ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Л.П. Грундел,
заместитель заведующего кафедрой налогового консультирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
кандидат экономических наук, lpgrundel@gmail.com
В статье рассматривается трансфертное ценообразование как экономико-правовое явление и правовые механизмы, направленные на его регулирование. Предлагаются эффективные инструменты государственного контроля, дающие возможность определить правомерность использования цен при заключении сделок между аффилированными лицами. В свою очередь, компаниям, в целях оценки и минимизации налоговых рисков целесообразно провести мероприятия по выявлению сделок, подпадающих под налоговый контроль. С помощью эконометрических и статистических методов проведено исследование теоретических разработок действующего законодательства зарубежных стран и Российской Федерации в отношении применения трансфертных цен.
Ключевые слова: трансфертное ценообразование, трансфертные цены, минимизация налоговых потерь бюджетной системы, налоговая оптимизация, налоговый контроль
УДК 336.221
С развитием процессов концентрации производства транснациональные компании играют главенствующую роль в экономическом развитии, т.к. осуществляют свою деятельность сразу в нескольких странах и регулируют цены во внутрикорпоративных сделках. Данное обстоятельство составило основу применения трансфертного ценообразования, налоговое регулирование которого в настоящее время является актуальным. Цель авторского подхода — теоретический и методологический анализ трансфертных цен, установление причин применения трансфертных цен. Финансовое распределение сделок между подведомственными фирмами корпорации — это контроль трансфертных цен, при котором отток финансовых средств за пределы холдинга в виде налоговых платежей должен быть максимально снижен. Под влиянием различных внешних факторов фирмы пытаются установить такие трансфертные цены, которые помогут снизить общую налоговую нагрузку на холдинг. К таким факторам относят: разницу в ставках и системе формирования налоговой базы по налогу на прибыль в различных налоговых юрисдикциях, экспортные налоги и субсидии, таможенные пошлины.
На современном этапе развития мировой экономики трансфертное ценообразование (далее — ТЦО) является важным механизмом, который используется крупными организациями для оптимизации своей деятельности. Налоговые системы разных стран отличаются по уровню налоговой нагрузки, что позволяет налогоплательщикам оптимизировать налоговые платежи посредством искусственного перераспределения средств между территориями и странами с помощью системы трансфертного ценообразования.
Юридическое закрепление соответствующих правовых инструментов на международном уровне было осуществлено в 1963 г. в Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) о налоге на доходы и капитал. Прежде всего, следует определиться с терминологией, которой мы будем оперировать. В специальной литературе трансфертная цена определяется по-разному, например как
«цена, используемая крупными компаниями, корпорациями, в частности транснациональными, в сделках, совершаемых между своими филиалами, подразделениями или дочерними обществами».
Систематизируем определение термина «трансфертная цена» (табл.1).
Таблица 1
Систематизация толкований понятия «трансфертная цена»
Определение Автор, документ
Трансфертная цена — цена, устанавливаемая между ассоциированными организациями, по которой одна организация реализует товары, нематериальные активы и оказывает услуги другой ассоциированной организации. Рекомендации ОЭСР по трансфертному ценообразованию.
Трансфертная цена — цена на товары (работы, услуги), которая отличается от объективно сформированной при совершении международных сделок рыночной (свободной) цены. Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств — членов ЕврАзЭС
Трансфертная цена — цена в рамках группы связанных между собой лиц, отличная от рыночной. Быдылин С.Л., Юрмашев Р.С., Сафарова Е.
Трансфертная цена — цена, устанавливаемая при торговле товарами и услугами во внутрифирменных отношениях, т.е. при торговле между структурными подразделениями единого предприятия и его аффилированными лицами, находящимися в различных странах. Ефремова О.Н.
Трансфертная цена — это цена, используемая внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами. Лучкова Н.А., Горева В., Грачев А.В., Завьялова Ю.Н., Хаменшуко И.В., Герасименко В.В., Сидоренко О.
