Научная статья на тему 'Система управления инновационным развитием региональной экономики'

Система управления инновационным развитием региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1145
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА / ИННОВАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ECONOMY / SYSTEM / AN INNOVATION / MODERNISATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудка В. Д.

статье рассмотрены ключевые моменты, описывающие построение высокоэффективной системы управления инновационным развитиемрегионалъной экономики в условиях современного информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления инновационным развитием региональной экономики»

минимизировать трудоемкость этапа внедрения технологической операции и в результате снизить транзакционные издержки, возникающие при переходе от этапа проектирования технологического процесса к его реализации в производственных условиях на основе использования инновационно-технологической оптимизации.

L.A.Vasin, S. V.Gorodnichev

Decrease in the cost prise of progucts on the basis of use of innovative-technological optimization

Questions of decrease transactional costs, arising at a stage of transition from designing of technological process to its realization by minimization of labour input of a stage of introduction of operation on the basis of use of the innovative-technological documentation, are considered.

Key words: the orders booked, the system of operative planning, batch quantity, operational labor coefficient, standard labor coefficient.

УДК 338.26

В.Д. Дудка, канд.техн.наук, профессор, тел. (4872) 56-84-36,

e-mail: admin@region.tula.ru (Россия, Тула, Администрация Тульской

области)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассмотрены ключевые моменты, описывающие построение высокоэффективной системы управления инновационным развитиемрегионалъной экономики в условиях современного информационного общества.

Ключевые слова: экономика, система, инновация, модернизация, управление.

Мировой опыт показывает, что в современной ситуации снижается возможность управления инновационными процессами на национальном уровне, поэтому в современной экономике существует назревшая необходимость серьезных организационных преобразований в системе регионального управления, что требует разработки определенных институциональных условий. Внедрение принципиально новых технологий и технологическое развитие региона определяются управленческой политикой, направленной на развитие инновационной деятельности в регионах [1].

Однако отсутствие в настоящее время конкретных направлений управленческого стимулирования инновационной деятельности в законодательстве и практики применения инструментов управления существенно сдерживает развитие инновационного потенциала региональной экономики, снижает уровень ее конкурентоспособности. Кроме того, необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики инновационная политика управления является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для стабильного долгосрочного развития. Поэтому именно инновационной политике, формирующей основные направления специализации региона, принадлежит ведущая роль в формировании конкурентоспособности региона. Инновации в значительной степени определяют экономический рост региона, занятость населения и рост производительности труда, а также являются существенным фактором социально-экономического развития региона. Поскольку развитие региона представляет собой качественное прогрессивное изменение основных характеристик (параметров) экономики, социальной сферы и условий жизнедеятельности населения в регионе, при формировании принципов управления регионом необходимо учитывать общие методологические приоритеты развития системы управления регионом, а именно: соответствие условиям

современного этапа общественного развития; ориентация на перспективу; системное влияние институтов; ценность новейших знаний; незаменимость компетенций и креативности руководящих работников и специалистов; обязательность соблюдения этических аспектов.

За счет определенного набора управленческих действий региональных органов власти возможен переход регионов из одного типа в другой, с более высоким потенциалом развития. Однако для эффективного действия необходима точная оценка существующего потенциала и тенденций развития базовых высокотехнологичных отраслей.

Автор предлагает комплексную концепцию государственного управления, учитывающую современные аспекты функционирования и развития регионов. Схематично она проиллюстрирована на рис.1.

В первую очередь, предлагается осуществление классификации уровней функционирования инновационной экономики региона. Исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы, инновационный комплекс региона, автор предлагает представить в виде трех взаимопроникающих уровней, на каждом из которых будут определены и зафиксированы соответствующие уровням задачи и функции регионального управления.

Рис. 1. Схема функционирования концепции управления структурными изменениями врегионе

Так, инновационный комплекс региона можно представить в виде следующей иерархии:

1) низший уровень (уровень предприятий, организаций), определяющий инновационный профиль региона, в рамках которого функционирует процесс расширенного воспроизводства и формируется товарно-производственная база, отражающая отраслевую принадлежность и специфику территориального маркетинга. На данном уровне происходящие процессы определяются ресурсами региона и стратегией социально-экономического развития региона в целом;

2) средний уровень (мезоуровень), где формируются межпроизводственные отношения внутри региона, присутствует необходимая производственная, экономическая, социальная, политическая, инновационная, финансовая, инфраструктурная структура, которая формирует на среднем уровне производственные взаимоотношения в рамках процесса расширенного воспроизводства по производству и реализации инновационной и конкурентоспособной продукции. Данный уровень характеризуется самонаправленностью взаимосвязей по развитию отраслей промышленности, в результате чего проявляются различные формы и виды интеграционных хозяйствующих субъектов как на региональном уровне, так и по межрегиональным связям центральных предприятий и групп. В связи с этим доминирующая задача регионального маркетинга - ориентация всех промышленных предприятий и их интеграции (идеологической, политической, инновационной) в направлении повышения конкурентоспособности региона.

