УДК 336.221
Гармонизация налогового контроля трансфертного ценообразования Aliquam transferre imperium of tax harmonicam
Грундел Л.П., кандидат экономических наук заместитель заведующего кафедрой «Налоговое консультирование» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
E-mail: lpgrundel@gmail.com
Larisa P. GRUNDEL
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian
Federation
Phd in Economics, Deputy Head of Department of Tax Advisory
E-mail: lpgrundel@gmail.com
Аннотация
Предмет/тема. Проблема легитимности и необоснованного занижения налоговых обязательств компаний перед бюджетной системой Российской Федерации в результате использования трансфертного ценообразования, требует решения.
Цели/задачи. Цель авторского подхода - разработать предложения по совершенствованию налогового законодательства для осуществления эффективного налогового контроля трансфертного ценообразования в Российской Федерации.
Методология. В настоящей работе с помощью эконометрических методов проведено исследование теоретических разработок действующего законодательства, правоприменительной и судебной арбитражной практики особенностей организации и проведения в Российской Федерации налогового контроля трансфертного ценообразования, его основных форм, методов и основополагающих принципов.
Результаты. Необходимо фактически переоценить целый ряд сделок в отношении крупнейших налогоплательщиков, проанализировать условия сделки, фактически применить принцип, который используется в международной практике налогового администрирования трансфертного ценообразования, принцип «вытянутой руки» (arm's length principle).
Выводы/значимость. Автор предлагает меры по совершенствования правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Предлагаемые изменения в законодательство в отношении контроля за трансфертными ценами, а именно в Закон 227-ФЗ, будут способствовать гармонизации интересов между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу налогового контроля за рыночными ценами.
Abstract
Subject / topic. The problem of legitimacy and unjustified understatement of tax liability of companies to the budget system of the Russian Federation as a result of the use of transfer pricing needs to be addressed.
Goals / Objectives. The purpose of the author's approach - to develop proposals to improve tax legislation for the implementation of effective tax transfer pricing control in the Russian Federation.
Methodology. In this paper, using econometric methods the theoretical development of the current legislation, law enforcement and judicial arbitration practice characteristics of the organization and conduct of the Russian Federation tax transfer pricing control, its basic forms, methods and basic principles.
Results. Need to actually overestimate a number of transactions involving the largest taxpayers, to analyze the conditions of the transaction, in fact apply the principle, which is used in the international practice of transfer pricing tax administration, the principle of "arm's length» (arm's length principle).
Conclusions and Relevance. The author proposes measures to improve the tax rules for transfer pricing control. The proposed changes to the legislation on the control
of transfer pricing, namely the Law 227-FZ, will contribute to the harmonization of interests between taxpayers and tax authorities on tax control over market prices.
Ключевые слова: Гармонизация и унификация законодательства о трансфертном ценообразовании, Гармонизация налогового контроля, Трансфертное ценообразование, Трансфертные цены
Keywords: Harmonization and unification of legislation on transfer pricing, Harmonization of tax control, Transfer pricing, Transfer pricing
Формирование системы налоговых изъятий на национальном и международном уровне оказывает непосредственное влияние на развитие финансовых отношений, функционирование глобальных рынков капитала, товаров и услуг, является определяющим для поддержки внутригосударственной экономической политики и развития интеграционных процессов в мировой экономике. Такое воздействие на национальную налоговую политику одного отдельно взятого государства налоговой политики других стран можно назвать международной налоговой конкуренцией. Она имеет ряд особенностей: i В центре внимания находится конкуренция налоговых систем и режимов
налогообложения различных стран. i Субъектами налоговой конкуренции являются страны в лице своих национальных
правительств и налоговых администраций. j- Конечной целью международной налоговой конкуренции для целого ряда стран является создание эффективной инфраструктуры и увеличение налоговых поступлений в бюджет государства.
Налоговый контроль за применением трансфертных цен - приоритетное направление государственной налоговой политики, отдельной задачей которой в
области повышения доходного потенциала налоговой системы является «ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения».
Основная цель применения трансфертных цен - «перевод» налоговой базы на аффилированное лицо, находящееся в более благоприятном налоговом или ином административном режиме. Речь идет о различных налоговых преференциях, в частности, о наличии статуса резидента оффшорной зоны, предоставлении налоговых каникул, применении льготных налоговых ставок, праве на использование иных налоговых преимуществ. При этом такой перевод, как правило, осуществляется путем манипулирования ценой сделок.
