М.Э. Жданова
СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ОСОБЫЙ ПОДХОД К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НЕВЬЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
В статье рассматриваются вопросы осуществления управления социально-экономическим развитием муниципального образования посредством системы стратегического и территориального планирования. Определена важность целостности системы стратегического и территориального планирования муниципального образования «Невьян-ский городской округ Свердловской области».
Ключевые слова: Стратегическое планирование, территориальное планирование, муниципальное образование, социально-экономическое развитее, прогноз, стратегия, муниципальные программы.
Основные целевые ориентиры перспективного развития всех муниципальных образований в общем виде связаны с выполнением двух основных функций: обеспечение качества жизни населения на уровне не ниже принятого в обществе социального стандарта и выполнение функции по обеспечению региональных и общероссийских интересов.
Следует отметить, что вектор развития муниципалитетов, прежде всего, определяется социальными ресурсами. Социальные ресурсы выступают основой для развития экономических отношений. Таким образом, сущность современного подхода к стратегическому и территориальному планированию состоит в направленности на поиск потенциала, который есть у муниципального образования, и спланировать его развитие.
Исходными приоритетными векторами направления социально-экономического развития муниципального образования «Невьянский городской округ Свердловской области» служат параметры прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [5], основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2], Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [3], Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года [4], отраслевых стратегических документов федерального и регионального значения, а также основные целевые параметры государственных программ Свердловской области.
Важно, что направления социально-экономического развития муниципального образования «Невьянский городской округ Свердловской области» учитывают важность целостности системы стратегического и территориального планирования муниципального образования.
Направления социально-экономического развития муниципального образования «Невьянский городской округ Свердловской области» обобщены и конкретизированы в Стратегия социально-экономического развития Невьянского городского округа на период до 2035 года (далее - Стратегия Невьянского городского округа) «в целях сохранения положительных тенденций и создания благоприятных условий для дальнейшего социально-экономического развития Невьянского городского округа на долгосрочную перспективу» [6].
Важнейшими элементами управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Невьянский городской округ Свердловской области» является реализация стратегических и территориальных приоритетов, выраженных в положениях Стратегии Невьянского городского округа, выработанной с учетом Генерального плана Невьянского городского округа, а также их последующего контроля и корректировки.
В целях обеспечения социально-экономического развития Невьянского городского округа, принята и реализуется комплексная программа «Развитие Невьянского городского округа» на 2020-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 13.08.2020 № 539-ПП со следующими направлениями развития [6]:
- «Развитие промышленности и предпринимательства Невьянского городского округа»;
© М.Э. Жданова, 2022.
- «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства Невьянского городского округа»;
- «Развитие городской среды Невьянского городского округа»;
- «Развитие жилищного строительства Невьянского городского округа»;
- «Развитие транспортной инфраструктуры Невьянского городского округа»;
- «Развитие физической культуры и спорта Невьянского городского округа».
Условием успешности реализации Стратегии Невьянского городского округа является обеспечение согласованности данного документа с городским сообществом в части определения механизмов, выработки последовательности совместных действий, сосредоточения ресурсов на приоритетных направлениях и проектах.
Органы местного самоуправления Невьянского городского округа обеспечивают процесс муниципального управления развитием округа в соответствии со Стратегией Невьянского городского округа; предпринимают действия по привлечению других участников к осуществлению мероприятий Стратегии Невьянского городского округа; обеспечивают доступность информации о ходе реализации Стратегии Невьянского городского округа; обеспечивают участие Невьянского городского округа в федеральных и региональных программах, проектах и мероприятиях, направленных на решение задач, соответствующих задачам Стратегии Невьянского городского округа.
Другие участники принимают решение об участии в реализации мероприятий Стратегии Невьян-ского городского округа, в том числе программ и проектов, на основе соглашений и договоров.
Опыт стратегического планирования в Невьянском городском округе показывает, что стратегическое управление носит цикличный характер и условно делится на четыре составные части аналитическую, плановую, реализационную и контрольную.
Основные принципы реализации Стратегии Невьянского городского округа: системность, непрерывность, адаптивность, интеграция ресурсов, целенаправленность, приоритетность, эффективность, общественное партнерство.