© ПСЭ, 2014
156
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Трансфертная цена состоит в манипулировании расходами, доходами и затратами в сделках между «связанными» лицами способом, отличным от тех, которые были бы использованы в операциях, совершенных на нормальных рыночных условиях, с целью получения налоговой выгоды. Непесов К.А., Мучичка И.А.
Трансфертная цена — это цена, используемая крупными компаниями, корпорациями, в частности транснациональными, в сделках, совершаемых между своими филиалами, подразделениями или дочерними обществами. Петрунин В.В.
Трансфертная цена — это любая «необычная», подозрительная» цена, подлежащая налоговому контролю, в отношении которой есть основания полагать, что ее величина определена сторонами сделки не рыночным путем, не для достижения коммерческой цели, а исключительно для снижения налоговой нагрузки. Суругин Д.Н.
Трансфертная цена — цена, используемая аффилированными лицами группы компаний при реализации товаров, работ, услуг, нематериальных активов в условиях рыночных отношений для достижения максимального финансового результата компании и снижения налоговой нагрузки. Грундел Л.П.
Трансфертная цена в широком смысле трактуется как «необычная», «подозрительная» цена, подлежащая налоговому контролю, в отношении которой есть основания полагать, что ее величина установлена сторонами сделки не для достижения коммерческой цели, а для снижения налоговой нагрузки.
Трансфертная цена в узком смысле рассматри вается некоторыми авторами как цена, используемая внутри групп компаний, устанавливается по сделкам между двумя взаимозависимыми лицами [3]. В свою очередь, в узком экономическом смысле, трансфертными ценами следует считать цены, которые применяются компаниями (как правило, холдингами) при сделках между ее филиалами и подконтрольными подразделениями.
Поскольку компании используют трансфертные цены для оптимизации собственных налоговых выплат, государством осуществляется контроль соответствия применяемых цен рыночному уровню. Именно этот подход лежит в основе Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию.
В Руководстве по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых органов (OECD Transfer Pricing Guidelines For Multinational Enterprises And Tax Administrations, 1995), разработанному ОЭСР, трансфертная цена (transfer price) рассматривается как цена, устанавливаемая между взаимозависимыми лицами, по которой одна организация реализует товары, нематериальные активы и оказывает услуги другой организации внутри групп компаний [2]. И эта нерыночная цена формируется, как правило, в отношениях взаимосвязанных экономических субъектов и влияет на размер налоговых отчислений. Поскольку используемые в деятельности взаимозависимых лиц цены по разным причинам (в первую очередь экономическим, во вторую — налоговым) отличаются от рыночных, для целей налогообложения применяются рыночные цены, исходя из которых исчисляются налоги.
Таким образом, в приведенных определениях трансфертной цены акцент делается, во-первых, на ее связь с уменьшением налоговых отчислений, во-вторых, что эта цена используется в отношениях между взаимозависимыми лицами (как правило, внутри групп компаний, холдингов), в-третьих, на то, что она отличается от рыночной цены. Данные определения касаются трансфертных цен только со стороны налогообложения. В то же время понятие трансфертных цен более широко.
Трансфертные цены применяются, в первую очередь, вертикально интегрированными компаниями, транснациональными корпорациями как средство налогового планирования.
Применение трансфертных цен используется для целей:
1. финансового менеджмента (распределение и перераспределение финансовых ресурсов (прибыли) в рамках интегрированных структур, включая консолидацию средств на балансе заранее определенного юридического лица, в также как средства повышения эффективности использования финансовых ресурсов и повышения личной ответственности менеджеров);
2. обхода правил валютного контроля (взвинчивание цены приобретения товаров или услуг из-за рубежа) [5];
3. маркетинговой политики (распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными зарубежными подразделениями);
4. минимизации налоговых и таможенных платежей в масштабе всего холдинга.
«Трансфертное ценообразование состоит в манипулировании расходами, доходами и затратами в сделках между «связанными»лицами способом, отличным от тех, которые были бы использованы в операциях, совершенных на нормальных рыночных условиях, с целью получения налоговой выгоды».
