Научная статья на тему 'Правовое регулирование финансов современной Российской судебной системы'

Правовое регулирование финансов современной Российской судебной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТЫ / ИНСТИТУТЫ ПРАВА / СУДЫ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / FINANCE / BUDGETS / INSTITUTIONS OF LAW / COURTS / JUDICIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов Дмитрий Андреевич, Шумов Петр Владимирович

Данная работа посвящена исследованию правового регулирования вопроса финансов современной судебной системы в Российской Федерации. В ней рассмотрены различные инструменты правового регулирования данного вопроса через призму института бюджетного права. В заключении делается вывод, что для того чтобы судебные органы эффективно расходовали бюджетные средства, предлагается создать систему внешнего мониторинга функционирования судебной системы. Важнейшей формой такого мониторинга станет регулярное проведение аудита эффективности правосудия. Главный судебный аудитор (или судья-аудитор) должен назначаться непосредственно президентом, что обеспечит его независимость от органов судебной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Finances of the Modern Russian Court System

This paper is devoted to a study of the legal regulation of the issue of the finances of the modern judicial system in the Russian Federation. It examines various instruments of legal regulation of this issue through the prism of the Institute of the budget law. In conclusion, it is concluded that in order for the judiciary to effectively spend budget funds, it is proposed to create a system of external monitoring of the functioning of the judicial system. The most important form of such monitoring will be a regular audit of the effectiveness of justice. The chief judicial auditor (or the auditing judge) must be appointed directly by the president, which will ensure his independence from the judiciary.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование финансов современной Российской судебной системы»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

УДК 347.97 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/56

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

©Абрамов Д. А., ORCID: 0000-0002-6002-4253, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, dimaabramov_97@mail.ru.

©Шумов П. В., ORCID: 0000-0001-9275-9791, канд. юрид. наук, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, pshumov@gmail.com

LEGAL REGULATION OF FINANCES OF THE MODERN RUSSIAN COURT SYSTEM

©Abramov D., ORCID: 0000-0002-6002-4253, Vladimir State University, Vladimir, Russia, dimaabramov_97@mail.ru.

©Shumov P., ORCID: 0000-0001-9275-9791, J.D., Vladimir State University, Vladimir, Russia, pshumov@gmail.com

Аннотация. Данная работа посвящена исследованию правового регулирования вопроса финансов современной судебной системы в Российской Федерации. В ней рассмотрены различные инструменты правового регулирования данного вопроса через призму института бюджетного права. В заключении делается вывод, что для того чтобы судебные органы эффективно расходовали бюджетные средства, предлагается создать систему внешнего мониторинга функционирования судебной системы. Важнейшей формой такого мониторинга станет регулярное проведение аудита эффективности правосудия. Главный судебный аудитор (или судья-аудитор) должен назначаться непосредственно президентом, что обеспечит его независимость от органов судебной власти.

Abstract. This paper is devoted to a study of the legal regulation of the issue of the finances of the modern judicial system in the Russian Federation. It examines various instruments of legal regulation of this issue through the prism of the Institute of the budget law. In conclusion, it is concluded that in order for the judiciary to effectively spend budget funds, it is proposed to create a system of external monitoring of the functioning of the judicial system. The most important form of such monitoring will be a regular audit of the effectiveness of justice. The chief judicial auditor (or the auditing judge) must be appointed directly by the president, which will ensure his independence from the judiciary.

Ключевые слова: финансы, бюджеты, институты права, суды, судебная система.

Keywords: finance, budgets, institutions of law, courts, judicial system.

Современную российскую судебную систему невозможно представить без правового регулирования ее финансов и генерирования надежной финансовой составляющей. Надлежащее финансирование судов является одной из важнейших гарантий независимого правосудия и незыблемости с точки зрения правового института. В связи с этим данный вопрос представляется наиболее актуальным и малоизученным.

Современная судебная система Российской Федерации — это целостность и взаимосвязь всех судебных органов Российской Федерации, в т. ч. и прокуратура и федеральные суды, суды субъектов Российской Федерации. Федеральные суды включают в

420

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

себя: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации (система включает в себя верховные суды республик, областные и региональные суды, федеральные суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, которые образуют систему судов общей юрисдикции; также все арбитражные суды, образующие систему федеральных арбитражных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, апелляционные арбитражные суды. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи (являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации). Таким образом, все указанные суды современной российской судебной системы являются объектами финансирования, а, следовательно, нуждаются в правовом урегулировании данного вопроса.

