ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
101
УДК 338.5 М.Е. Фрай
СИСТЕМА ТРАНСФЕРНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ
Рассмотрено понятие трансфертного ценообразования, его значение и суть, применение системы трансфертного ценообразования к бизнес-стратегии. Описано текущее положение законодательства Российской Федерации в области трансфертного ценообразования, его недостатки в анализе состояния топливно-энергетического комплекса России на данный момент. Проанализированы трудности, с которыми столкнулись российские топливно-энергетические компании при принятии нового законодательства по трансфертному ценообразованию. Предложен ряд аспектов, на котором топливно-энергетическим компаниям стоит акцентировать своё внимание для скорейшей адаптации в предложенных государством условиях.
Ключевые слова: трансфертное ценообразование, трансфертная цена, взаимозависимые лица, топливно-энергетический комплекс, топливно-энергетическая компания.
Внутри современных компаний выстраиваются различные структуры управления, что обусловлено необходимостью обеспечения целостности простейших транзакций в любой фирме. Грамотное построение данных структур позволяет в конечном итоге минимизировать расходы и упростить управление предприятием, что сказывается на ключевых финансовых показателях в конце отчётного периода. Внутреннюю расчётную цену между этими структурами, по которой происходит продажа товара (услуги), называют трансфертной.
Для успешно развивающегося предприятия, ставящего целью своего развития освоение новых рынков, рост масштабов деятельности, увеличение их видов, встаёт проблема построения глобальных структур на макроуровне. Чаще всего это подразумевает не только изменение юридического статуса отдельной компании, но и регистрацию дополнительных, зависимых юридических лиц - создание группы компаний (холдинга). Масштаб построения таких структур может быть разнообразным: от сети магазинов в пределах одного города до транснациональных компаний, имеющих свои представительства в различных странах мира. На этом этапе при увеличении масштабов необходимости построения взаимоотношений между компаниями внутри группы перед менеджментом встаёт вопрос трансфертного ценообразования.
Фирма представляет собой совокупность бизнес-единиц, имеющих между собой контрактные отношения, то есть эти бизнес-единицы продают друг другу товары или оказывают друг другу услуги на взаимовыгодных условиях, - в результате возникают расчётные цены, которые называют трансфертными. Таким образом, трансфертное (трансферное) ценообразование (от англ. FundsTransferPricing, FTP) — это реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам [3]. При трансфертном ценообразовании (далее -ТЦО), помимо всех внешних вопросов ценообразования, управлению организации приходится решать вопросы внутреннего ценообразования на уровне группы взаимозависимых компаний и на уровне подразделений этих компаний. Своеобразный рынок в рынке.
В настоящее время процесс определения трансфертной цены составляет основу внутрифирменных отношений в топливно-энергетическом комплексе (далее - ТЭК). Во-первых, она показывает, уместна ли внутренняя торговля вообще. В противном случае, контрактные отношения должны быть расторгнуты, а фирма должна прекратить свою деятельность. Во-вторых, трансфертная цена определяет объем и частоту поставок товаров между бизнес-единицами. В-третьих, она влияет на доходы и расходы бизнес-единиц, поскольку представляет собой доход продающего подразделения и расход покупающего. В-четвертых, она позволяет при внедрении соответствующих моделей рассчитать доходы и расходы каждой бизнес-единицы. В-пятых, при использовании определённых методов (как бухгалтерских, так и математических) трансфертная цена лежит в основе определения финансовых результатов деятельности бизнес-единиц. А следовательно, в-шестых, служит базой для мотивации подразделений и эффективного управления экономикой всей организации. Трансфертная цена - это та основа, благодаря которой выстраивается любая вертикально-интегрированная компания в ТЭК.
Трансфертное ценообразование представляет собой не только необходимое, но и достаточное условие эффективного функционирования фирмы. При отсутствии развитой системы трансфертного ценообразования сама деятельность и существование фирмы в условиях современного высококонкурентного и быстроменяющегося рынка ТЭК могут потерять всякий смысл.
Система трансфертного ценообразования должна соответствовать бизнес-стратегии и организационной структуре фирмы в ТЭК. Л. МакАулэй и К. Томкинс выделили четыре взаимосвязанных группы целей трансфертного ценообразования, когда-либо упоминавшиеся в литературе [1].
Функциональная необходимость относится к разделению фирмы на центры ответственности (особенно, центры прибыли). В ТЭК это чаще всего центр добычи, переработки и коммерции, которые, в свою очередь, могут делиться на специализированные структуры (например, коммерция: на экспорт, крупнооптовые продажи, мелкооптовые продажи и розницу). Это влечёт за собой измерение и оценку деятельности центров, а также мотивацию руководителей этих центров.
Экономическая причина заключается в необходимости эффективного распределения среди центров ответственности бизнес-процессов ограниченных ресурсов для достижения целей организации, выраженных в её стратегических и оперативных планах. Например, в центре ответственности «коммерция» - это распределение объёмов топлива между экспортом, крупнооптовыми продажами, мелкооптовыми продажами и розницей, в зависимости от стратегии компании и конъюнктуры рынка.
