УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА
о. А. СТАрЦЕвА, кандидат экономических наук, доцент
и. н. строев
орловский государственный институт экономики и торговли
В новых условиях хозяйствования требуется существенная переоценка важнейших направлений социально-экономического развития отдельных регионов, административных образований Российской Федерации. Региональные особенности хозяйствования включают в себя специфику природного, исторического, научного, производственного, экономического и инновационного потенциалов, что во многом предопределяет различные стартовые условия и возможности каждого из территориальных преобразований. Поэтому, наряду с общими для страны приоритетами и задачами, должны обосновываться и решаться местные специфические региональные проблемы, а сочетание региональных и федеральных целей развития должно естественным образом влиять на рост уровня жизни населения региона.
Расширение функций органов власти в регионе сопровождается одновременным усложнением механизма принятия управленческих решений, усилением влияния и изменчивости факторов внешней среды.
В сложившихся условиях необходимым стало обновление форм и методов управления региональными социально-экономическими системами. В связи с этим нельзя не принимать во внимание достижения интеграционного маркетинга, который в своей существенной части может быть применен к управлению региональной экономикой.
Одним из важнейших направлений деятельности властных структур по модернизации региональных социально-экономических систем может стать проведение мониторинга и создание региональных маркетинговых программ в сфере управления, с целью выявления наиболее эффективных в социальном и экономическом смысле
способов принятия управленческих решений на региональном уровне.
Специфические особенности региона, динамическое изменение ситуации заставляет субъектов управления постоянно искать и адаптировать новые управленческие модели, поэтому использование интеграционного маркетинга применительно к региональным социально-экономическим системам в условиях интеграции мировой экономики является актуальным.
Несмотря на имеющиеся положительные результаты деятельности региональных администраций, нельзя утверждать, что удалось создать все необходимые предпосылки для использования преимуществ маркетинга в целях развития реального сектора экономики региона, проведения структурных преобразований в промышленности региона, повышения конкурентоспособности и активного продвижения продукции отечественных товаропроизводителей на внутренние и зарубежные рынки.
На сегодняшний день отсутствует целостный и обоснованный механизм развития региональных социально-экономических систем на основе интеграционного маркетинга, скоординированный с процессами реформирования и реструктуризации в регионе.
В основе концепции управления региональной экономикой на основе интеграционного маркетинга лежит соглашение сонаправленных мер стратегического характера по развитию региональных социально-экономических систем. Данные меры основаны на идеях и принципах, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на выделенных путях развития.
Данный подход к развитию региональных социально-экономических систем призван:
• содействовать формированию многосекторной экономики;
• проводить активные структурные преобразования;
• стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов по объединению в холдинговые структуры, с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ. Концепция управления региональной экономикой является основой для формирования целевых программ, представляющих собой плановые и адресные документы, направленные на устранение наиболее актуальных проблем, на достижение конечных целей в виде целевых показателей и мероприятий, увязанных по срокам, исполнителям и сбалансированных по ресурсам.
Выстраивается «вертикаль интересов», задачей которой становится создание предпосылок для гармонизации целей развития экономики региона с учетом пространственного аспекта воспроизводства. В концепции учтены закономерности функционирования региональных рынков, особенности рыночного пространства, в рамках которого формируются экономические интересы и взаимоотношения. Важно увязать современное состояние интеграционного маркетинга с деятельностью региональных субъектов, так как инструментарий интеграционного маркетинга имеет свой набор экономических правил, которые опираются:
• на интеграцию рынков товаров, услуг и капиталов;
• ускорение распространения научно-технических достижений;
• информационную открытость;
• быстрое технологическое обновление;
• коммуникационное сближение.
Данная вертикаль способствует укреплению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона.
Управление региональной экономикой на основе интеграционного маркетинга вырабатывает требования к реформам, как на федеральном, так и на региональном уровнях:
• перенесение центра тяжести реформационных усилий на региональный уровень (выработка правовых установок и регламентов хозяйственной деятельности);
• создание необходимых маркетинговых организационно-экономических структур и внерыночных институтов, обеспечивающих
равенство правил хозяйственного поведения
для всех и обязательность их соблюдения.
Гармонизация целей развития национальной и региональной экономики, учет условий, влияющих на процессы управления регионом, анализ результатов хозяйственной деятельности свидетельствуют о необходимости внедрения изменений в процессы функционирования региона.
Разработка стратегии развития региональной социально-экономической системы должна содействовать рациональному сочетанию централизованного управления с развитием хозяйственной самостоятельности, укреплению и развитию принципа отраслевого управления с органическим сочетанием развития региона, совершенствованию организационных форм производства и экономических механизмов управления, углублению факторов интеграции.
Интеграционный маркетинг в процессах управления региональными социально-экономическими системами связан с проведением мониторинга рыночного потенциала, с институциональными изменениями, с созданием благоприятного имиджа региона. Главная особенность, которая отличает предлагаемую концепцию от существующих, заключается в том, что управление региональной экономикой на основе интеграционного маркетинга требует не только объединения отдельных элементов предпринимательской, производственной, управленческой деятельности региона, но и выявления имеющихся и возможных между ними взаимосвязей и взаимозависимостей, а также прогнозирования их эффективной стратегии развития.
