Научная статья на тему 'Управление региональными социально-экономическими системами на основе интеграционного маркетинга'

Управление региональными социально-экономическими системами на основе интеграционного маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старцева О.А., Строев И.Н.

В статье исследуются проведение мониторинга и создание региональных маркетинговых программ в сфере управления, с целью выявления наиболее эффективных в социальном и экономическом смысле «способов принятия управленческих решений на региональном уровне». Делается вывод, что использование интеграционного маркетинга применительно к региональным социально-экономическим системам в условиях интеграции мировой экономики является актуальным. В то же время, по мнению авторов, не смотря на имеющиеся положительные результаты деятельности региональных администраций, нельзя утверждать, что удалось создать все необходимые предпосылки для использования преимуществ маркетинга в целях развития реального сектора экономики региона, а также проведения структурных преобразований в промышленности региона. Данный подход к развитию региональных социально-экономических систем призван: содействовать формированию многосекторной экономики; проводить активные структурные преобразования; стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов по объединению в холдинговые структуры, с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление региональными социально-экономическими системами на основе интеграционного маркетинга»

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА

о. А. СТАрЦЕвА, кандидат экономических наук, доцент

и. н. строев

орловский государственный институт экономики и торговли

В новых условиях хозяйствования требуется существенная переоценка важнейших направлений социально-экономического развития отдельных регионов, административных образований Российской Федерации. Региональные особенности хозяйствования включают в себя специфику природного, исторического, научного, производственного, экономического и инновационного потенциалов, что во многом предопределяет различные стартовые условия и возможности каждого из территориальных преобразований. Поэтому, наряду с общими для страны приоритетами и задачами, должны обосновываться и решаться местные специфические региональные проблемы, а сочетание региональных и федеральных целей развития должно естественным образом влиять на рост уровня жизни населения региона.

Расширение функций органов власти в регионе сопровождается одновременным усложнением механизма принятия управленческих решений, усилением влияния и изменчивости факторов внешней среды.

В сложившихся условиях необходимым стало обновление форм и методов управления региональными социально-экономическими системами. В связи с этим нельзя не принимать во внимание достижения интеграционного маркетинга, который в своей существенной части может быть применен к управлению региональной экономикой.

Одним из важнейших направлений деятельности властных структур по модернизации региональных социально-экономических систем может стать проведение мониторинга и создание региональных маркетинговых программ в сфере управления, с целью выявления наиболее эффективных в социальном и экономическом смысле

способов принятия управленческих решений на региональном уровне.

Специфические особенности региона, динамическое изменение ситуации заставляет субъектов управления постоянно искать и адаптировать новые управленческие модели, поэтому использование интеграционного маркетинга применительно к региональным социально-экономическим системам в условиях интеграции мировой экономики является актуальным.

Несмотря на имеющиеся положительные результаты деятельности региональных администраций, нельзя утверждать, что удалось создать все необходимые предпосылки для использования преимуществ маркетинга в целях развития реального сектора экономики региона, проведения структурных преобразований в промышленности региона, повышения конкурентоспособности и активного продвижения продукции отечественных товаропроизводителей на внутренние и зарубежные рынки.

На сегодняшний день отсутствует целостный и обоснованный механизм развития региональных социально-экономических систем на основе интеграционного маркетинга, скоординированный с процессами реформирования и реструктуризации в регионе.

В основе концепции управления региональной экономикой на основе интеграционного маркетинга лежит соглашение сонаправленных мер стратегического характера по развитию региональных социально-экономических систем. Данные меры основаны на идеях и принципах, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на выделенных путях развития.

Данный подход к развитию региональных социально-экономических систем призван:

• содействовать формированию многосекторной экономики;

• проводить активные структурные преобразования;

• стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов по объединению в холдинговые структуры, с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ. Концепция управления региональной экономикой является основой для формирования целевых программ, представляющих собой плановые и адресные документы, направленные на устранение наиболее актуальных проблем, на достижение конечных целей в виде целевых показателей и мероприятий, увязанных по срокам, исполнителям и сбалансированных по ресурсам.

