж самих компаний значительно выше, чем в первом варианте. Примеры государств, на территории, которых есть такие офшорные зоны - Кипр, Гибралтар, Люксембург, Швейцария.
Подписание различных соглашений об обмене информации с лидирующими странами привело к закрытию таких офшоров как- Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Бермуды, Теркс и Кайкос, и Ангилья. Данные страны входят в состав Великобритании, которая является активистом в борьбе с неплательщиками налогов. Данные юрисдикции являются офшорными, но сотрудничество с иностранными юрисдикциями по обмену конфиденциальной информацией делает данные юрисдикции не привлекательными для ведения бизнеса в данный офшорной зоне.
Рассмотрим необходимые условия для организации офшорной компании [4]:
- любая финансово-хозяйственная деятельность организована за пределами офшорной юрисдикции;
- для совершения финансовых операций должен быть открыт счет в банке;
- недопустимо пересечение товаром границы офшорного государства или получение дохода внутри страны;
- конечный бенефициар не может быть резидентом страны, то бишь он должен являться гражданином другого государства и проживать за пределами офшорной юрисдикции более 183 дней;
- офшорная организация должна иметь корпоративных директоров, секретаря, иметь регистрацию в пределах офшорной зоны.
Выявим преимущества функционирования офшорной организации:
- организации освобождены от основного бремени налогообложения, за исключением ежегодного регистрационного сбора или сумма совокупного налога невелика;
- упрощена процедура регистрации и управления организацией, возможно использование номинальных директоров, отсутствуют требования к общим собраниям и проведению совета директоров;
- отсутствует валютный контроль либо существует необходимость представления аудиторной и финансовой отчетности;
- гарантируется полная или частичная конфиденциальность для бенефициаров,
что позволяет проводить транзакции, ко- ленная ФАТФ и ОЭСР, данные организа-
торые запрещены вне офшорной зоны. ции занимаются борьбой с офшорными
Важное место в классификации офшор- юрисдикциями. ных зон занимает классификация состав-
Таблица 2. Классификация офшорных юрисдикций ФАТФ и ОЭСР [1]
Организация «Черный список» «Темно-серый список» «Белый список»
ФATФ Страны, не сотрудничающие с ФАТФ по вопросам борьбы с отмыванием денег и противодействию терроризму - Иран, Северная Корея. Юрисдикции со стратегическими недостатками в этой сфере, что сделали недостаточный прогресс - Мьянма. Страны, устранившие недостатки в сфере противодействия терроризму и отмыванию денег.
ОЭСР Юрисдикции, где в достаточной степени были внедрены налоговые стандарты международного уровня. Юрисдикции, принявшие на себя обязательства по внедрению налоговых стандартов, но еще не реализовали их - Науру и Ниуэ. Страны, не принявшие налоговые стандарты.
Изначально в «черный список» ФАТФ входило большинство офшорных юрис-дикций, но постепенно они изменили законодательство в соответствие со стандартами ФАТФ, так как нахождение в «черном списке» ставило под угрозу инвестиционную привлекательность страны.
К базовым институциональным факторам развития офшорного бизнеса относят:
- высокие политические риски и недоверие к финансовой системе страны;
- слабое валютное и налоговое регулирование, высокий уровень налогообложения;
- неточность формулировок валютного законодательства, наличие разных подходов к пониманию офшорных организаций;
- незащищенность государственных границ, что открывает каналы для ввоза контрабандного товара, несогласованных с Центральным банком страны;
- криминализация экономической деятельности, высокий уровень коррупции, отсутствие защищенности;
- высокая эффективность легализации доходов, полученных в ходе преступной или нелегальной деятельности, посредством внешне-экономических операций для официального управления ими или передачи в наследство;
- слабое развитие частного предпринимательства в стране.
На национальном уровне различают две точки зрения последствий развития офшорного бизнеса:
1. С положительной стороны, то есть, со стороны офшорных юрисдикций. Офшорный бизнес способствует трудоустройству местного населения, что способствует притоку иностранного капитала в офшорные юрисдикции, повышению деловой активности в государстве.
2. Отрицательными последствиями для стран офшоров, является повышенное внимание международных организаций и мировой общественности к функционированию, противодействие работе, что вызывает необходимость постоянного изменения налогового и валютного законодательства для увеличения открытости бизнеса на территории офшорных зон. Негативные последствия можно обозначить следующие:
- ухудшение инвестиционного климата в стране;
- повышение нагрузки на платежный баланс;
- снижение количества налогоплательщиков, налоговых поступлений в бюджет;
- утечка инвестиционных ресурсов;
- увеличение затрат на безопасность государственных границ;
- высока доля репатриируемого капитала, что повышает преступность;
- замедление экономического роста.
Таким образом, негативные последст- борьбе с офшорным бизнесом (в первую вия стран-экспортеров капитала через оф- очередь, с его неблагоприятным влиянием шорные зоны значительно превышают по- на национальную безопасность стран) как ложительный «рыночный» эффект для на макроэкономическом, так и на микростран-реципиентов. Это приводит к необ- экономических уровнях. ходимости создания комплекса мер по
Библиографический список
1. Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам
2. Басова С.А. Деофшоризация российской экономики // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №4-3 (60). - С. 237-240.
3. Зеленюк А.Н. Расширение практики использования налоговых убежищ в мировой экономике // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - №2. - С. 34
4. Панова Г.С., Туруев И.Б., Ярыгина И.З. Деофшоризация как фактор развития национальной экономики // Вестник МГИМО. - 2014. - №2 (35).
5. ЧугуновВ.И., Начаркин В.В., Захаров А.В. Офшорный бизнес в России и за рубежом: проблемы и пути их разрешения // Инновационная наука. - 2016. - №6. - С. 283-288.
OFFSHORE AND DEOFSHORIZATION OF ECONOMY A.V. Meshcheryakova, Graduate Student
Supervisor: M.F. Tkachenko, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. One of the most important factors in attracting foreign capital is an effective deoffshorization policy. The classification of offshore zones by the method of optimizing tax costs and geographical criteria is described. The causes and factors of the formation of offshore zones to attract foreign capital are identified. Developed methods for deoffshorization of the economy. The analysis of measures taken to deoffshorization of the economy and the influx of national capital. The study of the impact of offshore zones on the national economy of the countries. Keyword: offshore, offshore economy, tax payments, tax benefit, profit.