Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ СТРАХОВАНИЕМ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ СТРАХОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крутяева А.А., Ураев Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ СТРАХОВАНИЕМ»

Крутяева А.А. студент Ураев Р.Р., к.с.н.

доцент ФГБОУВПО «БГАУ» Россия, г. Уфа

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ СТРАХОВАНИЕМ

Согласно Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ, медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств [1].

Медицинское страхование позволяет гарантировать гражданину бесплатное предоставление определённого объёма медицинских услуг при возникновении страхового случая при наличии договора со страховой медицинской организацией. Последняя несёт затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд. Услуги по страхованию в России развиваются поступательными темпами. Большинство россиян уже знают, что такое обязательное медицинское страхование (ОМС), и даже являются владельцами полиса. При этом далеко не все располагают полной информацией о добровольном медицинском страховании и его преимуществах [2].

Обязательное медицинское страхование (ОМС) - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение, при наступлении страхового случая, гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в случаях, установленных Федеральным законом, в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование - вид личного страхования. Оно, в частности, позволяет получать помощь в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), не работающих по программе ОМС.

Добровольное медицинское страхование принято подразделять на индивидуальное (учитывающее сложность конкретного заболевания конкретного лица) и на коллективное (учитывающее риск возникновения определённых заболеваний у группы лиц).

Управление медицинскими услугами представляет собой взаимосвязанный механизм координации, финансирования и контроля за состоянием медицинского обслуживания на всех уровнях государства. Уровни управления определяются федеративным устройством страны и

включают в Российской Федерации министерский (федеральный), региональный (субъекты федерации) и местный (муниципальный) уровни. При этом государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления медицинским обслуживанием контролируют работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей.

В свою очередь, руководство медицинских организаций, отвечающие за систему медицинского обслуживания на микроэкономическом уровне, осуществляют общее руководство и контроль качества предоставляемых медицинских услуг собственной организации [3].

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для граждан РФ и осуществляется согласно программам обязательного медицинского страхования, гарантирующих объем и условия оказания медицинской помощи населению. Добровольное страхование в медицине реализуется на основе программ добровольного медицинского страхования и дает возможность гражданам получить дополнительные медицинские услуги помимо установленных программами обязательного медицинского страхования.

В свою очередь медицинское страхование осуществляется на двух уровнях: федеральном и территориальном.

1-й уровень страхования в системе ОМС представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Сам он не осуществляет страховые операции и не финансирует систему ОМС граждан. Фонд был создан для реализации государственной политики в области медицинского страхования, а его роль в ОМС сводится к общему регулированию системы, что достигается как за счет нормативного регулирования основных положений ОМС на территории РФ, так и за счет финансового регулирования осуществления медицинского страхования граждан в субъектах Федерации.

2-й уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами. Этот уровень - основной в системе, поскольку именно территориальными фондами осуществляются сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС [4].

Территориальные ФОМС создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Например, в Республике Башкортостан Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 14 июля 1993 г. N ВС-18/40 утверждено Положение о Республиканском фонде обязательного медицинского страхования РБ.

ТФОМС Республики Башкортостан осуществляет отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы

обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом, а также в части, установленной территориальной программой обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, сверх базовой программы обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований.

Таким образом, здоровье населения - важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей.

Использованные источники:

1. Григорьев, К.И. Организация здравоохранения в России. Аналитический обзор / К.И. Григорьев, В.В. Пилюгин. - М.: Медицина и здравоохранение, 2013. - 135 с.

2. Кадыров, Ф.Н. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений. Учебник / Ф.Н. Кадыров. - М.: «Грантъ», 2013. -361 с.

3. Комаров, Ю.М. Стратегия развития здравоохранения в РФ / Ю.М.Комаров // Здравоохранение. - 2013. - №2. - С. 53-62.

4. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // СПС «Консультант Плюс»

Крылова В.А. студент 3 курса Бажуткина Е.М. студент 3 курса Нечипоренко Л.В., к.э.н.

ассистент

кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность» Поволжский государственный университет сервиса

Россия, г. Тольятти ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ЧИСЛА БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ НА СМЕРТНОСТЬ В РФ Ключевые слова: смертность, наркомания, модель, динамика. В статье подтверждается гипотеза о наличии влияния числа больных наркоманией в РФ на уровень смертности в РФ. С помощью построенной модели выявлены прогнозные значения уровня смертности на два периода вперед.

Пожалуй, никакая другая демографическая проблема, столь подробно и детально не исследовалась в ушедшее десятилетие, как смертность населения. Смертность является вторым после рождаемости важнейшим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.