Научная статья на тему 'СИСТЕМА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ'

СИСТЕМА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / ПРАВОСУДИЕ / СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ РЕФОРМА / СУД / CONSTITUTION / JUDICIAL POWER / JUDICIAL SYSTEM / JUDICIARY STRUCTURE / JUDICIAL REFORM / JUSTICE / JUDICIAL LEGAL REFORM / COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бердимуратова Гулназ Мурат

В условиях реформирования судебной системы и построения правового государства содержание понятия «судебная система» значительно обогатилось и расширилось. В статье отражено современное понимание судебной системы Республики Каракалпакстан, аргументируется точка зрения на основе законодательства и судебных реформ, осуществляемых в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE JUDICIAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN IN THE CONTEXT OF JUDICIAL REFORM

In conditions of reforming of the judiciary and construction of a lawful state the contents of concept ‘judiciary’ was considerably enriched and became wider. In clause has found the reflection modern understanding of the judiciary system of the Republic of Karakalpakstan, the point of view on the basis of legislation and judicial reforms implemented in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

УДК 342.922 https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/32

СИСТЕМА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ

©Бердимуратова Г. М., Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, Нукус,

Узбекистан, [email protected]

THE JUDICIAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN IN THE CONTEXT OF JUDICIAL REFORM

©Berdimuratova G., Karakalpak State University named after Berdakh, Nukus, Uzbekistan, [email protected]

Аннотация. В условиях реформирования судебной системы и построения правового государства содержание понятия «судебная система» значительно обогатилось и расширилось. В статье отражено современное понимание судебной системы Республики Каракалпакстан, аргументируется точка зрения на основе законодательства и судебных реформ, осуществляемых в Узбекистане.

Abstract. In conditions of reforming of the judiciary and construction of a lawful state the contents of concept 'judiciary' was considerably enriched and became wider. In clause has found the reflection modern understanding of the judiciary system of the Republic of Karakalpakstan, the point of view on the basis of legislation and judicial reforms implemented in Uzbekistan.

Ключевые слова: конституция, судебная власть, судебная система, структура судебной системы, судебная реформа, правосудие, судебно-правовая реформа, суд.

Keywords: constitution, judicial power, judicial system, judiciary structure, judicial reform, justice, judicial legal reform, court.

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, предусмотренные принципом разделения властей. Осуществление судебной власти и правосудия на территории Республики Каракалпакстан производится при помощи целого ряда государственных органов, которые именуются судебной системой. Проще говоря, судебная система представляет собой упорядоченную законодательством совокупность судов различных уровней, имеющая целью осуществление правосудия.

Понятие «судебная система» применительно к организации судов обусловлено, однако, не только тем, что суды подразделяются по названным видам юрисдикции. Внутри одной юрисдикции суды также образуют упорядоченную систему. Это связано с потребностью распределения дел между судами на разных территориях (по горизонтали — на основе территориальной подсудности дел) и с наличием судов разного уровня (по вертикали) для распределения дел по степени их сложности (на основе предметной подсудности).

Распределение дел по территориальному принципу решает задачу обеспечить каждому возможность обратиться к суду за защитой (ст. 42 Конституции Республики Каракалпакстан) там, где возник правовой конфликт. Без этого доступ к правосудию был бы не реален.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

Иерархическая организация судов по вертикали служит организации проверки в вышестоящих судах решений нижестоящих судов и определяет движение дел по судебным инстанциям. Такая необходимость также обусловлена конституционными нормами о праве каждого на обжалование в суд любых действий и решений государственных органов (ст. 42 Конституции), что в полной мере распространяется на решения судов. Обязанность государства обеспечить каждому право на пересмотр в вышестоящем суде вынесенного по уголовному делу обвинительного приговора специально оговорена в Конституции. Таким образом, нормы главы двадцать второй Конституции предопределяют построение судебной системы.

Ряд положений Конституции Республики Каракалпакстан закрепляет основы организации судебной власти (ст. 100, 106-109). Также положения о судебной системе закреплены в ряде конституционных законов, в частности:

- от 14.12.2000 №162-П ЗРУ «О судах»;

- от 31.05.2017 №431 ЗРУ «О Конституционном Суде Республики Узбекистан»;

- от 06.04.2017 № 427 ЗРУ «О высшем судейском совете Республики Узбекистан».

