17 (59) - 2011
Инвестиционная политика
УДК 332.146:330.322
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
т. Н. ШУБИНА,
аспирант кафедры экономики и организации производства E-mail: t. [email protected] Ульяновский государственный технический университет
В статье рассматривается инвестиционная привлекательность Ульяновской области. В современных условиях важно создать систему управления инвестиционной деятельностью в регионе. Эта задача до сих пор не решена. Автор описывает основные элементы инвестиционной активности, предлагает такой механизм, который позволит решить названную проблему.
Ключевые слова: инвестиционный, активность, привлекательность, система, управление.
Инвестиционная политика региона — неотъемлемый компонент региональной экономической политики. Она определяет способы и методы организации инвестиционных потоков как на региональном и межрегиональном уровне, так и на уровне отрасли и отдельного предприятия.
Активизация инвестиционной деятельности подразумевает наличие адекватных стратегии и тактики, что предполагает повышение инвестиционной привлекательности региона. Целью предлагаемой работы являются обоснование и разработка механизма управления инвестиционной деятельностью в Ульяновской области.
Под инвестиционной привлекательностью автор понимает интегральный показатель условий, определяющих приток инвестиций (капитала и
других факторов производства) в регион. При этом инвестиционная деятельность — реализация на практике вложений ресурсов. Для анализа названных условий используют понятие «инвестиционный климат», характеризующее степень благоприятности региона для инвестирования.
Соотношение инвестиционного климата с другими основными понятиями регионального инвестиционного анализа иллюстрирует схема, предложенная для характеристики условий осуществления инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации (рис. 1) [1].
Рис. 1. Соотношение понятия «инвестиционный климат» с другими понятиями регионального анализа
Рост инвестиций является одним из основных факторов, способствующих подъему промышленного производства, общему оздоровлению экономики, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, основных фондов в промышленности.
Одной из составляющих инвестиционного климата является инвестиционная активность, которую можно определить как годовой темп изменения объемов инвестиций в основной капитал (табл. 1).
По данным табл. 1 рассчитаем средний абсолютный прирост, средний темп роста и средний темп прироста инвестиций в основной капитал.
Средний абсолютный прирост Ау : 802 + 4557 + 3237 +
— +7171 +10623 +17386 -1161
Ау =-=
7
= 6 087,9 млн руб.
Средний темп роста Т :
Т = 7 р8!30 = 1,34, или 134 %. р \1 6115
Средний темп прироста Тпр будет равен: Т~ = 1,34 -1 = 0,34, или 34 %.
Таким образом, средний абсолютный прирост объема инвестиций составляет 6 087,9 млн руб., средний темп роста инвестиций в основной капитал — 134 %, а средний темп прироста — 34 %. Анализ рядов динамики показывает устойчивый рост объема инвестиций в основной капитал области.
Однако из года в год увеличивается процент износа промышленно-производственных основных фондов, что характеризуется данными табл. 2.
Как видно из данных табл. 2, наблюдается достаточно высокий коэффициент износа (более 40 %), и остается низким коэффициент ликвидации (менее 1 %). Все это отражается на коэффициенте обновления, значение которого в среднем составляет 7,3 %. А ведь именно этот фактор характеризует долю новых основных средств в общей их стоимости на конец периода. Использование данного показателя позволяет определить возможности предприятий по поиску и разработке инвестиционных проектов в части приобретения нового оборудования взамен изношенного и морально устаревшего. Находящиеся на балансе предприятий фонды приходят в негодность, дальнейшее их содержание зачастую становится убыточным для хозяйств.
Таблица 1
Динамика объема инвестиций в основной капитал в Ульяновской области за 2002—2009 гг.
Год Инвестиции в основной капитал, млн руб. Абсолютный прирост по сравнению с предыдущим годом, млн руб. Абсолютный прирост по сравнению с 2002г., млн руб. Темп роста по сравнению с предыдущим годом, % Темп роста по сравнению с 2002 г., % Темп прироста по сравнению с предыдущим годом, % Темп прироста по сравнению с 2002 г., % Абсолютное значение 1 % прироста, млн руб.