Для воплощения в жизнь основных направлений социально-экономического развития Невьянского городского округа используются следующие механизмы реализации:
- механизм планирования;
- нормативно-правовой механизм;
- финансово-экономический механизм;
- информационно-коммуникативный механизм;
- организационно-управленческий механизм.
Учитывая сложившуюся на территории Невьянского городского округа систему расселения и существующее функциональное зонирование территории, в Стратегии Невьянского городского округа предусмотрено создание трех макроэкономических зон, соответствующих сложившейся системе расселения территории: Центральной, Восточной и Южной, а также определены приоритетные виды деятельности по каждой из зон. Характеристика макроэкономических зон Невьянского городского округа представлена в таблице.1.
Таблица 1
Зона Приоритетные виды деятельности Потенциал территории Населенные пункты, входящие в систему расселения
Южная зона Туризм и отдых Наличие: - незадействованных в экономике округа трудовых ресурсов; - памятников природы - больших водных объектов (озеро Та-ватуй); - лесных массивов; - развитой туристической инфраструктуры (туристические базы, горнолыжный курорт) п.Таватуй, с. Таватуй, п. Аять, п. Приозёрный п. Калиново, п. Таватуй-ский детдом, п. Невьянский Рыбзавод
Центральная зона Промышленное производство, туризм, сельскохозяйственное производство Наличие: - незадействованных в экономике округа трудовых ресурсов; - крупных предприятий по производству строительных материалов и иных производственных объектов; - уникальных памятников истории и культуры. п. Забельный, п. Цементный п. Вересковый г. Невьянск п. Ребристый, с. Быньги д. Верхние Таволги д. Нижние Таволги п. Ударник, д. Серби-шино с. Шурала,
Зона Приоритетные виды деятельности Потенциал территории Населенные пункты, входящие в систему расселения
Активное развитие сохранившихся народных промыслов. Сохранившиеся и действующие предприятия сельскохозяйственного производства с. Федьковка д. Невь-янка, п. Середовина
Восточная зона Сельскохозяйственное производство, туризм и отдых Наличие: - незадействованных в экономике округа трудовых ресурсов; - большого ресурса неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для ведения сельскохозяйственной деятельности; - больших водных объектов (озеро Аят-ское); - лесных массивов с. Кунара, д. Осиновка п. Осиновский, с. Ко-нёво с. Корелы, с. Кунара с. Киприно, д. Гашени с. Аятское, с. Шайду-риха д. Пьянково, п. Плотина
Стратегия Невьянского городского округа является определяющим документом для деятельности органов местного самоуправления Невьянского городского округа. В основу реализации Стратегии Невь-янского городского округа заложены стратегические программы и стратегические проекты, которые носят программно-целевой характер. Каждый проект представляет собой совокупность мероприятий, направленных на решение какого-то частного или локального вопроса. Мероприятия стратегических проектов условно можно разделить по направленности решаемых задач: коммерческие и социальные.
Стратегия Невьянского городского округа содержит набор показателей, по которым разрабатываются кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы. Исходя из среднесрочных прогнозов составляется бюджет Невьянского городского округа. Таким образом, финансовая система городского округа отвечает содержанию Стратегии Невьянского городского округа и работает на его реализацию, непосредственно влияя на социальную и экономическую систему городского округа посредством финансирования приоритетных мероприятий, строительства первоочередных и наиболее значимых объектов.
Муниципальные программы, разрабатываемые в рамках реализации стратегических проектов, также являются инструментом реализации Стратегии Невьянского городского округа.
Особый подход к осуществлению управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Невьянский городской округ Свердловской области» в разрезе стратегического и территориально планирования обусловлен следующими условиями.
Муниципальное образование «Невьянский городской округ» занимает площадь 195794 га, с численность населения на 1 января 2020 года, по данным статистики, 40 350 человек [7]. На территории Невьянского городского округа расположены один городской населенный пункт и 34 сельских населенных пункта.
Территория Невьянского городского округа имеет сырьевую базу для производства строительных материалов (кирпичные глины, торф, известняк, редкоземельные металлы), так же имеются запасы золота и благородных металлов.
