Богачёв Ю.С., Октябрьский А.М., Остапюк С.Ф.
СИСТЕМА СТРУКТУРНЫХ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Индикаторы и показатели для проведения комплексной прогнозной оценки состояния, уровня и результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области нанотехнологий и нанома-териалов на среднесрочный и долгосрочный период должны формироваться с учетом ряда факторов, к которым следует отнести: тенденции развития наноиндустрии в России и экономически развитых странах мира; динамику ключевых макроэкономических показателей социально-экономического развития страны; цели и задачи развития наноидустрии, обозначенные в Президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии»; принятые индикаторы и показатели действующих профильных бюджетных программ научно-технической и инновационной направленности и планируемые объемы их финансирования; условия достижения Россией паритета на рынке нанопродукции с экономически развитыми странами к 2015 году.
При разработке индикаторов и показателей развития наноиндустрии в Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный период приняты следующие цели, задачи и этапы развития указанной сферы деятельности.
Стратегической целью развития наноиндустрии в Российской Федерации является создание конкурентоспособного российского сектора на-ноиндустрии, способного паритетно позиционировать свою продукцию с ведущими странами мира на внутреннем и внешнем рынках нанопродук-ции в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, в создании экологически адаптированных современных промышленных производств, в здравоохранении и производстве продуктов питания, в качестве и уровне жизни населения, обороноспособности и безопасности государства.
Тактическая цель реализации первого этапа развития наноиндустрии в Российской Федерации (2008—2011 годы) — формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области наноинду-стрии для поддержания научно-технического паритета Российской Федерации с ведущими странами мира по перспективным направлениям науки, определяющим стратегию развития наноиндустрии, и создание системы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в области нанотехнологий.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
1.1. Формирование инфраструктуры наноиндустрии на современном уровне ведущих стран мира, включая ее приборно-инструментальную, информационно-аналитическую и методическую составляющие.
1.2. Формирование условий устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров для обеспечения эффективности исследований и разработок в области на-ноиндустрии.
1.3. Опережающее развитие исследований и разработок по перспективным направлениям в области нанотехнологий, обеспечивающим конкурентные преимущества отечественной нанопродукции и доведение ее до промышленного освоения.
1.4. Создание системы содействия продвижению продукции наноин-дустрии на внутренний и внешний рынки, формирование службы стандартизации, подтверждения соответствия и обеспечения единства измерений в области нанотехнологий с целью кардинального увеличения объемов производства уже выпускаемой и востребованной продукции нанотехнологий, насыщения указанной продукцией нанотехнологий соответствующих рынков.
1.5. Совершенствование законодательной и нормативной базы для обеспечения эффективной работы национальной нанотехнологической сети (ННС).
В рамках решения указанных задач будут сформированы фундаментальные научно-технические и технологические основы устойчивого развития наноиндустрии на базе современной научно-производственной инфраструктуры и систем подготовки кадров для наноиндустрии и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в виде национальной нанотехнологической сети (ННС).
Тактическая цель второго этапа развития наноиндустрии в Российской Федерации (2012—2015 годы) — формирование институциональных условий для масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода профильных российских компаний на мировой рынок высоких технологий.
Для ее достижения должны быть решены следующие задачи:
2.1. Формирование эффективных механизмов коммерциализации результатов исследований и разработок в области наноиндустрии, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
2.2. Формирование производственно-территориальных кластеров, создающих, производящих и реализующих на рынках высоких технологий продукцию наноиндустрии.
