7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
7.1. СИСТЕМА УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
Стромов Владимир Юрьевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: ректор. Место работы: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Email: [email protected]
Аннотация: В представленной публикации рассматривается система уголовных наказаний в законодательстве зарубежных государств. Предметом публицистического исследования выступает комплекс теоретических и практических проблем систематизации видов наказаний, их реализации и эффективности в зарубежной уголовно-правовой теории, законодательной и правоприменительной практике.
Ключевые слова: система уголовных наказаний; систематизация наказаний; уголовное законодательство зарубежных государств; виды наказания.
THE SYSTEM OF CRIMINAL PENALTIES IN THE LEGISLATION OF FOREIGN STATES
Stromov Vladimir Yuryevich, PhD at law, Associate Professor. Position: Rector. Place of employment: Tambov State University named after G.R. Derzhavin. E-mail: [email protected]
Annotation: In the present paper explains the system of criminal penalties in the legislation of foreign states. The subject of journalistic research supports the complex theoretical and practical problems of systematization of types of punishment, their implementation and the effectiveness of foreign criminal legal theory, legislation and law enforcement practice.
Keywords: the system of criminal penalties; systematization of punishment; the criminal law of the foreign states; penalties.
Видом наказания не связанным с лишением свободы являются работа в общественных интересах (УК Франции), общественные работы (УК Норвегии и Голландии), бесплатные работы на благо общества (УК Шотландии), общественная служба (УК Финляндии). В Норвегии наказание в виде общественных работ применяется за деяния, которые могут привести к тюремному заключению на срок до шести лет, но при этом нарушитель закона должен быть согласен и при этом цели наказания не противоречат его осуществлению на свободе. Количество часов общественных работ определено от тридцати до четырехсот двадцати, срок осуществления до одного года, если нет серьезных причин для более длительного срока, кроме того суд может в дополнении применить штрафные санкции, без каких-либо зависимостей от их наличия в положе-
ниях санкций для данного преступления или нет (№ 28а)1.
Вследствие того, что в уголовном законе Финляндской Республики помимо наказания «Безусловный приговор к тюремному заключению» также предусматривается назначение общественной службы, то есть в виде обычной, нормальной (соответствующей профессии, квалификации и способностям осужденного) неоплачиваемой работы в ежегодных часовых пределах от двадцати до двухсот, постоянно контролируемая надзорным органом. Основным условием для их применения финским судом является получение согласия виновного на осуществление замены одного вида наказания на другой2.
В свою очередь, в Голландии в которой имеется запрет принудительного труда, назначение общественных работ происходит исходя из просьбы осужденного, когда именно ими заменяются наказание «Тюремное заключение» или иное наказание, связанное с лишением свободы, назначенным на менее чем шестимесячный срок (ст. 22Ь). Поскольку максимальным количеством может выступать лишь двести сорок рабочих часов, то когда работа определяется продолжительностью, составляющей меньше ста двадцати часов, период ее выполнения не превышает шестимесячного срока, а когда более, данный период составляет не более одного года3.
Согласно положениям французского уголовного законодательства при совершении проступка виновный наказывается тюремным заключением, а судебная инстанция правомочна обязать осужденного на выполнение безвозмездной работы в соответствии с общественными интересами на период времени в сорок и двести сорок часов для пользы юридических лиц публичного права или организаций, которые уполномочены учитывать социально полезные интересы. Соответственно не применение данного вида наказания «Работа в общественных интересах» обусловлена, как официальным отказом подсудимого от них, так и его отсутствием в судебном заседании (ст. 131.8)4.
Также национальным законодателем предусмотрены наказания в виде лишения определенных прав. Согласно УК Франции возможен также такой вид наказания как лишение или ограничение прав5.
Положения наказания в виде лишения или ограничения прав в соответствии со ст. 131.6 может включать следующие для осужденного к нему правоограниче-ния:
лишение права вождения автотранспортным средством до пятилетнего срока;
запрет управления транспортным средством до пятилетнего срока;
1 См., напр.: Уголовное законодательство Норвегии. Перевод с норвежского / пер. А. В. Жмени; науч. ред. и вступ. ст.: Ю. В. Голика. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 53.
