Научная статья на тему 'Система церковного права в трудах Николая Семеновича Суворова (1848–1909)'

Система церковного права в трудах Николая Семеновича Суворова (1848–1909) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковное право / каноническое право / XIX столетие / Н. С. Су­воров / кафедра церковного права / Ecclesiastical law / canon law / XIX century / N. S. Suvorov / department of Church Law

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баган Владислав Владимирович

Представленная статья анализирует систему церковного права в рамках канонического наследия именитого дореволюционного исследователя Николая Семеновича Суворова (1848–1909 гг.). Будучи заслуженным профессором церковного права Императорского Московского университета, Н. С. Суворов считается одним из основоположников церковно-правовой науки в Российской империи. Апогей научно-исследовательской деятельности ученого относится к последней четверти XIX столетия. Это время безусловно ассоциируется с расцветом отечественной науки церковного права. Суворовское учебное пособие «Курс церковного права» многократно переиздавалось, а его историко-канонические монографии оценивались духовно-академическим сообществом на уровне ведущих западноевропейских аналогов. За авторством Н. С. Суворова мириады печатных трудов, среди которых десятки монографий и учебных пособий, сотни специализированных статей и рецензий в области церковного права. Автор статьи попытался систематически отразить церковно-канонические взгляды Н. С. Суворова. Николай Семенович Суворов — выразитель двух важнейших направлений, характеризующих сложный процесс формирования дореволюционной отечественной дисциплины церковного права. Во-первых, это расположение науки церковного права не в области тео­логических компетенций, а в рамках юриспруденции. Во-вторых, построение отечественной системы церковного права на основании классических образцов западноевропейской канонистики. Таким образом, главная особенность научно-исследовательского подхода Н. С. Суворова заключается в конструировании юридической системы церковного права, обусловленной методологией и принципами западной канонистики. Научная новизна представленной статьи заключается в том, что несмотря на глубинные историко-канонические исследования Н. С. Суворов остается наименее изученным мыслителем среди плеяды дореволюционных канонистов. Фундаментальные монографии ученого по истории и онтологии церковного права имеют непреходящее значение и для современной церковно-правовой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Church Law in the Works of Nikolai Semenovich Suvorov (1848–1909)

The presented article analyzes the system of church law within the framework of the canonical heritage of the eminent pre-revolutionary researcher Nikolai Semenovich Suvorov (1848–1909). Being an Honored Professor of Church Law at the Imperial Moscow University, N. S. Suvorov is considered one of the founders of church legal science in the Russian Empire. The apogee of Nikolai Semenovich Suvorov’s research activities dates back to the last quarter of the 19th century. This time is certainly associated with the flourishing of the domestic science of church law. Suvorov’s textbook “Course of Church Law” was reprinted many times, and its historical and canonical monographs were evaluated by the theological and academic community at the level of leading Western European analogues. N. S. Suvorov autho­red a myriad of printed works, including dozens of monographs and textbooks, as well as hundreds of specialized articles and reviews in the field of church law. The author of this article tried to systematically reflect the church-canonical views of N. S. Suvorov. Nikolai Semenovich Suvorov is an exponent of two most important trends that characterize the complex process of formation of the pre-revolutionary domestic discipline of church law. Firstly, that is the attribution of the science of church law not in the field of theological competencies, but within the framework of jurisprudence. Secondly, the construction of a domestic system of church law based on classical examples of Western European Canon Law. Thus, the main feature of N. S. Suvorov’s research approach lies in the construction of a legal system of church law, conditioned by the methodology and principles of Western Canonology. The scientific novelty of the presented article lies in the fact that despite in-depth historical and canonical research, N. S. Suvorov remains the least studied thinker among the galaxy of pre-revolutionary canonists. Fundamental monographs by N. S. Suvorov on the history and ontology of church law are of enduring importance for modern church legal science.

Текст научной работы на тему «Система церковного права в трудах Николая Семеновича Суворова (1848–1909)»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 44. 45-59

УДК 340.11

Б01: 10.24412/2224-5391-2023-44-45-59

священник В. В. Баган

СИСТЕМА ЦЕРКОВНОГО ПРАВА В ТРУДАХ НИКОЛАЯ СЕМЕНОВИЧА СУВОРОВА (1848-1909)

Аннотация. Представленная статья анализирует систему церковного права в рамках канонического наследия именитого дореволюционного исследователя Николая Семеновича Суворова (1848-1909 гг.). Будучи заслуженным профессором церковного права Императорского Московского университета, Н. С. Суворов считается одним из основоположников церковно-правовой науки в Российской империи. Апогей научно-исследовательской деятельности ученого относится к последней четверти XIX столетия. Это время безусловно ассоциируется с расцветом отечественной науки церковного права. Суворовское учебное пособие «Курс церковного права» многократно переиздавалось, а его историко-канонические монографии оценивались духовно-академическим сообществом на уровне ведущих западноевропейских аналогов. За авторством Н. С. Суворова мириады печатных трудов, среди которых десятки монографий и учебных пособий, сотни специализированных статей и рецензий в области церковного права. Автор статьи попытался систематически отразить церков-но-канонические взгляды Н. С. Суворова. Николай Семенович Суворов — выразитель двух важнейших направлений, характеризующих сложный процесс формирования дореволюционной отечественной дисциплины церковного права. Во-первых, это расположение науки церковного права не в области теологических компетенций, а в рамках юриспруденции. Во-вторых, построение отечественной системы церковного права на основании классических образцов западноевропейской канонистики. Таким образом, главная особенность научно-исследовательского подхода Н. С. Суворова заключается в конструировании юридической системы церковного права, обусловленной методологией и принципами западной канонистики. Научная новизна представленной статьи заключается в том, что несмотря на глубинные историко-канонические исследования Н. С. Суворов остается наименее изученным мыслителем среди плеяды дореволюционных канонистов. Фундаментальные монографии ученого по истории и онтологии церковного права имеют непреходящее значение и для современной церковно-правовой науки.

