Научная статья на тему 'Критерии классификации как ориентиры в источниках международного таможенного права'

Критерии классификации как ориентиры в источниках международного таможенного права Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное таможенное право / международные таможенные отношения / источники международного таможенного права / таможенное регулирование и таможенное дело / Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур / Соглашение по упрощению процедур торговли / Всемирная торговая организация / Генеральное соглашение по тарифам и торговле / международное таможенное сотрудничество / Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли / international customs law / international customs relations / sources of international customs law / International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures / Agreement on Trade Facilitation / World Trade Organization / General Agreement on Tariffs and Trade / international customs cooperation / Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халипов Сергей Васильевич

Статья посвящена источникам международного таможенного права. Рассматриваются разные основания их объединений. Предлагаются простые критерии классификации международных правовых актов. Сопоставляются документы со схожими предметами регулирования. Дается краткий сравнительный анализ Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Соглашения по упрощению процедур торговли. Подчеркиваются особенности актов права Всемирной торговой организации в регулировании международных таможенных отношений. Приводятся иные международные конвенции с таможенным упоминанием. Обращается внимание на региональные и двусторонние соглашения в области таможенного регулирования и международного сотрудничества в таможенных делах. Выделяются неправовые таможенные стандарты, рекомендации, их влияние на правоприменение и таможенное нормотворчество. Отмечается отсутствие единой системы актов, регулирующих международные таможенные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification Criteria as Reference Points in Sources of International Customs Law

The article deals with the sources of international customs law. Different grounds for their classification are considered. Simple criteria for the classification of international legal acts are proposed. Documents with similar regulation subjects are compared. A brief comparative analysis of the International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures and the Agreement on Trade Facilitation is given. The features of the World Trade Organization law, in particular legal texts, regulating international customs relations are highlighted. Other international conventions with a customs reference are cited. Attention is drawn to regional and bilateral agreements in customs regulation and international customs cooperation. Non-legal customs standards, recommendations are their impact on law enforcement and customs rulemaking are stressed. Absence of a unified system of acts regulating international customs relations is noted.

Текст научной работы на тему «Критерии классификации как ориентиры в источниках международного таможенного права»

Критерии классификации как ориентиры в источниках международного таможенного права

Сергей Васильевич ХАЛИПОВ,

кандидат юридических наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра публичного права - заведующий, E-mail: SHalipov@vavt.ru

УДК :341:339.543; ББК:67.412:65.428; Х172 DOI: 10.24412/2072-8042-2023-1-44-55

Аннотация

Статья посвящена источникам международного таможенного права. Рассматриваются разные основания их объединений. Предлагаются простые критерии классификации международных правовых актов. Сопоставляются документы со схожими предметами регулирования. Дается краткий сравнительный анализ Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Соглашения по упрощению процедур торговли. Подчеркиваются особенности актов права Всемирной торговой организации в регулировании международных таможенных отношений. Приводятся иные международные конвенции с таможенным упоминанием. Обращается внимание на региональные и двусторонние соглашения в области таможенного регулирования и международного сотрудничества в таможенных делах. Выделяются неправовые таможенные стандарты, рекомендации, их влияние на правоприменение и таможенное нормотворчество. Отмечается отсутствие единой системы актов, регулирующих международные таможенные отношения.

Ключевые слова: международное таможенное право, международные таможенные отношения, источники международного таможенного права, таможенное регулирование и таможенное дело, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Соглашение по упрощению процедур торговли, Всемирная торговая организация, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, международное таможенное сотрудничество, Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли.

Classification Criteria as Reference Points in Sources of International

Customs Law

Sergey Vasilyevich KHALIPOV,

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy (6А Vorobiyovskoe shosse, 119285, Moscow), Department of public law - the Head, E-mail: SHalipov@vavt.ru

& 44

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2023

Abstract

The article deals with the sources of international customs law. Different grounds for their classification are considered. Simple criteria for the classification of international legal acts are proposed. Documents with similar regulation subjects are compared. A brief comparative analysis of the International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures and the Agreement on Trade Facilitation is given. The features of the World Trade Organization law, in particular legal texts, regulating international customs relations are highlighted. Other international conventions with a customs reference are cited. Attention is drawn to regional and bilateral agreements in customs regulation and international customs cooperation. Non-legal customs standards, recommendations are their impact on law enforcement and customs rulemaking are stressed. Absence of a unified system of acts regulating international customs relations is noted.