Выстраивается «вертикаль интересов», задачей которой становится создание предпосылок для гармонизации целей развития экономики региона с учетом пространственного аспекта воспроизводства. В концепции учтены закономерности функционирования региональных рынков, особенности рыночного пространства, в рамках которого формируются экономические интересы и взаимоотношения. Важно увязать современное состояние интеграционного маркетинга с деятельностью региональных субъектов, так как инструментарий интеграционного маркетинга имеет свой набор экономических правил, которые опираются:

• на интеграцию рынков товаров, услуг и капиталов;

• ускорение распространения научно-технических достижений;

• информационную открытость;

• быстрое технологическое обновление;

• коммуникационное сближение.

Данная вертикаль способствует укреплению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона.

Управление региональной экономикой на основе интеграционного маркетинга вырабатывает требования к реформам, как на федеральном, так и на региональном уровнях:

• перенесение центра тяжести реформационных усилий на региональный уровень (выработка правовых установок и регламентов хозяйственной деятельности);

• создание необходимых маркетинговых организационно-экономических структур и внерыночных институтов, обеспечивающих

равенство правил хозяйственного поведения

для всех и обязательность их соблюдения.

Гармонизация целей развития национальной и региональной экономики, учет условий, влияющих на процессы управления регионом, анализ результатов хозяйственной деятельности свидетельствуют о необходимости внедрения изменений в процессы функционирования региона.

Разработка стратегии развития региональной социально-экономической системы должна содействовать рациональному сочетанию централизованного управления с развитием хозяйственной самостоятельности, укреплению и развитию принципа отраслевого управления с органическим сочетанием развития региона, совершенствованию организационных форм производства и экономических механизмов управления, углублению факторов интеграции.

Интеграционный маркетинг в процессах управления региональными социально-экономическими системами связан с проведением мониторинга рыночного потенциала, с институциональными изменениями, с созданием благоприятного имиджа региона. Главная особенность, которая отличает предлагаемую концепцию от существующих, заключается в том, что управление региональной экономикой на основе интеграционного маркетинга требует не только объединения отдельных элементов предпринимательской, производственной, управленческой деятельности региона, но и выявления имеющихся и возможных между ними взаимосвязей и взаимозависимостей, а также прогнозирования их эффективной стратегии развития.

В современных условиях межрегиональное сотрудничество расширяет возможности региональных органов управления в увеличении рыночного потенциала регионов, создает условия для более эффективного решения региональных проблем в экономической, социальной и политической сферах.

Существуют различные формы и механизмы взаимодействия региональных социально-экономических систем. К экономическим формам относятся сотрудничество регионов путем их участия в деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, совместная работа при реализации крупных инвестиционных проектов, затрагивающие интересы нескольких регионов, в том числе в рамках федеральных целевых программ, участие в межрегиональных выставках и т. п.

Управление межрегиональным экономическим взаимодействием

Реализация мероприятий по развитию

Планирование мероприятий в соответствии с направлениями развития

Эффективное функционирование

Контроль за выполнением планируемых мероприятий

о.

га

г

о 3

Региональная социально-экономическая система

Модель формирования системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием на основе интеграционного маркетинга

Процессы интеграции позволяют влиять:

• на маркетинговые действия, которые производятся с единых позиций, не только в мероприятиях региональных органов власти, но и на основе оптимального сочетания административных и экономических методов регулирования;

• на одновременное достижение поставленных целей;

• взаимосвязи и взаимозависимости, формируемые единой направленностью действий. Под интеграционным маркетингом мы понимаем деятельность, направленную на удовлетворение экономических, социальных и экологических нужд и потребностей, функционирующих на данной территории населения и субъектов хозяйствования, включая органы управления региона, посредством обмена потребительскими ценностями. Данная деятельность основана на учете, исследовании и использовании взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы маркетинга, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями и субъектами управления по вертикали и горизонтали с целью формирования систем обес-

печения эффективного воспроизводства на региональном уровне.

Модель формирования системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием на основе интеграционного маркетинга представлена на рисунке.