3) третий уровень (уровень, рассматривающий регион в целом), на котором предприятия и организации региона предприятия и организации региона представляются как части инновационного комплекса региона и отражают его экономическую структуру. Уровень определяет условия и возможности интеграции предприятий и организаций в направлении достижении целей региона в области конкурентоспособности региона и социально-экономических показателей. В качестве главного элемента выступают законодательно-исполнительные органы государственной власти административно-территориального образования, а также предприятия и организации и их совокупности, находящиеся в раках административных границ региона. Совокупность элементов третьего уровня представляет собой параметры и показатели инновационного комплекса региона в целом на межрегиональном уровне. Таким образом, на третьем уровне формируются методы и инструменты регионального маркетинга по представлению административной территории в виде производственно-технологического комплекса на межрегиональном уровне. Следовательно, формирование механизма и стратегии регионального маркетинга в рамках региона производится по принципу «сверху-вниз». Исходя из постановки и формирования регионального маркетинга как подсистемы регионального инновационного комплекса исходя из целей и задач региона в качестве участника межрегионального рынка.

Далее, на основе обобщения тенденций, факторов, характерных черт, свойств и проблем в государственной региональной политике и государственном управлении на региональном уровне можно сформировать комплекс предпосылок развития системы управления экономикой региона (табл.) [2].

Именно в условиях жесткой конкуренции и роста издержек одной из предпосылок к формированию положительного имиджа инновационного комплекса региона является правильный выбор целей, задач и стратегий управленческой деятельности, присущих определенной специфики региона.

Именно в рамках регионального управления становится возможным по результатам позиционирования на межрегиональном рынке результатов воспроизводственного процесса региональной экономики в целом -товаров и услуг инновационного комплекса региона, определить уровень востребованности регионального продукта, его конкурентоспособность и его место в процессе удовлетворения потребности потребителей посредством регионального продукта.

Предпосылки развития системы управления экономикой региона на современном этапе _______________________________________________

Группы предпосылок Состав предпосылок

1 2

Общенациональные предпосылки -модернизация экономики, формирование инновационной модели развития страны; -повышение роли интеллектуальных факторов развития (науки, знаний, образования, творчества); -ориентация на повышение конкурентоспособности страны; -поиск путей сокращения значительной межрегиональной дифференциации в социальноэкономическом развитии; -разработка четкой государственной региональной политики

Внутрирегиональные предпосылки:

- институциональные -новые возможности совершенствования институциональной среды; -изменение менталитета регионального сообщества, повышение роли, значения и влияния сообщества на социально-экономические процессы; -повышение уровня требований населения и хозяйствующих субъектов к качеству государственных услуг

- предпосылки, формирующие конкурентоспособность -назревшая структурная перестройка экономики; -развитие инновационной и инвестиционной активности; -возрастание роли и влияния регионального управления; -стратегическая ориентация деятельности органов регионального управления

1 2

- организационноуправленческие предпосылки - повышение уровня знаний, компетенций и творчества всех работников органов управления; -укрепление нравственных начал и этических норм поведения работников государственного управления; - усиление мотивации государственных служащих; - совершенствование организационных структур регионального управления, повышение эффективности их функционирования; - обеспечение прозрачности системы управления для регионального сообщества; -привлечение экономических агентов регионального сообщества к решению стратегических задач; - формирование системности и последовательности процессов реформирования регионального управления

Следует отметить, что в механизме государственного регулирования структурной перестройки регионального производства экономические методы играют роль несущей конструкции, а административные - роль индикаторов, задающих приоритетные направления структурных преобразований, поощряющих инновационную деятельность промышленных предприятий, а также роль амортизаторов, гасящих негативные эффекты.

С этой точки зрения формы и методы государственного регулирования структурной перестройки промышленности предлагается подразделить на четыре группы (рис. 2).

Первая группа включает в себя совокупность методов, воздействующих на основные макроэкономические пропорции и структурные связи.

Методы этой группы призваны гарантировать успешную деятельность государственных органов по таким направлениям, как:

а) оптимизация отраслевой структуры промышленности, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в ней (опережающий рост наукоемких производств, своевременное научно-технологическое обновление машиностроения и развитие различных инфраструктур и, следовательно, пропорциональное развитие ТЭК по сравнению с обрабатывающей промышленностью);

б) оптимизация соотношения таких экономических пропорций, как накопление и потребление, рациональное сочетание всех секретов промышленности;

в) стимулирование спроса на продукцию приоритетных отраслей;

г) содействие росту экспорта, прежде всего, высокотехнологичного, следовательно, оптимизации его структуры.

