вершенствования законодательной базы. Модернизация организационно-правовых форм, методов, технологии управления объектами собственности будет способствовать преодолению ранее допущенных ошибок и возникших по этой причине кризисных ситуаций.
Библиографический список
1. Плескачевский В. С. Об оптимизации объема государственного и муниципального имущества и публичных услуг // Материалы российско-немецкого «круглого стола» «Законодательство и практика эффективного управления имущественными комплексами (земельные участки, объекты недвижимости на ней и другие активы) Российской Федерации, в том числе с использованием формы государственно-частного партнерства». М., 2007.
2. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. М., 2010.
3. О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 332. Ст. 3301.
I.A. Filippova
The Analysis of the Investment Potential of Russia and Its Regions in Conditions of the Modern Crisis
The reasons of low activity of investors in Russia and its regions are defined. The basic factors that ensure improvement of investment attractiveness are marked out.
Key words and word-combinations: investment processes, investment activity, investment attractiveness.
Определяются причины низкой активности инвесторов в России и ее регионах. Выделены основные факторы, обеспечивающие повышение инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова и словосочетания: инвестиционные процессы, инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность.
УДК 330.332.01(076.8)
ББК 65.26
И.А. Филиппова АНАЛИЗ
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА
К лючевым понятием инвестиционной сферы является инвестиционный рынок, где осуществляется обращение инвестиционных продуктов в товарно-денежной форме. Но, несмотря на самоорганизующую роль рынка в инвестиционной сфере, он не в состоянии решить многие проблемы, связанные с активизацией инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Объем и структура привлекаемых инвестиций непосредственно зависят от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена этих активов, определяется спросом и предложением на инвестиционные товары.
Для нормального развития экономики каждого государства на макро-, мик-ро- и мировом уровнях необходимо постоянное поступление инвестиционных ресурсов. Состояние инвестиционной сферы определяет потенциал развития любой экономической системы. В рыночных условиях создание мощного потенциала инвестиционной сферы находится во власти всех предпринимательских структур, поскольку в своей деятельности они ориентированы на инновации и рыночный спрос. Российский инвестиционный потенциал выражается прежде всего в способности инвестиционной сферы реализовать возможности, содержащиеся в инвестиционных ресурсах, для достижения максимального положительного результата функционирования экономической системы.
Выделение понятия «инвестиционный потенциал» обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, часто это понятие отождествляется с понятием «инвестиционные ресурсы», хотя, на наш взгляд, этимология этих терминов различна. Но при этом следует заметить, что как явление «потенциал» невозможно раскрыть, не прибегая к понятию «ресурсы», которое придает качественную определенность (инвестиционному) потенциалу.
Во-вторых, понятие «инвестиционный потенциал» рассматривается как характеристика инвестиционной привлекательности. Более того, иногда понятия «инвестиционный потенциал», «инвестиционная привлекательность», «инвестиционный климат» используются как взаимозаменимые, что, как нам видится, является недопустимым. На наш взгляд, актуализация инвестиционного потенциала может иметь место лишь при определенных условиях, формируемых инвестиционным климатом.
Изложенное позволяет рассматривать понятие «инвестиционный потенциал» в качестве важнейшего свойства инвестиционной системы, проявляющегося в ее способности реализовать возможности, содержащиеся в инвестиционных ресурсах.
Немаловажную роль при анализе инвестиционного потенциала играет государство. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с помощью различных методов и способов воздействия. Например, современное государство посредством проведения целенаправленной финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением. Кроме того, государство имеет возможность в некоторой степени управлять поведением инвесторов на рынке инвестиционных товаров, обеспечивать конкретную структуру инвестиций, как отечественных, так и иностранных. Основной задачей государственной инвестиционной политики в плане поддержки инвесторов является создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности и увеличения инвестиционного потенциала.
Привлекательность современной инвестиционной среды России определяется прежде всего условиями налоговой, амортизационной, финансово-кредитной и таможенной политики государства. При этом для реальных и портфельных инвесторов имеют значение не только действующие в конкретный момент условия, но и ожидаемые перспективы их развития, степень стабильности политической и экономической, социальной ситуации в стране, в регионе и про-
чие факторы. Непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, а именно за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе совместно с иностранными инвесторами.