2002 6 115 - 100,0 -
2003 6 917 802 802 113,1 113,1 13,1 13,1 61,15
2004 11 474 4 557 5 359 165,9 187,6 65,9 87,6 69,17
2005 14 711 3 237 8 596 128,2 240,6 28,2 140,6 114,74
2006 21 882 7 171 15 767 148,7 357,8 48,7 257,8 147,11
2007 32 505 10 623 26 390 148,5 531,6 48,5 431,6 218,82
2008 49 891 17 386 43 776 153,5 815,9 53,5 715,9 325,05
2009 48 730 -1 161 42 615 97,7 796,9 -2,3 696,9 498,91
Источник: составлено автором на основе статистических данных [3].
Таблица 2
Показатели использования в 2004—2009 гг. основных средств по всем хозяйствующим субъектам Ульяновской области, %
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Коэффициент обновления 3,5 5,2 5,7 6,1 8,1 15,2
Коэффициент ликвидации 0,8 0,4 0,4 0,6 0,5 0,7
Коэффициент износа 41,0 40,6 42,3 44,7 46,5 43,0
Коэффициент индексации 146,8 116,0 134,4 138,5 115,0 84,4*
* Без субъектов малого предпринимательства.
Источник: составлено автором на основе статистических данных [3].
Инвестиционная политика
17 (59) - 2011
Данные табл. 3 отражают инвестиционную активность в Ульяновской области по видам экономической деятельности.
Анализ данных табл. 3 показывает, что в отраслевом разрезе традиционно велики вложения средств в транспорт и связь, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом. Такое положение дел говорит о некотором улучшении материально-производственной базы субъектов хозяйствования, а также о развитии новых видов деятельности: услуг сотовой связи и риелторства.
Только привлечение инвестиций в экономику может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала, созданного еще в советские годы. Следует отметить: тогда благодаря значительным капитальным вложениям в развитие машиностроения, военной промышленности, строительной индустрии Ульяновская область превратилась в один из промышленно развитых регионов страны.
Характерной особенностью в 1980-е гг. были высокие темпы роста в машиностроении, металлообработке и электроэнергетике. Только за 10 лет (1980—1990 гг.) валовой объем продукции на предприятиях этих отраслей возрос в 2,7 раза. Производство лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности увеличилось на 21—28 %, легкой — на 40 %, индустрии строительных материалов — на 56 %. Во всех отраслях народного хозяйства области в 1980-е гг. совершенствовалась техническая база, внедрялись прогрессивные технологии, средства комплексной механизации, автоматизации.
Ранее созданный производственный и интеллектуальный потенциал области теперь в полной мере не используется. По индексу роста физического объема промышленного производства регион
в последние годы занимает одно из последних мест в Приволжском федеральном округе.
Тем не менее Ульяновская область, несомненно, обладает конкурентными преимуществами, способными привлечь потенциальных инвесторов:
• выгодное географическое положение;
• многоотраслевой промышленный потенциал, наличие крупных промышленных предприятий, выпускающих уникальную продукцию;
• развитая транспортная сеть;
• международный аэропорт;
• обеспеченность трудовыми ресурсами;
• развитая образовательная система, позволяющая готовить квалифицированные кадры для различных отраслей экономики;
• высокий научный потенциал, позволяющий выполнять научные разработки как прикладного, так и академического характера;
• обильные водные ресурсы;
• богатейший исторический и культурный потенциал.
Несмотря на общий, казалось бы, благоприятный инвестиционный климат, в области существуют требующие скорейшего разрешения проблемы, связанные с экономической ситуацией, производственной инфраструктурой, демографической динамикой, уровнем жизни населения.
Решение видится в создании системы управления инвестиционной деятельностью, состоящей из шести блоков (подсистем), которые, взаимодействуя, будут положительно влиять как друг на друга, так и на инвестиционную ситуацию в регионе. Вместе с тем необходимым условием будет совпадение интересов населения и инвесторов. Такая система представлена на рис. 2.
Важным признаком представленной системы является взаимодействие между компонентами,
Таблица 3
Некоторые показатели инвестиционной активности по видам экономической деятельности
в 2004-2009 гг., млн руб.
