На это, скорее всего, влияют другие факторы: качество дополнительной подготовки к экзамену, наличие различий в разных вариантах тестовых вопросов. На экзамене и на каждом из промежуточных тестов (4 темы, 4 теста) примерно по 40 вопросов.
Идеально ровной зависимости роста результатов на экзамене при росте результатов на промежуточных тестах не может быть потому, что тесты и экзамен сдают реальные люди.
Они все разные, имеют свои особенности, по-разному могут относиться к подготовке перед тестом и перед экзаменом, у них разное самочувствие во время тестирований и экзаменов (экзамен для многих - это стресс, воспринимаемый разными людьми по-разному). Но в среднем тенденция явно просматривается.
Заключение
Кому нужны компьютерные лингвистические игры - обучающимся и преподавателям.
Зачем они им нужны - затем, чтобы сделать процесс обучения легким, интересным, наглядным.
Что полезного им дадут лингвистические игры - умение правильно обращаться с элементами языка, точнее представлять в слове элементы реальности.
Как пользоваться играми, чтобы получить полезный эффект. Во-первых, не стоит в игре представлять вещи, которые обучаемые без проблем могут освоить, а, наоборот, в форме игры нужно представить то, что обучаемые могут понять не сразу или с большим трудом. Во-вторых, игры не должны занимать все время обучения, их основная цель - дополнить процесс обучения, но никак не заменить.
Литература
1. Michael D., Chen S. Serious games: games that educate, train and inform. - Canada: Thomson, 2006. -313 p.
2. Зальцман М. Компьютерные игры. Как это делается. - М.: Логрус.Ру, 2000. - 530 с.
3. http://www.bigfishgames.eom/download-games/genres/6/word.html «Word games» (дата обращения: 18.01.2010).
4. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. -М.: Филинъ, 2003. - 616 с.
5. Коротеева О. С., Хорева Л.В. Новые образовательные технологии в информационном пространстве // Образовательные технологии. - 2008. - № 2. - С. 64-66.
6. Нужнов Е.В. Возможности оценки качества взаимодействия «преподаватель - обучаемый» в образовательном учреждении // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 2005. - № 3. - С. 52-55.
7. Cwalina K., Abrams B. Framework Design Guidelines. Conventions, Idioms, and Patterns for Reusable .NET Libraries, second edition. U.S.A.: Addison - Wesley, 2008. - 421 p.
УДК 378.1 ББК 74.57
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ НАЛИЧИИ БИЗНЕС-ЗАКАЗЧИКА
В.Н. Бабешко, к.т.н., нач. Методического отдела Академии IBS Тел. (495) 967-80-80; E-mail: [email protected] М.И. Нежурина, к.т.н., доц., зам. директора Академии IBS Тел. (495) 967-80-80; E-mail: [email protected] А.Ю. Силантьев, д.т.н., проф., директор Академии IBS тел. (495) 967-80-80; E-mail: [email protected] ООО «ИБС Экспертиза» http://www.ibs.ru
The article is devoted to the actual problem of preparation of the high quality specialists in the conditions of using IT-technologies with participation of the business customer. The offered decision allows to include the business customer in the educational process of the higher school on the level of key processes of the training content order, curriculums, recruitment, training and provision and the quality estimation.
Статья посвящена актуальной проблеме качества подготовки специалистов в условиях применения новых ИТ-технологий с участием бизнес-заказчика. Предложенное решение позволяет включить бизнес-заказчика в образовательный процесс высшей школы на уровне ключевых процессов заказа содержания обучения, разработки учебных программ, набора, обучения и обеспечения и оценки качества.
Ключевые слова: качество образования, работодатель, компетенции.
Keywords: education quality, the employer, the competence.
Образование в партнерстве с бизнес-сообществом решает сегодня крайне важную задачу -создать условия для подготовки высококвалифицированных молодых специалистов, соответствующих требованиям бизнеса. Острый дефицит профессиональных кадров во всех отраслях экономики, невысокое качество специалистов, выпускаемых вузами, риски внедрения нового поколения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) Министерством образования и науки РФ вне реальных потребностей рынка труда и целый ряд других причин - все это обусловливает необходимость системного решения в области научно-методического обеспечения управления образованием, особенно в области информационных технологий (ИТ), где разрыв между быстро изменяющимися потребностями бизнеса в кадровом обеспечении и качеством подготовки выпускников вузов наиболее ощутим.
