УДК 332.1
инструменты территориального управления в обеспечении конкурентоспособного
хозяйствования
о. е. Сергеева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы E-mail: sergeevaoe @ mail. ru Волгоградский государственный университет
В рыночной экономике регионы становятся самостоятельно хозяйствующими субъектами. Новизна данной ситуации для региона формирует проблему поиска эффективных средств, методов и технологий действенного конкурентоспособного управления регионом, где наиболее актуальными выступают маркетинговые методы управления. Возможность применения маркетинговых портфельных матриц для оценки предпочтительных бизнес-проектов региона позволит повысить конкурентоспособность территории.
Ключевые слова: управленческие структуры региона, конкурентные преимущества, региональный маркетинг.
Трансформация общероссийских экономических условий в направлении экономической самостоятельности и институциональной независимости определяет новую статусную роль региона как эффективного предпринимателя-собственника, побуждая его к концентрации управленческих усилий на обеспечении конкурентоспособности и «инвестиционной привлекательности». Это влияет на содержание и инструментарий управления региональной экономикой, актуальное исследование которого определяется рядом причин: • новизна ситуации выявляет отсутствие целостных научно-практических и теоретических концептуальных подходов, положений и обоснований для компетентностно ориентированного развития региона как специфического субъекта хозяйствования, наделенного сравнительными
дифференцированными преимуществами в виде ресурсных и факторных условий;
• слабая разработанность маркетингового механизма управления, направленного одновременно на рационально-индивидуальные и общественно значимые интересы, в формировании методологических, методических, инструментальных, технологических, эмпирических приемов, методов и средств решения проблем конкурентоспособности региона снижает обоснованность и эффективность предлагаемых стратегий социально-экономического развития, не обеспеченных обоснованием отличительного, аутентично конкурентного профиля хозяйствования;
• неспособность региона устанавливать и поддерживать конкурентоспособность без формирования управленческих усилий по установлению транспарентных взаимоотношений власти и бизнеса.
Эти причины детерминируют неверные ориентиры в управлении регионом, направленности его рыночного развития и выработки стратегических конкурентных ориентиров. Слабая интеграция прогрессивных рыночных механизмов в деятельности институционального субъекта хозяйствования разрушает целостность и системную ориентированность управленческих решений законодательной и исполнительной власти, не способствует взаимовыгодному развитию отношений «бизнеса и власти» региона.
Необходимость управления структурой экономики региона в условиях рыночных отношений обосновывается во многих научных работах [2, 8, 9]. Разработка эффективных инструментов влияния на экономику региона остается актуальной. Как правило, региональные органы власти ограничены в выборе инструментов экономической политики. Так, им недоступны все макроэкономические регуляторы: норма банковских резервов, ставка рефинансирования, таможенная политика, воздействие на валютный курс, баланс федерального бюджета, уровень налоговой нагрузки. Наиболее часто в литературе упоминаются такие инструменты мезо-уровня, доступные региональному правительству, как госзаказ, лоббирование в федеральных органах власти преференций для местной экономики, а также административное регулирование [2, с. 9].
Так, например, Республика Татарстан сохранила в своей собственности доли многих крупных предприятий на своей территории: ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамск-нефтехим», ОАО «Камаз» и ряд других. Благодаря этому власти могут влиять на их деятельность через участие в собраниях акционеров и в советах директоров. Однако в сфере малых и средних предприятий административное влияние ограничено — масса предпринимателей следует своим интересам, «неуправляема».
По мнению Р. Р. Галлямова, при проведении аналогии между регионом и предприятием, рассмотрении экономики региона как квазипредприятия возможна экстраполяция инструментов управления микроуровня на мезоуровень. То, что делают компании в отношении своих потребителей, одной из важных характеристик которых является свобода выбора, могут делать региональные власти в отношении предпринимателей, которые также независимы в своей деятельности. В частности, возможно применение концепции маркетинга с учетом специфики региона и целевой отрасли в сфере повышения конкурентоспособности региональной экономики, что можно назвать территориально-отраслевым маркетингом [2, с. 9].
