Научная статья на тему 'Система управления качеством образовательных программ в бизнес-школе'

Система управления качеством образовательных программ в бизнес-школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БИЗНЕС-ШКОЛА / ДЕЛОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / EDUCATIONAL PROGRAM / BUSINESS SCHOOL / BUSINESS EDUCATION / LEARNING OUTCOMES / QUALITY OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канке Алла Анатольевна, Козлова Ольга Ивановна

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость создания и развития в бизнес-школах системы управления качеством образовательных программ. Рассмотрены проблемы оценки качества образовательных программ, связанные с их эффективностью. Систематизированы проблемы внутреннего контроля образовательных программ, мониторинга результатов обучения и качества преподавания. Особое внимание уделено решению проблем организационного и методического характера: формированию системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования, изучению и самооценке состояния развития и эффективности деятельности бизнес-школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN BUSINESS SCHOOL

The arguments substantiating the necessity of creation and development of a quality management system in educational programs in business schools are presented. The problems of evaluating the quality of educational programs related to their effectiveness are examined. The problems of internal control of educational programs, monitoring the results of training and the quality of teaching are systematized. Special attention is paid to the solution of organizational and methodological problems: the formation of a system of analytical indicators that allows to effectively implement the main objectives of assessing the quality of education, the study and self-assessment of the state of development and efficiency of the business school.

Текст научной работы на тему «Система управления качеством образовательных программ в бизнес-школе»

УДК 378.14.014.5:005.6 JEL М10 DOI 10.26425/1816-4277-2018-4-96-103

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В БИЗНЕС-ШКОЛЕ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость создания и развития в бизнес-школах системы управления качеством образовательных программ. Рассмотрены проблемы оценки качества образовательных программ, связанные с их эффективностью. Систематизированы проблемы внутреннего контроля образовательных программ, мониторинга результатов обучения и качества преподавания. Особое внимание уделено решению проблем организационного и методического характера: формированию системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования, изучению и самооценке состояния развития и эффективности деятельности бизнес-школы.

Ключевые слова: система управления качеством, образовательная программа, бизнес-школа, деловое образование, результаты обучения, качество преподавания.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN BUSINESS SCHOOL

Abstract. The arguments substantiating the necessity of creation and development of a quality management system in educational programs in business schools are presented. The problems of evaluating the quality of educational programs related to their effectiveness are examined. The problems of internal control of educational programs, monitoring the results of training and the quality of teaching are systematized. Special attention is paid to the solution of organizational and methodological problems: the formation of a system of analytical indicators that allows to effectively implement the main objectives of assessing the quality of education, the study and self-assessment of the state of development and efficiency of the business school. Keywords: quality management system, educational program, business school, business education, learning outcomes, quality of teaching.

Важнейшим условием динамичного и инновационного развития экономики страны является обеспечение профессионально подготовленных специалистов, способных эффективно выполнять свои трудовые обязанности и управлять. В этой связи важной задачей является установление высоких требований к профессиональной подготовке таких специалистов и выстраивание системы управления качеством образования.

В системе высшего образования на основании Болонской декларации уже разработаны основные модели и методы управления качеством образования [1]. Все ведущие российские вузы последовательно занимаются разработкой и внедрением системы менеджмента качества (СМК) образовательного процесса на основе концепции всеобщего управления качеством (англ. TQM — total quality management) в рамках международных стандартов ИСО серии 9 000 [5].

Однако сегодня в эпоху существенной модернизации экономики, роста цифровых технологий мы ожидаем резкого скачка качества бизнес-образования, которое из года в год приобретает все большую ценность. Растет потребность рынка в подготовке специалистов, владеющих конкретными навыками, компетенциями и методами управления человеческими ресурсами в определенных экономических условиях, способных обеспечить рост и развитие конкретных предпринимательских структур. С другой стороны, к программам бизнес-образования со стороны рынка предъявляют повышенные требования, напрямую связанные с качеством их реализации [4].

Особенностью российских университетских и частных бизнес-школ является предоставление широкого спектра образовательных услуг — это повышение квалификации, профессиональная переподготовка, в том числе хорошо зарекомендовавшая себя программа МВА (англ. master of business administration), информационные и консультационные услуги (в том числе семинары, конференции, выставки и др.), для которых характерны специфические требования к обеспечению их качества.

