СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ УДК 378.1
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ С.Ю. ВИТТЕ)
Виталий Анатольевич Солоницын, cоветникректора Тел.:(495) 783-68-48, e-maihvsolomcyn@miemp.ru Московский университет имени С.Ю. Витте http://www.muiv.ru
В статье излагаются характеристики современного образовательного процесса в вузах, обусловленные его построением на основе компетентностного подхода и анализируемые с позиций стандартов качества образования. На материале локальных нормативных актов Московского университета имени С.Ю. Витте раскрыта система обеспечения качества образовательного процесса в конкретном вузе.
Ключевые слова: компетентностный подход, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, качество образования, высшее профессиональное образование, стандарты качества образования, Московский университет имени С.Ю. Витте
Обеспечение высокого качества образования предполагает организацию образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Под компетентностным подходом понимается метод моделирования результатов образования и их представления как норм качества высшего образования [1]. Компетентностный подход заключается в развитии у студентов набора базовых компетенций, которые будут определять успешность их адаптации в обществе.
В большинстве источников «компетенции» определяются как совокупность знаний, умений и личностных качеств для успешной практической деятельности, как интегрированная характеристика качества подготовки выпускника, как категория результата образования. Термин «компетенции» выпускника вуза употребляется в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в разделе о требованиях к результатам освоения основных образовательных программ; компетенции подразделяются на общекультурные и профессиональные.
В международном стандарте ИСО 9000 «компетентность» определена как «продемонстрированная способность применять знания и навыки на практике» [2, с. 25].
Уровень реализации компетентностного подхода, развития компетенций выпускников может быть использован для оценки качества высшего образования [3] и являться частью общей системы обеспечения качества образования в вузе.
В Московском университете имени С.Ю.Витте создана, реализуется и постоянно совершенствуется, с учетом новых условий, система обеспечения качества образования.
В основу разработанной и внедряемой в университете системы качества положена Типовая модель, соответствующая международным стандартам и требованиям процессной модели системы качества, предлагаемой к реализации в вузах Рособрнадзором [4]. Проанализирован и учтен положительный опыт внедрения подобных систем в других вузах.
Модель системы качества университета направлена на обеспечение гарантий качества результатов образовательной, научно-исследовательской, воспитательной и иных видов деятельности университета. При создании модели качества предполага-
лось, что надлежащие механизмы гарантии качества действуют в университете и доступны для независимой внешней экспертизы.
Модель системы качества включает шесть взаимосвязанных и взаимодействующих групп рекомендаций и требований к различным аспектам деятельности вуза:
1. Деятельность руководства в системе качества (разработка миссии, политики, видения, стратегии развития вуза; совокупность организационных мероприятий в рамках системы качества и др.).
2. Документационное сопровождение системы качества университета.
3. Менеджмент основных процессов системы качества (учебно-методической, научной, воспитательной, маркетинговой и др.)
4. Менеджмент основных ресурсов и обеспечивающих процессов (управление персоналом, образовательной, информационной средой, обеспечение безопасности жизнедеятельности и др.).
5. Деятельность по измерению, анализу и улучшению качества образования (мониторинг, измерения и анализ, управление несоответствиями, улучшение процессов).
6. Информирование общества (открытость вуза).
Важно не просто создать и заставить эффективно функционировать данную модель системы качества, а необходимо, прежде всего, обеспечить гарантии качества образовательного процесса в свете современных требований компетентностного подхода в подготовке кадров.
Центральное звено в управлении качеством, приеме всей информации, выработке решений и управлении вузом принадлежит ректору, который в своей работе по обеспечению качества образования опирается прежде всего на ученый совет, ректорат. Непосредственной организацией, разработкой документов, управлением, контролем реализации, мониторингом и другими оперативными вопросами в области качества образовательной деятельности занимаются специально созданные в университете структуры и назначенные лица: научно-методический совет (совет по качеству); управление качества образовательного процесса; представитель руководства вуза по обеспечению гарантии качества образования (первый проректор).
Выполняемые функции ключевых должностных лиц по качеству и подразделений, входящих в организационную структуру системы качества университета, различны, но все они подчинены одной общей цели - обеспечению гарантии качества образовательного процесса.
В процедуре управления качеством образования в соответствии с концепцией вуза активное участие принимают студенты (студенческое самоуправление). Организующим звеном в деле работы со студентами и привлечения их к работе по оценке качества учебного процесса является студенческий совет университета, студенческие советы филиалов, факультетов и колледжа.
Привлечение обучающихся к активному участию во всех видах деятельности и процессах вуза позволяет не только получить сигналы о слабых или сильных сторонах функционирования университета, но и в полной мере использовать механизмы для наиболее эффективного раскрытия внутреннего потенциала самих студентов.