В современных условиях межрегиональное сотрудничество расширяет возможности региональных органов управления в увеличении рыночного потенциала регионов, создает условия для более эффективного решения региональных проблем в экономической, социальной и политической сферах.
Существуют различные формы и механизмы взаимодействия региональных социально-экономических систем. К экономическим формам относятся сотрудничество регионов путем их участия в деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, совместная работа при реализации крупных инвестиционных проектов, затрагивающие интересы нескольких регионов, в том числе в рамках федеральных целевых программ, участие в межрегиональных выставках и т. п.
Управление межрегиональным экономическим взаимодействием
Реализация мероприятий по развитию
Планирование мероприятий в соответствии с направлениями развития
Эффективное функционирование
Контроль за выполнением планируемых мероприятий
о.
га
г
о 3
Региональная социально-экономическая система
Модель формирования системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием на основе интеграционного маркетинга
Процессы интеграции позволяют влиять:
• на маркетинговые действия, которые производятся с единых позиций, не только в мероприятиях региональных органов власти, но и на основе оптимального сочетания административных и экономических методов регулирования;
• на одновременное достижение поставленных целей;
• взаимосвязи и взаимозависимости, формируемые единой направленностью действий. Под интеграционным маркетингом мы понимаем деятельность, направленную на удовлетворение экономических, социальных и экологических нужд и потребностей, функционирующих на данной территории населения и субъектов хозяйствования, включая органы управления региона, посредством обмена потребительскими ценностями. Данная деятельность основана на учете, исследовании и использовании взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы маркетинга, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями и субъектами управления по вертикали и горизонтали с целью формирования систем обес-
печения эффективного воспроизводства на региональном уровне.
Модель формирования системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием на основе интеграционного маркетинга представлена на рисунке.
Данная система позволяет доводить до сведения властных структур и заинтересованных лиц сведения о реальном положении дел в регионе, об инвестиционных возможностях, о возможностях партнерских взаимоотношений для формирования единого информационного пространства, для создания правовой основы хозяйствования с целью накопления практического опыта.
Система управления регионом на современном этапе должна отвечать закономерностям социально-экономических процессов, должна быть гибкой и эффективной. Это обусловливает необходимость применения маркетингового подхода как основного метода управления в рыночных условиях, применяемого на всех стадиях управления региональным развитием и призванным помочь успешному решению вопросов территориального развития и достижению целей местного самоуправления.
Предпосылками для использования данной модели являются:
• практика использования маркетингового подхода при разработке экономической политики, что приводит к значительному улучшению качественных показателей социально-экономического развития, повышению уровня жизни населения, улучшению условий труда и развитию экономики;
• интеграционный маркетинг, занимающий позицию между программами воздействия на национальную экономику (макроуровень) и маркетингом на микроуровне (экономических агентов), позволит обеспечить сочетание интересов и целей макро-, мезо- и микроуровней;
• возможности согласования разноуровневых социально-экономических интересов, обусловленные расположением регионального маркетинга между центральными управляющими структурами и непосредственными субъектами регионального рынка. Основой применения интеграционного маркетинга являются модели согласования интересов различных уровней, базирующиеся:
• на сборе информации о возникающих на микроуровне возможностях производства;
• сборе информации о потребностях рынка региона;
• мониторинге данных о конъюнктуре рынков более высокого уровня регионов — конкурентов по тем или иным товарам.
В понятие «паспорт региона» вкладывают разный смысл. Информация о регионе, которую субъекты РФ часто называют своим паспортом, очень разнообразна и далека от унификации. Одни имеют в виду очень скромный набор социально-экономических показателей, другие указывают налоговые данные региона, третьи — показатели, отражающие инвестиционную привлекательность.
Проведенный нами анализ информационных ресурсов показал, что материалы, характеризующие положение регионов, таковы: в 15 субъектах РФ есть итоги социально-экономического положения, в 39 регионах есть прогноз социально-экономического развития, в 20 субъектах РФ есть набор показателей социально-экономического развития, в 3 субъектах РФ есть постановление Правительства региона; в 13 субъектах представлены только самые общие социально-экономические сведения; в 17 субъектах вообще нет материалов, дающих какую-то информацию о регионе; в нескольких субъектах РФ в качестве паспорта региона выставлено послание губернатора законодательному собранию.
Каждый субъект управления применяет, как правило, собственный методический подход и технологию управления, избирая и комбинируя различные виды, используя их в определенной последовательности и сочетаниях. Создание паспорта региона позволит снять ряд проблем: обеспечит сопоставимость информационных данных; обновление информации в паспорте будет вестись в реальном режиме времени; инвесторы смогут отследить ситуацию в каждом регионе.
На основе таких разноплановых, совершенно не соизмеримых данных нельзя провести серьезного анализа, получить представление о регионе, округе и, соответственно, нельзя понять и оценить
общее состояние региональной социально-экономической системы. И это весомый аргумент в пользу создания паспорта региона.