Ключевые слова: церковное право, каноническое право, XIX столетие, Н. С. Суворов, кафедра церковного права

© В. В. Баган, 2023

45

Для цитирования: Баган В. В. Система церковного права в трудах Николая Семеновича Суворова (1848-1909) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 44. С. 45-59. DOI: 10.24412/2224-5391-2023-44-45-59

Сведения об авторе: Баган Владислав Владимирович, священник — кандидат богословия, кандидат юридических наук, доцент кафедры богословских и цер-ковно-исторических дисциплин Смоленской православной духовной семинарии, ORCID: 0000-0002-8092-9965 (Россия, г. Смоленск). E-mail: baganvlad@mail.ru

Поступила в редакцию 11.09.2023 Принята к публикации 10.10.2023

Церковноправовая наука в отечественном духовно-академическом образовательном пространстве в настоящий момент располагается на этапе поисков самоидентичности и экспертных дискуссий. В данной ситуации особый интерес вызывает концептуальное наследие русского исследователя Николая Семеновича Суворова (1848-1909), одного из известнейших канонистов второй половины XIX в., оказавшего влияние на тогдашнюю церковноправовую рефлексию. К сожалению, на данный момент не существует полного и развернутого исследования взглядов канониста, за исключением нескольких небольших научных статей1. Представленная работа попытается заполнить лакуны, связанные с каноническим наследием знаменитого дореволюционного канониста Н. С. Суворова.

Николай Семенович Суворов родился в 1848 г. в с. Затугомье в Солигалич-ском уезде Костромской губернии, в семье диакона сельской церкви в честь Пресвятой Троицы. Так, в некрологе Н. С. Суворова описываются тяжелые условия жизни диаконской семьи: «Семья была многочисленной. Одних детей было 10 человек. Дохода почти никакого. Село Затугомье малое и бедное, типичное для той бабьей стороны, как называется в народе эта часть Костромской губернии. Жили бедно, чуть не впроголодь. Детство было невеселое и тяжелое»2. Как описывает автор некролога, Н. С. Суворов неохотно делился воспоминаниями о детстве со своими коллегами3. Грамоте Николай Семенович был обучен в доме отца, затем обучался в Солигаличском духовном училище, которое окончил с отличием и получил возможность учиться в Костром-

1 Дорская А. А. Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова // История государства и права. 2009. № 13. С. 17-20; Томсинов В. А. Николай Семенович Суворов (1848-1909). Биографический очерк // Суворов Н. С. Учебник церковного права / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. С. XIII-XXII; Томсинов В. А. Суворов Николай Семенович // Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь. М., 2010. С. 701-703.

2 Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов // Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета за 1909 год. Ч. I. М., 1910. С. 433.

3 Там же.

ской духовной семинарии за казенный счет. В 1868 г. Н. С. Суворов окончил это учебное заведение первым учеником4. В качестве награды за успешное окончание семинарии епархиальное начальство направило Николая Семеновича в научную командировку, чтобы поступить в Петербургскую духовную академию. Однако, как отмечает автор некролога, несмотря на «выдающиеся способности и дарования. и склонность к аскетическому образу жизни»5, молодой Н. С. Суворов принимает решение не идти священническим путем, а отдать себя научно-исследовательской деятельности.

Педагогический путь Н. С. Суворова начинается в том же 1868 г. с преподавания латинского языка в родном Солигаличском духовном училище. Насобирав необходимые материальные средства для последующей учебы, Николай Семенович уходит в отставку и поступает «на юридический факультет С.-Петербургского университета»6. Именно здесь молодой ученый находит благоприятную среду для дальнейшего научно-исследовательского развития, несмотря на то, что Н. С. Суворову приходилось отдавать значительную часть времени на работу репетитором. Будущий ученый за период университетского обучения прослушал лекционные курсы целой плеяды светил отечественной историко-правовой науки. Чтобы не усомниться в высочайшем уровне тогдашнего университетского образования, достаточно упомянуть следующие имена: прот. М. И. Горчаков, И. С. Таганцев, В. Г. Васильевский, В. И. Ламанский и др.7 В 1873 г. Н. С. Суворов заканчивает университет со степенью кандидата правоведения. За время обучения на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета Н. С. Суворов обрел определенные научно-исследовательские интересы: через лекции В. Г. Васильевского — к истории Византии, а посредством курса протоиерея Михаила Горчакова — любовь к церковному праву. Учитывая предыдущую богословскую подготовку в духовной семинарии, Н. С. Суворов решил специализироваться на сфере церковного права.

