Система учета и анализа затрат на качество как современный метод достижения целей компании
г-£
Б
а
2 ©
Резник Елена Анатольевна,
кандидат экономических наук, ООО «МаршаЛЛ», reznik.ea@mail.ru
В современных экономических условиях, практически все частные компании сталкиваются сегодня с тем, что конкуренция на рынке растет, повышается сложность продукта, циклы инноваций становятся короче. В связи с этим на рынке могут утвердиться только те организации, товары и услуги которых полностью удовлетворяют требованиям потребителя. Качество предлагаемого товара играет при этом важную роль и является решающим фактором конкурентоспособности. Как показывают результаты анализа, для решения этой проблемы требуется внедрение системы менеджмента качества. Система менеджмента качества должна способствовать успеху в бизнесе, положительно влиять на показатели деятельности компании, повышать конкурентоспособность. Одним из способов оценки эффективности системы менеджмента качества является анализ затрат на качество. Однако в России отсутствует должное внимание к внедрению и развитию систем менеджмента качества. Нередко СМК вводятся на предприятиях для решения формальных задач. Изменения сложившейся ситуации будут способствовать повышению уровня конкурентоспособности российского бизнеса.
Ключевые слова. Система менеджмента качества, затраты на качество, эффективность систем менеджмента качества, система учета и анализа затрат на качество, методика учета и анализа затрат на качество, сертификация по ИСО 9000.
Чтобы управлять качеством продукции в современных условиях рыночной экономики, предприятиям необходимо внедрение системы менеджмента качества. Около 90% компаний, которые сертифицировали свою систему менеджмента качества, не получают ожидаемого эффекта и соответственно имеют низкую результативность. Внедрить систему менеджмента качества, получить сертификат - руководство предприятия считают, что это победа! Но это далеко не так. Внедрение эффективной системы менеджмента качества несет в себе более глубокие требования. Но этому нужно учиться, это надо внедрять и необходимо понимать. Конечно на это уходит очень много рабочего времени, но, по опыту, результат не заставляет себя долго ждать. Один из методов выстраивания эффективной системы менеджмента качества -это система учета и анализа затрат на качество (затраты на качество).
Затраты на качество, в настоящее время становятся все более востребованными на предприятиях. К мнению о том, что необходимо внедрить систему учета и анализа затрат на качество, руководство предприятий приходят только тогда, когда они убедились в том, что внедренная на предприятии система менеджмента качества приносит реальный результат. К сожалению, требуется несколько лет, для того чтобы выстроить эффективную систему менеджмента качества.
Учет и анализ затрат на качество производимой продукции или услуг, были очень популярны и востребованы в США, Канаде, когда Джуран первым определил, что убытки, которые возникают из-за низкого качества продукции или услуг, «золотой жилой» экономики [2].
Директива Министерства обороны США 1963 г., которая называется «Требования к программам качества» была первым шагом к применению учета и анализа затрат на качество. Данная директива содержала такие требования, что все организации, которые выполняют государственные, оборонные заказы, в обязательном порядке должны оценивать издержки, связанные с производством несоответствующей продукции (так называемые «затраты на несоответствия»), и после, исходя из данных, предоставлять по затратам на качество, полную финансовую отчетность всего цикла производимой продукции. Следующий шаг к оцениванию издержек, связанных с производством несоответствующей продукции (к учету и анализу затрат на качество) пришелся на революцию экономических представлений в области качества 80-х годов. Уже в то время, многим руководителям организации, пришло понимание финансовых преимуществ внедрения методов учета и анализа затрат на качество. Высшее руководство и руководство среднего звена не могли не принимать серьезных усилий, которые были направлены на внедрение всем известных в настоящее время, принципов ТОМ. Интерес и до сегодняшнего дня продолжает расти. В своем последнем интервью Джуран заявил: «Для того чтобы заставить высший менеджмент инвестировать в качество, необходимо перевести язык представлений о менеджменте качества на более понятный им язык денег» [2].
