Научная статья на тему 'Школьный балл'

Школьный балл Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Фуколова, Светлана Горбачeва, Надежда Папсуева

Осенью бизнес-школы начинают новый учебный год. А менеджеры и предприниматели выбирают, куда пойти учиться и стоит ли вообще это делать. Чтобы облегчить их выбор, «Бизнес-журнал» впервые представляет рейтинг лучших российских программ MBA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный балл»

РЕЙТИНГ

БИЗНЕС-ШКОЛЫ

ШКОЛЬНЫЙ БАЛЛ

ЮЛИЯ ФУКОЛОВА СВЕТЛАНА ГОРБАЧЕВА НАДЕЖДА ПАПСУЕВА

Российскому бизнес-образованию от силы двадцать с небольшим лет — пора ранней юности и максимализма. Доказывая свою полезность, бизнес-школы любят говорить о себе в превосходной степени, хвалиться аккредитациями, членством в международных организациях. Но выпускникам и их работодателям важно только одно — какую отдачу дает обучение, помогают ли школы делать карьеру и бизнес. Мы попросили выпускников поделиться своим мнением о качестве полученного образования и составили рейтинг российских программ MBA.

В основе рейтинга — методика журнала «Секрет фирмы»1, который проводил подобные исследования в 2007-2014 годах. Наши респонденты не могли сравнивать качество обучения в разных бизнес-школах, поэтому результаты рейтинга показывают степень удовлетворенности полученным образованием.

Желание или нежелание школ участвовать в исследовании роли не играло: мы опрашивали исключительно выпускников. Нашу анкету заполнили 1 015 человек, которые окончили программы MBA бизнес-школ Москвы и Санкт-

Бумажная версия этого издания прекратила свое существование в декабре 2014 года.

Осенью бизнес-школы начинают новый учебный год. А менеджеры и предприниматели выбирают, куда пойти учиться и стоит ли вообще это делать. Чтобы облегчить их выбор, «Бизнес-журнал» впервые представляет рейтинг лучших российских программ MBA.

Петербурга в 2013-2015 годах. Выпускники не только оценивали учебные заведения, но и сами определяли вес критериев. Таковых было десять, включая «уровень приобретенных практических навыков», «уровень преподавания теоретических знаний», «изменения в карьере после обучения», «требовательность преподавателей». В таблице на с. 71 эти критерии расположены в порядке убывания значимости для респондентов.

Помимо субъективного мнения выпускников, в рейтинге учитывался один объективный показатель — стоимость программы. Мы исходили из того, что уровень цен связан с позиционированием школы и одновременно определяет уровень требований, которые слушатели предъявляют к обучению. По мнению 35% опрошенных выпускников, между стоимостью обучения и его качеством есть сильная прямая зависимость; еще 50% думают, что зависимость небольшая; 15% не видят здесь никакой связи.

64

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ СЕНТЯБРЬ #9 2015

Итоговый список бизнес-школ мы разделили на пять групп с учетом количества баллов, набранных учебными заведениями. Внутри групп школы располагаются по алфавиту.

Кто же победил в этом году?

ПЬЕДЕСТАЛ ПОЧЕТА

В лидирующей группе всего две бизнес-школы — Высшая школа маркетинга (ВШМ) ГУУ (программа MBA «Маркетинг и бренд-менеджмент») и российско-британская (совместно с Kingston University) программа MBA Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС. Их отрыв от ближайших преследователей составил более трех баллов, что довольно много.

Выпускники ВШМ ГУУ высоко оценили альма-матер по многим критериям, и самый весомый среди них — практические навыки. Выпускница 2015 года Екатерина Шпенькова занимает должность бренд-менеджера в компании, продвигающей

сувенирную продукцию, и все изученные методики использует в работе. «Нас научили многим полезным вещам, — рассказывает она. — Например, как анализировать рынок, что делать, чтобы твой бренд продавался, как собирать фокус-группы и проводить опросы, чтобы получать наиболее точную информацию. Или SWOT-анализ, который я регулярно применяю в своей работе». Выпускники также отметили сильный преподавательский состав. По словам руководителя школы Александра Челенкова, все профильные дисциплины ведут практики, большинство из них сами когда-то окончили ВШМ ГУУ