2 См., напр.: Багреева Е. Пенитенциарная система Финляндии // Преступление и наказание. 1995. № 8 С. 31.
3 См., напр.: Уголовный кодекс Голландии. Перевод с английского / науч. ред. Б. В. Волженкин; пер. И. В.Мироновой. 2-е изд. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 142-143.
4 См., напр.: Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993. С. 20.
5 См., напр.: Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993.
аннулирование права вождения автотранспортным средством и запрет на обращение с ходатайством на выдачу новых прав до пятилетнего срока;
конфискация транспортного средства или нескольких транспортных средств, которые правомерно принадлежат осужденному;
приведение в надлежащее состояние транспортного средства или нескольких транспортных средств, которые правомерно принадлежат осужденному до однолетнего срока;
запрет хранить или носить оружие, для владения которым требуется получение разрешения до пятилетнего срока;
конфискация оружия или нескольких единиц оружия, которые правомерно принадлежат осужденному или находятся в его свободном распоряжении;
изъятие официального разрешения охотиться и запрет на обращение с ходатайством на выдачу нового разрешения до пятилетнего срока;
запрет до пятилетнего срока на выпуск в официальное обращение иных чеков, в отличие от тех, позволяющих получать денежные средства векселедателем при присутствующем плательщике исходя из содержания переводного векселя, или тех ценных бумаг, удостоверенных владельцами (векселедержателем), либо воспользоваться кредитными карточками;
конфискация материального объекта (вещи), послужившей или предназначавшейся в целях совершить содеянное деяние;
запрет до пятилетнего срока на осуществление какой-либо профессиональной или общественной деятельности, когда возможности, предоставляемые, данной деятельностью могли бы использоваться при подготовке или совершении содеянного.
Уголовный кодекс Голландии, предписывая, наказания в виде лишения определенных прав предполагает следующие запреты:
на занятие государственной должности или определенных должностей; на военную службу;
на избрание членов в общие представительные органы власти или на выставление своей кандидатуры в данные представительные органы власти;
на работу советника в судебных инстанциях или административного должностного лица; на занятие какой-либо определенной деятельностью. Срок лишения прав определяется от двух до пяти лет, за исключением случая, когда осужденный приговорен к пожизненному тюремному заключению - в таких ситуациях лицо также лишатся того или иного права пожизненно6.
В Германии уголовное законодательство предусматривает лишение или ограничение прав: так в соответствии с § 44, когда виновный управлял автомобилем или в связи с управлением автомобилем или, нарушив обязанности водителя автомобиля, был наказан наказанием в виде лишения свободы или денежного штрафа. Соответственно судебная инстанция ФРГ правомочна применить к нему запрет от одномесячного до трехмесячного срока на управление любым или определенного вида автомобилем при условии уличного движения. Согласно положениям § 44 запрещение управления автомобилем взаимосвязано, как правило, с изъятием водительского удостоверения. До-
6 См., напр.: Уголовный кодекс Голландии. Перевод с английского / науч. ред. Б. В. Волженкин; пер. И. В. Мироновой. 2-е изд. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 106.
полнительные последствия в виде лишения прав занимать должности, права быть избранным или права голоса наступают, когда виновный содеянного был, подвергнут виду наказания «Лишение свободы» до однолетнего срока. Данное наказание устанавливается на срок до пяти лет. Вследствие того, что утрачивая, правовую способность на занятие определенных судом публичных должностей у осужденного также исчезает соответствующий правовой статус и имевшиеся права, то фактически данная потеря непосредственно осуществляется в реальной действительности в случае, когда уголовным законодательством не предусматривается другого варианта развития этой ситуации. Исходя, из положений § 45 судебная инстанция правомочна на лишение виновного лица, которое было осуждено от двухлетнего до пятилетнего срока конституционных прав в виде права избрания или голосования, в случае, когда законодательством специально оговаривается данное обстоятельство7.
