Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 1 ■ Октябрь
Бернс О.С., Емшина Л.Е.
Студенты 6 курса Финансового университета при Правительстве РФ Барнаульский филиал СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ И КРАТКОСРОЧНЫМИ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ
Аннотация
В статье освещены вопросы управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Дается понятие оборотных активов и краткосрочных обязательств, рассматриваются стратегии финансирования, анализируются на конкретном предприятии ликвидность, платежеспособность, зависимость от земных источников, наличие собственных оборотных средств, делаются выводы и предлагаются мероприятия по совершенствованию управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами.
Ключевые слова: оборотные активы, краткосрочные обязательства, ликвидность, платежеспособность.
Berns O.S., Emshina L.E.
The 6th year students of the Financial University under the Government of the Russian Federation Barnaul branch THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF CURRENT ASSETS AND SHORT TERM LIABILITIES
Abstract
The article highlights the issues of management of current assets and short term liabilities. Given the concept of current assets and short-term liabilities, are considered financing strategies, are analyzed at a specific company liquidity, solvency, dependence on earthly sources, the availability of working capital, draws conclusions and proposes measures to improve the management of current assets and short term liabilities.
Keywords: current assets, current liabilities, liquidity, solvency.
Цель статьи - формирование эффективной системы управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами в ОАО «Зерносбыт»
Для достижения цели решались следующие три задачи:сделан анализ финансового состояния ОАО «Зерносбыт», на основе анализа дана оценка эффективности системы управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами, предложены мероприятия по повышению эффективности управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами.
Актуальность: в условиях экономической нестабильности наиболее мобильная часть имущества предприятия нуждается в постоянном мониторинге с целью обеспечения бесперебойного процесса производства.
Система управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами состоит из блока управляющей подсистемы (субъект управления) и блока управляемой подсистемы (объект управления). Система должна в совокупности со всеми параметрами обеспечивать устойчивость предприятия, с помощью взаимосвязанных элементов.
Известно, что любая система формируется для достижения конкретных целей. В случае системы управления текущими активами и пассивами предприятие преследует цели достижения высокой ликвидности баланса, оборачиваемости, рентабельности активов. Данные цели достигаются в рамках управления чистым оборотным капиталом, который представляет собой разницу между текущими активами и текущими пассивами.
В работах многих ученых [1-4] велись многочисленные дискуссии по поводу оптимальной стратегии финансирования оборотных активов. При рассмотрении стратегий необходимо разделять оборотные активы на постоянные и варьирующие. Варьирующие активы имеют сезонный характер. Характеристика представлена в таблице 1 [3].
Таблица 1 - Характеристика стратегий финансирования оборотных активов
Тип стратегии Формирование внеоборотных активов Формирование постоянной части оборотных активов Формирование переменной части оборотных активов
Консервативная Весь объем за счет долгосрочных пассивов Весь объем за счет долгосрочных пассивов 50% за счет краткосрочных пассивов; 50% за счет долгосрочных пассивов
Компромиссная Весь объем за счет долгосрочных пассивов Весь объем за счет долгосрочных пассивов Весь объем за счет краткосрочных пассивов
Агрессивная Весь объем за счет долгосрочных пассивов 50% за счет краткосрочных пассивов; 50% за счет долгосрочных. Весь объем за счет краткосрочных пассивов
Безусловно, в условиях определенности формирование оборотных активов должно осуществляться преимущественно за счет текущих пассивов, что соответствует основному показателю платежеспособности организации - коэффициенту текущей ликвидности.
В связи с этим возникает ряд вопросов, решение которых без анализа просто невозможно, например: причины сложившейся ситуации, выбор среди альтернатив, целесообразное использование ресурсов фирмы.
Для примера проведем анализ финансового состояния ОАО «Зерносбыт». Основной вид деятельности -переработка зерна и гречки.
Итак, рассматривая неравенства ликвидности баланса, следует отметить, что требуемые условия ликвидности в организации не соблюдаются (табл. 2).