Однако не исключено, что эта школа может уйти с рынка MBA и больше не будет участвовать в рейтинге. Дело в том, что в ГУУ работают две бизнес-школы. Одна из них — Высшая школа бизнеса (ВШБ) ГУУ — недавно получила международную аккредитацию AMBA. Как рассказал Александр Челенков,

МИРБИС

Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС

ACCREDITED

4 PALMES

TOP

BUSINESS SCHOOL

MBA

Executive MBA

® +7 (495) 921 41 80, +7 (495) 921 41 07 @ pk@mirbis.ru, mba@mirbis.ru

109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корпус 7 (ст. м. Пролетарская/ Марксистская/Таганская)

® WWW.MIRBIS.RU/mba

РЕЙТИНГ

БИЗНЕС-ШКОЛЫ

согласно требованиям AMBA в университете должна остаться одна программа MBA. Один из двух выходов: ВШМ ГУУ передаст свою программу коллегам в ВШБ ГУУ, оставив за собой курсы специализации (правда, при этом сократится число аудиторных часов и вырастет стоимость обучения). Второй вариант: школа вообще закроет MBA и сосредоточится на магистерских программах по маркетингу, которые пользуются хорошим спросом. Окончательное решение будет принято осенью.

Другой лидер — российско-британская MBA совместно с Kingston University, одна из немногих, где преподавание ведется на английском языке. Ее стоимость частично номинирована в фунтах стерлингов, что в кризис намного удорожает обучение. Однако руководитель программы Маргарита Перепелица надеется, что это не помешает набрать сильную группу. Многие выпускники, опрошенные «Бизнес-журналом», благодарны школе за круг общения и единомышленников, которых они здесь встретили. А также за полезные инструменты, которые применяют в работе.

Например, выпускница 2015 года Александра Евдокимова (она работает в Альфа-Банке и занимается оптимизацией бизнес-процессов) оценила пользу от обучения на MBA на все 10 баллов. По ее словам, учиться было тяжело: не все коллеги выдерживали жесткую систему, когда каждые две недели

надо сдавать очередную работу. Зато результат не заставил себя ждать: Александра нашла новое место во время учебы и увеличила зарплату примерно на 50%. Фактор MBA, по ее мнению, сыграл не последнюю роль.

В числе лидеров могла быть и Московская школа управления «Сколково», но ее нет в Топ-25. Это не вина школы, а всего лишь «технический» пропуск сезона: школа переформатировала программу MBA, и в 2015 году у нее не было выпускников. До недавнего времени школа предлагала единственную в России full-time MBA, но теперь обучение модульное — и слушатели учатся без отрыва от работы. Занятия идут на английском языке, а стоимость составляет 60 тыс. евро за полтора года (по текущему курсу более 4 млн рублей): это самая дорогая программа в России. По словам руководителя направления работы с клиентами Максима Фельдмана, в прошлом году на MBA поступили около 40 человек, большинство из них платят за учебу самостоятельно, плюс школа предлагает несколько грантов. Правда, обновленная MBA уже не так интересна иностранцам. «Мы понимаем, что для тех, кто нацелен на карьеру в мультинациональных компаниях, наш диплом пока не имеет такого же веса, как IMD или INSEAD. Наша школа еще молодая. Мы, скорее, интересны людям, которые хотят расти как управленцы и собираются делать бизнес в России», — говорит Фельдман.

Институт бизнеса и экономики РАНХиГС тоже покинул рейтинг, но уже навсегда. Его программа MBA совместно с California State University East Bay уверенно входила в пятерку лучших школ по версии «Секрета фирмы», но в прошлом году она закрылась. По некоторым данным, американская сторона отказалась от партнерства.

К лидерам стоит отнести и вторую группу школ; сюда попали очень сильные учебные заведения, набравшие примерно одинаковое количество баллов, с разницей в несколько сотых. Это Высшая школа менеджмента (ВШМ) НИУ ВШЭ, Институт делового администрирования и бизнеса (ИДАБ) Финансового университета при правительстве РФ, Международный институт менеджмента (МИМ) ЛИНК, а также бизнес-школа ИМИСП, которую хорошо знают в Санкт-Петербурге.