Возглавлявший тогда кафедру церковного права протоиерей Михаил Горчаков сочувственно отнесся к желанию молодого ученого и в 1873 г. оставил Н. С. Суворова на кафедре церковного права стипендиатом для подготовки к профессорскому званию8. Исследовательский пыл молодого ученого не мог ограничиться лишь источником русского канонического права, поэтому уже в начале научной карьеры он стал обращаться к наработкам и достижениям западноевропейской канонистики. Максимальная открытость свидетельствам иноконфессиональной теологической науки стала отличительной чертой на-

4 Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 433.

5 Там же. С. 434.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

учно-исследовательского подхода Н. С. Суворова. Такая методологическая специфика ученого впоследствии стала причиной гневных критических замечаний со стороны «ультраправославных ученых»9 в адрес канониста. Впрочем, подобно суворовской, научной толерантностью отличался и его наставник, протоиерей Михаил Горчаков. Первая же научная монография Н. С. Суворова еще более укрепила ученого в научно-исследовательской весомости достижений западноевропейской канонистики.

Первым фундаментальным трудом Николая Семеновича в области церковного права стала его магистерская диссертация, посвященная тематике церковных наказаний10. Автор попытался систематически исследовать проблему как с историко-канонической стороны, так и с точки зрения текущего законодательства. Обращался Н. С. Суворов не только к законам Российской империи, но и учитывал иноконфессиональный опыт западноевропейских стран. Другой важной особенностью монографии было то, что она стала одной из первых работ, отражающих правоведческое направление в развитии науки церковного права. Согласно А. А. Ламанову, Н. С. Суворов рассматривал церковное право в строгом смысле как юридическую, а не богословскую науку11.

Если до 1870-х гг. церковное право считалось исключительно теологической дисциплиной и развивалось в узкоспециализированных рамках богословия, то начиная с момента организации кафедр церковного права на юридических факультетах российских высших учебных заведений, канонистика приобрела более значительную область научного применения в юриспруденции. В этой системе координат монография «О церковных наказаниях» была ближе к правоведению, чем к теологии. Кроме того, трудность указанного исследования заключалась и в том, что ранее представленная тематика игнорировалась как отечественными канонистами, так и российскими правоведами, криминалистами. В методологическом отношении при раскрытии проблематики Н. С. Суворову было бы не на что опираться, если бы не образцы из западноевропейской канонистики. В этом смысле магистерскую диссертацию ученого можно признать первым научно-исследовательским отечественным опытом юридической генерализации канонического материала — сугубо правоведче-ской монографией, связанной с областью церковного права. Как выразился автор некролога, «здесь римский дух, здесь правом пахнет»12. Что касается содержательной стороны монографии «О церковных наказаниях», следует обратить внимание на градацию целей наказаний, выработанную Н. С. Суворовым: «ис-

9 Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 435.

10 См.: Суворов Н. С. О церковных наказаниях: опыт исследования по церковному праву. СПб., 1876.

11 Ламанов А. А. Церковное право. СПб., 1907. С. 5.

12 Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов... С. 435.

правление преступника», «благо целей церкви», «поддержание и охрана чести церкви по отношению к не принадлежащим к ней»13.

После защиты магистерской диссертации в 1877 г. Н. С. Суворов был назначен на должность экстраординарного профессора кафедры церковного законоведения Демидовского юридического лицея в г. Ярославле. Преподаванию в этом учебном заведении Николай Семенович отдал более 20 лет. В начале учебного года он представил студенчеству и академической общественности свою вступительную лекцию14, которая имела концептуальный характер и в дальнейшем предопределила целое направление в отечественной науке церковного права. Вместе с протоиереем Михаилом Альбовым Н. С. Суворов был приверженцем развития церковного права по лекалам западной канонической науки. Работы по церковному праву профессора Н. С. Суворова представляли собой в дальнейшем попытку познакомить русскую ученую публику и учащуюся молодежь с выводами и приемами западноевропейской литературы по церковному праву15. Интерес ученого к западноевропейской науке впоследствии перерос в глубокое убеждение в отношении ее «спасительности»16 для развития отечественного церковного права.

Начиная с этого периода (кон. 1870 — нач. 1880 гг.), Н. С. Суворов существенным образом расширяет сферу исследовательских интересов, учитывая программные тексты ведущих западноевропейских правоведов. Соответственно, он делал переводы этих работ, знакомя публику с важнейшими церковно-правовыми работами. В частности, проблематика существа Церкви рассматривалась ученым с позиций протестантского теолога Ю. М. Л. Кестлина17. Такое эпигонство впоследствии сказалось на специфике дефиниций Церкви в курсе лекций Н. С. Суворова. В частности, профессор характеризовал Церковь как «невидимый союз истинно верующих исполнителей воли Бога по учению Христа»18, выражающий себя в «видимом общении людей». Такая дефиниция церковного организма обусловлена протестантским пониманием и вдохновлена, как мы уже упоминали, работой Ю. М. Л. Кестлина. Протестантская эккле-зиология предполагает деление Церкви на невидимую и видимую, где первая превалирует над второй, невидимая природа Церкви формирует ее видимые

13 Суворов Н. С. О церковных наказаниях: опыт исследования по церковному праву. С. 27.

