Научная статья на тему 'Стратегия конкурентоспособности территории: новые тенденции и перспективы'

Стратегия конкурентоспособности территории: новые тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басаргин Виктор Федорович, Власова Виктория Валерьевна

Рассмотрен инновационный подход к формированию финансовоинвестиционного механизма территории. Основным направлением данного подхода является расширение спектра объектов и методов государственного управления для обеспечения конкурентоспособности территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия конкурентоспособности территории: новые тенденции и перспективы»

Виктор Федорович Басаргин

Кандидат экономических наук, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе

Виктория Валерьевна Власова

Кандидат экономических наук, финансовый директор ООО «Старый город»

СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Одной из наиболее важных задач России и ее регионов является усиление темпов экономического роста. Динамичные, конкурентоспособные регионы представляют собой источник роста всей страны, опору проведения национальной политики снижения региональных диспропорций. Конкуренцию территорий в целом можно определить как соревнование между политической, законодательной, экономической, социальной, экологической и культурной системами и стратегиями регионов и городов в их стремлении «завоевать» различные целевые группы «потребителей» местных ресурсов и условий жизнедеятельности. Успехи во всех этих сферах определяют силу и конкурентоспособность территорий. Теория конкурентоспособности территорий проходит в настоящее время период становления. Теоретический подход

к обеспечению территориальной конкурентоспособности на уровне регионов отличается от конкурентоспособности стран детализацией принципов и направлений развития конкуренции между регионами. Среди подходов, определяющих основные понятия территориальной конкуренции, можно выделить следующие.

Первый подход. Обеспечение конкурентоспособности конкретных стран осуществляется на основе создания четырех основных предпосылок, которые государство старается поддерживать для своей экономики: стимулирование внутреннего спроса; поддержка экономики и инвестиций; стимулирование создания кластеров; выработка стратегии и адекватной институциональной структуры. Все эти элементы обладают свойством взаимного усиления; они составляют систему. Эффектом системного характера является то, что страны достаточно редко имеют только одну конкурентоспособную отрасль, вернее правило «ромба» формирует окружение, которое поддерживает конкурентоспособные отрасли, не разбросанные в экономике бессистемно, а связанные друг с другом вертикально (покупатель - продавец) и горизонтально (общие потребители, технологии, каналы). Тяготеют они и к концентрации в географическом плане.

Второй подход подразумевает рассмотрение территориальной конкуренции с точки зрения формирования и развития на территории региона, городской агломерации современных кластеров, или сконцентрированных по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Концентрация современных кластеров в определенных регионах и соперничество между ними повышает их силу, что способствует росту и региональной конкурентоспособности.

Добиться высоких стандартов устойчивого регионального развития можно: на основе внешней поддержки и перераспределения средств

централизованных источников между территориями и на основе мобилизации внутренних ресурсов. С учетом ресурсного, финансового, экологического, организационного потенциалов регионов, потенциала качества жизни для Уральского федерального округа (УрФО) выходом является комбинация обоих направлений с акцентом на последнем. В этой связи овладение механизмами и методами укрепления конкурентоспособности регионов становится объективно необходимым и может послужить катализатором активизации внутренних потенциалов регионов, дополнительным фактором обеспечения устойчивости стратегически ориентированного регионального развития. Стратегия конкурентоспособности территории является основой для формирования и реализации региональной долгосрочной социальноэкономической политики. Усиливается конкуренция между регионами УрФО. На сегодняшний день разработан концептуальный блок стратегии повышения конкурентоспособности

УрФО: определены параметры территориальных конкурентных преимуществ; сформулированы задачи повышения конкурентоспособности; разработана стратегия, включающая в себя этапы поступательного повышения конкурентоспособности региона.

Основными направлениями конкуренции регионов УрФО являются: развитие экономики, привлечение новых инвестиций; сохранение и привлечение человеческих ресурсов.

Целью первого этапа (2003-2004 гг.) стратегии обеспечения конкурентных преимуществ являлась стабилизация социально-экономических процессов. Приоритетными направлениями второго этапа стратегии (2005-

2010 гг.) должны стать активизация инвестиционных и социальных мероприятий, структурная перестройка промышленного комплекса УрФО, рост инновационной активности, формирование институциональной среды.

