Научная статья на тему 'Система таможенного права в сравнительно-правовом аспекте'

Система таможенного права в сравнительно-правовом аспекте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
таможенное право / правовой институт / институт таможенного права / отрасль права / система права. / customs law / legal institute / institute of customs law / branch of law / legal system.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников С.Н.

в статье рассматривается система таможенного права, понимаемая как взаимосвязанные правовые институты, состоящие из норм права, регулирующих таможенные отношения. Одной из ключевых проблем системы таможенного права является отсутствие единых критериев деления отрасли права на институты. В качестве основания для выделения институтов таможенного права в статье принимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы таможенного права, прежде всего Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. С использованием сравнительно-правового метода анализируются взгляды исследователей на систему таможенного права, представленные в юридической науке, источники норм таможенного права в зависимости от их принадлежности к национальному, наднациональному и международному праву, институты таможенного права в различных национальных правовых системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of customs law in the comparative legal aspect

the article examines the system of customs law, understood as interrelated legal institutions regulating customs relations. One of the key problems of the customs law system is the lack of uniform criteria for dividing the branch of law into institutions. As a basis for the identification of customs law institutions, the article adopts normative legal acts containing customs law norms, primarily the Customs Code of the Eurasian Economic Union, the Federal Law “On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to certain Legislative Acts of the Russian Federation”, the International Convention on Simplification and Harmonization of Customs Procedures. Using the comparative legal method, the views of researchers on the system of customs law presented in legal science, sources of customs law norms depending on their affiliation to national, supranational and international law, institutions of customs law in various national legal systems are analyzed.

Текст научной работы на тему «Система таможенного права в сравнительно-правовом аспекте»

С. Н. Овчинников,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Дальневосточного федерального университета

S. N. Ovchinnikov,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of the State and Law of the Far Eastern Federal University

DOI:

СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ПРАВА В СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ

Аннотация: в статье рассматривается система таможенного права, понимаемая как взаимосвязанные правовые институты, состоящие из норм права, регулирующих таможенные отношения. Одной из ключевых проблем системы таможенного права является отсутствие единых критериев деления отрасли права на институты. В качестве основания для выделения институтов таможенного .Q права в статье принимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы таможенного права, прежде всего Таможенный кодекс Евразийского экономического § союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ^ Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. С ис-g пользованием сравнительно-правового метода анализируются взгляды исследователей Oq на систему таможенного права, представленные в юридической науке, источники 2 норм таможенного права в зависимости от их принадлежности к национальному, С наднациональному и международному праву, институты таможенного права в раз-S личных национальных правовых системах.

« Ключевые слова: таможенное право, правовой институт, институт тамо-

Ц женного права, отрасль права, система права.

Р

I THE SYSTEM OF CUSTOMS LAW

С IN THE COMPARATIVE LEGAL ASPECT

318

О

Abstract: the article examines the system of customs law, understood as interrelated

OQ

O legal institutions regulating customs relations. One of the key problems of the customs law ® system is the lack ofuniform criteria for dividing the branch of law into institutions. As a basis for the identification of customs law institutions, the article adopts normative legal acts containing customs law norms, primarily the Customs Code of the Eurasian Economic Union, the Federal Law "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to certain Legislative Acts of the Russian Federation", the International Convention on Simplification and Harmonization of Customs Procedures. Using the comparative legal pj method, the views of researchers on the system of customs law presented in legal science, O sources of customs law norms depending on their affiliation to national, supranational and international law, institutions of customs law in various national legal systems are analyzed.

Keywords: customs law, legal institute, institute of customs law, branch of law, legal system.

Таможенное право - относительно новое образование в системе российского права. В системе советского права оно не вы-

делялось и специально почти не исследовалось. Лишь в учебниках по административному праву несколько страниц посвящались деятельности таможенных органов. В российской правовой системе таможенное право как самостоятельная область правовых норм сформировалось относительно недавно. Вместе с объявлением о переходе к рыночной экономике была провозглашена либерализация внешнеэкономической деятельности, отменена монополия внешней торговли, что повлекло резкое увеличение числа участников внешнеэкономической деятельности. Признание права на свободный выезд за пределы Российской Федерации привело к массовому пересечению гражданами таможенной границы. Эта новая ситуация обусловила необходимость более детального и тщательного регулирования порядка перемещения товаров через таможенную границу, вызвала к жизни множество нормативных актов, сложившихся в новую отрасль права - таможенное право. § Наука таможенного права еще только формируется, по степени § разработанности она значительно уступает таким классическим дис- 3 циплинам, как административное или гражданское право. Многие | вопросы теории таможенного права являются дискуссионными. Нет | единства в понимании отраслевого статуса таможенного права, пред- § мета таможенного права и, в частности, системы таможенного права. 3 Даже в рамках одного исследования можно обнаружить противоре- I чивые положения. Так, С. В. Безуглов, рассматривая понятие тамо- g