Реализация территориального маркетинга, не сконцентрированного на определенных отраслях, менее эффективна, ведет к распылению ограниченных ресурсов, в том числе на заведомо неэффективные области [2, с. 10]. Однако маркетинг, как методология управления регионом, аналогично методологии маркетингового управления предприятием должен быть использован в выявлении наиболее
предпочтительных отраслей экономики региона, на которых только и следует сконцентрироваться.
Специфика территориально-отраслевого маркетинга заключается в том, что в отличие от предприятия «продукт» территориально-отраслевого маркетинга — факторы «национального ромба» — в значительной мере является неподконтрольным для управляющего субъекта — региональных органов власти. Местное правительство в области условий «национального ромба» должно создавать «продукт», не создавая факторы, а облегчая использование имеющихся условий как внутри, так и вне региона. Наиболее эффективным инструментом здесь может стать развитие различных видов инфраструктур (транспортной, производственной, финансовой, информационной и других), а также формирование информационных баз для целевых отраслей относительно указанных условий и предоставление их в пользование только предпринимателям региона (базы данных поставщиков сырья, оборудования, инжиниринговых, консалтинговых компаний, кадров для целевых отраслей, проведение исследования рынков для нужд целевых отраслей). При этом возможна институционализация информационной среды отрасли в рамках правительственных департаментов или других организаций и путем издания информационных ресурсов: печатных изданий, создание интернет-сайта и др. Местное правительство, повышая степень информированности существующих и потенциальных участников отрасли о благоприятных условиях, улучшая информационную инфраструктуру, способно стимулировать процессы притока предпринимателей как из внутренних, так и внешних источников, следовательно, роста конкурентоспособности экономики региона. Таким образом, наиболее важную роль в комплексе территориально-отраслевого маркетинга как инструмента развития инвестиционного уклада определенной отрасли региональной экономики приобретают такие элементы, как различные виды инфраструктуры, обеспечение кадрами, информационная среда отрасли [2, с. 16—17].
О том, что вышеперечисленным проблемам уделяется должное внимание на государственном уровне, свидетельствует такой факт: 18 октября 2006 г. в ТПП России, в Комитете по промышленному развитию создан подкомитет по маркетингу и повышению конкурентоспособности регионов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» следует
Таблица
Основные инструменты экономического стимулирования инвестиций
№ п/п Параметр Число регионов
1 Налоговые льготы 73
2 Предоставление инвестиционных ресурсов за счет региональных бюджетов 64
3 Компенсация процентной ставки по банковским кредитам 58
4 Предоставление инвестиционного налогового кредита 51
5 Льготные условия пользования землей и другими объектами природных ресурсов и льготы по аренде имущества, находящегося в собственности субъекта РФ 32
6 Выделение субсидий и субвенций за счет бюджетных средств 12
7 Выделение приоритетных отраслей и направлений инвестирования 11
8 Помощь по созданию инфраструктуры бизнеса 10
9 Сопровождение инвестиционных проектов 8
10 Субсидирование лизинговых платежей 6
11 Содействие в аренде земельных участков и других объектов 5
12 Финансирование расходов по подготовке к реализации инвестиционных проектов 3
13 Субсидирование купонного дохода по облигациям, эмитированным предприятием в инвестиционных целях 3
14 Оплата по льготным тарифам услуг естественных монополий 2
15 Возмещение страховых взносов по страхованию инвестиций 1
16 Возмещение расходов по созданию инженерной инфраструктуры 1
17 Выделение приоритетных в инвестиционном плане территорий региона 1
Инструменты защиты интересов инвесторов
18 Гарантии инвестиций за счет территориальных бюджетов 67
19 Возмещение убытков в результате действия органов власти 17
20 Гарантии посредством залогового фонда региона 13
21 Гарантии имуществом субъекта РФ 11
22 Возврат инвестиционных вложений 4
разработать систему мер поддержки тех субъектов, которые добились наилучших значений показателей, используемых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Качество территориального менеджмента становится важнейшим критерием оценки деятельности органов исполнительной власти регионального и местного уровней, значимым конкурентным преимуществом территорий, в том числе и при привлечении инвестиций. Многие территории в той или иной мере уже имеют ряд эффективных решений по привлечению инвестиций. В таблице представлены результаты анализа основных инструментов экономического стимулирования инвестиций, проведенного Е. Е. Шварковым [9, с. 194—195].