Другой причиной использования механизма применения трансфертного ценообразования является двойное налогообложение распределяемой в пользу иностранного участника (акционера) прибыли, когда удержанный у источника выплаты налог не кредитуется в стране соответствующего участника. В этом случае выгоднее репатриировать прибыль не путем получения дивидендов, а манипулированием трансфертными ценами.
Новое законодательное регулирование налогового контроля за применением трансфертного ценообразования в Российской Федерации [1] направлено, с одной стороны, на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения. С другой стороны, способствует созданию благоприятных условий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний.
Применение новых норм на практике достаточно затруднительно: индивидуальные интерпретации Закона №227-ФЗ не позволяют всем участникам действовать в равных условиях, поэтому ряд положений законодательства требуют доработки.
На данном этапе можно выявить следующие проблемы и разночтения гл.У.1 НК РФ в части, регулирующей вопросы трансфертного ценообразования.
Совершенствование терминов налогового контроля
1. В Законе №227-ФЗ нет закрепленной терминологии, связанной с регулированием цен, отсутствуют термины «трансфертное ценообразование», «трансфертная цена», «внешнеторговая сделка» Понятие трансферта применяется к операциям, в которых одна сторона предоставляет товар, услугу или денежные средства другой стороне без получения от последней какого-либо эквивалента. Однако безвозмездная передача противоречит сущности предпринимательской деятельности и коммерческих отношений, поэтому на практике товар (услуга) передается не безвозмездно, а по вполне определенной внутрифирменной цене, которую используют в расчетах транснациональные корпорации, совместные предприятия и их подразделения в разных странах. Что касается пределов Российской Федерации, речь уже идет не о международных корпорациях, а о взаимозависимых лицах, сделки между которыми не всегда заключаются на рыночных условиях. Но на то они и взаимозависимые лица, чтобы договариваться о более выгодных условиях сделок. А налоговые органы, в свою очередь, следят, чтобы от этого не пострадали интересы бюджета, проводя в пределах своей компетенции контроль трансфертных цен.
Предложения.
• Конкретизировать понятийный аппарат, а именно закрепить понятие «сделка» в налоговом законодательстве, дефиниции «трансфертная цена», «трансфертное ценообразование», «внешнеторговая сделка».
2. В Законе №227-ФЗ отсутствует единообразное трактовка контролируемых сделок. По основаниям Закона №227-ФЗ контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки. Но не все, а только те, которые соответствуют ряду условий. Сделка
может быть контролируемой, но по данной сделке у налогоплательщика не возникает обязательств по сдаче уведомления.
Единообразное описание контролируемых сделок во всех процессуальных документах позволит наладить автоматизированный учет сведений о них, необходимый для: исключения повторности проверок; соблюдения запрета на проведение проверок у контрагента лица, в отношении которого проведена «безрезультативная» проверка; выполнения ФНС России обязанности по информированию контрагентов налогоплательщика о возможности симметричных корректировок, если проверка выявила факты отклонения цены, которые привели к занижению суммы налога.
Предложения.
Доработать п. 4 ст.105.14 НК РФ для пресечения использования незаконных налоговых схем.
3. Неоднозначно определен субъектный состав сделок, которые впоследствии могут быть признаны контролируемыми для целей налогообложения (пп.1 п.1, п.2 ст.105.14).Данная недоработка связана, прежде всего, с отсутствием понятия «сделка» в налоговом законодательстве. Так, согласно Закону №227-ФЗ сделка признается контролируемой в частности, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб. Однако, при каком числе субъектов сделку можно признать контролируемой? Остается непонятным.
Условия сделок, перечисленные в НК РФ, подлежат применению при толковании понятий идентичности и однородности:
- некоторые признаки учитываются только при определении идентичности (физические свойства, производитель товара) или только однородности (вид работ или услуг), или только для товаров (функциональное назначение или качество);
- при определении идентичности учитывается репутация производителя, а при определении однородности не учитывается;
- понятие рынка, характеристики которого следует учитывать, перенесено из п.5 ст.40 в статью 105 НК РФ практически без изменения, но для однозначного и более глубокого понимания важно использовать границы рынка, которые используются в законодательстве о защите конкуренции.