Канке Алла Анатольевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: aa_kanke@guu.ru

Козлова Ольга Ивановна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: val@guu.ru

Kanke Alla

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: aa_kanke@guu.ru

Kozlova Olga

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: val@guu.ru

Это обусловливает необходимость разработки методологического обеспечения системы управления качеством, оказываемых бизнес-школой услуг делового образования и разработки адекватных механизмов реализации функций этой системы.

В настоящей статье под качеством образования (результаты обучения) понимается комплексная характеристика обучения, выражающая степень его соответствия потребностям общества и заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов дополнительной профессиональной программы и профессиональной подготовки.

При этом далее мы будем рассматривать построение системы управления качеством образовательных программ делового образования применительно к университетским бизнес-школам.

Система управления качеством образовательных программ делового образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений слушателей и компетенций выпускников, оценку компетентности научно—педагогических работников, оценку, мониторинг и эффективность образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.

Целями системы управления качеством образовательных программ являются [4]:

- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образовательного процесса в бизнес-школе, где реализуются данные программы;

- систематизация информации, раскрывающей особенности функционирования и развития системы делового образования в бизнес-школе;

- усиление практической ориентации и профессиональной направленности делового образования, используя оптимальное сочетание практических знаний и формируемых компетенций у слушателей;

- предоставление достоверной информации о качестве образования как самим слушателям, так и общественности, прежде всего, деловому сообществу;

- обоснованное и своевременное принятие управленческих решений, направленных на совершенствование образовательных услуг;

- прогнозирование стратегии развития образовательной системы бизнес-школы.

Задачами построения системы управления качеством образовательных программ являются:

- единое понимание критериев оценки качества дополнительного образования и индикаторов его измерения;

- развитие системы аналитических индикаторов, направленных на эффективную реализацию основных целей оценки качества образовательных программ;

- изучение существующего состояния и оценка перспектив развития бизнес-школы с целью повышения эффективности ее деятельности;

- установление степени соответствия условий реализации учебного процесса требованиям нормативного правового обеспечения дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки работников, а также требованиям общественных профессиональных организаций;

- оценка уровня индивидуальных достижений слушателей в процессе обучения;

- определение степени соответствия качества образования профессиональным стандартам;

- поддержка слушателей в процессе приобретения ими новых компетенций;

- содействие повышению качества преподавания;

- содействие повышению квалификации преподавателей и работников бизнес-школы и университета в целом, занятых в образовательном процессе;

- содействие участию работодателей в процессе реализации образовательных программ;

- прогнозирование развития образовательных услуг в бизнес-школе.

Оценка качества освоения образовательных программ направлена, прежде всего на то, чтобы проверить насколько результаты освоения образовательной программы соответствуют планируемым результатам обучения. Кроме того, важно дать оценку того, соответствует ли процесс организации образовательной программы установленным требованиям в части ее структуры, порядка и условий реализации программы, а также способности бизнес-школы результативно и эффективно выполнять деятельность по реализации образовательных программ [4].

Система управления качеством образовательных программ включает:

— развитие уникальных и востребованных образовательных программ, соответствующих требованиям профессиональных стандартов;

— адаптацию учебных планов образовательных программ к современным потребностям личности, общества и работодателей на основе сочетания фундаментальности образования с проблемно-ориентированной и практической подготовкой в области экономики и менеджмента; готовностью обучения в течение всей жизни;

— привлечение слушателей с высоким уровнем подготовки и мотивацией к обучению;

— развитие научных и прикладных направлений исследований и внедрение их в учебный процесс;

— совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

— активное внедрение современных информационных систем и технологий в учебный процесс, включая оценку результатов обучения;

— совершенствование методик оценки результатов обучения в процессе реализации образовательных программ, включая текущую, промежуточную и итоговую аттестацию;

— постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, обеспечивающих реализацию образовательных программ, путем установления требований к преподавателям по их научным и учебным публикациям и участию в научных конференциях, а также соответствующим стандартам обучения взрослых, если речь идет о бизнес-образовании;

— доведение материально-технического, информационного и библиотечного обеспечения образовательного и научного процесса до международных стандартов;

— формирование системы мониторинга качества образовательных программ всеми заинтересованными сторонами: обучающимися, преподавателями, администрацией, работодателями.