В настоящее время проблеме обеспечения качества в сфере образования уделяется повышенное внимание во всем мире. Россия не является исключением. Связано это, в том числе, и с Болонским процессом. В частности, в Бергенской декларацией 2005 г. говорится: «высшим учебным заведениям стран-участниц Болонско-го процесса необходимо продолжить усилия по повышению качества своей деятельности посредством систематического представления своих внутренних механизмов гарантии качества и непосредственной корреляции внутренних схем с внешней системой гарантии качества» [1].
По мнению международных органов по сертификации, не более 20-25% из числа полученных российскими предприятиями сертификатов соответствия систем менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001 являются настоящими, остальные выданы, в лучшем случае, на «бумажные» системы, когда вся требуемая стандартом документация есть, но на реальную жизнь предприятия влияния она практически не оказывает [2]. Ситуация в сфере образования сходная.
Можно выделить следующие самые распространенные модели систем качества применяемые в вузах:
- Модель системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9000-2001.
- Модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».
- Модель Правительства РФ в области качества.
- Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования.
- Стандарты и директивы гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе (ENQA).
- Типовая модель системы качества образовательного учреждения.
По результатам анализа представленных моделей можно отметить, что все вышеприведенные модели очень тесно переплетены между собой как по критериям, так и по требованиям оценки. Если рассматривать их с точки зрения наиболее полного отражения специфики сферы образования, то это будет Бельгийско-нидерландская модель улучшения качества высшего образования, основанная на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). При этом следует отметить, что данная модель практически совпадает с моделью конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Что касается типовой модели, то в ее основу положены как принципы и требования МС ИСО серии
9000:2000, так и Стандарты и директивы гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе (ENQA), которые взаимно дополняют друг друга. Применение одних только принципов ENQA нецелесообразно, поскольку они имеют отношение только к трем уровням высшего образования, описанным в Болонской декларации, и не распространяются на область научных исследований и общее управление образовательным учреждением [3]. Кроме того, все представленные модели ориентированы на функционирование вуза как самостоятельной организации, которая, хотя и учитывает специфику рынка труда, но не привлекает потенциальных работодателей к прямой работе над продуктом образовательного процесса.
Предложенное вашему вниманию решение позволяет включить бизнес-заказчика в образовательный процесс высшей школы на уровне ключевых процессов заказа содержания обучения, разработки учебных программ, набора, обучения и обеспечения и оценки качества.
На рис. 1 представлена структура образовательного процесса в сетевой институциональной инфраструктуре с точки зрения бизнес-заказчика в виде процессов верхнего уровня на примере магистратуры Академии ИБС, реализуемой компанией IBS в МФТИ и МИСИС в период 2007-2010 г. (Сокращения на рисунке: ТП - технические подразделения бизнес-заказчика; УМК -учебно-методические комплексы; KPI - ключевые показатели эффективности.)
В представленной модели участия заказчика хорошо видно, что с его стороны осуществляется не только постановка задачи на обучение, но и управляющее и контролирующее воздействие. Подробнее процесс определения стратегического заказа представлен на рис. 2. В вуз заказ на содержание обучения поступает в виде целевых профилей компетенций специализаций [4], на основании которых далее разрабатываются учебные программы. Заказ на набор при этом поступает в виде входных профилей компетенций для каждой специализации.
Заказ ТП
Рис. 1. Структура образовательного процесса в сетевой институциональной инфраструктуре с точки зрения бизнес-заказчика
Профессиональные профили по специализациям Личностный и деловой профиль по специализациям
Рис. 2. Определение бизнес-заказчиком стратегического заказа на обучение
Структура компетенций, используемых бизнес-заказчиком, коррелирует со структурой компетенций государственных образовательных стандартов третьего поколения и представляет собой совокупность трех типов компетенций:
• профессиональных - знания и опыт кандидата в соответствующих предметных областях;
• личностных - индивидуальные базовые качества кандидата, имеющие причинное отношение к эффективному и/или наилучшему исполнению работы на основе заданных критериев;
• деловых - набор поведенческих образцов, которые необходимы для эффективного выполнения бизнес-задач и достижения определенных бизнес-целей.
Определяющими обучение и профессиональную деятельность абитуриента (этап набора, рис. 1) являются личностные компетенции - индивидуальные базовые качества кандидата, имеющие причинное отношение к эффективному и/или наилучшему исполнению работы [5].
Личностные компетенции, определенные корпоративной службой персонала, служат обязательным условием для любого абитуриента при последующем трудоустройстве у бизнес-заказчика. Они должны быть развиты у кандидата на хорошем уровне.