Организационная составляющая вызвана тем, что в фирме с дивизиональной структурой система трансфертного ценообразования является инструментом интеграции и дифференциации. Исходя из ранее представленного примера, это создание на базе розничной торговли представительств в разных регионах либо обратный процесс - объединение таких представительств в направления (чаще по географическому принципу).
И, наконец, система трансфертного ценообразования нужна для выработки оптимальных стратегических решений.
Важно сказать о ключевом для ТЦО понятии «взаимозависимые лица». Лица, которые могут оказывать влияние на условия или результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, называются взаимозависимыми лицами. Налоговым законодательством установлен закрытый перечень определения доли прямого или косвенного участия одной компании в другой или физического лица в организации при различных обстоятельствах [2].
Понятно, что, выстраивая управление оптимальным для фирмы образом, руководство стремится максимизировать прибыль и минимизировать расходы. Одной из целей по уменьшению расходов является снижение налогового бремени. Например, представительства компании в различных странах позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это одна из самых простых и распространённых схем международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. В связи с этим ТЦО стало одним из главных объектов контроля фискальных органов во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Первой страной, принявшей специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США (середина 1960-х гг.).
В настоящее время основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 г. «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов» (Transfer pricing guidelines for multinational enterprises and tax administrations).
До 2012 г. в России регулирование производилось статьями 40 Налогового кодекса РФ («Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения») и 20 Налогового кодекса РФ. С 2012 г. действует новое законодательство по трансфертному ценообразованию. Оно регулируется Разделом V.1. Налогового кодекса РФ. Новым разделом законодательства вводятся нормы, соответствующие руководству ОЭСР по трансфертному ценообразованию (OECD Transfer Pricing guidelines 2010). Он содержит основные положения, касающиеся определения круга взаимозависимых лиц, видов контролируемых сделок и порядка информирования налоговых органов о характере таких сделок, методов, используемых при определении для целей налогообложения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица. Однако при всей сложности админи-
стрирования ТЦО как со стороны налогового органа, так и налогоплательщика нормативная база в этой области всё же достаточно скудна и на текущем этапе всё дано на откуп Минфину РФ и ФНС России.
Российское законодательство по ТЦО требует серьёзной доработки до стандартов, принятых в ОЭСР, поскольку породит и уже порождает высокий уровень административных расходов ТЭК, что негативно сказывается на финансовых результатах в отрасли.
По данным исследования KPMG International в России (опрошено 13 крупнейших игроков ТЭК на рынке), влияние новых правил трансфертного ценообразования на бизнес компаний оказалось достаточно существенным: 54% респондентов были вынуждены задуматься об изменении используемой бизнес-модели, что отразилось на структуре договорных отношений; 46% респондентов ответили, что их холдинговые структуры смогли воспользоваться правом стать консолидированными группами налогоплательщиков (рис. 1). Для реализации такого права законодательством установлены, в частности, требования по весьма значительному размеру совокупной суммы уплачиваемых налогов, суммарного объёма выручки и совокупной стоимости активов группы компаний. 46% компаний были вынуждены пересмотреть цены по некоторым контролируемым сделкам, несмотря на то, что это могло противоречить коммерческим интересам компаний. 23% компаний приняли решение осуществить реорганизацию, чтобы уменьшить число сделок между взаимозависимыми лицами, которые бы считались контролируемыми для целей трансфертного ценообразования [4].
Рис. 1. Влияние новых правил трансфертного ценообразования на бизнес-процессы компаний
ТЭК России
Кроме того, компаниям ТЭК потребовалось внедрить новые процедуры, необходимые для соблюдения новых правил.
Ниже приведён алгоритм, иллюстрирующий процесс выполнения работ по трансфертному ценообразованию внутри организации ТЭК (рис. 2).
При рассмотрении этапов процесса выполнения работ по трансфертному ценообразованию можно выделить ряд технических проблем, с которыми приходится сталкиваться российским топливно-энергетическим компаниям при работе с ТЦО (рис. 2).
Проблемой на этапе выполнения функционального анализа (этап 1) для многих компаний ТЭК является объем информации (в уведомлениях о контролируемых сделках и в подтверждающей цены документации), который необходим налоговым органам. Он слишком велик, поэтому для соблюдения требований российского законодательства о трансфертном ценообразовании у них недостаточно сотрудников и требуется пополнение штата квалифицированными кадрами в области ТЦО.
Рис. 2. Алгоритм процесса выполнения работ по трансфертному ценообразованию
Статистическое исследование (этап 2) по контролируемым сделкам является слишком трудоёмким для того, чтобы большинство компаний могли выполнить его своими силами. Для проведения такого исследования необходим опыт работы с базами данных и осуществления фильтрации информации из них. Возникает следующая проблема - поиск подходящей аудиторской компании либо наём дополнительных сотрудников для проведения статистических исследований и их анализа.
