Научная статья на тему 'Институт уголовной ответственности юридических лиц по уголовному законодательству Киргизской Республики'

Институт уголовной ответственности юридических лиц по уголовному законодательству Киргизской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ИНСТИТУТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ГУМАНИЗАЦИЯ ПРАВОСУДИЯ / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / JUDICIAL REFORM / LEGAL ENTITY / INSTITUTE OF CRIMINAL RESPONSIBILITY / CRIMINAL LAW / HUMANIZATION OF JUSTICE / CRIMINAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салыбекова Толкун Салыбековна

Рассматривается институт уголовной ответственности юридических лиц по уголовному законодательству Киргизской Республики. По мнению автора, важнейшими показателями эффективности проводимых реформ в республике должны быть, завершение судебной реформы, повышение независимости и авторитета судебной власти в защите с ее помощью прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Институт уголовной ответственности юридических лиц будет способствовать принятию юридическими лицами дополнительных мер корпоративного контроля над своими должностными лицами органов управления, решая тем самым задачу профилактики преступности юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of Criminal Liability of Legal Entities Under the Criminal Legislation of the Kyrgyz Republic

The article deals with the Institute of criminal liability of legal entities under the criminal legislation of the Kyrgyz Republic. According to the author, the most important indicators of the effectiveness of the ongoing reforms in the Republic should be the completion of the judicial reform, increasing the independence and authority of the judiciary in protecting the rights, freedoms and legitimate interests of individuals and legal entities. The Institute of criminal liability of legal entities will facilitate the adoption by legal entities of additional measures of corporate control over their officials of management bodies, thus solving the problem of crime prevention of legal entities.

Текст научной работы на тему «Институт уголовной ответственности юридических лиц по уголовному законодательству Киргизской Республики»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

УДК 343.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/44

ИНСТИТУТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

©Салыбекова Т. С., Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]

INSTITUTE OF CRIMINAL LIABILITY OF LEGAL ENTITIES UNDER THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC

©Salybekova T., Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Рассматривается институт уголовной ответственности юридических лиц по уголовному законодательству Киргизской Республики. По мнению автора, важнейшими показателями эффективности проводимых реформ в республике должны быть, завершение судебной реформы, повышение независимости и авторитета судебной власти в защите с ее помощью прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Институт уголовной ответственности юридических лиц будет способствовать принятию юридическими лицами дополнительных мер корпоративного контроля над своими должностными лицами органов управления, решая тем самым задачу профилактики преступности юридических лиц.

Abstract. The article deals with the Institute of criminal liability of legal entities under the criminal legislation of the Kyrgyz Republic. According to the author, the most important indicators of the effectiveness of the ongoing reforms in the Republic should be the completion of the judicial reform, increasing the independence and authority of the judiciary in protecting the rights, freedoms and legitimate interests of individuals and legal entities. The Institute of criminal liability of legal entities will facilitate the adoption by legal entities of additional measures of corporate control over their officials of management bodies, thus solving the problem of crime prevention of legal entities.

Ключевые слова: судебная реформа, юридическое лицо, институт уголовной ответственности, уголовный закон, гуманизация правосудия, уголовное судопроизводство.

Keywords: judicial reform, legal entity, institute of criminal responsibility, criminal law, humanization of justice, criminal proceedings.

Новеллой в действующем уголовно-процессуальном кодексе Киргизской Республики является раздел «Особенности производства по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу» [1]. Данные положения разработаны в целях реализации норм действующего Уголовного кодекса Киргизской Республики [2].

За истекшие годы в Кыргызстане многое сделано в плане реформирования современной системы уголовного судопроизводства.

Некоторые положения уголовно-процессуального кодекса Киргизской Республики неоднократно подвергались изменениям, что, с одной стороны, является естественным процессом его совершенствования и приведения в соответствие с требованиями практики.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

Однако, несмотря на достигнутый прогресс по его реформированию, имелись ряд серьезных проблем в сфере уголовного судопроизводства, и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим 8 августа 2012 г. был издан Указ Президента Киргизской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Киргизской Республике» [3], согласно которому разрабатывался новый уголовно-процессуальный кодекс Киргизской Республики.