Обычно в организационную структуру, занимающуюся оценкой, экспертизой качества образования, образовательных программ и интерпретацией полученных результатов, входят: администрация бизнес-школы (директор, заместитель директора, руководитель Учебного центра, реализующего образовательные программы), Научно-методический и Консультативный советы бизнес-школы, временные структуры (эксперты, комиссии, научные руководители образовательных программ и др.).

Руководство бизнес-школы несет ответственность за организацию процедуры внутренней оценки качества реализации образовательных программ, реализуемых ею, и, прежде всего, за качество и полноту реализации образовательных программ, объективность контроля оценки достижений слушателей. С этой целью администрация бизнес-школы постоянно изучает информационные запросы основных пользователей системы управления качеством образовательных программ и информирует их о качестве образовательных программ. На этой основе бизнес-школа формирует свои локальные документы, регулирующие функционирование системы управления качеством образовательных программ и их результатов.

В общем случае оценка качества дополнительных образовательных программ осуществляется посредством (см. рис. 1):

— системы внутреннего контроля, осуществляемого администрацией бизнес-школы;

— мониторинга результатов обучения студентов и слушателей;

— мониторинга качества преподавания (обучения).

Рассмотрим внутренний контроль образовательных программ.

Внутренний мониторинг качества образовательных программ осуществляют посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.

По существующей практике бизнес-школа, являясь разработчиком образовательных программ, обычно самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества их реализации, а именно самостоятельно определяет:

— цель, задачи, виды и формы внутренней оценки качества реализации образовательных программ;

— виды и формы организации процедуры внутренней оценки качества реализации образовательных программ;

— кадровый состав, обеспечивающий образовательные программы;

— деловых партнеров и уровень ответственности при сетевых формах реализации образовательных программ.

Задачи

Принципы

Результаты внутренних аудитов

Система управления качеством образовательных программ

Результаты внешних

аудитов

' =>

Л г

У V

Л г

Мониторинг результатов обучения

Мониторинг качества преподавания (обучения)

У V

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Система управления качеством образовательных программ бизнес-школы

Регулярно руководство бизнес-школы доводит до заказчика образовательных программ результаты оценки качества их реализации, обсуждает совместно с заказчиком необходимость внесения изменений с учетом оценки качества освоения образовательных программ в содержание, виды занятий, формы итоговой работы, формирование новых компетенций, представленных в программах.

Рассмотрим мониторинг результатов обучения.

Немаловажным фактом является и то, что в период обучения слушателей оцениваются результаты формирования и развития компетенций. Оценка складывается из нескольких составляющих:

- работа на занятии (активность, посещаемость, выполнение промежуточных заданий);

- выполнение самостоятельных работ (самоподготовка, домашние задания);

- выполнение итоговых заданий по дисциплинам.

Процедура оценки качества образовательных результатов обучающихся в бизнес-школе включает:

- проведение самообследований по качеству обеспечиваемого образования;

- анкетирование, интервьюирование слушателей, преподавателей, представителей заказчиков и потребителей образовательных услуг;

- мониторинг результатов анкетирования;

- оценка уровня формирования компетенций, необходимых для эффективной реализации должностных обязанностей.

Основными способам сбора информации являются следующие:

- проведение всех форм входящего, текущего, этапного и итогового контроля качества усвоения слушателями учебного материала, мониторинговые исследования качества знаний обучающихся;

- оценка качества проведения занятий (преподавания);

- анализ документов учебной отчетности;

- экспертиза качества учебных программ, учебно-тематических планов;

- изучение писем, жалом, заявлений, обращений, отзывов слушателей;

- обсуждение на научно-методических советах наиболее важных, сложных и неоднозначных вопросов образовательного процесса.

Проанализируем мониторинг качества преподавания (обучения).

Процедура оценки профессиональной компетентности научно-педагогических работников (далее - НПР) и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- аттестацию НПР;

- отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в совещаниях, экспертных советах, семинарах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.);

- знание и использование современных педагогических методик и технологий;

- участие в профессиональных конкурсах разного уровня.

С этой целью в бизнес-школе разрабатывают стратегию формирования профессорско-преподавательского состава (далее - III 1С), которая предполагает ориентацию на ценности и миссию бизнес-школы:

- высокий профессионализм сотрудников и преподавателей; постоянное их развитие;

- понимание изменяющихся потребностей слушателей и деловой среды;

- обучение на протяжении всей жизни и постоянное развитие программ;

- формирование ключевых компетенций и компетентных слушателей;

- индивидуальный подход к слушателям с возможностью реализовать их индивидуальные образовательные и консалтинговые запросы;

- соблюдение правил деловой этики;

- использование активных методов обучения, информационных технологий и проектного подхода.

