Научная статья на тему 'Система управления интеллектуальным капиталом предприятия'

Система управления интеллектуальным капиталом предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1106
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTELLECTUAL CAPITAL / MANAGEMENT OF HUMAN RESOURCES / MODERN BUSINESS STRUCTURES / MANAGEMENT OF INTELLECTUAL CAPITAL / MANAGEMENT OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Мариана, Дьякона Валентина, Димитрова Севдалина

In the varying business environment dynamic and sometimes not determined, the competitive advantage of economic subject is crucial. The more and more often discussed in the public is the theme of the added value that brings intellectual capital. And since in this vast area, despite the admirable developments, there are still gaps, our scientific searches are focused on opportunities to effectively manage this capital through the applicability of a complex management system. Thus, the aim of our research is the creation of an adequate system for effective management of the intellectual capital in a dynamic business environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Мариана, Дьякона Валентина, Димитрова Севдалина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления интеллектуальным капиталом предприятия»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Петрова Мариана, проф.д-р Дьякона Валентина, MBA Димитрова Севдалина, проф. д. эк.н.

Болгария, Велико Тырново, Великотырновский университет им. Святых Кирилла и Мефодия Латвия, Рига, ISMA Высшая школа менеджмента информационных систем Болгария, Велико Тырново, Национальний Военний Университет „Васил Левски"

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received 20 January 2016 Accepted 29 January 2016 Published 28 February 2016

KEYWORDS

intellectual capital, management of human resources, modern business structures, management of intellectual capital,

management of knowledge.

In the varying business environment - dynamic and sometimes not determined, the competitive advantage of economic subject is crucial. The more and more often discussed in the public is the theme of the added value that brings intellectual capital. And since in this vast area, despite the admirable developments, there are still gaps, our scientific searches are focused on opportunities to effectively manage this capital through the applicability of a complex management system. Thus, the aim of our research is the creation of an adequate system for effective management of the intellectual capital in a dynamic business environment.

© 2016 The Authors.

Эффективное управление интеллектуальным капиталом предприятия не возможно без построения действенной системы, в основу функционирования которой положены прогрессивные, научно обоснованные принципы и подходы. Деятельность системы управления интеллектуальным капиталом предприятия должна быть направлена на повышение его конкурентоспособности, максимизацию ценности интеллектуального капитала и организации в целом, интеллектуализацию трудовой деятельности и повышение стоимости нематериальных активов, формирование условий для непрерывного развития.

Не смотря на то, что различные вопросы, связанные с интеллектуальным капиталом на микроуровне изучены и детально представлены в научных работах (Brooking, 1998), (Edvinsson & Malone, 1997), (Гршнова, 2014), (Тесленко, 2014) и (Янковский, 2014). Эффективной системы управления интеллектуальным капиталом предприятия, отвечающей всем требованиям современного информационного общества, позволяющей адекватно предупреждать все угрозы и в полной мере реализовывать все возможности, возникающие в условиях «новой экономики», разработано не было. Именно поэтому мы сосредоточим наше внимание к изучению сложной системы для управления интеллектуальным капиталом предприятий в динамичной бизнес-среде, которая определяет цель наших научных поисков в данной публикации.

В современных условиях латвийские предприятия сталкиваются с множеством проблем, являющихся последствиями интеграции в единое экономическое пространство ЕС. Массовый отток наиболее креативного и обладающего конкурентоспособными знаниями и навыками персонала в страны ЕС с более высоким уровнем дохода обусловил значительное уменьшение национального интеллектуального капитала, снижение инвестиций в НИОКР, нарастание кризисных явлений в наукоемких сферах производства.

Следует отметить, что по результатам опроса, проведённого в октябре-ноябре 2015 г. ведущим интернет-предприятием по отбору персонала CV-Online в странах Балтии, с учетом ситуации на рынке труда, конкуренции и недостатка хорошего, соответствующего требованиям работодателей, персонала, «борьба за таланты» станет еще более жесткой, чем в прошедшие годы. Более трети работодателей в Прибалтике планируют повысить зарплаты, чтобы удержать уже имеющихся сотрудников и создать привлекательные условия для потенциальных.

