Г. П. Скамницкая
Система управления качеством подготовки специалистов в вузе
Статья посвящена проблеме создания эффективной системы управления качеством высшего профессионального образования в целом и выпускников вузов, в частности. При ее разработке необходимо учитывать организационнометодическую подготовку и материальную поддержку образовательного процесса, его кадровое обеспечение, учебную и научно-исследовательскую работу со студентами, оптимальную структуру управления вузом и др. Особо внимание уделено формированию системы мониторинга качества образования и стандартизации образовательной деятельности.
Ключевые слова: управление качеством, высшее профессиональное образование, профессиональная компетентность, мониторинг качества образования, государственные образовательные стандарты.
При разработке системы управления качеством подготовки специалистов в вузе мы исходим из того, что качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества образования является качество (в широком смысле этого слова) выпускников вуза. При этом последние должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители (информации, которую они получают в вузе), с другой - как поставщики собственных знаний и умений работодателю.
Под управлением качеством выпускника понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие формирование будущего специалиста, оптимальное качество и полноценное использование его знаний, умений и навыков. Качество образования опирается на три ключевых основания:
1) цели и содержание образования;
2) уровень профессиональной компетентности преподавательского состава и организации их деятельности;
3) состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса обучения [1; 2; 3].
Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести к общему состоянию российской системы образования: быстро меняющаяся конъюнктура рынка, его неравномерная насыщенность; дефицит одних специалистов при избытке других; неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей; ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников; усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных вузов и расширения платного образования в государственных вузах; низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения и др.
Все эти и многие другие проблемы заставляют серьезно задуматься о коренном пересмотре подхода к обеспечению качества образования. Наиболее эффективным и комплексным будет системный подход к обеспечению качества, основанный на создании системы качества, соответствующей стандартам серии ИСО-9000. Такой подход апробирован на многих промышленных предприятиях и в организациях, занимающихся сферой услуг.
Создание системы управления качеством преследует определенные цели, среди которых можно выделить внутренние и внешние.
Внутренние цели
1. Достижение качественного уровня выпускников, превышающего уровень других аналогичных вузов. Снижение уровня студентов, имеющих многочисленные задолженности, подлежащих отчислению и т.п.
2. Реорганизация системы управления вузом. Открытие новых специальностей и специализаций. Развитие инфраструктуры вуза, обеспечивающей благоприятные условия обучения.
3. Использование новых образовательных и информационных технологий.
4. Повышение профессионального уровня преподавателей и сотрудников университета.
5. Улучшение экономического положения университета.
6. Оптимизация учебного процесса с точки зрения минимизации использования ресурсов без ущерба качеству образования.
Внешние цели
1. Стремление стать одним из вузов, имеющих функционирующую и, в перспективе, сертифицированную систему обеспечения качества обучения.
2. Расширение и освоение новых рынков поиска абитуриентов и трудоустройства выпускников.
3. Повышение престижа университета.
4. Ориентация на удовлетворение требований работодателей, опреде ленных отраслей или определенных регионов.
Работа администрации вуза в области качества позволяет: улучшить систему подготовки специалистов в вузе; повысить имидж вуза; реорганизовать вуз на основе принципов всеобщего управления качеством и оптимального управления; ввести документированные процедуры (разработка СТП системы качества, методические указания для всех структур управления и должностных инструкций для каждого отдела вуза); четко распределить обязанности и ответственность; унифицировать методики обучения, их информационно-хронологическую согласованность и непротиворечивость в рамках всего курса обучения; возможность гибко изменять учебные планы и учебные программы; повысить степень доверия со стороны заказчиков, заинтересованных в выпускниках вуза; своевременно и систематически выявлять недостатки в области обеспечения качества обучения и находить способы их устранения; придать большую стабильность и предсказуемость работы вуза как в сфере административного управления, так и в сфере обучения студентов и подготовки научных кадров; мотивировать к самосовершенствованию и к работе над системой качества сотрудников университета, в первую очередь, преподавателей и студентов; повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями университета.
Введение и функционирование системы качества не может иметь только по ложительные и полезные эффекты. Могут быть обнаружены также и следующие негативные изменения, вернее, новые сложности в работе вуза:
- функционирование, а особенно сертификация системы качества тре бует сильной бюрократической поддержки (огромное число письмен ных процедур), что часто сильно увеличивает трудоемкость в решении некоторых административных и хозяйственных вопросов;
- трудно изменить образ мышления сотрудников вуза и студентов так, чтобы он соответствовал идеологии всеобщего качества, а без такой идеологической перестройки сознания эффективность работы системы качества будет минимальной либо вообще отрицательной [1]. Процесс обеспечения качества может быть описан следующими направ лениями.