9
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 1 ■ Октябрь
Таблица 2 - Анализ ликвидности баланса ОАО «Зерносбыт»
Необходимые условия Фактические данные Выводы
А1 > П1 А1=15 < П1=6792 Сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений не покрывает краткосрочные обязательства
А2 > П2 А2 = 27140 > П2= 4886 Достаточно высокое превышение А2 над П2 говорит о «затоваренности»
А3 > П3 А3 = 33370 > П3= 5685 Условие выполняется, т.е. сумма запасов, НДС и прочих активов покрывают долгосрочные обязательства
А4 < П4 А4 = 66976 > П4 = 35166 Капиталы и резервы не покрывают сумму внеоборотных активов
Из таблицы 2 видно, что в ОАО «Зерносбыт» применяется агрессивная стратегия финансирования оборотных активов, свидетельством этому выступает невыполнение условий 3 и 4, а подтверждением отрицательное значение собственных оборотных средств (СОС) = - 26 124тыс. руб., то есть предприятию по текущим обязательствам рассчитываться нечем. Текущее финансовое состояние - неудовлетворительное
И.А.Бланк [1] определяет систему управления использования оборотными активами как "формирование необходимого объема и состава этого капитала и обеспечение необходимых условий оптимизации процесса его обращения".
Вообще оборотные активы ОАО «Зерносбыт» составляют 47% всех активов организации. Запасы в свою очередь занимают 50% от всех оборотных активов, из них около 40% это готовая продукция. Такая ситуация характерна для неплатежеспособных предприятий.
Анализ показателей, которые более точно охарактеризуютфинансовое состояние организации, показал:
Коэффициент текущей ликвидности = 0,7 - крайне низкое значение, собственный капитал не направлен на формирование оборотных активов.
Коэффициент автономии = 0,28 - организация серьезно зависима от заемных источников, у нее неустойчивое финансовое положение.
В исследовании для решения проблемы отрицательного показателя СОС предлагается внедрение инвестиционного проекта об эмиссии обыкновенных и привилегированных акций, а также о продаже облигации.
Данный проект будет связан с переработкой гречихи и зерна. Зерно - это сушка и переработка в муку, гречиха -доведение до готовой продукции.
При внедрении проекта необходимо увеличить коэффициент автономии хотя бы до 0,5, а значит увеличить собственный капитал на 28 584 тыс. руб., а именно привилегированные акции 35% - 10 004,6 т.р., облигации - 35% -10 004,6т.р., обыкновенные акции - 30% - 8 575,4т.р.
При продаже облигаций установлен дисконт в 25% и 15% купонная ставка в конце реализации инвестиционного проекта.
Основная привлекательность проекта - достаточно высокий дисконт.
В исследовательской работе была проведена оценка эффективности инвестиционного проекта по выводу ОАО «Зерносбыт» из кризисного состояния. Сравнительная характеристика представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта
Наименование показателя Фактические значения Значения после внедрения инвестиционного проекта
СОС - 26 124 тыс. руб. 0 тыс. руб.
Коэффициент текущей ликвидности 0,7 0,7
Коэффициент автономии 0,28 0,5
Вывод: инвестиционный проект экономически эффективен, так как рассматриваемые показатели улучшились, а значит, предприятие «выздоравливает». Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследовательской работы достигнута.
Литература
1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - 2-е изд., перераб. и доп. - К: Эльга, Ника-Центр, 2010. - 521 с.
2. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 3-е изд., перераб. И доп. - Москва: Проспект, 2015. - 1104 с.
3. Мочалова, Л.А. Финансовый менеджмент: учеб.пособие / Л. А. Мочалова, А. В. Касьянова, Э. И. Рау; Под ред. Л.А. Мочаловой. - М.: Кнорус, 2012. - 384 с.
4. Мочалова Л. А. Модель риск-ориентированной финансовой стратегии корпорации // Вестник Сиб. Государственного авиационного университета, №2 - 2010 - С. 170-174
10
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 1 ■ Октябрь
References
1. Blank I.A. Finansovyj menedzhment. - 2-e izd., pererab. i dop. - K: Jel'ga, Nika-Centr, 2010. - 521 s.
2. Kovalev V. V. Finansovyj menedzhment: teorija i praktika. - 3-e izd., pererab. I dop. - Moskva: Prospekt, 2015. - 1104 s.
3. Mochalova, L.A. Finansovyj menedzhment: ucheb.posobie / L. A. Mochalova, A. V. Kas'janova, Je. I. Rau; Pod red. L.A. Mochalovoj. - M.: Knorus, 2012. - 384 s.
4. Mochalova L. A. Model' risk-orientirovannoj finansovoj strategii korporacii // Vestnik Sib. Gosudarstvennogo aviacionnogo universiteta, №2 - 2010 - S. 170-174.