В наше время в экономике существуют две важные тенденции, которые способствуют распространению учета и анализа затрат на качество. Первая тенденция заключается в следующем, что Международный Стандарт ИСО серии 9000:2000 и последующие его версии, делают акцент организаций на вопросах качества. Стандарты ИСО 9001, как всем уже известно, основаны на процессном подходе к управлению. Помимо того, что они не только подчеркивают важность мониторинга процессов и точных измерений процессов, которые внедрены в организации, но также еще требуют необходимости документального подтверждения непрерывного совершенствования системы менеджмента качества предприятия. Раздел 6.8 «Финансовые ресурсы» Международного Стандарта ИСО 9004 гласит: «Финансовая отчетность по видам деятельности, относящимся к системе менеджмента качества и качеству продукции, должна
использоваться при анализе со стороны руководства» [1]. Международный Стандарт ИСО 9004 не является обязательным при внедрении Системы менеджмента качества на предприятии. Поэтому, те предприятия, которые преследуют цель - получение сертификата, а это формальное внедрение системы, никогда не изучали требования ИСО 9004. И как следствие, понятия не имеют, что такое финансовая отчетность по видам деятельности, относящимся к системе менеджмента качества. Вторая тенденция - это распространение концепции «Шесть сигм». Эта программа, направленная на повышения качества, которую выстраивают также многие организации, и которая предполагает оценку деятельности предприятия по итоговым финансовым показателям. В рамках данной программы, учет и анализ затрат на качество является эффективным инструментом убеждения финансовых директоров компаний, так как они могут оценить, что действия и меры, которые были предприняты в области повышения качества производимой продукции или услуг, в конечном итоге, приносят значительную прибыль. Более того, в настоящее время экономика показывает, что компании, которые постоянно сталкиваются с возрастающими требованиями в области менеджмента качества продукции или услуг, могут соответствовать требованиям потребителей только если их высшее руководство проводит эффективную финансовую политику, направленную на достижение поставленных финансовых результатов. Конечно же, экономия денежных средств должна проводиться не за счет снижения качества производимой продукции или услуг и не за счет снижения степени удовлетворенности потребителя. Это должны показывать данные об относительной доле затрат на качество в общей структуре расходов компании. И еще самый убедительный аргумент в пользу внедрения и применения учета и анализа затрат на качество это то, что образуется определенная связь между стратегическими целями компании и ее стремлениями, которые направлены на улучшение качества продукции.
База данных по затратам на качество должна не только постоянно обновляться, но и постоянно развиваться и совершенствоваться. Многие компании применяют документированную систему качества, напрямую связанную с системой бухгалтерского учета, которые представляют собой ежемесячные или ежеквар-
тальные данные по затратам на качество. Второй способ создания базы данных по затратам на качество - это формирование периодических оценок затрат на качество на основе регулярных отчетов по качеству, например, анализ жалоб потребителей или сводная ведомость об объемах брака или несоответствующей продукции. В основе такого подхода может быть оценка стоимости одной типовой ошибки или целого ряда ошибок или дефектов. В любом случае все специалисты в области системы менеджмента качества обязаны обнаружить скрытые издержки, которые могут являться потенциальными ресурсами для экономии. Как правило, такие издержки находятся в стандартных статьях расходов предприятия. К их числу можно отнести: простои, очень долгое принятие управленческих решений, свободные мощности, несвоевременную доставку, упущенные потребители и заказы. И в первом и во втором варианте предполагаются рабочие отношения и тесное сотрудничество с бухгалтерией. Достоверность представленных финансовых данных гарантируется участием финансовых специалистов и бухгалтеров в системе учета и анализа затрат на качество. Все риски, которые могут возникать в связи функционированием систем менеджмента качества, как правило, смещаются в область корректирующих действий, которые необходимо определить и предпринять на основе собранной и проанализированной информации. В случае, если данные по затратам на качество будут недостаточно детальными, то на основании их будет сложно принять корректирующие действия, которые направлены на непрерывное совершенствование деятельности компании.
В настоящее время уже существует множество примеров, когда специалисты, занимаясь внедрением на предприятиях учета и анализа затрат на качество, правильно проводят фактическую оценку на предприятии уровня потерь от брака, прогнозируют необходимые размеры вложений денежных средств в качество. Если специалист обладает соответствующей компетенцией в данном вопросе, то при правильном подходе и внедрении можно с высокой точностью предсказать ожидаемый процент снижения затрат (выгоду) от снижения потерь, полученных в результате принятых мер.
Одним из полезных методов учета и анализа затрат на качество является учет влияния степени удовлетворенности потребителя на уровень потенциальных
потерь. Этот метод, как правило, связывает более тесно меры по улучшению качества с потребительскими ожиданиями. Но, в любом случае, при любом методе, специалисты обязаны выявлять скрытые издержки, которые представляют собой потенциальные ресурсы для экономии затрат.
Как практика показывает, основная часть издержек, связанных с качеством, как правило, является «скрытой» внутри основных статей расходов компании. К числу таких издержек относятся: простои, неиспользуемые мощности, отложенная доставку, упущенные заказы и как следствие, потерянные потребители.