Комплексные изменения, определяющие новый статус судебной системы, связаны с

изменением Конституции Республики Каракалпакстан которая принята 9 апреля 1993 г. Реформирование судебной системы в соответствие с Конституцией Республики Узбекистан и Каракалпакстан потребовало одновременного изменения качественного содержания всего законодательного массива. Основу осуществления любой судебной реформы составляет создание качественно новой нормативно-правовой базы. Внесение изменений в законодательство, посвященное судебной системе, вне предусмотренного Программой плана приведет к нарушению комплексного скоординированного подхода к развитию судебной системы, основанного на применении единых механизмов реформирования сферы правосудия. В этом плане стоит учесть опыт других государств, по разработке Программ, а также Концепций судебно-правовых реформ и их реализаций.

Так, в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, а также в постановлениях почти всех Всероссийских съездов судей, обсуждавших эту концепцию и ход самой реформы всячески подчеркивалось, что без подготовки проектов нормативных актов, предусмотренных Концепцией и необходимых для реализации Программы в рамках мероприятий Программы достижение поставленных целей будет невозможно, и это приведет к неэффективному использованию бюджетных средств. Любое совершенствование законодательства, затрагивающее судебную систему должно проводиться в рамках Программы судебно-правовой реформы. Последняя будет содержать основной государственный план развития судебной системы, поэтому принятие нормативно-правовых актов, за рамками мероприятий, предусмотренных Программой, либо противоречащих ее целям и задачам нарушают системный и комплексный подход реформирования судебной системы.

На сегодняшний день осуществлена широкомасштабная работа по обеспечению реальной независимости судебной власти. Одним из важных направлений, реализуемых в Узбекистане реформ является демократизация судебно-правовой системы, обеспечение ее подлинной независимости и укрепление гарантий надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах [1].

Существует три основных направления развития законодательства о судебной системе: внесение изменений в цели и задачи судебной системы, поправки, направленные на уточнение или изменение полномочий органов, входящих в судебную систему, изменения, касающиеся правового статуса носителей судебной власти, т.е. судей, принятие нового процессуального законодательства. Представляется, что и внесение изменений в законодательство должно осуществляться в указанном порядке. Это будет способствовать последовательной реализации судебно-правовой реформы.

В соответствии с Конституцией Республики Каракалпакстан и законом «о судах» судебная система Республики Каракалпакстан на сегодняшний день включает в себя: суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, Экономический суд Республики Каракалпакстан, Административный суд Республики Каракалпакстан, межрайонные, районные (городские) суды по гражданским делам, районных, городских судов по уголовным делам, межрайонные, районные (городские) суды по экономическим делам, также районных, городских судов по административным делам.

Организация и порядок деятельности судов определяются законом. Создание чрезвычайных судов не допускается [2].

Судебная система — совокупность всех судов данного государства. Каждое из звеньев Судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

Правосудие в Республике Каракалпакстан — исключительная прерогатива судебной власти. Суд — независимая ветвь государственной власти, обеспеченная конституционными правами и обязанностями, выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан и юридических лиц.

Об этом свидетельствуют соответствующие нормы. Конституции Каракалпакстана, согласно которым в Республике суд действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партии и общественных объединений. Эти положения закреплены в Конституции Республики Каракалпакстан.

В целях реализации данных приоритетов в качестве одной из важнейших задач судебных, правоохранительных и контролирующих органов определено обеспечение неукоснительного соблюдения норм ст. 112 Конституции Республики Узбекистан и статьи 100 Конституции Республики Каракалпакстан о независимости судей, подчинении их только закону и принципа неотвратимости ответственности за вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия.

В целом центральное место в преобразованиях, осуществляемых в судебно-правовой сфере страны, занимают последовательная демократизация судебной системы, неукоснительное соблюдение указанного конституционного принципа, обеспечивающего надежную защиту прав и свобод человека.

