педагогические науки
Популо Гельшиган Миргазовна, Подлубная Алена Анатольевна УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ...
УДК 376.22
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ИНВАЛИДОВ НА КОЛЯСКАХ) В ТРЕНИРОВОЧНОМ
ПРОЦЕССЕ ПО БОЛЬШОМУ ТЕННИСУ
© 2017
Популо Гельшиган Миргазовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Подлубная Алена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: populochka@mail.ru)
Аннотация. На момент открытия новой специальности - адаптивной физической культуры, к сожалению, имелся незначительный багаж знаний о работе средствами и методами физической культуры и спорта с инвалидами различных нозологических групп, что значительно актуализировало проблему разработки учебных планов, программ, рекомендаций на практике различных видов спорта, в т.ч. и игровых. Возможность проведения занятий по большому теннису в разных условиях (спортзал, корты уличные и крытые) не могут быть адекватно использованы в практике работы специальных учреждений, и поэтому требуется специальная организация их с инвалидами колясочниками. Важное значение при этом приобретает умение руководить подготовкой в большом теннисе и формировать развитие каждого индивида в игре. Педагог - тренер должен обладать оптимальным выбором диагностических средств, прогнозировать возможное развитие группы и каждого отдельного занимающегося, уметь выделять все существенные для педагогического воздействия условия, средства, методы, конкретно определять свои функции, коллектива и отдельного занимающегося для достижения результата, устанавливать возможные каналы обратной связи. Отсутствие практических рекомендаций по организации и управлению игровой деятельностью не позволяет педагогам использовать в различных формах адаптивной физической культуры большой теннис. Статья посвящена развитию выносливости спортсменов на инвалидных колясках в ходе тренировочного процесса по теннису на колясках. Рекомендованы упражнения для совершенствования двигательного качества и выносливости и проведен сравнительный анализ результатов до и после эксперимента.
Ключевые слова: теннис на колясках, инвалид, воспитание, тренировочный процесс, средства, исследование, выносливость, упражнения, развитие, качества, эффективность, методы, адаптация, совершенствование.
SPECIAL EXERCISES DURING TENNIS TRAININGS FOR WHEELCHAIR SPORTSMEN'S
ENDURANCE INCREASING
© 2017
Populo Gelshigan Mirgazovna, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair
«Physical Education»
Podlubnaya Alena Anatolievna, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair
«Physical Education» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: populochka@mail.ru)
Abstract. When new specialization - adaptive physical culture - was founded there were lack of knowledge about the ways of dealing with invalids using the means of physical culture and sport. It made specifically vital the problem of various sports educational program and recommendations working out. The possibility of tennis trainings realization in different conditions (a gymnasium, outside and inside tennis-courts) can't be properly used in special institutions. That is why the special organization dealing with wheelchair-sportsmen is necessary. The ability of managing the trainings preparation process as well as personal approach to any individual sportsmen are really significant. Trainers have to have optimal alternatives of diagnostic means, be able to predict possible physical improvements of any individual sportsman, be able to find out the best conditions for pedagogic influence, define specifically their own functions, team and sportsman functions. Also tutors have to organize the feedback process for the best result achievement. Lack of practical recommendations for playing activities management doesn't let professors use tennis in adaptive physical culture. Thus, the article is devoted to the wheelchair sportsmen's endurance development during tennis training process. Special exercises are recommended for improvement of moving abilities and the endurance. Moreover, there is a comparative analysis of sportsmen results before and after the experiment carrying out.
Keywords: wheelchair tennis, invalid, education, training process, means, research, endurance, exercises, development, effectiveness, methods, adaptation, improvement
Ввиду отсутствия учебных планов, программ, неразработанности рекомендаций на практике большой теннис недостаточно эффективно используется в образование и воспитании инвалидов на колясках. Отсутствие практических рекомендаций по организации и управлению игровой деятельностью не позволяет педагогам использовать в различных формах адаптивной физической культуры большой теннис [3].