Наконец, третья группа школ, как и следовало ожидать, получилась самая большая — 10 учебных заведений. Среди них есть как новички в рейтинге (Бизнес-школа МГТУ им. Баумана и Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС), так и те, кто давно обосновался в Топ-25 лучших программ MBA. Но в новом учебном году бороться за слушателей придется школам всех групп без исключения: рынок сужается, и многие менеджеры сегодня вообще не готовы инвестировать в диплом MBA.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС

Финансовый кризис подкосил ряды потенциальных слушателей. По словам ректоров, спрос на MBA в последние годы упал очень сильно. Но дело не только в деньгах. Запрос в обществе на обучение колоссальный, потому что людям нужно многое менять в своих компаниях. И если бы MBA давала выпускникам «крылья», в школы бы даже сейчас ломились абитуриенты. Но в России (в отличие, например, от США) степень МВА никогда не была «знаком качества» управленца.

Продолжение на с. 68 ▼

66 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ СЕНТЯБРЬ #9 2015

«БИЗНЕС-ШКОЛА КАК АКСЕЛЕРАТОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Бизнес-образование требует серьезного труда и финансовых затрат, но в конечном итоге эти усилия окупаются многократно. Исполнительный директор Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС МАРИНА СУХОРОСЛОВА рассказывает, какие перспективы

ждут выпускников ВШМБ.

Построить бизнес можно и без MBA. Зачем успешные менеджеры идут сегодня получать бизнес-образование?

— С людьми, которые приходят к нам учиться, за полтора-два года происходят удивительные вещи — они меняются радикально, и так же меняются их компании. Бизнес — это система, и MBA как раз позволяет собрать знания из разных областей в единый паззл. Мы даем людям удочку, а дальше рыбу они уже ловят сами. Но учиться у нас сложно, потому что бизнес-школа — не театр, а слушатель — не зритель. Это, скорее, акселератор возможностей, благоприятная среда, где люди начинают быстрее расти и развиваться. И чтобы получить результат, нужно прикладывать усилия.

Хороших бизнес-школ на рынке много. Чем ВШМБ отличается от остальных?

— ВШМБ — школа международного уровня. Мы реально ориентированы на каждого слушателя. Это означает, что, обучая группу, мы исходим из интересов каждого человека. Все наши слушатели учатся по индивидуальному плану. Кроме того, в ВШМБ самое большое число курсов по выбору — каждый может подобрать то, что соответствует его бизнес-интересам. Мы предлагаем предметы, учитывая их актуальность, а также уровень и пожелания группы. Далеко не каждое учебное заведение обладает ресурсами и технологиями, чтобы кастомизировать обучение. Наконец, в этом году мы пойдем еще дальше в индивидуализации наших программ. Обычно за партой сидят люди с разным бэкграундом, и преподаватель читает один курс для всех, хотя новичкам нужны базовые знания, а профессионалам — тонкости. Чтобы решить эту задачу, мы внедряем формат индивидуальных и групповых консультаций с преподавате-

лями. И тогда каждый человек сможет задать вопросы и получить ответы на своем уровне. Слушатели Executive MBA уже оценили подобный формат, у нас очень хорошие отзывы.

Такого рода обучение не может стоить дешево, за качество приходится платить. Какую отдачу получают слушатели за свои деньги?

— Цена в бизнес-образовании тесно связана с его качеством — если ты видишь дешевую программу, значит, здесь какой-то подвох. Либо программа короче, либо проще в реализации, либо преподаватели недостаточно квалифицированные. Наши слушатели подходят к образованию как к бизнес-проекту и оценивают пользу от обучения. Она не всегда сразу выражается в деньгах. Например, многие еще во время учебы находят новую работу или перестают быть «наемниками». MBA — «дженералистская» программа, то есть дает информацию обо всех сферах работы компании, и когда люди видят картину в целом, как функционирует бизнес, они понимают, что открыть свое дело — это не страшно. Отдача есть и в деньгах. Некоторые уже после первого модуля признаются, что окупили свое обучение. В целом выпускник MBA больше знает, а значит, лучше понимает, как эффективнее выстраивать работу. В результате он более продуктивен и быстрее растет по карьерной лестнице. Соответственно, его доходы тоже увеличиваются.