Keywords: international customs law, international customs relations, sources of international customs law, International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures, Agreement on Trade Facilitation, World Trade Organization, General Agreement on Tariffs and Trade, international customs cooperation, Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade.

Большое количество международных актов, регулирующих таможенные вопросы, делает сложным изучение и применение международного таможенного права. Российскими учеными в разные годы приводятся впечатляющие цифры. Например, С.Н. Овчинников, ссылаясь на А.В. Шорникова [1] упоминает о более 500 международных договоров по состоянию на 1988 г. На 2011 г. по его собственным подсчетам в информационно-поисковой системе «КонсультантПлюс» было уже свыше 1000 [2]. Немалое количество и двусторонних договоров. Н.А. Воронцова, И. А. Климова отмечают «более ста пятидесяти» [3]. Встречаются утверждения о «иерархически структурированной множественной системе источников таможенного законодательства» [4].

Подсчет международных актов с таможенным упоминанием может быть разным, в зависимости от принятого объекта, предмета (предметов), уровней международного правового регулирования. Неправовое регулирование в международной таможенной сфере (рамочные стандарты, рекомендации, модельные акты, образцы документов, компендиумы и т.п.) тоже имеет свое разнообразие. Требуется предварительная работа для выбора ориентиров в последовательном изучении источников международного таможенного регулирования и международного таможенного права в целом. Под источниками международного таможенного права понимаются международные правовые акты, регулирующие или содержащие отдельные нор-

1 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

мы, регулирующие международные таможенные отношения. Иерархии источников международного таможенного права не существует (за исключением условного разделения международного таможенного права на две подсистемы: глобальную и партикулярную). Все международно-правовые акты по своей юридической силе одинаковы, но отличаются охватом таможенных институтов (предметами регулирования) и вторичными субъектами таможенного нормотворчества (ВТО, ВТамО, ООН, ВПС, ЕАЭС и другие). Например, по предметам международного правового регулирования, источники международного таможенного права могут быть разделены на общие и институциональные, таможенные и нетаможенные. По адресности реализуемых норм: глобальные, региональные, двусторонние.

Общим, глобальным, таможенным источником международного таможенного права является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур [5] (далее - Киотская конвенция), включающая наибольшее количество структурированных таможенно-правовых институтов (таможенные операции, контроль, платежи, процедуры). Положения Киотской конвенции содержат правовые стандарты [6], предназначенные для последующего регионального и/или национального таможенного нормотворчества. В результате им-плементации не только стандартов, переходных стандартов и рекомендаций по практическому применению Киотской конвенции, но и самой ее структуры создаются кодификационные правовые акты (Таможенный кодекс Европейского союза, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза). Такое имплементаци-онное правотворчество подталкивает к сравнению Киотской конвенции с неким международным таможенным кодексом. И далее к утверждению об отраслевой самостоятельности международного таможенного права. Однако подобные выводы безосновательны, поскольку при всей положительной роли в регулировании международных таможенных отношений Киотская конвенция не имеет статуса главного и системообразующего источника международного таможенного права. Положения Киотской конвенции содержат только признаки кодификации, но не выполняют кодификационные функции. Например, можно отметить некоторую систематизацию норм и принципов, регулирующих таможенные процедуры, но нельзя утверждать того, что эта систематизация отменила нормы (принципы), содержащиеся в иных международных правовых актах. Киотская конвенция признает все действующие международно-правовые нормы и при необходимости делает к ним соответствующие отсылки. Так, в Рекомендации 22 [7] по практическому применению полного условного освобождения временно ввозимых товаров от импортных пошлин, налогов имеется ссылка на Конвенцию о временном допуске (Стамбульская конвенция) от 26.06.1990 г. В Главе 2. Почтовые отправления [8] используются формы специальной декларации для почтовых отправлений, предусмотренные актами Всемирного почтового союза. Рекомендация по практическому применению 26 Главы 1 «Таможенный транзит» [9] указывает на первоочередную

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2023

возможность присоединения к международным документам, относящимся к таможенному транзиту [10].