Рассмотрим более подробно результаты первого этапа, перспективы и задачи второго этапа.

Регионы УрФО на современном этапе развития наиболее конкурентоспособными являются в решении следующих задач: получение субвенций, кредитов, средств фондов и других финансовых ресурсов из федерального бюджета; модернизация оборонных предприятий и государственных организаций в регионы; получение государственных заказов для предприятий регионов; получение средств в счет погашения задолженности предприятиям регионов из бюджета или от крупных потребителей; привлечение инвестиций для частных предприятий; получение иностранных кредитов и безвозмездных грантов на региональное развитие; развитие различных транзитных коммуникаций и усиление транспортных грузопотоков. В то же время в ряде сфер конкуренция регионов УрФО недостаточно развита, что не соответствует основным тенденциям усиления межрегиональной конкуренции в развитых странах. В этих сферах в ближайшее время, несомненно, должны произойти серьезные изменения:

привлечение нового населения, особенно высококвалифицированных кадров, молодежи;

создание или привлечение образовательных и научных организаций; перемещение в регионы части федеральных управленческих структур; привлечение инвестиционного и банковского капитала; разработка и реализация межмуниципальных и межрегиональных инвестиционных проектов;

создание центров телекоммуникаций, информатики, логистики, центров компетенции, современных кластеров экономики.

Анализ социально-экономического развития и оценка уровня конкурентоспособности регионов УрФО позволяют сделать вывод, что, несмотря на наметившиеся положительные тенденции экономического развития, недостаточно эффективно используются все составляющие потенциалов, которыми обладают регионы. Наблюдаются тенденции неравномерности и дифференциации в динамике и структуре отраслевого развития по территориям, нарушения степени комплексности региона, разрушение интеграционных связей. Данные тенденции в развитии инвестиционной деятельности обусловлены:

1) хаотичностью и диспропорциональностью инвестиционной деятельности. Наблюдается состояние деинституализации инвестиций, несоответствие уровня развития институциональной сферы и ее ресурсов отраслевым структурам регионов, с одной стороны, и становление хаотичной схемной организации финансово-инвестиционных отношений - с другой;

2) дифференциацией и высокой концентрацией капитала на территории, обусловленной историческими и национальными предпосылками формирования финансово-инвестиционной деятельности и, как следствие, сдерживанием процессов накопления и неравномерностью процессов перераспределения финансово-материальных ресурсов;

3) потерей государством рычагов управляемости на различных

иерархических уровнях управления отраслевым и территориальным развитием.

Вышеуказанные тенденции и причины их возникновения приводят к проблемам нарушения синхронизации и ритмичности движения денежных и материально-вещественных потоков территории, не достаточным для экономического роста темпам инвестиционных процессов в регионах УрФО.

Основой роста и подъема конкурентоспособности экономики на втором этапе стратегии будет инновационный подход к формированию финансовоинвестиционного механизма. Данный подход предполагает переход от превалирования объектно-целевого принципа в управлении инвестиционными ресурсами к усилению регулирования структурной составляющей инвестиционных процессов. Он базируется на сочетании эффективных инструментов мобилизации и концентрации инвестиционных ресурсов планово-регулируемой экономики и рыночных инструментов распределения. Важнейшими направлениями данного подхода являются следующие.

1. Расширение спектра объектов и методов воздействия государственного управления в области промышленного развития. Это предусматривает, наряду с целевым, усиление государственного, структурного регулирования и оптимизацию структуры капитала (производственного, финансового, управленческого и человеческого), в частности повышение роли государства в инвестиционном процессе и эффективном размещении капитала, оптимизации уровня капитализации отраслевых структур, источников и направлений использования инвестиционных ресурсов территории, схемное государственное регулирование промышленного и потребительского спроса и предложения.