В рамках указанных задач на втором этапе будет сформирована система, обеспечивающая создание, производство, продвижение на рынок высоких технологий конкурентоспособной продукции наноиндустрии с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Рассмотрим модели прогнозной экспресс-оценки индикаторов и показателей, характеризующих решение перечисленных задач развития
наноиндустрии в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. На основании прогнозных оценок базовых показателей развития на-нотехнологий в экономически развитых странах и динамики их изменения на период 2010—2015 годов (табл. 1)1, предложено проводить расчет
индикатора объема продаж продукции наноиндустрии (О ) на рассматриваемом временном промежутке по модели ОПШ = ОПНТ^Т— \ где
Т — граница периода прогноза (в рассматриваемом случае — 2015 год); t — текущий год; ОПНТ= 1350 млрд. руб. — значение, определяемое условием достижения паритета России на мировом рынке нанотехнологий в 2015 году и достижением доли отечественной продукции наноинду-стрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на мировом рынке высоких технологий, в размере 4%; q = 1,38 — знаменатель геометрической прогрессии, характеризующий средний темп роста объема продаж отечественной продукции наноиндустрии.
Таблица 1. Прогнозные значения базовых показателей развития нанотехнологий в экономически развитых странах
Показатель, (единица измерения) Годы
2001 2002 2005 2010 2015
Объем мирового рынка продукции наноиндустрии (ОМРН), млрд. долл. 36 62,4 108 264 1300
Затраты экономически развитых стран на НИОКР в сфере нанотехно-логий (ЗмниокрХ млрд. лолл 2,9 5,2 9,0 21,1 104
Бюджетные затраты экономически развитых стран на НИОКР в сфере нанотехнологий (ЗБНИОКР), млрд. долл. 1,5 2,35 4,1 - -
Доля бюджетных средств на НИОКР в общих затратах экономически развои стран (Дбниокр^ % 0,51 0,45 0,45 - -
Наукоёмкость продукции наноиндустрии (Н), % 8,6 8,3 8,3 8,0 8,0
Опорная точка временной зависимости объема продаж отечественной продукции наноиндустрии в 250 млрд. руб. приходится на 2010 год (табл. 2). Начиная с 2010 года ОПШ увеличивается в соответствии с темпами развития мирового рынка нанопродукции. Данное обстоятельство соответствует результативности завершенных исследований и разра-
1 Nanotechnology — a Key Technology for the Future of Europe. Ottilia. Saxl. July, 2005 // www.nanomednet.org/reports/Key/technology/report.pdf.
Hett A. R. Risk associated with nanotechnology / Swiss Re, Risk Engineering Service, Sonar Research. 30.09.2003. P. 5—39. National Nanotechnology Initiative: Research and Development Funding in the President's 2006 Budget.
боток в области нанотехнологий в отечественном секторе НИОКР. Например, в 2006 году в рамках федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002—2006 годы» выполнено 97 проектов, 54 из которых имеют большую коммерческую перспективу мирового применения, что увеличивает вероятность достижения прогнозных значений О
-.—HHt.
Показатель наукоёмкости продукции наноиндустрии изменяется в таблице 1 в пределах от 8,0% до 8,6%, что соответствует сложившимся тенденциям для наукоёмких высокотехнологичных производств1. Будем исходить из того, что для отечественного сектора нанотехнологий значение показателя наукоёмкости равно 8%, а объем экспорта нано-продукции (ОЭПН) связан с объемом продаж (О ) соотношением ОЭПН = ДНЭ*ОПН, где ДНЭ — доля объема экспорта высокотехнологичных секторов экономики в развитых странах — составляет в среднем 20—30%2. Стратегия реализации произведенной в России нанопродукции диктует, с одной стороны, необходимость ее реализации на своем внутреннем рынке, ограничив возможность проникновения на него зарубежного производителя, с другой — стремление не упустить инициативу в завоевании мирового рынка нанотехнологий. Для преодоления этой коллизии необходимо выбрать оптимальное соотношение между экспортом нанопродукции и ее долей, предназначенной для реализации на российском рынке с учетом объема импорта нанопродуктов. Исходя из того, что в экономически развитых странах примерно 70—80% от объема высокотехнологичной продукции остается внутри страны3, рассмотрим два случая, когда доля продукции, произведенной отечественной наноиндустрией и предназначенной для экспорта (ДНОЭ), составляет 20% и 30% при условии сохранения объемов продаж нанопродукции на отечественном рынке (О ).