Совершенствование налогового контроля трансфертного ценообразования
1. Нерешенным остается вопрос о порядке проведения выездных и камеральных проверок, к примеру, по правильности исчисления налоговой базы по НДС и прибыли, поскольку в других главах Налогового кодекса РФ остались перекрестные ссылки на раздел, связанный с применением трансфертного ценообразования для целей налогообложения. При этом, у ряда компаний, не являющихся контролируемыми, возникают обязательства по исполнению положений Закона №227-ФЗ, а фактически эти компании о своих обязательствах не знают, поскольку есть четкая регламентация, что правила раздела У.1 НК РФ, регулирующие вопросы взаимозависимости лиц для целей налогообложения, применяются только в отношении крупнейших налогоплательщиков.
2. В соответствии с Законом №227-ФЗ существенно расширяется перечень признаков взаимозависимости лиц и усложняется процедура признания соответствия используемых цен интервалу рыночных цен. Отменяется норма, в соответствии с которой, пока налоговыми органами не доказан факт отклонения цены от рыночной, она считается таковой. Под контролем окажутся операции с интеллектуальной собственностью, информацией, имущественными правами, торговлей услугами и биржевыми товарами. Взаимозависимыми можно будет признать любые аффилированные компании - например, если в их советах директоров заседают одни те же лица. Проверяться будут отклонения параметров сделки от интервала рыночных цен, а не от 25%-ного коридора. Компаниям придется информировать налоговые органы о контролируемых сделках.
3. Несмотря на конкретизацию перечня источников информации (ст.105.6 п.1 ФЗ № 227), данный перечень не является исчерпывающим.
После перечня в Законе №227-ФЗ указывается, что в качестве источников информации о ценах налоговым органом может быть использована также «иная информация» (пп.4 п.2. ст.105.6). Однако, что под этим подразумевается конкретно? И кто этот перечень должен установить? Должны ли эти источники информации быть едиными на всей территории РФ или могут быть любыми и устанавливаться региональными государственными и местными органами власти? Какими источниками информации иностранных государств или международных организаций можно будет пользоваться налоговым органам или налогоплательщикам?
Представляется целесообразным сделать перечень закрытым, исключив неопределенные словосочетания «иные источники», «иная информация». Подобные неясные положения требуют безотлагательного решения. Ведь некорректное применения новых норм может создать угрозу занижения сумм уплачиваемого налога, а в некоторых случаях и уклонения от него, в результате пострадает бюджетная система Российской Федерации.
Предложения.
• Расширить перечень источников информации о рыночных ценах, сделать его закрытым, исключив из него такие понятия, как «иные источники», «иная информация».
• В рамках ФНС России создать ресурс (аналогичный «СПАРК» (Интерфакс), «Фира» «Руслана» (Бюро ванн Дайк), «Amadeus» (Бюро ванн Дайк)) для получения достоверной информации о рыночных ценах и сопоставимых кампаниях.
4. Из Закона №227-ФЗ не следует, связана ли обязанность по представлению документации с фактом назначения налоговой проверки или уполномоченный орган вправе запросить документацию безотносительно
налоговой проверки. В чем состоит смысл запрашивать документацию до проверки?
5. Существуют спорные вопросы заполнения реквизита «единицы измерения» в уведомлении о контролируемых сделках. При заполнении уведомления, утвержденного Приказом ФНС от 27 июля 2012 г. ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме" обязательным реквизитом является единица измерения. В пункте 110 указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ). В случае, если компания реализует товары, выполняет работы, то затруднений с заполнением графы уведомления «единица измерения» не возникает. Но как быть, если это предоставление услуг, в чем измерять консалтинговые услуги, медицинские услуги транспортные услуги и др. Не заполнив данную графу, налогоплательщик не имеет возможности перейти к заполнению других граф уведомления.
Совершенствование налогового контроля в отношении внешнеторговых сделок
6. Неполное решение проблемы контроля при совершении внешнеторговых операций (п.7 ст.105.14). Необходимость в осуществлении налогового контроля на сделки с использованием трансфертных цен по внешнеторговым операциям очевидна, так как именно в результате таких операций наносится ущерб бюджетной системе государства. При поставке товаров на экспорт очень часто используются дочерние компании, созданные через ряд посредников, доказать взаимозависимость при этом почти невозможно.