2. Совершенствование методов государственного регулирования и

использования организационного потенциала, представляющего собой способность региональных властей мобилизовать факторы развития территории и организовать сотрудничество целевых групп местного сообщества. Основными характеристиками организационного потенциала выступают политическая стабильность в регионе, эффективность структур регионального и муниципального управления. Кроме традиционных методов (фондообразование, экономико-математическое моделирование,

регулирование макроэкономических параметров, балансовые методы, программно-целевой подход), следует активнее использовать схемные, информационно-методические и кадровые рычаги управления в отношении объектов регулирования, что предполагает: усиление кадровой политики; наличие разработанной и реализуемой стратегии развития региона; применение методов частно-общественного партнерства, регионального маркетинга и активного позиционирования; обеспечение участия граждан в принятии политических решений и управлении; информатизацию и внедрение принципов электронного управления.

3. Активизирование инновационно-инвестиционной деятельности на основе смещения приоритетов в обеспечении конкурентоспособности с помощью качества человеческого капитала и развития третичной сферы (инновации, услуги, технологии, в том числе управленческие).

Рассмотрим подробнее данные направления. Первое направление основано на повышение роли государства в инвестиционном процессе и

эффективном размещении капитала. Предстоящий этап - это этап последовательной трансформации структурных искажений в системе «производство - переработка - сбыт», основанный на согласовании долгосрочных приоритетов и координированном управлении маркетинговыми и инвестиционными процессами в системе «государство - институциональная сфера - территория - отрасль». Основные параметры государственного регулирования: отраслевые структуры; процессы перераспределения ресурсов в отрасли и на территории; модели рынков территорий. Усиление и реализация структурного государственного регулирования размещения

капитала на территории осуществляется по двум направлениям.

Во-первых, это структурное регулирование промышленного и потребительского спроса и предложения на территории финансово-

инвестиционными и планово-организационными методами за счет адресных финансово-инвести-ционных инструментов, сформированных на основе кластерного подхода. Данный вариант предполагает создание благоприятных условий для стимулирования развития внутри крупных конгламератов ресурсных и затратно-сберегающих кластеров через точки экономического роста. Основанные на отношениях вертикальной координации и

стратегического партнерства, кластеры обеспечивают новые возможности региональных властей разрабатывать и реализовывать стратегию экономического развития региона в направлении поддержки конкурентных преимуществ экономики в целом, внедрения инноваций и специализации региона в рамках УрФО или страны.

Во-вторых, это регулирование отраслевых структур с точки зрения уровня капитализации, обеспечение адекватности отраслевых структур, системам регионального финансирования и относительной равномерности процессов перераспределения. Отраслевые структуры определяют спектр источников финансирования отрасли и территории. В данном случае отраслевые структуры характеризуются не только спектром отраслей, их структурой

и динамикой развития, но и степенью концентрации капитала, уровнем капитализации (малых и средних предприятий различных организационноправовых форм, структурой АО, ЗАО, холдингов, ФПГ, вертикально интегрированных структур, планово-регулируемых образований). Основу такого подхода составляет ориентация в основном на собственный совокупный потенциал и обеспечение постепенной, последовательной трансформации структуры источников инвестиционных ресурсов и направлений их использования. Структурное регулирование спроса и предложения в отрасли за счет комплексного и системного стимулирования процессов стратегического партнерства и вертикальной координации изменит структуру финансовых рисков отраслей и территорий, приведет к изменению структуры источников инвестиционных ресурсов, расширит масштаб и диапазон собственных и привлеченных ресурсов. Новая структура рисков может гарантировать финансирование инвестиционных проектов в масштабе и стоимости, которые были недоступны большинству хозяйствующих субъектов. В итоге высвобождается 20-40% прибыли под самофинансирование и обеспечивается возможность маневра привлечения дополнительных внешних источников. Данный подход позволит выйти на

модель устойчивого развития, обеспечения сбалансированного развития инвестиций производственного и социального назначения.

Перейдем ко второй составляющей инновационного подхода -модернизации государственного управления. Именно организационный потенциал, или способность региональных властей соединить всех заинтересованных участников процессов регионального развития в целях устойчивого и сбалансированного движения вперед, создает основу для модернизации системы регионального управления. К методам регионального управления следует отнести:

1) стратегически ориентированное региональное управление, включающее разработку концепции, стратегии развития региона на 10-15 лет, реализацию стратегии, оценку и постоянный мониторинг программ, проектов и мероприятий стратегического характера. Стратегический план является общественным документом, он публикуется в СМИ в общедоступной форме, иллюстрируется схемами и диаграммами, становится достоянием жителей и бизнес-сообщества региона;

