Научная статья на тему 'Некоторые вопросы взаимоотношения судебных систем Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан'

Некоторые вопросы взаимоотношения судебных систем Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУД / СУДЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАВОСУДИЕ / СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / LAW / JUSTICE / COURT / JUDGE / INTERACTION / COURT AUTHORITY / JUDICIAL CONTROL / COURT REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бердимуратова Гулназ Мурат

Настоящая работа посвящена рассмотрению конституционных направлений взаимодействия и взаимозависимости судебной власти Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан. В результате изучения рассматриваемых вопросов, автором делается вывод о том, что важность и значимость роли и места судебной ветви власти в механизме разделения властей, является именно в обеспечении верховенства закона, не допуская нарушений принципа законности и основанного на нем правопорядка.This work is devoted to the consideration of the constitutional directions of interaction and interdependence of the judiciary of the Republic of Uzbekistan and the Republic of Karakalpakstan. As a result of studying the issues under consideration, the author concludes that the importance and significance of the role and place of the judicial branch of the government in the mechanism of separation of powers is precisely in ensuring the rule of law, avoiding violations of the principle of legality and the rule of law based on it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы взаимоотношения судебных систем Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

УДК 342.413 https://doi.org/10.33619/2414-2948/55/32

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СУДЕБНЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН

©Бердимуратова Г. М., Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, г. Нукус, Узбекистан, berdimuratovagulnaz91@gmail.com

SOME ISSUES OF THE RELATIONSHIP OF THE JUDICIAL SYSTEMS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN

©Berdimuratova G., Karakalpak State University named after Berdakh, Nukus, Uzbekistan, berdimuratovagulnaz91@gmail.com

Аннотация. Настоящая работа посвящена рассмотрению конституционных направлений взаимодействия и взаимозависимости судебной власти Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан. В результате изучения рассматриваемых вопросов, автором делается вывод о том, что важность и значимость роли и места судебной ветви власти в механизме разделения властей, является именно в обеспечении верховенства закона, не допуская нарушений принципа законности и основанного на нем правопорядка.

Abstract. This work is devoted to the consideration of the constitutional directions of interaction and interdependence of the judiciary of the Republic of Uzbekistan and the Republic of Karakalpakstan. As a result of studying the issues under consideration, the author concludes that the importance and significance of the role and place of the judicial branch of the government in the mechanism of separation of powers is precisely in ensuring the rule of law, avoiding violations of the principle of legality and the rule of law based on it.

Ключевые слова: право, судебная власть, суд, судья, взаимодействие, правосудие, судебный контроль, судебная реформа.

Keywords: law, justice, court, judge, interaction, court authority, judicial control, court reform.

В юридической литературе последних лет прочно обосновалось сочетание «судебная власть» и употребляется наряду с таким термином и понятием как «суд». Однако будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу [1]. Властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не ее исполнитель. Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд, и никакой другой орган. Это специфически судебное полномочие.

Конституция Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан определили принципы построения единой судебной системы. Основополагающим фактором, которому служит государственное устройство.

Согласно ст. 11 Конституции Республики Узбекистан судебная власть (наряду с законодательной и исполнительной) является разновидностью государственной власти и осуществляется судами самостоятельно. Глава XXII Конституции Республики Узбекистан, посвященная по своему названию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительное предназначение судебной власти состоит в осуществлении правосудия,

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

которое возложено только на суды (ст. 106) [2]. Это отличает судебную власть от законодательной власти, наделенной законотворческой функцией, а также от нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов исполнительной власти.

В ст. 107 Конституции Республики Узбекистан, гласит, что единство судебной системы Республики Узбекистан обеспечивается путем: установления судебной системы. Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, военных судов, судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, экономических и административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, межрайонных, районных, городских судов по гражданским делам, районных, городских судов по уголовным делам, межрайонных, районных, городских экономических судов и районных, городских административных судов. Судебную систему государства регулирует закон «О судах», который был принят в новой редакции 14 декабря 2000 г. При естественном наличии различных уровней судов для них характерно единство. Это требование отражено в ст. 1 указанного Закона. В Республике Узбекистан действуют: Конституционный суд Республики Узбекистан; Верховный суд Республики Узбекистан; военные суды; суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областные и Ташкентский городской суды по гражданским делам; суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областные и Ташкентский городской суды по уголовным делам; экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента; административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента; межрайонные, районные (городские) суды по гражданским делам; районные (городские) суды по уголовным делам; межрайонные, районные (городские) экономические суды; районные (городские) административные суды.

В Республике Узбекистан может осуществляться специализация судов по категориям дел. Создание чрезвычайных судов не допускается. Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан определяются отдельным законом.