По охвату предметов правового регулирования в области международных таможенных отношений за Киотской конвенцией следует Соглашение по упрощению процедур торговли (TFA) [11]. В отличие от Киотской конвенции TFA формально не является абсолютно самостоятельным международным правовым актом, а принято в развитие статей V, VIII, X ГАТТ -1994 г. Юридически Киотская конвенция и TFA между собой никак не связаны, но при этом регулируют одни и те же предметы. Данное обстоятельство предоставляет полную свободу для высказывания различных мнений по поводу соотношения двух документов, например, от неясной перспективы TFA (в виду повторяемости его норм) до детализирования Киотской конвенции и развития международного таможенного права.

Так, например, отмечается, что таможенные специалисты не имеют однозначного понимания, является ли Балийское соглашение (TFA) шагом вперед, либо фиксацией на политическом уровне сложившейся передовой практики таможенного администрирования [12]. Другой подход примиряет регулирующий функционал двух международных актов, отводя каждому свою роль, а именно, нормы Соглашения об упрощении торговли и Киотской конвенции соотносятся следующим образом: нормы ВТО представляют собой положения «материального международного таможенного права» (отвечают на вопрос «Что?»), а нормы ВТамО - положения «процессуального международного таможенного права» (отвечают на вопрос «Как») [13]. В третьем случае утверждается, что TFA стоит в кильватере Киотской конвенции и других международных конвенций, заключенных под эгидой ВТО и ВтамО, способствовавших развитию международного таможенного права [14]. Примечательно, что каждое из приведенных мнений имеет свое обоснование.

Структурно Соглашение TFA состоит из Преамбулы, 24 статей и разделено на 3 части (раздела) [15]: Раздел I Основные обязательства; Раздел II Положения о специальном и дифференцированном режиме для развивающихся и наименее развитых стран; Раздел III. Институциональные механизмы и заключительные положения. Основу Соглашения составляет Раздел I, так как именно в нем сосредоточены положения, относящиеся к статьям V, VIII, X ГАТТ 1994. Например, статьи 1 - 5 развивают положения статьи X «Публикация и применение торговых правил» ГАТТ -1994. Статьи 6 - 12 основаны на статьях V «Свобода транзита», VIII «Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом» ГАТТ -1994. Действующее на территории Российской Федерации право ЕАЭС и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании содержат большую часть институтов и мер, предусмотренных Соглашением TFA. При этом можно отметить положения, не востребованные национальной практикой либо утратившие актуальность. Так, статья 9 TFA рекомендует разрешать перемещение товаров, предназначенных для

1 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

импорта, в пределах своей территории под таможенным контролем от таможенного пункта въезда до другого таможенного пункта на его территории, где товары будут очищены и выпущены. Используемая в нашей стране при электронном таможенном декларировании технология удаленного выпуска не предполагает упомянутую перевозку товаров под таможенным контролем. Прибывший импортный груз размещается на временном хранении в месте ввоза и остается там до окончания проверки таможенной декларации внутренним таможенным органом - центром электронного декларирования (ЦЭД). Статьей 10 ТЕЛ запрещается применять пре-дотгрузочную инспекцию в отношении тарифной классификации и таможенной оценки (подпункт 5.1). В Российской Федерации институт предотгрузочной инспекции хотя и предусмотрен национальным законодательством [16], но никогда не применялся. Подпункт 6.1 пункта 6 статьи 10 ТЕЛ предполагает использование услуг таможенных представителей на альтернативной основе. ТК ЕАЭС и Закон о таможенном регулировании [17] также не устанавливают требований по совершению таможенных операций только таможенными представителями. Приведенные примеры всё же единичны, а в целом ТЕЛ предполагает, как дальнейшее развитие (продолжение) отдельных правовых конструкций Киотской конвенции, так и ряд нормативных новел, требующих, не только последующей имплементации, но и технического воплощения (например, использование «Единого окна», создание самостоятельной инфраструктуры для транзитных перевозок) [18].

По предметам правового регулирования и территориальному применению - ТЕЛ (как и Киотская конвенция) является глобальным, общим, таможенным международным правовым актом, поскольку полностью посвящено таможенным вопросам, затрагивает различные таможенно-правовые институты и применяется большинством государств. При этом ТЕЛ остается документом, относящимся к праву ВТО и является производным от ГАТТ -1994.