Деловые компетенции являются развиваемыми в процессе обучения. Следовательно, при отборе они должны быть развиты на базовом уровне. Из абитуриентов отбираются кандидаты, потенциал которых максимально соответствует потребностям развития бизнес-заказчика.
Требования к профессиональным компетенциям на этапе набора зафиксированы в соответствующих предметных областях и направлениях подготовки и оцениваются:
•Высшим профессиональным базовым образованием;
.•Дополнительной подготовкой;
•Опытом работы по специальности и/или по направлениям дополнительной подготовки.
Шкала оценки для компетенций приведена в табл. 1.
Личностные компетенции отражают требования к любому сотруднику компании и включают в себя следующие составляющие:
• Интеллект - совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи. Развитие интеллекта оценивается по глубине знаний и способности человека не только хранить их в памяти, но и продуктивно и эффективно использовать.
• Открытость новому - способность ставить цели по совершенствованию себя и ситуации, предлагать креативные решения и увлеченно стремиться к достижению поставленной цели.
• Уверенность в себе - вера человека в собственные способности выполнить задание. Сюда входит выражение человеком уверенности в борьбе с обстоятельствами, в достижении решений
или формировании мнений и в конструктивной работе над неудачами, готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи.
.•Надежность - способность эффективно достигать результатов и принимать на себя ответственность в условиях значительных нагрузок и меняющихся обстоятельств.
•Командный игрок - нацелен на активное общение и взаимодействие с другими участниками процесса для привнесения эффективного вклада в общую работу на основании сотрудничества, взаимопомощи и взаимной поддержки.
Таблица 1
Шкала оценки компетенций
Уровни развития Поведенческие проявления
Отличный уровень 4 Кандидат в полной мере обладает данной компетенцией, в полной мере реализует ее в деятельности
Хороший уровень 3 Кандидат обладает данной компетенцией, эффективно использует ее в деятельности
Базовый уровень 2 Кандидат понимает важность этой компетенции, обладает данной компетенцией и часто реализует ее в деятельности
Уровень ограниченной компетентности 1 Кандидат частично обладает данной компетенцией, иногда реализует ее в деятельности
Уровень некомпетентности 0 Кандидат не обладает данной компетенцией
Деловые компетенции отражают требования к навыкам и умениям кандидата: •Системное и аналитическое мышление.
◦ Поиск, анализ и синтез информации.
◦ Творческий подход. •Мотивация достижения.
◦ Ориентация на результат. .•Организованность/Управление исполнением.
◦ Планирование и контроль. • Коммуникация.
◦ Навыки устной презентации.
◦ Навыки письменной коммуникации.
◦ Работа в команде.
◦ Влияние.
Профессиональные компетенции на входе отражают требования к знаниям и опыту абитуриента в соответствующих предметных областях и включают в себя: •Высшее профессиональное базовое образование по направлениям:
◦ Прикладная математика и физика.
◦ Информационные системы.
◦ Информатика и вычислительная техника.
◦ Системный анализ и управление.
◦ Прикладная информатика в экономике. .•Дополнительная подготовка:
◦ Знание продуктов.
◦ Иностранный язык.
•Опыт работы по специальности и/или по направлениям дополнительной подготовки.
На рис. 3 представлена модель процесса разработки учебных программ при участии бизнес-заказчика. С учетом принятия ФГОС особый интерес представляет использование компе-тентностных профилей работодателя при построении учебных программ [6, 7].
Образовательные программы Документы УМК Образовательные траектории
Рис. 3. Процесс разработки учебных программ при участии бизнес-заказчика
Требования к разрабатываемым учебным программам формулируются научно-методическим отделом бизнес-заказчика в форме комплекта методических материалов.
На рис. 4 представлена модель процесса обучения с интегрированными процедурами мониторинга, обеспечивающими бизнес-заказчику объективную картину качества учебного процесса и его результатов (Сокращения на рисунке: ППС - профессорско-преподавательский состав; РП - руководитель проектов; ВКР - выпускная квалификационная работа).
