Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы реализации инновационных образовательных программ в отечественных бизнес-школах'

Проблемы и перспективы реализации инновационных образовательных программ в отечественных бизнес-школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ШКОЛЫ / ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / ИНТЕР-АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / BUSINESS EDUCATION / BUSINESS SCHOOLS / INNOVATION IN THE RUSSIAN EDUCATION / INTERACTIVE FORMATS OF STUDYING / PROJECT-ORIENTED METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лидэ Е. Н.

Статья ставит своей целью раскрыть проблемы и перспективы реализации новых образовательных программ в системе российского бизнес-образования в условиях становления инновационной экономики. В статье обобщен и систематизирован обширный практический материал, посвященный таким современным интерактивным методам управленческого образования, как метод разбора конкретных ситуаций (case-study), метод обучения на основе проектов и др. Данная статья будет полезна как слушателям программ МВА, так и преподавателям и руководителям отечественных бизнес-школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of the implementation of innovation based educational programmes in national business-schools

The aim of the article is to disclose the problems and perspectives of realization of new educational programmes in the system of the Russian business education in the conditions of formation of the innovative economy. The article gives a summarized and systemized comprehensive practical material that is devoted to such kind of up-to-date interactive methods of management education as the method of analysis of the particular situation (case study) and also the method of education in terms of writing projects and so on. The following article will be useful for the students of MBA programmes as well as to professors and executives of Russian business schools.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы реализации инновационных образовательных программ в отечественных бизнес-школах»

УДК 33.338.49 ЛИДЭ Е. Н.

заместитель директора Международной школы бизнеса Финансового университета ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКтИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫх

образовательных программ в отечественных бизнес-школах

Современное бизнес-образование играет в последние годы ключевую роль в подготовке национальных управленческих кадров, формировании бизнес-элиты страны. Интенсивный характер подготовки и повышения квалификации менеджеров требует новых подходов к обучению, отличных от классических, традиционных методов преподавания в высших учебных заведениях.

Традиционная классно-урочная форма обучения, созданная Яном Коменским более 350 лет назад и базировавшаяся на принципе «учить всех всему», в прошлом веке вступила в фазу кризиса. Классическая форма передачи знаний не справилась с постоянно нарастающим потоком информации, она не смогла научить человека принимать решения, не описанные в учебниках, в условиях риска и неопределенности. Но в России до сих пор основной технологией обучения в высшей школе является лекционно-семинарская.

Экономика и социальная жизнь потребовали изменения способов преподавания: из пассивной сферы передачи сведений в зону практических действий. Именно в российских бизнес-школах еще в 90-е годы прошлого столетия начали активно внедрять в учебный процесс методы преподавания, предполагающие вовлечение каждого слушателя в процесс получения, восприятия и усвоения знаний: тренинги; разбор конкретных ситуаций (кейс-методика); технологии обучения действием (деловые, ролевые игры); «электронное обучение». Отличительными чертами методологии современного бизнес-образования являются ориентация на потребителя образовательных услуг, диверсификация программ в области менеджмента и бизнеса, их

гибкость, использование различных интерактивных форм обучения, нацеленных на передачу профессиональных знаний о рынке, выработку умений и предпринимательских навыков, формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения менеджеров.

Помимо решения конкретных и чаще всего сложных бизнес-задач, интерактивные методы обучения способствуют развитию таких профессиональных управленческих навыков, как:

• умение работать в команде;

• способность принимать решения и нести за них ответственность;

• владение основами деловой коммуникации, в том числе навыками визуализации и презентации результатов, умение вести дискуссии и т. п.;

• знание основ работы над проектом и планирования деятельности.

Таким образом, общая тенденция перехода от традиционного профессионального обучения к новому подходу в бизнес-образовании состоит, по нашему мнению, в повышении гибкости учебных программ обучения, способности учесть в них большое разнообразие и изменчивость реального мира, в более активном воздействии на личность обучающихся и выработке у них новых умений в решении практических проблем. Реальные проблемы производства редко являются «функциональными», отсюда вытекает необходимость «интегративных» курсов межфункцио-нального характера, развивающих системное мышление и направленных на подготовку универсальных специалистов.

Об этом свидетельствуют и результаты исследования, проведенного еще в 2006 г. сотрудниками Центра инновационных образовательных технологий АНХ, в ходе которого исследовались образовательные технологии и методы, применяемые в учебном процессе ведущих программ Executive MBA (MBA для топ-менеджеров). В ходе анализа западных EMBA были изучены учебные программы 16 ведущих бизнес-школ мира (ТОП-25 по рейтингу Financial Times), в числе 10 программ EMBA, входящих в TOP-20 EMBA на протяжении последних 3 лет, а также 6 программ EMBA, продемонстрировавших наибольший рост в рейтингах за последние 3 года.