В связи с этим представляется важным на государственном уровне уделять большое внимание налоговому администрированию в сфере трансфертного ценообразования. Положения о налоговом контроле установлены Федеральным Законом №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее — Закон №227), в котором бремя доказывания «нерыноч-ности» применяемых цен практически полностью возложено на налоговые органы. Регулирование трансфертных цен сводится к тому, что перед налоговыми органами стоит цель не искоренить трансфертное ценообразование, а доказать, приводит ли оно к минимизации налоговых обязательств [4].
Главными целями регулирования ТЦО налоговыми органами являются :
1. избежание манипулирования ценой в целях минимизации налоговых обязательств;
2. сохранение надлежащей налогооблагаемой базы в рамках заинтересованных налоговых юрисдикций.
Трансфертное ценообразование в основном затрагивает ТНК, которые функционируют в нескольких странах, поэтому в настоящее время правовое регулирование трансфертных цен можно разделить на два уровня: международный и национальный.
На международном уровне страны руководствуются следующими базовыми положениями:
1. Договора об избежании двойного налогообложения.
2. Декларация стран — участниц ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях.
3. Правовые акты ОЭСР, в частности, Руководство ОЭСР
4. Правовые акты Европейского Союза, ООН (Конвенция об устранении двойного налогообложения при корректировке прибыли ассоциированных компаний — Арбитражная конвенция ЕС).
Основными международными документами, регулирующими трансфертные цены, являются:
1. Декларация стран — участниц ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях — 1976 г.
2. Руководящие разъяснения ОЭСР — Отчет ОЭСР «Трансфертное ценообразование и многонациональные предприятия» — 1979 г.
3. Руководство ОЭСР о трансфертном ценообразовании для многонациональных корпораций и налоговых органов — 1995 г.
Основным международным правовым актом, регламентирующим порядок налогообложения при применении трансфертных цен, является Руководство ОЭСР 1995 г. Организация экономического сотрудничества и развития весьма активно занимается вопросами международного налогообложения. В 1979 году она издала первые Рекомендации по ТЦО, а в 1995-1999 годах существенно обновила Рекомендации по
157
[1
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых органов. Рекомендации (последняя редакция 2010 год) не являются нормативным актом, но многие страны используют их в качестве основы для разработки своего налогового законодательства в отношении трансфертного ценообразования.
Роль Рекомендаций по ТЦО в условиях международной налоговой конкуренции:
1. Соблюдение внутреннего законодательства и административных требований:
- Значительные затраты на соблюдение законов
- Риск двойного налогообложения
2. Увеличение роли международной налоговой конкуренции:
- Законное право взимать налоги с дохода, возникающего в пределах соответствующей территории
- Избежание налогообложения аналогичного дохода в другой юрисдикции
- Определение налогооблагаемого дохода может зависеть от информации, полученной от государственных органов других юрисдикций
3. Сопряженные цели:
- Определение налоговой базы в каждой юрисдикции
- Стимулирование международной торговли и инвестирования
Национальное законодательство многих стран придерживается положений Рекомендаций ОЭСР по трансфертному ценообразованию. В некоторых странах этот документ носит нормативный характер (Нидерланды, Великобритания), в некоторых он законодательно не закреплен, тем не менее, он широко используется на практике (Скандинавские страны).
Один из самых либеральных подходов характерен для Новой Зеландии: помимо национального руководства эта страна опираются на Руководство ОЭСР, а также руководства, изданные компетентными органами Австралии и США. Россия, при разработке законопроекта о регулировании трансфертного ценообразования основывалась на рекомендациях ОЭСР.
На национальном уровне выделяют следующие документы, регламентирующие контроль за ТЦО
1. общие нормы против уклонения от налогообложения;
2. специальные нормы против применения трансфертного ценообразования;
3. нормы, регламентирующие порядок налогообложения доходов иностранных контролируемых лиц.