Экспресс-оценка объема продаж нанопродукции на отечественном рынке может быть проведена по модели ОПНО = (1 - ДНОЭ) х ОПН / ДП где ДПНО — доля продукции отечественной наноиндустрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на отечественном рынке. Экспресс-оценка объема импорта нанопродукции на отечественном рынке может быть выполнена по модели ОИНО = (1 - ДНОЭ) х (1 - ДПНО) х
ОПН / ДПНО.
В таблице 2 приведен прогноз развития отечественного рынка наноиндустрии до 2015 года для условия, когда доля произведенной отечественной нанопродукции для экспорта составляет 30% (ДНОЭ = 0,3). Из
1 Main Science and Technology indicators. 2008. Vol. 1. (OECD.)
2 OECD PUBLISHING Measuring Globalisation. Economic Globalisation Indicators, 2005.
3 OECD PUBLISHING Measuring Globalisation. Economic Globalisation Indicators, 2005.
таблицы 2 видно, что объем отечественной нанопродукции, реализованной на российском рынке, превысит ее импорт только в 2015 году.
Таблица 2. Целевые индикаторы развития отечественного рынка нанотехнологий (при доле произведенной отечественной нанопродукции для экспорта в 30%)
№ пп. Целевые индикаторы Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
1 Объем продаж российской продукции наноин-дустрии* (ОПН млрд. руб.) 2-3 30 120 250 350 490 690 965 1350
2 Объем экспорта продукции на-ноиндустрии (°эпн, _ млрд. руб.) 1,0 9,0 36 75 105 147 207 290 405
3 Доля продукции отечественной наноиндустрии в общем объеме продукции на-ноиндустрии, реализованной на отечественном рынке (Дпнo, %) 0,31* ~6 -15 -25 -29 -35 40 -46 -59
4 Объем потребления нано-продукции на отечественном рынке (опно, млрд. руб.) 300 350 566 700 833 977 1225 1480
5 Объем импортной нанопро-дукции на отечественном рынке (оино, млрд. руб.) - 329 482 525 588 637 735 805 655
6 Объем отечественной на-нопродукции, реализованной на отечественном рынке (опно, млрд. руб.) - 21 84 175 245 340 490 675 945
Данные прогноза развития отечественного рынка наноиндустрии до 2015 года для условия, когда доля произведенной отечественной нанопро-дукции для экспорта составляет 20% (ДНОЭ = 0,2), представлены в таблице 3. Результаты таблицы 3 демонстрируют, что в течение 2008—2015 годов может быть обеспечено двукратное превосходство отечественного товаропроизводителя на российском рынке нанотехнологий (в стоимостном выражении). В дальнейших расчетах принято ДНОЭ = 0,2.
Динамика показателя «Численность персонала, проводящего исследования в области наноиндустрии» формировалась исходя из следующих предположений. Изменение численного состава персонала, в том числе исследователей, направлено, в первую очередь, на омоложение персонала (предварительный анализ показал, что средний возраст исполнителей в рамках ФЦНТП около 50 лет)1. Однако, несмотря на демографические проблемы России, численность персонала и исследователей будет возрастать в связи с повышенным интересом молодежи к такому интенсивно развивающемуся направлению, как наноиндустрия, и с притоком значительных средств в этот сектор экономики.
Таблица 3. Целевые индикаторы и показатели развития отечественного рынка нанотехнологий (при доле произведенной отечественной нанопродукции для экспорта в 20%)
№ пп. Целевые индикаторы и показатели Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
1 Объем продаж российской продукции наноиндустрии* (ОПН млрд. руб.) 2-3 30 120 250 350 490 690 965 1350
2 Объем экспорта продукции наноиндустрии (Оэпн, млрд. руб.) 0,6 6 24 50 70 98 138 193 270
3 Доля продукции отечественной наноиндустрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на отечественном рынке (Дпно, %) 0,3 6,8 17 -29 33 40 45 52 67,5
1 Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002— 2006 годы»; утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 605 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 540).
