9. Kreuze J G., Newell G.E. ABC and Life-Cycle Costing for Envionmental Expenditures, Management Accounting (February 1994). - P. 38-42.
10. Marketing Concepts and Strategies. Seventh edition William M. Pride Tehas A & M Universiti. O.C. Ferrell Memphisstate Universiti. 1992. - 760 p.
11. Turney P.B.B. Activity-Based Costing: A Tool for Manufacturing Excellence // Target. - Summer 1989. - P. 13-19.
References
1. Alekseeva A.I. Comprehensive economic analysis of economic activity / Alekseeva A.I., Vasiliev Y.V., Maleeva A.V .- M .: KnoRus, 2013. - 720 p.
2. Egorova S.E. Marketing analysis of the management decision system. Text.: Monograph. Pskov: Publisher PPI, 2007. -229 p.
3. Egorova S.E. Marketing analysis: methodology and methods. Text.: Monograph. Pskov: Publisher PPI, 2008. - 285 p.
4. Egorova S.E. The methodology and tools of marketing analysis: Thesis of the Doctor of Economics: 08.00.12, 08.00.05 / Egorova Svetlana Evgenievna; [Thesis defence place: Oryol State Tech-
nical University].- Pskov, 2008.- 364 p .: il. RGB OD, 71 09.08 / 382.
5. Melnik M.V., Egorova S.E. Marketing analysis. - M.: Publisher Read Group, Series: Russian business education. 2011. - 384 p.
6. Usenko L.N., Sklyarova O.A., Sheravner V.M. Functional and monetary analysis in commercial organizations: Theory and Practice: monograph / Usenko L.N., Sklyarova O.A., Sheravner V.M. -Rostov on Don: SFEDU publishing house, 2008. - 223 p.
7. Holman J.S. ABC vs. TOC: It's a Matter of Time, Management Accounting (January 1995), p. 37-40.
8. Kotler Philip. Ten Deadly Marketing Sins: How to Avoid and Resolve Them. Wiley, 2004. - 160 p.
9. Kreuze J.G.,Newell G.E. ABC and Life-Cycle Costing for Environmental Expenditures, Management Accounting (February 1994), p. 38-42.
10. Marketing Concepts and Strategies. Seventh edition William M. Pride Texas A & M Universityy. O.C. Ferrell Memphis State University. 1992. - 760 p.
11. Turney P.B.B. Activity-Based Costing: A Tool for Manufacturing Excellence // Target, Summer 1989, pp. 13-19.
УДК 33
Тодорова О.И., ЛобынцеваН.С.
РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»
В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ КАК ФАКТОРА, ФОРМИРУЮЩЕГО СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования понятия «интеллектуальный капитал» как важного фактора стоимости компании, а также его составляющих зарубежными и отечественными учеными. Рассмотрен инновационный индекс России и стран Запада.
Ключевые слова
Интеллектуальный капитал, человеческий капитал, организационный капитал, клиентский капитал, инновационный капитал, инновационный индекс.
Todorova O., Lobyntseva N.
DEVELOPMENT OF THE "INTELLECTUAL CAPITAL" CONCEPT IN FOREIGN AND DOMESTIC ECONOMICS AS A COMPANY COST-DETERMINING FACTOR
Abstract
The article presents the results of a study of foreign and domestic scholars on "intellectual capital" concept as an important company cost-determining factor, as well as its components. The innovation index of Russia and of the Western countries is examined.
Keywords
Intellectual capital, human capital, organizational capital, customer capital, innovation capital, innovation index.
На сегодняшний день, когда общество осуществляет переход от индустриального к постиндустриальному, большое внимание уделяется информационной составляющей. Если основой существования индустриального общества служат материальные ресурсы, то в постиндустриальном большую роль играет информация, человеческий капитал, инновации.
Одним из основополагающих определений современной экономической науки является понятие «капитал», возникший как фундаментальная категория еще в середине прошлого тысячелетия и имеющий на своем счету множество трактовок. Если в индустриальном обществе главным источником богатства выступают материальные ресурсы, а основная функция управленческого аппарата сводится к контролю за движением и приумножением ресурсов, то в постиндустриальном обществе на первый план выходит способность получения прироста капитала и увеличение его стоимости за счет совокупного потенциала собственников, менеджеров, работников, а также организационной структуры с возможностью использования инноваций, клиентских связей и т.д.
При рассмотрении понятия «капитал» и его составляющих особая роль как новому понятию уделяется интеллектуальному капиталу.