Паспорт региона — это «живой» инструмент, позволяющий региону определить свое место в рейтинге регионов в той или иной сфере, а любому министерству, — воспользовавшись этим же инструментом, — получить данные о рыночном потенциале регионов, эффективности их использования и экономическом развитии.
Основная функция паспорта региона — предоставление унифицированных данных, выведенных по общепринятым методикам, признанным и самими регионами, и федеральными министерствами и ведомствами.
Нами предлагаются следующие состав и структура паспорта региона:
1) общая информация;
2) административная структура;
3) население;
4) инфраструктура (бизнес-структура; инновации; инвестиции; рыночный потенциал; интеграционный маркетинг);
5) хозяйственный комплекс (валовой региональный продукт; промышленность; сельское хозяйство; малое предпринимательство; сфера услуг; свободные промышленные площадки и производственные мощности и т. д.);
6) региональная политика и нормативно-законодательное обеспечение;
7) стратегия долгосрочного социально-экономического развития;
8) web-сайт региона в сети Интернет. Регионы должны приложить больше усилий по
организационно-институциональному обеспечению процесса управления. Для совершенствования управления на региональном уровне административному аппарату необходимо восполнить имеющийся пробел в системе управления регионом и выполнить следующие рекомендации:
• создать региональный центр устойчивого развития;
• разработать примерную организационную структуру территориального центра устойчивого развития, рекомендуемую для внедрения в практику управления на региональном уровне;
• разработать единую экономическую и техническую политику развития рыночной инфраструктуры в регионе;
• создать единую информационную систему анализа и прогнозирования развития региональных рынков;
• организовать координацию работы отдельных элементов рыночной инфраструктуры в целях решения общерегиональных задач;
• обеспечить пропорциональное развитие всех подсистем рыночной инфраструктуры региона;
• сформировать благоприятный экономический и инвестиционный климат в регионе для развития предпринимательской деятельности и привлечения новых инвестиций из других регионов и государств;
• создать условия для развития всей системы региональных рынков и повышения эффективности регионального воспроизводственного процесса.
Администрация выступает в качестве системообразующего фактора, так как создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников данного процесса, включая и реализацию региональных проектов.
Целью деятельности территориального центра устойчивого развития является создание и развитие паспорта региона на основе интеграционного маркетинга.
Интеграционный маркетинг должен обеспечить согласование интересов и целей четырех субъектов хозяйствования: 1) учредители; 2) партнеры; 3) услуги; 4) потребители.
Интеграционный маркетинг не может выполнять присущих ему функций без соответствующих управленческих структур, он должен быть «встроен» в региональную систему управления, что, возможно, позволит в перспективе стать стержнем этой системы.
Паспортизация регионов должна проводиться структурным подразделением администрации области. На наш взгляд, целесообразно создать в администрации территориальный центр устойчивого развития, который будет формировать и обновлять паспорт региона.
Контролировать достоверность вносимых в паспорт данных будет территориальный центр устойчивого развития на основе законодательной базы Российской Федерации.
Активизация собственной маркетинговой политики в регионах обусловливается ростом в них социальной направленности, связанным с «перебросом социальных расходов с федерального на региональные бюджеты, не имеющих соответствующей доходной базы».
Реализация процесса согласования интересов возможна при ориентации системы органов уп-
равления региона на маркетинговую стратегию, распределении прав и ответственности между уровнями хозяйствования, следовании соглашениям о предметах ведения центра и территории.
В условиях значительного расширения самостоятельности регионов появляется реальная возможность гибкого согласования макроинтересов и интересов региона; региональных интересов и микроинтересов хозяйствующих субъектов.
Обоснована необходимость использования паспорта региона на основе интеграционного маркетинга для совершенствования управления регионом, отличительной особенностью которого является координирование процессов управления и комплекс мер по организационно-управленческим моментам создания и функционирования территориального центра устойчивого развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев // Экономист. 2008. № 2. С. 3-15.
2. Валиулова А. Эффективность инструментов управления организацией / А. Валиулова,
B. Приходько // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 12. С. 103-109.
3. Зарова Е. В. Тенденции развития инфраструктуры региона / Е. В. Зарова // Регионология. 2006. № 4. С. 11-20.
4. Кудымов В. Взаимосвязь социально-экономических процессов с показателем валового регионального продукта / В. Кудымов // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. № 24. С. 37-47.
5. Молотков Ю. И. Системное управление социально-экономическими объектами и процессами / Ю. П. Молотков. - Новосибирский государственный университет, Сибирская академия государственной службы. - Новосибирск: Наука, 2004. - 508 с.
6. Силина С. Маркетинговая концепция управления региональным развитием [Текст] /
C. Силина // Маркетинг. 2004. № 1. С. 29-42.
7. Смирнов В. Социально-экономические условия эффективного развития региона: оценка, интеграционный вектор / В. Смирнов // Проблемы теории и практики управления. - 2008. № 3. С. 31-39.