№ пп. Целевые индикаторы и показатели Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
4 Объем потребления нанопродук-ции на отечествен-
ном рынке (опнo, млрд. РУ6) 300 350 566 700 833 977 1225 1480 1600
5 Объем импортной нанопродукции на отечественном
рынке (оинo, млрд. РУ6) - 326 470 500 553 585 673 708 520
6 Объем отечественной на-нопродукции, реализованной на отечественном рынке (опнo, млрд. ру6) 24 96 200 280 392 552 772 1080
При расчете динамики показателя «Доля исследователей в общем объеме исследователей до 39 лет» принято, что в качестве значений указанного показателя в 2007 году приняты данные, характерные для Российской Федерации в 2004 году1, а в 2015 году — данные, соответствующие уровню указанного показателя для США в 2005 году2.
Показатель «Объем внутренних затрат на выполнение исследований и разработок по перспективным направлениям развития наноинду-стрии» может быть оценен по модели: ОВЗ = Н*ОПН, где Н — наукоём-кость. В свою очередь, ОВЗ = ОВЗНФ+ОВЗНВ, вде ОВЗНФ — объем внутренних затрат на выполнение исследований и разработок по перспективным направлениям развития наноиндустрии за счет средств федерального бюджета; О В — объем внутренних затрат на выполнение исследований и разработок по перспективным направлениям наноиндустрии за счет внебюджетных средств.
Уровень развития отечественной наноиндустрии оценивается объемом продаж отечественной продукции наноиндустрии (ОПН). Экспортный потенциал оценивается объемом экспорта продукции наноинду-стрии (ОЭПН). Экспресс-модель расчета объема экспорта продукции наноиндустрии ОЭПН = 0,2ОПН. Степень обеспечения экономики России отечественной продукцией наноиндустрии характеризуется долей продукции наноиндустрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на отечественном рынке (ДПНО). В развитых странах уровень самообеспеченности высокотехнологичной продукции составляет при-
1 Индикаторы науки. Статистический сборник. М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 320 с.
2 Гохберг. Л. М. Статистика науки. М.: ТЕИС, 2003. — 478 с.
мерно 80%. Позиция отечественной наноиндустрии на мировом рынке оценивается долей отечественной продукции наноиндустрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на мировом рынке высоких технологий (ДПНО).
Социально-экономическая значимость сектора наноиндустрии оценивается валовой добавленной стоимостью, произведенной в секторе наноиндустрии (ВДСН), которая определяется по модели: ВДСН = ДДСН *ОПН/100.
Уровень технологического развития оценивается долей добавленной стоимости в произведенной отечественной продукции наноиндустрии: Д = ВДСН/ОПН *100 (%). На основании российского и зарубежного опы-та1 установлено, что для обеспечения соответствующих устойчивых темпов развития наноиндустрии в России необходимо к 2015 году обеспечить значение указанного показателя на уровне 70%.
Позиция отечественных нанотехнологий на мировом рынке нанотех-нологий оценивается индексом технологического обмена в области на-ноиндустрии (ИТОН — отношение сальдо экспорта и импорта нанотехно-логий к стоимости внешнеторгового оборота нанотехнологий), который определяется по модели: ИТОН = (СНЭ - СНИ) / (СНЭ+СНИ), где СНЭ — стоимость экспортируемых нанотехнологий, СНИ — стоимость импортируемых нанотехнологий. Предполагается, что к 2010 году будет достигнут баланс стоимости экспорта и импорта нанотехнологий (СНЭ = С ), а к 2015 году будет обеспечено примерно 20% превышение экспорта над импортом нанотехнологий.