Конституционный суд определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства, решений местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан; определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан конституционных законов Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан о ратификации международных договоров Республики Узбекистан — до их подписания Президентом Республики Узбекистан; дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан — законам Республики Узбекистан; дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан; рассматривает обращение Верховного суда Республики Узбекистан, инициированное судами, о соответствии Конституции Республики Узбекистан нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле; по результатам обобщения практики конституционного судопроизводства ежегодно представляет палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан информацию о состоянии конституционной законности в стране; рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

Конституционный суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Согласно законоположениям, Конституционный Суд Республики Узбекистан является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (закон принятый 31 мая 2017 года «О Конституционном суде Республики Узбекистан») [3].

По мнению отечественных и зарубежных экспертов, конституционное правосудие — важный качественный признак демократической государственности. Конституционный суд Республики Узбекистан является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти. Опубликованные в печати 1 июня текущего года Закон «О внесении изменений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 80, 93, 108 и 109)» и Конституционный закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан» направлены на совершенствование конституционного правосудия в соответствии с современными требованиями. В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах осуществляются коренные реформы в судебно-правовой сфере, что требует также совершенствования деятельности Конституционного суда.

Конституционный закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан» нацелен на повышение эффективности и авторитета, укрепление независимости Конституционного суда путем расширения его полномочий и дальнейшей демократизации порядка его формирования.

Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, экономического и административного судопроизводства. Верховный суд Республики Узбекистан обладает правом надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд Республики Узбекистан рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и в порядке надзора. Дела, рассмотренные Верховным судом Республики Узбекистан по первой инстанции, могут быть рассмотрены им в апелляционном или кассационном порядке по выбору лиц, имеющих право на обжалование (опротестование) в апелляционном или кассационном порядке. Дело, рассмотренное в апелляционном порядке, не подлежит рассмотрению в кассационном порядке. Верховный суд Республики Узбекистан: осуществляет контроль за выполнением судами разъяснений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан; осуществляет системный анализ судебной практики и судебной статистики; организует повышение квалификации кадров судов.

Суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областной, Ташкентский городской суды по уголовным делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей, народных заседателей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий [4]. Суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областной, Ташкентский городской суды по гражданским делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий. Экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента состоят из председателя и судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий. Административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента состоят из председателя и судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий. Председатель суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда: осуществляет организационное руководство деятельностью суда; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях; организует работу по осуществлению контроля за

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

выполнением постановлений президиума суда; председательствует на судебных заседаниях; оказывает содействие в организации деятельности соответствующих нижестоящих судов; организует работу по повышению квалификации судей, других работников суда и народных заседателей; организует работу по обобщению судебной практики и ведению судебной статистики; ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб; вносит представления в Высшую квалификационную коллегию судей на решения квалификационной коллегии судей; представляет не реже одного раза в год в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областной, Ташкентский городской Кенгаш народных депутатов информацию о деятельности суда по осуществлению судебной защиты прав и свобод граждан, а также прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций; организует встречи судей с населением на местах не реже одного раза в месяц, а также через средства массовой информации информирует общественность о деятельности суда; руководит работой аппарата суда, заключает и прекращает трудовые договоры с работниками суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 36 «Закона о судах» Республики Узбекистан гласит: Состав межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда. Межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам состоит из председателя и судей. Районный (городской) суд по уголовным делам состоит из председателя, судей и народных заседателей. Межрайонный, районный (городской) экономический суд состоит из председателя и судей. Районный (городской) административный суд состоит из председателя и судьи. Межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам рассматривает гражданские дела и дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции.

Районный (городской) суд по уголовным делам рассматривает уголовные дела и дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции, а также ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста либо о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста, об отстранении обвиняемого от должности, о помещении лица в медицинское учреждение либо о продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении, об эксгумации трупа, об аресте почтово-телеграфных отправлений, об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела либо об освобождении от наказания осужденного на основании акта амнистии.

Межрайонный, районный (городской) экономический суд рассматривает споры, возникающие в гражданско-правовых отношениях между хозяйствующими субъектами, и корпоративные споры, а также дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции.

Районный (городской) административный суд рассматривает административные споры по жалобам и заявлениям на действия (решения) государственных органов, органов самоуправления граждан, а также их должностных лиц, вытекающим из публично-правовых отношений, и дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции.

