Научная статья на тему 'Гудвил и деловая репутация как интеллектуальный капитал: понятие и особенности практического использования'

Гудвил и деловая репутация как интеллектуальный капитал: понятие и особенности практического использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУДВИЛ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / GOODWILL / BUSINESS REPUTATION / INTANGIBLE ASSETS / INTELLECTUAL PROPERTY / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумов Анатолий Федорович, Степанова Ирина Петровна, Фролова Елена Александровна

На основе анализа теоретических и правовых положений, практического опыта хозяйствования приводятся определения понятий «гудвил» и «деловая репутация», подчеркивается однозначность их толкования. Приводятся оценка стоимости и особенности использования в сфере управления интеллектуальной собственностью хозяйствующих (экономических) субъектов. Делается вывод, что для оценки и рационального использования интеллектуального капитала весьма важно понимание данной экономической категории, которая пока неоднозначно трактуется и в отечественной, и зарубежной науке. А гудвил и деловая репутация являются важной составляющей интеллектуального капитала хозяйствующих субъектов (организаций, предприятии)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors use theoretical and legal analysis and practical examples of business management to defi ne the concepts of «goodwill» and «business reputation» and stress their unambiguousness nature. The signifi cance and use of intellectual property in the management of business entities are described. It is concluded that for adequate assessment and rational use of intellectual capital it is very important to provide a defi nition of this economic category which still allows for multiple interpretations in both Russian and foreign business studies. Goodwill and business reputation are important components of the intellectual capital of business entities (organizations, enterprises

Текст научной работы на тему «Гудвил и деловая репутация как интеллектуальный капитал: понятие и особенности практического использования»

ISSN 1994-5094 ♦-

51 -♦

Anatoly Fedorovich Naumov,

PhD in Engineering,

associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Irina Petrovna Stepanova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Yelena Alexandrovna Frolova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 657.0/.5

Анатолий Федорович Наумов,

кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

#£» NaumovAF@ssea.runnet.ru

Ирина Петровна Степанова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

st.ir2011@yandex.ru

Елена Александровна Фролова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

eaksar@yandex.ru

ГУДВИЛ И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГОИСПОЛЬЗОВАНИЯ

На основе анализа теоретических и правовых положений, практического опыта хозяйствования приводятся определения понятий «гудвил» и «деловая репутация», подчеркивается однозначность их толкования. Приводятся оценка стоимости и особенности использования в сфере управления интеллектуальной собственностью хозяйствующих (экономических) субъектов. Делается вывод, что для оценки и рационального использования интеллектуального капитала весьма важно понимание данной экономической категории, которая пока неоднозначно трактуется и в отечественной, и зарубежной науке. А гудвил и деловая репутация являются важной составляющей интеллектуального капитала хозяйствующих субъектов (организаций, предприятии).

Ключевые слова: гудвил, деловая репутация, нематериальные активы, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал.

GOODWILL AND BUSINESS REPUTATION AS INTELLECTUAL CAPITAL: CONCEPT AND ASPECTS OF PRACTICAL USE

The authors use theoretical and legal analysis and practical examples of business management to define the concepts of «goodwill» and «business reputation» and stress their unambiguousness nature. The significance and use of intellectual property in the management of business entities are described. It is concluded that for adequate assessment and rational use of intellectual capital it is very important to provide a definition of this economic category which still allows for multiple interpretations in both Russian and foreign business studies. Goodwill and business reputation are important components of the intellectual capital of business entities (organizations, enterprises).

Keywords: goodwill, business reputation, intangible assets, intellectual property, intellectual capital.

В начале 1990-х гг. с переходом на рыночную систему хозяйствования в России, наряду с другими иностранными терминами, понятиями и определениями в сфере интеллектуальной собственности, стал широко использоваться термин «гудвил», несмотря на наличие в практике его отечественного аналога «деловая репутация».

В международной практике термин «гудвил» (goodwill - добрая воля) связан и используется, как правило, при купле-продаже предприятия как имущественного комплекса для ведения бизнеса. Начиная с середины прошлого века цена сделки по покупке предприятия часто на несколько процентов превышала стоимость его активов. Если

52 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) -♦

покупатель не возражал и по доброй воле платил больше, чем составляла сумма активов, то эту разность учитывали в балансе как особый актив -

goodwill.

Превышение покупной стоимости предприятия над величиной его активов объясняется тем, что не все активы отражались в бухгалтерском балансе компании (организации). У нее могли быть неосязаемые (нематериальные) активы, такие как знания и квалификация персонала, опыт управления, клиентские связи и другие виды активов, которые не отражаются (по стандартам бухгалтерского учета) в балансе, но оказывают влияние на стоимость бизнеса. Кроме того, на рыночную стоимость бизнеса влияют и ожидания инвесторов, связанные с перспективным развитием имущественного комплекса, которые могут основываться именно на этих нематериальных активах.