Занятия большим теннисом должны быть адаптированы к особенностям инвалидов на колясках, т.к. у инвалидов-колясочников сокращаются двигательные возможности и создаются значительные трудности при организации игровой деятельности [1].
В более ранних публикациях было указано, что «технику ударов трудно освоить, не обладая определенной ловкостью, силой, быстротой». Также двигаться к мячу не один раз, а столько, сколько нужно в течение всего матча, а тем более в конце его, позволяет такое качество как выносливость. Зрители на трибунах порой устают смотреть матч, в то время как теннисисты с легкостью
и из любого места площадки сильно и точно отправляют мяч на площадку друг друга. Следовательно, хорошо может играть только тот теннисист, который хорошо подготовлен физически. Кроме того, физически подготовленный спортсмен способен выдержать и большую психическую напряженность матчей, когда счет идет очко в очко, гейм в гейм [4].
Для спортсмена на коляске способность играть в хоккей, баскетбол, длительно двигаться на коляске и т.д. связана с проявлением общей выносливости. В игре в большой теннис с учетом соревновательных требований проявляется специальная выносливость. Под требованиями, предъявляемыми в соревнованиях, понимают игру в нужном темпе, с определенными перемещениями, точностью попаданий, должной длительностью ит.д. Словом, здесь учитывается все то, с чем сталкивается игрок во время соревнований.
Например, теннисист привык тренироваться через день. А как быть с соревнованиями, где игры идут семь дней подряд? Спортсмен способен выдержать напря-
Т99
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
Популо Гельшиган Миргазовна, Подлубная Алена Анатольевна
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ..
pedagogical sciences
женную игру в течение двух сетов, но что, если придется играть третий? Таких вопросов может быть множество, так как проявления специальной выносливости теннисистов многообразны.
Подачей введен мяч в игру, и начат розыгрыш. Спортсмен должен отбить мяч, столько раз, сколько нужно для победы в розыгрыше. Это значит, что он должен столько же раз подъехать на коляске к мячу и, как говорят, «войти» в удар, соответственно столько же раз из него «выйти». Выполнить же удар необходимо строго «по адресу», с определенной силой [3].
Важно, что игроки от матча к матчу не должны снижать работоспособность. Напротив, они должны быть способны с каждым днем в течение турнира увеличивать ее.
Таким образом, специфическая выносливость теннисиста связана с розыгрышем одного очка и зависит от емкости и мощности процессов, обеспечивающих выполнение длительной работы, а именно — от аэробных источников энергии, от способности разыгрывать одно очко за другим в таком темпе, который диктуют избранная тактика и логика борьбы. Если тактику надо изменить, то теннисист должен быть способен изменить интенсивность игры, вести игру в рваном ритме, а если надо, —увеличить темп к концу двухчасового матча. В таком случае выносливость теннисиста зависит уже от аэробного источника энергии, обеспечивающего возможность выполнять работу в течение длительного времени.
Кроме того, коль скоро игра теннисиста на площадке представляет собой работу дискретного, то есть прерывистого, характера, то способность повторять ее через небольшие интервалы отдыха во многом зависит от скорости восстановительных процессов, которые, в свою очередь, также во многом зависят от аэробной производительности [2].
И, наконец, возможность играть матчи ежедневно, а иногда и по два в день в течение турнира, длящегося одну-две недели, во многом связана со способностью спортсмена быстро восстанавливаться. Специальную выносливость теннисист проявляет не только в соревнованиях (специальная соревновательная выносливость), но и при выполнении тренировочной работы (специальная тренировочная выносливость). О специальной тренировочной выносливости с достаточной степенью достоверности можно судить по количеству выполняемой на занятии работы, по времени, затрачиваемому на тренировку, по количеству сделанных ударов, по количеству сыгранных геймов, сетов и т.д.
Целью проведенного исследования является определение и экспериментальная проверка использования специальных комплексов упражнений, направленных на развитие выносливости инвалидов на колясках в большом теннисе.