Интеллектуальный капитал появился в середине XX в. и как важный
фактор стоимости компании используется в стратегическом менеджменте. В настоящий момент понятие «интеллектуальный капитал» активно исследуется как зарубежными, так и отечественными учеными, рассматривается его сущность, структурные элементы, а также методы анализа и модели управления.
Впервые понятие «интеллектуальный капитал» в американской экономической мысли в 1969 году ввел Джон Кеннет Гэлбрейт [12], который считал, что решающим фактором экономического развития является интеллектуальный капитал, под которым он понимал хорошо организованную систему управления знаниями каждого специалиста компании, а также руководства. Важно также отметить, что «мыслительным центром», определяющим действия фирмы, становится не отдельная личность, а совокупность работников и менеджеров компании. Незадолго до введения понятия «интеллектуальный капитал»
Дж.К. Гэлбрейтом, ученые Т.В. Штульц и Г. Беккер провели исследование человеческого капитала (50-60-е года XX века), а именно рассматривали взаимосвязь между эффективностью работы предприятия и инвестициями в обучение персонала. Впоследствии понятие «человеческий капитал» рассматривается одной из составляющих интеллектуального капитала. В зарубежной экономической мысли теория интеллектуального капи-
тала получила активное развитие в 19801990 гг., в это время появляется множество трактовок данного понятия, а также изучается его структура.
Согласно К.Э. Свейби, интеллектуальный капитал включает все, что знает организация. Это могут быть идеи, различные типы знаний, инновации, нематериальные активы, выраженные стоимостью бренда компании, ее репутацией, компетенцией сотрудников. Важное уточнение в понимании сущности данного понятия заключается в том, что не все знания, нематериальные активы могут называться интеллектуальным капиталом, а только те, которые организация способна превратить в прибыль [15].
Томас Стюарт - американский экономист и публицист - трактует понятие следующим образом: «...интеллектуальный капитал - это накопленные полезные знания, интеллектуальный материал, который сформирован, закреплен за компанией и используется для производства более ценного имущества» [13]. Элементами интеллектуального капитала он выделяет патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках.
Э. Брукинг под интеллектуальным капиталом понимает знания, навыки и производственный опыт конкретных людей, а также нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов [11].
Приведенные трактовки интеллектуального капитала далеко не исчерпывают все накопленные знания о данном понятии. Помимо указанных авторов, рассмотрением данного вопроса занимались такие ученые, как П. Салливан, Л. Прусак, Д.Тис, П. Друкер, Т. Форть-юн, Л. Эдвидсон, А. Сливотски,
П.М. Ромер (P.M. Romer) и Р. Лукас (R.E. Lucas, Jr.), а также многие другие.
Среди отечественных ученых, исследовавших понятие интеллектуального капитала, можно назвать В.Т. Смирнова, Е.В. Колесова, В.Л. Макарова, Д.С. Львова, В.С. Ефремова, А.Н. Козырева, Л.С. Шаховскую, Б.Б. Леонтьева,
B.Л. Иноземцева, Р.М. Рутгайзера,
C.А. Ленскую и других.
Изначально понятие «интеллектуальный капитал» отечественные экономисты трактовали как нематериальные активы, неосязаемые активы. Важно отметить, что понятие «нематериальные активы» в российской научной экономической мысли появилось в начале 1990-х годов. Можно считать, что именно этот период стал точкой отсчета в развитии нового направления исследования структуры капитала, а именно интеллектуального.
Профессор В.Т. Смирнов под интеллектуальным капиталом фирмы (ИКФ) понимает систему взаимодействия профессиональных знаний персонала, фирменные ноу-хау и объекты интеллектуальной собственности, как собственные, так и привлеченные, обеспечивающие конкурентные преимущества фирмы в разработке, освоении и распространении инноваций в отрасли, устойчивое или лидирующее положение на рынке, достаточные доходы для финансирования инновационно-инвестиционных проектов и программ, выполнения обязательств перед персоналом и государством [6].
В.Л. Иноземцев под интеллектуальным капиталом понимает «коллективный мозг», аккумулирующий научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, способы общения и организационную структуру, информационные сети и имидж организации [5].
Е.В. Колесова интеллектуальным капиталом называет совокупность интеллектуальных активов организации, выраженных в клиентском, структурном
(интеллектуальная собственность), человеческом, организационном, социальном капитале, который используется для получения прибыли [11].
Похожее определение дает В.В. Леонтьев, который интеллектуальный капитал определяет как стоимость совокупности имеющихся у субъекта интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные базы знаний и полезные отношения с другими субъектами [7].