Таким образом, под гудвилом понимается величина, на которую рыночная стоимость бизнеса превышает стоимость материальных и нематериальных активов компании (организации), зафиксированную в бухгалтерском балансе. Одновременно гудвил дает представление о будущих дополнительных выгодах (доходах) от владения приобретенным имуществом (предприятием). Гудвил является частью стоимости предприятия (имущества) как единого целого, существует только в структуре конкретной компании (организации) и самостоятельно от нее отчуждаться не может [1, с. 59, 84-85].

В отечественной практике написание термина «гудвил» можно встретить как с одним, так и с двумя «л», а его использование в нормативных правовых актах встречается очень редко. Так, ГОСТ Р 55386-2012 «Интеллектуальная собственность: термины и определения» (опубликован в 2015 г.) определяет «гудвилл как актив предприятия (организации), представляющий будущие экономические выгоды от приобретаемых при объединении бизнеса активов, которые не поддаются индивидуальной идентификации и отдельному признанию или будущие экономические выгоды в результате синергии между приобретенными идентифицируемыми активами или от активов, которые по отдельности не удовлетворяют критериям для признания в финансовой отчетности».

В российском законодательстве вместо «гуд-вил», как правило, используется термин «деловая репутация», который является не совсем удачным аналогом, так как в русском языке под репутацией понимается общественная оценка, мнение о достоинствах кого-либо или чего-либо. Статья 150 ГК РФ относит деловую репутацию к нематериальным благам гражданина наряду с жизнью и здоровьем, достоинством личности, личной неприкосновенностью, честью и добрым именем, неприкосновенностью частной жизни, неприкосновенностью жилища, личной и семейной тайной, свободой передвижения, свободой выбора места

пребывания и жительства, именем гражданина, авторством и иными нематериальными благами.

Статья 152 ГК РФ констатирует, что правила защиты деловой репутации гражданина применяются к деловой репутации юридического лица (организации), за исключением положений о компенсации морального вреда.

Часть четвертая ГК РФ не относит ни гудвил, ни деловую репутацию к результатам интеллектуальной деятельности (ни к охраняемым, ни к неохраняемым) и, соответственно, к объектам интеллектуальной собственности.

Налоговый кодекс РФ (ст. 11) и практика налогового учета не используют термины и понятия «гудвил» и «деловая репутация», в том числе не относит их к нематериальным активам организации (п. 3, ст. 257 НК РФ).

Анализ и трактовка гудвила, отождествляющая его с деловой репутацией хозяйствующего субъекта и приведенная в [1, с. 129-130], позволяют выявить их наличие или отсутствие на основе:

- фактического избыточного (по сравнению с другими хозяйствующими субъектами) дохода;

- разумной вероятности избыточного дохода в ближайшем будущем;

- рыночных данных, указывающих на то, что аналогичные хозяйствующие субъекты обычно продаются с премией за гудвил;

- специфических признаков, позволяющих предположить наличие гудвила.

В практике оценки стоимости гудвила хозяйствующих субъектов используются следующие ее основные методы:

- метод избыточной прибыли;

- бухгалтерский метод;

- метод оценки как разность между стоимостью организации, определенной с использованием доходного подхода, и стоимостью актива по бухгалтерскому балансу;

- метод оценки на основе рыночных аналогов;

- аналитический метод оценки деловой репутации (покомпонентный анализ);

- оценка деловой репутации с помощью показателя деловой активности;

- метод социологических опросов [1, с. 130].

Практика отечественного бухгалтерского учета отождествляет термины «гудвил» и «деловая репутации» и имеет достаточно богатый и продолжительный опыт их использования. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) в составе нематериальных активов (НМА) хозяйствующего субъекта учитывается деловая репутация, возникающая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части). Покупная (договорная) цена, уплачиваемая продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), как правило, отличается от балансовой стоимости всех активов и обязательств, что необходимо учитывать и отражать в бухгалтерской отчетности.

НБЫ1994-5094 ♦-

53 -♦

Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

В бухгалтерском учете различается положительная и отрицательная деловая репутация. Согласно ПБУ 14/2007 положительную деловую репутацию необходимо рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Положительная деловая репутация принимается покупателем к бухгалтерскому учету в качестве объекта нематериальных активов на дату государственной регистрации права собственности на предприятие.

Приобретенная деловая репутация амортизируется линейным способом в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации). Сумма амортизационных отчислений по деловой репутации ежемесячно включается в состав расходов по обычным видам деятельности.

Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставленная покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п. Отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.

