ЛИТЕРАТУРА
1. Алямовская, В.Г. Программа «Здоровье» // Дошкольное воспитание. - 1993. -№11-12.-С. 4-8.
2. Данилина, Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей / Т.А. Данилина [и др.] // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 18-28.
3. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития : метод, руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова [и др.]. - М. : [б.и.], 2001.- 108 с.
4. Зверева, О.Л. Сотрудничество с родителями детей раннего возраста // Управление ДОУ. - 2003. - № 6. - С. 94-98.
5. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ : метод, аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Коротова. - М. : Творческий центр «Сфера», 2005. - 80 с.
6. Змановский Ю.Ф. Программа «Здоровый дошкольник» // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. - С. 11-18.
7. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» : учебно-методическое пособие / сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 288 с.
8. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / сост. Н.П. Митрошина [и др.]. - СПб. : Изд-во, 2001. - 60 с.
9. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. - Ярославль : Аккад, развития, 1996. - 240 с.
СИСТЕМА УНИФИЦИРОВАННОЙ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП ПО БЛОКАМ АДАПТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Виктор Андреевич Милодан, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(ЛГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Разработана система общей физической и функциональной подготовки по блокам адаптивной направленности для студентов специальных медицинских групп. Содержание и дозирование физических нагрузок направлены на повышение уровня их толерантности, что позволяет достигать в этих нагрузках порога анаэробного обмена.
Ключевые слова: система унифицированной общей физической подготовки, толерантность, порог анаэробного обмена.
SYSTEM OF STANDARDISED GENERAL PHISICAL AND FUNCTIONAL TRAINING OF SPECIAL MEDICAL GROUPS' STUDENTS BY BLOCKS OF ADAPTIVE DIRECTIONALITY
Victor Andreewich Milodan, candidate of pedagogic sciences,
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The system of general physical and functional training of special medical groups' students by blocks of adaptive directionality is developed. Content and dozing of physical loads are directed to improvement the tolerance to them allowing to achieve in such loads a threshold of anaerobic metabolism.
Key words: a system of standardized general physical education, tolerance, threshold of anaerobic metabolism.
Для повышения интенсификации учебно-тренировочных занятий и увеличения компенсаторно-адаптивных возможностей организма студентов была разработана сис-
тема унифицированной физической и функциональной подготовки (СУОФФП) по четырем блокам адаптивной направленности. В данной работе представлен первый учебно-тренировочный блок.
Такой структурный подход к общей физической и функциональной подготовке был крайне необходимым. Трудно представить, что в группе из 15-30 человек, где диагнозов больше, чем студентов, можно проводить индивидуальную работу с каждым студентом. На фоне такого «букета» заболеваний необходимо было создать максимально возможно удобные формы воздействия на физические кондиции студентов, чтобы сдвиги в период физической нагрузки были достаточно значительными у практически всех студентов, допущенных к учебно-тренировочным занятиям. При этом необходимо создать условия толерантности к физической нагрузке с учетом компенсаторных возможностей студентов. Такой подход значительно улучшает организацию учебного процесса со студентами.
Сотрудники Гомельского государственного университета О.П. Маркевич и В.А.Медведев (2004) протестировали студентов специальных медицинских групп, имеющих ряд заболеваний, определили функциональное состояние их систем и органов и выяснили, что оно достаточно однородно, что позволяет (по мнению авторов) в значительной мере унифицировать средства и методы оздоровительной физической культуры.
Основу СУОФФП составляют дозированные физические нагрузки на тренажерах (25-30 секунд на каждом) в сочетании с выполнением различных циклических движений по кругу зала тоже в течение 25-30 секунд. Эго - разновидность круговой тренировки. Главная цель СУОФФП: увеличить спектр адаптивных широко разнонаправленных системных воздействий (в том числе и профилактических) на функциональные резервные возможности организма студентов специальных медицинских групп.
Круговая тренировка в настоящее время нашла широкое применение в физическом воспитании. Комбинация различных типов изотонических и изокинетических упражнений в короткий период времени получила широкую популярность и научное обоснование. Такое сочетание называется круговой тренировкой и проводится, например, следующим образом (К. Купер, 1989). В гимнастическом зале размещается 10 тренажеров. На каждом из них человек занимается 30 секунд. Цель - выполнение 12-15 раз с интенсивностью примерно 40% от максимальной. Затем 30 секунд отдыха перед началом следующего упражнения. Комплекс из 10 упражнений можно повторить 2 раза по 20 минут. Занятия проводятся 4 раза в неделю. Дальнейшая модификация этого метода была названа «суперкруговой тренировкой», при которой 30-секундный отдых исключается, и занимающийся должен бежать на месте 30 секунд либо пробегать от 70 до 150 метров по залу, преодолевая расстояние между тренажерами. И круговая, и «суперкруговая» тренировочные программы связаны со значительным ростом, как силы, так и аэробных возможностей (выносливости). Аэробная подготовленность увеличивается при «суперкруговой» тренировке на 12%, а сила повышается на 23% (К. Купер, 1989)
Содержанием 1-го тренировочного блока является выполнение физической нагрузки на тренажерах (количество их в тренировочном зале - 25-30) в течение 25-30 секунд в сочетании с выполнением различных циклических движений в той же дозировке - 25-30 секунд по кругу зала, в котором тренажеры расставлены так, что остается место для циклических передвижений. Эго - разновидность круговой тренировки в нашей модификации (Милодан В. А., с соавт., 2008).
Основная задача 1-го тренировочного блока: адаптировать организм студентов к физической нагрузке и за счет различных средств и методов сделать ее толерантной.