Первым шагом должно стать использование фактических затрат для верификации того, что программа затрат на качество может быть выгодной для компании. Это необходимо сделать для того, чтобы привлечь внимание руководства и заинтересовать его. С этой целью должен быть проведен достаточно детальный обзор и анализ финансовых данных, чтобы определить общие уровни затрат на качество в их сегодняшнем состоянии. Для данной цели важны, главным образом, большие затраты. Вероятно, что большинство требуемых данных уже имеется в наличии. Если же их нет, то некоторые из этих затрат можно оценить приблизительно. Дело в том, что первый шаг должен быть относительно легким и не требующим учета всех затрат на качество. Если данные о больших затратах на качество имеются в наличии и их легко оценить, то тогда будут получены достаточные данные для представления их руководству компании. Эти данные должны обосновывать усилия и заинтересовать руководство в участии в программе. Однако надо быть внимательным при размещении любых крупных увеличений затрат на качество, которые могут быть скрыты (например, значительные затраты на переделку, скрытые в обычных счетах производственных затрат).
Как только будут определены уровни затрат на качество, возможность для улучшения должна стать очевидной. Результатов должно быть достаточно, чтобы убедить руководство в необходимости осуществления программы. Нередко первоначальные оценки затрат на качество составляют более 20 % от объема продаж. И хотя нельзя проводить прямые сравнения, некоторые производственные компании с широкими программами улучшения качества и опытом работы с затратами на качество демонстрируют, что общие затраты на качество
© £
Я
3
г
7
сч £
Б
а
2 ©
могут быть сокращены до 2 - 4 % от объема продаж. Это снижение затрат на качество переходит в прибыль до уплаты налогов.
Следующий шаг - установить, готово ли руководство принять и поддерживать программу затрат на качество. Здесь требуется внутреннее решение. Главный вопрос состоит в том, действительно ли руководство открыто для новых идей и их внедрения на производственных участках компании. К сожалению, программа затрат на качество никогда не может иметь успеха при движении от нижних или средних уровней организации на верхний. Чтобы иметь шансы на успех, программе необходима поддержка высшего руководства.
Когда будет установлено, что высшее руководство воспринимает основные идеи программы, следующий шаг - планирование преимуществ предлагаемой программы, необходимых для того, чтобы добиться ее принятия и поддержки. Для этой цели в дополнение к общим уровням затрат на качество, которые уже определены, потребуется более детальный пример. То есть, конкретная, постепенно расширяющаяся область деятельности должна быть представлена руководству достаточно подробно, чтобы показать, как реальные затраты на качество могут быть подсчитаны и устранены посредством анализа и корректирующих действий. Таким образом, будет завершено понимание руководством полного цикла возможностей и выполнения программы затрат на качество. Логическим подходом к нахождению правильного примера для высшего руководства является проведение обследования в поисках конкретных областей с высокими затратами на отказы. Затем выбираются области с наиболее очевидными возможностями для улучшения. На окончательный выбор области, которая будет использоваться в качестве примера и где, вероятно, будет проходить экспериментальный прогон будущей программы, должна повлиять коллективная позиция команды руководителей данной области. Хороший пример должен предоставить не только правильную возможность для улучшения, но и высокую вероятность мгновенного успеха после старта программы. К этому моменту сторонник затрат на качество уже готов разработать генеральный план и календарный график реализации программы затрат на качество. Относительную величину затрат на несоответствия можно оценить с помощью анализа Па-рето. Как правило, они соответствуют
правилу 80:20, согласно которому относительно небольшое число причин порождает большую часть затрат. В дальнейшем, необходимо постоянно проводить анализ соотношения полученных результатов и затрат на их реализацию. Также, одним из инструментов оценки затрат на несоответствия, является построение причинно-следственной диаграммы. Все категории затрат классифицируются по составляющим элементам и в дальнейшем рассматриваются как следствие воздействия какого-либо фактора (скрытой причины), который имеет глубокий, фундаментальный характер. После каждый элемент разбивается на отдельные компоненты, и каждая причина оказывается следствием действия фактора следующего уровня и т. д.
Значительно может упростить такую работу это проведение анализа затрат по видам деятельности (так называемый АВС-анализ). АВС-анализ упрощает такую работу, так как поставленная на нем система бухгалтерского учета представляет детальные затраты.