На территории Невьянского городского округа работает 6 предприятий по добыче полезных ископаемых, 55 предприятий обрабатывающего производства; производством и распределением электроэнергии, газа и воды занимается 10 предприятий. Оптовой, розничной торговлей, бытовым обслуживанием населения занимается 86 предприятий.
Организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, в 2020 году вложено инвестиций в основной капитал 1 021,6 млн. рублей или 107,2% в действующих ценах к уровню прошлого года.
В настоящее время на территории Невьянского городского округа реализуются инвестиционные проекты на крупных промышленных предприятиях.
АО «Невьянский цементник» - приобретение оборудования для оснащения лаборатории, вложено 13,9 млн. рублей;
ООО «Уральский завод модульных конструкций» реализует инвестиционный проект по производству кабин экскаваторов гусеничных ЭКГ-20, производству трамваев, срок реализации до 2030 года, объем инвестиций составил 23,6 млн. рублей;
АО «Невьянский машиностроительный завод» приобретение дефектоскопа, затрачено 4,6 млн. рублей.
Ежегодно обновляются основные фонды на добывающих предприятиях - приобретается землеройная техника, оборудование, автотранспорт.
Одним из показателей эффективности экономического развития территории является число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, данный показатель в 2020 году составил 310,3 единицы.
Общее число субъектов малого и среднего предпринимательства Невьянского городского округа в 2020 году составило 1299 единиц.
Для развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Невьянского городского округа реализуется подпрограмма «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Невьянском городском округе» муниципальной программы «Содействие социально-экономическому развитию Невьянского городского округа до 2024 года», утвержденной постановлением администрации Невьянского городского округа от 17.09.2014 № 2284-п.
В рамках программы осуществляются следующие мероприятия:
- сформирована и размещена на сайте база данных 43 инвестиционных площадок, расположенных на территории Невьянского городского округа, из них 9 размещено в 2020 году.
- разработаны 12 бизнес-проектов.
- с целью оперативного и полного информирования субъектов малого и среднего предпринимательства создан информационный ресурс - сайт Невьянского фонда поддержки малого предпринимательства http://nevfond.ru.
По данным Пригородного управления агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области на территории Невьянского городского округа занимаются сельскохозяйственной деятельностью 3 предприятия и 16 крестьянских (фермерских) хозяйств [1].
В связи с тем, что наблюдалось резкое снижение прибыльных сельскохозяйственных организаций на территории Невьянского городского округа, принято решение о включении в муниципальную программу «Содействие социально-экономическому развитию Невьянского городского округа до 2024 года», утвержденную постановлением администрации Невьянского городского округа от 17.09.2014 № 2284 -п, мероприятия по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность на территории Невьянского городского округа.
В рамках реализации государственной программы Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением администрации Невьянского городского округа от 23.10.2014 № 2619-п, завершены работы на объекте «Капитальный ремонт улицы Ленина в городе Невьянске Свердловской области».
Население сельских населенных пунктов Невьянского городского округа обеспечено регулярным автобусным сообщением с административным центром (город Невьянск). Пассажирские перевозки осуществляются автобусами и маршрутными такси.
На основе проведенного анализа достигнутых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Невьянского городского округа, можно сделать вывод, что на территории муниципального образования благодаря эффективной системе стратегического и территориального планирования организован особый подход к осуществлению управления социально-экономическим развитием муниципалитета, исходя из его места расположения, специфики территории и уникальности расположенных на территории промышленных производств. Основными инструментами управления в достижении поставленных задач являются муниципальные программы, реализуемые на территории округа.
Библиографический список
1. Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mcxso.midural.ru/ (дата обращения: 16.04.2022).
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/218558/ (дата обращения: 12.04.2022).
3. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/538452/ (дата обращения: 12.04.2022).
4. Президент Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://kremlin.ru/acts/bank/35261 (дата обращения: 14.04.2022).
5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 11.04.2022).
6. Стратегия социально-экономического развития Невьянского городского округа на период до 2035 года [Электронный ресурс] решение Думы Невьянского городского округа от 28.11.2018 № 114 Режим доступа: http://nevyansk66.ru/economy/ (дата обращения 15.04.2022).
7. Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sverdl.gks.ru/ (дата обращения 28.03.2022).
ЖДАНОВА МАРИНА ЭДУАРДОВНА - магистрант, Уральский государственный экономический университет, Россия.