Финансы современной российской судебной системы представляют собой общественные отношения, возникающие в результате формирования, распределения и использования средств для финансовой поддержки судебной системы Российской Федерации различных уровней. С точки зрения правового регулирования данных общественных отношений необходимо обратиться к анализу правовых институтов, которые выполняют финансовые функции — это институт бюджетного права, институт налогового права и институт страхового права.

Рассмотрим правовое регулирование финансов современной российской судебной системы через призму института бюджетного права. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судов осуществляется на основе стандартов, утвержденных федеральным законом, и содержится в отдельных строках федерального бюджета. Финансовая поддержка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этих судов. Деятельность других судов обеспечивается Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Финансирование федеральных судов, мировых судей, судебных органов, учреждений и органов судебной власти осуществляется судебной властью в рамках объема федерального бюджета. Расходы по исполнению судебных решений о компенсации за нарушение права по судопроизводству или право на исполнение судебного акта предусмотрены в бюджетах соответствующего уровня: федеральном бюджете, бюджете субъектов Российской Федерации и в местных бюджетах [2].

Правительство Российской Федерации в вопросе финансирования активно взаимодействует с председателями Верховного суда, Конституционного суда, Советом судей. В случае расхождений Правительством Российской Федерации должно быть приложено к проекту бюджетных предложений перечисленные судебными органами предложения по вышеупомянутому вопросу финансирования. Представители этих судебных органов имеют право участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации. Сумма ассигнований, предназначенных для финансирования современной российской судебной системы в текущем финансовом году или на следующий финансовый год, может быть утверждена только с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.

Бюджетное законодательство в сфере правового регулирования финансов современной российской судебной системы распространяется с некоторыми особенностями. Благодаря своим уникальным полномочиям Конституционный Суд Российской Федерации является высшим федеральным судом России, так как он имеет право признавать правовые нормы, нормативно-правовые акты Федерального Собрания, Президента и Правительства и т.д. не

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

соответствующими Конституции Российской Федерации. Финансы Конституционного Суда Российской Федерации прописываются отдельной строкой в федеральном бюджете. Также выделенными финансовыми средствами Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно и смета расходов не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. Также всё имущество Конституционного Суда Российской Федерации находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство.

Верховный Суд Российской Федерации является независимым элементом судебной системы, подведомственным как судам общей юрисдикции, так и арбитражным судам. Финансируется из федерального бюджета [1]. Финансовая поддержка деятельности судов общей юрисдикции осуществляется за счет средств федерального бюджета [1]. Финансирование и обеспечение военных судов и Военной коллегии осуществляется за счет средств федерального бюджета. Порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов в военное время и с введением чрезвычайного положения определяется соответствующими федеральными конституционными законами. Администратор военного суда осуществляет свои полномочия под надзором председателя компетентного суда и под надзором компетентного органа судебной власти. Процесс разработки и утверждения сметы финансирования военных судах состоит из нескольких обязательных операций. В частности, администратор готовит проект сметы финансирования военного суда, утверждает его у председателя военного суда, и только после этого проект сметы представляется в Судебный департамент. Движимое и недвижимое имущество является федеральной собственностью и используются военными судами только в целях осуществления правосудия или реализации непосредственной их деятельности. Военные суды освобождаются от уплаты арендной платы и других платежей за пользование землей, предназначенной для жилых зданий и зданий военных судов, а также вспомогательных и других платежей за эксплуатацию этих зданий и сооружений [4].

При выполнении юридических функций присяжными заседателями соответствующих судов им выплачивается компенсация за счет средств федерального бюджета. Данное компенсация равна половине должностного оклада судьи суда общей юрисдикции пропорционально количеству дней, в течение которых суд присяжных заседал. Присяжные заседатели получают компенсационное вознаграждение в размере не меньше, чем средняя заработная плата по основному месту работы за такой период [1].

Финансовая поддержка арбитражных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета. В то же время размер расходов по содержанию арбитражных судов округов, специализированных арбитражных судов, арбитражных судов субъектов федерации Российской Федерации определяется Верховным Судом Российской Федерации с учетом мнения Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации. Хотя арбитражные суды включены в систему Верховного Суда Российской Федерации, они не входят в состав судов общей юрисдикции [3].