Исследование проводилось на базе АНО «Спорт для инвалидов» с участием сертифицированного тренера Рта (ассоциация тренеров- профессионалов) Дмитрюка В.А. и его воспитанников (инвалидов на колясках). В контрольной группе проводились занятия ЛФК, подвижные и спортивные игры, а в экспериментальной группе использовались упражнения на развитие выносливости, приведенные ниже.
При воспитании выносливости у занимающихся теннисом, используют весь арсенал средств: общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательные упражнения, а также дополнительные сред-ства[5].
Общеподготовительные упражнения действуют по механизму положительного переноса качеств и оказывают значительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма. Подбирать их целесообразно с таким учетом, чтобы воздействие на организм теннисистов было большим, чем во время выполнения специфических нагрузок.
К общеподготовительным упражнениям в первую очередь относят «роллинг» (бег в коляске) с прогрессивным увеличением дистанции без увеличения скорости перемещения. Этот тип упражнения в особенности адаптирован к развитию аэробной способности и включает в себя ключевой этап - привыкание к продолжительным усилиям.
Начиная с пробежек продолжительностью примерно 20 минут, спортсмен нацелен на сокращение времени прохождения дистанции при выполнении полного ряд ускорений во время роллинга. Усилие должно оставаться продолжительным, работа состоит из варьирования ритмов, управляемых в связи с ощущениями занимающихся. После нескольких недель такого режима, меняется методика и сильно увеличивается интенсивность.
При передвижении на коляске активно работают мышцы плечевого пояса, что требует большего кислородного запроса, а значит, предъявляются большие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма.
Из средств общей подготовки теннисистам колясочникам целесообразно применять всевозможные спортивные и подвижные игры. Особо хочется выделить такие спортивные игры, как хоккей, баскетбол и ручной мяч. Причем проводить их целесообразно по измененным правилам: например, в баскетбол играть тройками, смену которых проводить каждые 3 минуты; в хоккей и ручной мяч — на площадках уменьшенного размера; в баскетбол можно играть в одно кольцо. Иными словами, изменять правила, модифицировать их целесообразно в зависимости от конкретной обстановки.
Специально-подготовительные упражнения подбирают с учетом специфических действий и передвижений теннисиста на площадке. Специально-подготовительными средствами является разыгрывание любых комбинаций. Их состав зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет творческая активность самого игрока и его тренера. Включать в комбинации следует удары как с задней линии, так и у сетки. Комбинации можно составить таким образом, чтобы совершенствовать сильные стороны и отрабатывать недостатки.
Объем нагрузок, связанных с применением специально-подготовительных упражнений, должен значительно превышать нагрузку во время соревнований. Ни в одном виде спорта не удается только участием в соревнованиях улучшать тренированность и совершенствовать мастерство. Дело в том, что сами соревнования не могут поддержать высокий уровень работоспособности игрока. Важно участвовать в соревнованиях и параллельно продолжать выполнять значительную тренировочную работу. В противном случае спортсмены не смогут продемонстрировать высокий спортивный результат.
Для воспитания выносливости используют методы комплексного и расчлененного воздействия. С помощью расчлененных методов воздействия работают над совершенствованием отдельных компонентов выносливости или отдельных сторон ее специфического проявления. Например, для воспитания выносливости, проявляемой при розыгрышах, используют методы повышения анаэробных источников энергии, за счет которых в основном и выполняется данная специфическая работа. К ним относится алактатная анаэробная производительность, обеспечивающая мышечную деятельность в пределах до 20 секунд, и лактатная анаэробная, обеспечивающая работу, совершаемую от 20 секунд до Зминут.
Для воспитания алактатной анаэробной производительности рекомендуют использовать упражнения длительностью 8-10 секунд с интенсивностью близкой к максимальной. Выполняют их серийно, повторяя в серии 3—4 раза. Паузы отдыха внутри серии постоянны — около 2 минут. Количество серий зависит от уровня мастерства и тренированности игроков — от 3 до 8. Отдых между сериями - 7-10минут._
200
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Популо Гельшиган Миргазовна, Подлубная Алена Анатольевна УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ...