14 См.: Суворов Н. С. Вступительная лекция по церковному праву. Ярославль, 1877.

15 Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви / 2-е изд., перераб. и весьма знач. доп. Казань, 1903. Вып. 1. 1903. С. XVIII.

16 Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 436.

17 См.: Кестлин Ю. М. Л. Существо церкви по учению и истории Нового Завета с обращением особенного внимания на спорный вопрос между католицизмом и протестантизмом / пер. с нем. с предисл. Н. Суворова. Ярославль, 1882. XXII, 177 с.

18 Суворов Н. С. Курс церковного права: в 2 т. Ярославль, 1889. Т. 1. С. 3.

институты и правовое тело. Такая экклезиология предопределила понимание Н. С. Суворовым природы церковного права. Если предыдущие канонисты использовали термин «Божественное право», то Николай Семенович называет его «человеческим»: «Церковное право в объективном смысле не есть право божественное, Самим Богом непосредственно установленное; оно есть человеческое право»19. Именно поэтому, по мнению канониста, церковное право должно было стать органичной частью светской юриспруденции. Кстати, схожего определения Церкви придерживался другой именитый дореволюционный канонист, А. С. Павлов: «Церковь как божественное упреждение»20, с помощью которого реализуется идея Царства Божьего на земле. Однако его выводы в отношении церковного права не были столь категоричными, как у Н. С. Суворова.

Вопрос церковно-государственных отношений и вероисповедного законодательства Н. С. Суворов решал, опираясь на работы Фр. Маасена21. Также Николай Семенович посвятил часть своих работ проблематике взаимоотношений церковного и государственного права, которая интерпретировалась им тоже в русле западноевропейской науки. Свои переводы ученый снабжал пространными предисловиями, в которых формулировал свои воззрения по разным вопросам, в том числе поиску оптимальной модели церковно-государственных отношений. Многие его теоретические положения, как, например, концепция «византийской теократии», подвергались серьезной критике и обвинениям в оправдании «цезарепапизма».

Результатом раннего периода преподавания на кафедре церковного законоведения Демидовского юридического лицея стала монография «Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов»22, представленная на юридический факультет Императорского Московского университета в качестве диссертации на соискание степени доктора церковного права. Официальным оппонентом был отечественный канонист, А. С. Павлов, который в весьма комплиментарных тонах отметил инновационность работы и похвалил за «весьма заметный вклад в нашу еще мало разработанную литературу русского канонического права»23.

В начале 1880-х гг. Н. С. Суворов задумался о составлении и публикации учебного пособия по церковному праву. Профессор кафедры церковного законоведения Демидовского юридического лицея поставил перед собой весьма ам-

19 Суворов Н. С. Курс церковного права. С. 11.

20 Павлов А. С. Курс церковного права [чит. в 1900-1902 г.]. Сергиев Посад, 1902. С. 5.

21 См.: Маассен Ф. Девять глав о свободной церкви и свободе совести / рус. пер. Суворова. Ярославль, 1882.

22 См.: Суворов Н. С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов. Ярославль, 1884.

23 Цит. по: Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов... С. 437.

бициозную цель: составление учебника, соответствующего высоким стандартам тогдашней западноевропейской науки церковного права. Для этого ученый отправился в заграничную научно-исследовательскую командировку, где работал в лучших библиотеках и прослушал лекции ведущих венских профессоров (напр. Фр. Маасена). В конечном итоге, по истечении нескольких лет напряженной работы, к 1889-1890 гг. обретает форму суворовское учебное пособие по церковному праву, которое многими коллегами оценивалось как «образцовое»24. Наряду с учебником А. С. Павлова это пособие по церковному праву стало наиболее распространенным в дореволюционной системе духовного образования. Учебное пособие Н. С. Суворова обладало системностью и внятной научной конструкцией. Благодаря Николаю Семеновичу дисциплина церковного права перестала быть отраслью теологии, преобразовавшись в стройную юридическую науку, ничем не уступающую западноевропейским аналогам.

Научные интересы Н. С. Суворова не ограничивались областью церковного права. На протяжении долгого времени, будучи профессором кафедры церковного законоведения Демидовского юридического лицея, он преподавал римское и гражданское право. Впоследствии при переезде в Москву в 1899 г., Николай Семенович преподавал на кафедре церковного права Московского университета25, читал лекции по энциклопедии и истории философии права в Императорском лицее26. Так, П. В. Гидулянов в некрологе оценивает роль и место Н. С. Суворова в отечественной науке церковного права: «.в непрерывных трудах проходила жизнь этого замечательного ученого, отдававшего науке все свои чувства, и мысли, и силы. Это был истинный жрец науки, который трудился не покладая рук и не разгибая спины, как бы дав обет, по слову псалмопевца, "не дать сна очам своим и веждам своим дремания" (Пс 131). Но эта уединенная кабинетная жизнь, всецело посвященная научной работе, оказалась весьма разносторонней и плодотворной. Эрудиция его была обширна. Не было в церковном праве отдела, над которым бы он самостоятельно не работал. На все отозвался он словом своим, что просит у Бога ответа. Многие вопросы он впервые выдвинул на очередь. Таковы вопросы о тайной исповеди, о духовниках, тайне исповеди и т. д. По многим он дал на многие годы непоколебимые решения, как то вопрос о западном влиянии на некоторые памятники древнерусского церковного права»27.