Потенциальным слушателям важен не только рост доходов. Огромное значение имеет ко-мьюнити — с кем и как они будут общаться, в том числе и после выпуска.

— Это верно, образовательная среда отличается тем, что люди здесь не только берут, но и дают. Наши слушатели сразу же попадают в круг единомышленников, менеджеров и предпринимателей, которые готовы изменяться

ОТЗЫВЫ ВЫПУСКНИКОВ ВШМБ

Программа дала реальный толчок в развитии моей карьеры. Удалось повысить свою рыночную капитализацию в три раза, значительно продвинуться по служебной лестнице. Диплом ВШМБ признали французские акционеры, которые назначили меня на должность коммерческого директора.

Владимир Голота, ЗАО «АскотРус», коммерческий директор

Учеба в ВШМБ стала трамплином в моей служебной лестнице. Когда я поступал в ВШМБ, я был начальником отдела продаж в компании «РРСи+». К окончанию программы стал коммерческим директором — отвечал за бизнес в России, а сейчас уже отвечаю за бизнес в странах СНГ.

Евгений Богомолов, РРСи+, генеральный директор

сами и изменять среду вокруг себя. И возникает сумасшедший и подчас стихийный поток желаний, импульсов, тем, которые хочется обсудить, хочется всего и сразу. Важно, что бизнес-школа управляет этим «броуновским» движением, превращая разрозненные потребности слушателей в целенаправленное обучение, формируя понимание бизнеса как системы, позволяя опыту каждого добавиться в копилку компетенций группы. В результате и возникает тот синергетический эффект, о котором так много говорят наши выпускники. Более того, обучаемые не только растут сами, они заражают новой философией ведения бизнеса своих сотрудников и партнеров. И вот так, по цепочке, к нам приходят все новые и новые слушатели.

Сколько у вас сейчас выпускников?

— В нашем клубе выпускников около 5 тыс. обладателей дипломов MBA и EMBA, а если брать в целом все программы, то более 30 тыс. человек. Больше половины слушателей приходят к нам по рекомендации. Но и после вручения дипломов мы продолжаем сотрудничать. Например, если выпускникам нужны сотрудники, то после рассылки по нашей базе они находят нужного человека в течение нескольких дней — это фантастический ресурс, которого нет ни у одного рекрутингового агентства. Мы активно проводим встречи и семинары для выпускников, они участвуют в наших зарубежных модулях, а в новом учебном году отправим за границу — учиться у Гарвардской профессуры — целую группу. Наше взаимодействие не заканчивается с получением диплома, и в этом еще одно преимущество обучения в ведущей бизнес-школе.

© gsib.ranepa.ru КЗ www.facebook.com/gsib.ru

Я решил пойти на курсы MBA потому, что не видел перспектив развития своего бизнеса. В результате обучения я получил необходимые знания, познакомился с замечательными людьми — преподавателями и одногруппниками. Я выбрал ВШМБ и не ошибся.

Сергей Ермаков, ООО ТД «СантехУрал», генеральный директор

РЕКЛАМА

РЕЙТИНГ

БИЗНЕС-ШКОЛЫ

«Российское бизнес-образование далеко от западных стандартов, — говорит Максим Фельдман. — К сожалению, представители многих российских бизнес-школ с этим не согласны, поэтому я бы назвал ситуацию красивым английским словом denial — «отрицание». Это когда тебе говорят, что ты болен, а ты отвечаешь: «Кто, я?» Пока мы не примем тот факт, что нашему образованию предстоит пройти еще очень длинный путь, ничего не изменится».

По мнению декана ВШМ НИУ ВШЭ Сергея Филоновича, бизнес сегодня «скукожился», и школам не очень понятно, чему в нынешней ситуации учить людей. «Идеология классической MBA построена на идее конкуренции — а какая сейчас в России конкуренция?» — разводит руками декан. С ним соглашается ректор МИМ ЛИНК Сергей Щенников: «Многие люди разочаровались в качестве российского

Диплом MBA никак не повлиял на уровень доходов 40% выпускников.