Q1

женного права, сначала утверждает, что «на данном этапе развития g

отечественного государства и права наиболее аргументированным S

^ э

является признание таможенного права в качестве комплексной от- §

расли права» [1, с. 172], а затем приходит к выводу, что «наиболее g

аргументированной является его трактовка как комплексной отрасли §

законодательства» [Там же, с. 173]. |

Термин «таможенное право» имеет несколько смыслов: это и от- |

расль права, и отрасль законодательства, и наука, и учебная дисципли- § на. В настоящей статье таможенное право рассматривается как отрасль

права. В общепринятом и несколько упрощенном понимании отрасль 319

права - это группа норм права, регулирующих определенную разно- '

видность общественных отношений, часть системы права. Элементом ^

системы правы и элементом отрасли права является норма права. g>

Из этого и будем исходить в дальнейшем анализе. Предварительно |

следует разграничить систему таможенного права и систему тамо- g

женного законодательства. Они различаются тем, что элементом ю системы таможенного права выступают нормы таможенного права, а элементом системы таможенного законодательства - нормативные

правовые акты, содержащие эти нормы. Однако такое различие проводится не всегда. Так, И. И. Шматков полагает, что таможенное законодательство состоит из норм таможенного права, рассматривает нормы таможенного права как первичный компонент таможенного законодательства, представляет систему таможенного законодательства как совокупность таможенно-правовых норм [2].

Система отрасли права выражается в наличии институтов права в рамках соответствующей отрасли. Под институтом отрасли права в теории права понимается группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений в рамках предмета данной отрасли. Выделение этих институтов определяется различными объективными и субъективными факторами, прежде всего регулируемыми общественными отношениями, формально-юридическими источниками права, формулируемыми юридической наукой представлениями. Объективным основанием для ^ вычленения тех или иных компонентов в системе таможенного права

в первую очередь является наличие комплекса взаимосвязанных норм,

а не представления или пожелания исследователей.

Н. Н. Зарубин, исходя из содержания Таможенного кодекса

Таможенного союза (далее - ТК ТС), называет следующие институты

таможенного права: таможенной стоимости, классификации товаров,

определения страны происхождения товаров, таможенных платежей,

таможенного контроля, таможенного декларирования товаров, тамо-

^ женных процедур, совершения таможенных операций в отношении

^ отдельных категорий товаров, а также выделяет в системе таможен-

§ ного права подотрасли таможенного материального права и тамо-

Ё женного процессуального права [3, с. 88]. Далеко не все институты

^ названы, например в данном перечне отсутствует институт субъектов

§ таможенного права. Вряд ли стоило указывать институт совершения 00

таможенных операций в отношении отдельных категории товаров, С не выделив просто институт таможенных операций.

С. В. Стародубцев считает, что в основе классификации институтов таможенного права должен лежать критерий цели таможен-но-правового регулирования общественных отношений [4, с. 281].

320

*

^ регулирования. Однако в названной статье дано определение понятия таможенного регулирования в Таможенном союзе и перечисляются отношения, регулируемые таможенным законодательством Таможенного союза. Если руководствоваться предложенным критерием и п. 1 ст. 1 ТК ТС, то в системе таможенного права не обнаружим некоторых институтов, например института таможенной стоимости. С другой

По его мнению, в п. 1 ст. 1 ТК ТС закреплены цели таможенного

ГО

стороны, выделяются в качестве институтов временное хранение и декларирование, хотя их можно рассматривать как компоненты института таможенных операций.

В. Н. Сидоров понимает под институтом таможенного права специфическую юридическую конструкцию [5]. Данный подход представляется недостаточно обоснованным. С таким же успехом и все таможенное право можно рассматривать как юридическую конструкцию. В рамках того или иного института используются юридические конструкции. Например, в институте таможенных процедур применяется конструкция таможенной процедуры, в институте таможенного декларирования - конструкция таможенного декларирования. Однако сам по себе правовой институт конструкцией не является, это разноплановые категории. Юридическая конструкция представляет собой определенный набор элементов, которые выражаются в нормах права, закрепленных в официальных §

Н

источниках права. В таможенном праве используются различные |

юридические конструкции [6], но добавление к ним еще и тамо- 3

женно-правовых институтов ничего не изменит в характеристике |

системы таможенного права. |

Понимание системы таможенного права зависит от понимания §

самой отрасли таможенного права и ее места в системе права. Если 3

таможенное право рассматривается как комплексная отрасль права, "

то его система усложняется. Авторы, придерживающиеся этой по- g

Q1

зиции, вынужденно включают в систему таможенного права нормы g

иных отраслей права, создают комплексные таможенные институты, S

«включающие в свой состав нормы различных отраслей таможенного §

права» [5, с. 175], или выделяют межотраслевые правовые институты. g

С. В. Халипов справедливо ограничивает предмет таможенного права §

только сферами правового регулирования, перечисленными в п. 1 ст. 1 |

ТК ЕАЭС, и рассматривает систему таможенного права как функци- |

ональное единство его основных институтов [7, с. 94]. Н

Определенные возможности для исследования системы таможенного права предоставляет сравнительно-правовой метод. В юридиче- 321 ской литературе отмечается, что «использование сравнительно-правового метода в таможенном праве ЕАЭС будет играть ведущую роль ^ в вопросе дальнейшего развития таможенного регулирования в ЕАЭС» g> [8, с. 28]. Сравнение в целях анализа системы таможенного права | может проводиться на разных уровнях: сравнение взглядов, представ- g ленных в юридической науке, что было проведено выше; сравнение ю источников норм таможенного права в зависимости от их принадлежности к национальному, наднациональному и международному праву;

I

сравнение институтов таможенного права в различных национальных правовых системах.

