УДК 338
Д. В. Гаврилов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческий капитал, организационный капитал, потребительский капитал,
интеллектуальные ресурсы.
В статье рассматривается понятие и классификация интеллектуального капитала с позиций инновационного развития организации, а также основные основа его формирования с позиции повышения конкурентоспособности. Приведены характерные особенности элементов интеллектуального капитала и условия его воспроизводства.
Key words: intellectual capital, human capital, assets of a company, consumer assets, intellectual asssets.
In the article we are covering the definition and classification of intellectual capital from the perspective of a company's innovative development as well as the essentials of its formation from the perspective of competitive recovery. We have presented specific features of the elements of intellectual capital and its reproduction conditions.
Рациональное и эффективное
использование интеллектуальных ресурсов сегодня становится основой успешного менеджмента организации, когда глобальное развитие коммуникаций выводит процесс обмена знаниями на качественно новый уровень.
Информированность, быстрота адаптации к меняющимся условиям на рынке технологий, способность выявления потребительских предпочтений в перспективе становятся неотъемлемыми критериями современной инновационной компании [9].
Система управления интеллектуальным капиталом предусматривает постоянное
самообновление и развитие, поиск наиболее эффективных форм применения имеющихся ресурсов и реализации социально-экономических обязательств компании в целях стабильного наращивания прибавочного продукта и последующего использования дохода на очередной вклад в развитие интеллектуальных источников роста организации [1].
Функционирование организации
обеспечивается беспрерывным взаимодействием финансового, производственного и трудового капиталов, объем вовлечения каждого из которых будет оказывать прямой эффект на количество созданного продукта, общественная ценность и инновационность которого будет обеспечиваться интеллектуальным капиталом, выступающим в роле центрального звена, коррелирующего с прочими видами активов на каждом этапе производства.
Общепринятая классификация элементов интеллектуального капитала определяет в его составе человеческий, организационный и клиентский (потребительский) капиталы.
Человеческий капитал - это совокупность творческих способностей, знаний и социальных связей, накапливаемых субъектом в период своего профессионального развития, адаптация и применение которых через эмоционально-психологический аппарат к окружающему
экономическому пространству способствует накоплению интеллектуального капитала и развитию кадрового потенциала организации. Следует отметить и обратное, что накоплению человеческого капитала способствует и эффективное использование интеллектуального капитала, используемого для развития сотрудников с применением новейших методик обучения, организации корпоративных социальных сетей и мероприятий [2].
Организационный капитал - это система реализации интеллектуального потенциала организации во внешней и внутренней среде ее функционирования посредством уникальной организационной и программно-технической структуры, интеллектуальной собственности и внутреннего эмоционально-психологического
климата в коллективе, формируемого под воздействием корпоративной культуры.
Клиентский или потребительский капитал -это проявление интеллектуального компонента деятельности организации во взаимоотношениях с ее клиентами, выраженный в исторически сложившемся социально-политическом образе в глазах общественности, а также устойчивых связях с потребителями, в совокупности влияющих на бренд компании, являющийся, в свою очередь, гарантом ценности и перспективности данного капитала [5].
Инновационное развитие организации обусловлено движением интеллектуального капитала, проходящем в своем жизненном цикле три этапа. На первом этапе определенный объем финансовых активов используется для приобретения и развития элементов интеллектуальной инфраструктуры экономической системы. На втором этапе указанные элементы создают основу интеллектуального компонента в производимой инновационной продукции. Третий этап характеризуется использованием
интеллектуальных активов на стадии маркетинга для извлечения прибыли за счет присутствующей в продукте интеллектуальной ренты[7]. Часть
полученного дохода направляется вновь на финансирование развития интеллектуального потенциала сотрудников, маркетинговые исследования и т.д., образуя полный круг движения интеллектуального капитала. Принимая во внимания синергетический характер
взаимодействия интеллектуальной составляющей и производственного цикла, каждый этап кругооборота должен сопровождаться
преимущественно увеличением финансирования нематериальной составляющей инновационной деятельности.