Для воспитания лактатной анаэробной производительности можно использовать средства общей и специальной подготовки по методу интервальной тренировки с учетом следующих рекомендаций:
- длительность упражнения должна быть от 30 секунд до 2минут;
- интенсивность выполнения околопредельная;
- работа выполняется серийно, в каждой серии по 3- 4 повторения;
- паузы отдыха внутри серии уменьшаются (например, 5, 3, 2 минуты или 3, 2, 1);
- количество серий от 2 до 6 в зависимости от уровня подговленности и тренированности игрока;
- паузы отдыха между сериями составляют 15-20 минут.
При проведении тренировки с использованием данного метода можно применять описанные средства общей и специальной подготовки, а также любые игровые комбинации. Паузы отдыха также следует заполнять малоинтенсивной работой, по возможности совмещая их с решением технико-тактических задач.
Для воспитания общей выносливости, которая в основном определяется аэробной производительностью организма, целесообразно применять длительные передвижения на коляске в равномерном и переменном темпе, по ходу делая короткие рывки. Использовать его в качестве средства для воспитания выносливости следует до отказа. Если спортсмену кажется, что уже больше нет сил перемещаться на коляске, надо усилием воли заставить себя продолжить движения, хотя бы несколько минут. Особенно ценными они будут, если удастся сделать их в ускоренном темпе. Такие тренировки помогут в перспективе выдерживать напряженные матчи.
Аэробную производительность, то есть способность к наибольшему потреблению кислорода, можно увеличивать, используя интервальную тренировку. Длительность паузы отдыха зависит от скорости восстановления и заполняется малоинтенсивной работой. Показателем к прекращению работы является снижение интенсивности или значительное увеличение пауз отдыха.
Для воспитания специфической выносливости, столь необходимой в матче, целесообразно использовать интенсивную игру на площадке. Чтобы к концу тренировки не снижать интенсивности игры, следует делать паузы для отдыха через каждые 15-20 минут. От тренировки к тренировке эти паузы целесообразно уменьшать. Общая длительность рабочего времени в таких тренировках должна составлять не менее 2,5—3часов.
К выполнению тренировочной работы в течение 3 часов надо подходить постепенно. Возможно несколько вариантов. Можно постепенно увеличивать длительность тренировок от недели к неделе. Возможен и другой вариант. Длительную тренировку, чтобы не падала ее интенсивность, дробят на несколько частей, между которыми включают интервалы отдыха: например, спортсмены играют 20 геймов подряд, затем следует пауза 10-15 минут, после чего играют еще 15 геймов - и снова пауза, но более короткая - 7-10 минут, далее разыгрывают 10 геймов, после которых делают паузу в 5 минут и играют последние 5 геймов. Безусловно, такие тренировки должны идти лишь в соответствии с общим планом подготовки при условии, что занимающиеся достигли определенного уровня тренированности.
По мере роста тренированности паузы отдыха необходимо сокращать, добиваясь разыгрывания всех геймов без снижения темпа, точности, силы ударов.
Для менее подготовленных спортсменов этот принцип проведения занятия можно использовать, уменьшив лишь количество разыгрываемых геймов.
Для повышения выносливости игроков целесообразно использовать и такую организационно-методическую форму занятия, как круговая тренировка. Варианты круговой тренировки прочно вошли в практику спортивной
тренировки как у нас в стране, так и за рубежом.
Круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий, в которой на основе физиологических закономерностей выделяют методы:
- длительной работы;
- интервальной с двумя разновидностями - методами экстенсивной и интенсивной интервальной работы;
- повторной работы.
Каждый из этих методов имеет свои варианты, существенной особенностью которых является строго индивидуальная дозировка, создающая условия для самостоятельной работы. Появляется возможность вести строгий учет выполненной работы и проверять физические возможности занимающихся, наглядно ощущать сдвиги, происходящие под влиянием занятий.