Увеличить зарплаты планируют 40% работодателей Латвии, что на 4% больше чем в 2014 г. Чаще всего это решение работодатели обосновывали тем, что хотят мотивировать своих работников и впредь работать на данном предприятии. В свою очередь, 26% работодателей планирует оставить зарплаты на текущем уровне, а 7% признало, что отдельных работников ждет повышение зарплаты, а для некоторых она будет снижена. Лишь 1% работодателей отметили, что в следующем году зарплаты будут снижены.

Дальнейшая интеллектуализация трудовой деятельности в условиях «новой экономики», необходимость эффективного управления интеллектуальным капиталом и повышения стоимости нематериальных активов, в также получения конкурентных преимуществ в «борьбе за таланты», обуславливают целесообразность и необходимость построения системы управления интеллектуальным капиталом.

Объектом управления данной системы является интеллектуальный капитал предприятия, субъектами управления - менеджмент предприятия, HR-департамент, отдел по вопросам интеллектуальной собственности, департамент экономической безопасности.

Целью создания системы управления интеллектуальным капиталом является переведение управления информацией и знаниями в правовую и экономическую плоскость. При этом обеспечивается (Блинов, 2013):

- максимально эффективное использование информации и знаний в хозяйственной деятельности организации;

- повышение рыночной стоимости фирмы;

- закрепление юридических прав на объекты интеллектуальной собственности за их авторами;

- использование интеллектуального капитала работников организации и на основе этого построение системы материального и нематериального стимулирования;

- создание системы охраны объектов интеллектуальной собственности;

- создание системы оценки и учета интеллектуального капитала работников, подразделений и организации в целом.

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что построение системы управления интеллектуальным капиталом должно базироваться на таких принципах (Садыкова, 2009) и (Петров, 2016) системность, комплексность, целостность, цикличность, равновесие, адаптивность. Рассмотрим детальнее каждый из этих принципов.

Принцип системности предполагает исследование экономических явлений и процессов как сложных систем с функционально-структурным строением элементов, взаимосвязи и взаимообусловленности их составляющих. Этот принцип базируется на использовании категории «система» как единства взаимосвязанных элементов, которые действуют для достижения единой цели. Системность, как понятие кибернетического порядка, требует исследования объекта как единого целого, единой системы, включающей различные составляющие элементы, которые находятся в определенном взаимодействии (Сироткин&Кельчевская, 2009). Исходя из этого принципа, в процессе построения системы управления интеллектуальным капиталом важным является четкое определение ее объектов, субъектов и структуры.

Принцип комплексности предполагает учет всех факторов, исследование зависимостей, оценку входных параметров, их изменения и развития на примере исследуемого объекта в пространстве и времени по количественным и качественным признакам и выходным (результативным) параметрам этого процесса. Таким образом, при построении системы управления интеллектуальным капиталом необходимо учитывать множество внешних и внутренних факторов, влияющих на различные аспекты ее функционирования.

Принцип целостности предполагает ориентацию системы управления интеллектуальным капиталом на обеспечение единства элементов, каждый из которых играет свою частичную роль, важную для всей системы. Именно целостность, как интегрирующая способность, очень важна для построения комплексной системы управления интеллектуальным капиталом и может обеспечить эффективное управление интеллектуальным капиталом.

Принцип цикличности предполагает, что система управления интеллектуальным капиталом предприятия функционирует нелинейно.

Принцип адаптивности предполагает соответствие системы управления интеллектуальным капиталом изменениям в современной неустойчивой, нестабильной среде, в

которой процессы интеллектуализации труда, формирования информационного общества и «новой экономики» сочетаются с кризисными явлениями в социально-трудовой сфере, увеличением численности мигрантов в странах ЕС. Принцип равновесия предполагает гармоничное сочетание компонентов системы управления интеллектуальным капиталом между собой.

Использование рассмотренных выше принципов позволяет построить действенную систему управления интеллектуальным капиталом, обеспечивающую его постоянное возрастание и приумножение, формирование конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочном периоде, а также проведение успешных организационных изменений в ответ на постоянно изменяющиеся условия внешней среды.

Разработанная нами система управления интеллектуальным капиталом предприятия объединяет подсистему управления человеческим капиталом, подсистему управления структурным капиталом и подсистему управления рыночным капиталом (рис. 1).