Важным моментом, от которого в значительной мере зависит эффективность деятельности вуза, является наличие готовности у руководителей, сотрудников, преподавателей университета к разработке и внедрению системы качества в вузе в современном ее понимании. Очевидно, что нужна такая система обеспечения качества, которая была бы понятна всем участникам образовательного процесса, эффективность ее была бы очевидна, а внедрение не требовало значительных материальных затрат и человеческих ресурсов, громоздкого документооборота и лишней отчетности.
Университет работает в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. В качестве заинтересованных сторон вуз рассматривает потребителей, работо-
дателей; обучающихся и их родителей; учредителей; органы государственного управления образованием; поставщиков контингента обучающихся (школы, колледжи и др.); персонал вуза (профессорско-преподавательский состав, сотрудники); общество, общественные организации и др.
Задача университета состоит в том, чтобы получить от каждой из названных сторон четко сформулированные требования к системе образования и преобразовать их в конкретные цели и задачи образовательной деятельности вуза. Основные требования большинства заинтересованных сторон по вопросам обучения отражены в государственных образовательных стандартах и ФГОС. Цель университета в образовательной деятельности, по большому счету, состоит в выполнении этих требований.
Качество образовательного процесса в значительной мере определяется содержанием образования, качеством реализуемых образовательных программ. При этом учитывается, что стандарты слишком консервативны и основаны на минимальных требованиях к качеству и содержанию учебных программ. В новом поколении ФГОС ВПО сделана попытка преодолеть этот недостаток, предоставить большую свободу действий вузу, результаты оценивать по уровню развития компетенций у выпускников. Все это требует приложения значительных усилий по переходу на новую парадигму образования и существенной корректировке разрабатываемой и внедряемой системы обеспечения качества образовательной деятельности.
В европейском документе по гарантии качества образования сформулированы стандарты и руководящие принципы по созданию в вузе системы качества образования [5]. Однако следует заметить, что они больше сфокусированы на том, что должно быть сделано в вузе, и менее на том, как этого достичь. В связи с этим у вуза есть большое поле для инициативы и определения собственных, особенно процессуальных, вопросов их решения с учетом особенностей вуза.
При создании системы качества университет исходит из четкого понимания: зачем нужна эта система, что можно достичь с ее помощью и как измерить эффективность своей работы. Важно добиться единого понимания всеми организаторами образовательного процесса объектов качества образования (рис.1). О качестве образования в вузе можно судить по тому, какие ответы мы получаем на следующие вопросы: кого учим, чему учим, кто учит, как учим, каковы ресурсы, кто и как управляет вузом? От уровня их состояния, в конечном итоге, зависит качество образования, они же являются гарантом качества образовательной деятельности в университете в целом.
Важным элементом высокого качества образования является ее психологическая составляющая. Какова мотивация участников образовательного процесса: хотят ли учить педагоги и хотят ли учиться обучающиеся? Ответ на данные вопросы должен быть только один: для обеспечения высокого качества образования мотивация основных участников образовательного процесса 0 обучающих и обучающихся 0 однозначно должна быть положительной и общественно значимой.
Одним из требований к системе качества является соответствие ее традициям университета, максимальный учет и использование имеющихся в вузе наработок. Речь идет не о создании какой-то новой системы, а о совершенствовании существующей в университете модели, хотя и со значительными изменениями, коррективами и доработками, с учетом опыта других учебных заведений, современных, постоянно возрастающих требований, принципов и рекомендаций.
В целях максимальной открытости деятельности университета, ознакомления всех участников образовательного процесса и общественности с мерами, принимаемыми в вузе по обеспечению гарантии качества, систематизации и ходе разработки системы качества, на сайте университета создана специальная страница «Система обеспечения качества образования». Сайт регулярно обновляется. На нем размещена имеющаяся в вузе нормативно-правовая база по системе качества образования, результаты монито-рингов, отчеты о самообследованиях, программа развития вуза, регулярно освещаются
текущие события деятельности университета. На сайте располагаются проекты основных документов, результаты их обсуждения и принятия на ученом совете, научно-методическом совете (совете по качеству).
Чему учим?
- Качество ГОС - Учебные планы Учебн. программы - Учебники
Объекты качества образования
Кто и как управляет вузом ? Качество общего управления
Рис. 1. Объекты качества образования
Деятельность вуза по созданию системы обеспечения качества получила признание академической общественности и внешних экспертов. Университет совместно с другими образовательными учреждениями под руководством Рособрнадзора участвовал в программе апробации и внедрения типовой модели системы качества в образовательных учреждениях, о чем имеется соответствующий документ - сертификат участника проекта «Апробация и внедрение типовой модели системы качества учреждения профессионального образования» (2007 г.).