В некоторых странах разработано обширное специальное законодательство против применения трансфертного ценообразования (в основном, это западноевропейские страны). Так, в Великобритании объем внешнеторгового оборота — один из наиболее высоких в мире, что обусловило разработку специального законодательства о трансфертных ценах в целях эффективного противодействия злоупотреблениям со стороны транснациональных компаний, которые являются основными участниками внешнеэкономической деятельности. В других такое законодательство отсутствует, но существуют общие принципы и нормы. В развивающихся странах создание и введение правовых норм, эффективно противодействующих применению трансфертных цен, может сократить иностранные инвестиции в их экономику.
Сфера и порядок налогового администрирования трансфертного ценообразования различаются в разных странах, что обусловлено социально-экономическими, политическими причинами или традицией правового регулирования. Степень развитости национального законодательства о налоговом регулировании трансфертного ценообразования зависит от географического расположения страны, ее участия в международных организациях, уровня развития экономики и динамичности внешнеэкономической деятельности.
В условиях развития рыночной экономики, цены в России являются свободными и формируются на основе соотношения спроса и предложения, а также свободной конкуренции между субъектами рыночных отношений. В связи с этим, организации, являющиеся крупнейшими «донорами» федерального и региональных бюджетов, в целях оптимизации налоговой базы,
находят способы перелива финансовых ресурсов между своими структурными подразделениями, зарегистрированными в разных субъектах РФ и даже иностранных государств. Происходит это в форме реализации товаров и оказании услуг между аффилированными юридическими лицами по ценам, отличным от рыночных. Выявление данных операций и доначисление по ним налогов является первоочередной задачей налоговых органов.
Осуществляется такое ценообразование по следующим причинам: если стороны сделки взаимозависимы, то цена будет определяться как более выгодная для каждого субъекта. Это приводит к тому, что цена сделки занижена либо завышена по сравнению с ценой, которая была бы определена на независимом рынке, причем цели такого изменения цены могут отличаться: для того, чтобы прибыль осталась на территории с менее высокой налоговой нагрузкой, либо с целью вывоза капитала из страны. Вероятным сценарием также может быть преднамеренный приоритет при развитии одной части группы с последующим закрытием другой, так называемой «фирмы-однодневки» после окончания текущего налогового периода. Результатом таких действий всегда является недополучение налогов для одной из стран.
Трансфертное ценообразование возникает не только при международных сделках транснациональных корпораций. Подобные сделки имеют место и в отношениях резидентов одних и тех же экономических зон. Как и международное, национальное трансфертное ценообразование использует механизмы снижения налоговых выплат. Целью правового регулирования в этом случае становится доначисление налогов налогоплательщику, который реально получил финансовый результат.
Основная причина применения трансфертных цен — «перенос» налоговой базы на взаимозависимое лицо, которое находится в более благоприятной налоговой юрисдикции. Как правило, это наличие статуса резидента офшорной либо особой экономической зоны, права на применение налоговых льгот либо налоговых каникул. Первым признаком такого переноса становится манипулирование ценой сделки.
Сам факт применения нерыночных цен приводит к очень серьезным последствиям — создаются схемы ухода от уплаты налогов организациями, которые злоупотребляют трансфертным ценообразованием и тем самым необоснованно снижают налоговую нагрузку. По оценкам экспертов в 2013 г. через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов — это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. За этими цифрами — выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны.
В качестве примера злоупотребления трансфертным ценообразованием приведем несколько типов популярных на сегодняшний день схем:
Сделки, проводимые в оффшорных зонах, внешних либо внутренних. Сделки данного типа можно отнести к классическому случаю, когда регистрируется второе юридическое лицо в офшорной либо особой экономической зоне и большая доля прибыли до налогообложения проходит через нее и организация получает значительные налоговые льготы и преференции.
«Торговля убытками». Наиболее яркий пример такой сделки, это — две компании, работающие в одинаковых налоговых условиях, только одна из них имеет большие прибыли, а вторая работает в убыток. Они совершают между собой сделку, в результате которой первая компания сокращает свою прибыль, а вторая, имевшая большие финансовые потери, тоже их сократит, но по-прежнему останется убыточной и ничего в бюджет не заплатит.