На данное время появляется все больше исследований научного анализа понятия «интеллектуальный капитал», сравнение предлагаемых зарубежных и отечественных трактовок. Помимо отсутствия единого толкования понятия «интеллектуальный капитал», в международной и отечественной литературе нет однозначного мнения по поводу составных частей показателя, а также его назначения. В исследовании интеллектуального капитала как фактора стоимости компании В.В. Барашкина приводит таблицу сопоставления трактовок отечественными и зарубежными учеными понятия «интеллектуальный капитал», а также его составляющих и назначения. Согласно исследованию, составляющими интеллектуального капитала являются либо только нематериальные активы (Э. Брикинг), либо знания, выраженные человеческим капиталом (Т. Стюарт, Г.Г. Азгальдов, Н.Н. Карпова), либо это может быть человеческий капитал в сочетании с организационным (В.Л. Иноземцева) [3].
Что касается назначения интеллектуального капитала, то одни исследователи видят в нем обеспечение существования компании и усиление ее конкурентных преимуществ, другие -существенное ускорение прироста массы прибыли за счет реализации системы знаний или формирование потенциальной стоимости компании. По мнению
автора данной статьи, на назначение интеллектуального капитала могут претендовать все вышеназванные цели, ведь в совокупности они более точно формируют результат, от которого и зависит стоимость компании.
В научной литературе большинством авторов выделяется три составляющих интеллектуального капитала:
1) человеческий капитал;
2) социальный (клиентский) капитал;
3) организационный (структурный) капитал.
Человеческий капитал представляет собой знания, навыки, умения, творческие способности, которыми владеют сотрудники компании и которые приложены к выполнению текущих задач. Это один из основных компонентов интеллектуального капитала, который невозможно отделить от самого носителя - работника. Прирост человеческого капитала может осуществляться двумя способами - максимизацией объема знаний сотрудников и увеличением числа сотрудников. По мнению П.А. Аркина и К.А. Соловейчика, наибольший рост капитала приносят инвестиции в человеческий капитал, нежели в материальные активы. Исследование зависимости производительности труда от образования показало, что при повышении уровня образования на 10% возрастает производительность на 8,6%. При этом увеличение акционерного капитала на 10% дает только 3-4% увеличения производительности [1].
Социальный (клиентский) капитал подразумевает собой совокупность знаний, способствующих формированию клиентской базы, поддержанию и развитию долгосрочных экономически выгодных взаимоотношений. Клиентский капитал включает в себя следующие составляющие: коммерческие идеи, деловые связи с покупателями и поставщиками, рынки сбыта. А.В. Новиковым и И.Я. Новиковой были исследованы сле-
дующие направления использования клиентского капитала как фактора формирования стоимости [8]:
- наличие разветвленной клиентской связи, которая выступает «центром прибыли», формирует дополнительный прирост выручки, устойчивый денежный поток, а также ценовые преимущества;
- использование «носителей» связей с клиентами как фактор получения дополнительной информации о потребностях рынка в новых товарах и услугах;
- адаптация бизнеса к новым потребностям рынка;
- втягивание бизнеса в конкурентную бизнес-среду, способствующую повышению его устойчивости.
Организационный (структурный) капитал включает в себе интеллектуальную собственность, техническое и программное обеспечение, организационную структуру и все то, что позволяет работникам реализовывать свой производственный потенциал [3]. Отличительной чертой организационного капитала от человеческого заключается в том, что первый является собственностью компании и может быть объектом купли-продажи. Важность организационного капитала сводится к тому, что он выполняет функцию «настройки» организационных процессов на формирование допустимых технологических решений, позволяет организовать технологические процессы, связав воедино производство, сбыт, финансы, маркетинг и другие направления бизнес-процесса, а также способствует развитию компании за счет внедрения инновационных процессов.
В исследовании интеллектуального капитала А.В. Новиковым и И.Я. Новиковой выделяется еще четвертый компонент - инновационный капитал [8]. Под инновационным капиталом понимаются новые научные знания и технологические разработки, которые интегрируются в реальное производство и способствуют переводу экономики на инновационный путь развития. Важно
отметить, что внедрение инновационных составляющих подразумевает не просто введение новых технологий в производство, а выход на новый уровень развития как государства, так и отдельных хозяйствующих субъектов.