Согласно УК Норвегии срок заключения в тюрьму составляет от четырнадцати дней до пятнадцати лет, а по совокупности до двадцати лет. В особо предусмотренных случаях допускается до двадцати одного года. Назначая, тюремное заключение судебная инстанция правомочна в дополнении к уже имеющемуся виду применить штрафные санкции, не ставя их в зависимость от факта непосредственного их формулирования норвежским законодателем именно для данного преступления или нет (§ 26а)8. Максимальный срок содержания под стражей устанавливается от четырнадцати дней до двадцати лет. При этом два дня содержания под стражей приравниваются к одному дню заключения в тюрьме. С согласия осужденного или по его просьбе содержание под стражей может быть заменено на тюремное заключение (§ 23)9.
Если ограничение по времени наказание не рассматривается, как достаточное для защиты общества то в приговоре тюремное заключение может быть заменено на пребывание в заведении Управления по делам исправительных учреждений (арест) при наличии следующих условий:
1) нарушитель закона признается виновным в совершении или попытке совершения тяжких насильственных действий, преступлении на сексуальной почве, лишении свободы, поджоге или другом тяжком преступлении, которое нарушило жизнь, здоровье или свободу других людей или могло доставить эти правовые ценности под угрозу. Кроме того, должна быть предполагаемая непосредственная опасность того. Что нарушитель закона может снова совершить такое преступление;
2) нарушитель закона является виновным в совершении или попытке совершения тяжкого преступления такого же рода, как названо в пункте 1 и ранее совершал или пытался совершить преступление, названное там.
Норвежским законодателем фактически были установлены, как минимальный (десять лет), так и максимальный (двадцать один год) срок ареста осужденно-
7 См., напр.: Уголовный кодекс ФРГ. М., 1996; Дворецкий, М.Ю. Направления совершенствования системы отдельных видов уголовных наказаний и иных мер исправления и безопасности в контексте оптимизации уголовной ответственности по УК ФРГ / М.Ю. Дворецкий // Черные дыры в российском законодательстве. -2009. - № 5, - С. 86-88.
8 См., напр.: Уголовное законодательство Норвегии. Перевод с норвежского / пер. А. В. Жмени; науч. ред. и вступ. ст. Ю. В. Голика. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 51.
9 См., напр.: Там же. С. 49.
го. Однако, в соответствии с ходатайством прокурора судебная инстанция правомочна на продление установленных рамок до пятилетнего срока единовременно но .
В соответствии с уголовным законодательством Голландии тюремное заключение предусматривается в качестве пожизненного лишения свободы или ограничиваемого определенным сроком лишения свободы осужденного. Срок тюремного заключения устанавливается от одного дня до пятнадцати лет. В некоторых случаях (в том числе при совокупности преступлений) допускается увеличение срока тюремного заключения до двадцати лет (ст. 10)11.
Заключение может быть минимум один день и максимум один год. При совокупности преступлений, по-вторности, а также, если преступление совершено публичным служащим при нарушении своих служебных полномочий, устанавливается срок до одного года и четырех месяцев (ст. 18)12.
В соответствии с УК Швеции максимальный срок тюремного заключения устанавливается на 10 лет, а минимальный - 14 дней. По совокупности преступлений или приговоров срок тюремного заключения не может быть более 18 лет при этом не исключается существование пожизненного тюремного заключения (ч. 1 гл. 1, ч. 3 гл. 26, гл. 30)13.