Региональные предпочтения. Данный тип трансфертного ценообразования используется в случае, когда организация имеет обособленные подразделения в разных регионах страны. И в зависимости от экономических, политических либо иных причин, холдинг может добиваться уплаты налогов в том регионе, в котором ему более выгодно.
1 58
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
а
Концентрация налогов в «фирме-однодневке».
Организация создает «фирму-однодневку», в которой концентрирует все налоги. Впоследствии такая фирма бесследно исчезает, а другие участники этой схемы возмещают НДС, который никогда не поступал в бюджет.
Однако, следует отметить, что трансфертное ценообразование само по себе не является злом. Оно возникло вместе с появлением крупных холдингов, и будет существовать, пока они работают. Трансфертные цены дают холдингам возможность перераспределять финансовые потоки: при необходимости аккумулировать денежные средства, как на счетах головной организации, так и подведомственных дочерних структур, которым предстоит финансировать крупные инвестиционные проекты.
Очевидно, что бороться нужно не с трансфертным ценообразованием как явлением, а с занижением цен в целях минимизации налогов, поскольку незаконная минимизация налогов может проходить как в холдингах, так и вне их, как с применением трансфертного ценообразования, так и без него.
Большая часть государств пришло к выводу, что необходимо создать механизм государственного регулирования за ценообразованием зависимых лиц с целью обнаружения, пресечения и предупреждения случаев использования трансфертного ценообразования в целях уклонения от уплаты налогов. Данные механизмы постоянно совершенствуются и дополняются.
Законодательства ряда стран для сохранения надлежащей налогооблагаемой базы в условиях ценового манипулирования регулируют только международные сделки, в других под контроль попадают также и внутренние. К ним относится и Россия.
Выделим несколько основных причин установления трансфертных цен организациями применительно к внутренним сделкам:
1. Регулирование величины прибыли. Трансфертные цены позволяют создать в различных подразделениях компании определенные нормы прибыли. Таким образом, внутри холдинга появляется две разновидности фирм: одни, называемые центрами прибыли, аккумулируют в себе прибыль корпорации, а другие становятся центрами издержек. К последнему типа относят компании, которые оказывают различные услуги фирмам, являющимся частью холдинга. Они продают свои услуги по такой цене, по которой возможно лишь покрыть издержки производства. Соответственно в таких юридических лицах установлена минимально допустимая норма прибыли. Подобная финансовая структура свойственна корпорациям, которые имеют в своей структуре офшорные компании, наделенные функциями снабженческо-сбытовых центров.
2.Экономический контроль организаций. Компании используют трансфертные цены в целях организации эффективной системы экономических стимулов, что в свою очередь дает возможность, благодаря диверсификации цен, контролировать выпуск каждой организации из полного перечня юридических лиц. Например, если одна фирма из прочих юридических лиц холдинга оказывает другой производственные услуги, цены определяют на уровне затрат компании с установленной на невысоком уровне прибылью. Но при этом следует понимать, что подобное установление цен не может стимулировать ту компанию, которая оказывает услуги, к сокращению производственных издержек, а из этого следует увеличение общих затрат холдинга. В таком случае для холдинга очень важным становится установление уровня цен, который сможет стимулировать к экономии затрат, например, установлению цен на основе планируемых затрат, вместо фактически понесенных издержек. Дочерние организации на практике также зачастую оказывают друг другу разнообразные услуги либо реализуют нематериальные активы, например, проводят платные консультации внутри холдинговой структуры, позволяющие справиться с проблемными ситуациями, возникающими в процессе менеджмента, учета либо производства, или продают право использования запатентованных технологий либо зарегистрированных товарных брендов. Подобные услуги, как правило, должны оказываться безвозмездно по той причине, что данные компании функционируют в рамках одного холдинга и не имеют веских оснований устанавливать специальные
цены. Однако здесь используется принцип платности по внешним причинам применения трансфертных цен.