Институциональными (не общими), глобальными (не региональными, не двусторонними) и таможенными источниками международного таможенного права можно назвать международные соглашения и конвенции, посвященные конкретным таможенно-правовым институтам. Например, Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров [19] служит международно-правовой основой классификации товаров, перемещаемых через таможенные границы государств. Соглашение ВТО по применению статьи VII ГАТТ -1994 и Соглашение ВТО по правилам происхождения посвящены таможенной стоимости и происхождению товаров, соответственно. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) и Конвенция о временном ввозе устанавливают преимущественные особенности применения таможенных процедур международного таможенного транзита и временного ввоза (допуска).

Глобальные не таможенные международные правовые акты содержат только отдельные статьи и нормы, касающиеся таможенной сферы. Например, предостав-

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2023

ление таможенных льгот для дипломатических представительств и консульских учреждений (Венская конвенция о дипломатических сношениях, 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях и факультативные протоколы, 1967 г.), предоставление свободы транзита международным почтовым отправлениям (Всемирная почтовая конвенция, 2016 г.), организация таможенного контроля на границе (Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, 1982 г.). Уникальное место среди нетаможенных международных правовых актов занимает ГАТТ -1994. Данное соглашение относится к внешнеторговой сфере и является источником международного торгового права. При этом ГАТТ -1994 содержит отдельные таможенные статьи и нормы, в развитие которых приняты сугубо таможенные международные правовые акты (о таможенной стоимости, о происхождении, о таможенных операциях и процедурах - см. выше).

Источники партикулярного таможенного права для Российской Федерации представлены региональными и двусторонними международными договорами, соглашениями. Региональные соглашения, в которых участвует Российская Федерация, могут подразделяться на интеграционные (право ЕАЭС [20], соглашения о свободной торговле в рамках ЕАЭС [21], Договор о зоне свободной торговли [22]) и организационные (СНГ [23], ШОС [24]).

В качестве организационных источников международного таможенного права можно рассматривать и двусторонние соглашения Российской Федерации о таможенном сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах [25]. Данные соглашения создают правовую основу для организации процесса информационного обмена оперативными и правоохранительными сведениями, выполнения отдельных поручений. Другая группа двусторонних международных соглашений РФ о таможенном сотрудничестве касается конкретных аспектов применения таможенных операций и процедур, например, договоренности по созданию «Упрощенного таможенного коридора» [26]. Универсальное значение имеет Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере от 28.02.2022 г. Москва, от 04.03.2022 г. Минск [27]. Данным Договором предусмотрено создание Межгосударственного координационного центра, проведение совместного таможенного контроля, сопряжение национальных систем управления рисками, взаимодействие мобильных таможенных групп, гармонизацию регулирования института уполномоченного экономического оператора.

Существуют и другие международные акты, в которых упоминаются таможенные составляющие международного сотрудничества, но не всегда такие нормы выполняют конкретные регулирующие функции. Например, в ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о торговле и экономическом сотрудничестве (заключено в г. Москве 29.11.2006) закреплено, что Стороны предоставляют друг другу режим наиболее

1 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

49 0

благоприятствуемой нации, в частности, в том, что касается правил регулирования и формальностей, связанных с импортом и экспортом, включая те, которые относятся к таможенному оформлению, транзиту, складированию и перегрузке. Для сравнения можно отметить, что в действующем ТК ЕАЭС установлено общее принципиальное положение о том, что таможенные операции совершаются одинаково независимо от происхождения товаров, страны отправления и страны назначения товаров (п. 3 ст. 78). Таким образом, исключается возможность применения иных, более строгих таможенных операций, обусловленных «страновыми» факторами перемещаемых товаров.