Вместе с тем, в принятой стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах расширение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышение уровня их доступа к правосудию, эффективности и качества судопроизводства, дальнейшее совершенствование системы отбора кандидатов и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

назначения на должности судей закреплены в качестве ключевых направлений реформ, проводимых в судебно-правовой сфере.

Важным шагом в реализации отмеченных задач и ознаменовании перехода государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» [3].

В целях реализации данных задач, ознаменовал собой начало нового этапа последовательной работы по укреплению независимости и беспристрастности судебной ветви власти. Одним из важнейших шагов стало объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан в единый высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства — Верховный суд Республики Узбекистан. Как показывает практика, параллельное функционирование двух высших органов судебной власти не обеспечивало единообразного применения требований законодательства и приводило к принятию разных решений по схожим вопросам. Объединение приведет к устранению дублирования функций управления судебной системой и формированию единой судебной практики, при которой гарантии защиты прав граждан становятся еще более прочными.

Конституция Республики Каракалпакстан гласит: В Республике Каракалпакстан признается безусловное верховенство Конституций и законов Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан. Акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. «Организация и порядок деятельности судов определяются законом «О судах» Республики Узбекистан» создание чрезвычайных судов не допускается (гл. XXII. ст 100-107) [4]. Именно этот законодательный акт, служит правовой основой формирования системы судебных органов как самостоятельной ветви власти.

Глава 2. Закона «О судах» Республики Узбекистан определяет, что судебная власть осуществляется посредством Суда Республики Каракалпакстан по уголовным делам, Суда Республики Каракалпакстан по гражданским делам, Экономического суда Республики Каракалпакстан, Административного суда Республики Каракалпакстан.

В целом судебная система Каракалпакстана представляет собой совокупность всех существующих и функционирующих в Республике судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Судебная система организована так, что обеспечивает доступность правосудия для каждого человека [5].

Согласно Гл. 3. Закона «О судах» Межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам состоит из председателя и судей.

Состав районного (городского) суда по уголовным делам состоит из председателя, судей и народных заседателей.

Состав межрайонного, районного (городского) экономического и административного суда состоит из председателя и судей (статья 36).

Полномочия межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам рассматривает гражданские дела и дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции.

Районный (городской) суд по уголовным делам рассматривает уголовные дела и дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции, а также

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста либо о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста, об отстранении обвиняемого от должности, о помещении лица в медицинское учреждение либо о продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении, об эксгумации трупа, об аресте почтово-телеграфных отправлений, об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела либо об освобождении от наказания осужденного на основании акта амнистии.

Межрайонный, районный (городской) экономический суд рассматривает споры, возникающие в гражданско-правовых отношениях между хозяйствующими субъектами, и корпоративные споры, а также дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции.

Районный (городской) административный суд рассматривает административные споры по жалобам и заявлениям на действия (решения) государственных органов, органов самоуправления граждан, а также их должностных лиц, вытекающим из публично-правовых отношений, и дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции (ст. 37).

Согласно ст. 38 закона «О судах» Председатель межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда: председательствует на судебных заседаниях, распределяет дела между судьями, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы; ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб; представляет не реже одного раза в год в соответствующий Кенгаш народных депутатов информацию о деятельности суда по осуществлению судебной защиты прав и свобод граждан, а также прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций; организует встречи судей с населением на местах не реже одного раза в месяц, а также через средства массовой информации информирует общественность о деятельности суда; руководит работой аппарата суда, заключает и прекращает трудовые договоры с работниками суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством [6].

При отсутствии председателя межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда его полномочия по решению соответствующей квалификационной коллегии судей могут быть возложены на одного из судей.

Председатели и заместители председателей судов Республики Каракалпакстан избираются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, согласованному с Президентом Республики Узбекистан, на основании заключения Высшего судейского совета Республики Узбекистан.

Судьи судов Республики Каракалпакстан, председатели и судьи межрайонных, районных (городских) судов Республики Каракалпакстан назначаются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан (ст. 63).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

Таким образом, будучи важной ветвью государственной власти, система судебной власти Республике Каракалпакстан выполняет государственную функцию защиты прав и свобод человека. Права и свободы человека определяют не только смысл, содержание и применение законов, и деятельность законодательной и исполнительной властей, но и смысл, и содержание деятельности самой судебной системы [7].