В основе разработки нового Уголовно-процессуального кодекса Киргизской Республики были приняты во внимание:

-Нормы Конституции Киргизской Республики 2010 г. [4];

-Стратегия устойчивого развития Киргизской Республики 2013-2017 гг. [5];

Рекомендации по дальнейшему реформированию судебной системы Киргизской Республики;

-общепризнанные принципы и нормы международного права;

-международные соглашения, ратифицированные Жогорку Кенешом Киргизской Республики;

-судебно-следственная практика;

-основные современные тенденции развития уголовно-процессуального права зарубежных стран (Республика Казахстан, Украина, Латвия, Грузия и др.).

В связи с этим, необходимо было привести Уголовно-процессуальный кодекс Киргизской Республики в соответствие с Конституцией Киргизской Республики 2010 года, а так же с требованиями общепризнанных принципов и норм международного права, поскольку в ч. 3 ст. 6 Конституции предусмотрено, что «Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Киргизская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются составной частью правовой системы. В рекомендациях по дальнейшему реформированию судебной системы Киргизской Республики основополагающим подходом к реформированию уголовного судопроизводства стала гуманизация правосудия [6].

Одним из ключевых моментов судебно-правовой реформы, проводимой в Киргизской Республике за последние годы, стало принятие существенных изменений в уголовно-процессуальный кодекс Киргизской Республики. Новеллой в УПК КР является раздел как «Особенности производства в отношении юридических лиц».

Применение мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу осуществляется только при участии его представителя.

Если в ходе досудебного производства выясняется, что подозреваемый, действуя индивидуально или как член коллегиальной структуры соответствующего юридического лица, основываясь на праве представлять юридическое лицо, действовать по его поручению, либо принимать решения от имени юридического лица или же осуществлять контроль в рамках юридического лица, либо будучи на службе юридического лица совершил преступное деяние в интересах этого юридического лица, следователь выносит мотивированное постановление о начале досудебного производства по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу.

Процесс по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу проводится в рамках досудебного производства.

О начале досудебного производства по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу следователь сообщает соответствующему юридическому

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

лицу путем направления ему копии постановления, а также разъясняет представителю этого юридического лица его права и обязанности.

Копия постановления о начале досудебного производства в отношении юридического лица направляется этому лицу в течение суток с момента его вынесения.

В случае прекращения дела в отношении, подозреваемого или приостановления дела в связи с розыском подозреваемого, производство по применению мер уголовно-правового воздействия в отношении юридического лица должно быть завершено и направлено в суд для рассмотрения по существу.

В досудебном производстве по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу выясняются:

-обстоятельства совершения преступного деяния посредством юридического лица;

-статус физического лица в структуре юридического лица;

характер противоправного деяния подозреваемого в интересах юридического лица и его последствия;

-размер и характер ущерба, причиненного посредством юридического лица;

-размер незаконного дохода юридического лица, полученного в результате противоправных деяний подозреваемого в интересах этого юридического лица.

Признав, что обвиняемый совершил преступное деяние в интересах или посредством юридического лица, суд в приговоре принимает также решение о применении мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу.

Признав, что факты не доказаны, суд отказывает в применении мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу.

В случае прекращения дела в отношении обвиняемого или приостановления дела в связи с розыском обвиняемого производство по применению мер уголовно-правового воздействия в отношении юридического лица должно быть рассмотрено судом по существу.

Уголовное право любой страны имеет свою специфику. Она проявляется в содержании основных уголовно-правовых институтов (уголовного закона, преступления, наказания), обусловленном национальными и культурными традициями, особенностями политического устройства общества, его экономики и многих других факторов. Вместе с тем уголовное право некоторых стран сближается по ряду параметров и характеристик, имеет общие историко-правовые корни, в связи с чем в теории принято говорить о системах («семьях») права. С определенной долей условности в настоящее время можно выделить следующие основные системы уголовного права: романо-германскую (европейскую континентальную); англо-саксонскую (общее право) [7].

Международно-правовая доктрина, а также национальное законодательство большинства зарубежных государств основываются на принципах автономии воли юридического лица при совершении им преступления (воля юридического лица реализуется органами его управления) и самостоятельной уголовной правосубъектности организаций (способности подлежать уголовной ответственности).