Создать программы обучения
УМК
Спланировать и обеспечить учебный процесс
Учебные планы и графики Расписания занятий и аудитории ППС
Учебно-методические материалы Учебно-технологическая база Информационное обеспечение
/ )
Магистранты
\ Г
Положение о практике в компании Наставник
Положение о ВКР Научный руководитель
Пройти образовательные программы
Л г
Пройти проектную практику в компании
Написать и защитить ВКР
Осуществить выпуск магистров
Сотрудники■ магистры
Оценки по курсам Анкеты
Оценка компетенций
Отзыв наставника Отзыв РП
Оценка компетенций
Отзыв научн. руководителя ВКР
Оценка компетенций
Осуществить мониторинг учебного процесса
Анкеты,
Диплом магистра Сертификат бизнес-заказчика
Итоговые профили компетенций
оценки, отзывы
Обеспечить
качество подготовки
Рис. 4. Процесс обучения
На рис. 5 представлены процедуры оценки качества обучения с позиций бизнес-заказчика, реализующие систему показателей качества образовательного процесса при наличии бизнес-заказчика. Ключевыми объектами мониторинга на основе обратной связи для заказчика являются не только качество обученных студентов, но и качество содержания обучения и самого процесса преподавания.
Рис. 5. Система показателей и процедур оценки качества
Качество обучения определяется степенью соответствия подготовки обучающихся (оценки компетенций) требованиям целевого профиля компетенций [6].
Для обеспечения качества учебных и контрольных мероприятий проводятся систематический сбор информации от всех участников учебного процесса, ее обработка и анализ на основе оценки и обратной связи.
При этом оценке подлежат:
.• Качество результатов обучения:
◦ уровень усвоения материала учащимися (успеваемость, выраженная в оценках профессиональных компетенций);
◦ степень вовлеченности в учебный процесс (активность и посещаемость);
◦ достижение поставленных целей обучения (успеваемость, выраженная в оценках профессиональных компетенций, с учетом профессиональных стандартов [7]);
◦ проявление личностных и деловых качеств обучающихся (деловые и личностные компетенции).
.• Качество учебных и контрольных мероприятий:
◦ степень соответствия целей учебного мероприятия целевому профилю компетенций;
◦ степень соответствия процесса обучения целям учебного мероприятия;
◦ степень соответствия результатов обучения целям учебного мероприятия;
◦ степень практической применимости результатов обучения;
◦ структуризация учебного материала (в т. ч. степень ее соответствия требованиям методических рекомендаций);
◦ полнота изложения.
.• Качество преподавания:
◦ степень соответствия целей учебного процесса целевому профилю компетенций;
◦ соответствие разработанного учебного материала требованиям методических рекомендаций;
◦ ясность и системность изложения преподавателем;
◦ умение преподавателя мотивировать и управлять аудиторией.
В оценке качества задействованы три категории участников образовательного процесса: наблюдатели (представители подразделений-заказчиков, эксперты-методисты подразделения-исполнителя, преподаватели семантически связанных дисциплин), учащиеся, преподаватели (табл. 2). При этом наблюдатели с помощью специальных анкет оценивают качество результатов обучения, качество учебных мероприятий и качество преподавания; учащиеся оценивают посредствам анкет обратной связи качество учебных мероприятий и качество преподавания; преподаватели оценивают качество результатов обучения традиционными для высшего образования способами, с поправкой на компетентностный подход.
Результаты оценки накапливаются и обрабатываются менеджером по качеству. Обработка результатов анкетирования осуществляется три раза в семестр. Результатом обработки и анали-
за информации являются рейтинговые таблицы учащихся, учебных мероприятий, преподавателей. Результаты оценки качества учебных мероприятий доступны учащимся ежемесячно. Остальные рейтинги предоставляются подразделениям-заказчикам и кафедрам в конце каждого семестра или по запросу.
Таблица 2
Субъекты и объекты оценки
Субъект оценки Объект Наблюдатель Обучающийся Преподаватель
оценки
Качество результатов обу- + +
чения
Качество мероприятий + +
Качество преподавания + +
Целями рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся являются:
• обеспечение проверки соответствия результатов обучения целевому профилю компетенций.
• коррекция учебного процесса на основе мониторинга динамики развития личностных и деловых компетенций;
• мотивация обучающихся.
Механизмами оценки учащихся являются [8]:
• периодический учет текущей и итоговой успеваемости (ведомости преподавателей и анкеты наблюдателей);
• самооценка (анкеты обратной связи);
• оценка проектной деятельности обучающегося работодателем (представителями подразделений на этапе проектной работы - оценочные таблицы);
• поэтапная и итоговая оценка выпускной квалификационной работы (оценочные таблицы);
• учет посещаемости учебных мероприятий (ведомости посещаемости);
• учет участия в анкетировании (отчет в системе анкетирования);
• отслеживание последующей карьеры выпускника в течение 3 лет (аттестация, анкеты удовлетворенности заказчика).