Однако эффективное использование инвестиционных ресурсов является, безусловно, одним из главных факторов, определяющих рост экономики в долгосрочной перспективе. В современных условиях высокие и устойчивые темпы экономического роста характерны обычно для стран с высокой нормой сбережения и значительной долей инвестиций в ВВП. Удельный вес валового сбережения в ВВП за 2000-2008 гг. представлен на рис. 1.
36,2 32,5 29,3 28,7 30,8 31,2 31,4 31,6 31,5
000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 1. Удельный вес валового сбережения в ВВП [1]
Действительно, инвестиции являются наиболее динамичным компонентом ВВП. В периоды экономического спада или непосредственно перед ним удельный вес инвестиций в ВВП и темпы их роста обычно снижаются. Напротив, индикатором нормализации экономической ситуации служат высокие темпы роста инвестиций, прежде всего инвестиций в основной капитал, что показано в табл. 1.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах) [1]
Год Млн руб. (до 1998 г. -млрд руб.) % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) % к 1990 г. (в сопоставимых ценах) % к 1995 г. (в сопоставимых ценах)
1990 249,1 100,1 100
1991 210,5 85,1 85,1
1992 2670,2 60,3 51,3
1993 27125 88,3 45,3
1994 108810 75,7 34,3
1995 266974 89,9 30,8 100
1996 375958 81,9 25,3 81,9
1997 408797 95,0 24,0 77,8
1998 407086 88,0 21,1 68,5
1999 670439 105,3 22,2 72,1
2000 1165234 117,4 26,1 84,6
2001 1504712 110,0 28,7 93,1
2002 1762407 102,8 29,5 95,7
2003 2186365 112,5 33,2 107,7
2004 2865014 113,7 37,8 122,4
2005 3611109 110,9 41,9 135,8
2006 4730023 116,7 48,9 158,4
2007 6716222 122,7 60,0 194,4
2008 8764864 109,8 65,8 213,5
Отношения валового накопления основного капитала к валовым сбережениям представлены на рис. 2.
О 100 -|
ф о с 46,6 58,1 61,2 63,9 59,5 56,9 59,0 66,8 69,5
20 00 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 2. Отношение валового накопления основного капитала к валовым сбережениям [1]
Важное значение имеет анализ нормы инвестирования в основной капитал
(рис. 3).
21,0
20,3
16,8
17,6
16,8
16,7
16,5
16,3
15.9
Рис. 3. Норма инвестирования в основной капитал [1]
Анализируя рис. 3, можно убедиться, что начиная с 2006 г. норма инвестирования постепенно увеличивается. Рассматривая динамику развития основных макроэкономических показателей, характеризующих инвестиционную деятельность, следует отметить, что после «провальных» 1990-х годов, когда инвестиционный спрос находился на самом низком уровне, постепенная стабилизация инвестиционной ситуации в экономике России началась с возрождения производства в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление в 20002008 гг. (табл. 2) [1].
Таблица 2
Анализ основных макроэкономических показателей
Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Валовой внутренний продукт, млрд руб. 7305,6 21625,4 26903,5 33111,4 41668,0
На душу населения, тыс. руб. 49,8 151,1 188,8 233,0 293,5
% к предыдущему году 110,0 106,4 107,7 108,1 105,6
Валовое накопление, млрд руб. 1365,7 4338,7 5748,8 8031,7 10642,5
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 1165,2 3611,1 4730,0 6716,2 8764,9
На душу населения, тыс. руб. 7,9 25,2 33,2 47,3 61,7
% к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 117,4 110,9 116,7 122,7 109,8
% к ВВП 15,9 16,7 17,6 20,3 21,0
Например, валовой внутренний продукт в 2000 г. составлял 7305,6 млрд руб., в 2008-м 41668,0 млрд руб., а валовое накопление соответственно 1365,7 и 10642,5 млрд руб. (см. табл. 2). Инвестиции в основной капитал в 2000 г. были 1165,2 млрд руб., в 2008-м 8764,9 млрд руб.; если рассматривать инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах, то в 1992 г. они были 60,3% к предыдущему году, в 2000 г. 117,4% к 1999 г., в 2008 г. 110,9% к 2007 г., а в первом полугодии 2009 г. 81,8% к 2008 г. При этом повышение масштабов сбережения в экономике обострило проблему трансформации накопления.