У 39% опрошенных он вырос незначительно, а у 2% даже снизился. Об увеличении доходов сообщили лишь

20% респондентов

бизнес-образования, они не видят пользы для себя. Отдача падает, даже если человек хорошо учится. Потому что для карьеры и развития бизнеса зачастую важнее не образование, а административный ресурс».

Ко всему прочему система университетского образования сильно бюрократизирована, и даже отмена гостребований к MBA ничего не изменила. Один из ректоров посетовал, что учебные планы надо утверждать на год вперед — а значит, о гибкости не может быть и речи. Кроме того, бизнес-школы не имеют возможности повышать свои расценки так же быстро, как магазины, хотя расходы учебных заведений тоже растут. (Самый большой рост стоимости МВА в этом году мы отметили у ВШМ НИУ ВШЭ — сразу на 100 тыс. рублей, то есть примерно на 15%.) Естественно, это тоже фактор, который может работать на снижение качества обучения.

Наконец, школы и сами виноваты в том, что набирают на MBA всех желающих. Даже в лучшие времена они слабо «просеивали» абитуриентов, а сегодня и подавно. И хотя наши респонденты поставили «скрупулезность отбора на MBA» на последнее место среди критериев по значимости, качество выпускников во многом зависит от качества «исходного материала».

Работодатели, учитывая ситуацию, открывают свои корпоративные университеты и «отбивают» у бизнес-школ талантливых слушателей и кадры. Например, корпоративный университет Сбербанка в прошлом году переехал в собственный кампус на берегу Истры, а руководит им бывший декан Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ Валерий Катькало.

Бизнесмены прагматичны: они хотят учить сотрудников не абстрактному менеджменту, а только полезным вещам. И бизнес-школам рано или поздно тоже придется прислушаться к мнению клиентов.

УЗКИЕ И КОРОТКИЕ

Восстановить прежний спрос на MBA невозможно, о старых временах стоит забыть, считает Сергей Филонович. И каждая школа ищет свой выход из кризиса.

Один из вариантов — укрупняться. Например, РАНХиГС в последние несколько лет занимается объединением факультетов и бизнес-школы. Российско-немецкая высшая школа управления (РНВШУ) и факультет инновационно-технологического бизнеса (ФИТБ) влились в Высшую школу корпоративного управления (ВШКУ), на базе факультета экономики недвижимости (ФЭН) и факультета программ обучения (ФАПО) создан Институт отраслевого менеджмента (ИОМ). Московская школа социально-экономических наук (МШСЭН) стала частью Института общественных наук (ИОН), сохранив свою флагманскую программу MBA с Kingston University, а Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) и Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) объединились, но сохраняют оба бренда и ведут раздельный набор на свои программы.

Кроме того, школы все чаще предлагают «выжимки» из MBA и другие курсы длительностью до 5-8 месяцев. Короткие интенсивные программы дешевле, чем MBA, отдача от них более понятна. По словам декана Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Елены Переверзевой, есть спрос на программы по управлению талантами, эмоциональному интеллекту, менеджменту в условиях системных изменений.

Другой путь — фокусировка на определенных отраслях и нишах. Если MBA — это «дженералистское» образование, то узкая специализация помогает школе заработать статус эксперта. Например, МИРБИС предлагает 15 специализаций, причем четыре из них запущены в этом году («Стартап-менеджмент», «Управление инновациями» и др.). Еще одна хорошая ниша — обучение управленческим навыкам госслужащих.

Наконец, многие учебные заведения обратили внимание на электронные методы обучения. Правда, Сергей Щенников предупреждает, что технологии доставки контента с помощью интернета — это не то же самое, что полноценное дистанционное образование. Далеко не все инструменты, пригодные для работы на массовом рынке, можно применить в бизнес-школе. Большинство онлайн-курсов является, по сути, лишь каналом передачи знаний, и пока никто не придумал дистанционных технологий для развития soft skills (мягких навыков).