OÖVtVT МГРЧЛеШ

XK7tz.z игу uaä ПГ.УП1Г. пумгритхх

CvÖMVT лвра».1иоц:>и14азгаг: zjiszjwmu. HR-2tztf7üi*m. OTjts so юзро:» xx' i." ory ir.u<: i :0{СЛСП9СЛЕ

Система управление иите.тл е toy а ль кы м капиталом предприятия

Принцтш состроена :х~цосо:ту ^озгэюгу дцлстног^. puH0M-:zt.

азпяваося

ПОЗЗКГТ«!! •••ДИЛ-К'.П tir.otftxaot Kzmrv.OM

Подактоа •.•праг.ягт сфуктурниы у gom.~ ом

•■т^и.-^са рыяочхьш ыдиплом

- яеЕыгзнагуроЕкх ' - капитан »ффалаис-?

обрамыжп. влюль ;о£зжн npsi

шшшщт ишяи ШТ&ТЛЯ^'Уа ВС8

- форинрссзкж Собтлэиол!

деобходшых - со*5рп*вл*о»зя»г

арсф зссаэкга пых технологии

пронаозсты

- ач-фмши Towpci и устуг;

эффовяной.

ораэгтироынжй

юр*:улъ?ат р^курсэин. запита

уорпоретавой ознных

культуры; - ЭЭЕЫ2Л2К1К

- Зфф^ШБНОПИ

>иншш cyntcnyionei

.•7УШП.И1ГТ01: структуры

- НР.-брагаиг; мангоита

■ аестрс^ии - эогы&яоа*

>фф«тажй ЭффЯС7ИЕВСС7И

ЗГТ&Я1 акт«кы

юявтш жоаодомской , мишлкта

>ффзтаж>г '•тзрзьлзше бргкзоы ко1свкииа sä

цуг nor о&саиеюи долгосрочных зе-сЕых

Е ¿ХДООТНОП эош С K.-DHH7XVSI Н

паггагтиттшг эехышшм

затгако! алаш

ШфУ *7ИЯГ 1 И CCUTS.

Рис. 1. Система управление интеллектуальным капиталом предприятия

В рамках подсистемы управления человеческим капиталом реализуются такие функции:

- Повышение уровня образования, квалификации персонала;

- Формирование необходимых профессиональных знаний;

- Построение эффективной, ориентированной на результат корпоративной культуры;

- Привлечение уникальных специалистов;

- Построение эффективной системы мотивации.

- В рамках подсистемы управления структурным капиталом реализуются такие функции:

- Защита и эффективное использование прав интеллектуальной собственности. В системе нематериальных активов права интеллектуальной собственности имеют очень высокую ценность, а в отдельных отраслях - решающее значение для эффективной деятельности предприятия. Защита интеллектуальной собственности является приоритетной задачей в условиях «новой экономики», в которой интеллектуальный капитал предприятия становится его главной ценностью, уникальным активом.

Мировой опыт подтверждает, что эффективный механизм охраны прав интеллектуальной собственности является важным элементом экономической политики, направленной на стимулирование и развитие научных исследований, внедрения инноваций и ускорения научно-технического прогресса; способствует привлечению инвестиций в инновационные проекты, росту занятости, повышению экономического благосостояния населения той или иной страны; стимулирует развитие международной торговли, играет важную роль в повышении конкурентоспособности национальных экономик в глобальном рыночной среде. Вместе с тем и в связи с этим охрана прав интеллектуальной собственности превращается в глобальную проблему, связанную с экономической безопасностью отдельных государств, требует стратегических подходов к ее решению на наднациональном уровне (Базилевич, 2008).

- Совершенствование технологии производства товаров и услуг. В условиях высококонкурентного рынка именно выпуск новых товаров обеспечивает лояльность потребителей к продукции предприятия. Без совершенствования технологии производства товаров и услуг, развитие на существующем рынке и поиск новых рынков является практически невозможным. Поэтому данная сфера требует значительных инвестиций, но прежде всего необходим персонал, способный осуществлять инновационные разработки.

- Управление информационными ресурсами, защита данных. Сегодня ни у кого нет сомнений, что вопрос информационной безопасности требует повышенного внимания. Так, по результатам исследования PWC, средний ущерб крупных организаций от кибератак составляет около 5 млн. долл. в год. В связи с этим обеспечение защиты информации становится особо приоритетной задачей, в которую бизнес инвестирует все больше ресурсов. Согласно прогнозам компании Gartner, в 2015 году расходы корпораций на IT-безопасность увеличатся на 8,2% - до 76,9 млрд. долл. (Янковский, 2014).