Кроме того, в 2000-2008 гг. негативное влияние на динамику инвестиций оказывали такие факторы, как замедление темпов роста прибыли, ускорение темпов инфляции и значительное повышение цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
Несмотря на относительно благоприятное сочетание конъюнктуры мировых цен и сохраняющегося эффекта девальвации, инвестиционный климат в 20012005 гг. оставался неблагоприятным. Сохранялись высокий уровень рисков и нестабильность законодательного поля. В результате на протяжении указанного периода вывоз капитала значительно превышал его ввоз, что объяснялось неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Сложность работы в российских условиях вынуждала иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке.
Слабое развитие прямых инвестиций не позволило промышленным предприятиям получить необходимые для модернизации и технического перевооружения производства ресурсы, поэтому конкурентоспособность продукции российского производства оставалась слишком низкой для успешной деятельности в рыночных условиях. Однако уже с 2006 г. прослеживается «потепление» инвестиционного климата.
В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность в непосредственной связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включая такие, как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России до 2020 года» и другие.
Несмотря на то что необходимость активизации инвестиционного процесса и увеличение инвестиционного потенциала декларируются в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Кроме того, в соответствии с принятой стратегией развития в сферу исследований и разработок закачиваются довольно значительные финансовые средства, но реально существующий уровень технологического развития российского производства не позволяет эффективно внедрить на практике инновации, которые должны генерироваться за счет выделяемых государством средств. В то же время средства, выделяемые на сферу НИОКР, по сути дела изымаются из производственной сферы и тем самым тормозят естественное развитие отечественной экономики.
В таких условиях возникает опасность, что к моменту, когда российское производство сможет реально востребовать создающиеся сегодня инновации, эти инновации уже успеют устареть и обесцениться. Даже в том случае, если создаваемые инновации будут внедрены, в условиях отсутствия соответствующей инфраструктуры и рынка сбыта прирост эффективности производства будет незначительным, в то время как изъятые инвестиционные суммы могли бы обеспечить больший прирост эффективности российской экономики при вложении в традиционные сферы.
В 2006-2007 гг. объем прямых иностранных инвестиций практически удвоился по сравнению с 2005 г. и достиг, по оценке Федеральной службы государственной статистики, 28 млрд долл. США. В 2008 г. иностранные инвестиции в экономику России составляли 103 769 млн долл. (табл. 3) [1, с. 151; 2, с. 29].
Таблица 3
Иностранные инвестиции в экономику России [1]
Инвестиции 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Млн долл. США 10958 19780 29699 40509 536451 55109 120941 103769
% к предыдущему В 2,2
году 114,6 138,7 150,1 136,4 132,4 102,7 раза 85,8
Современные условия экономического развития свидетельствуют о процессах динамической интеграции, которые сопровождают становление и развитие глобальной экономической системы. Они характеризуются высокими темпами ежегодных изменений таких макроэкономических показателей, как рост объемов мирового производства, мировой торговли, иностранных инвестиций, концентрации капитала, капиталоемкости научных исследований.
Устойчивая положительная динамика производства середины 2000-х годов, рост внутреннего и внешнего спроса позволили изменить ситуацию в инвестиционном секторе Российской Федерации. Вместе с тем характер результатов инвестиционной деятельности является одним из наиболее ярких свидетельств противоречивости итогов последних лет. В табл. 4 представлены основные показатели, с помощью которых можно охарактеризовать инвестиционную деятельность за период с 2000 по 2008 г. включительно [1].