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 395,5 332,8 706,3 1 676,5 1 908,2 1 406,6
Обрабатывающие производства 1 968,0 1 511,1 1 800,1 3 417,0 6 997,2 9 891,5
Строительство 78,4 295,8 309,9 258,0 482,7 78,1
Оптовая и розничная торговля 237,4 222,7 1 068,3 543,2 563,8 685,2
Транспорт и связь 3 751,2 3 407,7 6 617,8 8 775,4 11 145,3 7 418,7
Финансовая деятельность 191,5 356,1 281,9 204,9 399,9 294,8
Операции с недвижимым имуществом 637,2 1 135,4 1 204,9 3 016,0 4 466,5 3 363,2
Государственное управление 510,2 1 156,7 580,9 845,7 1 278,4 961,1
Образование 130,5 242,4 330,3 913,5 936,4 1 288,0
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 119,5 172,0 662,2 875,9 759,1 913,0
Всего... 8 928,6 10 469,9 15 305,5 23 621,7 32 296,9 28 673,8
Источник: составлено автором на основе статистических данных [4].
Рис. 2. Система управления инвестиционной деятельностью
проявляющееся в наличии прямых (сплошные стрелки) и обратных (прерывистые) связей между ними. Согласно кибернетике наличие обратной связи говорит о способности системы воспринимать и использовать информацию о результатах собственной деятельности для достижения цели оптимальным образом и в кратчайшие сроки.
Управление инвестиционной деятельностью представляет собой процесс принятия и реализации стратегических и тактических решений для повышения инвестиционной привлекательности территории с учетом факторов внешней среды и возможностей региона (его инвестиционного потенциала и инвестиционного риска). Все компоненты этого механизма должны служить общей цели: социально-экономическому развитию общества посредством формирования нового полезного результата.
Рассмотрим подробнее каждый блок.
Социально-экономический блок управления инвестиционной деятельностью предполагает расширенное воспроизводство благ, обновление основных средств, привлечение факторов производства, оптимальное использование инвестиционного потенциала Ульяновской области. Здесь же учитывается привлечение заемных средств в виде банковских кредитов, бюджетных средств, сбережений населения, а также выпуска ценных бумаг и т. д. Улучшение макроэкономических показателей неизбежно повлечет за собой и достижение достой-
ного жизненного уровня населения региона.
Одним из важнейших факторов инвестиционной привлекательности территории являются нормативно-правовые аспекты инвестиционной деятельности и уровень развития инвестиционного законодательства в целом. Поэтому суть законодательно-правового блока заключается в создании и развитии нормативно-правовой базы местных инвестиционных процессов. Ее основу должны составлять Конституция РФ, Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодексы РФ; указы и распоряжения Президента и Правительства России, федеральные и региональные законы, законодательные акты местных органов власти, а также приказы и распоряжения на уровне отдельных предприятий. Нормативно-правовая база призвана учитывать интересы каждого субъекта инвестиционной деятельности и по возможности исключать противоречия между ними.
Мотивационный блок способствует появлению заинтересованности во вложении ресурсов у субъектов инвестиционной деятельности. Именно мотивы являются средством достижения поставленных целей (в частности, повышения доходности вложений и экономической, социальной и/или бюджетной эффективности). Этому будут способствовать как реновация уже существующих основных фондов, так и появление новых производств, и, как следствие, участие субъектов инвестиционного рынка в развитии региона.
Инвестиционная политика
17 (59) - 2011
На первый взгляд, можно усомниться в целесообразности выделения стратегического блока управления инвестиционной деятельностью. Однако для определения оптимальных направлений развития инвестиционных процессов в регионе и выявления наиболее эффективные способов использования вложенного капитала в течение длительного периода со стабильной отдачей необходимы разработка стратегии инвестирования и успешная ее реализация.
Стратегия — генеральный план действий, определяющий приоритеты перспективных задач, ресурсы и последовательность шагов при достижении стратегических целей; это средство перевода организации (региона) из нынешнего состояния в желаемое будущее [2]. Стратегия предполагает наличие детально проработанного плана действий. В свою очередь, тактика определяется как совокупность шагов по выполнению стратегических целей в краткосрочном периоде.