Стратегической целью формирования ППС является улучшение качества преподавания, соответствие

мировым стандартам путем постоянного развития модели ППС.

Реализация стратегической цели достигается с помощью:

- системы отбора ППС по принципам профессиональной компетенции, учета индивидуальных характеристик и практических достижений. Требования к компетентности педагога определяются задачами программ;

- работы со структурными подразделениями университета, учебными заведениями, Академией наук, бизнесом и т.п. для создания резерва для обновления;

- оценки работы преподавателей на основе открытой и объективной информации, полученной путем осуществления экспертной работы, регулярных опросов слушателей программы, неформальных бесед, «круглых столов», посвященных вопросам соответствия уровня развития преподавателей требованиям слушателей, работодателей и бизнеса;

- мотивации преподавателей к личностно-профессиональному развитию, т. е. повышению квалификации, поощрению саморазвития сотрудников, участию в различных научно-исследовательских и консалтинговых проектах и т. п.

Требования к преподавателям-соискателям для участия в реализации образовательных программ делового образования, в особенности программ МВА довольно жесткие.

Так, в Высшей школе бизнеса ФБГОУ ВО «Государственный университет управления» (далее - ВШБ ГУУ) к участию на программе МВА приглашаются признанные профессионалы в своей предметной области, владеющие педагогическим мастерством, основами андрагогики, аналитическими способностями, знаниями о новейших достижениях и разработках в области экономики, менеджмента, управленческих технологий и т. д., а также имеющие серьезные навыки работы со взрослой аудиторией (необходимы документы, подтверждающие опыт исследовательской и консалтинговой деятельности, а также ведения практического бизнеса не менее 5 лет) [2].

Соискатель проходит отбор в несколько этапов:

- рассмотрение руководством ВШБ ГУУ резюме и подтверждающих документов, рекомендаций;

- собеседование в Высшей школе бизнеса ГУУ;

- проведение показательных занятий по дисциплине;

- корректировка (если требуется) программы (УМК) дисциплины для обеспечения требуемого баланса содержания всех дисциплин конкретной образовательной программы, теории и практики, форм и технологий проведения аудиторных занятий, домашних заданий и т. д.;

- знакомство с Кодексом преподавателя ВШБ ГУУ.

При положительной реакции аудитории и администрации преподавателю предлагают проведение регулярных занятий.

Качество преподавания отражает уровень образовательной деятельности преподавателя, характеризуемый высокими результатами подготовки слушателей, способный удовлетворять потребности всех участников образовательного процесса (соответствовать общепринятым стандартам и запросам потребителя).

Система качества преподавания состоит из следующих существенных элементов.

1. Условия реализации процесса обучения (уровень подготовки слушателей до изучения дисциплины, квалификация преподавателей, необходимые ресурсы для преподавания).

2. Реализация процесса преподавания (организация учебной работы, эффективность использования ресурсов, влияние на личностное развитие слушателей).

3. Уровень подготовки слушателей (уровень подготовки слушателей после изучения дисциплины, наличие мотивации к дальнейшему использованию знаний по изученной дисциплине).

На первом этапе необходимо:

- стремиться к постоянному совершенствованию системы вступительных испытаний, повышению стартового уровня подготовки слушателей и итогового контроля по дисциплинам;

- приглашать к участию на программах преподавателей, владеющих педагогическим мастерством, аналитическими способностями, имеющими навыки работы со взрослой аудиторией, опыт исследовательской и консалтинговой деятельности, а также ведения практического бизнеса;

- стремиться к обеспечению проведения занятий полными комплектами методических, раздаточных материалов, технических средств.

На втором этапе необходимо:

- обеспечивать соответствие учебных и методических материалов по программе дисциплины современному состоянию экономики, бизнеса и системы управления;

- использовать современные, инновационные формы и технологии проведения занятий, контроля и оценки, сопровождения самостоятельной работы слушателей;

- использовать результаты анкетирования, переписки и личных бесед со слушателями для дальнейшей работы с преподавателями в целях улучшения качества обучения;

- учитывать психологический портрет студентов и слушателей;

- совершенствовать учебные планы программ для усиления фактора личностного развития обучающихся.