Анализ показал, что в EMBA-программах в различной пропорции используются шесть различных методов обучения:

• lectures (лекции) - в среднем 15% учебного времени проходит в форме лекций;

• case-study (разбор конкретных ситуаций) - 42% учебного времени;

• team projects (групповые проекты, нацеленные на решение реальных проблем группой студентов) - 18% учебного времени;

• simulations (имитации/симуляции) - 8% учебного времени;

• experiential learning (получение нового опыта, например, через участие в выездных мероприятиях в различных городах и странах мира) - 6%;

• distance earning (дистанционное обучение) - 7%.

Как свидетельствуют результаты данного исследования, наиболее активно в ведущих EMBA-программах применяются два метода: метод разбора конкретных ситуаций (case-study) и выполнение практических групповых проектов (team projects). При этом учебный процесс в программах EMBA, завоевавших популярность и высокие рейтинги за последние 3 года, в основном строится на методе case-study (до 50% учебного времени студенты разбирают кейсы), в то время как на базе лекций в этих программах строится лишь 6% учебных курсов. И, наоборот, в программах EMBA, лидирующих в течение продолжительного времени, до 21% учебного времени проходит в форме лекций, а 38% учебного времени уделяется разбору кейсов.

В самом общем виде case представляет собой описание действительных событий, имевших место в процессе ведения бизнеса, ставящих обучающегося перед выбором путей решения проблем и курса последующих действий. Конкретные ситуации и их обсуждения в группе дают возможность ознакомления с многочисленными подходами к решению проблемы, развивают аналитические способности, учат действовать. Технологию метода конкретной ситуации можно представить в виде четырех этапов:

1) подготовка специальной практической ситуации;

2) индивидуальный анализ case;

3) разбор case в группе;

4) обсуждение с преподавателем.

Для эффективной реализации данных этапов необходимо выполнение двух условий: во-первых, подготовленность обучающегося и, во-вторых, готовность слушать, реагировать, действовать в группе при обсуждении case.

Среди широкого арсенала методов подготовки и переподготовки управленческих кадров заметное место в последнее время занимает метод обучения на основе проектов. По-видимому, две особенности этой методики - практическая ориентированность и возможность самостоятельной работы обучаемых в отрыве от преподавателя в течение длительного промежутка времени - делают метод обучения на основе проектов особенно эффективным в системе бизнес-образования.

Хотя идее использования проекта в образовательном процессе почти сто лет, она известна как «метод проектов». Исследователи связывают начало истории метода проектов, основоположниками которого считают Дж. Дьюи и его последователей В. Кильпатрика и Х. Паркхерст с экспериментами в образовании в США в конце XIX - начале XX вв. Определенным аналогом такой формы является принятая в российском инженерном образовании форма курсовых проектов. Это одна из наиболее близких к реальной практике образовательных технологий, которая имеет большой потенциал и высокие образовательные результаты.

Несомненно, сегодня мы наблюдаем возрождение этого метода, особенно в России, судя по исследовательскому и практическому к нему интересу в последние два десятилетия (О. Агапова, А. Кривоше-ев, У. Ушаков, М. Кларин, С. Горлицкая, Е. Полат, В. Гузеев, Т. Левина, Д. Жак, И. Солдатова, Т. Ласкова, М. Иванова, В. Лыскова, А. Самохвалов и др.). Также можно привести примеры использования опыта проектно-ориентированных программ в управленческой подготовке МВА в РАНХиГС, в Международной школе бизнеса Финансового университета, в Институте повышения квалификации «РМЦПК» (г. Пермь); в Федеральной программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации и др.

Широко применяемая практика обучения PjBL получила множество определений, например, «подход к обучению» (Engel, 1997), «общая стратегия обучения» (Walton & Matthews, 1989К) и т. д. Однако, на наш взгляд, суть проектного метода заключается в том, что это подход к обучению, который значительно повышает уровень освоения знаний и навыков путем вовлечения студентов в процесс решения реальных проблем в формате комплексного проекта. Проекты

- это комплексные задания, в основе которых лежат сложные нестандартные вопросы и проблемы, вовлекающие студентов в деятельность по моделированию, решению проблем, принятию решений и проведению исследований, они дают студентам возможность работать относительно автономно на протяжении определенного периода времени, что в итоге приводит к соз-

данию реальных продуктов или презентаций.

В отличие от проблемно-ориентированного обучения, работа над проектом предполагает на выходе получение некоторого продукта, имеющего реальную ценность для клиента проекта, а не просто презентацию решения проблемы. Анализ учебных целей использования PJBL в университетах и бизнес-школах показал, что проектно-ориентированное обучение -это, прежде всего, реакция учебных учреждений на запросы реальных организаций, сотрудники которых должны уметь работать в команде, развивать лидерские качества, владеть навыками проектной работы, наконец, комплексом навыков, которые можно получить только в «приближенных к боевым условиях».