Помимо правовых актов, используются различные документы неправового характера (рекомендации, стандарты, форматы), которые способствуют правильному пониманию и успешной реализации действующих международно-правовых норм, разрешению спорных вопросов правоприменения, а также могут служить источниками будущих конвенций (соглашений). Стандарты неправовых актов состоят из рекомендаций по единообразному эффективному применению конкретных та-моженно-правовых институтов, например, Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли SAFE ВТамО [28] в редакции 2021 г. [29] (далее -Рамочные стандарты SAFE). В отличие от правовых актов, в Рамочных стандартах SAFE предлагаются методические начала организации и проведения таможенного контроля, основанного на трех «опорах» сотрудничества таможенной службы с зарубежными коллегами, с экономическими операторами и с государственными органами своей страны.

Возвращаясь к изложенной выше классификации источников международного таможенного регулирования несложно заметить, что общих и институциональных таможенных международных правовых актов не так уж и много. Зная эти документы, можно уверенно обращаться к иным соглашениям, конвенциям, затрагивающим конкретные таможенные институты (контроля, транзита, таможенного сотрудничества) либо, содержащим фрагментарные таможенные упоминания (о таможенных льготах, об освобождениях от досмотров, о сокращении и/или упрощении формальностей).

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2023

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Шорников А.В. Соотношение международного таможенного права и российского таможенного законодательства / Юридический мир. 1998. № 11-12, с. 54;

2. Овчинников С.Н. Международное таможенное право в правовой системе России: проблемы реализации / Евразийский юридический журнал. 2011. № 8 (39), с. 25;

3. Воронцова Н.А., Климова И. А. Московский журнал международного права. 2016. № 1, с. 71;

4. Шохин С.О., Кожанков А.Ю., Еремеева Н.В. и др. Международное таможенное право: учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет, 2019. С. 52;

5. В ред. Протокола от 26.06.1999 // Собрание законодательства РФ, 08.08.2011, N 32, ст. 4810;

6. Стандарт - [англ. standard] - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов (Словарь иностранных слов. 19-е изд., стер М.: Рус. яз., 1990. С. 481);

7. Глава 1. Временный допуск Специального приложения «G»;

8. Специальное приложение «J»;

9. Специальное приложение «Е»;

10. Например, «Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)» (Заключена в г. Женеве 14.11.1975);

11. TFA - Agreement on Trade Facilitation (Соглашение по упрощению процедур торговли, вступило в силу 22.02.2017 г.) / Федеральный закон от 02.03.2016 № 38-ФЗ «О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации»;

12. Мозер С.В. К вопросу о Соглашении по упрощению процедур торговли как инструменту совершенствования таможенного регулирования / Международная научно-практическая конференция «Перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза (международный и региональный опыт) и технологические аспекты реализации механизма «единого окна». 19-20 ноября 2014 г., Российская таможенная академия, г. Люберцы;

13. Шохин С.О., Кожанков А.Ю., Еремеева Н.В. и др. Международное таможенное право: учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет, 2019. С. 30;

14. Armella Sara. 2019. WTO Agreement on Trade Facilitation (TFA): General Rules on Simplification, Harmonization and Modernization of Administrative Procedures. Global Trade and Customs Journal. Kluwer Law International BV. The Netherlands. Volume 14, Issue 6. P. 281;

15. К Соглашению предусмотрено одно Приложение - форма уведомления Комитета по упрощению процедур торговли участником Соглашения (член-донор) о содействии и поддержке для наращивания потенциала, оказываемой развивающимся странам-членам и наименее развитым странам-членам;

16. Статья 28 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» / Российская газета. 2003, 18 дек., № 254;

17. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. 2018. N 32 (часть I), ст. 5082;

1 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

18. На данные вопросы ранее уже обращалось внимание автором, см. Халипов С.В. Правовые и практические аспекты реализации Российской Федерацией Соглашения по упрощению процедур торговли в условиях Евразийского экономического союза. Таможенное дело. 2016. № 2, с. 21-24.