Обратимся к системе церковного права Н. С. Суворова через анализ его учебного пособия, как самого объемного и внятно изложенного учебника в дореволюционном праксисе. Напомним, что учебное пособие «Курс церковно-

24 Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 437.

25 Павлов А. С. Курс церковного права [чит. в 1900-1902 г.]. С. 30.

26 Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 438.

27 Там же.

го права» впервые было опубликовано в 1889-1890 гг. в Ярославле как отдельным двухтомным изданием, так и постатейно во «Временнике Демидовского юридического лицея» (тт. ХЬ1Х-ЬУ1)28. Учебник имел четкую структуру: первый том был посвящен изложению общей проблематики церковного права, в том числе взаимодействию канонического и гражданского права и области церковноправового источниковедения; второй том отражал содержательную сторону церковного права, включая внутрицерковные (церковное устройство, управление, суд и пр.) и внешнецерковные (взаимодействие Церкви с иными государственными и социальными институциями) отношения. Н. С. Суворов при этом настаивал на правоведческом, а не теологическом, характере дисциплины церковного права29. Однако Николай Семенович оговаривался, поясняя, что знание церковной доктрины — ключ к пониманию сущности церковного устройства и управления. То есть вероучительный фактор определял церковно-канонические характеристики Церкви.

Систему церковного права профессора Н. С. Суворова уличали в калькировании протестантского опыта30. К примеру, профессор М. А. Остроумов рекомендовал «Курс церковного права», как «полезную»31 книгу, знакомящую читателя с состоянием церковного права в римско-католической и лютеранской традициях. По мнению И. С. Бердникова, учебник Николая Семеновича по приемам изложения и по языку труднодоступен для студентов юридических факультетов, для которых он предназначен32. Из современных исследователей протоиерей Владислав Цыпин так оценивал Н. С. Суворова и его труды: «Суворов — квалифицированный юрист, превосходно знавший как восточные, так и западные источники канонического права и историю церковных институтов. Вместе с тем его работа страдает существенными теоретическими и методическими изъянами. Убежденный апологет синодальной системы, Суворов строит свой курс не столько на канонах, сколько на законах и распоряжениях российского правительства по Ведомству православного исповедания. Такой подход связан с убеждением автора в том, что главой Церкви правомерно является монарх. Цезарепапизм, который инославные полемисты неосновательно приписывают Православию, Суворов считает нормой отношений между государственной властью и Церковью»33. Критики системы церковного права Н. С. Су-

28 Томсинов В. А. Николай Семенович Суворов (1848-1909). Биографический очерк // Суворов Н. С. Учебник церковного права / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. (Сер. «Русское юридическое наследие»). С. XVII.

29 Там же. С. XXI.

30 Дорская А. А. Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова. С. 17.

31 Остроумов М. А. Введение в православное церковное право. Харьков, 1893. Т. 1. С. 125-126.

32 Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви. С. XVШ-XIX.

33 Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. XXX. М., 2012. С. 390.

ворова считали его продолжателем методологической линии другого прозападного автора, протоиерея Михаила Альбова, характеризуя Николая Семеновича, как более радикального приверженца западноевропейских систем34.

В целом можно было сказать, что обвинения в ярко выраженной прозападной позиции профессора Н. С. Суворова не лишены оснований, ведь автор действительно пытался познакомить читателей с методологией и теоретическими положениями иноконфессиональной канонистики35. Однако методология построения системы церковного права в интерпретации Николая Семеновича была более оригинальной и самобытной. Он настаивал на преимуществах современного состояния римско-католического и протестантского церковного права не в силу каких-то личных симпатий или предпочтений, но по фундаментальной причине юридической обусловленности западноевропейской канонистики. Н. С. Суворов пытался освободить отечественное церковное право от глубинной теологичности, развернув корабль канонистики в сторону юриспруденции. Именно поэтому становление отечественной науки церковного права он видел не в слепом подражании западноевропейскому опыту, но рассматривал таковой в качестве «отправной точки для целесообразного освещения институтов русского церковного устройства»36. К сожалению, большинство критиков системы церковного права Н. С. Суворова не замечали этой важнейшей методологической нюансировки. Православную систему церковного права необходимо выстраивать на основании юридических концептов, методов и принципов. В свою очередь, если таковая система церковного права была успешно построена научными сообществами западных конфессий, следовательно, к этим успешным опытам можно обращаться в качестве методологического образца, не вдаваясь в слепое калькирование.

Несмотря на значительное недовольство монографией «Курс церковного права» многочисленных представителей «охранительного и традиционалистского» направления в теологии и юриспруденции, суворовский учебник прошел через множество переизданий. Каждое последующее издание учебного пособия корректировалось, уточнялось, дополнялось автором. В частности, в 1898 г. издание вышло уже под более официальным названием «Учебник церковного права». Московские переиздания 1902 и 1908 гг.37, осуществленные

34 Прокошев П. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895. С. 73-74.