Общую схему процесса проектно-ориентированного обучения можно представить в виде нескольких этапов:

• привлечение компании-клиента,

• формирование команды,

• разработка предложений для заказчика,

• поиск информации,

• анализ данных и разработка решений,

• презентация результатов (продукта, решения, подхода),

• оценка командой работы.

В рамках этого процесса, выполняя проектные, аналитические и другие работы, слушатель получает возможность освоить способ выполнения соответствующих работ. Групповая форма организации учебных работ вынуждает участников размышлять над формами организации совместной деятельности и налаживать рабочую коммуникацию, предоставляя им возможность таким образом научиться действовать в команде. Формы обучения на базе проектного подхода наиболее эффективны для подготовки управленцев, способных обеспечить процессы реформирования и развития.

При этом следует особое внимание обратить на два фактора, которые могут стать определяющими в организации проектно-ориентированной программы:

1) степень связи практической задачи с профессиональной ситуацией слушателя;

2) уровень мотивации слушателя программы.

Эти факторы формируют состояние готовности

слушателя к освоению нового опыта. Сильная связь с практикой обеспечивается работой в рамках программы такой задачи, результаты решения которой имеют выраженную практическую значимость: используются непосредственно на рабочем месте слушателя, контролируются направляющей его организацией, имеют последствия в оценке деловой репутации слушателя и компетентности в целом.

Организация проектной работы, не подкрепленная мотивацией слушателей, может выразиться в достаточно формальном подходе к программе и критическом настрое, не отличающемся объективностью, связанной с постоянным внешним давлением. Сильная же мотивация обеспечивает осознанность, интерес и

активизирует инициативу, конструктивность и партнерскую позицию.

В последние годы в бизнес-школах, в частности, в РАНХиГС и в Финансовом университете в рамках программ МВА и ЕМВА активно используются индивидуальные проекты, нацеленные на комплексную диагностику компаний и разработку стратегий их развития при консультационной поддержке преподавателей. Слушатели, вовлеченные в процесс анализа системы целей, исследования системы бизнес-процессов, функций, информационных связей, организационной структуры и корпоративной культуры компании и выполняя SWOT (TOWS)-анализ деятельности подразделений (компаний), получают возможность непосредственного применения прикладных инструментов современного менеджмента в своей работе, что повышает их мотивацию и включенность в обучение. Опыт реализации подобных проектов предусматривает групповое участие в том случае, если компания направляет на обучение нескольких представителей и демонстрирует последующую реализацию этого проекта в реальной деятельности компании.

В организации проектно-ориентированной программы важна роль преподавателя, который выступает в качестве фасилитатора. Во всех рассматриваемых университетах и школах преподаватель (ментор, тьютор) консультирует рабочие группы в процессе выполнения проекта, контролирует и оценивает итоги работы проектной команды. При этом взаимодействие с менторами в этих учреждениях организовано по-разному. Тьютор должен подготовить студентов при помощи лекционного материала, в котором содержатся необходимые теоретические знания. В его обязанности входит мониторинг работы групп, который осуществляется путем еженедельных встреч с членами группы. Также в рамках контроля групп тьютор связывается с представителями компании, для того чтобы узнать их мнение о работе команд. Тьютор также присутствует на презентации результатов проекта совместно с менеджерами компании.

После того, как сформированная команда получает вводную информацию о проекте, она самостоятельно моделирует структуру выполнения заданий и встреч, определяет организационную инициативу, которую будет изучать, и масштаб проекта в виде организационных единиц, результатов и т. д. Члены команды составляют «проектное предложение» для организации, включающее цель проекта, масштаб, план и продолжительность, резюме команды и конкретные шаги по взаимодействию. Данный документ также отправляется тьютору и согласовывается с ним. Отметим, что в каждом университете требования к срокам и формату представления проектного предложения различаются. После этапа сбора данных слушатели, используя полученные в рамках других курсов знания и собственный опыт, разрабатывают решения для компании-клиента.

Проведенный анализ использования проектного метода в российских школах бизнеса показал, что

внедрение данной методики образования - это прежде всего реакция учебных учреждений на запросы организаций - потенциальных работодателей для их выпускников, требования которых заключаются в умении работать в команде, развитые лидерские качества, навыки проектной работы, опыт работы в реальных организациях и т. д. При этом в процессе обучения слушатель приобретает определенные навыки: управление собственным обучением; устная и письменная коммуникация; работа в команде; критическая оценка, структурирование информации и ее презентация; работа с клиентом; выработка решений; понимание реальных процессов бизнеса.

Примечательно, что проектно-ориентированный метод обучения находит положительный отклик и у самих слушателей. В одной из школ бизнеса, где по результатам обучения проводился опрос студентов с целью определения их отношения к данному методу образования, более 70% респондентов ответили, что «очень довольны».