Рейтинг имеет следующую структуру:
1. Рейтинг магистранта по каждому учебному мероприятию складывается из оценок преподавателя (ведомость) профессиональных компетенций и усредненной оценки наблюдателей по 5-балльной шкале для деловых и личностных компетенций.
2. Рейтинг по дисциплине складывается как сумма рейтингов по учебным мероприятиям дисциплины.
3. Промежуточный рейтинг складывается из текущих рейтингов по всем дисциплинам.
Методы оценки компетенций, в число которых входят методы экспертного опроса преподавателей и представителей подразделений бизнес-заказчика, должны обеспечивать оценку достижения результата. Для этого мера достижения результата обучения представляется численным выражением степени освоения целевой компетенции. Текущие компетенции оцениваются по контрольным мероприятиям, каждое из которых оценивает определенные компетенции учебной дисциплины. Полученные численные показатели качества, наряду с содержащимися в анкетах пожеланиями и замечаниями участников образовательного процесса, сформулированными в открытой форме, позволяют оперативно корректировать учебный процесс на всем его протяжении для достижения наилучших результатов обучения.
Таким образом, вовлеченный в образовательный процесс бизнес-заказчик на всех стадиях жизненного цикла образовательной услуги владеет информацией об основных бизнес-процессах и может эффективно оказывать управляющее воздействие на них на основе обратной связи.
Приведенное решение прошло успешную апробацию в пяти программах специализированной магистерской подготовки Академии ИБС, реализуемых компанией IBS в МФТИ и МИ-СИС в период 2007-2010 г. Результаты апробации подтвердили, что использование описанных моделей и системы показателей позволяет успешно управлять бизнес-процессами, при этом в
качестве основных критериев успешности управления использовались:
• скорость внесения изменений в учебный процесс;
• результаты аттестации в компании бизнес-заказчика (трудоустройство выпускников);
• степень удовлетворенности бизнес-заказчика и всех участников образовательного процесса.
Литература
1. Левшина В.В., Зиненко В.К. Бука Э.С., Харин В.Ф. Формирование системы менеджмента качества вуза //Качество. Инновации. Образование. - 2009. - № 2. - С. 9-13.
2. Шалаев А.П. Вступительный доклад //Матер. конф. ТЮФ Интернационал Рус, 2007.
3. Бонюшко Н.А., Туманов К.М.Стратегия формирования системы менеджмента качества вуза // Стандарты и качество. - 2008. - № 9 //http://www.stq.ru/stq/adetail.php?ID=11171.
4. Бабешко В.Н., Нежурина М.И. Методика формирования профиля выпускника образовательной программы под заказ бизнеса //Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий: Матер. научн.-практич. конф. /Под. ред. В.Г. Домрачева, С.У. Увайсова. - М.: МИЭМ, 2008. - С. 365-358.
5. Решетова Е.Н., Нежурина М.И. Профиль кандидата в магистратуру ИБС. - М.: Академия ИБС, 2007. - 17 с.
6. Бабешко В.Н., Нежурина М.И., Жеребина О.Г. и др. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. - М.: АП КИТ, 2008.
7. Нежурина М. И. Инновационные методы оценки качества образования в вузе при подготовке специалистов для компании // Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий: Матер. научн.-практич. конф. /Под. ред. В.Г. Домрачева, С.У. Увайсова - М.:МИЭМ, 2008. - С. 42-45.
УДК 004.5 ББК в.6.3.5
АВТОМАТИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ
Е.Е. Ковшов, д.т.н., проф., зав. каф.
Управления и информатики в технических системах Тел.: (499) 972-9531; E-mail: [email protected] П.Н. Мартынов, инженер Тел.: (916) 934-1118; E-mail: [email protected] ГОУ ВПО Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
http://www.stankin.ru Нгуен Нгок Хуэ, к.т.н., доц.
Тел.: 84-31-735350; E-mail: [email protected] Фам Чунг Киен, асп.
Тел.: 84-31-735350; E-mail: [email protected] Национальный транспортный морской Университет Вьетнама http://www.vimaru.vn и www.vimaru.edu.vn
In this article the authors formulate the original method of approach to assessing the effectiveness and convenience of a computer system for the user. The techniques developed within the software allow you to formalize the process of collecting data and transmit routine component of the research process of the efficiency and ergonomics of the interface application to the service of the computer that generates a mathematical model for analysis by specialists.