Необходимо отметить, судебная власть Республики Каракалпакстан как третья ветвь государственной власти начинает свое формирование с обретением Узбекистаном независимости. Признание необходимости судебно-правовой реформы нашло отражение в первых же документах нашего суверенного государства. Принципиальное значение для судебной реформы имело провозглашение Конституцией Республики Каракалпакстан независимости судебной власти от законодательной и исполнительной власти (ст. 100), признание и уважение неотъемлемых прав и свобод человека (ст. 13, ст. 19).

За годы независимости законодательство, регулирующее организацию и деятельность судебной власти Республики Каракалпакстан существенно обновилось. Образовалась целостная система законодательных актов о судебной власти. В целом, судебная система Республики Каракалпакстан — это установленная Конституцией Республики Узбекистан, Конституцией Республики Каракалпакстан и Законом «О судах» совокупность судов, организованных на демократических принципах с учетом административно-территориального устройства республики.

Говоря о перспективах дальнейшего реформирования организационной деятельности судебной системы, необходимо отметить, что она должна базироваться на положительном опыте действующих судебных систем зарубежных стран с учетом национальной специфики организации отечественного правосудия.

Список литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 г, УП-4947. http://lex.uz.

2. Конституция Республики Каракалпакстан. Нукус. 1993 г.

3. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» от 21 февраля 2017 г №УП-4966. http://lex.uz.

4. Национальная база данных законодательства. 11.05.2019 г., №03/19/536/3114, 05.09.2019 г., №03/19/564/3690, 11.09.2019 г., №03/20/607/0279. http://lex.uz.

5. Мухитдинов Ф. М. Уголовно-процессуальный закон как социально-функциональная ценность // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. Т. 2. С. 54.

6. Мухитдинова Ф. А. Новый этап реформирования подготовки юридических кадров в Республике Узбекистан // Экономика Центральной Азии. 2017. Т. 1. №2. С. 101-107. https://doi.org/10.18334/asia.L2.37980

7. Бердимуратова Г. М. Некоторые вопросы взаимоотношения судебных систем Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №6. С. 244-251. https://doi.org/10.33619/2414-2948/55/32

References:

1. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On the Strategy of Action for the Development of the Republic of Uzbekistan" dated February 7, 2017, UP-4947. http://lex.uz.

2. Constitution of the Republic of Karakalpakstan. Nukus. 1993 year

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

3. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On measures to radically improve the structure and increase the efficiency of the judicial system of the Republic of Uzbekistan" dated February 21, 2017 No. UP-4966. http://lex.uz.

4. National database of legislation. 05/11/2019, No. 03/19/536/3114, 09/05/2019, No. 03/19/564 / 3690, 09/11/2019, No. 03/20/607/0279. http://lex.uz.

5. Mukhitdinov, F. M. (2019). UGolovno-protsessual'nyi zakon kak sotsial'no-funktsional'naya tsennost'. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, 2. 54. (in Russian).

6. Mukhitdinova, F. A. (2017). Novyi etap reformirovaniya podgotovki yuridicheskikh kadrov v Respublike Uzbekistan. Ekonomika Tsentral'noi Azii, 1(2), 101-107. (in Russian). https://doi.org/10.18334/asia.L2.37980

7. Berdimuratova, G. (2020). Some Issues of the Relationship of the Judicial Systems of the Republic of Uzbekistan and the Republic of Karakalpakstan. Bulletin of Science and Practice, 6(6), 244-251. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/55/32

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 08.08.2020 г. 12.08.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Бердимуратова Г. М. Система судебной власти Республики Каракалпакстан в условиях проведения судебно-правовой реформы // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №9. С. 293-299. https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/32

Cite as (APA):

Berdimuratova, G. (2020). The Judicial System of the Republic of Karakalpakstan in the Context of Judicial Reform. Bulletin of Science and Practice, 6(9), 293-299. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.