После проведенного анализа, после как будут определены и подсчитаны доходы от устранения наиболее больших потерь компании, можно будет провести оценку стоимости проведения работ по улучшению деятельности, и определить норму прибыли по вложениям в качество и время окупаемости проекта.
Также можно подсчитать общую стоимость инвестиционного проекта, провести сравнительный анализ ее со стоимостью других проектов, направленных на совершенствование деятельности компании. В дальнейшем, все рекомендации необходимо представить руководству компании. Самое главное, чтобы все рекомендации, которые будут представлены высшему руководству компании были направлены на улучшение деятельности компании максимально соответствовали целям организации.
Как только руководство убедится в истинной ценности программы, можно обучать его основным понятиям затрат на качество и необходимости командной работы между всеми вовлеченными подразделениями. Особый акцент следует сделать на тот факт, что затраты, связанные с качеством, генерируются не только функцией качества. Они заключают в себе значительные затраты, генерируемые отделами проектирования, закупок, производством, а также различными поддерживающими группами. Это поистине является программой, охватывающей всю компанию.
Созданная на предприятии база данных по затратам на качество, однозначно оказывает влияние на планирование и выбор «новых, правильных» целей по улучшению качества, которые в свою очередь должны соответствовать целям компании, и тем самым обеспечивать непрерывность внедренного процесса улучшения.
Определения затрат на качество должны устанавливаться на основе практического опыта. С приобретением опыта элементы затрат на качество можно создавать, исключать или комбинировать. Каждая такая система должна как можно лучше сочетаться с системой ведения бухгалтерской отчетности в компании и быть достаточной для реального улучшения качества.
К сожалению, далеко не всех компаний получается реализовать данный проект. Самая главная причина неудач проектов - это является отсутствие готовности высшего руководства всеми силами поощрять и поддерживать принятую политику качества, а также отсутствие команды управленцев на верхнем уровне компании. 80 % неудач проектов однозначно связаны с человеческим фактором. В первую очередь - это слабое участие первого лица компании в этом процессе. Проект по внедрению и анализу затрат на качество не будет иметь никаких шансов на успех, в случае, если она не была инициирована и поддерживается первым лицом компании. Только высшее руководство компании должно принять меры по распространению идеологии качества на всех уровнях предприятия.
Метод управления, который основан на учете и анализе затрат на качество, имеет и будет иметь огромное значение для компаний, которые стремятся получить конкурентные преимущества на рынке. Очень часто к учету анализу затрат на качество обращаются те компании, которые внедрили у себя ИСО 9000.
Затраты на качество являются внутренней экономической основой системы менеджмента качества, которая позволяет определять экономические последствия управленческих решений [4].
Литература
1. Международный стандарт ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Перевод ООО «Интерсертифика Р», 2015
2. Принципы качества Джозефа М. Джурана. Studopedia.ru
3. Краснова Е.А. Практическое применение методики учета и анализа затрат на качество // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - №1
4. Краснова Е.А. Система учета и анализа затрат на качество как метод повышения эффективности деятельности предприятия // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2013. - №1
Accounting system and analysis of costs of quality as modern method of achievement of the goals of the company. Reznik E.A, LLC Marshall
In modern economic conditions practically, all private companies face the growing market competition, increasing complexity of the product and shortening innovation cycles. As a result, only organizations whose products and
services meet the consumers' requirements can become firmly established in the market. At that the quality of the proposed product plays an important role and becomes a decisive factor of competitiveness. As the results of analysis show, the solution to this problem requires introduction of quality control system. The quality control system shall contribute to business success, positively influence the indicators of the company activities and increase competitiveness. One of the ways to evaluate effectiveness and quality control system is analysis of quality costs. However, in Russia there is lack of due attention to the introduction and development of quality control systems. Such QCS are rather often introduced at the enterprises to solve the formal problems. The changes in the arisen situation will increase the level of
competitiveness of Russian business.
Keywords. Quality control system, quality costs, efficiency of quality control systems, quality control accounting and analysis, ISO 9000 certification. References
1. International ISO 9004 «Quality management system. Recommendations about activity improvement». Transfer of LLC Intersertifika R, 2015
2. Principles of quality of Joseph M.
Dzhuran. Studopediaru
3. Krasnova E.A Practical application
of a technique of account and analysis of costs of quality//Modern researches of social problems. -2013. - No. 1
4. Krasnova E.A An accounting system
and the analysis of costs of quality as a method of increase in efficiency of activity of the enterprise// Business in the law. Economical and legal magazine. - 2013. - No. 1
О
3
В
s
r
7