Следует отметить, что Латвия в 2015 г. занимает 7 место в Глобальном индексе кибербезопасности (Global Cybersecurity Index & Cyberwellness Profiles, 2015), Эстония - 5 место, Литва - 14 место, США - 1 место, Канада - 2 место, Австралия, Малайзия и Оман - 3 место. Уровень кибербезопасности был проанализирован в рамках пяти категорий: юридические меры, технические меры, организационные меры, укрепление потенциала и сотрудничество.

На предприятиях надежную защиту информации обеспечивают современные информационные системы. Кроме того усилия HR и IT-департамента должны быть направлены на повышение лояльности персонала, своевременный поиск и нейтрализацию внутренних и внешних угроз.

- Повышение эффективности существующей структуры менеджмента. Поиск новых методов принятия управленческих решений, адаптация существующей системы управления предприятием к изменяющимся условиям должна осуществляться постоянно. Для этого необходим мониторинг бизнес-среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность, и проведение своевременных организационных изменений.

- В современных условиях структуры управления становятся все более гибкими, адаптивными. При проведении организационных мероприятий по повышению эффективности существующей структуры менеджмента нужно учитывать множество факторов внешней и внутренней среды, интересы всех ключевых стейкхолдеров предприятия, а также иметь четкий стратегический план развития.

- Повышение эффективности системы экономической безопасности. Система экономической безопасности должна способствовать предупреждению угроз деятельности предприятия, обеспечивать защиту информации и всех активов предприятия, в том числе его наиценнейшего актива - интеллектуального капитала по всем его составляющим. Основными

направлениями обеспечения экономической безопасности субъекта хозяйствования являются: защита материальных и финансовых ресурсов; физическая защита персонала и эффективное его управление; защита интеллектуальной собственности; защита информационных ресурсов.

Результатами развития структурного капитала могут быть экономия времени на выполнение одной и той же работы, мгновенное подключение специалистов и базы знаний предприятия к решению проблем в любом месте и любой отрасли, повышение эффективности управления знаниями, автоматизация различных областей деятельности предприятий, организация эффективного взаимодействия между всеми участниками производственного процесса. Для повышения эффективности использования и развития структурного капитала необходимо формирование такой организационной структуры, которая была бы ориентирована на интенсивный обмен знаниями внутри компании.

В подсистемы управления рыночным капиталом реализуются функции:

- Эффективное управление брендом компании и ее фирменными марками.

- Обеспечение долгосрочных деловых взаимоотношений с клиентами и поставщиками.

Для эффективного управления взаимоотношениями с клиентами современные предприятия используют CRM-системы (Customer Relationship Management или Управление отношениями с клиентами).

CRM-система является прикладным программным обеспечением, предназначенным для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путем сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.

Внедрение CRM-системы дает компании множество преимуществ, обеспечивая построение долгосрочных деловых взаимоотношений с клиентами и поставщиками и возрастание конкурентоспособности на этой основе.

- Повышение эффективности деятельности системы маркетинга и сбыта. Рост экономических показателей деятельности предприятия невозможен без повышения эффективности деятельности системы маркетинга и сбыта, которое обеспечивается не только за счет наличия долгосрочных деловых взаимоотношений с клиентами, но главным образом -благодаря уникальным специалистам в сфере маркетинга и продаж.

Формирование и развитие рыночного капитала прежде всего связано с развитием капитала отношений, которое предусматривает прежде всего создание эффективной системы коммуникаций с клиентами, поставщиками и партнерами для укрепления отношений и привлечения новых постоянных клиентов. Одним из основных инструментов развития клиентского капитала является совершенствование базы данных о клиентах и потребителях, об их предпочтениях, что выступает одним из факторов конкурентоспособности компании. Формирующийся таким образом капитал отношений компании способствует повышению качества обслуживания потребителей. В рамках развития клиентского капитала возможно создание альянсов с конкурентами и потребителями. При этом клиентский капитал увеличивается за счет получения информации о конкурентах или потребителях, о способах организации их бизнеса, неявных знаниях персонала (Ковалев, 2003).