В настоящее время система управления экономикой регионов осуществляется согласно местным законам. Так, например, в Курской области устано-
вилась исполнительная власть во главе с администрацией области. В составе исполнительных органов функционируют комитеты, регулирующие отдельные блоки хозяйства, но системного управления экономикой как не было ранее, так нет и до сих пор. К примеру, управление отраслями материального производства распределено между несколькими заместителями председателя правительства. Отрасли экономики, управление которыми сосредоточено в отдельных комитетах, имеют больше возможностей для развития. В конечном счете, это сказывается на долях отраслей в общем объеме регионального продукта. Управление промышленностью сосредоточено в комитете промышленности и энергетики. Вынесение в название комитета слова «энергетика» создает предпосылки для негласного повышения приоритета электроэнергетики над другими отраслями промышленности [10, с. 21].
В состав подразделений региональной администрации должны входить и органы, регулирующие развитие районов; их сбалансированное развитие является не менее актуальной задачей, чем трансформация структуры региональной экономики. Однако это направление деятельности официально не отражено в структуре исполнительной власти. Функционировавший прежде комитет по вопросам местного самоуправления был преобразован в комитет по работе с территориями и общественными организациями. Сотрудники комитетов большую часть времени расходуют на проработку статистической информации (с 2005 г. органы статистики области группируют экономическую информацию в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенным 01.01.2003, структура же исполнительной власти отражает прежний отраслевой принцип). Само использование ОКВЭД не лишено недостатков. В частности, не определено однозначно понятие «вид экономической деятельности» [10, с. 21, 22].
В концепции Стратегии социально-экономического развития регионов РФ отмечается [8], что одним из направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации должно стать создание условий для модернизации промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров. При этом промышленная политика на современном этапе развития общества носит не отраслевой, а региональный характер. То есть в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона. Россия унаследовала экономические регионы, создававшиеся в ходе индустриализации и рассчитанные на развитие масштабного массового производства, а потому имеющие централизованную организацию. В настоящий момент, если судить по структуре российского экспорта, производственных кластеров, конкурентоспособных в глобальном масштабе, практически нет. При этом их появление выступает условием обретения Россией долгосрочной конкурентоспособности, а следовательно, стимулирование возникновения экономических
кластеров должно относиться к числу приоритетов государственной политики регионального развития.
Кроме того, территориальные производственные кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса. То есть традиционные макроэкономические и отраслевые подходы к развитию малого и среднего бизнеса необходимо дополнить региональным, выражающимся в формировании территориальных производственных кластеров.
К числу направлений государственной региональной кластерной политики относятся:
• выявление и мониторинг ситуации развития экономических кластеров на территориальном уровне, в том числе выявление структуры кластера, территориальной локализации его отдельных звеньев, софинансирование аналитических исследований перспектив развития кластера на внешнем рынке, оценка влияния кластера на территорию и социальную сферу;
• формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграции в процесс разработки и обсуждения стратегий регионального развития, содействие обмену опытом между регионами по формированию кластерной политики (например, одним из наиболее удачных проектов можно считать опыт создания итальянских промышленных округов на примере Липецкой области);
• способствование консолидации участников кластера (в том числе, через ассоциативные формы), реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, реализация образовательной политики, согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности коммуникации и кооперации предприятий и образовательных учреждений;
• развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионах;
• формирование институциональной среды для развития территориальных экономических кластеров.