В частности, этот вид ответственности существует во всех странах общего (англоамериканского) права, в том числе в Англии, Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Австралии, государствах — бывших английский колониях. В странах континентального права в том или ином виде уголовная ответственность организаций введена во всех государствах Евросоюза. Последней страной Евросоюза, в которой была введена такая ответственность, стала Чехия, в которой соответствующий закон вступил в силу 1 января 2012 г.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

Институт уголовной ответственности юридических лиц известен также правовым системам мусульманского (Албания, Иордания, Ливан, Сирия) и социалистического (Китайская Народная Республика) права [8].

Важнейшими показателями эффективности проводимых реформ в республике должны быть, на наш взгляд завершение судебной реформы, повышение независимости и авторитета судебной власти в защите с ее помощью прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Итак, институт уголовной ответственности юридических лиц будет способствовать принятию юридическими лицами дополнительных мер корпоративного контроля над своими должностными лицами органов управления, решая тем самым задачу профилактики преступности юридических лиц.

Список литературы:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Киргизской Республики от 30 июня 1999 г. №62. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 февр. 2017 г.).

2. Уголовный кодекс Киргизской Республики. Бишкек, 2018.

3. Рекомендации по дальнейшему реформированию судебной системы Киргизской Республики. Утверждено Указом Президента КР «О мерах по совершенствованию правосудия в Киргизской Республике от 8 августа 2012 г. УП №147. https://clck.ru/GYYAj.

4. Конституция Киргизской Республики: принята референдумом 27 июня 2010 г. (В редакции Закона КР от 28.12.2016 г. №218). http://www. gove.kg.

5. Стратегия устойчивого развития Киргизской Республики на период 2013-2017 гг. // Дорожная карта - рамочный документ. https://clck.ru/GZ9rz

6. Рыспаева Г. С. Иные меры обеспечения уголовного судопроизводства в свете новой редакции уголовно-процессуального законодательства Киргизской Республики // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 449-454. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/61

7. Щедрин Н., Востоков А. Уголовная ответственность юридических лиц или иные меры уголовно-правового характера в отношении организаций // Уголовное право. 2009. №1. С. 58-61.

8. Салыбекова Т. С., Турубеков У. Basics and conditions of criminal liability of legal entities from a scientific point of view // Alatoo Academic Studies. 2018. V. 18. №4. P. 193-198.

References:

1. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Kyrgyzskoi Respubliki ot 30 iyunya 1999 g. no. 62. (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 10 fevr. 2017 g.).

2. Ugolovnyi kodeks Kyrgyzskoi Respubliki. 2018. Bishkek.

3. Rekomendatsii po dal'neishemu reformirovaniyu sudebnoi sistemy Kyrgyzskoi Respubliki. Utverzhdeno Ukazom Prezidenta KR O merakh po sovershenstvovaniyu pravosudiya v Kyrgyzskoi Respublike ot 8 avgusta 2012 g. UP no. 147. https://clck.ru/GYYAj.

4. Konstitutsiya Kyrgyzskoi Respubliki: prinyata referendumom 27 iyunya 2010 g (V redaktsii Zakona KR ot 28.12.2016 g. no. 218). http://www. gove.kg.

5. Strategiya ustoichivogo razvitiya Kyrgyzskoi Respubliki na period 2013-2017 gg. // Dorozhnaya karta - ramochnyi dokument. https://clck.ru/GZ9rz

6. Ryspaeva, G. (2019). Other Ensuring Measures of Criminal Proceedings in Terms of the New Edition of the Criminal Procedural Legislation of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 449-454. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/61 (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 6. №3. 2020 DOI: 10.33619/2414-2948/52

7. Shchedrin, N., & Vostokov, A. (2009). Ugolovnaya otvetstvennost' yuridicheskikh lits ili inye mery ugolovno-pravovogo kharaktera v otnoshenii organizatsii. Ugolovnoe parvo, (1), 58-61. (in Russian).

8. Salybekova, T. S., & Terebekov, U. (2018). Basics and Conditions of Criminal Liability of Legal Entities From a Scientific Point of View. Alatoo Academic Studies, 18(4), 193-198. (in Russian).

Работа поступила в редакцию 27.01.2020 г.

Принята к публикации 03.02.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Салыбекова Т. С. Институт уголовной ответственности юридических лиц по уголовному законодательству Киргизской Республики // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №3. С. 346-350. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/44

Cite as (APA):

Salybekova, T. (2020). Institute of Criminal Liability of Legal Entities Under the Criminal Legislation of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 6(3), 346-350. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/44 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.