Таким образом, теория и практика бухгалтерского учета отождествляют деловую репутацию с гудвилом и относят ее к нематериальным активам наряду с другими охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности (объектами интеллектуальной собственности), предусмотренными ст. 1225 ГК РФ.

Наиболее убедительно характеризует гудвил и деловую репутацию широко используемый в экономической теории термин «интеллектуальный капитал», понятие которого значительно шире понятия « интеллектуальная собственность». Если последнее законодательно закреплено (в том числе в РФ), то термин «интеллектуальный капитал» не используется ни в одном правовом документе нигде в мире [1, с. 22]. Данное понятие объединяет в себе все результаты интеллектуальной деятельности работников хозяйствующего субъекта (организации), т.е. не только те, которые имеют государственную правовую охрану (ст. 1225 ГКРФ), но и такие составляющие интеллектуального потенциала (нематериальных активов) организации, как научные открытия, рационализаторские предложения, доменное имя, бренд, торговая марка, логотип, в том числе гудвил (деловая репутация) и многие другие [4, с. 27].

В рыночной экономике с развитой информационной инфраструктурой интеллектуальный капитал признан ведущим экономическим ресурсом, наличие и использование которого является основой деятельности любого хозяйствующего субъекта и способствует его эффективному функционированию и развитию. Именно интеллектуальный капитал задает темпы и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. Интеллектуальный капитал - это не просто хорошие мозги и, как результат, впечатляющие технические и художественные решения. Это в первую очередь система устойчивых интеллектуальных преимуществ данного хозяйствующего субъекта на рынке, суть которых не в их наличии, а в умении ими пользоваться, т. е. управлять.

Для оценки и рационального использования интеллектуального капитала весьма важно понимание данной экономической категории, которая пока неоднозначно трактуется и в отечественной, и в зарубежной науке. Полное описание и структура интеллектуального капитала приводятся во многих учебных изданиях, в том числе в [1, с. 18-22]. Кроме того, важным представляется понимание соотношения понятий «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальная собственность»: первое в основном используют менеджеры в управлении хозяйствующими субъектами, а второе - юристы.

Таким образом, анализ (обзор) отечественных нормативных правовых актов и практики хозяйствования (в том числе зарубежной) показал, что термины «гудвил» и «деловая репутация» продолжают одновременно использоваться в российской действительности и имеют в принципе одно и то же понимание (понятие). И гудвил, и деловая репутация однозначно являются важной составляющей интеллектуального капитала хозяйствующих субъектов (организаций, предприятии). Однако существуют некоторые разночтения и несоответствия в определении (трактовке) этих понятий, в том числе в написании (переводе на русский язык) термина «гудвил». К ним можно отнести следующие:

а) часть четвертая ГК РФ не причисляет гудвил и деловую репутацию к результатам интеллектуальной деятельности (ни к охраняемым, ни к неохраняемым) и таким образом не признает их объектами интеллектуальной собственности;

б) статьи 150-152 ГК РФ, наряду с жизнью, здоровьем, достоинством личности, личной неприкосновенностью, честью, добрым именем, авторством и др., относит деловую репутацию к материальному благу гражданина, принадлежащему ему от рождения или в силу закона. При этом не дается определения понятия деловой репутации гражданина и юридического лица (организации) или его отличий от других видов материальных благ. Констатируется только, что правила ст. 152

54 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) -♦

о защите деловой репутации гражданина также применяются к защите деловой репутации юридического лица (кроме компенсации морального вреда);

в) ГОСТ Р 55386-2012 дает определение термина «гудвил», однако термин «деловая репутация» вообще не упоминает;

г) написание термина «гудвил» отличается: в одних изданиях он пишется с двумя буквами «л», в других - с одной;

д) Налоговый кеодекс РФ и практика налогового учета не используют (ст. 11) термины «гуд-вил» и «деловая репутация», а также их понятия;

е) теория и практика бухгалтерского учета отождествляют деловую репутацию с гудвилом и относят ее к нематериальным активам наряду с другими охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности (объектами интеллекту-

альной собственности), предусмотренными ст. 1225 ГК РФ.

1. Наумов А. Ф. Оценка объектов интеллектуальной собственности: учебное пособие. Саратов: ПАГС, 2012.

2. Наумов А.Ф., Захарова А.А. Инновационная деятельность предприятия: учебник. М.: ИНФРА-М, 2015.

3. Наумов А.Ф., Степанова И.П. Неоднозначность толкования и проблемы правовой охраны научных открытий // Вестник СГСЭУ. 2016. № 5 (64). С. 25-28.

4. Наумов А.Ф., Степанова И.П. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (направленность (профиль) программы «Управление инновациями и инвестициями») / А.Ф. Наумов, И.П. Степанова. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017.

5. Тепляков А.Б. Практический комментарий к ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». М.: Ось-89, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.