Данная система позволяет доводить до сведения властных структур и заинтересованных лиц сведения о реальном положении дел в регионе, об инвестиционных возможностях, о возможностях партнерских взаимоотношений для формирования единого информационного пространства, для создания правовой основы хозяйствования с целью накопления практического опыта.

Система управления регионом на современном этапе должна отвечать закономерностям социально-экономических процессов, должна быть гибкой и эффективной. Это обусловливает необходимость применения маркетингового подхода как основного метода управления в рыночных условиях, применяемого на всех стадиях управления региональным развитием и призванным помочь успешному решению вопросов территориального развития и достижению целей местного самоуправления.

Предпосылками для использования данной модели являются:

• практика использования маркетингового подхода при разработке экономической политики, что приводит к значительному улучшению качественных показателей социально-экономического развития, повышению уровня жизни населения, улучшению условий труда и развитию экономики;

• интеграционный маркетинг, занимающий позицию между программами воздействия на национальную экономику (макроуровень) и маркетингом на микроуровне (экономических агентов), позволит обеспечить сочетание интересов и целей макро-, мезо- и микроуровней;

• возможности согласования разноуровневых социально-экономических интересов, обусловленные расположением регионального маркетинга между центральными управляющими структурами и непосредственными субъектами регионального рынка. Основой применения интеграционного маркетинга являются модели согласования интересов различных уровней, базирующиеся:

• на сборе информации о возникающих на микроуровне возможностях производства;

• сборе информации о потребностях рынка региона;

• мониторинге данных о конъюнктуре рынков более высокого уровня регионов — конкурентов по тем или иным товарам.

В понятие «паспорт региона» вкладывают разный смысл. Информация о регионе, которую субъекты РФ часто называют своим паспортом, очень разнообразна и далека от унификации. Одни имеют в виду очень скромный набор социально-экономических показателей, другие указывают налоговые данные региона, третьи — показатели, отражающие инвестиционную привлекательность.

Проведенный нами анализ информационных ресурсов показал, что материалы, характеризующие положение регионов, таковы: в 15 субъектах РФ есть итоги социально-экономического положения, в 39 регионах есть прогноз социально-экономического развития, в 20 субъектах РФ есть набор показателей социально-экономического развития, в 3 субъектах РФ есть постановление Правительства региона; в 13 субъектах представлены только самые общие социально-экономические сведения; в 17 субъектах вообще нет материалов, дающих какую-то информацию о регионе; в нескольких субъектах РФ в качестве паспорта региона выставлено послание губернатора законодательному собранию.

Каждый субъект управления применяет, как правило, собственный методический подход и технологию управления, избирая и комбинируя различные виды, используя их в определенной последовательности и сочетаниях. Создание паспорта региона позволит снять ряд проблем: обеспечит сопоставимость информационных данных; обновление информации в паспорте будет вестись в реальном режиме времени; инвесторы смогут отследить ситуацию в каждом регионе.

На основе таких разноплановых, совершенно не соизмеримых данных нельзя провести серьезного анализа, получить представление о регионе, округе и, соответственно, нельзя понять и оценить

общее состояние региональной социально-экономической системы. И это весомый аргумент в пользу создания паспорта региона.

Паспорт региона — это «живой» инструмент, позволяющий региону определить свое место в рейтинге регионов в той или иной сфере, а любому министерству, — воспользовавшись этим же инструментом, — получить данные о рыночном потенциале регионов, эффективности их использования и экономическом развитии.

Основная функция паспорта региона — предоставление унифицированных данных, выведенных по общепринятым методикам, признанным и самими регионами, и федеральными министерствами и ведомствами.