Задачами инвестиционной стратегии (стратегическими задачами инвестирования) являются:
• выбор объекта вложений;
• обоснование целесообразности финансирования проекта;
• выбор оптимального плана из возможных альтернатив;
• оценка эффективности и обеспечение прибыльности программы через определенный период;
• поиск способов, средств и резервов максимального повышения эффективности вложений на основе инвестиционного анализа и др. [2]. Контрольный блок управления инвестиционной
деятельностью предполагает возможность и обязательность контроля органов власти на каждом этапе инвестиционного процесса. Предварительный, текущий и последующий контроль необходим для пресечения возможных злоупотреблений, а в случае обнаружения нарушений — для принятия определенных санкций и мер.
Предварительный контроль проводится в момент принятия (одобрения) инвестиционного проекта для реализации. Текущий контроль осуществляется на стадии финансирования программы и претворения ее в жизнь. При проведении последующего контроля устанавливается соответствие запланированных целей инвестиционного проекта достигнутым. Отметим, что контроль не должен быть чрезмерным.
Организационный блок управления инвестиционной деятельностью определяется наличием органа управления инвестиционными процессами
в регионе. В его полномочия входят составление, рассмотрение и утверждение инвестиционных программ, координация действий участников инвестиционного рынка.
Действенным средством видится применение функции государственного управления, нацеленной на повышение инвестиционной привлекательности региона за счет обеспечения эффективной коммуникации между инвесторами, получившей название Investor Relations (IR). Главные цели IR:
• повышение привлекательности региона для инвесторов;
• демонстрация успешных проектов;
• освещение деятельности на местах по созданию инвестиционного климата;
• формирование репутации региона как надежного партнера;
• привлечение компаньонов в проекты местной администрации;
• расширение известности субъекта Федерации за пределами России;
• продвижение региона как привлекательного партнера и удобное место для ведения бизнеса;
• формирование конструктивных отношений с политическими деятелями, министерствами и ведомствами, другими регионами. Подчеркнем, что все компоненты системы
взаимосвязаны между собой, но при этом они обладают некоторой степенью самостоятельности и обособленности. Известно, что изменение любого элемента системы неизбежно влечет изменение всех ее составных частей, и система переходит в качественно новое состояние.
Не следует забывать и о том, что любая система стремится и рано или поздно приходит к равновесному состоянию. Этого можно добиться путем модификации (трансформации) отдельных компонентов, наиболее подверженных влиянию внешней среды.
Отметим, что региональные администрации все больше начинают оцениваться по мерке достигнутых экономических результатов, и первый опыт привлечения инвестиций дает примеры для других регионов. При этом возникают и проблемы: мало добиться строительства завода или иного объекта, необходимо поддерживать успех начинаний на территории области. Важно осознавать, что после первых успехов обязательно будут трудности, которые надо эффективно преодолевать.
В Ульяновской области ведется активная работа по повышению инвестиционной активности.
На взгляд автора, дальнейшего совершенствования требуют социально-экономические и организационные аспекты инвестиционной деятельности. При этом хорошо развит законодательно-правовой блок управления.
Инвестиционная политика области реализуется посредством участия в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах, разработки нормативных документов в форме постановлений и распоряжений властных органов, принятия комплексных программ социально-экономического развития и адресных инвестиционных программ, а также выявления перспективных направлений развития промышленности и сельского хозяйства для последующего инвестирования.
Предложенная система управления инвестиционной деятельностью не является раз и навсегда установленной, неизменной и статичной. Данная схема не претендует на свою исключительность и
безальтернативность, а лишь выступает возможным (сценарным) вариантом, способствующим развитию инвестиционной деятельности в регионе.
Список литературы
1. Вахрин П. И. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 2007. 340 с.
2. Данилова Т. Н. Стратегия инвестирования: учебное пособие. Нижний Новгород: изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2005. 148 с.
3. Социально-экономические показатели муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в 2009 году. Стат. сб. Ульяновск: 2010. 266 с.
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области. URL: http://uln.gks.ru/default.aspx.