Масштаб и качество технической оснащенности сектора исследований и разработок в области нанотехнологий оценивается двумя показателями: техновооруженностью (Т) и долей дорогостоящих (свыше 30 млн. руб.) высокоточных, измерительных, аналитических, технологических приборов и оборудования, уникальных стендов и комплексов не старше 8 лет (с учетом их модернизации) в общей стоимости машин и оборудования (Ддо). Анализ показателя техновооруженности исследователей организаций РАН показал, что в 2005 году величина этого показателя была примерно в 3 раза меньше, чем в 1990 году, и составляла 1260 тыс. руб./чел. в сопоставимых ценах 2005 года2. При формировании сценария программы развития наноиндустрии ставилась задача на первом этапе к 2011 году достичь уровня показателя техновооруженности 1990 года. При этом 50% оборудования должны представлять собой дорогостоящие высокоточные уникальные приборы и измерительные комплексы (стоимостью 30 млн. руб. и выше). К этому моменту должно произойти полное обновление оборудования. На втором этапе сценария развития должна быть достигнута к 2015 году техновооруженность на
1 Наука и высокие технологии в России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М.: Наука, 2001. — 636 с.
2 Индикаторы науки. Статистический сборник. М.: ГУ ВШЭ, 2006; Гох-берг. Л. М. Статистика науки. М.: ТЕИС, 2003.
уровне экономически развитых стран. При этом в качестве основных источников финансирования развития инфраструктуры сектора исследований и разработок в области нанотехнологий приняты федеральные целевые программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы», «Национальная технологическая база на 2002—2006 годы». По предварительным оценкам, для достижения современного уровня техновооруженности (оборудование не старше 8 лет с учетом его модернизации) потребуется около 25 млрд. руб.
Уровень финансирования исследований и разработок в области нанотехнологий оценивается тремя показателями: объемом внутренних затрат на выполнение исследований и разработок по перспективным направлениям развития наноиндустрии (ОВЗН); объемом внутренних затрат на выполнение исследований и разработок по перспективным направлениям наноиндустрии за счет средств федерального бюджета (Овзнф); долей внебюджетных средств в общем объеме затрат на развитие наноин-
дустрии (Двфн).
При выборе стратегии по развитию структуры и финансирования исследований и разработок в сфере нанотехнологий принималось во внимание, что на этапе 2007—2010 годов, который характеризуется, в том числе, становлением Российской корпорации нанотехнологий и большими рисками, значительная часть финансовой нагрузки в размере 60— 70%1 падает на федеральный бюджет. На этапе 2011—2015 годов этот уровень постепенно снижается до 40—50%, и тем самым бремя расходов переносится с федерального бюджета на внебюджетные источники, как это реализуется в экономически развитых странах.
При оценке доли внебюджетных средств в общем объеме затрат на развитие наноиндустрии (ДВФН) базовый уровень указанного показателя в 2007 году был определен на основании результатов, полученных при реализации программных мероприятий ФЦНТП в 2006 году2, а уровень этого показателя в 2015 году — на основании ожидаемых результатов в области наноиндустрии экономически развитых стран в настоящее время3.
Уровень и эффективность системы продвижения на рынок объектов интеллектуальной собственности в области наноиндустрии оценивает-
1 Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы»; утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613. ФГУП «Информэлектро», Москва, 2006 г.
2 Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002— 2006 годы»; утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 605 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 540).
3 Statistics Finland. Science and Technology Statistics. 2007.
ся стоимостью лицензионных платежей от введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в области наноиндустрии (О ). Экспресс-оценка ОЛП определяется соотношением ОЛП = КЛП*ОПН В расчетах по оценке ОЛП с учетом мирового опыта1 принято, что доля лицензионных платежей КЛП = 0,02, причем это нижняя граница, она определяется экономическим эффектом и объемом продаж.
Эффективность государственно-частного партнерства в области наноиндустрии оценивается объемом средств на формирование производственно-технологической инфраструктуры наноиндустрии (ОфН) и долей финансирования инновационных проектов в области наноиндустрии, инициированных частным бизнесом, в общем объеме финансирования проектов (ДфИБН). При оценке показателя ДФИБН базовые значения указанного показателя в 2007 и 2015 годах были определены на основании планируемых результатов реализации федеральных целевых программ2.