Система военных судов Республики Узбекистан состоит из Военного суда Республики Узбекистан и территориальных военных судов. Военный суд Республики Узбекистан действует на правах областного суда и состоит из председателя, судей и народных заседателей. Территориальные военные суды действуют на правах районного суда и состоят

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

из председателя, народных заседателей. Военные суды Республики Узбекистан рассматривают: дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Министерства обороны, Службы государственной безопасности, Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан, Национальной гвардии, Министерства по чрезвычайным ситуациям, войск Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и других воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; гражданские дела по искам военнослужащих к командованию воинских частей, соединений и объединений, органов военного управления и жалобы на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих; все гражданские и уголовные дела в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют суды; дела, касающиеся государственных секретов; иные дела в соответствии с законодательством.

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законом полномочиями осуществлять правосудие. Все судьи в Республике Узбекистан обладают единым статусом. Председатели, заместители председателей судов одновременно являются судьями.

Судьи независимы (ст. 112 Конституции Республики Узбекистан). Действующее законодательство Республики Узбекистан предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей: установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи по данному делу); преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности; установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным законом «О судах» от 14 декабря 2000 г. (в новой редакции). Судьи неприкосновенны (ст. 70 Закон «о судах») [5]. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений.

Судебная власть целенаправленно выполняет задачи защиты законных интересов граждан, организаций, общества и государства, в том числе и в особенности от противоправных действий. Конечно, такие задачи стоят перед всеми субъектами права, но именно для суда они являются предопределяющими в его природе и назначении.

Никто не вправе выполнять функции судебной власти вместо нее, вершить правосудие, какими бы экстренными ни были обстоятельства.

Известно, что обеспечение верховенства Конституции и закона является важнейшим критерием построения правового демократического государства в нашей стране, в целях реализации определяется дальнейшее совершенствование системы правосудия, повышения авторитета (статуса) и обеспечение подлинной независимости судебной власти [6].

Роль государственных органов в функционировании государства, выполнении его функций, о том, что судебная власть является отдельной самостоятельной ветвью системы государственного управления, процедура и функции судов, а также принципы судебной деятельности глубоко проанализированы в научных трудах профессора О. Т. Хусанова [7].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

В соответствии со статьей 106 Конституции Республики Узбекистан и статьей 100 Конституции Республики Каракалпакстан, судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений. Данная правовая норма также отражена в статье 4 Закона «О судах», в которой закреплено, что судьи независимы, подчиняются только закону и какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать вывод о том, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это, а равно на выполнение каких-либо иных полномочий, образующих судебную власть. Никакие другие государственные органы или негосударственные образования не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия — правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнение судебных и других решений и т. д.

По мнению профессора С. Д. Ниетуллаева, Г. Ерниязовой Республика Каракалпакстан, как суверенная республика в составе Республики Узбекистан, в перспективе реформы должна иметь в своей судебной системе все суды, какие действуют в Республике Узбекистан, в том числе Конституционный суд Республики Каракалпакстан [8].

Подобного органа в исторической и правовой истории развития Каракалпакстана не было. В Каракалпакстане еще с 1989 г. функционировал институт Комитета конституционного надзора. 19 июля 1990 г. на второй сессии XII созыва Верховного Совета Каракалпакстана был обсужден проект Закона «О Комитета Конституционного надзора» Каракалпакской АССР. Орган, издавший акт, согласно заключению Комитета конституционного надзора должен войти с представлением в Жокаргы Кенес или Совет Министров Республики Каракалпакстана по отмене такого акта. В Конституции предусматривается норма о том, что заключение Комитета конституционного надзора может быть отклонено решением Жокаргы Кенеса двумя третями голосов от общего числа депутатов. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, сто Комитет конституционного надзора Республики Каракалпакстан является в определенной степени зависимым от депутатов Жокаргы Кенеса. Другими словами, он подчиняется Жокаргы Кенесу, что не соответствует принципам деятельности судебной власти.

В целях дальнейшего совершенствования и эффективного функционирования всех звеньев судебной власти и судебной деятельности Республики Каракалпакстан, с учетом практики Конституционного суда Республики Узбекистан, а также Конституционной практики европейских государств по вопросам охраны Конституции во Франции 1958 г. в процессе судебно-правовой реформы целесообразно передать Комитету конституционного надзора право рассмотрения индивидуальных обращении граждан.

В отличие от Комитета конституционного надзора Республики Каракалпакстан, Конституционный суд Республики Узбекистан определяет соответствие законов и иных актов, принятых Олий Мажлисом, Указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных и иных обязательств Узбекистана Конституции Республики Узбекистан. Конституционный суд дает заключение о соответствии Конституции и законов Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами.