2) информатизация и внедрение принципов электронного управления на региональном уровне. В первую очередь, это Интернет и электронные средства коммуникации, которые способны обеспечить регионам уникальные конкурентные преимущества по целому ряду направлений:

презентация региона во внешней среде - в стране и за рубежом;

активный маркетинг сильных конкурентных преимуществ региона, активное содействие привлечению в регион инвестиций;

внедрение принципов электронного управления в направлении дебюрократизации и повышения эффективности регионального управления;

повышение информированности жителей региона о стратегии, крупных проектах и программах; усиление принципов демократического общества и обеспечение более значительного участия граждан в региональном и местном управлении;

облегчение проведения выборных кампаний, референдумов, опросов;

возможность участия в сетевом межрегиональном и международном Интернет-партнерстве;

3) региональный маркетинг, являющийся эффективным методом поддержки местного экономического развития и привлечения инвестиций и способом существенного усиления социальной ориентации управления. Отличительными чертами регионального маркетинга являются ориентация на потребителя; охват региона в целом, включая входящие в его состав города и районы; учет интересов всех социальных групп, в том числе предпринимателей, квалифицированных рабочих, молодежи, пенсионеров и др.

Мероприятия регионального маркетинга можно сгруппировать по двум направлениям.

Первое - маркетинг региона в целом по отношению к внешним макрорегионам, стране, мировому пространству. В этом понимании региональный маркетинг должен являться системой мер по общему и комплексному преобразованию среды в интересах региона с целью повышения его конкурентоспособности за счет стратегической региональной экономической политики, создания предпосылок для привлечения новых капиталовложений в экономику региона; ориентации на интересы бизнеса с

учетом потребностей развития экономики региона и социальной сферы; улучшения жизнеобеспечения всех социальных групп жителей; развития социальной сферы; оздоровления окружающей среды региона.

Второе - региональный маркетинг можно рассматривать как разновидность территориального маркетинга в форме комплекса маркетинговых мероприятий региона, которые проводятся для нескольких объединивших свои усилия городов в рамках одного региона. В этом случае региональный маркетинг позволяет выделиться на фоне остальных городов небольшим городам, которые поодиночке не в состоянии осуществлять свое продвижение. Для усиления позиции региона в международном масштабе необходимы и стратегия развития, и программа маркетинга региона за рубежом и открытие представительств в столицах партнерских регионов, и проведение в регионе крупных международных мероприятий, и участие в международных конкурсах, выставках, ярмарках, конференциях, фестивалях.

Гармоничное решение задач предстоящего этапа, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, предприятий, отраслей, территорий, должно основываться только на совместных скоординированных усилиях бизнеса и государства. Организованная качественным государственным менеджментом инновационно-инвестиционная система регионов за счет информационно-методической поддержки потенциала местной экономики обеспечит больший синергетический эффект повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности регионов, чем меры отдельных субъектов.

Предложенные меры способны обеспечить необходимую координацию усилий отраслевых структур институциональной сферы и региональных органов власти для повышения экономики, заложить фундамент управляемости системы «государство - институциональная сфера -территория - отрасль». Основываясь на управленческом потенциале инвестиционных процессов в регионах, данная стратегия может представлять собой альтернативный вариант существующим подходам к финансированию инвестиционных процессов в регионах (бюджетному подходу, созданию специализированных структур, финансируемых государством).

Литература

1. Важнейшие факторы повышения конкурентоспособности регионов: Материалы форума «Стратегия регионального развития». Казань, 2003.

2. Власова В.В., Решетникова Т.В. Методологические аспекты финансово-инвестиционного механизма. Деп. ИНИОН РАН. М., 2003. № 58250.

3. Басаргин В.Ф., Сурсяков В.Н., Михеева С.В. Некоторые аспекты оценки конкурентоспособности предприятии Свердловской области в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004.

4. Власова В.В. Реальные механизмы государственного управления в

области промышленного развития России (на примере финансово-инвестицион-ного механизма федерального округа): Материалы

всероссийской научно-практической конференции «Промышленное развитие

России: ключевые проблемы и решения». М.: Изд-во ИНИОН РАН. Научный эксперт, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.