19. Заключена в Брюсселе 14.06.1983 г.;

20. Например, ТК ЕАЭС;

21. Например, глава 5 «Таможенное администрирование и упрощение торговли» Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны (Заключено в г. Бурабай 29.05.2015);

22. Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011 г. / Собрание законодательства РФ, 2012, № 40, ст. 5340 (например, ст. 7 «Свобода транзита»);

23. Соглашение стран СНГ О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15.04.1994 г.;

24. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (Заключено в г. Ташкенте 02.11.2007);

25. Например, Соглашения:

- между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Заключено в г. Вашингтоне 28.09.1994);

- между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах (Заключено в г. Риме 10.02.1998);

- между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Парагвай о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Заключено в г. Асунсьоне 10.12.2019) и другие;

26. Между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и:

- Таможенной администрацией Исламской Республики Иран (Протокол от 16.05.2016

г.);

- Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан (Соглашение от 21.12.2016 г.);

- Таможенной службой при Правительстве Республики Таджикистан (Соглашение от 17.04.2019 г.);

27. Федеральный закон от 24.09.2022 № 367-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере» / Российская газета. 2022, 26 сент. № 215;

28. Приняты Резолюцией на сессии Совета Всемирной таможенной организации (ВТа-мО) 23.06 2005 г.

29. http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/frameworks-of-standards/safe_package.aspx

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2023

БИБЛИОГРАФИЯ:

Венская конвенция о дипломатических сношениях, 19б1 г. I Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. N 1S. Ст. 221 @@ Venskaya konventsiya o diplomaticheskikh snosheniyakh, 1961 g. I Vedomosti VS SSSR. 29 aprelya 1964 g. N 1S. St. 221

Венская конвенция о консульских сношениях и факультативные протоколы, 1967 г. I Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV.- М., 1991. С. 124-147 @@ Venskaya konventsiya o konsul'skikh snosheniyakh i fakul'tativnye protokoly, 1967 g. I Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR. Vyp. XLV- M., 1991. S. 124- 147

Воронцова Н.А., Климова И. А. Международное таможенное право в системе международного права I Московский журнал международного права. 2G16. № 1, с. 6S-7S @@ Voronczova N.A., Klimova I.A. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo v sisteme mezhdunarodnogo prava I Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2G16. № 1, s. 6S-7S;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всемирная почтовая конвенция, 2G16 г. @@ Vsemirnaya pochtovaya konventsiya, 2G16 g. - https:IIdigital.gov.ruIruIdocumentsI6162I;

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) I Собрание законодательства РФ. 2G12. № 37 @@ General'noe soglashenie po tarifam i torgovle (GATT 1947) I Sobranie zakonodatel'stva RF. 2G12. № 37

Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.G4.2G17. Ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2G17 N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза I Собрание законодательства РФ. 2G17. № 47, ст. 6S4 @@ Dogovor o Tamozhennom kodekse Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza ot 11.G4.2G17. Ratifitsirovan Federal'nym zakonom ot 14.11.2G17 N 317-FZ «O ratifikatsii Dogovora o Tamozhennom kodekse Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza I Sobranie zakonodatel'stva RF. 2G17. № 47, st. 6S4;

Конвенция о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26.G6.199G) I Таможенные ведомости, N 2, 1996 @@ Konventsiya o vremennom vvoze (zaklyuchena v Stambule 26.G6.199G) I Tamozhennye vedomosti, N 2, 1996;

Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров @@ Mezhdunarodnaya Konventsiya o Garmonizirovannoi sisteme opisaniya i kodirovaniya tovarov - http:IIwww.wcoomd.orgIen/topicsInomenclatureIinstrument-and-toolsI hs_convention.aspx;

Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, 19S2 г. @@ Mezhdunarodnaya konventsiya o soglasovanii uslovii provedeniya kontrolya gruzov na granitsakh, 19S2 g. - https:IImintrans.gov.ruIdocumentsI8I3381?ysclid=l7 f1xjwzf276172G725;

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в ред. Протокола от 26.G6.1999) I Собрание законодательства РФ, GS.GS.2G11, N 32, ст. 4S1G @@ Mezhdunarodnaya konventsiya ob uproshchenii i garmonizatsii tamozhennykh protsedur (v red. Protokola ot 26.G6.1999) I Sobranie zakonodatel'stva RF, GS.GS.2G11, N 32, st. 4S1G;

Овчинников С.Н. Международное таможенное право в правовой системе России: проблемы реализации I Евразийский юридический журнал. 2G11. № S (39), с. 25-2S @@ Ovchinnikov S.N. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo v pravovoi sisteme Rossii: problemy realizatsii I Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2G11. № S (39), s. 25-2S;