35 Рычагова О. Е. Развитие науки церковного права в XIX — начале XX в России // Вестник Омского университета. 2002. № 2. С. 96.

36 Суворов Н. С. Курс церковного права: в 2 т. Ярославль, 1890. Т. 2. С. 1.

37 Последующие посмертные издания по понятным причинам больше не корректировались и осуществлялись по последнему прижизненному изданию 1908 г. В 1925 г. «Учебник церковного права» эмигрантами из России был издан в Праге. В 2004 г. «Учебник церковного права» был переиздан (по изданию 1908 г.) в серии «Русское юридическое наследие». См.: Аннотация кни-

после переезда Н. С. Суворова на профессорскую должность кафедры церковного права Императорского Московского университета, включают в себя значительные дополнения, касающиеся тематики церковно-государственных взаимоотношений. Дело в том, что в предреволюционное время Николай Семенович, как ни странно, был крупнейшим теоретиком и приверженцем «синодальной системы» управления Русской Православной Церкви. Причем он оправдывал свои воззрения на основании канонического материала. Большинство коллег профессора Н. С. Суворова рассматривали «синодальную систему» как неканоническую и выступали за созыв Всероссийского Поместного Собора. Однако даже после окончания русской революции 1905 г. Николай Семенович оставался непримиримым защитником «синодальной системы», дискутируя с оппонентами на основании церковноправового материала. Так, в издание «Учебника церковного права» от 1902 г. профессор Н. С. Суворов включает дополнительную главу, отражающую понимание православной модели государственно-церковных отношений. С точки зрения профессора, Русская Православная Церковь не обладала самостоятельностью и юридической властью, независимой от православного самодержца, Российского императора. Николай Семенович обратил внимание на церковноправовой статус византийского императора, который фактически являлся субъектом высшей церковной власти в греческом православии. Ученый увидел явные параллели между правовыми статусами византийского и всероссийского императоров, характеризуя подобную социополитическую ситуацию как «теократическую». Н. С. Суворов в своем учебном пособии развил так называемую «имперско-монархическую» концепцию, в противовес «клерикально-патриархальной» — они были историко-теоретическими моделями церковно-госу-дарственных отношений.

Николай Семенович Суворов остается в истории отечественной канони-стики как один из самых плодовитых и авторитетных специалистов в области церковного права. Его сфера исследовательских интересов простиралась от церковного судопроизводства, брачного права, церковно-имущественных отношений до историко-канонических реконструкций государственно-церковных отношений. Взгляды и воззрения Николая Семеновича оставались яркими и самобытными, несмотря на огульную критику коллег-оппонентов за прозападную позицию и оправдание «синодальной системы». Ученый понимал, что отечественная наука церковного права находится еще в зачаточном состоянии, поэтому подходил к ее выстраиванию системно, основываясь на методологии и принципах западной канонистики. Николай Семенович создавал не кальку западных систем, но конструировал православное здание церковного права

ги // Суворов Н. С. Учебник церковного права / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. (Сер. «Русское юридическое наследие»).

с учетом принципов и методов светской юриспруденции. Это главная черта научно-исследовательской деятельности профессора Н. С. Суворова.

Тем не менее, система церковного права Н. С. Суворова остается малоизученной. С начала 2000-х гг. были переизданы некоторые важные монографии ученого с информативными, но краткими биографическими очерками и изложением его идей. Хочется надеяться, что последующие издания и переиздания произведений Николая Семеновича вызовут новый интерес к этому уникальному специалисту в области церковного права, чей необычайно широкий интеллектуальный размах заслуживает гораздо более широкой известности в России и за рубежом.

Источники

1. Кестлин Ю. М. Л. Существо церкви по учению и истории Нового Завета с обращением особенного внимания на спорный вопрос между католицизмом и протестантизмом / пер. с нем. с предисл. Н. Суворова. Ярославль, 1882.

2. Маассен Ф. Девять глав о свободной церкви и свободе совести / рус. пер. Суворова. Ярославль, 1882.

3. Суворов Н. С. Вера и дела. Ярославль, 1888.

4. Суворов Н. С. Вступительная лекция по церковному праву. Ярославль, 1877.

5. Суворов Н. С. Курс церковного права: в 2 т. Ярославль, 1889. Т. 1; 1890. Т. 2.

6. Суворов Н. С. О гражданском браке. Ярославль, 1887.

7. Суворов Н. С. О происхождении и развитии русского раскола: Две публичные лекции, читанные в зале Ярославской городской думы. Ярославль, 1886.

8. Суворов Н. С. О церковных наказаниях: опыт исследования по церковному праву. СПб., 1876.

9. Суворов Н. С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов. Ярославль, 1884.

10. Суворов Н. С. Римское папство до разделения церквей: актовая речь // Временник Демидовского юридического лицея. Ярославль, 1882. Кн. 29. С. 1-33.

11. Суворов Н. С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права. Ярославль, 1888.