Согласно положениям УК Швейцарской Конфедерации предусмотрен ряд видов исполнения наказания «Лишение свободы», отбываемых в каторжной тюрьме, в форме тюремного заключения, или ареста. Поскольку, исходя, из положений ст. 35 Уголовного кодекса к самому тяжкому наказанию, связанному с отбытием лишения свободы относится заключение в каторжной тюрьме, то срок исполнения предусматривается от одного года до двадцатилетнего, и, в виде исключения пожизненного. Вследствие того, что минимальный срок отбывания данного вида наказания ограничен законодателем тремя днями, то, если УК не предусматривает другое обстоятельство, в соответствии со ст. 36 максимально он определен трехлетним сроком. В свою очередь, наказание в виде ареста выступает в качестве наиболее легкого лишения свободы осужденного. Когда, помимо тюремного заключения, в качестве альтернативной санкции предусматривается наказание в виде штрафа, соответственно судебная инстанция правомочна заменить тюремное заключение и может назначить арест (ст. 39). Кроме того допускается замена тюремного заключения арестом в случае, если срок тюремного заключения составляет не более трех месяцев (ст. 37). Срок ареста составляет от одного дня до трех месяцев. Арест выполняется в особом учреждении, в пределах специальных помещений, не предназначенных для содержания осужденных к лишению свободы. При отбывании ареста на лицо возлагается обязанность трудиться, при этом
10 См., напр.: Уголовное законодательство Норвегии. Перевод с норвежского / пер. А. В. Жмени; науч. ред. и вступ. ст. Ю. В. Голика. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 59-60.
11 См., напр.: Уголовный кодекс Голландии. Перевод с английского / науч. ред. Б. В. Волженкин; пер. И. В. Мироновой. 2-е изд. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 108.
12 См., напр.: Там же. С. 121.
13 См., напр.: Уголовный кодекс Швеции / науч. ред.: С. С. Беля-
ев, Н. Ф. Кузнецова. СПб.: Юрид. центр Пресс, Изд-во Моск. гос.
ун-та, 2001. С. 24, 205-218, 238.
ему разрешается самостоятельно избрать соответствующую работу14.
В Уголовном кодексе Франции наказание в виде лишения свободы представлено более обширно и развернуто. Так, физические лица могут быть подвергнуты уголовному наказанию альтернативно в следующих видах:
уголовное заключение или пожизненное уголовное заточение;
уголовное заключение или уголовное заточение на не более чем тридцатилетний срок;
уголовное заключение или уголовное заточение на не более чем двадцатилетний срок;
уголовное заключение или уголовное заточение на не более чем пятнадцатилетний срок.
В соответствии с положениями ст. 131.1 Уголовного кодекса Франции фактически уголовное заключение или уголовное заточение непосредственно не должно в реальной действительности назначаться на срок менее десяти лет.
В качестве, исправительных наказаний исходя, из положений статьи 131.4 Уголовного кодекса Франции может применяться тюремное заключение, определяемое на следующий срок: не превышающий десятилетний; не превышающий семилетний; не превышающий трехлетний; не превышающий двухлетний; не превышающий однолетний; не превышающий шестимесячный15. Согласно положениям уголовного законодательства Германии уголовное наказание в виде лишения свободы образует основу системы наказаний, так как оно является единственным видом наказания для деяний тяжких и средней тяжести, равно как и для частного рецидива. Соответственно фактически применение вида наказания «Лишение свободы» предусматривается непосредственно от одномесячного до шестимесячного срока в реальной действительности. Исполнение наказания в виде лишения свободы в последние десятилетие вытеснено существенным распространением наказания в виде штрафа. Также в уголовном законодательстве Германии остается наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Кроме названных видов наказаний уголовными законодательствами названых зарубежных предусматриваются и иные дополнительные виды наказаний. Так согласно УК Норвегии - это снятие с официальной должности, утрата права на определенный срок или навсегда занимать определенную должность или осуществлять определенную деятельность или работу; лишение гражданских прав; запрет на нахождение в определенном месте16.
Уголовным кодексом Голландии предусмотрены дополнительно уголовно-правовыми нормами такие еще не названные нами наказания, в виде лишения осужденного определенных прав, помещения в государственный исправительный дом, опубликование приговора. При этом они могут назначать отдельно, совместно с основными наказаниями или в сочетании друг с дру-
14 См., напр.: Уголовный кодекс Швейцарии. Перевод с немецкого / науч. ред. А. В. Серебрянникова (пер., предисл.). СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. С. 86-87.