Новшеством является конституционное положение о возможности создания впервые специализированных судов, которые реализуют свои полномочия в системе арбитражных судов. Суд по правам интеллектуальной собственности стал специализированным арбитражным судом, который в контексте своей юрисдикции рассматривает дела о спорах, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности, в качестве суда первой и высшей инстанции. Соответствующие дела рассматриваются этим судом независимо от того, являются ли они сторонами, индивидуальными предпринимателями или гражданами в правоотношениях, которые привели к возникновению правового спора. Официальная

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

заработная плата председателя, заместителя председателя, председателя судебной структуры и судей Суда по правам интеллектуальной собственности основана на официальной заработной плате председателя, заместителя председателя, председателя судебных структур и судей Федерального арбитражного суда [1].

Финансирование мировых судей осуществляется за счет федерального бюджета. Проблема заключается в том, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, это явно нарушает ст. 124 Конституции РФ. Очевидно необходимо (с помощью изменений в действующее законодательство), сформировать не только мировые суды, но и причислить их к группе федеральных. Таким образом мировые судьи не только получат финансирование из федерального бюджета, но и материально-техническое оснащение деятельности мировых судей станет реализоваться за счет средств федерального бюджета, и они не будут находиться в зависимости от региональных госслужащих.

По нашему мнению, необходимо кардинально изменить порядок финансирования судебной системы, поскольку организация финансирования судебной системы представляет реальную угрозу конституционному принципу независимости судей [5]. Таким образом, объем финансирования судов в нашей стране определяется исполнительной властью.

При таком подходе к финансированию судов государство создает реальные предпосылки для давления на судью.

Кроме того, федеральный бюджет практически не выплачивает компенсацию судьям, работающим в субъектах Российской Федерации, за предоставленное им жилье, что, в свою очередь, создает предпосылки для воздействия на них со стороны местных администраций.

Судебная власть должна иметь самостоятельность в составлении бюджета.

Речь идет об изменениях в бюджетной политике. Органы судейского сообщества и органы судебной власти должны получить право на самостоятельность в бюджетном процессе, т. е. иметь право составлять проект федерального закона о бюджете в той его части, которая касается финансирования органов судебной власти, а затем вносить его на рассмотрение в Государственную Думу, минуя правительство. Кстати, такой подход не противоречит законодательству — в Бюджетном кодексе РФ есть статья 31, которая провозглашает принцип самостоятельности бюджетов.

Для того чтобы судебные органы эффективно расходовали бюджетные средства, предлагается создать систему внешнего мониторинга функционирования судебной системы. Предполагается, что важнейшей формой такого мониторинга станет регулярное проведение аудита эффективности правосудия. Предполагается, что главный судебный аудитор (или судья-аудитор) должен назначаться непосредственно президентом, что обеспечит его независимость от органов судебной власти.

Источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 30.10.2018)

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

Список литературы:

1. Белошапко Ю. Н. Правовое регулирование финансов современной российской судебной системы // Финансовое право. 2012. https://sci-book.com/gosudarstva-prava-istoriya/pravovoe-regulirovanie-finansov-sovremennoy-34970.html

2. Ашмарина Е. М. Финансовое право. М.: Юрайт. 2018. 370 с.

3. Сенцова М. В. Финансовое право. М.: Юрайт. 2018. 388 с.

4. Чуева А. С., Курдюк П. М., Иваненко И. Н. Финансовое право. Краснодар. 2013. 141

с.

5. Чернявский В. Судебная власть должна получить право на самостоятельность в бюджетном процессе // Российская юстиция. 2004. № 4. С.4.

References:

1. Beloshapko, Yu. N. (2012). Pravovoe regulirovanie finansov sovremennoi rossiiskoi sudebnoi sistemy. Finansovoeparvo, https://clck.ru/GYsTu

2. Ashmarina, E. M. (2018). Finansovoe pravo. Moscow. Yurait. 370.

3. Sentsova, M. V. (2018). Finansovoe pravo. Moscow. Yurait. 388.

4. Chueva, A. S., Kurdyuk, P. M., & Ivanenko, I. N. (2013). Finansovoe pravo. Krasnodar.

141.

5. Chernyavskii, V. (2004). Sudebnaya vlast' dolzhna poluchit' pravo na samostoyatel'nost' v byudzhetnom protsesse. Rossiiskayayustitsiya, (4). 4.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 20.04.2019 г. 26.04.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Абрамов Д. А., Шумов П. В. Правовое регулирование финансов современной российской судебной системы // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 420-424. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/56

Cite as (APA):

Abramov, D., & Shumov, P. (2019). Legal Regulation of Finances of the Modern Russian Court System. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 420-424. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/56 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.