В число методов, выделенных в первую группу, входят: прогнозирование, программирование, нормативно-правовые,

протекционистские меры, дифференцированное налогообложение, выработка и реализация системы приоритетов, государственные инвестиции, прямые субсидии и другие методы инвестиционной политики, дифференцированные таможенные тарифы, концентрация и координация экспорта, ограничения импорта, государственные гарантии и инвестиционное страхование, государственные субвенции, целевые кредиты и др.[3]

Рис. 2. Рычаги государственногорегулированиярегиональных структурных преобразований

Во второй группе сосредоточены методы, позволяющие осуществлять государственное регулирование структурной перестройки на микроэкономическом уровне. Данная группа методов связана с повышением экономической устойчивости, деловой активности основных субъектов рынка: предприятий, корпораций, научных учреждений, прочих первичных хозяйственных систем. Эти методы призваны осуществлять регулирование по таким важным направлениям, как реструктурирование первичного производственного звена, формирование устойчивого корпоративного каркаса промышленности, выведение из хозяйственного оборота неэффективных промышленных производств, приоритетное

развитие высокотехнологичных, формирующих собственные сегменты в мировом рынке производств. Вот почему необходимо целенаправленное выращивание государством такой структуры первичного производственного звена со строго определенным отраслевым набором, который был бы способен решать вышеобозначенные задачи, а также был бы конкурентоспособен на мировых рынках[4].

В состав основных методов второй группы следует включить: программирование, индикативное планирование, налогообложение, прямые субсидии, государственные субвенции, банкротство, меры антимонопольной деятельности, государственные инвестиции, государственные гарантии, свободные экономические зоны, национализацию, регрессивные импортные пошлины, покупку иностранных предприятий, защиту инвестиций, целевые международные кредиты, развитие международной хозяйственной кооперации, нормативы, ускоренную амортизацию, временный протекционизм, льготное кредитование, международный лизинг, регулирование цен, работу с ценными бумагами и, прежде всего, с акциями, госзаказ, все меры поддержки малого предпринимательства, меры по формированию и развитию конкурентоспособного финансового сектора, административноправовые методы.

Третья группа методов включает способы, позволяющие государственным органам федерального центра перестраивать экономическую структуру промышленности с учетом развития федеративных отношений в России, т.е. формировать оптимальную региональную структуру промышленности. Регулирование региональной структуры направлено на поддержание относительно менее развитых регионов, недопущение углубления диспропорций между идеальными территориальными единицами по доходам, ценам, уровню занятости, условиям инвестирования. К числу основных методов регулирования региональной структуры промышленности следует отнести: прогнозирование, программирование, правовую базу развития федерализма в России, налоги, государственные инвестиции, смешанное финансирование научно-технических приоритетов, поддержание уровня занятости, меры повышения мобильности рабочей силы и капиталов, структурирование собственности, создание свободных экономических зон идр.

Наконец, четвертая группа методов регулирования, связанная с осуществлением институциональных преобразований, призвана:

1) формировать общие, наиболее благоприятные условия для структурных преобразований, включая создание привлекательного инвестиционного климата, дифференцированного по отраслям, регионам, экономическим зонам;

2) создавать предпосылки для развития позитивных рыночных регуляторов структурных трансформаций с одновременным гашением негативных воздействий рынка на пропорциональные и структурные связи;

3) обеспечивать социальную ориентацию структурных преобразований в промышленности, контроль общества за социальными последствиями структурной трансформации.

Следует подчеркнуть, что институциональные методы самым тесным образом связаны с методами первой, второй и третьей групп, дополняют и обогащают их.

В число институциональных методов можно включить: нормативно-правовые методы регулирования инвестиционных потоков и формирования инвестиционных ресурсов, антимонопольные меры, методы социального контроля общества над хозяйственной и финансовой деятельностью, дифференцированные методы стимулирования отдельных видов труда, методы поддержания уровня занятости, сближения условий конкуренции в регионах, отраслях, государственные гарантии, информационное обеспечение, подготовку управленческих кадров, набор методов развития инновационного предпринимательства,

прогнозирование, методы стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности, установление социальных стандартов, долгосрочное программирование развития, конверсию.

Библиографический список

1. Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея, Институт экономики РАН. М.: Наука, 2006. 402 с

2. Похилько Т. Н. Региональная инновационная политика как инструмент государственного регулирования экономики // Вестник СКГТУ. 2009. № 3 (20). С. 15-17

3. Абрамов М. О налогах, зарплате и экономическом росте // Вопросы экономики. 2008. № 5. С. 5

4. Глазьев С.Ю. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // РЭЖ. 2007. № 1. С. 12-15

V. Dudka

In article the key moments describing construction of a highly effective control system by innovative development of regional economy in the conditions of a modern information society are considered.

Key words: economy, system, an innovation, modernisation, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.