15 См., напр.: Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993.
16 См., напр.: Уголовное законодательство Норвегии. Перевод с норвежского / пер.: А. В. Жмени; науч. ред. и вступ. ст. Ю. В. Голика. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.
гом. Сюда же входит и уже названная выше конфиска-
17
ция .
Уголовным законодательством Швеции также включает условное лишение свободы, пробацию и передачу на специальное попечение. Вследствие того, что положения пробации предполагают возможность ее сочетания с наказанием «Штраф», фактически уплачиваемым в виде пени, вне зависимости от его наличия в содержании санкции за содеянное, то она также непосредственно сочетается и с наказанием «Тюремное заключение», в реальной действительности назначаемым от четырнадцатидневного до трехмесячного срока. Поскольку продолжительность пробации установлена на трехлетний срок, считаемый при начале ее исполнения, то в течение однолетнего периода за осужденным официально наблюдают представители государственного органа. Передача на специальное попечение применяется к лицам, не достигшим возраста двадцати одного года. И напоминает институт
18
принудительных мер медицинского характера .
В свою очередь, в положениях уголовного законодательства Швейцарии также имеются дополнительные виды, предусматривающие уголовно-правовые последствия для осужденного в виде:
увольнения от должности от двухлетнего до десятилетнего срока; лишения родительской или опекунской власти; запрета на занятие определенной профессией, ремеслом или запрет на заключение торговых сделок от шестимесячного до пятилетнего срока;
высылки за пределы страны-пребывания в отношении иностранцев;
запрета на посещение ресторана лицу, который официально был признан больным алкогольной зависимостью от шестимесячного до двухлетнего срока.
Устанавливаются также иные меры включающие: превентивный залог (смысл в гарантии не совершения преступления), конфискация; компенсация потерпевшему ущерба; опубликование приговора1 .
Уголовный кодекс Франции также предусматривает дополнительные виды наказаний в соответствии со ст. 131.10: запрета; лишения;
неправоспособности или изъятия какого-либо имеющегося правомочия;
предписания определенного ухода или обязанности действовать соответствующим образом;
приведения в неподвижное состояние или конфискация какой-либо вещи, входящей в перечень предметов подлежащих ей;
закрытия какого-либо заведения; афиширования вынесенного решения органа государственной власти или его распространения в печати или любым иным способом аудиовизуального сообщения20.
Уголовное законодательство ФРГ сдержит положения о дополнительных наказаниях следующих видов: запрета управлять транспортным средством; лишения права на занятие определенной должности;
17 См., напр.: Уголовный кодекс Голландии. Перевод с английского / науч. ред. Б. В. Волженкин; пер.: И. В. Мироновой. 2-е изд. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.
18 См., напр.: Уголовный кодекс Швеции / науч. ред.: С. С. Беляев, Н. Ф. Кузнецова. СПб.: Юрид. центр Пресс, Изд-во Моск. гос. ун-та, 2001.
19 См., напр.: Уголовный кодекс Швейцарии. Перевод с немецкого / науч. ред. А. В. Серебрянникова (пер., предисл.). СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.
20 См., напр.: Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993.
лишения права избираться куда-либо или права голосовать за что-либо21.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что такой исключительный вид наказания как смертная казнь практически не используется в западных зарубежных странах. Существует перечень наказаний связанных с лишением свободы, однако применение данного наказания предусматривается только за совершение определенной категории преступлений и то если его невозможно заменить наказанием не связанным с лишением свободы. В уголовном законодательстве зарубежных стран отдается большое предпочтение альтернативным видам наказания влияющим, как правило, на материальное положение осужденного или на ограничение его в каких -либо правах.
Список литературы:
1. Уголовное законодательство Норвегии. Перевод с норвежского / пер. А. В. Жмени; науч. ред. и вступ. ст.: Ю. В. Голика. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 53.
2. Багреева Е. Пенитенциарная система Финляндии // Преступление и наказание. 1995. № 8 С. 31.