На третьем этапе необходимо:

- объективно оценивать уровень подготовки слушателей после проведения дисциплины;

- использовать обратную связь со слушателями для выявления практических результатов обучения;

- проводить мониторинг результатов использования полученных знаний при подготовке самостоятельных работ, заключительной аттестационной работы.

Контроль качества преподавания включает следующие процедуры:

- контроль руководства учебного центра за выполнением учебного плана образовательной программы (наличие актуальных дисциплин учебно-методического комплекса, соблюдение расписания занятий, готовность преподавателя к проведению занятий, своевременная подготовка раздаточных материалов, домашних заданий, материалов для контроля знаний, аудиторий и т. п.);

- периодическое анкетирование слушателей программы; (в некоторых случаях проводится внеочередное анкетирование по конкретному преподавателю);

- постоянное общение со слушателями программы по вопросам проведения программы, отдельных дисциплин, выполнения аттестационной работы (электронная почта, телефон, очные встречи и т. п.);

- обсуждения с преподавателями вопросов корректировки плана дисциплины, форм и технологий проведения занятий, домашних заданий и т. п., а также вопросов выполнения слушателями аттестационных работ.

Результаты мониторинга качества преподавания являются основой для формирования кадровой политики бизнес-школы.

Так, например, в зависимости от непосредственного влияния внутренних факторов на кадровую ситуацию и в зависимости от открытости по отношению к внешней среде кадровая политика ВШБ ГУУ является активной и открытой [4].

ВШБ ГУУ постоянно проводит мониторинг ситуации с ППС и корректирует его состав. Школа прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне и готова приглашать на работу любых специалистов, обладающих соответствующей квалификацией и желанием вписаться в корпоративную атмосферу школы.

Направлениями кадровой политики ППС, ориентированной на решение стратегических задач ВШБ ГУУ, являются [2]:

- анализ перспектив развития потенциала персонала (регулярный аудит ППС). Используется в процессе принятия решений по развитию и оптимизации структуры образовательных программ, освоению новых рынков образовательных услуг и т. п.;

- исследование внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование ППС. Это дает аналитическую основу для повышения качества учебного процесса;

- анализ причин неудовлетворенности слушателей отдельными преподавателями и их предотвращение. Это способствует развитию системы привлечения и сохранения слушателей, мотивированных на качественное образование;

- укрепление репутации ВШБ ГУУ как привлекательного работодателя. Это дает возможность увеличивать число первоклассных преподавателей и современных методик обучения;

- стремление к постоянному развитию ППС и мотивация этого процесса.

К основным направлениям развития ППС ВШБ ГУУ можно отнести:

- участие в научно-исследовательских проектах;

- участие в консалтинге и реальном бизнесе;

- участие в конференциях, семинарах, форумах;

- стажировки, повышение квалификации в других вузах, государственных и муниципальных органах, на предприятиях, в научных организациях в России и за рубежом;

- саморазвитие.

Теория и практика в образовательных программах ВШБ ГУУ неразрывно взаимосвязаны между собой. Это связано с тем, что на обучение поступают слушатели, часто не имеющие экономического или управленческого образования, или желающие восстановить систему конкретных экономических, управленческих знаний:

- соотношение теоретических и практических знаний и навыков предопределяется целью формирования определенных компетенций у обучающихся;

- соотношение теории и практики в дисциплинах учебного плана коррелирует с соотношением между университетскими преподавателями и преподавателями практиками (бизнес—тренерами, специалистами компаний), а также находит свое отражение в использовании различных форм обучения (лекции, семинары, обсуждения, тренинги, деловые игры и т. д.);

- студенты и слушатели приобретают системные теоретические знания, практические умения и необходимые компетенции, позволяющие изменять их систему управляющих ценностей;

- обучающиеся приобретают дополнительные навыки освоения нового знания (умения), вследствие чего меняется стратегия поведения в отношении гораздо более широкого круга явлений окружающей действительности. Это связано с тем, что в условиях ускорения изменений внутренней и внешней среды деловых организаций обучение только на кейсах становится неэффективным, так как не успевает отслеживать эти изменения;

- обучающиеся получают знания, формируют умения и навыки, связанные с базовыми универсальными профессиональными функциями для всех менеджеров и всех видов деятельности, специальными (объектно-ориентированные) функциями менеджмента и дополнительными интегральными функциями менеджмента. Они включают способность к разработке собственных систем управления на основе развития интеллектуальных функций, экономического и управленческого мышления, позитивной культуры менеджмента и т. п. Характеристики этих групп управленческих функций тесно коррелируют с компетенциями, формирование которых является важнейшей составляющей обучения на программе;