Активная роль управления бизнесами региона предопределяет и необходимость разработки планов и прогнозов его социально-экономического развития, где следует представлять приоритетные направления развития бизнесов экономики территории. По законодательно закрепленному порядку прогнозы подлежат
обязательной разработке органами исполнительной власти и представлению в органы представительной власти в виде небольшого числа информационно-аналитических материалов, используемых при формировании бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях. Данные, содержащиеся в прогнозах, предписывается считать «объективным основанием» бюджетных проектировок [10, с. 52].
Между тем достоверность и надежность нынешних официальных прогнозов на всех уровнях откровенно неудовлетворительны, а среди соответствующих негативных причин в литературе называются неразвитость методолого-теоретичес-кого и методического инструментария, недостатки информационного и организационно-правового обеспечения разработки прогнозов. Предпринимаемые попытки сформировать методологическую базу для обоснованного составления прогнозов развития российских регионов не учитывают реальных экономических условий и поэтому не отвечают интересам бизнеса. Следствием стало эклектическое соединение в прогностической практике алгоритмов, характерных для разных эпох эволюции [10, с. 55—56]. В этой связи обращение к исследованию рыночных методологических инструментов и технологий следует считать наиболее соответствующим сложившейся ситуации.
Управление бизнесами региона с позиций выявления и оценки наиболее предпочтительных представляется значимым и по причине индивидуальности и специфичности каждой из хозяйствующих территорий. Специфика и особенности региона свидетельствуют о наличии дифференцирующих факторов его развития, что с позиций теории конкуренции является источником конкурентного преимущества субъекта хозяйствования. Исследованию дифференциальных или сравнительных преимуществ региона, определяющих специализацию хозяйственного развития региона, были посвящены классические работы А. Смита и Д. Рикардо, Э. Хекшера и Б. Олина, В. Леонтьева, Г. Мюрдаля, Ф. Перру и др. В соответствии со взглядами А. Смита и Д. Рикардо, стоявших у истоков теории регионального развития, каждый регион или территория должны специализироваться на производстве тех продуктов, которые они имеют возможность производить более эффективно, чем другие, и вывозить эти товары, одновременно ввозя те из них, которые они способны производить, но менее эффективно, чем другие. В настоящее время в научных исследованиях
указывается на стремительное сокращение значения так называемых «сравнительных» преимуществ, которые то или иное государство «получило от Бога» (природные ресурсы, климатические условия и т. д.) или приобрело в результате своего предыдущего исторического развития (высокий технологический уровень, уникальный опыт производства и т. д.).
Обоснованию актуальности выбора предпочтительных бизнесов региона может служить и масштабное исследование М. Портера [6], по мнению которого ни одна страна мира (авт.: что, по мысли Портера, применимо и к региону) не может добиться конкурентного преимущества сразу во всех отраслях: ведущими становятся лишь несколько бизнесов, которые следует развивать и поддерживать. Так, в Германии сосредоточены ведущие производства типографского оборудования, роскошных автомобилей, химических реактивов. В маленькой Швейцарии располагаются лидеры фармацевтической промышленности, производства шоколада. Заводы по изготовлению тяжелых грузовиков и оборудования для горнодобывающей промышленности наиболее известны в Швеции. США выступают как признанный лидер в области персональных компьютеров, программного обеспечения, расчетов с кредитными карточками и кинематографии. Япония наиболее сильна в области бытовой электроники, роботов, фото- и копировальной аппаратуры. Все эти производства свидетельствуют о том, что страны добились и длительно удерживают конкурентные преимущества в этих областях деятельности. Следовательно, такие бизнесы являются предпочтительными с точки зрения развития территориального образования, будь то страна или регион.
Таким образом, развивая современные представления об эффективном хозяйствовании регионов как самостоятельно функционирующих рыночных субъектов, представляется актуальной проблема выбора предпочтительных бизнесов, определяющих конкурентоспособность региона и его высокую привлекательность для целевых групп покупателей.
С общетеоретических позиций выбор является сложным управленческим решением, основанным на формализованно описанных целях, критериях и факторах оценки, что определяет соответствующую методологию отбора оптимального решения. Трансформация исследуемой проблемы оптимизации структуры бизнесов региона в проблему исследования методологии, позволяющей осуществлять выбор предпочтительных бизнесов для региона, определяет необходимость ее обоснования в решении
проблемы и целесообразность использования.