3. Уголовный кодекс Голландии. Перевод с английского / науч. ред. Б. В. Волженкин; пер. И. В.Мироновой. 2-е изд. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 142-143.
4. Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993. С. 20.
5. Там же.
6. Уголовный кодекс Голландии. Перевод с английского / науч. ред. Б. В. Волженкин; пер. И. В. Мироновой. 2-е изд. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 106.
7. Уголовный кодекс ФРГ. М., 1996; Дворецкий, М.Ю. Направления совершенствования системы отдельных видов уголовных наказаний и иных мер исправления и безопасности в контексте оптимизации уголовной ответственности по УК ФРГ / М.Ю. Дворецкий // Черные дыры в российском законодательстве. - 2009. - № 5, -С. 86-88.
8. Уголовное законодательство Норвегии. Перевод с норвежского / пер. А. В. Жмени; науч. ред. и вступ. ст. Ю. В. Голика. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 51.
9. Там же. С. 49.
10. Уголовное законодательство Норвегии. Перевод с норвежского / пер. А. В. Жмени; науч. ред. и вступ. ст. Ю. В. Голика. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 59-60.
11. Уголовный кодекс Голландии. Перевод с английского / науч. ред. Б. В. Волженкин; пер. И. В. Мироновой. 2-е изд. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 108.
12. Там же. С. 121.
13. Уголовный кодекс Швеции / науч. ред.: С. С. Беляев, Н. Ф. Кузнецова. СПб.: Юрид. центр Пресс, Изд-во Моск. гос. ун-та, 2001. С. 24, 205-218, 238.
14. Уголовный кодекс Швейцарии. Перевод с немецкого / науч. ред. А. В. Серебрянникова (пер., предисл.). СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. С. 86-87.
15. Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993.
16. Уголовное законодательство Норвегии. Перевод с норвежского / пер.: А. В. Жмени; науч. ред. и вступ. ст. Ю. В. Голика. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.
17. Уголовный кодекс Голландии. Перевод с английского / науч. ред. Б. В. Волженкин; пер.: И. В. Мироновой. 2-е изд. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.
21 См., напр.: Уголовный кодекс ФРГ. М., 1996.
18. Уголовный кодекс Швеции / науч. ред.: С. С. Беляев, Н. Ф. Кузнецова. СПб.: Юрид. центр Пресс, Изд-во Моск. гос. ун-та, 2001.
19. Уголовный кодекс Швейцарии. Перевод с немецкого / науч. ред. А. В. Серебрянникова (пер., предисл.). СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.
20. Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993.
21. Уголовный кодекс ФРГ. М., 1996.
Рецензия
На статью «Система уголовных наказаний в законодательстве зарубежных государств», подготовленную кандидатом юридических наук, доцентом, ректором Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина Стромовым Владимиром Юрьевичем
Публикация В.Ю.Стромова является публицистической работой теоретического характера, посвященной проблемам системы уголовных наказаний в законодательстве зарубежных государств.
Актуальность темы исследования определяется многими методологическими, социально-политическими, экономическими, правовыми, морально-
нравственными аспектами. В методологическом контексте проблема системы уголовных наказаний в законодательстве зарубежных государств требует диалектического, комплексного анализа. Наиболее актуальной проблемой является познание ее оптимального построения и диалектической связи с объективными факторами становления современного российского общества, анализ построения эффективной системы преодоления препятствий в этом.
В теории уголовного права недостаточно реализован именно комплексный подход в изучении опыта зарубежных государств. В науке, законотворческой и правоприменительной практике в основном уделяется внимание лишь отдельным аспектам и проблемам. В литературе недостаточно исследований на методологическом уровне, выявляющем закономерности и особенности. Публикация построена по тщательно разработанному плану, написана грамотным языком. Содержание представленного материала изложено автором логично и аргументировано.
Рецензия подготовлена Желудковым М.А., доктором юридических наук, доцентом, заведующим кафедрой «Организация правоохранительной деятельности» института права ТГУ им. Г.Р.Державина.