По оценке ВОК (Всероссийской организации качества), университет признан дипломантом 3-го Всероссийского конкурса в области менеджмента качества 2011 года (решение от 20.06.2012 г.). В 2012 году Университет стал лауреатом конкурса «100 лучших вузов и НИИ России» [6]. По результатам исследований национального рейтингового аттестационного агентства «Росрейтинг» в 2012 году среди работодателей Университет вошел в пятерку лучших вузов Москвы и в десятку лучших вузов России по показателю востребованности и конкурентоспособности выпускников, их карьерного роста и уровня заработной платы.
Анализ результатов развития вуза за почти двадцатилетний период существования позволяет обозначить ряд положительных моментов в его деятельности.
К бесспорным достижениям вуза можно отнести устойчиво высокий статус университета среди негосударственных высших учебных заведений, высокий уровень профессорско-преподавательского состава, дальнейшее развитие системы многоуровневого образования, постоянное обновление реализуемых образовательных программ. В 2011 году вуз получил новый аккредитационный статус «университет», а в 2012 и в 2013 годах по результатам конкурса вузу выделены контрольные цифры приема на бюджетное финансирование подготовки бакалавров и магистров.
В университете идет активная работа по внедрению новых форм организации учебной деятельности, направленных на улучшение качества планирования и организации учебного процесса, по освоению и внедрению компетентностного подхода, современных инновационных технологий организации и проведения учебных занятий.
Преподаватели используют активные и интерактивные методы обучения при проведении занятий. Внедрена рейтинговая система оценки и учета успеваемости студентов.
Накоплен значительный опыт организации компьютерного тестирования. Проводится работа по наращиванию количества и качества банков тестовых заданий, обновлению ранее принятых к использованию тестов. Активно внедряется система электронного контроля знаний при промежуточной аттестации и для самоконтроля. Проводится работа по внедрению письменных зачетов и экзаменов, что позволяет повысить качество и объективность контроля знаний студентов.
Научно-исследовательская деятельность ведется по всем реализуемым в вузе направлениям и в целом соответствует организационным требованиям по статусу вуза «университет». Проводится активная научно-исследовательская работа со студентами. Предпринимаются меры по более активному участию университета и кафедр в конкурсах на получение внешнего финансирования НИР.
Активно развивается международное сотрудничество, имеются договоры о сотрудничестве с 14 зарубежными вузами. Реализуется программа «Россия - Европа: два диплома». Организованы и успешно проводятся международные практики и стажировки студентов в Польше, в Беларуси.
В университете обеспечена финансовая стабильность, создана современная учебно-материальная база. Продуманно ведется маркетинговая работа, осуществляется кли-ентоориентированный подход, осваиваются новые задачи интернет-продвижения образовательных услуг университета.
Проводится активная воспитательная работа, организован досуг студентов, регулярно проходят конференции, конкурсы, олимпиады, университет участвует во всех значительных межвузовских мероприятиях Москвы.
Разработанные в вузе табели документооборота по различным направлениям деятельности и уровням профессиональных программ позволяют успешно управлять всеми процессами и видами деятельности. В названных документах, утвержденных приказами ректора, определены сроки подготовки и согласования проектов приказов, методических и организационных документов руководителями структурных подразделений университета, определены механизм и процедура разработки, подписания и согласования всех нормативных документов.
Разработанная необходимая нормативно-правовая база по всем направлениям деятельности и процессам постоянно обновляется. За каждым документом закреплен ответственный исполнитель за его подготовку и своевременную корректировку.
В университете создана единая информационная среда, сформирована система информатизации управления деятельностью вуза, включающая прикладные информационные системы, автоматизирующие учетные, контрольные, документационные, коммуникативные аспекты в предметных областях деятельности вуза.
Информационные системы и технологии используются в двух аспектах: информационные системы и технологии в образовательном процессе (контроль и оценка качества обучения, показатели, критерии и способы оценки и др.) и информатизация управления деятельностью университета (подсистемы автоматизации управления вузом).
Разработана и реализуется на практике методика сбора и анализа информации о деятельности университета и использования ее для эффективного управления вузом.
В Университете разработана и внедрена автоматизированная информационная система (АИС) «Косинус». Сегодня идет поэтапная ее замена на АИС «Сириус». Предполагается, что данная система позволит автоматизировать все образовательные процессы от входного уровня до выпуска студентов.