Нормы таможенного права содержатся во многих нормативных правовых актах, прежде всего в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, Федеральном законе от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Эти акты принимаются различными органами, обладающими соответствующими правотворческими полномочиями, и могут относиться к различным отраслям законодательства. Представляется, что данные обстоятельства для выделения институтов таможенного права принципиального значения не имеют. Не так важно, где содержатся нормы, главное, чтобы они были связаны с регулированием таможенных отношений и действовали.

Вместе с тем, рассмотрение содержания нормативных правовых актов, особенно в их историческом развитии, позволяет выявить совер-

5

§ шенствование институтов таможенного права, появление новых инсти-§ тутов или отсутствие в системе российского таможенного права или 2 таможенного права Евразийского экономического союза институтов, ^ имеющихся в таможенном праве других стран, таможенных союзов. Так, раздел XIII Общего таможенного закона Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива 2003 г. посвящен таможен-^ ным правонарушениям. В данном разделе устанавливаются санкции § за контрабанду, содержатся и процессуальные нормы, определяющие С некоторые процедуры административного и уголовного расследова-^ ния, а также судебного рассмотрения дел о нарушении таможенных § правил и контрабанде. Среди этих норм вызывает интерес оригиналь-® ная примирительная процедура, закрепленная ст. 151-153 названного С Закона [9, с. 24-25]. В. А. Гошин в таможенном праве Европейского союза насчитывает около 40 институтов, в том числе институт запретов 322 и ограничений [10, с. 122], специально не выделяемый в таможенном праве ЕАЭС.

су Настоящая статья не претендует на решение всех проблем си-

стемы таможенного права. Сравнительно-правовой анализ взглядов, ^ представленных в юридической науке, источников норм таможенного права в зависимости от их принадлежности к национальному, наднациональному и международному праву, институтов таможенного права в различных национальных правовых системах может быть полезным для дальнейших исследований системы таможенного права.

Список литературы:

1. Безуглов, С. В. К вопросу о понятии таможенного права / С. В. Без-углов // Право и государство: теория и практика. - 2021. - № 1(193). -С. 171-174.

2. Шматков, И. И. Пути совершенствования системы таможенного права и таможенного законодательства государств - членов Евразийского экономического союза / И. И. Шматков // Право. Экономика. Психология. -2015. - № 3(3). - С. 22-26.

3. Зарубин, Н. Н. К вопросу о предмете, методе, системе и принципах таможенного права / Н. Н. Зарубин // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 4. - С. 86-90.

4. Стародубцев, С. В. Критерии построения системы таможенного права / С. В. Стародубцев // Поиск модели эффективного развития: экономико-правовые аспекты социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. (Ереван, 2-9 ноября 2014 г.). - Краснодар : Граф Колесник, 2015. - С. 275-282. о

5. Сидоров, В. Н. Таможенно-правовой институт как целостная юриди- § ческая конструкция / В. Н. Сидоров // Вестник Воронежского государствен- | ного университета. Сер.: Право. - 2017. - № 4. - С. 170-175. §

6. Овчинников, С. Н. Юридические конструкции в таможенном праве / | С. Н. Овчинников // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - § 2008. - № 4(279). - С. 124-134. |

7. Халипов, С. В. Система таможенного права и структура Таможенного 3 кодекса Евразийского экономического союза / С. В. Халипов // Российский з

внешнеэкономический вестник. - 2018. - № 1. - С. 91-98. 3

ю

8. Рыльская, М. А. О теории таможенного права Евразийского эконо- .о мического союза: первый взгляд и ключевые вопросы / М. А. Рыльская, п А. Ю. Кожанков, О. Г. Боброва // Государство и право. - 2018. - № 8. - | С. 21-32. П

9. Овчинников, С. Н. Международно-правовое регулирование таможен- о ных отношений в Совете сотрудничества арабских государств Персидского З залива / С. Н. Овчинников // Евразийский юридический журнал. - 2013. - § № 11(66). - С. 22-25. 3

10. Гошин, В. А. Основные характеристики источников права Евро- Й пейского союза в сфере таможенного регулирования / В. А. Гошин // Бизнес § в законе. Экономико-юридический журнал. - 2015. - № 2. - С. 120-126. ®

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.