Законом №227-ФЗ предусмотрено, что все сделки с взаимозависимыми лицами в области внешней торговли без каких-либо ограничений являются контролируемыми, но каким образом это доказать, остается неясным. При этом контролируемыми сделки по внешнеторговым операциям становятся только при преодолении рубежа в 60 млн. руб. (ст.105.14 п.3, п.7 Закона №227-ФЗ). Тем самым фактически предоставляется возможность избежать налоговых обязательств и недопоступления средств в бюджет за счет дробления сумм сделок при помощи создания определенного количества посреднических организаций.
Предложения.
• Создать основу для серьезных совместных проверок с налоговыми и другими органами зарубежных стран.
• Рассмотреть возможность заключения специальных соглашений об обмене налоговой информацией (1ШЛ) (на данный момент в ОЭСР их 511).
• Для устранения дисбаланса внутри страны перечень сделок, подпадающих под налоговый контроль, необходимо ограничить, в большинстве зарубежных стран под контроль подпадают только внешнеторговые сделки. Одной из причин неразвитости законодательства о трансфертном ценообразовании является то, что жесткое налоговое регулирование может стать причиной сокращения объема инвестиций в экономику. В международной практике контроль за трансфертными ценами осуществляется только в отношении трансграничных операций, так как именно в результате таких операций может быть нанесен ущерб бюджетной системе государства. В противном случае дестимулируется экономическая активность бизнеса. Кроме того, в силу его чрезвычайной затратности и низкой эффективности в настоящее время рассматривается возможность отказа от такого контроля за сделками внутри Европейского Союза.
7. Остается спорным вопрос является ли сделка с представительством иностранной компании в РФ сделкой на внутреннем рынке? Есть две
противоположные позиции, с одной стороны является, с другой, не является, т.к. в соответствии со ст. 11 НК РФ такое представительство является иностранной организацией.
Предложения.
• Доработать пункт ст.105.14, устанавливающий статус контролируемой сделки в случае с внешнеторговыми операциями, в этом случае возможно создание основы для налоговых проверок совместно с налоговыми и иными органами зарубежных стран в целях пресечения возможности использования «серых» схем.
8. Существует необходимость единообразного списка низконалоговых юрисдикций. К контролируемым относятся сделки с офшорами, однако существует два перечня низконалоговых юрисдикций. По основанию Закона №227-ФЗ контролю подлежат сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Список территорий, относящихся к офшорам, определяется по Перечню, утвержденному Приказом Минфина России от 13.11.2007 №108н.
Согласно Приложению 1 к Указанию Банка России от 07.08.2003 №1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками - нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, представляющих льготный налоговый режим» предусмотрен Список государств и территорий, представляющих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).
Предложения.
• Сформировать единый список оффшорных юрисдикций совместно ФНС России и ЦБ РФ.
9. Не прописаны в Налоговом кодексе РФ все возможные случаи взаимозависимости участников сделки. Законом №227-ФЗ предусмотрены 11 оснований для признания лиц взаимозависимыми, их перечень остается открытым. Так, в соответствии со ст.105.1 п.7 Закона №227-ФЗ, суд фактически может по иным, не предусмотренным в Законе основаниям, признать лица взаимозависимыми. Но какие нормы при этом будет использовать суд? Вместе с тем существует опасность некорректного использования данного пункта налоговыми органами, для которых он, возможно, станет механизмом для признания лиц взаимозависимыми, если по предусмотренным основаниям этого сделать не удалось. Это влечет к усложнению деятельности налоговых органов и дополнительным проблемам для налогоплательщиков, а именно к возникновению споров, которые в ряде случаев приведут к неустранимым противоречиям, решаемым в пользу налогоплательщика.
Предложения.
• Изъять из закона пункт, предоставляющий полномочия судам в части признания лиц взаимозависимыми, или определить критерии, которыми будут пользоваться судебные органы в соответствующих целях. То есть установить закрытый перечень всех возможных случаев взаимозависимости участников сделки.
Таким образом, скрытые между строк возможности уклонения от уплаты налогов и налогового контроля создают потенциальную угрозу для налоговой и бюджетной составляющей финансовой системы страны. В целях интеграции процессов формирования бюджета представляется целесообразным доработать имеющийся Закон №227-ФЗ с учетом вышеизложенных предложений.