Вряд ли бизнес-школы будут массово закрываться в обозримом будущем: люди по-прежнему рассматривают обучение на MBA как способ обновить свои знания и навыки, сменить профессию, повысить капитализацию на рынке труда. «Одна выпускница, — рассказывает Сергей Филонович, — недавно сказала: «Огромное вам спасибо. Я наконец ушла с работы, нашла новое место и теперь делаю то, что мне нравится». В конце концов, поиск себя и расширение кругозора — тоже важный эффект от обучения. Пусть даже его сложно щв измерить в деньгах. НЙ1

68 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ СЕНТЯБРЬ #9 2015

РЕЙТИНГ

БИЗНЕС-ШКОЛЫ

ПОСЛЕ-

ДИПЛОМНАЯ

ЧТО ДУМАЮТ РАБОТОДАТЕЛИ ПРО РОССИЙСКИЕ ПРОГРАММЫ MBA?

ПОЛИНА ХАБАРОВА

заместитель генерального директора по работе с персоналом компании «КРОК»

Среди наших сотрудников выпускников MBA не много, но мы четко осознаем потребность в подобном обучении. Зная специфику российского бизнеса и особенности управления проектами в нашей компании, мы создали свою программу, которая ориентирована на реалии ИТ-рынка. Совместно с Высшей школой бизнес-информатики НИУ ВШЭ мы разработали программу CROC MBA. Она предназначена для руководителей высшего и среднего звена, имеющих опыт управления людьми не менее года. В CROC MBA учатся сотрудники и заказчики КРОК. Сотрудникам, работающим в компании более пяти лет, мы компенсируем обучение. Программа рассчитана на год, нам удалось включить в нее все фундаментальные блоки MBA, значительно сократив теорию. В первую очередь это стало возможным благодаря преподавателям, а также «играющим тренерам» — топ-менеджерам крупных компаний, которые ведут обучение. По итогам защиты дипломного проекта выдается совместный с ВШЭ диплом. Один из дипломных проектов недавно был реализован компанией «КРОК» совместно с партнером EON Reality: мы открыли первый в России Центр 3D-решений и Школу 3D-решений.

i \

АНДРЕЙ , Ъ ' ЧЕРНОГОРОВ

генеральный директор компании Cognitive Technologies

В российскую систему MBA заложен мощнейший диссонанс: студенты получают знания, которые в наших реалиях до конца никогда не смогут «распаковать». Мы стараемся не иметь отношений с выпускниками подобных программ. По нашему опыту, они неспособны спуститься с высот теоретизирования к реальной — пусть и не всегда приятной — практике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однажды, следуя совету специалиста с дипломом MBA, мы решили укрепить HR-бренд компании и повысить лояльность сотрудников. Поставили в коридорах автоматы с газировкой и столы для пинг-понга: нам было сказано, что помимо прочего это якобы производит хорошее впечатление на соискателей, пока они идут от ресепшен до кабинета, где проводится собеседование. А по факту оказалось, что никто никогда не пользуется этой ерундой: агрегаты в итоге превратились в пылесборники. Выпускнику MBA мы скорее предпочтем человека, который имеет отношение к научной среде, в частности к РАН. Конечно, потребуется время, чтобы грамотно «докрутить» такого человека до работы в коммерческой ИТ-компании, зато он будет в итоге показывать более стабильный результат, чем выпускник MBA.

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ СЕНТЯБРЬ #9 2015 69

РЕЙТИНГ I БИЗНЕС-ШКОЛЫ

СВЕТЛАНА ЕМЕЛЬЯНОВА

генеральный директор Консалтинг-центра «Шаг»

В нашей стране МВА считается чуть ли не VIP-обучением, хотя во всем мире это начальный уровень бизнес-образования.

Программы часто ведут преподаватели, которые реалии бизнеса знают по книжкам. Некоторые выпускники программ МВА, которых мне доводилось встречать, явно одержимы манией величия. Они многое «проходят»: слова слышат, а смыслов не понимают. Зато потом приходят к работодателям и просят о повышении зарплаты: «Ведь я же с дипломом!» Компании, с которыми мы работаем, часто говорят: «МВА — это диагноз, не приводите к нам таких людей». Пожалуй, в одном случае МВА может принести пользу — если менеджер или собственник получили техническое или гуманитарное образование, а теперь хотят обобщить и систематизировать свои знания в области бизнеса.