- учебные планы составляют таким образом, чтобы набор дисциплин, их последовательность оптимальным образом балансировали универсальные профессиональные, личностные и специальные составляющие плана;

- баланс внутренней и междисциплинарной интеграции отслеживают и поддерживают при работе над подготовкой и развитием программы и с преподавателями программы;

- баланс функционального и интегративного обучения зависит от потребности рынка в объеме дополнительных знаний и умений, необходимых для той или иной специализации, особенно для корпоративных заказчиков;

- личностный рост обучающихся оценивают экспертным путем на протяжении всего обучения на программе MBA.

Выявление способностей слушателей к саморазвитию, критическим и интеллектуальным навыкам начинается со вступительных испытаний.

В качестве значимого этапа вступительных испытаний абитуриенты должны написать эссе, требующее критического переосмысления предыдущего опыта и определения целей дальнейшего развития слушателя. На данном этапе (эссе, собеседование) в определенном смысле проверяют уровень развития интеллектуального, в том числе критического мышления, потенциала приобретения и развития навыков управления.

В процессе обучения слушателям дают возможность и время для приобретения и развития этих навыков путем мотивации познавательной активности на занятиях, в том числе в процессе участия в обсуждениях, презентациях, деловых играх и т. п. Оценку проводят экспертным путем преподаватели и неформально слушатели - участники учебных мероприятий.

Таким образом, в образовательном процессе соединяются навыки интеллектуальной деятельности с навыками общения, что способствует в конечном итоге формированию навыков управления.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ от 09.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:1. (дата обращения: 17.03.2018).

2. Положение о системе управления качеством образовательных программ в Высшей школе бизнеса ГУУ / Государственный университет управления, Высшая школа бизнеса ГУУ / сост.: А. А. Канке, О. И. Козлова, И. М. Качаева]. - М.: Издательский дом ГУУ, 2017. - 52 с.

3. Пятенко, С. В. Деловое образование в России / С. В. Пятенко. - М.: Олимп-Бизнес, 2017. - 262 с.

4. Стратегия развития университета - ответ на вызовы времени [Текст] : монография / Под об. ред. А. М. Лялина; Государственный университет управления /А. М. Лялин, В. Г. Антонов, В. В. Масленников, Г. В. Серебрякова]. - М.: ГУУ, 2010. - 131 с.

5. Тимофеева, А. В. Модель независимой оценки качества дополнительного профессионального образования // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (7). - С. 89-94.

References

1. Federal'nyj zakon RF ot 09.12.2012 №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Federal law of the Russian Federation of09.12.2012 № 273-FZ «On education in the Russian Federation» (as amended)] // SPS Garant. Available at: http://ivo.garant.rU/#/document/70291362/paragraph/1:1 (accessed 17.03.2018).

2. Polozhenie o sisteme upravleniya kachestvom obrazovatel'nyh programm v Vysshej shkole biznesa GUU [Regulations on the quality management system of educational programs At the higher business school of GUU] / Gosudarstvennyj universitet upravleniya, Vysshaya shkola biznesa GUU / sost.: A. A. Kanke, O. I. Kozlova, I. M. Kachaeva. M.: Izdatel'skij dom GUU, 2017. 52 p.

3. Pyatenko S. V. Delovoe obrazovanie v Rossii [Business education in Russia] / S. V Pyatenko. - M.: Olimp-Biznes, 2017. 262 p.

4. Strategiya razvitiya universiteta - otvet na vyzovy vremeni [Tekst]: monografiya [The development strategy of the university -the answer to the challenges of time [Text]: monograph] / Pod ob. red. A.M. Lyalina; Gosudarstvennyj universitet upravleniya / A. M. Lyalin, V G. Antonov, V V. Maslennikov, G. V. Serebryakova. M.: GUU, 2010. 131 p.

5. Timofeeva A. V Model' nezavisimoj ocenki kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Model of independent assessment of quality of additional professional education] // Razvitie sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika: materialy VII Mezhdunar. nauch.- prakt. konf. (Cheboksary, 29.05.2016) / redkol.: O. N. Shirokov [i dr.], Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2016, I. 1 (7), pp. 89-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.