Кроме этого, перечислим дополнительные меры по совершенствованию правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием:
• Необходимо прямое закрепление (определение) контроля за расходами.
• Законодательно закрепить методы определения доходов, в том числе с учетом специфики сделок с нематериальными активами.
• Гармонизацировать правила контроля за трансфертными ценами с имеющимися в НК РФ нормами аналогичной направленности (ст. 269 НК РФ, операции по передаче на безвозмездной основе и др.).
• Упростить отчетность для внутренних сделок.
• Следует отказаться от самостоятельного установления ставки налога на прибыль субъектами Российской Федерации, либо разрешить регулировать ставку в части налога, перечисляемого в федеральный бюджет. Так как, в данный момент сложилась ситуация, когда внутри страны регионы имеют право на регулирование своей доли налога на прибыль, возникает миграция налоговых платежей в бюджеты регионов с наименьшей ставкой налогообложения. Вследствие чего, отток денежных средств осуществляется по схеме - от «бедных» регионов к «богатым». Дотационные регионы не в состоянии предоставить такие условия предприятиям, что приводит к концентрации средств в одном регионе и не возможности других субъектов покрывать бюджетные расходы самостоятельно за счет собственных средств.
Вывод
Существует ряд существенных недоработок в Законе 227-ФЗ, а возможные разночтения потенциально несут в себе угрозу уклонения от уплаты налогов. Очень важно, чтобы механизмы контроля трансфертных цен не оказывали излишнего давления на российский бизнес, не создавали условий для замедления роста компаний.
С учетом изложенного, внесение изменений в законодательство в отношении контроля за трансфертными ценами, а именно в Закон 227-ФЗ, будет способствовать разрешению конфликта интересов между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу контроля за рыночными ценами и введению единообразных правил использования источников информации в отношении использования компаниями трансфертных цен.
Таким образом, формирование эффективного налогового администрирования трансфертного ценообразования в условиях интенсификации международной налоговой конкуренции будет способствовать гармонизации налогообложения на глобальном уровне и становлению институтов глобальной налоговой конкуренции.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 18.07.2011 №227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".
2. Грундел Л.П. Налоговое регулирование трансфертного ценообразования в Великобритании. Финансы. 2013. № 9. С. 38-44.
3. Грундел Л.П. Методы трансфертного ценообразования и практика их применения. Налоговая политика и практика. 2013. № 9-1 (129). С. 16-22.
4. Грундел Л.П. Сравнительная характеристика применения методов трансфертного ценообразования в россии и за рубежом. Экономика. Налоги. Право. 2014. № 1. С. 114-121.
5. Грундел Л.П., Пинская М.Р. Налоговое администрирование трансфертного ценообразования: от теории к практике. Вестник Финансового университета. 2012. № 2 (68). С. 108-113.
6. Грундел Л.П. Налоговое администрирование трансфертного ценообразования в России: монография. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ. — 2014. —368 с.
7. OECD Model Tax Convention on Income and Capital, Articles 7,9.
8. Transfer Pricing Global Referecce Guide // Ernst&Young, LLP, October 2010.
9. http://www.oecd.org/
10. http://www.economy.gov.ru/wps/portaL
Bibliography
1 The Federal Law of 18.07.2011 №227-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of pricing principles for tax purposes."
2 Grundel L.P. Tax regulation of transfer pricing in the UK. Finance. 2013. № 9. S. 38-44.
3 Grundel L.P. Transfer pricing methods and their practical application. Tax Policy and Practice. 2013. № 9-1 (129). S. 16-22.
4 Grundel L.P. Comparative characteristics of the application of transfer pricing methods in Russia and abroad. Economy. Taxes. Right. 2014. № 1. S. 114-121.
5 Grundel L.P., Pinsk M.R. Tax administration of transfer pricing: from theory to practice. Bulletin of the University of Finance. 2012. № 2 (68). S. 108-113.
6 Grundel L.P. Tax Administration Transfer Pricing in Russia: monograph. M .: Financial University under the Government of the Russian Federation. - 2014. -368 p.
7. OECD Model Tax Convention on Income and Capital, Articles 7,9.
8. Transfer Pricing Global Referecce Guide // Ernst & Young, LLP, October 2010.
9. http://www.oecd.org/
10. http://www.economy.gov.ru/wps/portal