Российские исследования понятия «интеллектуальный капитал» и его составляющих очень приближены к уже имеющимся зарубежным толкованиям данного понятия, несмотря на то, что находятся на разных уровнях изучения. В то время когда российские ученые исследовали сущность интеллектуального капитала и начали складываться наработки его теоретических аспектов, западные коллеги уже производили практические внедрения данного понятия в управление стоимостью капитала фирмы. И на сегодняшний день западные ученые, используя концепцию управления стоимостью, утверждают, что на долю интеллектуального капитала приходится 77% от национального богатства страны, в то время как на материальный капитал приходится 18% и 5% обеспечивают природные ресурсы [8]. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что основная часть инвестирования западных компаний сосредоточивается на вложениях в интеллектуальный капитал, в то время как в России это носит характер единичного инвестирования.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики [14], в 2013 году на долю организаций, осуществляющих инновационную деятельность, приходится 10,1% в общем числе обследованных организаций. По сравнению с 2009 годом наблюдается увеличение динамики показателя с 9,3 до 10,1%, однако рост его незначителен (0,8 п.п.).
При этом удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2013 году выделяется всего 2,9%. Этот же показатель, по сравнению с 2009 годом, вырос с 1,9 до 2,9%.
В стоимостном выражении затраты на технологические инновации в 2013 году в фактически действующих ценах составили 1 112 429,2 млн рублей, что превышает фактические затраты прошлых периодов. В таблице 1 приведены основные показатели инновационной деятельности за периоды с 2009 по 2013 годы.
Согласно Глобальному инновационному индексу 2014 года [16], публикуемому совместно с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Корнельским университетом и Г^ЕАО, на сегодняшний день Российская Федерация занимает 49-е место в мире по внедрению и использованию инвестиций в человеческий капитал в сочетании с инновационной структурой. В первую десятку стран с высоким инновационным индексом вошли: Швейцария, Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Сингапур, Дания, Люксембург, Гонконг (Китай). Стоит отметить, что перечисленные страны не первый год занимают устойчивое лидирующее положение.
Данный рейтинг составлялся на основании исследования таких индикаторов, как: инновационная инфраструктура (включая информационно-коммуникационную технологию), уровень развития бизнеса (такие показатели, как работники умственного труда, взаимосвязь между инновациями и освоением знаний), а также результаты инновационной деятельности. Оценке подлежало также качество инноваций, которое оценивалось показателями: достижения высшего образования, охват академическими публикациями и международным аспектом патентных заявок [16]. По сути, данный индекс комбинирует в себе все четыре составляющих интеллектуального капитала, что позволяет выявить усредненное состояние России на международном рынке интеллектуального капитала.
Вполне очевидно, что тот разрыв лет, который образовался в изучении понятия «интеллектуальный капитала», повлиял на его практическое применение в настоящее время, что характеризуется существующим разрывом в инновационном индексе между Россией и странами Запада.
Таблица 1 - Основные показатели инновационной деятельности
Российской Федерации за 2009-2013 годы1
П/п Единица измерения 2009 2010 2011 2012 2013
1. Инновационная активность организаций % 9,3 9,5 10,4 10,3 10,1
Затраты на техноло-
гические инновации:
2. в фактически действовавших ценах; млн руб. 399122,0 400803,8 733815,9 904560,8 1112429,2
в постоянных ценах 2000 г. 114999,7 101124,6 159745,5 183176,9 212720,5
Удельный вес затрат
на технологические
3. инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг % 1,9 1,6 2,2 2,5 2,9
1 http://www.gks.ru
Выделение четырех составляющих помогает лучше оценить направления и скорость развития интеллектуального капитала в нашей стране. Инвестиции в человеческий капитал - одно из основных проблемных направлений как на уровне всей страны, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектом. Согласно концепции развития России, до 2020 года предполагается увеличить инвестиции в человеческий капитал с 4,1% до 6,5-7% ВВП в год [17]. Для сравнения, затраты стран, которые вошли в десятку первых по интеллектуальному индексу, в среднем составляют 6,2% от ВВП ежегодно [18]. Данный показатель практически находится на уровне того индекса, который Российская Федерация только собирается достичь к 2020 году.
Такой подход соответствует общемировой тенденции, так как уровень инвестиций в человеческий капитал в значительной мере определяет и другие составляющие интеллектуального капитала - клиентский, организационный и инновационный.
Библиографический список
1. Аркин П.А., Соловейчик К.А. Менеджмент интеллектуальных ресурсов предприятия при формировании региональных кластеров // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 4 (32).
2. Баранов В.В., Мурадов А.В. Интеллектуальный капитал как нематериальный фактор роста рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2013. - № 7. - С. 203-208.