Транснациональные корпорации осуществляют свою деятельность одновременно в нескольких налоговых юрисдикциях, и им приходится устанавливать трансфертные цены при заключении внешнеэкономических сделок. К внешним причинам, побуждающим компании применять трансфертные цены, относится различие условий налогообложения в тех юрисдикциях, где ведет свою деятельность корпорация. Выделим из них несколько основных внешних причин:
1. Косвенные налоги, используемые в международных операциях, в первую очередь НДС. В рамках международного налогообложения принято положение, согласно которому НДС взимается по месту назначения. Применение данного принципа рекомендовано ОЭСР. Таким образом, завышенные трансфертные цены приводят к завышению таможенной стоимости товара, в результате чего происходит увеличение налоговой нагрузки по косвенным налогам, таким как акцизы и НДС, для корпорации в целом.
2. Таможенные пошлины при международных операциях. Применение трансфертных цен при сделках между дочерними структурами корпорации, находящимися в различных налоговых юрисдикциях, необходимо для определения размера необходимой к уплате пошлины. Но только в том случае, если пошлины взимаются со стоимости товара, если же величина таможенной пошлины колеблется в зависимости от количества единиц товара, то решение о применении трансфертных цен не оказывает влияния на размер таможенной пошлины.
3. Требование налоговых органов в отношении корпоративного налогообложения. На основе требований налоговых органов, международная корпорация, формируя налоговую базу в определенном государстве, обязана учитывать все осуществленные ею сделки, так как на основе этого формируется налогообложение ее дохода. При этом, отсутствие цен по внутригрупповым сделкам (безвозмездное оказание услуг, передача товаров или нематериальных активов) при наличии в определенной юрисдикции деятельности холдинга правил налогового контроля трансфертных цен приведет к несогласию налоговых органов с безвозмездностью таких сделок и начислению дополнительных налоговых платежей, которые увеличат общую налоговую нагрузку корпорации и не связанных с реальными финансовыми результатами деятельности ее подразделений. В связи с этим корпорация должна устанавливать трансфертные цены, даже если на это нет никаких внутренних причин. Поэтому налоговое планирование является одной из основных причин применения трансфертного ценообразования корпорациями.
Таким образом, основными факторами установления трансфертных цен является наличие обозначенных выше внутренних или внешних причин. В процессе принятия управленческих решений, топ-менеджмент компании в первую очередь руководствуется принципом рациональности, в том числе и при определении цен. Трансфертное ценообразование должно быть объективно, так как оно помогает корпорации реализовать свои финансовые интересы, взаимосвязанные с увеличением стоимости корпорации в долгосрочном периоде.
Существует два возможных механизма, с помощью которых может быть увеличена стоимость корпорации:
1. повышение внутренней эффективности компании;
2. повышение эффективности финансового структурирования сделок.
При создании оптимальной схемы стимулирования и поощрения подразделений корпорации, а также внедрении эффективной системы внутреннего контроля проявляется внутренняя эффективность корпорации. Трансфертные цены также используются для увеличения эффективности и результативности работы менеджмента корпорации и создания максимально комфортных схем для инвестирования общей прибыли холдинга в планируемые точки роста и развития бизнеса корпорации.
Финансовое распределение сделок между подведомственными фирмами корпорации — это контроль трансфертных цен, при котором отток финансовых средств за пределы холдинга в
159
[1
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
виде налоговых платежей должен быть максимально снижен. Под влиянием различных внешних факторов фирмы пытаются установить такие трансфертные цены, которые помогут снизить общую налоговую нагрузку на холдинг. К таким факторам относят: разницу в ставках и системе формирования налоговой базы по налогу на прибыль в различных налоговых юрисдикциях, экспортные налоги и субсидии, таможенные пошлины.
Сформулируем два основных правила, которыми следует руководствоваться менеджменту корпорации относительно снижения налоговых обязательств:
1. аккумулирование налогооблагаемой прибыли на территории с низкой налоговой нагрузкой;
2. аккумулирование издержек, подлежащих вычету из налоговой базы, на территории с высокой налоговой нагрузкой.