12. Суворов Н. С. Учебник церковного права / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. (Серия «Русское юридическое наследие»).

13. Суворов Н. С. Христианская благотворительность в языческой Римской империи. Ярославль, 1889.

Литература

1. Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви / 2-е изд., перераб. и весьма знач. доп. Казань, 1903-1913. Вып. 1-2.

2. Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. М., 2006.

3. Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов // Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета за 1909 год. Ч. I. М., 1910. С. 433-439.

4. Дорская А. А. Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова // История государства и права. 2009. № 13. С. 17-20.

5. Ламанов А. А. Церковное право. СПб., 1907.

6. Остроумов М. А. Введение в православное церковное право. Харьков, 1893. Т. 1.

7. Павлов А. С. Курс церковного права [чит. в 1900-1902 г.]. Сергиев Посад, 1902.

8. Прокошев П. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895.

9. Рычагова О. Е. Развитие науки церковного права в XIX — начале XX в России // Вестник Омского университета. 2002. № 2. С. 96-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Суворов Николай Семенович // Социальное партнерство — Телевидение. М., 2016. С. 371.

11. Томсинов В. А. Николай Семенович Суворов (1848-1909). Биографический очерк // Суворов Н. С. Учебник церковного права / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. (Сер. «Русское юридическое наследие»). С. XIII-XXII.

12. Томсинов В. А. Суворов Николай Семенович // Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь. М., 2010. С. 701-703.

13. Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. XXX. М., 2012. С. 367-392.

Priest Vladislav V. Bagan

THE SYSTEM OF CHURCH LAW IN THE WORKS OF NIKOLAI SEMENOVICH SUVOROV (1848-1909)

Abstract. The presented article analyzes the system of church law within the framework of the canonical heritage of the eminent pre-revolutionary researcher Nikolai Semenovich Su-vorov (1848-1909). Being an Honored Professor of Church Law at the Imperial Moscow University, N. S. Suvorov is considered one of the founders of church legal science in the Russian Empire. The apogee of Nikolai Semenovich Suvorov's research activities dates back to the last quarter of the 19th century. This time is certainly associated with the flourishing of the domestic science of church law. Suvorov's textbook "Course of Church Law" was reprinted many times, and its historical and canonical monographs were evaluated by the theological and academic community at the level of leading Western European analogues. N. S. Suvorov authored a myriad of printed works, including dozens of monographs and textbooks, as well as hundreds of specialized articles and reviews in the field of church law. The author of this article tried to systematically reflect the church-canonical views of N. S. Suvorov. Nikolai Se-

menovich Suvorov is an exponent of two most important trends that characterize the complex process of formation of the pre-revolutionary domestic discipline of church law. Firstly, that is the attribution of the science of church law not in the field of theological competencies, but within the framework of jurisprudence. Secondly, the construction of a domestic system of church law based on classical examples of Western European Canon Law. Thus, the main feature of N. S. Suvorov's research approach lies in the construction of a legal system of church law, conditioned by the methodology and principles of Western Canonology. The scientific novelty of the presented article lies in the fact that despite in-depth historical and canonical research, N. S. Suvorov remains the least studied thinker among the galaxy of pre-revolutionary canonists. Fundamental monographs by N. S. Suvorov on the history and ontology of church law are of enduring importance for modern church legal science.

Keywords: Ecclesiastical law, canon law, XIX century, N. S. Suvorov, department of Church Law

For citation: Bagan V. V. Sistema tserkovnogo prava v trudakh Nikolaia Semenovicha Suvorova (1848-1909) [The System of Church Law in the Works of Nikolai Semenovich Suvorov (1848-1909)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2023, no. 44, pp. 45-59. DOI: 10.24412/2224-5391-2023-44-45-59

Аbout the author: Bagan Vladislav Vladimirovich, Priest — PhD (Theology; Law), Associate Professor of the Department of Theological and Church Historical Disciplines of the Smolensk Orthodox Theological Seminary, ORCID: 0000-0002-8092-9965 (Russia, Smolensk). E-mail: baganvlad@mail.ru

Submitted on 11 September, 2023 Accepted on 10 October, 2023

References

1. Berdnikov I. S. Kratkii kurs tserkovnogo prava Pravoslavnoi Tserkvi [A Short Course on Church Law of the Orthodox Church]. 2nd ed. revised and significantly enlarged. Kazan, 1903-1913. Issue 1-2.

2. Dorskaya A. A. Iuridicheskoe nasledie Nikolaia Semenovicha Suvorova [Legal Legacy of Nikolai Semenovich Suvorov]. Istoriia gosudarstva i prava — History of State and Law, 2009, no. 13, pp. 17-20.

3. Gidulyanov P. V. Nikolai Semenovich Suvorov. Otchet o sostoianii I deistviiakh Imperator-skogo Moskovskogo universiteta za 1909 god [Report on the State and Actions of the Imperial Moscow University for 1909]. Moscow, 1910, part I, pp. 433-439.

4. Kostlin Ju. Sushchestvo tserkvi po ucheniiu i istorii Novogo Zaveta s obrashcheniem osoben-nogo vnimaniia na spornyi vopros mezhdu katolitsizmom i protestantizmom [The Essence of the Church According to the Doctrine and History of the New Testament with Special Attention to the Controversial Issue Between Catholicism and Protestantism]. Yaroslavl, 1882.