Учитывая контингент студентов 1 курса (среди которых многие не занимались физической культурой в школе), наиболее простым средством выполнения циклических движений является бег весьма умеренной мощности, практически трусцой, в этом
случае эти циклические движения фактически представляют собой форму «активнейшего отдыха», а порой (при очень низкой интенсивности) - форму активного отдыха с выраженной адаптивной направленностью к объему тренировочной нагрузки.
Длительность СУОФФП в 1-м тренировочном блоке составляет в разные периоды от 22-х до 28 минут. При этом на первых занятиях студенты с целью ознакомления выполняют упражнения только на тренажерах, без циклических передвижений по залу. Затем по мере адаптации студенты выполняют содержание всего 1-го тренировочного блока. Начиная с первых занятий, студенты учатся контролировать напряженность физической нагрузки по ЧСС.
На рис. 1 представлена динамика ЧСС в период занятий в 1-м тренировочном блоке СУОФФП. Видно, что ЧСС уже на 2-4-й минуте достигает в среднем 160-170 ударов в минуту (уд/мин). При этом повышение ЧСС наблюдается в период окончания циклических упражнений - в период передвижений по залу. Во время окончания работы на тренажерах наблюдается некоторое снижение ЧСС. Разброс колебаний составляет ± 6-12 уд/мин относительно среднего значения. Эго дает возможность студентам специальных медицинских групп (как и остальным студентам) проводить тренировочные занятия на уровне ПАНО, что составляет 75% от максимального потребления кислорода (МПК). Такие тренировки значительно повышают аэробные возможности (А.А. Виру, 1988). Эго особенно актуально, т.к. основным критерием здоровья следует считать величину МПК индивида (Е.Г. Мильнер).
ПАНО - это граница, когда энергообразование происходит в основном за счет окисления кислорода. При более мощных нагрузках, соответственно, увеличивается ЧСС, и в энергообразование активно включаются анаэробные источники энергии, которые образуются в основном без участия кислорода и могут поддержать работоспособность, но на короткое время.
В экспериментальных группах, когда студенты выполняют упражнения только на тренажерах (без сочетания с циклическими движениями умеренной мощности), ЧСС находилась в пределах 135-145 уд/мин (рис. 1). По мере адаптации к тренировочным занятиям в циклические передвижения включаются различные движения руками, чтобы увеличить объем участия в нагрузке мышечной массы тела. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует 2/3 мышечной массы тела (К. Купер, 1989). Продолжительность выполнения таких упражнений (без перерыва) должна быть (по К. Куперу) 15-40 минут и более, а главное должна соблюдаться оптимальная интенсивность нагрузки, в противном случае при высокой интенсивности в работу начнут включаться анаэробные источники энергообразования, которые могут лимитировать продолжение нагрузки.
Что же позволяет студентам специальных медицинских групп выполнять тренировочную нагрузку при ЧСС 160-170 уд/мин более 25 минут? Следует отметить, что на разных тренажерах студенты выполняют нагрузку в самых различных положениях с акцентом на самые различные мышцы и мышечные группы. При этом происходит «рассеивание» нагрузки (В.К.Бальсевич, 1988), а затем она вообще меняется с переключением на кратковременную циклическую нагрузку и так далее всего по 25-30 секунд. Нервная система (по сравнению с длительным бегом) в этом случае не испытывает такой долгой «бомбардировки», как при беге в равномерном ритме.
Равномерность нагрузок скорее вредна, чем полезна. Она детренирует регуляторы систем прямых и обратных связей между рабочими и управляющими подсистемами клеток (Н.М. Амосов, Я.А. Бендет, 1989). Учитывая медленность процессов тренировки и ослабления, выгодно периодически давать умеренные перегрузки, чтобы стимулировать «резервные мощности», так как они обеспечивают качественно нормальный устойчивый режим деятельности в большом диапазоне, отмечают авторы.
УСС, уд/*ин
Рис. 1. Динамика частоты сердечных сокращений в период общей физической подготовки (сплошная линия) и в период выполнения нагрузки только на тренажерах (пунктирная линия) со стандартной дозировкой времени физической нагрузки
Таким образом, построение занятий в 1-м тренировочном блоке кратковременная дозировка выбранной неравномерной физической нагрузки, ее «рассеивание» при ее общей непрерывности повышает толерантность физической тренировки и ее адаптивность к выполнению физических нагрузок при ЧСС 160-170 уд/мин. При этом плотность занятия в 1-м тренировочном блоке составляет 95-98%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. - Киев : Здоровье, 1989. - 216 с.
2. Бальсевич, В К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсе-вич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
3. Виру, А.А. Аэробные упражнения / А.А. Виру, Т.А. Юримяэ, Т.А. Смирнова. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 142 с. : ил. - (Наука - здоровью).
4. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К.Купер. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 224 с. : ил. - (Наука - здоровью).
5. Маркевич, О.П. Морфофу нкциональные показатели студенток специального медицинского отделения распределенным по группам наиболее часто встречающихся заболеваний / О.П. Маркевич, В.А. Медведев // Адаптивная физическая культура. - 2004. -№ 1. - С. 2-5.
6. Мильнер, Е.Г. Пути повышения оздоровительной тренировки / Е.Г. Мильнер // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 9. - С. 43-45.
7. Применение наукоемких технологий в физическом воспитании и адаптивной физической культуре для повышения резервных возможностей организма студентов : учеб. пособие / В.А. Милодан, С.А. Романченко, О.П. Цветкова, В.И. Тропников, Ю.А. Смирнов ; ПГУПС. - СПб. : [б.и.], 2008. - 60 с.