При обосновании цен (этап 3) половина компаний ожидает, что цена по материальным контролируемым сделкам может быть установлена за рамками рыночного диапазона цен. Следовательно, для них особое значение имеет качественное обоснование применённых по таким сделкам цен. Однако в компаниях ТЭК в данное время ещё не выстроена надлежащая система внутреннего контроля за обоснованием цен, не разработаны регламенты взаимодействия между подразделениями и разными компаниями группы - это может негативно сказываться на качестве работы подразделений, задействованных в соблюдении требований законодательства по контролю за трансфертным ценообразованием, и качестве информации, предоставляемой в налоговые органы по контролируемым сделкам.
Для выполнения требований законодательства в области трансфертного ценообразования во всех фирмах ТЭК, как правило, задействована налоговая служба. Во многих компаниях также задействованы коммерческая служба, юридическая служба, ИТ-служба, а также подразделения, ответственные за планирование и бюджетирование. Большинство функций (выявление контролируемых сделок, подготовка уведомлений о них и т.п.) возложены на налоговую службу, а коммерческая служба обычно проводит исследования рынка по контролируемым сделкам, функциональный анализ, готовит документацию, обосновывающую применённые цены. Остальные подразделения задействованы в меньшей степени.
При организации процесса соблюдения требований законодательства о трансфертном ценообразовании большинство компаний столкнулось с тем, что используемые учётные системы не выявляют контролируемые сделки, не позволяют присваивать коды, которые необходимо указывать в уведомлениях о контролируемых сделках. Поэтому возникает необходимость автоматизировать соответствующие трудоёмкие процессы и доработать учётные системы.
Острой проблемой является проверка симметричности информации в уведомлении о контролируемых сделках (документации) между сторонами сделки, а также необходимость указания в уведомлениях о контролируемых сделках всех требуемых кодов.
Возвращаясь к взаимодействию топливно-энергетических компаний с государством, можно выделить проблему цен, устанавливаемых по предписанию антимонопольного органа, которые на практике зачастую не соответствуют требованиям ТЦО. Компании вынуждены «лавировать» между требованиями ФНС и ФАС. Вместе с тем новый инструмент, предусмотренный законодательством, -соглашение о ценообразовании - оказался достаточно востребованным. Компании проявляют интерес к заключению таких соглашений, ведут переговоры об этом с налоговыми органами.
По данным исследования KPMG International в России, большинство топливно-энергетических компаний-респондентов (62%) создали специальную группу, ответственную за соблюдение требований законодательства о трансфертном ценообразовании. У 46% компаний-респондентов данная функция была поручена налоговым департаментам, 8% планируют в этой связи реорганизацию налоговых подразделений. Частично ответственность за реализацию данной функции была возложена на другие подразделения (рис. 3).
Таким образом, соблюдение новых требований законодательства в области трансфертного ценообразования во многих случаях оказалось настолько трудоёмким, что потребовало создания специального подразделения и найма дополнительного персонала для выполнения данной функции [4].
Рис. 3. Влияние на налоговую функцию компании
Итак, ряд существенных сложностей, которые в ближайшем будущем предстоит преодолеть бизнесу, связаны с предоставлением уведомлений о сделках, которые признаются контролируемыми для целей правил трансфертного ценообразования. Ситуация осложняется целым рядом неясностей в регулировании порядка подачи и составления этих уведомлений. Остальные проблемы, связанные с новыми правилами трансфертного ценообразования решаются компаниями с разной степенью успеха, однако совершенствование законодательной базы во многом позволило бы преодолеть эти проблемы с наименьшими потерями временных и финансовых ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пашкус В.Ю. Теория трансфертного ценообразования в современной организации: понятия, модели, проблемы. URL: http://wwwippnou.ru/artide.php?idartide=000761
2. Горина Г.А., Ахмадеев Р.Г. Трансфертное ценообразование и новации налогового контроля // Справочник экономиста. 2013. №3. URL: http://www.profiz.ru/se/3_2013/novacij_kontrolja
3. Трансфертное ценообразование. Обзор законопроекта. URL: http://minfin.com.ua/taxes/news/648936/
4. Законодательство о трансфертном ценообразовании: исследование ситуации с развитием практики соблюдения компаниями нефтегазового сектора новых требований Налогового кодекса РФ в части контроля уровня цен URL: http://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArtidesPublications/Documents/S_TP_r.pdf
Поступила в редакцию 03.10.13
M.E. Fray
System of transfer price formation in fuel and energy complex of Russia
The present paper deals with the concept of transfer pricing, its value and essence, the application of the system of transfer pricing to business strategy. The current provision of the legislation of Russian Federation in the field of transfer pricing, and shortcomings in the analysis of the condition of the fuel-and-energy complex of Russia for the time being are described. The article covers difficulties which the Russian fuel-and-energy companies met after the adoption of the new legislation on transfer price formation. As a result of the analysis, we present a number of aspects on which it is worth focusing the attention for the purpose of the fastest adaptation of fuel-and-energy companies in the conditions offered by the state.
Keywords: funds transfer pricing, transfer price, interdependent persons, fuel and energy complex, fuel and energy company.
Fray M.E., postgraduate student
Фрай Максим Евгеньевич, аспирант ИЭиУУдГУ
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 3) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/3 E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]