Билетов Е.А.1, Полусмакова Н.С.2
1 Студент, 2кандидат экономических наук, Волгоградский государственный университет Выполнена при поддержки гранта РГНФ №15-12-34012 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУБНОГО ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Аннотация
В статье рассматривается особенности рынка трубной продукции различных Федеральных Округов и его основных производителей. Уточняется содержание определения конкурентоспособности соответствующих предприятий, представляющее собой наличие свойства, характеризующиеся степенью реального или потенциального удовлетворения потребности в трубной продукции различного назначения по сравнению с другими предприятиями данной отрасли других федеральных округов. Актуальность данной тематики определяется общим стратегическим направлением развития отраслей отечественного производства и необходимостью применения теории конкурентоспособности как основы интенсификации.
Ключевые слова: металлургическая промышленность, конкурентоспособность, стратегия развития.
Biletov E.A., Polusmakova N.S.
Student, 2PhD in Economics, Volgograd State University SOME ASPECTS OF THE RUSSIAN MARKET COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES PIPE PRODUCTION (ON THE EXAMPLE OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)
Abstract
The article discusses the features of the market of pipe products of various federal district and its major producers. Clarifies the definition of the content of the competitiveness of the enterprises concerned, which is the availability ofproperties with a degree of actual or potential to meet the needs of tubular products for various purposes in comparison with other companies of the industry of other federal districts. The relevance of the subject is defined by the overall strategic direction of development of domestic industry and the need to use the theory as a basis for the intensification of competitiveness.
Keywords: metallurgical industry, competitiveness, development strategy.
Трубная промышленность является важнейшей отраслью черной металлургии Российской Федерации. Именно развитие этой области народного хозяйства во многом определяет потенциал экономики страны в целом. Трубная продукция более семидесяти российских предприятий востребована во многих секторах экономики, основными ее потребителями являются нефтегазовая промышленность, машиностроение, энергетика, жилищно -коммунальное хозяйство и строительство. В этих отраслях применяется широкий ассортимент сварных и бесшовных труб. Как и металлургия в целом, российская трубная промышленность в настоящее время удовлетворяет нужды внутреннего потребителя, который дает 80% прибыли в структуре доходов отрасли. В I квартале 2015 г. производство труб в России выросло на 12% по сравнению с АППГ - до 2,666 млн т. Экспорт увеличился на 14%, правда, в абсолютном значении это только 27,6 тыс. т. Импорт уменьшился на 57%, или почти на 100 тыс. т по сравнению с I кварталом 2014 г. Потребление трубной продукции в январе - марте 2015 г. выросло на 7% - до 2,524 млн т. Необходимо учитывать, что положительные показатели начала года были достигнуты прежде всего за счет труб большого диаметра, которые используются в новых крупных трубопроводных проектах. Их потребление в I квартале текущего года увеличилось на 76% по сравнению с АППГ - до 854,3 тыс. В то же время в других секторах рынка произошел спад. Особенно глубоким он оказался в строительстве - на 17%, или на 185 тыс. т, по сравнению с началом прошлого года [13]. Все большее значение уделяется поставкам продукции на внешние рынки, список стран которых расширился с 15 до 85. Определенную роль в расширении экспортных поставок сыграла сертификация российской продукции в соответствии с мировыми стандартами.
Ежегодно на трубном рынке России возникают новые субъекты, организующие свою деятельность открытием мини-заводов по производству труб, ставшей основной тенденцией. Крупные металлоторговые компании начинают осваивать собственное производство трубной продукции. По оценкам экспертов, суммарная производственная мощность озвученных на сегодняшний день проектов ввода нового оборудования по производству сварных труб составляет 2,6 млн т. Именно переизбыток мощностей является основной проблемой металлургического сектора. Указанные факторы сильно повышают и ужесточают конкуренцию между производителями. Актуальность исследования обусловлена превышением предложения трубной продукции над спросом как на рынке южного федерального округа, так и на рынке РФ в целом.
Под конкурентоспособностью предприятий трубной отрасли Южного федерального округа будем понимать их свойства, характеризующиеся степенью реального или потенциального удовлетворения потребности в трубной продукции различного назначения по сравнению с другими предприятиями данной отрасли других федеральных округов. Конкурентоспособность предприятий трубной отрасли Южного федерального округа можно определить, как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного производителя от конкурентов как
11