Достижение экономических целей в условиях рыночной экономики невозможно без ориентации хозяйствующего субъекта на потребителя. Это актуализирует методологию маркетинга, направленную на наиболее полное удовлетворение потребностей целевых потребителей посредством создания актуальных видов бизнеса, что в итоге приводит к достижению экономических выгод региона. Развиваемая относительно рынка и адекватно сложившейся системе рыночных отношений «философия маркетинга требует, чтобы предпринимательская деятельность и бизнес акцентировались на потребителя. Это означает, что должны производиться и поставляться на рынок такие товары, которые будут безусловно куплены, на которые обязательно будет спрос» [1, с. 26]. Следовательно, маркетинговая методология способствует аргументированному обоснованию предпочтительных бизнесов предприятия.
Маркетинговая методология, развивающаяся по поводу обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей рыночных субъектов (продавца и покупателя), включает в свой управленческий аппарат технологии не только обоснованного выбора бизнесов, но и технологии управления бизнесом на всех стадиях жизненного цикла во времени и в конкретном рыночном пространстве. Это связано с тем, что технологии выбора бизнесов не имеют законченного обоснованного эффекта вне взаимосвязи с технологиями управленческого сопровождения бизнесов на рынке, что находит подтверждение в рыночном принципе: мало создать хороший товар (бизнес), не менее важно обеспечить ему конкурентное продвижение на рынке.
Обращая внимание на маркетинговую методологию как рыночно ориентированную и эффективно реализуемую в практике ведения бизнеса, следует изучить потенциал и возможности использования ее технологических приемов и методов в решении проблемы предпочтительного выбора бизнесов региона. Как показал анализ, потенциал маркетинга в решении экономических проблем региона еще мало исследован и реализуется только на уровне общего осознания необходимости использования. Немногочисленные работы, посвященные маркетингу региона, рассматривают его исходя из общеметодологических маркетинговых основ. Ф. Котлер понимает маркетинг территории как «проектирование места, которое будет удовлетворять потребности целевых рынков. Он достигает успеха, когда жителям и бизнесу нравятся их места, а
ожидания туристов и инвесторов оправдываются», и уже только затем как «продвижение территории» [5, с. 376]. А. П. Панкрухин в своей работе «Маркетинг территорий» определяет предмет исследования как «маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория» [6, с. 416].
Исходя из этого, автор выделяет «маркетинг территорий» и «маркетинг внутри территории». Объектом внимания маркетинга территории выступает деятельность, осуществляемая как внутри, так и за ее пределами. Объектом внимания маркетинга внутри территории являются отношения по поводу конкретных товаров, услуг, осуществляемых в пределах территории.
Аналогичной двойственностью обладает и интерпретация понятия бизнеса региона. С одной позиции, это бизнес, предпочитаемый с точки зрения распределения ограниченных региональных инвестиций, с другой позиции, это бизнес, выбираемый для работы предпринимателями внутри региона. Обе интерпретации требуют дальнейшей более глубокой проработки и исследования. Тем не менее, очевидно, что региональные инвестиции должны быть направлены в те виды бизнесов, которые формируют и поддерживают не только уровень качества продукции в длительной ретроспективе, но и региональную составляющую в бизнесе, отражают в образе товара (через политику бренда) региональную принадлежность. Как, например, гжельские сувениры, тульские самовары и пряники, быковские арбузы, оренбургские и урюпинские платки и пр. Все это обеспечивает реализацию целевого направления маркетинга территории — притягательность, престиж, привлекательность региона. Такого рода бизнесы создают конкурентные преимущества региона, обеспечивая решение задачи особого рода, а именно: «своеобразная сверхзадача регионального маркетинга — выявление местных преимуществ региона, формирование новых преимуществ и усиление имеющихся преимуществ для привлечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей региона» [9, с. 51].