1. Маркетинг:
- продажи и реклама разработок результатов НИР и т.п.;
- профориентационная и презентационная работа;
- организация работы приемной комиссии;
- система отбора абитуриентов;
- система трудоустройства выпускников;
- аналитическая работа (анализ потребностей в специалистах на рынке труда (желательно глубиной до 7 лет), анализ направления развития вуза (открытие, закрытие направлений подготовки специалистов по различным формам обучения), анализ имиджа выпускников у работодателей, анализ проблем карьерного роста выпускников).
2. Организационно-методическая подготовка образовательного процесса:
- документальное сопровождение образовательных программ;
- разработка (корректировка) учебных планов в соответствии с требованиями ГОС;
- разработка рабочих программ;
- оптимизация организационной структуры образовательного процесса;
- формирование интегрированной образовательной среды;
- разработка системы внутренних нормативных актов, регламентирующих функционирование учебного процесса;
- закрепление учебной нагрузки за кафедрами;
- формирование лекционных потоков с учетом интегрированной образовательной среды;
- формирование объединенных групп для различных форм обучения;
- методическое сопровождение образовательного процесса;
- информационное обеспечение образовательного процесса.
3. Организация образовательного процесса:
- организационная подготовка образовательного процесса;
- структурирование системы подразделений, реализующих учебный процесс;
- разработка графика учебного процесса;
- разработка расписания учебных занятий;
- разработка расписания экзаменационных сессий;
- организационное сопровождение образовательного процесса;
- организация самостоятельной работы студентов;
- организация практик;
- организация работы ГАК.
4. Кадровое обеспечение образовательного процесса:
- формирование штата преподавателей;
- реализация образовательного процесса;
- закрепление учебной нагрузки за преподавателями;
- формирование индивидуальных планов работы преподавателей;
- контроль исполнения индивидуальных планов преподавателями;
- оценка работы преподавателей (рейтинг);
- система развития преподавателей;
- повышение квалификации;
- аспирантура, докторантура.
5. Реализация образовательного процесса:
- контроль исполнения расписания учебных занятий;
- контроль самостоятельной работы студентов;
- контроль текущей успеваемости студентов (рейтинг);
- проведение практик;
- контроль хода экзаменационной сессии;
- итоговая аттестация выпускников.
6. Внеучебная работа со студентами:
- научно-исследовательская работа студентов;
- олимпиады, конкурсы, конференции;
- деятельность, обеспечивающая развитие личности в областях, не связанных с основным образовательным процессом.
7. Материальное обеспечение образовательного процесса:
- расширение учебных площадей и приведение их в соответствие с лицензионными требованиями;
- обеспечение оборудованием и информационными материалами, учебной и научной литературой;
- разработка собственных и приобретение программных продуктов как для учебных целей, так и для организации эффективного управления.
8. Структура управления вузом:
- соответствие структуры управления целям системы управления качеством;
- соответствие должностных инструкций сотрудников целям системы управления качеством;
- система оценки деятельности каждого сотрудника по реализации системы управления качеством.
Особое значение должно уделяться формированию системы мониторинга качества образования.
Министерство образования и науки РФ осуществляет внешний мониторинг посредством лицензирования права осуществлять образовательную деятельность в целом и по конкретным специальностям, а также аттестации вуза и специальностей с последующей аккредитацией.
Организации, принимающие на работу выпускников вуза, предъявляют определенные требования к качеству подготовки специалистов. Это
находит отражение в конкретных заявках с указанием квалификационных требований к будущим работникам.
К внутренним субъектам мониторинга качества образования относятся руководство университета и факультетов; учебно-методическое управление университета; государственная аттестационная комиссия.
Внутренний мониторинг качества образования в вузе включает:
- текущий контроль успеваемости студентов и качества преподавания;
- промежуточный контроль уровня знаний студентов;
- итоговую аттестацию выпускников;
- периодическую аттестацию преподавателей.
В условиях наличия рынка труда качество специалиста можно определить как совокупность свойств (характеристик, черт, показателей) личности, обеспечивающих выполнение им профессиональных и общественных функций не ниже установленного уровня при заданных условиях работы.