Формирование, накопление и развитие интеллектуального капитала внутри организации имманентно инновационному развитию, как на ее локальном уровне, так и на уровне государства в целом. Теме инновационного развития государства уделяется особое внимание со стороны исследователей интеллектуального капитала. Среди приоритетных направлений такого развития выделяют:
- использование геоэкономического потенциала для создания и развития государственных инновационных систем;
- создание государственного механизма гармоничной правовой защиты интеллектуальных прав, предусматривающей отстаивание интересов правообладателей при этом не допуская консервации технологий;
- формирование единой системы инновационного развития на стадиях научных исследований, апробации полученных результатов, производства, реализации инновационной продукции, а также инвестирование в развитие человеческого капитала;
- обеспечение высокого уровня привлекательности рабочих мест в государственных научных учреждениях.
Нынешняя экономика находится на той стадии развития, когда интеграция национальных и транснациональных хозяйственных систем обуславливает необходимость эффективного и разумного использования природных ресурсов. В этих условиях глобальный характер экономического взаимодействия задает новые критерии позитивного развития, характеризующиеся в виде интеллектуальных компетенций - инструмента по созданию широких возможностей для организации, способной правильно их применить.
Интеллектуальный капитал, являясь результатом генезиса остальных форм капитала, представляет собой уникальный актив, имеющий определенные функции:
- координация и управление жизненным циклом товара на всех его стадиях: производства, реализации и потребления;
- формирование творческой составляющей в умственной деятельности научных работников, управляющих, сотрудников, участвующих в производстве и реализации продукта;
- создание и развитие нематериальных форм активов предприятия.
Система управления интеллектуальным капиталом предусматривает постоянное самообновление и развитие, поиск наиболее эффективных форм применения имеющихся ресурсов и реализации социально-экономических обязательств компании в целях стабильного наращивания прибавочного продукта и последующего использования дохода на очередной вклад в развитие интеллектуальных источников роста организации.
Согласно идеям Э. Брукинга, термин «интеллектуальный капитал используется для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать, усиливая конкурентные преимущества». В качестве элементов интеллектуального капитала он рассматривает:
- человеческие активы (совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков);
- интеллектуальную собственность;
- инфраструктурные и рыночные
активы.
Дж. К. Гэлбрейт [4] в своих трудах сформулировал интеллектуальный капитал как нечто большее, чем «чистый интеллект» человека, и предполагающий определенную интеллектуальную деятельность.
Основоположниками исследуемой
категории в Российской Федерации являются: Багов В. П., Беляева И. Ю., Иноземцев В. Л., Леонтьев Б. Б., Селезнев Е. Н., Эскиндаров М. А. и др.
Под интеллектуальным капиталом Леонтьев Б. Б. подразумевает стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные навыки и способности, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами [3]. По мнению Леонтьева Б. Б., основной функцией интеллектуального капитала является ускорение прироста объема прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые в свою очередь обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность.
Иноземцев В. Л. рассматривает интеллектуальный капитал как «информацию и знания, которые являются специфическими факторами по своей природе и формам участия в производственном процессе в пределах организации и принимают облик интеллектуального капитала». В соответствии с подходом Иноземцева В. Л., к элементам интеллектуального капитала относятся [8]:
- человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способностей' к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям;
- структурный капитал (лицензии,
патенты,электронные сети, торговые марки, организационную структуру, базы данных).
Эскиндаров М. А. определяет понятие интеллектуального капитала как систему отношений различных экономических субъектов по поводу рационального, устойчивого его воспроизводства на основе прогрессивного развития науки в целях производства конкретных товаров, услуг, дохода, повышения жизненного уровня, решения проблемы неравномерности мирового и регионального развития на основе персонифицированных экономических интересов субъектов.
Анализ подходов различных авторов к исследованию данного вопроса позволяет сделать вывод, что все они сходятся во мнении относительно категории интеллектуального капитала как особого актива, так или иначе соотносящимся явлением неосязаемого ресурса, способствующего развитию организации. Обобщение различных определений указанных авторов представляет интеллектуальный капитал как одну из форм капитала организации, выступающего в виде совокупности человеческого, организационного и клиентского капиталов, синергетическое взаимодействие которых способствует достижению конкурентных преимуществ в инновационно развивающейся экономике.