В теории маркетинга оценка и развитие бизнесов рассматриваются применительно к предприятию. Маркетинговый выбор предпочтительных для предприятия бизнесов осуществляется при помощи портфельных моделей, к которым принадлежит матрица Бостонской консультационной группы — БКГ; «General Electric», или Мак-Кинзи и ряд других. При помощи таких
моделей выявляется текущее состояние бизнеса и определяется потенциал перспективности его развития для конкретного предприятия. Между тем основные положения маркетинговой методологии эффективного управления, разработанные применительно к экономическим системам микроуровня, в соответствии с принципом изоморфизма могут быть распространены и на экономические системы более высокого уровня иерархии и сложности, в частности, систему мезоуров-ня, к которой относится регион.
Маркетинговые портфельные матрицы [3, с. 120—127] по выявлению предпочтительных бизнесов в рамках хозяйственной деятельности предприятия основаны на учете двух критериев — рыночной привлекательности и эффективности бизнеса.
Критерий «рыночная привлекательность» включает совокупность показателей, а именно:
• общий объем рынка;
• темпы роста в год;
• маржа прибыли (в динамике за несколько лет);
• интенсивность конкуренции;
• технологические требования;
• влияние инфляции и др.
Второй критерий «эффективность бизнеса» включает следующие показатели:
• доля рынка;
• темп роста доли рынка;
• качество продукции;
• репутация марки;
• распределение продукции;
• эффективность продвижения.
Если отсутствует хотя бы один из этих факторов, то успешным бизнес быть не сможет. И сильная компания на непривлекательном рынке, и слабая компания на привлекательном рынке одинаково бесперспективны [3, с. 124].
Портфельные матрицы, используемые для выбора стратегии развития бизнеса, разрабатывались для предприятия. Простой «перенос» данной методологии на более высокий региональный уровень управления сопряжен с трудностями в принятии управленческого решения. Так, применимость матриц для любого предприятия, в независимости от времени и специфики его деятельности, позволит и на уровне региона в отношении всего спектра региональных субъектов хозяйствования выявить для каждого из них наиболее и наименее важные бизнесы. Следовательно, каждый бизнес региона будет охарактеризован с точки зрения его предпочтительности (или наоборот), а учитывая
несопоставимость бизнесов с точки зрения их «природы» и важности для двух субъектов хозяйствования с разной системой интересов—предприятия и региона, сделать вывод о превосходстве одного вида бизнеса региона перед другим практически невозможно. Тем более что каждый из бизнесов функционирует с учетом потребностей клиента, которые имеют тенденцию к росту, усложнению и являются актуальными направлениями в развитии хозяйственной деятельности.
Исходя из теоретических основ конкуренции, включая современное представление о невозможности обеспечения конкурентного преимущества во всех отраслях, региону, как эффективному субъекту хозяйствования, необходимо целенаправленно принимать участие в развитии бизнесов, определяющих отличительные конкурентные позиции территории в сравнении с другими. Следовательно, возникает насущная необходимость выявления тех бизнесов, которые наиболее предпочтительны с точки зрения создания конкурентных преимуществ региона.
Список литературы
1. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. М.: Изд-во «Экономика», 1999.
2. Галлямов Р. Р. Специфика инструментов территориально-отраслевого маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 4.
3. Котлер Ф. Маркетинг — менеджмент. СПб: Питер, 1999.
4. Кузьбожев Э. Н, СкуловаГ. Г, Беляева Т. А. Регулирование трансформации структуры экономики региона // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 15 (144).
5. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер и др. СПб: Изд-во «Стокгольмская школа экономики», 2005.
6. ПанкрухинА. П. Маркетинг территорий. 2-е изд., дополн. СПб.: Питер, 2006.
7. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ., под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993.
8. Стратегия социально-экономического развития регионов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www. ksocpol. rags. ru.
9. Сачук Т. В. Территориальный маркетинг. СПб: Питер, 2009.
10. Швецов А. Н. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения // Российский экономический журнал. 2009. № 1.