Важным аспектом имплементации системы управления интеллектуальным капиталом является оценка ее эффективности. В данном случае применимы известные методики оценки инвестиционных проектов (Кинзябулатов, 2015), (Виленский, Лившиц,& Смоляк, 2008), (Мильнер, 2009), (Янковский, 2014) и (Nenkov, 2014). В качестве дохода от инвестиций, обеспечивающих формирование интеллектуального капитала, рассматривается дополнительный доход предприятия, полученный за счет внедрения инноваций. При этом, основными показателями, которые могут быть использованы для проведения оценки эффективности системы управления интеллектуальным капиталом, являются: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, срок окупаемости (без учета и с учетом дисконтирования). Учитывая долгосрочный характер инвестиций в формирование интеллектуального капитала, дисконтирование является необходимым инструментом оценки эффективности данных капиталовложений. Важным является также

выбор ставки дисконтирования, адекватно отображающей существующую рыночную ситуацию и учитывающую особенности интеллектуального капитала как объекта оценки.

Таким образом, предложенная система управления интеллектуальным капиталом позволит имплементировать в деятельность предприятия прогрессивные подходы современного менеджмента активов, будет способствовать повышению эффективности формирования и использования интеллектуального капитала на микроуровне, увеличению стоимости активов предприятия, обеспечению непрерывного человеческого развития персонала, активизации инновационной деятельности и увеличению числа инновационных разработок. Деятельность каждой из подсистем управления интеллектуальным капиталом должна способствовать достижению общих целей системы, эффективному формированию, использованию и сохранению интеллектуального капитала в долгосрочном периоде.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Базилевич В.Д. (2008). 1нтелектуальна власшсть: креативи метафiзичного пошуку: моногр. В.Д. Базилевич, В.В. 1лын., К.: Знання. 687.

2. Блинов А.О. (2013). Дресвянников В.А. Управленческое консультирование. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 212.

3. Bratt Minchington. (2006). You're Employer Brand: Attract, Engage, Retain - CLA, Collective Learning Australia. 232.

4. Brooking A. (1998). Corporate Memory: Strategies for Knowledge Management. International Thomson Business.1998. 231-264.

5. Виленский П., Лившиц В.& Смоляк С. (2008). Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М.: Дело. 888.

6. Гапоненко А.Л. & Орлова Т.М. (2008). Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо. 400.

7. Гршнова О.А. (2014). Людський, штелектуальний i сощальний каштал Украши: сутшсть, взаемозв'язок, оцшка, напрями розвитку . О.А. Гршнова. Соцiально-трудовi вщносини: теорiя та практика. № 1. 34-40.

8. Global Cybersecurity Index & Cyberwellness Profiles. (2015). [Electronic resouse]. Avaliable at: http://www.itu.int/pub/D-STR-SECU-2015

9. Edvinsson L. & Malone M. (1997). Intellectual Capital: The Proven Way to Establish Your Company's Real Value by Measuring Its Hidden Brain power. N. Y.: Harper Business. 225.

10. Тесленко И.Б.& др. (2014). Интеллектуальный капитал и инновационное развитие региона: Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых; Фин. ун-т при Правительстве РФ. Владимир: Изд. ВлГУ. с.114, 118.

11. Кинзябулатов Р. (2015). Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать? [Электронный ресурс] .http://habrahabr.ru/post/249633/.

12. Ковалев В.В. (2003). Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика. 144.

13. Мильнер Б.З. (2009). Управление знаниями в инновационной экономике: учебник. М. Экономика. 599.

14. Петров В. (2016). Исследование: в 2016 году прогнозируется рост числа рабочих мест и зарплат [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://baltnews.lv/riga_news/20151201/1015070238.html.

15. Садыкова Г. (2009). Как компании оценить собственный HR-бренд [Электронный ресурс]. http://hrbrand.ru/2008/conversations/23/.

16. Сироткин, С.А.& Кельчевская Н.Р. (2009). Экономическая оценка инвестиционных проектов: учебник. 2-е изд. М.: Юнити-Дана. 287.

17. Stewart A. (1997). Intellectual Capital. The new wealth of organizations. 261.

18. Янковский А. (2014). Кибербезопасность: на что глобальные компании потратят $76,9 млрд. [Электронный ресурс]. http://delo.ua/tech/kiberbe zopasnost-na-chto-globalnye-kompanii-potratjat-769-mlr-284705/ © delo.ua.

19. Nenkov, N. (2014). Identification of project ideas for practical applications of models and algorithms of artificial intelligence. Monograph. Edited by I. Spica. 6 [vol.]. Riga: Scientific institution Business competence Centre, 150 - 164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.