Информационная система состоит из программных модулей, каждый из которых имеет логически замкнутую функциональную составляющую. Она позволяет выполнять ряд функций, среди которых электронное обучение, система тестирования, учеб-
ное планирование, удаленный доступ к ресурсам вуза, электронная проходная, система поддержки принятия решений, образовательный портал и целый ряд других, реализуемых на базе web-технологий. Имеются подсистемы регистрации и визуального отображения расписания занятий, проведения видеозанятий. Разрабатываются технологии создания электронного университета.
Значительные наработки у вуза имеются в области дистанционного обучения. Студенты, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий, обеспечены электронными учебно-методическими комплексами по дисциплинам учебного плана, имеют доступ к электронным ресурсам университета (электронной библиотеке, центру дистанционных образовательных технологий, преподавателям для консультаций), тестированию для самооценки знаний и др.
Информационные ресурсы вуза позволяют обрабатывать материалы регулярно проводимого мониторинга оценки знаний студентов, материалы опроса студентов, преподавателей и сотрудников.
Все названное выше является существенным потенциалом в дальнейшем развитии университета. Для того чтобы университет стабильно развивался и функционировал, постоянно двигался вперед, он должен оперативно реагировать на вызовы общества и новые условия, возникающие в вузе, постоянно корректировать свою деятельность, своевременно намечать стратегические приоритеты и направления на определенный конкретный период. В университете разработана и утверждена «Программа развития Московского университета имени С.Ю.Витте на период 2013-2017 годы», в которой нашли отражение стратегические задачи вуза.
Анализ существующей в университете системы качества образования, новых внутренних и внешних условий, принципов и рекомендаций, предложенных в руководящих документах, позволяет определить основные направления современного развития и совершенствования вузовской системы обеспечения качества образовательного процесса:
- актуализация, применительно к современным условиям, миссии развития университета, политики и стратегических целей вуза в области качества,
- совершенствование организационной структуры и документационного обеспечения системы качества образования,
- совершенствование механизма и процедуры качественной разработки, утверждения и систематического обновления основных образовательных программ с учетом компетентност-ного подхода,
- развитие системы периодической оценки, мониторинга и контроля качества образовательного процесса в вузе,
- обеспечение гарантии качества профессорско-преподавательского состава, развитие механизмов и критериев оценки компетентности педагогических кадров,
- создание и постоянное развитие ресурсов обучения и поддержки студентов;
- разработка и внедрение наиболее эффективных и необходимых для системы качества информационных систем, обеспечение открытости вуза, представления объективности информации его деятельности.
Внедряемая в университете система качества не ориентирована на решение всех проблем, это лишь одно из средств и условий достижения общей цели - повышение качества образования. Осуществляется это, прежде всего, за счет высокого уровня координации действий и управленческих решений всех субъектов образовательного процесса, оптимального распределения функций и полномочий, учета многообразного вида связей, отношений и процессов, происходящих в системе высшего профессионального образования, систематического мониторинга и корректировки образовательного процесса.
Важнейшая задача преподавателей и сотрудников университета в новых условиях - обеспечение соответствия результатов их работы ожиданиям государства, общества, родителей и студентов, работодателей и партнерских организаций.
Литература
1. Байденко В. И., Селезнева Н. А. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения в свете Болонского процесса: метод. пособие. - М., 2005.
2. Международный стандарт ИСО 9000, 2005.
3. Руденко Ю.С. О проблемах реализации компетентностного подхода в высшей школе // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2012. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/pp_2012_1_4_8.pdf
4. Круглов В. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений // Аккредитация в образовании. 2006. №7.
5. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве. Йошкар-Ола: Аккредитация и образование, 2008.
6. Проблемы и перспективы развития высшего образования и науки в Российской Федерации // Материалы VI Всероссийской конференции, г. Санкт-Петербург, 5 июля 2012 г.
7. Негосударственная высшая школа России: становление, состояние, перспективы развития. - М., 2009.
8. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов. - СПб., 2005.
Competence-based approach and quality providing system of education at high school (on example of Moscow University after S.Y.Vitte)
Vitaly Anatolyevich Solonitsyn, adviser of rector Moscow University after S.Y.Vitte
In the article the characteristics of modern educational process at high school, caused by its construction on the basis of the competence-based approach and analyzed from the positions of the quality standards of education are presented. On the material of local regulations of the Moscow University after S.Y.Vitte the system of ensuring quality of educational process at the concrete higher education institution is shown.
Keywords: competence-based approach, Federal state educational standard of higher education, quality of education, higher education, education quality standards, Moscow University after S.Y.Vitte students, research seminar, research practice.