Таблица4
Основные показатели, характеризующие результаты инвестиционной деятельности
Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Валовое накопление, млрд руб. 1365,7 4338,7 5748,8 8031,7 10642,5
% к предыдущему году (в постоянных ценах) 175,2 109,5 118,6 121,0 111,1
Удельный вес валового накопления основного капитала в ВВП, % 16,6 17,5 18,2 21,0 21,5
Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах), % 1,8 3,0 3,3 4,0 4,4
Из анализа табл. 4 видно, что валовое накопление за восемь лет изменилось практически в 8 раз, а коэффициент обновления основных фондов изменился на 2,6%, что является нормальной тенденцией.
Однако для развития инвестиционного потенциала необходимы конкретные источники. Основные показатели, с помощью которых можно охарактеризовать источники средств для инвестиций, представлены в табл. 5.
Таблица5
Общие показатели, характеризующие источники средств для инвестиций (в текущих ценах, млрд руб.)
Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Валовое сбережение 2641,6 6737,8 8436,3 10453,6 13140,1
Капитальные трансферты,
полученные от «остального мира»* 318,7 12,3 19,9 22,3 25,4
Капитальные трансферты,
переданные «остальному миру» (-)* 18,6 377,3 17,6 283,9 18,1
Итого 2941,7 6372,8 8438,6 10192,0 13147,4
* - включая прощение государственного внешнего долга.
Анализируя табл. 5, можно сделать вывод, что валовое накопление за восемь лет увеличилось на 24 985,5 млрд руб., или в 4,9 раза. Капитальные трансферты (полученные) уменьшились на 13,3 млрд руб., или в 3,5 раза, а переданные капитальные трансферты были минимальными в 2000, 2006, 2008 гг., максимальными в 2005 и 2007 гг. Если провести анализ основных составляющих инвестиционного потенциала, представленного национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА», то можно увидеть, что самый высокий инвестиционный потенциал на 1 января 2010 г. - у Москвы (доля в общероссийском потенциале за 2008-2009 гг. составляет 15,643%). Далее следует Санкт-Петербург - 5,207%. У Республики Татарстан - 2,147%, у Самарской области -2,039%, у Саратовской области - 1,115%, у Ульяновской области - 0,677%, у Чувашской Республики - 0,672%, на последнем месте - Ненецкий автономный округ - 0,126%. Если определить ранг инвестиционного потенциала по тем же субъектам РФ, то он за 2008-2009 и 2007-2008 гг. будет соответственно равен: в Москве 1-1, в Санкт-Петербурге 3-2, Республике Татарстан 7-8, Самарской области 12-10, Саратовской области 23-23, Ульяновской 49-49, Чувашской Республике 52-57.
При анализе инвестиционного потенциала целесообразно учитывать следующие составляющие: трудовой, потребительский, производственный, финансовый, институциональный, инновационный, природный, инфраструктурный, туристический потенциалы. Ресурсный потенциал инвестиционной деятельности представлен в табл. 6.
Таблица 6
Ресурсный потенциал для инвестиционной деятельности
Ресурсы 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Материально-вещественные ресурсы Наличие основных фондов по полной учетной стоимости (на начало года), млрд руб. 16605 38366 43823 54252 64546
Оборотные активы организаций* (на конец года; в текущих ценах), млрд руб. 5841 14316 17715 23282 30449
Трудовые ресурсы Численность экономически активного населения, млн человек 72,3 73,8 74,2 75,1 75,9
Уровень экономической активности населения в трудоспособном возрасте, % 78,2 76,9 76,8 77,3 78,6
Уровень занятости населения в трудоспособном возрасте, % 70,4 71,3 71,5 72,8 73,0
Распределение численности занятых в экономике по уровню образования, % высшее профессиональное 21,7 24,7 25,6 27,8 27,9
среднее профессиональное 28,6 25,4 25,6 25,9 26,5
начальное профессиональное 11,0 18,3 18,0 17,6 19,3
не имеют основного общего 2,0 0,7 0,5 0,4 0,5
Информационные ресурсы (Наука и инновации) Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки 4099 3566 3622 3957 3666
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, тыс. человек 887,7 813,2 807,1 801,1 761,3
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млрд руб. 154,6 545,5 714,0 916,1 1047,0
Уровень инновационной активности организаций, % 10,6 9,3 9,4 9,4 9,6
Денежные и финансовые ресурсы Доходы консолидированного бюджета**, млрд руб. 2097,7 8579,6 10625,8 13368,3 16003,9
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. 2281,1 8111,9 10196,0 12602,7 15135,8
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям, включая кредиты, предоставленные иностранным государствам***, млрд руб. 956,3 6212,0 9218,2 13923,8 19362,5
* - по данным бухгалтерской отчетности организаций, не относящихся к субъектам малого предприни мательства;