5. Lamanov A. A. Tserkovnoepravo [Church Law]. Saint Petersburg, 1907.

6. Maassen F. Deviat' glav o svobodnoi tserkvi i svobode sovesti [Nine Chapters on the Free Church and Freedom of Conscience]. In Russian transl. by Suvorov. Yaroslavl, 1882.

7. Ostroumov M. A. Vvedenie v pravoslavnoe tserkovnoe pravo [Introduction to Orthodox Church Law]. Kharkov, 1893, vol. 1.

8. Pavlov A. S. Kurs tserkovnogo prava [1900-1902] [The Course of Church Law of the Honored Professor of the Imperial Moscow University A. S. Pavlov [1900-1902]]. Sergiev Posad, 1902.

9. Prokoshev P. Kanonicheskie trudy Ioanna, episkopa Smolenskogo [Canonical Works of John, Bishop of Smolensk]. Kazan, 1895.

10. Rychagova O. E. Razvitie nauki tserkovnogo prava v XIX — nachale XX v Rossii [The Development of the Science of Church Law in the XIX — Early XX in Russia]. Vestnik Omskogo universiteta — Herald of Omsk University, 2002, no. 2, pp. 96-99.

11. Suvorov Nikolai Semionovich. Sotsial'noe partnerstvo — Televidenie [Social Partnership — Television]. Moscow, 2016, p. 371.

12. Suvorov N. S. Khristianskaia blagotvoritel'nost' v iazycheskoi Rimskoi imperii [Christian Charity in the Pagan Roman Empire]. Yaroslavl, 1889.

13. Suvorov N. S. Kurs tserkovnogo prava: v 2 t. [The Course of Church Law in 2 vols.]. Yaroslavl, 1889-1890, vol. 1, 2.

14. Suvorov N. S. Ograzhdanskom brake [On Civil Marriage]. Yaroslavl, 1887.

15. Suvorov N. S. O proiskhozhdenii i razvitii russkogo raskola: dve publichnye lektsii, chi-tannye v zale Iaroslavskoi gorodskoi dumy [On the Origin and Development of the Russian Schism: Two public lectures, read in the hall of Yaroslavl Municipal Duma]. Yaroslavl, 1886.

16. Suvorov N. S. O tserkovnykh nakazaniiakh: opyt issledovaniia po tserkovnomu pravu [About Church Punishments: Research Experience in Church Law]. Saint Petersburg, 1876.

17. Suvorov N. S. Ob"em distsiplinarnogo suda i iurisdiktsiia tserkvi vperiod vselenskikh sob-orov [The Extent of the Disciplinary Court and Jurisdiction of the Church During the Period of Ecumenical Councils]. Yaroslavl, 1884.

18. Suvorov N. S. Rimskoe papstvo do razdeleniia tserkvei: aktovaia rech' [The Roman Papacy Before the Division of Churches: Formal Speech]. Vremennik Demidovskogo Iuridicheskogo Litseia — Vreminnik of Demidov Law Lyceum, 1882, Book 29, pp. 1-33.

19. Suvorov N. S. Sledy zapadno-katolicheskogo tserkovnogo prava v pamiatnikakh drevnego russkogo prava [Traces of Western Catholic Church Law in the Monuments of Ancient Russian Law].Yaroslavl, 1888.

20. Suvorov N. S. Uchebnik tserkovnogo prava [Textbook of Church Law]. Ed. V. A. Tomsinov. Moscow, 2004. (Seriia «Russkoe iuridicheskoe nasledie» [Series "Russian Legal Heritage"]).

21. Suvorov N. S. Vera i dela [Faith and Deeds]. Yaroslavl, 1888.

22. Suvorov N. S. Vstupitel'naia lektsiia po tserkovnomu pravu [Introductory Lecture on Church Law]. Yaroslavl, 1877.

23. Tomsinov V. A. Nikolai Semenovich Suvorov (1848-1909). Biograficheskii ocherk [Nikolai Semenovich Suvorov (1848-1909). Biographical sketch]. Suvorov N. S. Uchebnik tserkov-

nogo prava [Suvorov N. S. Textbook of Church Law]. Ed. V. A. Tomsinov. Moscow, 2004, pp. XIII- XXII.

24. Tomsinov V. A. Suvorov Nikolai Semenovich [Suvorov Nikolai Semyonovich]. An-dreev A. Yu., Tsygankov D. A. Imperatorskii Moskovskii universitet: 1755-1917: entsiklopedi-cheskii slovar [Imperial Moscow University: 1755-1917: Encyclopedic dictionary]. Moscow, 2010, pp. 701-703.

25. Tsypin V., archpr. Kanonicheskoe pravo [Canon Law]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2012, vol. XXX, pp. 367-392.

26. Volkov V. A., Kulikova M. V., Loginov V. S. Moskovskieprofessor XVIII — nachala XX ve-kov. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Moscow Professors in the 18th — the Beginning of the 20th Centuries. Humanitarian and Social Sciences]. Moscow, 2006, pp. 233-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.