ЯКОВ НОВИКОВ

управляющий директор Модульбанка (банковский онлайн-сервис для малого бизнеса)

Для меня наличие степени MBA не является решающим критерием для принятия человека на работу.

К тому же в резюме российских специалистов нечасто встретишь такую строчку. Наверное, это связано с тем, что в нашей стране культура бизнес-образования значительно ниже, чем на Западе. Преподаватель должен сначала сам запустить свой бизнес или развивать предпринимательский подход в крупных компаниях, иначе накопить и передать знания не получится. На мой взгляд, примером для подражания должна стать программа массачусетского Babson College, слушатели которой для завершения курса должны запустить собственный бизнес. В России единственное учебное заведение, где можно получить образование международного уровня, — Московская школа управления «Сколково». Я знаком с ребятами, которые закончили разные ее программы, в том числе MBA. Мне нравится их предпринимательский дух и активная жизненная позиция. Ведь в наших реалиях для выживания бизнеса требуются особые качества — широкий кругозор, способность изобретать, менять устоявшиеся шаблоны и брать на себя ответственность за принятие решений.

70 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ СЕНТЯБРЬ #9 2015

РАНХиГС

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и государственной службы

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫСШАЯ ШКОЛА

КОРПОРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Executive

Обучение — 20 месяцев модульное — 19 октября по выходным - 23 октября +7 (495) 937-02-89

Дни открытых дверей

DBA

8, 17 сентября 18.00

ЕМ В А

9, 23 сентября 18.00

МВА ~

16 сентября,

14 октября 18.00

Аккредитация - Серия 90 А 01 Ns 0000018 от 25.06.2012

+7 (495) 937-02-99 Г

www.emba.ranepa.ru

DBA

Обучение — 4 года модульное — 26 октября +7 (495) 937-02-89

Обучение — 20 месяцев модульное — 23 октября по выходным - 23 октября +7 (495) 937-07-40

ТОП-25 ПРОГРАММ МВА

Места бизнес-школ по критериям оценки **

ГРУППА БИЗНЕС-ШКОЛА СТОИМОСТЬ, РУБ.* УРОВЕНЬ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УРОВЕНЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ИЗМЕНЕНИЯ В КАРЬЕРЕ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РОСТ ЗАРПЛАТЫ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ ПОЛЕЗНОСТЬ УСТАНОВЛЕННЫХ СВЯЗЕЙ ВОЗВРАТ ИНВЕСТИЦИЙ В МВА ИНФРАСТРУКТУРА СКРУПУЛЕЗНОСТЬ ОТБОРА СТУДЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА МВА

1 Высшая школа маркетинга Института маркетинга Государственного университета управления (ВШМ ГУУ) 600 000 1 1 7 1 1 1 16 1 1

Институт общественных наук (ИОН) РАНХиГС 1 449 000 4 2 2 2 9 5 20 20 4

Высшая школа менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШМ НИУ ВШЭ) 790 000 10 15 1 11 4 12 3 10 11

2 Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ (ИДАБ ФУ) 510000 2 5 5 5 14 3 6 7 2

Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК) 549 000 3 7 6 3 3 4 24 6 14

Санкт-Петербургский международный институт менеджмента ИМИСП 800 000 6 3 10 6 20 6 1 5 6

Бизнес-школа МГТУ им. Н.Э. Баумана 384 000 17 8 16 14 7 8 2 3 8

Высшая школа бизнеса Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (ВШБ МГУ) 650 000 11 22 13 13 2 7 11 18 10

Высшая школа корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС 490 000 20 16 20 17 19 16 23 8 16

Высшая школа финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС 650 000 18 4 23 4 18 18 7 12 3

3 Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС 767 000 9 13 14 10 17 17 21 16 12

Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС 560 000 7 10 3 8 6 11 15 25 9

Плехановская школа бизнеса Integral, РЭУ им. Г.В. Плеханова 520 000 8 6 17 7 11 14 5 9 5