Капитал организации включает
производственный, финансовый, трудовой и интеллектуальный капиталы. Функционирование организации обеспечивается беспрерывным взаимодействием финансового, производственного и трудового капиталов, объем вовлечения каждого из которых будет оказывать прямой эффект на количество созданного продукта, общественная ценность и инновационность которого будет обеспечиваться интеллектуальным капиталом, выступающим в роле центрального звена, коррелирующего с прочими видами активов на каждом этапе производства.
Общепринятая классификация элементов интеллектуального капитала определяет в его составе человеческий, организационный и клиентский (потребительский) капиталы.
Человеческий капитал - это совокупность творческих способностей, знаний и социальных связей, накапливаемых субъектом в период своего профессионального развития, адаптация и применение которых через эмоционально-психологический аппарат к окружающему экономическому пространству способствует накоплению интеллектуального капитала и развитию кадрового потенциала организации. Следует отметить и обратное, что накоплению человеческого капитала способствует и эффективное использование интеллектуального капитала, используемого для развития сотрудников с применением новейших методик обучения, организации корпоративных социальных сетей и мероприятий. Кроме того, в отличие от капитала организационного и потребительского,
человеческий капитал юридически не закреплен за организацией, что делает его собственным ее ресурсом в пределах времени работы сотрудника.
Организационный капитал - это система реализации интеллектуального потенциала организации во внешней и внутренней среде ее функционирования посредством уникальной организационной и программно-технической структуры, интеллектуальной собственности и внутреннего эмоционально-психологического
климата в коллективе, формируемого под воздействием корпоративной культуры. Иными словами, это преимущественно внутрифирменный интеллектуальный ресурс, формируемый креативной умственно-созидательной
деятельностью менеджмента, в том числе в форме юридически закрепленной интеллектуальной собственностью.
Клиентский или потребительский капитал -это проявление интеллектуального компонента деятельности организации во взаимоотношениях с ее клиентами, выраженный в исторически сложившемся социально-политическом образе в глазах общественности, а также устойчивых связях с потребителями, в совокупности влияющих на бренд компании, являющийся, в свою очередь, гарантом ценности и перспективности данного капитала.
По мнению автора, капитал микросоциальных сетей является звеном системы интеллектуального капитала, дополняющим его структуру и отражающим связь и взаимообусловленность организационной капитала, человеческого и клиентского.
Капитал микросоциальных сетей - это результат взаимодействия сотрудников организации в рамках сознательно выстроенных и определенным образом упорядоченных социальных групп, проявляющий себя в виде синергетического эффекта от интеграции человеческих знаний и навыков и созданного менеджментом необходимого эмоционально-психологического фона.
Интеллектуальная собственность - это юридически закрепленный за организацией и имеющий денежную оценку в бухгалтерском учете результат интеллектуальной деятельности сотрудника, либо иного лица.
Инновационное развитие организации обусловлено движением интеллектуального капитала, проходящем в своем жизненном цикле три этапа. На первом этапе определенный объем финансовых активов используется для приобретения и развития элементов интеллектуальной инфраструктуры экономической системы [6]. На втором этапе указанные элементы создают основу интеллектуального компонента в производимой инновационной продукции. Третий этап характеризуется использованием
интеллектуальных активов на стадии маркетинга для извлечения прибыли за счет присутствующей в продукте интеллектуальной ренты. Часть полученного дохода направляется вновь на финансирование развития интеллектуального потенциала сотрудников, маркетинговые
исследования и т.д., образуя полный круг движения интеллектуального капитала. Принимая во внимания синергетический характер
взаимодействия интеллектуальной составляющей и производственного цикла, каждый этап кругооборота должен сопровождаться
преимущественно увеличением финансирования нематериальной составляющей инновационной деятельности. Кроме того, с увеличением доли интеллектуальной составляющей в производимом продукте, возрастает прибавочная стоимость. Таким образом, в воспроизводстве интеллектуального капитала ключевую роль играют человеческие ресурсы, используемая интеллектуальная собственность и финансовые средства. Среди оказывающих влияние на формирование капитала следует также указать факторы внешнего воздействия, такие как рыночная инфраструктура, состояние инновационной, научно-технической и геополитической среды функционирования организации.