3. Барашкина В.В. Интеллектуальный капитал как фактор стоимости компании // Сибирская финансовая школа. - 2013. - № 6 (101). - С. 25-31.
4. Бегма Ю.С. Капитал и оценка его стоимости в современной экономике // Вестник Российского государственно-
го гуманитарного университета. - 2010. - № 6. - С. 167-177.
5. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. - М.: Academia: Наука, 1998. - 640 с.
6. Интеллектуальный капитал -основа опережающих инноваций: монография / под общ. ред. А.В. Безгодова,
B.В. Смирнова. - СПб.: Планетарный проект; Орел: ОрелГТУ, 2007. - 336 с.
7. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. - М.: Акционер, 2002.
8. Новиков А.В., Новикова И.Я. Интеллектуальный капитал: структура, источники и приоритеты в формировании стоимости компании // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2. - С. 117-124.
9. Спиридонова Е.А. Анализ современных моделей управления интеллектуальным капиталом и максимизация стоимости предприятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. - 2008. - № 3. - С. 122-130.
10. Теплова Т.В. Интеграция интеллектуального и финансового капиталов в управлении // Управление корпоративными финансами. - 2005. - № 6. -
C. 2-13.
11. Хоров А.Ю. Научный анализ понятия «Интеллектуальный капитал» // Челябинский гуманитарий. 2012. Т. 1. № 18. С. 30-33.
12. Хорольская О.В. Сущность, состав и взаимосвязь между элементами интеллектуального капитала // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. -2014. - № 4. - URL: www.vestnik-ku.ru
13. Stewart T. Brainpower // Fortune. - 1991. - June 3. - P. 42-60.
14. http://www.gks.ru
15. http://e-journal.spa.msu.ru/
uploads/vestnik/2010/vipusk_23._ijun_20
10_g./utkina.pdf
16. http://www.wipo.int/edocs/pubd ocs/en/economics/gii/gii_2014.pdf
17. http://base.garant.ru/194365/
18. http://gtmarket.ru/ratings/expend iture-on-education/info
References
1. Arkin P.A., Soloveitchik K.A. Business intelligence management in the formation of regional clusters. // Problems of Modern Economics. - 2009. - #4. - 32 p.
2. Baranov V.V., Muradov A.V. Intellectual capital as an intangible factor of high-tech enterprises market value growth // The new word in the science and practice: hypothesis and approbation of research results. // 2013. - #7. -203-208 p.
3. Barashkina V.V. Intellectual capital as a factor of the company's value // Siberian financial school. - 2013. - #6 (101). - 25-31 p.
4. Begma Y.S. Capital and the assessment of its value in modern economy // Russian State University for the Humanities Journal. - 2010. - #6. - 167-177 p.
5. Inozemtsev V.L. Outside the Economic Society // Moscow: Academia // The Science //1998. - 640 p.
6. Intellectual capital as the basis of innovation: monograph / edited by A.V. Bezgodova, V. V.Smirnova // St Petersburg: Scientific Center "Planetary Project", Oryol: Oryol State Technical University, 2007. - 336 p.
7. Leontiev B.B. The price of intellect. Intellectual capital in Russian business. - Moscow: Aktsioner, 2002.
8. Novikov A.V., Novikova I.J. Intellectual capital: the structure, sources and
priorities in the formation of the company's value. // Siberian financial school. - 2012. - #2. - 117-124 p.
9. Spiridonova E.A. Analysis of current models of intellectual capital management and value maximization of an enterprise // St. Petersburg State University Journal. Part 5: Economy. - 2008. - #3. -122-130 p.
10. Teplova T.V. Intellectual and financial capital integration in management // Management of corporate finances. -2005. - #6. -2-13 p.
11. Khorov A.Y. Scientific analysis of the "intellectual capital" concept // Chelyabinsk humanities. - 2012. - V. 1 -#18. - 30-33 p.
12. Khorolskaya O.V. The essence, composition and interconnection of intellectual capital elements // Research Center of corporate management and venture investment Syktyvkar State University Journal. - 2014. - #4. Mode of access: www.vestnik-ku.ru/
13. Stewart T. Brainpower // Fortune. - 1991. - June 3. - pp. 42-60.
14. http://www.gks.ru
15. http://e-journal.spa.msu.ru/
uploads/vestnik/2010/vipusk_23._ijun_
2010_g./utkina.pdf
16. http://www.wipo.int/edocs/ pubdocs/en/economics/gii/gii_2014.pdf
17. http://base.garant.ru/194365/
18. http://gtmarket.ru/ratings/ expenditure-on-education/info