В целях оценки и минимизации налоговых рисков целесообразно компаниям по неконтролируемым сделкам провести мероприятия по выявлению сделок, рыночное ценообразование которых могло бы привести к достижению суммового критерия в 1 млрд руб., при котором сделки признаются контролируемыми за 2014 год, а именно:
• Провести инвентаризацию неконтролируемых сделок и определить те из них, в которых ценообразование не соответствует рыночному уровню.
• Рассчитать рыночную цену данных сделок с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.
• Рассчитать сумму доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами исходя из рыночных цен и сопоставить с пороговыми значениями для признания сделок контролируемыми по основаниям ст. 105.14 НК РФ.
• Спрогнозировать величину риска отклонения цены в неконтролируемых сделках рыночному уровню с учетом критериев, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53.
• Провести риск-анализ идентифицированных сделок на предмет отсутствия факторов, которые могут свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды.
Однако, в зависимости от вида деятельности холдинга и его структуры, часто при установлении трансфертных цен данные
правила не являются обязательными к исполнению, так как существует еще много факторов, влияющих на причины использования трансфертных цен.
Таким образом, трансфертное ценообразование — это объективный процесс, который формирует цены на товары, нематериальные активы, работы, услуги между аффилированными лицами путем распределения внутрифирменных финансовых потоков для достижения максимальной эффективности деятельности холдинга и снижения налоговых выплат. Одновременно с этим, трансфертные цены являются одним из инструментов налогового планирования, используемых в деятельности холдингов, что само по себе нарушением закона не является.
Поскольку существует множество недоработок в Законе 227-ФЗ, а возможные разночтения потенциально несут в себе угрозу уклонения от уплаты налогов. Очень важно, чтобы механизмы контроля трансфертных цен не оказывали излишнего давления на российский бизнес, не создавали условий для замедления роста компаний.
В 2014 году замедление, начавшееся в российской экономике, продолжается, экономическая ситуация ухудшилось по сравнению с предыдущим годом. Рост ВВП в 1 квартале 2014 г (к первому кварталу 2013) составил по оценке Минэкономразвития России 0,8%, инвестиции снизились на 4,8%, реальные располагаемые денежные доходы — на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Перспективные направления развития налоговой системы также свидетельствуют об ужесточении норм, связанных с налоговым регулированием трансфертного ценообразования.
Поскольку для снижения налоговой нагрузки большинство корпораций предрасположены к использованию трансфертных цен, необходимы эффективные инструменты государственного контроля, дающие возможность определить правомерность использования цен при заключении сделок между аффилированными лицами. Именно по этой причине контроль в отношении применения трансфертных цен является объективным явлением, требующим исследования.
Литература
1. Федеральный закон от 18.07.2011 №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» // http://www.consultant.ru/ popular/sovershenstvovanie_cen_dlja_celej_nalogooblozhenija/
2. Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых служб, 1995. http://dslov.ru/tax/n3.htm
3. Завьялова Ю.Н., Хаменушко И.В. Трансфертное ценообразование: объект уничтожения или насущная потребность? // Налоговед. — 2012. — № 4.
4. Информационный Вестник IAEFL №15 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iaefl.ru/RUS/vest15/vest15.htm
5. Русяев Н.А. Некоторые вопросы налогового регулирования деятельности холдингов в Российской Федерации //Налоги и налогообложение. — 2005. — № 8.
6. Analysis and Comparison of National Systems and OECD Guidelines. Transfer Pricing Database. International Organizations. OECD / [Электронный ресурс] // http://www.oecd.org/home/0,2987,en_2649_201185_1_1_1_1_1,00.html
7. Lucia Cerioni. The Possible Introduction of Common Consolidated Base Taxation via Enhanced Cooperation: Some Open Issues. // European taxation. May, 2008.
8. OECD Model Tax Convention on Income and Capital, Articles 7,9
9. http://www.oecd.org/
10. http://www.nalog.ru/
11. http://www.vedomosti.ru/
12. http://www.economy.gov.ru/wps/portal 1
1 60