Поскольку формирование
интеллектуального капитала требует
систематических финансовых вложений, обозначим некоторые особенности инвестирования в данный актив:
- экономическая эффективность инвестиций в интеллектуальный капитал в долгосрочной перспективе выше, чем у инвестиций в иные формы капитала, поскольку ценность условной единицы последнего обратно пропорционально времени дальнейшего существования организации вне инновационного развития;
- характер инвестирования в интеллектуальный капитал во многом зависит от культурных особенностей, как внутри конкретной организации, так и на национальном уровне;
- экономический эффект от инвестиций в интеллектуальный капитал обусловлен продолжительностью трудовой активности его обладателя.
Формирование, накопление и развитие интеллектуального капитала внутри организации имманентно инновационному развитию, как на ее локальном уровне, так и на уровне государства в целом. Теме инновационного развития государства уделяется особое внимание со стороны исследователей интеллектуального капитала. Среди приоритетных направлений такого развития выделяют:
- использование геоэкономического потенциала для создания и развития государственных инновационных систем;
- создание государственного механизма гармоничной правовой защиты интеллектуальных
прав, предусматривающей отстаивание интересов правообладателей при этом не допуская консервации технологий;
- формирование единой системы инновационного развития на стадиях научных исследований, апробации полученных результатов, производства, реализации инновационной продукции, а также инвестирование в развитие человеческого капитала;
- обеспечение высокого уровня привлекательности рабочих мест в государственных научных учреждениях.
В становлении инновационных
экономических систем ключевую роль играет интеллектуальный капитал, формирующий инновационный задел организации посредством генерации новых знаний, внедрения их в технологии и объективирую полученные активы в виде интеллектуальной собственности, в последствии создающей необходимые социально-экономические выгоды.
Литература
1. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. — СПб. : Изд-во Питер, 2001. - C. 221.
2. Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество: Избранное / Пер. с англ. Алябьева П. А., Батасова С. А., Васильева О: С. и др. Антология экономической мысли. - М. : Изд-во Эксмо, 2008. С. 315.
3. Иноземцев, В. JI. Интеллектуальный; капитал: субъективные оценки неосязаемых активов. В сб. Концепции постэкономического общества: Научное издание / Иноземцев В. JI. - М. : Изд-во «Academia», 1998.
4. Колпакова, О. Н. Управление интеллектуальным капиталом: концепции и- подходы / Колпакова О. Н. // Экономика и организация инновационно-инвестиционной деятельности: сборник-научных трудов - Уфа, РИО БАГСУ, 2009.
5. Павлова, С. А. Проблемы управления инвестиционными процессами на предприятии в современных условиях : Монография / С. А. Павлова,, А. Н: Жилин - Белгород : НИИКМА - 2000.
6. Поникарова А.С. Формирование системы оценки живучести системы как инструмент повышения надежности инновационного развития хозяйственных систем / Вестник Казанского Технологического Университета. - 2013. - № 22 - С. 365-369.
7. Перлаки, И. Нововведения в организациях / Перлаки И. // Управление персоналом - № 4 — 2005.
8. Сальникова, JI. С. Управление репутацией как важнейший фактор капитализации бизнеса / Сальникова JI. С. // Право и управление. XXI век.-№ 3(8)-2008.
9. Хабибуллина З.Р. Теоретические основы становления национальной инновационной системы / Вестник Казанского Технологического Университета. - 2013. -№ 23 - С. 285-287.
© Д. В. Гаврилов - асп. каф. МПД КНИТУ, [email protected]. © D. V. Gavrilov - undergraduate KNRTU, [email protected].