Факультет финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС 460 000 12 23 15 19 13 2 25 13 15

Школа ИТ-менеджмента экономического факультета РАНХиГС 480 000 13 12 4 20 5 13 17 17 13

Экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 460 000 14 9 9 9 9 10 9 2 7

Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (ВШБ ГУУ) 600 000 21 20 22 23 16 24 14 11 20

4 Высшая школа бизнес-информатики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШБИ НИУ ВШЭ) 496 000 15 11 19 15 12 20 18 14 19

Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) РАНХиГС 595 000 16 19 8 20 8 9 12 21 18

Факультет профессиональных программ (бизнес-школа) Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России (ВАВТ) 410 000 5 14 12 16 15 22 10 4 21

Банковский институт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (БИ НИУ ВШЭ) 480 000 22 18 25 22 22 22 8 15 23

Международная школа бизнеса (МШБ) «Синергия» 210 000 25 21 10 24 24 25 22 24 22

5 Международная школа бизнеса IBS-Plekhanov, РЭУ им. Г.В. Плеханова 520 000 23 24 21 25 23 19 4 19 24

Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ (МШБ ФУ) 594 000 19 17 24 11 25 21 13 22 17

Международный центр логистики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (МЦЛ НИУ ВШЭ) 580 000 24 25 18 17 21 15 19 23 25

* На осень 2015 года

**Критерии расположены в порядке убывания их значимости для респондентов

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ СЕНТЯБРЬ #9 2015 71

МЕТОДИКА

Рейтинг MBA «Бизнес-журнала» основан на методике журнала «Секрет фирмы», который публиковал собственные рейтинги в 2007-2014 годах. Это первое в России исследование бизнес-образования, в котором опрашиваются не учебные заведения, а сами выпускники. Мы включили в рейтинг бизнес-школы Москвы и Санкт-Петербурга, выпустившие не менее трех «поколений» дипломников MBA и продолжающие набирать слушателей на программы в нынешнем учебном году. В рейтинговании принимали участие выпускники, завершившие обучение по программе MBA в 2013-2015 годах. У наших респондентов не было возможности сравнить качество образования в различных бизнес-школах. Поэтому оценки, поставленные выпускниками, следует интерпретировать как степень удовлетворенности респондентов качеством обучения.

В этом году мы собрали 1 015 анкет, пригодных для использования в рейтинге. Обязательным условием включения бизнес-школы в рейтинг было наличие не менее 12 анкет выпускников MBA 2013-2015 годов. В этом году оказалось 25 таких школ.

Программы MBA оценивались по следующим десяти критериям:

■ скрупулезность отбора студентов при поступлении на МВА;

■ требовательность преподавателей к слушателям;

■ уровень преподавания теоретических знаний;

■ уровень приобретенных практических навыков;

■ инфраструктура школы;

■ полезность связей, установленных во время обучения;

■ изменения в карьере после обучения;

■ корреляция стоимости программы с качеством обучения;

■ рост зарплаты после обучения;

■ срок возврата инвестиций в обучение.

Выпускники оценивали школы по предложенным критериям, а также сами определяли значимость (вес) этих критериев

в формировании ценности полученного образования. Вес каждого критерия равен среднему арифметическому весов, определенных для него выпускниками всех школ.

где К — балл по критерию; w. — вес критерия; n — количество оцененных выпускником критериев.

Итоговый балл рассчитывается с учетом баллов, поставленных школе каждым ее выпускником (для повышения достоверности исследования мы исключали по одному максимальному и минимальному значению). Формула выглядит так:

„ L(k. х w)

D ___ _4 t v

n

где n — количество выпускников.

Полученные результаты мы использовали, чтобы разбить школы на несколько групп с равными интервалами. Школы, набравшие максимальные баллы, входят в первую группу; в последнюю, соответственно, попадают получившие минимальные оценки. Группировка выполнялась по формуле:

В — B .

т __ т . max mtn

Ln = ln-l + N

где In — номер интервала, Bmox и Bmjn — максимальный и минимальный балл среди всех школ, вошедших в рейтинг, N — число групп.

72 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ СЕНТЯБРЬ #9 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.