Уровень кластеризации сектора наноиндустрии оценивается долей продукции наноиндустрии, реализованной организациями, образующими производственно-территориальные кластеры3, в общем объеме продукции (ДПНКЛ). В настоящее время в экономически развитых странах образованы производственно-территориальные кластеры различных типов4, в том числе с включением субъектов, являющихся резидентами разных стран, и формирующие полную инновационную цепочку от исследований, разработок, производства продукции до ее реализация, потребления и утилизации. Эти структуры производят, как правило, не менее 65% инновационной продукции. В проекте Программы развития наноиндустрии предусмотрено на первом этапе формирование кластерных структур развития отечественной наноиндустрии на базе организаций, занимающих общепризнанные лидирующие позиции по фундаментальным направлениям развития нанотехнологий и (или) имеющих положительный опыт позиционирования на мировом рынке нанотехно-логий и нанопродуктов. К 2015 году предполагается выйти на уровень развития кластерных структур в наноиндустрии, соответствующий экономически развитым странам.
1 Определение цены лицензии при реализации прав на объекты интеллектуальной собственности: Информационно-аналитический обзор. Ярославль, 1999. —103 с.
2 Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы»; утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613. ФГУП «Информэлектро», Москва, 2006 г.
3 Кооперация научных, образовательных, промышленных организаций, структур малого бизнеса и субъектов инфраструктуры, рыночная стратегия которых основана на разработке, производстве и реализации инновационной продукции. Организация кластеров начнется с 2008 года.
4 Портер М. Э. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2006. — 608 с.
Уровень обеспеченности развития сектора наноиндустрии нормативной правовой базой оценивается количеством принятых нормативно правовых актов, характеризующих: формирование производственно-технологической инфраструктуры наноиндустрии и нанотехнологий; венчурное финансирование; налоговые преференции стимулирования предпринимательской активности; формирование российской корпорации нанотехнологий; организацию и функционирование нанотехнологи-ческой сети; метрологическое и сертификационное обеспечение; формирование институтов отечественного рынка продукции наноиндустрии, в том числе рынка объектов интеллектуальной собственности; организацию систему статистического учета в области наноиндустрии.
Рассмотренные индикаторы и показатели развития наноиндустрии в Российской Федерации могут быть положены в основу системы мониторинга деятельности национальной нанотехнологической сети России.
Таблица 4. Целевые индикаторы развития отечественной наноиндустрии
№ индикатора Целевые индикаторы Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Ц.1 Объем продаж отечественной продукции наноиндустрии (Опн млрд. руб.) 2-3** 30 120 250 350 490 690 965 1350
Ц.2 Объем экспорта продукции наноиндустрии (О™, млрд. руб.) 0,6 6 24 50 70 98 138 193 270
Ц.З Доля продукции отечественной наноиндустрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на отечественном рынке (Дпнпп %) 0,32*** 6,8 17 -29 33 40 45 52 67,5
Ц.4 Доля отечественной продукции наноиндустрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на мировом рынке высоких технологий (Д^о, %) 0,003 0,09 0,35 0,75 1,04 1,46 2,05 2,9 4,0
Ц.5 Валовая добавленная стоимость, произведенная в секторе наноиндустрии (В млрд. руб.) 1-1,53*4* 14 62 138 203 299 442 647 945
Ц.6 Доля добавленной стоимости в произведенной отечественной продукции наноиндустрии (Д^„) 45 48 52 55 58 61 64 67 70
Ц.7 Индекс технологического обмена в области наноиндустрии5"** (И^; действительные значения числа от -1 дот) -0,36***** -0,3 -0,3 0 0,02 0,04 0,06 0,08 0,1
ю ю
§
I
к §
I
а
а §
о
** Данные объема продаж отечественной продукции наноиндустрии, созданной в ходе реализации инновационных проектов государственного значения в рамках ФЦНТП.