Упражнения подбираются таким образом, чтобы нагрузка была на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также, по возможности, попеременно на основные мышечные группы.
В соответствии с этим «символом» подбирают 8 - 10 упражнений общеподготовительного или специально-подготовительного характера, которые составляют круг. Дозировка каждого упражнения в круге равна половине максимального количества повторений (МП)/2 или четверти (МП)/4. Если упражнение может быть выполнено значительное количество раз, например сгибание и разгибание рук в упоре, то максимальное количество повторений определяется в течение 30секунд.
Наиболее эффективна для воспитания общей и специальной выносливости круговая тренировка с использованием методов длительной и экстенсивной интервальной работы.
Использование метода длительной работы позволяет совершенствовать деятельность сердечно-сосудистой системы, улучшать обмен в мышцах, увеличивать способность потреблять кислород. Одновременно у занимающихся воспитываются такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, способность преодолевать трудности, и, что особенно важно для теннисистов, совершенствуются волевые качества. Наибольший тренировочный эффект наблюдается в отношении совершенствования общей выносливости.
Метод длительной работы имеет три варианта. Первый предполагает выполнение 8—10 упражнений, составляющих круг, без пауз и без целевого времени. Возможно проведение одного, двух, трех кругов.
При втором варианте упражнения выполняют без пауз, но с целевым временем, установленным для прохождения трех кругов. Это значит, что от времени, которое затрачивается на выполнение трех кругов в начале тренировки по данному методу, отнимают 2—3 минуты. Разница и будет целевым временем, к которому спортсмен должен будет стремиться, выполняя те же упражнения в том же объеме.
При третьем варианте спортсмен выполняет упражнения без перерывов за строго определенное время с неизменным числом повторений. Увеличивается количество кругов.
Круговая тренировка по методу экстенсивной интервальной работы способствует регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, улучшению обмена веществ, совершенствованию сенсомоторной координации. Данный метод наиболее эффективен при воспитании общей и специальной выносливости, особенно таких ее разновидностей,какскоростнаяисиловаявыносл ивость,атакжескоростно-силовыхкачествиловкости.
Тренировка по этому методу предполагает обязательное наличие пауз между упражнениями и кругами и также имеет варианты:
1. Каждое упражнение выполняют в течение 15 секунд, время пауз между упражнениями — 45секунд. Время выполнения каждого упражнения остается тем же - 15 секунд, время пауз между упражнениями умень-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
201
Популо Гельшиган Миргазовна, Подлубная Алена Анатольевна pedagogical
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ... sciences
шается до 30 секунд.
2. Каждое упражнение выполняют в течение 30 секунд, время пауз между упражнениями — 30секунд. Время пауз между кругами — 3-5минут.
Для повышения нагрузки можно увеличивать число кругов от одного до трех, а также увеличивать количество повторений в упражнениях, не выходя, однако, из установленных временных параметров.
Приводим перечень некоторых упражнений, из которых можно составить круг.
- И.п. - сгибать и разгибать руки в упоре на пальцах.
- И.п. - руки с гантелями вытянуты вперед (вес гантелей—3—4кг для мужчин, 2—3 кг для женщин): вращение кистей вправо и влево.
- И.п. - руки с гантелями вытянуты вперед: развести руки в стороны, снова принять и.п.
- И.п. - лежа на животе на гимнастической скамейке, руки с гантелями опущены вниз: развести руки в стороны, снова принять и.п.
- И.п. - лежа на спине на гимнастической скамейке, прямые руки с гантелями за головой: поднять руки, снова принять и.п.
- Имитация удара справа с гантелью. Имитация удара слева с гантелью.
- Имитация удара над головой из и.п. - рука с гантелью опушена за спину.
- И.п. - руки с медицинболом весом 4—5 кг сзади-внизу: поднять руки назад-вверх, снова принять и.п.
- И.п. - лежа на спине: поднять туловище и снова принять и.п.