Отечественный и зарубежный опыт позволяет сформулировать ряд качеств, которыми должен обладать специалист.
1. Способности. Необходимо иметь сбалансированное сочетание профессиональных способностей с личными качествами, особенно с умением ладить с сотрудниками, ибо каждый является членом «команды» и залогом успеха служит гармоничная деятельность.
2. Энтузиазм. Специалист должен воспринимать задание с энтузиазмом и быть увлечен им настолько, что работает над решением непрерывно, даже сверхурочно. Энтузиазм может сделать для расширения компетентности и знаний больше, чем множество курсов.
3. Инициатива. Профессионал самостоятельно отыскивает задачи для исследования и решения, первым выступает с новыми предложениями, обладает чувством времени для такой инициативы.
4. Безотказность и надежность. Не следует избегать рутинной работы.
5. Творчество. Способность к творчеству не должна исчерпываться лишь новыми идеями и решениями, как бы ценны они не были. Необходимо также предлагать творческие пути реализации идей и расширение области применения новшеств.
6. Коммуникабельность. Специалист должен просто и ясно излагать нетривиальные мысли, результаты сложнейших работ (как письменно, так и устно), свободно и убедительно подавать свои идеи руководству и получать поддержку коллег для их воплощения [3].
Одной из мер, способствующих повышению качества функционирования образовательной системы и призванной гарантировать качество, является стандартизация образовательного процесса, которая должна
придать образовательной деятельности четкую целевую направленность, повысить ответственность за результаты труда всех участников образовательного процесса от тех, кто создает сценарий (ученые, специалисты, разрабатывающие учебно-программную документацию) до исполните-лей-практиков, творчески воплощающих сценарии в жизнь.
Здесь мы встречаемся с коллизией, когда стандарты разработаны для всей страны, а реализуется принцип подготовки специалистов для региона. Кроме того, стандарты сформулированы, к сожалению, в виде общих требований к качеству специалиста. Именно эти обстоятельства позволяют, на наш взгляд, проявиться региональной составляющей подготовки. Проявление региональной составляющей в образовательном процессе определяется коррекцией (управлением) подготовки специалистов с целью эффективного решения конкретных задач применительно к отдельным предприятиям, являющимся крупными научно-производственными фирмами. Эта коррекция заключается в том, что:
- в учебные планы включаются дисциплины и виды учебных занятий, представляющие повышенную значимость для региона;
- на индивидуальные графики и планы обучения переводится часть обучающихся, выполняющих нестандартные учебные задания-исследования;
- дипломное, курсовое проектирование, лабораторные работы-исследования выполняются по тематическим планам работодателей;
- вуз проводит совместные с работодателями НИОКР, в которых участвуют преподаватели, студенты, сотрудники работодателей и др.;
- учебный процесс корректируется с учетом потребностей международного рынка труда путем заключения договоров с зарубежными компаниями о подготовке специалистов и их зарубежных стажировках;
- студенты участвуют в научно-технических конференциях и семинарах совместно с ведущими научно-педагогическими работниками вузов и специалистами работодателей;
- анализируется рынок труда и миграция специалистов;
- изменяется спектр специальностей и специализаций, осуществляется корректировка учебных планов и содержание отдельных курсов;
- проводится целевой прием и подготовка специалистов.
Данные коррекционные мероприятия являются важной составляющей системы повышения качества в подготовке студентов вуза. Сама же система включает использование менеджмента качества, критериальный и процессуальный подходы к управлению качеством подготовки студентов вуза.
Библиографический список
1. Иродов М.И., Разумов С.В. Создание системы управления качеством подготовки специалистов в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2(25).
2. Касимов Р.Я. Рейтинговая автоматизированная система управления обучением студентов // Новые информационные технологии в образовании. Ч.
3. - М., 1996.
3. Колесников А.А., Козин И.Ф., Кожевников С.А. и др. Всеобщий менеджмент качества: Учеб. пособие / Под общей ред. С.А. Степанова. - Спб., 2001.
4. Короткова Л.Е. Информационное обеспечение контроля // Информационное обеспечение учебного процесса - гарант качества образования: Сб. докл. V Ежегодного науч.-практ. семинара. - Ставрополь, 2004.
5. Никитина Н.Ш. Методика проектирования системы менеджмента качества образования в вузе на основе логико-структурного подхода // Университетское управление. 2003. № 2 (25).