Но пока в России не очень активно практикуется разработка слушателями прикладных групповых проектов по конкретной компании или отрасли в рамках МВА-программы (не считая так называемых дипломных проектов, которые всегда выполняются индивидами). Проект, над которым группа слушателей работает с конкретной компанией и конечной задачей которого является детальный анализ ситуации и разработка рекомендаций с их последующей презентацией и обсуждением с топ-менеджментом данной компании, пока является редкостью в учебном процессе отечественных бизнес-школ. Тем не менее, есть примеры успешной реализации этого подхода. В Высшей школе международного бизнеса при академии народного хозяйства (ВШМБ АНХ) в 2006-2007 гг. реализовывался телевизионный проект по решению бизнес-кейсов, участниками которого являлись слушатели разных программ Высшей школы международного бизнеса, с одной стороны, и топ-менеджмент различных российских компаний, с другой стороны. Из слушателей формировались команды и по результатам анализа ситуации предлагались рекомендации и возможные креативные решения.

Таким образом, в поисках эффективных подходов в управленческой подготовке именно проектноориентированные программы потенциально могут предоставить возможности для достижения таких конкурентных преимуществ, как тесная взаимосвязь с деловым сообществом и конкретные образовательные результаты. Проектно-ориентированная программа управленческой подготовки рассматривается как образовательная среда, формируемая вокруг реальной профессиональной задачи слушателя с четко обозначенной мерой ответственности, которая позволяет приобрести ряд таких важнейших компетенций, как лидерство, системный дизайн проекта, инвестиционное проектирование, управление риском, эффективные коммуникации и презентации, групповая работа.

Итак, к характерным чертам образовательных технологий отечественных бизнес-школ в современных условиях можно отнести:

• практическую конкретность и прагматизм учебного материала;

• междисциплинарный характер обучения, предусматривающий освоение экономико-управленческих и правовых дисциплин, тематических спецкурсов;

• компетентностный подход, характеризуемый переходом от достижения в результате обучения функционального набора знаний, умений и навыков к формированию и развитию профессиональных и личных качеств (компетенций);

• гибкость программ, блочно-модульную организацию дополнительного профессионального образования (многообразие уровней, форм и методов обучения);

• обучение через практическое действие на основе использования интерактивных образовательных технологий;

• диверсификацию обучения, обусловленную разнообразием и дифференцированностью целей учебных программ;

• ориентацию на воспитание бизнес-лидеров, готовых к ведению самостоятельного бизнеса;

• активное сотрудничество с зарубежными бизнес-школами и участие в реализации совместных международных проектов, в том числе, включение в обучение зарубежных стажировок и/или зарубежных учебных модулей на базе партнерских вузов;

• инновационный подход в образовательном процессе.

На основе проведенного исследования отечественной практики реализации инновационных образовательных программ в бизнес-школах можно обозначить два важных условия, определяющих успех их стратегического развития:

во-первых, для формирования высокого уровня потребления образования в стране необходимо наличие качественного образовательного продукта, а именно

- преподавателей и образовательных технологий с учетом специфики действия бизнеса в нашей стране. Разрыв между качеством образования и требованиями реальной практики становится серьезным препятствием на пути развития бизнес-образования как инфраструктурного элемента инновационной экономики;

во-вторых, необходим сформировавшийся спрос на образовательные услуги как со стороны самих компаний, так и со стороны отдельных людей. Неоднородность контингента слушателей по профессиональному потенциалу, мотивационной структуре, карьерным планам определяет необходимость дифференцированного подхода к формированию образовательных программ.

Обобщение опыта реализации образовательных программ в отечественных бизнес-школах, практики претворения в жизнь национальных приоритетных проектов по созданию в России бизнес-школ миро-

вого уровня свидетельствуют о том, что, несмотря на многообразие имеющихся проблем, бизнес-образование как одно из самых доминантных направлений российского образования, находится в постоянном развитии, поиске форм и методов перехода к концеп-

ции компетентностного, рыночно-ориентированного обучения, постепенно приближаясь к международным стандартам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бизнес-образование: специфика, програмы, технологии, организация / под общ. ред. С. Р. Филоновича. -М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 690 с

2. Российское образование: теденции и вызовы : сборник статей и аналитических докладов. - М. : Изд-во «Дело» АНХ, 2009. - 397 с

3. Кайсин Д. В., Кайсина О. С., Конанчук Д. С., Шоптенко В. В. Передний край бизнес-образования: инновации в методах и технологиях // Экономическая политика. - 2007. - № 4. с. 166.

4. Мутовин А. А., Саидов З. Б. Практика применения проектно-ориентированного метода обучения в западном бизнес-образовании // Бизнес-образование. - 2009. - № 1. С. 175-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.