- Имитацией ударов справа (фото 53-55) и слева (фото 56-58) с медболом (сидя на коляске).
Однако подготовка занимающихся инвалидов не может быть сведена к хаотическому повторению различных упражнений. Она представляет сложную систему взаимообусловленных средств и методов развития двигательных качеств. В соответствии с этой системой последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов двигательной подготовки инвалидов [4].
Для определения уровня развития общей выносливости в тренировочном процессе инвалидов на колясках использовался тест Купера (модифицированный);
Тест Купера - преодоление максимального расстояния за 12 минут. 12-минутный тест езды на коляске позволяет оценить состояние физической подготовленности организма на основе расстояния (в метрах), преодоленного инвалидом на коляске за 12 минут. Тест рекомендуется проводить в маловетреную погоду на трассе с хорошим покрытием, исключающей крутые подъемы и спуски.
До проведения педагогического эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов, характеризующих развитие выносливости у инвалидов на колясках контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп, который не выявил достоверных различий (Р>0,05). Однако после использования в тренировочном процессе вышеперечисленных комплексов упражнений мы обнаружили достоверные различия по исследуемым показателям в пользу ЭГ (Р<0,05).
Средний показатель по 12-ти минутному тесту Купера у экспериментальной группы увеличился на 243 метра, а у контрольной группы на 123 метра. Таким образом достоверное увеличение по показателям (Р<0,05) выявили только у экспериментальной группы. Прирост данного показателя у ЭГ по отношению к исходному составил 38,3%, в то время, как у КГ всего 18,7%.
Улучшение показателя теста Купера у участников ЭГ можно объяснить тем, что в центре «Спорт для инвалидов» регулярно проводятся учебно-тренировочные сборы, в результате которых, растет уровень физической подготовленности занимающихся.
Также для достижения оптимального результата, тренировка должна учитывать характеристики каждого 202
занимающегося инвалида на колясках: базовые физические качества, нозологические и психологические особенности и др. [6].
Наконец, для того, чтобы организм смог включить адаптивные процессы, которые позволят развить спортивные результаты, необходимо правильно управлять его восстановлением и соблюдать периоды отдыха, чтобы избежать риска перетренировки.
У людей на инвалидных колясках, развитие физических качеств реализуется при тех же условиях, что и у действующих игроков. Однако работа, направленная на развитие физических качеств у инвалидов на колясках, требует от тренера внимания на факт инвалидности данной категории людей.
Что бы ни было, физические качества являются факторами, обуславливающими спортивные достижения, и нужно их развивать, чтобы избежать их трансформации в ограничивающие факторы.
Тренер должен в таком случае адаптировать упражнения для занимающихся инвалидов на колясках таким образом, чтобы развитие их способностей было в рамках их физических возможностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Башаев С.В., Подлубная А.А. Готовность учителей общеобразовательных школ к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука и образование: новое время. 2016. № 4 (15). С. 286-289.
2. Голенко В.А., Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А. Школа тенниса. - М.: «Дедалус», 2001. - 189 с.
3. Популо Г.М. Азбука большого тенниса на колясках: Учебно-методическое пособие / Г.М. Популо, В.А.Дмитрюк - Самара: Министерство спорта Самарской области, 2015.-109 с.
4. Популо Г.М. Развитие скоростных качеств у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (инвалидов колясочников) в тренировочном процессе по теннису на колясках // Адаптивная физическая культура №4 (68), 2016.
5. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, олимпийского резерва / под общ.ред.проф. А.П. Голенко, проф. А.П. Скородумовой. - М.: Советский спорт,2005.-137 с.
6. Сладкова Н.А. Рекомендации для руководителей физкультурно-оздоровительных клубов инвалидов по организации занятий физической культурой и спортом и распределению спортсменов на группы по степени функциональных возможностей / авт.-сост. Н.А. Сладкова; Паралимпийский комитет России. - М.: Советский спорт, 2012.-216 с.
Статья поступила в редакцию 09.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)