** - начиная с 2005 г. с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов;
*** - по данным Банка России.
В табл. 7 представлена структура инвестиционных ресурсов по институциональным секторам за 2000-2008 гг.
Таблица 7
Структура инвестиционных ресурсов по институциональным секторам (в процентах к итогу)
Институциональные сектора 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Корпорации 62,7 45,3 40,3 51,0
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства -1,4* 0,3 0,5 0,4
Домашние хозяйства 8,7 23,0 22,7 20,0
Государственное управление 30,0 31,4 36,5 28,6
Итого: 100 100 100 100
* - отрицательное значение сложилось за счет отрицательного сбережения.
Анализируя табл. 7, можно увидеть, что в настоящее время большая часть инвестиционных ресурсов сосредоточена в корпорациях (в 2007 г. - 51%; 28,6% - у государства и 20% - у домашних хозяйств.
В последние годы, даже несмотря на мировой экономический и финансовый кризис, в России наблюдалась постепенная активизация инвестиционных процессов и увеличение инвестиционного потенциала. В то же время в абсолютном выражении суммарный объем инвестиций явно не удовлетворяет реальной потребности российской экономики в финансовых средствах.
Можно выделить основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность и не позволяющие системно развиваться инвестиционным процессам: огромная зависимость национальной экономики, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
избыточные административные барьеры для предпринимательской деятельности;
недостаточная правовая защищенность отечественных и иностранных инвесторов;
высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение процентных ставок на финансовом рынке;
отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
неразвитость фондового рынка.
Однако наиболее серьезной проблемой, с точки зрения отечественных инвесторов, являются неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем стоят проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Отраслевые проблемы привлечения инвестиций в экономику России и создание мощного российского инвестиционного потенциала тесно связаны с острыми региональными проблемами многих субъектов РФ. В России возможности экономической регионализации и имеющиеся ресурсы были долж-
В.Ю. Мамонов
ным образом не задействованы во многом именно из-за недостаточного учета специфики региональных условий и факторов, что и стало одной из основных причин невысокой результативности рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.
Подводя основные итоги, можно отметить, что в качестве основных факторов, обусловивших повышение инвестиционной привлекательности и создания наиболее мощного инвестиционного потенциала в России в последние годы, можно назвать: сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы; улучшение финансового положения предприятий, даже несмотря на мировой финансовый кризис; рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары; увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов; снижение ставки рефинансирования Центрального Банка России; формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств.
Библиографический список
1. Инвестиции в России, 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009.
2. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. М., 2008.
V.Yu. Mamonov Innovative Technologies as a Factor of Competitiveness in Conditions
of the World Economic Crisis
The materials of researches on the role of innovative technologies in conditions of the global economic crisis are presented. On the basis of their systematization key conditions and specificity of their introduction at an enterprise are identified. The model of innovative process is based.
Key words and word-combinations: competition, competitiveness, innovative technologies, economic crisis.
Представлены материалы исследований по изучению роли инновационных технологий в условиях мирового экономического кризиса. На основе систематизации выявлены основные условия и специфика внедрения их на предприятии. Обоснована модель инновационного процесса.
Ключевые слова и словосочетания: конкуренция, конкурентоспособность, инновационные технологии, экономический кризис.
УДК 339.137.22 ББК 65.011.151
В.Ю. Мамонов
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
^Зпецифика экономических отношений сегодня такова, что одним из главных фактором конкурентоспособности компаний на рынке являются постоянные инновации. Это обусловлено снижением платежеспособности населения, а также резким сокращением жизненного цикла товаров и услуг.
Настроенность фирмы на постоянные инновации и эффективное управление ими