1 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

53 Q

Рамочные стандарты облегчения и безопасности мировой торговли Всемирной таможенной организации (в редакции 2021 г.) @@ Ramochnye standarty oblegcheniya i bezopasnosti mirovoi torgovli Vsemirnoi tamozhennoi organizatsii (v redaktsii 2021 g.) - http://www.wcoomd. org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/frameworks-of-standards/safe_package.aspx;

Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (Заключено в г. Ташкенте 02.11.2007) / Бюллетень международных договоров. 2014. N 10. С. 1419 @@ Soglashenie mezhdu pravitel'stvami gosudarstv-chlenov Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva o sotrudnichestve i vzaimopomoshchi v tamozhennykh delakh (Zaklyucheno v g. Tashkente 02.11.2007) / Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 2014. N 10. S. 14 -19;

Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о торговле и экономическом сотрудничестве (Заключено в г. Москве 29.11.2006) / Бюллетень международных договоров. 2007. N 10. С. 74-77 @@ Soglasheniya mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Gvatemala o torgovle i ekonomicheskom sotrudnichestve (Zaklyucheno v g. Moskve 29.11.2006) / Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 2007. N 10. S. 74-77;

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. @@ Soglashenie po primeneniyu stat'i VII GATT 1994 g. - https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/20-val_01_e.htm;

Соглашение по упрощению процедур торговли / Федеральный закон от 02.03.2016 № 38-ФЗ «О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации» @@ Soglashenie po uproshcheniyu protsedur torgovli / Federal'nyi zakon ot 02.03.2016 № 38-FZ «O prinyatii Protokola o vnesenii izmenenii v Marrakeshskoe soglashenie ob uchrezhdenii Vsemirnoi torgovoi organizatsii»;

Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны. Бурабай 29.05.2015 @@ Soglashenie o svobodnoi torgovle mezhdu Evraziiskim ekonomicheskim soyuzom i ego gosudarstvami-chlenami, s odnoi storony, i Sotsialisticheskoi Respublikoi V'etnam, s drugoi storony. Burabai 29.05.2015 - http://www.pravo.gov.ru;

Соглашение стран СНГ О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15.04.1994 г. / Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1994. № 1 @@ Soglashenie stran SNG O sotrudnichestve i vzaimopomoshchi v tamozhennykh delakh ot 15.04.1994 g. / Informatsionnyi vestnik Soveta glav gosudarstv i Soveta glav pravitel'stv SNG «Sodruzhestvo». 1994. № 1;

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). Женева 14.11.1975 @@ Tamozhennaya konventsiya o mezhdunarod-noi perevozke gruzov s primeneniem knizhki MDP (Konventsiya MDP). Zheneva 14.11.1975;

Федеральный закон от 24.09.2022 № 367-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере» / Российская газета. 2022, 26 сент. № 215 @@ Federal'nyi zakon ot 24.09.2022 № 367-FZ «O ratifikatsii Dogovora mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Belarus' o garmonizatsii tamozhennogo zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii i Respubliki Belarus' i sotrudnichestve v tamozhennoi sfere» / Rossiiskaya gazeta. 2022, 26 sent. № 215;

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2023

Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» / Российская газета. 2003, 18 дек., № 254 @@ Federal'nyi zakon ot 08.12.2003 N 164-FZ «Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoi deyatel'nosti» / Rossiiskaya gazeta. 2003, 18 dek., № 254;

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. 2018. N 32 (часть I), ст. 5082 @@ Federal'nyi zakon ot 03.08.2018 № 289-FZ «O tamozhennom regulirovanii v Rossiiskoi Federatsii i o vnese-nii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» / Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018. N 32 (chast' I), st. 5082;

Шохин С.О., Кожанков А.Ю., Еремеева Н.В. и др. Международное таможенное право: учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет, 2019. - 246 с. @@ Shoxin S.O., Kozhankov A.Yu., Eremeeva N.V i dr. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo: uchebnoe posobie. - M.: MGIMO-Universitet, 2019. - 246 s.

Armella Sara. 2019. WTO Agreement on Trade Facilitation (TFA): General Rules on Simplification, Harmonization and Modernization of Administrative Procedures. Global Trade and Customs Journal. Kluwer Law International BV. The Netherlands. Volume 14, Issue 6

1 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

55 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.