Нами предлагаются следующие состав и структура паспорта региона:

1) общая информация;

2) административная структура;

3) население;

4) инфраструктура (бизнес-структура; инновации; инвестиции; рыночный потенциал; интеграционный маркетинг);

5) хозяйственный комплекс (валовой региональный продукт; промышленность; сельское хозяйство; малое предпринимательство; сфера услуг; свободные промышленные площадки и производственные мощности и т. д.);

6) региональная политика и нормативно-законодательное обеспечение;

7) стратегия долгосрочного социально-экономического развития;

8) web-сайт региона в сети Интернет. Регионы должны приложить больше усилий по

организационно-институциональному обеспечению процесса управления. Для совершенствования управления на региональном уровне административному аппарату необходимо восполнить имеющийся пробел в системе управления регионом и выполнить следующие рекомендации:

• создать региональный центр устойчивого развития;

• разработать примерную организационную структуру территориального центра устойчивого развития, рекомендуемую для внедрения в практику управления на региональном уровне;

• разработать единую экономическую и техническую политику развития рыночной инфраструктуры в регионе;

• создать единую информационную систему анализа и прогнозирования развития региональных рынков;

• организовать координацию работы отдельных элементов рыночной инфраструктуры в целях решения общерегиональных задач;

• обеспечить пропорциональное развитие всех подсистем рыночной инфраструктуры региона;

• сформировать благоприятный экономический и инвестиционный климат в регионе для развития предпринимательской деятельности и привлечения новых инвестиций из других регионов и государств;

• создать условия для развития всей системы региональных рынков и повышения эффективности регионального воспроизводственного процесса.

Администрация выступает в качестве системообразующего фактора, так как создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников данного процесса, включая и реализацию региональных проектов.

Целью деятельности территориального центра устойчивого развития является создание и развитие паспорта региона на основе интеграционного маркетинга.

Интеграционный маркетинг должен обеспечить согласование интересов и целей четырех субъектов хозяйствования: 1) учредители; 2) партнеры; 3) услуги; 4) потребители.

Интеграционный маркетинг не может выполнять присущих ему функций без соответствующих управленческих структур, он должен быть «встроен» в региональную систему управления, что, возможно, позволит в перспективе стать стержнем этой системы.

Паспортизация регионов должна проводиться структурным подразделением администрации области. На наш взгляд, целесообразно создать в администрации территориальный центр устойчивого развития, который будет формировать и обновлять паспорт региона.

Контролировать достоверность вносимых в паспорт данных будет территориальный центр устойчивого развития на основе законодательной базы Российской Федерации.

Активизация собственной маркетинговой политики в регионах обусловливается ростом в них социальной направленности, связанным с «перебросом социальных расходов с федерального на региональные бюджеты, не имеющих соответствующей доходной базы».

Реализация процесса согласования интересов возможна при ориентации системы органов уп-

равления региона на маркетинговую стратегию, распределении прав и ответственности между уровнями хозяйствования, следовании соглашениям о предметах ведения центра и территории.

В условиях значительного расширения самостоятельности регионов появляется реальная возможность гибкого согласования макроинтересов и интересов региона; региональных интересов и микроинтересов хозяйствующих субъектов.

Обоснована необходимость использования паспорта региона на основе интеграционного маркетинга для совершенствования управления регионом, отличительной особенностью которого является координирование процессов управления и комплекс мер по организационно-управленческим моментам создания и функционирования территориального центра устойчивого развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев // Экономист. 2008. № 2. С. 3-15.

2. Валиулова А. Эффективность инструментов управления организацией / А. Валиулова,

B. Приходько // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 12. С. 103-109.

3. Зарова Е. В. Тенденции развития инфраструктуры региона / Е. В. Зарова // Регионология. 2006. № 4. С. 11-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кудымов В. Взаимосвязь социально-экономических процессов с показателем валового регионального продукта / В. Кудымов // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. № 24. С. 37-47.

5. Молотков Ю. И. Системное управление социально-экономическими объектами и процессами / Ю. П. Молотков. - Новосибирский государственный университет, Сибирская академия государственной службы. - Новосибирск: Наука, 2004. - 508 с.

6. Силина С. Маркетинговая концепция управления региональным развитием [Текст] /

C. Силина // Маркетинг. 2004. № 1. С. 29-42.

7. Смирнов В. Социально-экономические условия эффективного развития региона: оценка, интеграционный вектор / В. Смирнов // Проблемы теории и практики управления. - 2008. № 3. С. 31-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.