*** Экспертная оценка.
**** Отношение сальдо экспорта и импорта нанотехнологий к стоимости внешнеторгового оборота нанотехнологий.
***** Экспертная оценка по передовым производственным технологиям.
Таблица 5. Индикаторы и показатели выполнения задач первого этапа развития наноиндустрии в Российской Федерации
Индикаторы и показатели задач Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
1.1.1 Техно вооруженность (Т, тыс. руб./чел.) 420 630 840 1080 1260 1400 1530 1700 1900
1.1.2 Доля дорогостоящих (свыше 30 млн. руб.) высокоточных, измерительных, аналитических, технологических приборов и оборудования, уникальных стендов и комплексов не старше 8 лет (с учетом их модернизации) в общей стоимости машин и оборудования (Д.„,. %) 5 25 40 45 50 55 60 65 70
1.2.1 Численность персонала, проводящего исследования в области наноиндустрии (Чп, тыс. чел'.). 20 20,5 21 21,5 22 22,5 23 23,5 24
в том числе исследователей (ЧТ1) 10 10,3 10,6 10,9 11,2 11,5 11,8 12,1 12,4
1.2.2 Доля исследователей в общем объеме исследователей (%):
до 39 лет (Ди), 28,4 31 34 37 40 43 46 48 50
исследователей-докторов наук (Дщ), 1,7 2,7 3,7 5,0 6,0 7,0 8.0 9,0 10
в том числе до 39 лет (Дид,9), 5,8 7,3 8,8 10,0 11,2 12,5 13,5 14,5 15
исследователей-кандидатов наук всего (Д1К), 17,1 17,4 17,7 18,0 18,4 18,8 19,2 19,6 20
в том числе до 39 лет (Дге-,0) 19,1 21,7 24,2 26,7 29,2 31,7 34,2 36,7 40
1.3.1 Объем внутренних затрат на выполнение исследований и разработок по перспективным направлениям развития наноиндустрии (Оп<[|. млрд. руб.) 7,3 10,3 14,3 20 28 39 55 77 108
1.3.2 Объем внутренних затрат на выполнение исследований и разработок по перспективным направлениям развития наноиндустрии за счет средств федерального бюджета (ОВЗНФ, млрд. руб.) 4,7 6,7 9,3 13 16,5 19,5 27,5 34,5 43
1.4.1 Доля внебюджетных средств в общем объеме затрат на развитие наноиндустрии (Д,,,.,,. %) 40 44 48 53 57 60 64 67 70
1.4.2 Стоимость лицензионных платежей при введении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в области наноиндустрии (Опп, млрд. руб.) 0,04- 0,067** 0,6 2,4 5,0 7,0 9,8 13,8 19,2 27,0
** Данные по важнейшим инновационным проектам ФЦНТП.
Таблица 6. Целевые индикаторы выполнения задач второго этапа развития наноиндустрии в Российской Федерации
ю
№ индикатора Индикаторы и показатели задач Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
2.1.1 Объем средств на формирование производственно-технологической инфраструктуры наноиндустрии ** (ОфН. млрд. руб.) 4 40 40 40 50 70 90 130 180
2.1.2 Доля финансирования инновационных проектов в области наноиндустрии, инициированных частным бизнесом, в общем объеме финансирования проектов (ДФИБН, %) 30 32 34 36 38 41 44 47 50
2.2.1. Доля продукции наноиндустрии, реализованной кластерами**, в общем объеме продукции (Д||ИКГ %) - - - 30 37 44 51 57 65
§
I
к §
I
а
а §
о
** Средства федерального бюджета, выделенные Российской корпорации нанотехнологий на формирование произ-водственно-технологической инфраструктуры.
*** Кооперация научных, образовательных, промышленных организаций, структур малого бизнеса и субъектов инфраструктуры, рыночная стратегия которых основана на разработке, производстве и реализации инновационной продукции. Организация кластеров начнется с 2008 года.