На судебную власть возложено осуществление правосудия как исключительного полномочия. Кроме того, положения Конституции Каракалпакстана о судебной власти

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

позволяют рассматривать судебную власть, как важнейшее средство защиты прав и свобод человека и гражданина, как гарантию соблюдения прав и свобод другими ветвями власти, в связи, с чем становление сильной и независимой судебной власти становится одним из условий формирования гражданского общества и правового государства, системообразующим признаком которого с точки зрения либерализации являются права и свободы человека.

Главной задачей масштабах реформ во всех сферах, осуществляемых в Узбекистане и в Каракалпакстане в целях строительства правового демократического государства, является всестороннее обеспечение прав, свобод и интересов человека на основе принципа верховенства конституции и закона, определенным Президентом Республики Узбекистан Ш. Мирзиеевым. Также проведена огромная работа по последовательной демократизации и либерализации судебно-правовой системы.

В целом судебная система Республики Каракалпакстан — это установленная Конституцией Республики Узбекистан, Конституцией Республики Каракалпакстан и Законом «О судах» совокупность судов, организованных на демократических принципах с учетом административно-территориального устройства Республики.

Сформировано и постоянно совершенствуется отвечающее международным нормам законодательство, регулирующее отношение в судебно-правовой сфере. Только за последние пять лет было принято около 60 соответствующих законодательных актов. В рамках поэтапных преобразований проведена специализация судов, реформирован институт кассации, введены апелляционный порядок пересмотра дел, институт примирения, обеспечено равенство сторон во всех стадиях судопроизводства. Идеи правозащитной функции нашли свое отражение в ст. 42 Конституции Республики Каракалпакстан, провозгласившей, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и что решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы суд.

Специфика судебной власти, осуществляющей правосудие, обусловливает необходимость включения в число видов судебной деятельности такого ее вида, как судебный контроль в политико-правовой сфере, который для нашей судебной системы является качественно новым.

Список литературы:

1. Vile M. J. C. Constitutionalism and the Separation of Powers. Liberty Fund, 2012.

2. Конституция Республики Узбекистан // Национальная база данных законодательства, 06.03.2019 г., №03/19/527/2706, 05.09.2019 г., №03/19/563/3685.

3. Закон о Конституционном суде Республики Узбекистан // Народное слово (1 июня 2017 г.). №108 (6772).

4. Конституция Республики Каракалпакстан. Нукус, 2014.

5. Закон о судах Республики Узбекистан (14 декабря 2000 г., Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., №2, ст. 47) // Национальная база данных законодательства, 11.05.2019 г., №03/19/536/3114, 05.09.2019 г., №03/19/564/3690, 11.09.2019 г., №03/19/566/3734.

6. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению верховенства конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе». http://lex.uz

7. Хусанов О. Т. Государственные органы Республики Узбекистан. Ташкент: Восток,

1996.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

8. Ерниязова Г. Конституционные основы развития Каракалпакстан. Нукус: Билим,

1992.

References:

1. Vile, M. J. C. (2012). Constitutionalism and the Separation of Powers. Liberty Fund.

2. Constitution of the Republic of Uzbekistan. In National Legislation Database, 03/06/2019, no. 03/19 / 527/2706, 09/05/2019, no. 03/19/563/3685.

3. Law on the Constitutional Court of the Republic of Uzbekistan. In People's Word (June 1, 2017). no. 108 (6772).

4. The Constitution of the Republic of Karakalpakstan. Nukus, 2014.

5. The Law on the Courts of the Republic of Uzbekistan (December 14, 2000, Gazette of the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan, 2019, no. 2, Article 47). In National Database of Legislation, 05/11/2019, no. 03/19 / 536/3114, 09/05/2019, no. 03/19 / 564/3690, 09/11/2019, no. 03/19 / 566/3734.

6. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On additional measures to ensure the supremacy of the constitution and law, strengthening public control in this direction, as well as improving the legal culture in society". http://lex.uz

7. Khusanov, O. T. (1996). Gosudarstvennye organy Respubliki Uzbekistan. Tashkent. (in Uzbek).

8. Erniyazova, G. (1992). Konstitutsionnye osnovy razvitiya Karakalpakstan. Nukus. (in Uzbek).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 17.05.2020 г. 21.05.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Бердимуратова Г. М. Некоторые вопросы взаимоотношения судебных систем Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №6. С. 244-251. https://doi.org/10.33619/2414-2948/55/32

Cite as (APA):

Berdimuratova, G. (2020). Some Issues of the Relationship of the Judicial Systems of the Republic of Uzbekistan and the Republic of Karakalpakstan. Bulletin of Science and Practice, 6(6), 244-251. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/55/32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.